Научная статья на тему 'Социология предпринимательства'

Социология предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
771
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология предпринимательства»

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

И.Б. Олимпиева

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

4-й курс, факультет социологии Санкт-Петербургского филиала ГУ- ВШЭ

ОЛИМПИЕВА

Ирина Будимировна - к.э.н., научный сотрудник Центра независимых социологических исследований. Email: olimp@indepsocres.ru

Требования к студентам

Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической социологии; иметь представление об основных подходах к исследованию социальной реальности; прослушать курсы «Методы социологических исследований», «Социальная структура».

Краткая характеристика курса

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по специальности «Экономическая социология». Курс рассчитан на 24 часа лекций и 28 часов семинарских занятий. Дает представление об основных чертах предпринимательства как специфическом формы экономической активности и как социального феномена, об особенностях развития предпринимательства в переходной экономике (на примере России).

Задачи курса:

■ ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами дисциплины «Социология предпринимательства»,

■ дать студентам представление о социокультурных особенностях предпринимательства как особой формы экономической деятельности, о роли предпринимательства в формировании социальной структуры и гражданского общества;

■ показать специфические отличия предпринимательства в обществе переходного типа;

■ раскрыть особенности современного этапа развития предпринимательства в российском обществе;

■ дать студентам представление о социологическом подходе к анализу феномена предпринимательства.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

■ знать основные особенности предпринимательства как

формы экономической деятельности, типологию его форм,

иметь представление о месте предпринимательства в социальной структуре общества, о предпринимательской культуре и социальной ответственности предпринимательства;

■ иметь представление об основных элементах и особенностях предпринимательской среды, о важнейших проблемах становления предпринимательства в переходных экономиках;

■ понимать роль предпринимательства для формирования и развития гражданского общества;

■ уметь использовать количественный и качественный подходы для анализа феномена предпринимательства.

Для разработки курса использовалась литература на русском и английском языках, а также ресурсы Интернета. Особенностью курса является широкое использование материалов ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса.

Данный курс будет полезен в первую очередь тем студентам, которые предполагают в будущем работать в качестве социологов-исследователей, однако он также представляет несомненный интерес для тех, кто связывает свою профессиональную карьеру с работой в бизнесе.

Формы работы студентов

Программа предусматривает проведение лекций и семинаров. Лекции имеют интерактивный характер и предполагают активное участие слушателей. В ходе проведения семинарских занятий интенсивно используются общие групповые дискуссии, а также работа в малых группах с последующим обсуждением результатов. На семинарах используются материалы проведенных социологических исследований - интервью, описания кейсов и т.п.).

Курс предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов, которая состоит, прежде всего, в интенсивном освоении различных источников информации для подготовки к занятиям (включая рекомендуемые списки обязательной и дополнительной литературы, использование ресурсов Интернета, материалов прессы). В ходе обучения студенты пишут одно эссе, а также выполняют небольшие практические домашние задания с последующим обсуждением их результатов на семинарских занятиях.

Контроль

Текущий контроль состоит в оценке активности и качества домашней работы студентов на семинарских занятиях. Студенты выполняют контрольную работу (после прохождения тем 1, 2). Эссе также является формой текущего контроля.

Эссе и контрольная работа (20 баллов) оцениваются по 10-балльной шкале. Студентам также выставляются оценки за работу на семинарских занятиях - по критериям посещаемости и активности (максимальная оценка - 10 баллов).

Дифференцированный устный зачет проводится по окончании курса. Максимальная оценка на устном зачете - 20 баллов.

