Научная статья на тему 'Общественная среда предпринимательской деятельности в современной России'

Общественная среда предпринимательской деятельности в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТОВ / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Федорович

В сообщении дан анализ современной ситуации в государственно-частном партнерстве, выявляются закономерности и особенности развития общественной среды предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная среда предпринимательской деятельности в современной России»

Ю. Ф. Воробьев,

доктор экономических наук, профессор

ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В общей структуре трансформации общественного строя России наиболее радикальной составляющей является формирование предпринимательства, основанного как на частной, так и на государственной, а также коллективной и различных вариантах смешанной форм собственности, и получившего широкое институциональное обеспечение. За два десятилетия становления российского предпринимательства в этой сфере произошли радикальные масштабные и качественные изменения. Предпринимательские структуры в основном обеспечены развитой рыночной инфраструктурой и соответствующими институтами, включающими прежде всего нормативно-правовую базу.

В общеэкономической ситуации в стране произошли позитивные сдвиги — в существенной степени преодолены последствия предшествующего разрушения производственного потенциала и деградации социального положения населения, явившихся следствием так называемых «либеральных реформ». На современном этапе прогрессивными тенденциями в изменении экономической среды в сфере предпринимательской деятельности является развитие конкурентных отношений между субъектами хозяйствования и бизнеса разных уровней и масштабов, институциональное обеспечение предпринимательской деятельности и прежде всего в части расширения и совершенствования нормативно-правовых основ, оптимизация баланса между государственным регулированием и свободой деловой активности, а также усиление направленности предпринимательства через формирование социально-экономических условий в сторону реального сектора экономики, несырьевого и инновационно-инвестиционных направлений.

Если предприниматели неизбежно существуют и действуют в системе всей совокупности общественных отношений, то вполне понятно, что и политическая, и социальная, и хозяйственная, и правовая обстановка, состояние гражданских институтов отражаются на целевых установках, механизмах и методах реализации предпочтений делового мира. Да и образ жизни различных представителей предпринимательства имеет определенные, хотя и не очень глубокие исторические корни. Грабительская и захватническая приватизация государственного богатства узким слоем предприимчивой номенклатуры в ходе так называемых «либеральных реформ» изначально обусловила социально опасную дифференциацию в экономическом положении разных слоев населения.

Формирование единого рыночного пространства в стране как критериального условия развития адекватной современным требованиям предпринимательской среды связано не только с унификацией нормативно-правовой базы в регионах, но и с материальным обустройством территорий и организацией территориального пространства, включая, например, транспортные и информационные коммуникации, материальные элементы рыночной инфраструктуры. Взаимосвязь предпринимательской среды и общего состояния жизнедеятельности российских граждан проявляется в утверждении представителей бизнеса о зависимости их созидательной работы и социальной ответственности, соблюдения норм и правил от определения стратегии как страны в целом, так и отдельных отраслей и сфер хозяйства, от наличия адекватного законодательства и соответствующих институтов рыночной экономики.

Для современного этапа развития российской экономики характерны динамичные изменения в состоянии предпринимательской среды. Речь идет не о возникновении или исчезновении субъектов хозяйственной деятельности, что является естественной

картиной любой рыночной экономики, а прежде всего о нормативно-правовом обеспечении предпринимательства со стороны федеральных и местных органов управления, о факторах, влияющих на исполнение хозяйственного законодательства. При этом одностороннее регулирование со стороны государства ныне во все большей степени дополняется государственно-частным партнерством в реализации национальных проектов и программ, особенно взаимодействием государства и крупного бизнеса, располагающего широкими инвестиционными возможностями.

Одной из стимулирующих форм развития рыночной экономики является конкуренция предпринимательских структур в сферах крупного, среднего и малого бизнеса. Именно конкуренция придает динамичный характер изменениям экономической среды, при этом предприниматели осуществляют организацию и управление процессом воспроизводства на основе прогрессивных технологий, выступая новаторами, выбор стратегии и тактики своей деятельности с учетом системных рисков, посредством активного стимулирования трудовой деятельности менеджмента, сотрудников предприятий и компаний.

