УДК 378.244.6
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Р.М.Шерайзина
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Представлена концепция общественно-государственной экспертизы в логике компетентностного подхода и практика ее реализации на кафедре профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ.
Ключевые слова: общественно-государственная экспертиза, качество профессиональной подготовки магистров, образовательный менеджмент
In this article the concept of socially-state expert appraisal in the logical competence-based approach and practice of its realization in the department of professional pedagogical education and social management of NovSU is described.
Keywords: socially-state expert appraisal, quality of vocational training of masters, educational management
Одним из теоретических положений проектирования процесса экспертизы качества профессиональной подготовки магистров по направлению педагогика в области образовательного менеджмента являются результаты сравнительных исследований политики оценивания, в которых отмечается, что не существует наилучшей системы оценивания, а применение различных способов оценивания (тестов, экзаменов и др.) может быть мощными рычагами изменения [1].
Ко второму концептуальному положению можно отнести теорию становления обучающейся организации, деятельность которой направлена на создание организационного знания, рассматриваемого как создание и развитие нового знания, его распространение и воплощение в продуктах, услугах и системах [2].
Вслед за А.А.Вербицким и О.Г.Ларионовой мы полагаем, что качество профессиональной подготовки будущих магистров основано на интеграции личностного и компетентностного подходов. Если первый обеспечивает направленность образовательного процесса на развитие личности магистранта, который принимает на себя ответственность за свой выбор индивидуального маршрута в процессе обучения, а преподаватель выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate — облегчать, помогать) и предоставляет обучающемуся свободу быть самим собой, узнать собственные силы и пределы возможностей в разных ситуациях, что усиливает его потенциал, направляет его по линии самоузнавания, самопринятия, самоопределения, самоорганизации, саморазвития, то второй ориентирован на практику, предполагает формирование прагматических ключевых и профессиональных компетенций, социальных профессионально-важных качеств личности, необходимых для трудоустройства выпускника и адаптации к рыночным условиям [3].
В данной логике экспертная оценка качества профессиональной подготовки магистров — образовательных менеджеров является инновационным процессом, который представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. Рассмотрим специфику общественно-государственной экспертизы профессиональной подготовки магистров педагогики в области об-
разовательного менеджмента как инновационного процесса.
Инновационность проявляется прежде всего в инновационном характере объекта и предмета экспертизы. Объект экспертизы — совокупность компетенций выпускника магистерской программы «образовательный менеджмент»: информационно-
образовательной, социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, межкультурной и рефлексивно-креативной [4].
Информационно-образовательная компетенция рассматривается как готовность и способность выпускника использовать информационно-компьютерные средства и способы для получения и применения новых знаний, наращивать информационный потенциал работников, осуществлять менеджмент информационных ресурсов.
Социально-педагогическая компетенция определяется через готовность и способность выпускника на основе социологических и психологопедагогических знаний осуществлять различные виды педагогической деятельности (преподавательскую, научно-методическую, консультационную, воспитательную).
Организационно-управленческая компетенция характеризуется готовностью и способностью выпускника к комплексному обеспечению рационального использования образовательных ресурсов, к созданию условий для формирования и развития команд (стимулирование самостоятельности субъектов, их самоорганизации, самоуправления, лидерских качеств).
В данном контексте научно-исследовательская компетенция — это готовность и способность выпускника к качественному решению проблем в области образовательного менеджмента средствами деятельности научно-исследовательского характера, а межкультур-ная компетенция — это готовность и способность выпускника к межкультурному взаимодействию, решению актуальных задач образовательного менеджмента в контексте международных интеграционных процессов и, наконец, рефлексивно-креативная компетенция
— это готовность и способность выпускника к инициативной, самостоятельной инновационной деятельности по обеспечению развития образовательного ме-
неджмента на основе рефлексии профессиональноличностного развития персонала и процесса становления организации обучающейся [5].
Предметом экспертизы является уровень развития перечисленных компетенций и готовность магистрантов к научно-исследовательской, научнопедагогической, проектной, управленческой, организаторской деятельностей магистранта. Раскроем сущность каждого вида деятельности.
Научно-исследовательская деятельность связана с решением инновационных управленческих задач с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие следующих основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обогащение, собственные выводы.