Тематический расчет часов

№ п/п Наименование тем Количество часов Всего часов

Лекции Семинары (практические занятия) Самостоятельная работа

1. Предпринимательство как социально-экономическое явление. Экономическая функция и социальная роль предпринимательства. 6 4 10 20

2. Типология предпринимательства. Женское предпринимательство. Этническое предпринимательство. 4 5 30 39

Контрольная работа 1 1

Эссе

3 Особенности предпринимательства в переходной экономике. 4 4 10 18

4 Малое предпринимательство и его роль в реализации рыночных реформ 2 2 10 14

5 Предпринимательство в контексте неформальной экономики 4 4 10 18

6. Этические основы предпринимательской деятельности. Силовое предпринимательство 2 4 10 16

7. Предпринимательство, государство и гражданское общество. 2 4 30 36

Итоговый зачет

Всего 24 28 110 162

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Предпринимательство как социально-экономическое явление. Экономическая функция и социальная роль предпринимательства

Предпринимательство: сущность предпринимательства как социально-экономического явления. Функциональный и структурный подход к феномену предпринимательства. экономическая функция предпринимательства. Классический социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер и др.) Предпринимательский дух (М. Вебер, В. Зомбарт и др.)

Социальная роль предпринимательства. Развитие и формирование концепций «социальной ответственности бизнеса» и «социального партнерства». Проблемы формирования социально ответственного бизнеса в российской переходной экономике. Проблемы становления социального партнерства (на примере сравнительного исследования моделей социального партнерства в судостроительной промышленности Германии и Санкт-Петербурга в 20032004: "Социальное партнерство в судостроении: сравнительный анализ ситуации в России и Германии ". (ЦНСИ, СПб и SFS (Dortmund, Germany).

Основная литература

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 169-195.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. С. 45-49, 82-103.

Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 153-159.

Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1998. Разд. 3.

Модель И.М., Модель Б.С. Социальное партнерство в России // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 42-49. http://ecsocman.edu.ru/socis

Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / Авт. колл.; под общ. ред. С.В. Шишкина; Независимый институт социальной политики. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

Радаев В.В. Что значит «принять предпринимательское решение»? // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 33. http://ecsocman.edu.ru/ons

Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Мир России. 1994. Т. 3. № 2. С. 149. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Дополнительная литература

Шаповалов В. Откуда придет «дух капитализма»? // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 23. http://ecsocman.edu.ru/socis

Возьмитель А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

Иванов О.И., Гавра Д.П. Социальное партнерство: Некоторые вопросы теории. СПб.: ИСЭП, 1994.

Ионова О. Б. Социальные технологии партнерства // Вестник Московского университета. Сер. 1: Социология и политология. 2000. № 4. С. 108-114.

Тема 2. Типология предпринимательства. Женское предпринимательство. Этническое предпринимательство

Типология предпринимательства: государственное и частное предпринимательство, производительная и посредническая предпринимательская деятельность. Интрапренерство как разновидность предпринимательства. Особенности инновационного предпринимательства, особенности инновационного предпринимательства в переходной экономике (на примере исследования трансформации постсоветских научных организаций в рамках проекта «Инновационные сети и индустриальная модернизация» INCO-COPERNICUS, 20002001).

Женское предпринимательство: особенности, исследования. Женское предпринимательство в России.

Понятие этнического предпринимательства. «Объективистский» и «понимающий» подходы к этническому предпринимательству на примере исследования, проведенного сотрудниками ЦНСИ «Кавказцы в большом городе: стратегии интеграции на фоне ксенофобии»).

Основная литература

Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 75-84. http://ecsocman.edu.ru/socis

Чирикова А.Е. Женщина-менеджер в современном бизнесе // Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002. C. 378-403.

Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2000. Т. 3. № 2. С. 74-81. http://ecsoc.msses.ru

Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на примере исследования азербайджанской общины в Петербурге) // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С.138-155.

Олимпиева И.Б. Неформальные гетерархии: Трансформация крупных научных организаций в период постсоциалистических преобразований // Журнал шциологии и ^циальной антропологии. 2003. № 3. С. 105-121. http://ecsocman.edu.ru/jssa

Дополнительная литература

Суковатая В.А. Бизнес-леди: Мифы и реальность // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 69-77. http://ecsocman.edu.ru/socis

Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. № 5. С. 79-87.

Бузник В.М. Малое наукоемкое предпринимательство при академических организациях // Вестник РАН. 1997. № 9. С. 787.

Ежова Л.В., Олимпиева И.Б. Трансформация практик взаимодействия науки и производства в условиях рынка // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. XV. Материалы XII сессии Международной школы социологии науки и техники / Под ред. С. А. Кугеля. СПб.: Нестор, 2000. С. 99-106.