Возрастающее влияние предпринимательства практически на все отрасли хозяйства, а также расширение предпринимательской деятельности, ориентированной на получение прибыли в таких сферах как здравоохранение, образование и культура трансформирует систему не только экономических, но и в целом общественных отношений и общественное сознание. Особо надо отметить взаимодействие и взаимовлияние той среды, которая формируется в хозяйственной сфере и отражается в формах и методах предпринимательской деятельности, и характером общественной среды, являющейся внешней по отношению к деятельности предпринимателей и включающей современное цивилизационно-культурное развитие общества в контексте глобализации, степень толерантности отношений в обществе, взаимодействие с государственными организациями, а также учитывающей политические, социальные, экологические, научно-технические, религиозные, этические факторы развития.

Оценивая состояние общественной среды в аспекте развития предпринимательства, нельзя не отметить и те противоречия, преодоление которых должно способствовать поступательному устойчивому росту экономики в интересах всего общества. Так, рыночно-капиталистическая ориентация прежде всего крупного бизнеса ныне привела к обогащению узкого элитного слоя и не проецируется на большую часть населения страны. И проблема не только в беспрецедентной материальной дифференциации общества, но и в том негативном влиянии, которое она оказывает на нравственное состояние общества, не говоря уже об источниках коррумпированности бюрократии, утечке капиталов за рубеж и нарушениях правовых норм.

Здесь совершенно очевидна решающая роль государства в том, чтобы провозглашаемая социальная ориентация развития общества осуществлялась не только в теории, но и на практике. Существенные шаги в этом направлении уже делаются — это и введение платы за использование природных ресурсов, и налогов на сверхдоходы добывающих компаний, и повышение экспортных пошлин на вывозимые сырьевые ресурсы, усиление контроля со стороны государства. Но не менее важно осознание бизнесом своей социальной ответственности и, что предполагает строгое соблюдение правовых норм предпринимателями, открытость отчетности, партнерство с государством в решении социально-экономических задач, взаимодействие с общественными организациями, спонсорство, меценатство, финансирование со стороны отечественного бизнеса некоммерческих неправительственных организаций и других институтов общественного самоуправления, в том числе региональных.

Представители различных экономических школ и теорий характеризуют по сути отдельные стороны предпринимательской деятельности, включая такие функции как

стремление к прибыли и созданию капитала, организация производства, ответственность в условиях риска, неопределенности и конкуренции на рынке, установление контрактных отношений, инновационная направленность и новаторство, удовлетворение потребностей населения, социальная ответственность и благотворительность. Все эти начала могут быть представлены либо в полном объеме, либо частично в тех или иных сферах деятельности и несомненно активизируют созидательную энергию человека и ориентируют его на свободу выбора в соответствии с его знаниями, умением и навыками. Но предпосылки для реализации указанных целей в современном мире не формируются стихийно, для этого нужна целенаправленная политика.

В развитии предпринимательской среды можно выделить следующие тенденции: первая — расширение сферы предпринимательских отношений, связанные с ростом масштабов и все большим охватом областей продуктивной деятельности человека, включенного в рыночные отношения; вторая — поступательное наращивание прогрессивных черт предпринимательской деятельности, включая все большую ориентацию на удовлетворение потребностей общества, приобретение широкого спектра черт подлинно цивилизованной деятельности с современной квалификацией и культурой и соблюдением установленных обществом норм и правил; третья — прямо противоположная второй и представляющая собой синтез негативных, а порой и прямо криминальных методов и механизмов достижения целей, путем захвата чужой собственности, преступной ликвидации конкурентов, уклонения от налогов и ухода в тень, коррупции и прочих нарушений законодательства. Если первое и второе направления заслуживают всесторонней поддержки и стимулирования на федеральном и региональном уровнях, то третья тенденция должна подавляться, и прежде всего всей мощью государственной правоохранительной системы, ибо от этого зависит и развитие социально-ответственного предпринимательства и просто безопасность граждан, а следовательно, уверенность в будущем как моральный фактор оздоровления делового климата.