Для эффективной организации научноисследовательской деятельности образовательный менеджер должен уметь решать следующие задачи:
— выявлять и систематизировать проблемы в различных научных исследованиях;
— выбирать необходимые методы исследования;
— осваивать новые методы исследования, теории и модели;
— обрабатывать полученные результаты научных исследований на современном уровне и их анализировать;
— применять новые информационные технологии в работе с научной литературой;
— писать и оформлять научные статьи;
— организовывать и проводить научные конференции, семинары;
— составлять отчеты и доклады о научноисследовательской работе;
— формулировать новые задачи в ходе научного исследования;
— разрабатывать новые методы исследования.
Научно-педагогическая деятельность предполагает решение организационно-педагогических и дидактических задач в различных организациях на основе применения результатов научных исследований. Она включает в себя комплексный анализ научно-педагогического и методического опыта в сфере образовательного менеджмента; проектирование отдельных компонентов образовательного процесса; экспертизу отдельных элементов методической системы обучения; организацию и проведение педагогического эксперимента; апробацию различных систем диагностики качества профессиональной деятельности образовательного менеджера; проведение занятий в организациях различного типа.
К умениям образовательного менеджера в научно-педагогической деятельности, относятся:
— проектирование и реализация в практике обучения нового содержания учебных дисциплин программы «Образовательный менеджмент»;
— диагностика уровня обучаемости студентов, затруднений, возникающих в процессе обучения;
— определение стратегии индивидуальной коррекции или развития студентов в учебном процессе;
— осуществление индивидуальной и дифференцированной работы в процессе организации образовательного процесса.
Проектная деятельность направлена на создание прототипа, предполагаемого или возможного прообраза обучающейся организации, проектирование стратегий и программ ее развития, включающее этапы предпроектного исследования, реализации проекта, внедрения его результатов и анализа опыта реализации проекта.
Проектную деятельность образовательного менеджера можно рассматривать как самостоятельную творческую познавательную деятельность, направленную на создание новаторского продукта, обладающего субъективной (иногда объективной) новизной, в процессе которой происходит развитие продуктивного воображения, творческого мышления, рефлексии, формирование творческих способностей и личностных качеств — таких, как ценностные ориентации и интересы, умение ставить и решать проблемы, оперировать механизмом анализа через синтез, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение делать вывод, устанавливать причинно-следственные связи.
Управленческая деятельность связана с планированием, организацией, мотивацией, контролем и обеспечивает достижение целей организации в условиях неопределенности. Это процесс, включающий системный анализ деятельности организации и на его основе определение проблем; постановку задач и достижение согласия в путях их решения; критическую оценку альтернатив; координацию планов и действий; создание ситуации успеха и поддержки высокой мотивации; формирование корпоративной культуры; объективную оценку результатов.
Успех управленческой деятельности возможен в том случае, если образовательный менеджер умеет предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения управленческих решений; способен правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных; умеет применять конкретные управленческие приемы, обеспечивающие эффективное достижение целей управления.
Организаторская деятельность способствует объединению людей и средств для достижения поставленных целей и формированию организационной культуры. Она непосредственно связана с формированием у персонала культуры непрерывных организационных изменений, основные принципы которых
— обеспечение командной работы; сплоченность организации, четкое определение роли каждого специалиста и единое понимание всеми целей проводимых изменений; участие сотрудников в установлении целей организационных изменений; моральное и материальное стимулирование.
В практике работы кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого идеи общественно-государственной экспертизы реализуются
через деятельность общественного экспертноаналитического совета. Он создан с целью обеспечения новых, более демократичных партисипативных отношений, согласованного взаимодействия кафедры и гражданского общества в области подготовки высокопрофессиональных специалистов по направлениям деятельности кафедры и экспертизы ее качества.
Основными направлениями деятельности совета являются:
— развитие гражданской активности всех субъектов образовательного процесса;
— создание условий для повышения общественной активности кафедры;
— формирование локального обучающегося сообщества в пределах направлений профессиональной деятельности кафедры;
— организация обучения членов совета методике экспертизы государственно-общественного управления кафедрой и включение их в оценку эффективности ее деятельности;
— экспертиза учебных планов, образовательных программ, учебно-методических комплексов и разработка рекомендаций по их совершенствованию;
— проведение мониторинга трудовой деятельности выпускников кафедры;
— систематическое анкетирование выпускников, работодателей, членов совета по проблемам повышения качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
— содействие трудоустройству выпускников, раннее их трудоустройство через проведение практик, стажировок на базе различных учреждений и организаций, заключение целевых договоров.
В целях развития экспертной деятельности совета на кафедре созданы следующие условия: стимулирование совместной образовательной деятельности: проявление собственной инициативы; коллективная поддержка и оценка; формирование общей системы ценностей; управление совместной деятельностью; влияние на распределение ресурсов; наличие общего информационного пространства: взаимный обмен информацией; создание сайта совета, издание совместной печатной продукции и др.