Тема 3. Особенности предпринимательства в переходной экономике

Волны становления предпринимательства в постсоветской России. Понятие «бизнес-слоя» и его структура: «собственники», «полупредприниматели», «менеджеры». Понятие «бизнес-элиты». Предпринимательский потенциал общества: основные понятия. Социально-демографические и психологические характеристики потенциальных предпринимателей в России. Типология потенциальных предпринимателей. Вынужденное предпринимательство.

Восприятие предпринимательства в общественном сознании россиян. Основная литература

Заславская Т. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 17. http://ecsocman.edu.ru/ons

Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998-2002 // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 17-29. http://ecsocman.edu.ru/socis

Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116-145. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Дополнительная литература

1. Барсукова С. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2. С. 28-45. http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/

2. Радаев В.В. Российские предприниматели: Кто они? // Вестник статистики. 1993. № 9. С. 3-14.

3. Радаев В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. 1994. Т. 3. № 1. С. 36-53. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Тема 4. Малое предпринимательство и его роль в реализации рыночных реформ

Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, ее социокультурные, организационные, управленческие особенности. Малое предпринимательство в России: проблемы исследования. Качественные методы в исследовании малого предпринимательства (на примере изучения челночного бизнеса в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Бум посредников» и неформальные отношения в бизнес сфере и повседневной жизни (ЦНСИ и Институт Джефферсона, 2005).

Основная литература

Малое предпринимательство в России: Прошлое, настоящее и будущее / Е.Г. Ясин, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буев. М.: Либер. миссия, 2003. Гл. 1, 2.

Чудиновский О.С., Жулин А.Б. Экономико-демографические аспекты челночного бизнеса в России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.

Дополнительная литература

Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. М.: Бизнес для всех, 2000.

Жилкин О. Челночество в России: Новая жизненная стратегия в период экономических реформ (на примере Иркутской области) // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003. С.164-172.

Тема 5. Предпринимательство в контексте неформальной экономики

Предпринимательство в условиях институционализации неформальных отношений в российской бизнес среде. Роль неформальных отношений бизнеса и власти для успешной экономической деятельности; формирование слоя (бизнеса) неформальных посредников, обслуживающих отношения бизнеса и власти (с использованием материалов исследований «Перспективы борьбы с коррупцией в пост-социалистических странах: случаи России и Венгрии», 2003-2004 гг., и ««Бум посредников» и неформальные отношения в бизнес сфере и повседневной жизни» (ЦНСИ и Институт Джефферсона, 2005). Теневая экономика как условие и предпосылка возникновения коррупционных отношений. «Черно-серо-белый» спектр неформальных отношений (на примере исследований российской таможни)

Основная литература

Радаев В. В. Таможня дает добро? Российский бизнес на пути к легализации // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003. С. 52-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Олимпиева И., Паченков О., Никифорова Е. Слой: Неформальная прослойка между бизнесом и властью // Эксперт: Северо-запад, 2004. 2-8 февраля. С. 35-37.

Олимпиева И.Б. Малый бизнес и рынок бюрократических услуг в Санкт-Петербурге // Телескоп: Наблюдения за жизнью петербуржцев. 2004. № 2. С. 22-29.

Дополнительная литература

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: Экономико-социологический анализ. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.

Радаев В. В. Коррупция и формирование российских рынков: Отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. № 3. С. 57-90. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Чепуренко А.Ю., Обыдённова Т.Б. Трудовые отношения на российских малых предприятиях (по материалам социологических обследований) // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 110-122.

Тема 6. Этические основы предпринимательской деятельности. Силовое предпринимательство

Деловая этика как неформальный институт предпринимательской среды. Практики

формализации неформальных институтов. Понятие «силового предпринимательства» и

проблема безопасности бизнеса. Бизнес «по правилам» и бизнес «по понятиям».

Трансформация силовых отношений в сфере бизнеса.

Основная литература

Радаев В. В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 35-60.

Неформальный сектор в российской экономике / ИСАРП. М.: ИСАРП, 1998.

Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

Волков В. В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 56 -65. http://ecsocman.edu.ru/socis

Олейник А. «Бизнес по понятиям»: Об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 4-25.