Предпринимательская деятельность непосредственно зависит от эффективности государственного регулирования различных сфер экономики. В каждый конкретный период состояние предпринимательской среды определяется соотношением объективных и субъективных, исторических и ситуативных, социально-экономических и политикоидеологических, психологических и мировоззренческих факторов.

Развитие мироцелостности и интенсификация глобализации на современном этапе не могут не оказывать влияние на развитие отечественного предпринимательства. Наряду с усилением международных коммуникаций и обострением конкуренции со стороны зарубежных субъектов рынка глобализация имеет и негативные последствия для национальной экономики, ибо ведет наряду с удовлетворением части внутренних потребностей в товарах, услугах и финансовых ресурсах к вытеснению отечественных предпринимателей с внутреннего рынка, а вслед за этим и к разрушению производственного потенциала соответствующих предприятий, для устойчивого положения отечественных предпринимателей. Для фирм, предприятий, корпораций, компаний, финансово-промышленных групп, банков необходимы более высокая производительность труда и инновационная активность, а также государственный рациональный протекционизм в отношении отечественных секторов экономики.

Если предпринимательскую среду характеризовать как систему отношений внутри предпринимательского сектора экономики и взаимодействия предпринимателей с государством и негосударственными структурами, то безусловно к внешним факторам, влияющими на национальное предпринимательство относится сотрудничество и партнерство с зарубежными компаниями, интеграционные процессы, миграционная мобильность, информационные коммуникации, глобализация и регионализация, политическое взаимодействие различных стран на государственном уровне. Внешние факторы безус-

ловно влияют на экономическое положение предпринимателей, на их ментальность, ценностные ориентации, социальное поведение. Само понятие «предпринимательская среда» конкретизируется в такой категории как «деловой климат» или «бизнес-среда», включающих оценки внешних факторов хозяйственного функционирования субъектов делового мира: характер государственной экономической политики и макроэкономических условий, налоговое регулирование, доступность земли и иных ресурсов, состояние судебной системы и таможенных правил, безопасности, доступность (в том числе цена) кредитов, энергообеспечение, коммуникации и транспорт.

Таким образом, предпринимательскую среду можно рассматривать и в материальном, и институциональном и культурологическом аспектах, включая исторические и национально-бытовые традиции. Когда же речь идет о региональной специфике предпринимательской среды, то приходится учитывать политико-экономическую, политическую и социальную специфику, а также и физико-географические особенности отдельных территорий, отражающиеся на формах и механизмах деятельности предпринимателей. Совершенно очевидна необходимость преодоления резких региональных различий в состоянии предпринимательской среды в интересах формирования единого культурного и информационного, экономического пространства, инвестиционной привлекательности и реализации стратегических целей экономического развития. В формировании общественной среды важнейшая роль принадлежит крупным корпорациям и характеру их экономического поведения, ориентированного или на обеспечение социальной ответственности в принятии хозяйственных решений и эффективность или только на достижение прибыли, как источника наращивания корпоративного богатства и благополучия акционеров. Последнее, освященное неолиберальными принципами свободного рынка при минимизации вмешательства государства, на практике приводит и привело к усилению социальной дифференциации в обществе.

Если внутри корпорации экономические агенты обеспечиваются необходимыми условиями развития по всем направлениям — от профессиональных навыков и знаний персонала до информационной инфраструктуры как предпосылки роста и упрочения позиций на рынке, то внешнее взаимодействие требует иного видения социального пространства и соответствующего понимания общественных интересов государственного, регионального и местного уровней. Однако российский крупный бизнес во многих случаях не выполняющий в полной мере своих элементарных экономических обязательств перед государством еще более далек от активного социального партнерства с внешними институтами гражданского общества. Речь идет не только о простом спонсорстве или отдельных благотворительных акциях, а именно о деловом систематическом партнерстве, стимулирующем образование, инновации и обновление общественной среды.