Среди механизмов деятельности общественного экспертно-аналитического совета кафедры можно выделить такие, как: формирование общественно-
образовательных договоров; стимулирование членов совета к продуктивному взаимодействию; объединение руководителей образовательных учреждений и организаций, имеющих достаточные ресурсы и не имеющих их, вокруг кафедры; интеграция взаимодействия: обмен недостающими ресурсами, информацией; мониторинг трудовой деятельности выпускников специальностей кафедры по параметрам: востребованность (раз в год); успешность трудовой деятельности (раз в год); включенность в процесс повышения квалификации (раз в 5 лет); удовлетворенность (раз в год).
В деятельности совета активно используются следующие формы:
— совместные социально-педагогические проекты; комплекс согласовательных процедур; общест-
венно значимые заказы кафедре; согласованные формы финансово-хозяйственного обеспечения и др.;
— страница на сайте «История успеха», благодарственные письма, совместные конкурсы, их рефлексия, реклама деятельности членов совета, вовлечение их в обучение и др.;
— создание библиотеки исследований по проблемам развития дошкольного образования, семейного воспитания, образовательного менеджмента; электронный ресурс «Друзья и социальные партнеры»; сборник ситуаций из практики и варианты их решения; совместное создание документов, презентации, эссе; сетевые отзывы, издательская деятельность; консультирование и др.
В чем же выражаются основные социальнопедагогические эффекты общественно-государственного управления кафедрой? Это развитие инновационных корпоративных общественно-педагогических практик и их методического сопровождения; снижение процесса эмоционального «выгорания» преподавателей, учителей и воспитателей, улучшение объективных показателей их самочувствия; более высокий уровень образовательных результатов в учреждениях и организациях, входящих в совет, в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики.
Оптимальное сочетание общественногосударственного управления и общественногосударственной экспертизы качества профессиональной подготовки магистров — образовательных менеджеров способствовало повышению результативности деятельности кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ. Так, для организации совместной учебной, методической и научной деятельности, заключено 36 общественно-образовательных договоров на региональном уровне, 8 — на федеральном, 3 — на международном для организации совместной учебной, методической и научной деятельности. На основе общественно- образовательных договоров с работодателями определены примерные темы курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций; повысилась общественная активность преподавателей и студентов в проведении конкурсов и мероприятий, социально значимых для кафедры и учреждений Новгородской области.
Таким образом, общественно-государственная экспертиза качества профессиональной подготовки магистров по направлению педагогика в области образовательного менеджмента способствует внедрению инноваций в учебный процесс, повышению имиджа кафедры и ее выпускников.
1. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект / А.Литтл, М.Локхед, В.Чайнапа и др. М.: Просвещение, 2007. 367 с.
2. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. М.: Просвещение, 2006. 272 с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компе-тентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2010. 336 с.
4. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования: Монография / М.Н.Певзнер, Е.В.Иванов, Е.Ю.Игнатьева, П.А.Петряков,
Г.А.Федотова, Р.М.Шерайзина, А.Г.Ширин. В. Новгород: 3.
НовГУ, 2010. 415 с.
5. Шерайзина Р.М. Магистратура и образовательный менеджмент: Науч.-метод. пособие. В. Новгород: НовГУ, 2009. 60 с. 4.
Bibliography (Translitirated)
1. Novoe v ocenke obrazovatel'nykh rezul'tatov: mezhdunarodnyjj aspekt / A.Littl, M.Lokkhed, V.Chajjnapa i
dr. M.: Prosveshhenie, 2007. 367 s. 5.
2. Fullan M. Novoe ponimanie reform v obrazovanii. M.: Pros-veshhenie, 2006. 272 s.
Verbickijj A.A., Larionova O.G. Lichnostnyjj i kompe-tentnostnyjj podkhody v obrazovanii: problemy integracii.
M.: Logos, 2010. 336 s.
Obrazovatel'nyjj menedzhment: upravlenie obrazovaniem ili upravlenie posredstvom obrazovanija: Monografija /
M.N.Pevzner, E.V.Ivanov, E.Ju.Ignat'eva, P.A.Petrjakov, G.A.Fedotova, R.M.Sherajjzina, A.G.Shirin. V. Novgorod: NovGU, 2010. 415 s.
Sherajjzina R.M. Magistratura i obrazovatel'nyjj me-nedzhment: Nauch.-metod. posobie. V. Novgorod: NovGU, 2009. 60 s.