Дополнительная литература

Радаев В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: Надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 72-82.

Тема 7. Предпринимательство, государство и гражданское общество

Государство и его роль в формировании предпринимательской среды. Формальные институты воздействия государства на предпринимательство. Поведенческие реакции предпринимательства на государственное регулирование (лояльность, конфронтация, уход в «тень»). Приватизация и проблема защиты прав собственности.

Консолидация предпринимательских интересов. Бизнес ассоциации как акторы гражданского общества в бизнес сфере. Роль бизнес ассоциаций в противодействии коррупции и административным барьерам: особенности России (с использованием результатов исследования «Гражданский активизм в бизнес сфере» (ЦНСИ и ТгаССС, 2004).

Основная литература

Малое предпринимательство в России: Прошлое, настоящее и будущее / Е.Г. Ясин, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буев. М.: Либер. миссия, 2003. Гл. 3, 4.

Власть, бизнес и гражданское общество. М.: О.Г.И. 2003.

Олимпиева И., Паченков О. Гражданские объединения предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса (на примере Санкт-Петербурга) // Отечественные записки. 2006. № 6. http://www.strana-oz.ru

Дополнительная литература

Колесникова Л.А. Порядок для хаоса: Государство и предпринимательство в переходной экономике. М.: УРСС, 2001.

«Круглый стол» Государство и частное предпринимательство в условиях «догоняющего развития» // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 5-17. http://ecsocman.edu.ru/ons

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ КУРСА

Учебно-методическая литература

Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1998.

Радаев В.В. Социология рынков: К формированию нового направления. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2003.

Малое предпринимательство в России: Прошлое, настоящее и будущее / Е.Г. Ясин, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буев. М.: Либер. миссия, 2003.

Дополнительная научно-монографическая и специальная литература

Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.

Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: Экономико-социологический анализ. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.

Бизнес как субъект социальной политики: Должник, благодетель, партнер? / Авт. колл. под общ. ред. С.В. Шишкина; Независимый институт социальной политики.. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005.

Бизнесмены России: 40 историй успеха / Бунин И.М. и др. М.: ОКО, 1994.

Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Независ. ин-т росс. предпринимательства, 1992.

Возьмитель А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.

Иванов О., Гавра Д. Социальное партнерство: Некоторые вопросы теории. СПб.: ИСЭП, 1994.

Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. СПб.: С-Пб. юридич. ин-т МВД России, 1996.

Колесникова Л.А. Порядок для хаоса: Государство и предпринимательство в переходной экономике. М.: УРСС, 2001.

Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта / А.Ю. Чепуренко М.: РНИСиНП, 1995

Неформальный сектор в российской экономике / ИСАРП. М.: ИСАРП, 1998.

Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003.

Модель И.М., Модель Б.С. Социальное партнерство в России // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 42-49. http://ecsocman.edu.ru/socis

Радаев В.В. Становление нового российского предпринимательства. М., 1993.

Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. М.: Бизнес для всех, 2000.

Российское обозрение малых и средних предприятий. М.: ТЛС18 СМЕРУС, 2002.

Российское предпринимательство: Стратегия, власть, менеджмент / Под ред. А.Е. Чириковой. М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

Рубе В. А. Малый бизнес: История, теория, практика. М.: МГУ; ТЕИС, 2000.

Чирикова А. Лидеры российского предпринимательства: Менталитет, смыслы, ценности. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.

Чудиновский О.С., Жулин А.Б. Экономико-демографические аспекты челночного бизнеса в М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2001.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Яковлев А.А. Взаимодействие групп интересов и их влияние на экономические реформы в современной России. Препринт WP4/2004/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. http://www.hse.ru/science/preprint/WP4_2004_01.htm

Статьи в научных и публицистических периодических изданиях и главы в монографиях:

Авилова А.В., Бухвальд Е.М., Обыденнова Т.Б., Чепуренко А.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: Проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: Российское общество до и после / М. Горшков, А. Чепуренко, Ф. Шереги. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998. С. 101-183.

Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Предпринимательство в России / Институт стратег. анализа и развития предпринимательства. 1997. № 3 (10). С. 15-23.