Основу деятельности предпринимателей как хозяйствующих субъектов, выступающих на рынке, составляют конкурентные отношения. Развитие конкурентной среды предполагает преодоление тенденций к монополизму, снятие барьеров, экономических и административных ограничений, препятствующих соперничеству производителей, поставщиков продукции и услуг на специализированные рынки с учетом спроса со стороны потребителей. Именно на это направлена деятельность Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации. Но это направление деятельности государства может быть эффективным лишь в сочетании с мерами по стимулированию предпринимательской активности в прогрессивных для общества направлениях. Поэтому необходимо внимание к реализации иных принципов, а именно к корпоративной социальной ответственности, корпоративной гражданственности, предполагающей взаимосвязь и взаимодействие корпораций с институтами гражданского общества, некоммерческими организациями, деятельность которых охватывает различные социальные сфе-

ры, а главное — руководствуется интересами незащищенных социальных слоев на потребительском рынке, в сфере оказания услуг и в окружающей среде обитания.

Как национальная экономика в целом, так и ее составляющая — предпринимательство, находятся ныне под влиянием глобализации, интенсивным расширением информационного пространства, на основе распространения компьютерных технологий, количественной и качественной интенсификации финансовых потоков и экспортно-импортных взаимосвязей. Таким образом трансформируется и конкурентная среда бизнеса, требующая от последнего адекватного уровня менеджмента. Отсюда ключевым фактором динамичного совершенствования систем управления является повышение качества кадрового состава управленцев.

По одному из опросов руководителей российских компаний развитию бизнеса в России мешает нехватка квалифицированных кадров — 76 %, чрезмерное вмешательство государства — 65 %, увеличение цен на сырье и энергосистемы — 61 %, политическая нестабильность — 57 %. По данным московской группы проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства — Россия» размер неформального кредитования начинающих предпринимателей в России превышает объем финансирования всех государственных программ поддержки малого предпринимательства. К неформальному кредитованию относятся не только кредиты банков, но и заимствование у коммерческих партнеров и у так называемых «бизнес-ангелов», бизнесменов которые дают стартовый капитал с расчетом получения прибыли в перспективе. Недоверие граждан России банкам, паевым инвестиционным фондам (ПИФам) и общим фондам банковского управления (ОФБУ), биржевым играм, негосударственным пенсионным фондам существенно ограничивают деловую активность указанных институтов. Масштабы и эффективность функционирования рыночных институтов, например ПИФов и ОФБУ, зависят не только от характера нормативного регулирования, но и от обеспечения населения соответствующей адэкватной информацией и гарантиями от возможных рисков, что могло бы повысить доверие потенциальных вкладчиков.

Влияние внешних факторов на состояние внутренней предпринимательской среды обусловлено конкурентоспособностью производимой продукции, производительностью труда на российских предприятиях. При самых общих условиях формирования предпринимательской среды система экономических отношений дифференцирована в сферах крупного среднего и малого бизнеса, причем влияние крупного бизнеса является определяющим по отношению к среднему и малому предпринимательству. Отечественное малое предпринимательство находится в начальной стадии своего развития с точки зрения общественных потребностей по отношению к этому субъекту рыночной экономики и развивается в условиях ограниченной внутренней и внешней среды жизнеобеспечения и жизнедеятельности в условиях рынка. В последние годы сокращение числа малых предприятий, сужение сферы их деятельности и выполняемых функций определяется рядом факторов, сдерживающих его развитие.

