V___/
Кашляева Л.В.
с.н.с., к.э.н.
Института экономики АН РУз
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
На всех этапах развития мировой экономики идеалом всегда выступало либеральное государство, сочетающее экономическую демократию с установлением и использованием единых норм, форм и методов государственного регулирования. Либерализация экономики представляет, прежде всего, повышение свободы экономической деятельности хозяйствующих объектов на основе отмены или ограничений государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни, устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государство освобождает производителей от своей опеки, но только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между ними.
Выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, Президент Узбекистана И.А.Каримов в своем докладе «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» отметил, что одним из направлений демократических преобразований в стране представляется «дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики»1. В этой связи проблема формирования эффективного соотношения либерализации системы управления и государственного регулирования экономики является чрезвычайно актуальной. С одной стороны, государство является неотъемлемой частью экономической системы и важнейшей его задачей по-прежнему является создание наи-
1 Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране www.uza.uz/ru/politics
более благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития страны в интересах народа. С другой, как отметил И.А.Каримов «...объективный анализ, логика и последовательность наших преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управления экономикой» 2.
Процессы либерализации ведут к стимулированию деловой инициативы и активности собственников, увеличению их количества, повышению их добросовестности и ответственности за вклад в обеспечение темпов экономического роста страны, развитию диалога власти и бизнеса, формированию полноценного партнерства частной и государственной форм собственности.
2 Там же
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012
Фундаментальные принципы либерализма включают признание данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; равноправие и равенство перед законом; рыночной экономики; ответственности правительства и прозрачности государственной власти1. На основе принципов либерализма происходит развитие человеческого потенциала, его инициативных и предпринимательских способностей. К основным принципам либерализма относятся: абсолютная ценность личности и ее приверженность к свободе, выраженной в правах, гарантии безопасности на основе государственных законов и ответственность за социальную выгоду, т.е. выгоду индивидуальную и выгоду для государства в целом. В настоящее время не потеряли актуальности взгляды А.Смита, который определял экономическую свободу, вытекающую из самой природы человека как возможность индивида свободно следовать своим интересам, а ее реализация была условием получения максимального дохода и повышения общественного благосостояния. Ограничителем экономической свободы, считал он, в тех случаях, когда свобода одних лиц ущемляет интересы других, может выступать государство. Функции государственного регулирования в концепции А. Смита имеют «защитный» характер, они предполагают, ограждение общества от насилий и вторжений, создание и содержание общественных учреждений, то есть невыгодных сфер деятельности с точки зрения частного капитала2. Он раскрыл побудительную силу и значимость личного интереса.
Главная задача сегодня - это формирование предпринимателя, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в ее развитии и способен осуществлять соответствующие действия, необходимые для экономического роста страны. Создание института предприни-
1 ru.wikipedia.org
2 С.А. Бартенев. История экономических уче-
ний. В вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2000, с.54..
мательства как ведущего сектора экономической системы современного общества объективно характеризует социальную глубину, экономический потенциал и необратимость становления новых рыночных форм. В тоже время для экономики страны абсолютно необходимы государственное управление, государственный порядок и государственная инициатива, как необходимы для нее определенность и целостность территориального пространства, границы.
Правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы; обеспечивать уровень экономического развития и качества жизни человека, уровень знаний и занятости, степень реализации прав человека; соблюдать интересы всего населения страны; создавать необходимые условия и предпосылки для всесторонней жизнедеятельности человека; решать экологические проблемы; участвовать в международном разделении труда; отлаживать международные связи хозяйственной системы страны; защищать положение ее субъектов на мировом рынке; предотвращать международные конфликты; обеспечивать государственную безопасность и т.д.3 Диапазон экономических интересов и социальных ориентиров в деятельности государства значительно расширяется: не менее важны сегодня для становления рыночной макроэкономической системы и интересы предпринимательства.
Именно государство должно создавать условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции, обеспечивая высокую эффективность функционирования экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Либерализация экономики тесно связана с изменением масштабов вмешательства государства в экономику, что определяет преобразование модели
3 Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. - М.: Инфра-Н, 1999. - С. 160
V___/
управления экономикой. Естественно, что формы и методы воздействия государства при либерализации системы управления экономикой значительно меняются и модифицируются. Со стороны государства требуется принятие комплекса согласованных, обоснованных и сбалансированных мер, которые могли бы способствовать динамичному и устойчивому развитию предпринимательской деятельности. Существенно должна повыситься ее роль на основе максимального использования деловой инициативы, творческого потенциала граждан, добросовестной конкуренции, создания благоприятных условий для устойчивого развития правовой, экономической и деловой среды предпринимательства, обеспечения дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности. Она должна быть направлена на: рационализацию организационно-предпринимательской структуры; развитие механизма эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Создавать посредническую инфраструктуру, связывающую предпринимателей как субъектов спроса и предложения на финансовые и производственные ресурсы. Формировать долговременные условия делового взаимодействия субъектов бизнеса внутри предпринимательского сектора экономики; Преобразовывать кредитно- финансовую систему - ориентируя ее на поддержку новых тенденций либерализации экономики; материально-ресурсное, инвестиционное обеспечение; стимулирование направления средств на финансирование малого предпринимательства. Организовать систему информационного и методического обеспечения предпринимателей соответствующими экономико-финансовыми данными. Обеспечивать доступ к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации и т.д.
Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности; обучение и профес-
сиональная переподготовка различных групп населения (сельское население, молодежь, безработное население, уволенные в запас военнослужащие и др.) для малого бизнеса; продвижение продукции субъектов малого бизнеса на региональные и межрегиональные рынки также относится к важнейшим функциям государства. Создание гарантированных государством рынков на произведенную предпринимателями продукцию (товаров и услуг); организацию выставочно-ярмарочной деятельности и др.
Принятие мер позволит реально поднять предпринимательский потенциал различных категорий общества и повысить вклад его в формирование темпов экономического роста, в повышение благосостояния и качества жизни путем: создания новых рабочих мест, что позволит расширить сферу занятости трудоспособного населения и обеспечить дополнительный источник личных доходов; насыщения рынка товарами и услугами. Это будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджет государства; развитию инновационной деятельности, внедрению новых технологий и т.д.
В Узбекистане Президентом И.А. Каримовым был подписан указ от 24 августа 20011 г. за № УП-4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» 1.
Это сделано в целях дальнейшего кардинального улучшения делового климата, либерализации и ускоренного продвижения по пути углубления рыночных реформ и предоставления большей свободы предпринимательству, ликвидации барьеров и препон для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения их роли и доли в экономике страны, развитии экспортного потенциала, обеспечения занятости и доходов населения.
В соответствии с «Государственной программой «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» были при-
1 Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 34-35, ст.344
няты меры по кардинальному сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и существенному расширению экономических свобод и прав субъектов предпринимательства. Доля малого бизнеса в структуре произведенного валового внутреннего продукта составляет 52,5%. А уровень занятости в этой сфере 74,5% общего числа занятых в отраслях экономики. На долю доходов от предпринимательской деятельности приходится свыше 47% совокупных доходов населения.1
Осуществляя меры по либерализации экономики, государство должно сохранять в разумных пределах государственное регулирование и контроль над осуществлением предпринимательской деятельностью. В связи с этим развитие демократических рыночных реформ должно происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и государственным регулированием рынка и социальной сферы.
В целях защиты национальной экономики, повышения социально-экономической эффективности страны необходимо определение пределов, как либерализации управления, так и государственного регулирования, обусловленных объективными закономерностями, факторами и критериями. Именно обеспечение оптимального соотношения уровней либерализации экономики и государственного регулирования является залогом ускоренного развития суверенного государства. Для обоснования объективных основ и пределов либерализации экономики и управления на современном этапе необходимо разработать правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также нормы поведения частных предпринимателей.
В этой связи именно императивные начала2 являются наиболее важным звеном, образующим систему условий, обязатель-
1 Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 34-35, ст.344
2 (императив от латинского imperativus - повелительный требование, приказ, закон) ru.wi kipedia.
org, Современная энциклопедия. 2000.
ность реализации которых становится необходимостью для формирования и полноценного совместного функционирования государственного регулирования и либерализации экономики. Само существование частного предпринимательства выступает общим императивом рынка, тогда как, предпринимательским императивом является готовность предпринимателя рисковать своим капиталом и служить общественному благу в экономическом и в моральном плане. Императивы предпринимательства образует исходный пункт теоретической характеристики бизнеса в общей системе рыночной экономики.
Высшим императивом рыночной экономики выступает обеспечение условий для саморегулирования бизнеса. В экономической литературе такое саморегулирование справедливо характеризуется как «регулирование определенных рынков и сфер самим экономическими агентами, без вмешательства государства»3. Вместе с тем государство не может устраниться от решения рыночных проблем предпринимательской стратегии, оно должно активно участвовать в институциональном образовании его статуса и как субъекта спроса, и субъекта предложения. Выявление необходимых свойств и признаков данного взаимодействия порождает особенности формирования императивов поведения субъектов предпринимательства.
Следует отметить, что при либерализации системы управления экономикой правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности. Для лучшего развития предпринимательства необходимо:
• завершение формирования законодательной базы в данной области и реального формирования института предпринимательства;
• развитие института социальной ответственности предпринимателя, стиму-
3 П.Крючкова. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями». // Вопросы экономики, 2001, № 6 , с. 129.
V___/
лируя его заинтересованность в развитии страны;
• заинтересованность предпринимателя в том, чтобы вкладывать средства в производство, а не в посредническую деятельность;
• стимулировать развитие наукоемких производств на основе инновационной модели развития современной отечественной экономики;
• совершенствование банковской системы, особенно коммерческих банков в соответствии с требованиями современного развития экономики;
• организовать современную систему доступного кредитования;
• заинтересовывать предпринимателя в благотворительности;
• стимулировать предпринимателя к соблюдению социальных гарантий работающим по найму гражданам: обеспечивать нормальные безопасные условия труда, продолжительность рабочего времени, отдыха, социального, медицинского страхования;
• заинтересованность бизнесмена в том, чтобы вкладывать свой капитал в развитии своей страны, а не вывозить его за рубеж.
Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и воспитание современного предпринимателя является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики.
Список литературы:
1. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране www.uza.uz/ru/politics
2. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 34-35.
3. С.А. Бартенев. История экономических учений. В вопросах и ответах. -М.: Юристъ, 2000.
4. П. Крючкова. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями». // Вопросы экономики, 2001, № 6.
5. Современная энциклопедия. 2000.
6. И. Сурин. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 2001.
7. Самойлов Г.Н. География стран - М.: Дрофа, 2004.
8. Теория государства и права/ Под ред. А.В. Венгерова. - М.: Инфра-Н, 1999.
9. ru.wikipedia.org