Практика показывает, что несмотря на усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства, коренного изменения в данной сфере экономики не происходит. Развитие малого предпринимательства будет способствовать росту предпринимательской активности среднего класса и пополнению численности среднего класса за счет предпринимателей. Следствием этого должен стать рост доходов населения, что является необходимым условием формирования в России полноценного среднего класса. Малые предприятия и их собственники являются неотъемлемой частью социальноэкономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, необходимую мобильность, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту нацио-

нальной экономики. Одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизнеобеспечения народонаселения в условиях рыночной экономики является интенсивное развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес играет важную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Малое предпринимательство является особой самоорганизующейся формой экономической активности, позволяющей эффективно соединять факторы производства, обеспечивающей развитие экономики с использованием достижений научно-технического прогресса, направленной на решение экономических и социальных задач общества, опирающейся прежде всего на конкурентные преимущества.

Развитие малого предпринимательства на современном этапе оказывает все большее влияние на формирование устойчивых рыночных связей, обеспечение рациональной занятости, удовлетворение насущных потребностей населения благодаря гибкости и межотраслевой и территориальной мобильности, реализации индивидуальных способностей.

Преимущественное развитие малого бизнеса в сфере торговли исторически обусловлено большей доступностью, упрощенной организацией, возможностями опоры на импорт и широким спросом населения, да и недостаточно развитой сетью крупных торговых центров. Однако ситуация в сфере торговли постепенно изменяется по мере расширения возможностей удовлетворения потребностей населения современными предприятиями оптовой и розничной торговли, составляющими конкуренцию малому бизнесу. Вместе с тем, главным для этой сферы является не механическое сокращение числа предприятий малого бизнеса, а более полное удовлетворение спроса со стороны населения; изменение общей структуры малого бизнеса предполагается за счет ускоренного увеличения численности предприятий производственного характера и сферы услуг.

Структурные изменения в области малого бизнеса ориентированы на ускоренный рост числа предприятий инновационного типа, сферы услуг и промышленного производства. К 2020 г. по прогнозам планируется сокращение предприятий в сфере торговли до 25 % и увеличение в сфере услуг с 15 до 30 %; в сфере науки и высоких технологий с 2 до 10 %, в здравоохранении с 1 до 5 %; широкий спектр форм поддержки малого бизнеса — от увеличения финансирования из федерального бюджета, региональных бюджетов, до сокращения числа проверок, льготного предоставления арендуемых помещений, развитие информационной инфраструктуры образовательной подготовки кадров для малого бизнеса. Таким образом в самом широком смысле среда жизнедеятельности, в том числе предпринимателей, предопределяет и цели, и средства, и возможные методы достижения необходимых результатов. Если эффективность предпринимательской деятельности непосредственно зависит от состояния менеджмента, интеллектуального потенциала, материальной инфраструктуры в том или ином регионе, то специализация предприятий, например в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях промышленности и сельского хозяйства во многом определяется природными условиями.

Если металлургические компании ныне монополизировали рынок и соответственно диктуют цели, то это отражается на деятельности предпринимателей в других смежных сферах. Одним из факторов изменения предпринимательской среды является создание новых институтов рыночной экономики. Далеко не завершено становление национального и социально ориентированного российского предпринимательства, сохраняющего традиционные устои повседневной жизни цивилизованного общества и способы их реализации, учитывающего интересы основной массы населения. Получившие в последние годы распространение незаконные, рейдерские захваты крупных и малых предпри-

ятий и других объектов различных форм собственности дестабилизируют не только экономическую сферу, но и негативно отражаются на состоянии общественной среды в целом. Как отмечалось Российским союзом товаропроизводителей, необходима четкая регламентация правил создания, преобразования и ликвидации компаний, ибо пробелы в законодательстве приводят и к корпоративным захватам с применением насилия, к административным нарушениям с подделками документов, подкупу ответственных работников и к стремлению легализации этих захватов. Преодолению этой негативной ситуации, связанной с корпоративными конфликтами и так называемыми «недружественными поглощениями» призван принятый Госдумой проект Федерального закона, направленного на борьбу с рейдерством и предусматривающего ужесточение ответственности за участие в противозаконной деятельности, что призвано оздоровить обстановку в предпринимательской сфере.

Рейдерские захваты, преднамеренные банкротства, в том числе стратегических предприятий, представляют собой антигосударственные действия, преграду которым призваны поставить барьеры законодательные нормы. Роль Федеральной антимонопольной службы содействует соблюдению правил добросовестной конкуренции бизнесменами, субъектами рынка путем принятия административных мер против участников сговора.

Взаимодействие государства и частного бизнеса в современных условиях не укладывается в рамки традиционного их противопоставления, например, рынка и государственных институтов, или государственного регулирования частного сектора экономики. И дело не только в развитии государственного предпринимательства осуществляемого отраслевыми госкорпорациями. Поскольку в ходе рыночных реформ к частному бизнесу переходила все большая часть бывшей госсобственности, то соответственно возрастала и роль частно-предпринимательских структур в развитии экономики. Вместе с тем, по мере роста государственных финансовых средств очевидна необходимость их эффективного использования на благо общества, и именно этот общественный интерес стимулирует поиски наиболее рациональных форм и механизмов государственночастного партнерства при реализации как федеральных, так и специальных инвестиционных программ, инфраструктурных проектов федерального, регионального и муниципального уровней, при развитии особых экономических зон. Взаимовыгодный характер такого взаимодействия должен обеспечиваться соответствующими договорами, долгосрочными контрактами как стратегического характера, так и локального типа проектов. При этом частник, естественно и как правило, ориентируется на прибыль, а государство призвано добиваться не только чисто экономической эффективности, но и достижения общественных целей, благополучия своих граждан, т. е. непосредственного включения социальной составляющей в предпринимательскую деятельность и сочетания государственной ответственности и технологически просчитанной выгоды бизнес-структур, уже имеющих в этой области достаточный опыт, причем основным направлением государственного инвестирования являются объекты инфраструктуры, однако и развитие обрабатывающей промышленности требует интенсификации государственно-частного партнерства. Последнее предполагает соответствующую ориентацию банковской деятельности, участие не только Банка развития, но и коммерческих банков, их взаимодействие, а также нормативно-правовое обеспечение со стороны государственных институтов.

Государственно-частное партнерство содействует формированию конструктивных отношений и в сфере предпринимательской деятельности и в обществе в целом, более полному осознанию бизнесом своей социальной ответственности и пониманию со стороны широкой общественности важного значения предпринимательства для эффективного социально-экономического развития с учетом особенностей и потребностей ее регионов.

Предпринимательство в банковской сфере находится под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов, ибо зависит от состояния глобальных проблем с ликвидностью, с сокращением или расширением кредитования. Нельзя не отметить такие прогрессивные направления в деятельности крупных банков, как совместное финансирование масштабных долгосрочных проектов, международные операции, территориальное расширение — открытие новых филиалов. Ориентация банковской деятельности не только в коммерческом направлении, но и на развитие реального сектора экономики на инвестиционно-инновационных началах отражает положительные тенденции в финансовой сфере. Не вдаваясь в дискуссии о социальной ответственности, прежде всего представителей крупных предприятий и фирм, банков, корпораций и акционерных обществ, нельзя не обращать внимание на соотношение их ориентации, с одной стороны — на наращивание личных богатств, и на инвестиционно-инновационный рост производственного потенциала и сферы услуг, с другой.

Для улучшения делового климата весьма важно оздоровление внутрикорпоративных отношений, нередко деформированных узурпацией непропорционально высокой части дохода узким кругом собственников, членами совета директоров и топменедже-рами, что не может не тревожить общество, поскольку это является одним из факторов сложившейся социальной дифференциации, хотя и такое положение является внутрикорпоративной проблемой, если не затрагивает интересов обеспечения национальной безопасности. Если предпринимательская среда трансформируется под влиянием всей системы общественных отношений, в частности, диктующими самому предпринимательству соблюдение нравственных, культурных, социально-ориентированных норм, не говоря уже о законности и правовой стороне деятельности, то, в свою очередь, развитие цивилизованного предпринимательства оказывает позитивное воздействие на состояние общественной среды, стимулируя здоровую конкуренцию, творческую инициативу, активизацию деятельности в таких областях, как наука или культура.

Формирование благоприятной для предпринимательства общественной среды призвано оказывать положительное влияние на развитие инновационных и инвестиционных процессов отечественных предприятий, оптимизацию хозяйственных связей, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности и формирование условий эффективного управления их ресурсным потенциалом, при этом меры организационно-экономического и нормативно-правового характера предполагают составление прогнозов развития внутренней и внешней среды предприятий, фирм, компаний и корпораций. Что касается самой предпринимательской среды, то ее развитие в инновационных и социально-ориентированных направлениях предполагает дальнейшее совершенствование институтов, структурированных по сферам крупного, среднего и малого предпринимательства, интенсификацию государственно-частного партнерства, рационализацию государственного регулирования предпринимательской деятельности, повышение уровня профессионального образования и качества управления с учетом зарубежного опыта, адаптированного применительно к российским условиям развития экономики на современном этапе.

Мировой финансовый кризис стремительно обрушился и на Россию. Отошли в прошлое робкие предположения о том, что Россия может стать неким «островом стабильности». Перерастание потрясения мировой финансовой системы в общеэкономическую рецессию, в том числе и в России, свидетельствует о возрастании широкого спектра рисков как на фондовых и товарных рынках, так и в сферах производства, потребления и валютного регулирования. Кризисное состояние российской экономики является не только «платой» за интеграцию в мировую экономику, включая падение экспортных цен на энергоносители, расходы на импортируемую продукцию, плату за внешние заимствования, сокращение экспорта российской продукции в связи с паде-

нием мирового спроса, международные валютные бифуркации в связи с очевидной долларизацией российской экономики, отток из страны иностранного капитала, но и обострением в условиях кризиса накопившихся за предшествующие десятилетия внут-рироссийских экономических проблем — общего отставания обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, структурных деформаций, низкой инновационной активности. Если преодоление финансового кризиса в России тесно связано с изменением мировой конъюнктуры и, следовательно, в значительной мере с влиянием внешних факторов (мировые цены на энергоресурсы, валютные курсы, долговые обязательства и т. п.), то общеэкономический спад обусловлен не только финансовым импульсом, но и в определяющей степени всей совокупностью негативных факторов предшествующего развития национальной экономики, проблемы модернизации, импортозамещения, диверсификации экономики, что требует целого комплекса мер текущего и перспективного характера, ибо не являются лишь следствием финансового кризиса.

В условиях современного кризиса на смену простого дополнения рыночного саморегулирования и амортизации провалов рынка не просто активизируется экономическая роль государства, но и усиливается прямое вмешательство государства и используются специфические формы государственного регулирования, адекватные условиям кризиса, которые являются временными — на период кризиса, что предполагает и ограниченный во времени характер и необходимость предвидения перехода к условиям относительно нормального развития. Если отбросить абстрактные рассуждения об особенностях англо-саксонской и евроконтинентальной моделей рыночной экономики, относящихся к периоду относительно нормального развития, то в условиях кризиса на российской почве особенно актуально отчетливое понимание соотношения традиционного государственного регулирования на макроуровне, с антикризисным прямым государственным вмешательством в экономику, включая государственное администрирование, с реализацией государственно-частного партнерства по ряду направлений, в конечном счете с эффективной активизацией роли государства с целью стабилизации хозяйственной ситуации преодоления спада в основных сферах экономики и вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста.

№ 8 ■ 45

2010/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.