Малый бизнес в России. Адаптация к переходным условиям / Т Алимова, В. Буев,

B. Голикова, Т. Долгопятова, И. Евсеева // Вопросы статистики. 1995. № 9. С. 19-68.

Андреев В., Василенко Е., Раскутина T. Об организации и некоторых результатах обследования социальных процессов в малом предпринимательстве // Вопросы статистики. 1997. № 6. С. 49-58.

Барсукова С.Ю. Август 1998 года и отечественное предпринимательство // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 2. С. 28-45. http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/

Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: Специфика и перспективы // Социологические исследования.1999. № 9. С. 75-84. http://ecsocman.edu.ru/socis

Белоконная Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики. 1995. № 9. С. 3-13.

Браславский Д. Большая поддержка малого бизнеса: Опыт Дании // Бизнес. 1995. № 1.

Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 74-81. http://ecsoc.msses.ru

Бузник В.М. Малое наукоемкое предпринимательство при академических организациях // Вестник РАН. 1997. № 9. С. 787.

Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полис. 1993. № 3.

Бухвальд Е.М., Виленский А.В. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 109-118.

Ватрин Х. Социальная рыночная экономика - основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии // Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб.: Экономич. школа, 1999.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-106, 136-207.

Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики. 1993. № 8.

C. 153-159.

Волков В. В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 56-65. http://ecsocman.edu.ru/socis

Гимпельсон В.Е. Новое российское предпринимательство: Источники формирования и стратегии социального действия // МЭМО. 1993. № 6. С. 31-42.

Жилкин О. Челночество в России: Новая жизненная стратегия в период экономических реформ (на примере Иркутской области) // Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой, О. Паченкова. СПб: ЦНСИ, 2003. С.164-172.

Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 3-12. http://ecsocman.edu.ru/socis

Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства / Вестник Московского университета. Сер. 1: Социология и политология. 2000. № 4. С. 108-114.

Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998-2002 // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 17-29. http://ecsocman.edu.ru/socis

Олейник А.Н. «Бизнес по понятиям»: Об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. № 5. С. 4-25.

Олимпиева И.Б. Неформальные гетерархии: Трансформация крупных научных организаций в период постсоциалистических преобразований // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 3. С. 105-121. http://ecsocman.edu.ru/jssa

Олимпиева И., Паченков О. Некоммерческие организации предпринимателей: Опыт исследования // Отечественные записки. 2006. №.6. http://strana-oz.ru

Олимпиева И., Паченков О., Никифорова Е. Слой: Неформальная прослойка между бизнесом и властью // Эксперт: Северо-запад, 2004. 2-8 февраля. С. 35-37.

Олимпиева И.Б. Малый бизнес и рынок бюрократических услуг в Санкт-Петербурге // Телескоп: Наблюдения за жизнью петербуржцев. 2004. № 2. С. 22-29.

Ежова Л.В., Олимпиева И.Б. Трансформация практик взаимодействия науки и производства в условиях рынка // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. XV. Материалы XII сессии Международной школы социологии науки и техники / Под ред. С. А. Кугеля. СПб.: Нестор, 2000. С. 99-106.

Предпринимательский потенциал российского общества: Анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес / А. Ю. Чепуренко, Т.Б. Обыденнова, Н.Е. Тихонова, Т.А. Алимова // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2, 3. С. 26-51; 12-38. http://ecsoc.msses.ru

Пригожин А. И. Деловая культура: Сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 9. http://ecsocman.edu.ru/socis

Радаев В. В. Коррупция и формирование российских рынков: Отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 1998. № 3. С. 57-90. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Радаев В. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: Надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 72-82.

Радаев В.В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе // Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 35-60.

РадаевВ.В. Российские предприниматели: Кто они? // Вестник статистики. 1993. № 9. С. 3-14.

Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 149-157.

Радаев В.В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис. 1993. № 5. С. 79-87.

Радаев В.В. Что значит «принять предпринимательское решение»? // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 33. http://ecsocman.edu.ru/ons

Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на примере исследования азербайджанской общины в Петербурге) // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 138-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 4-24.

Суковатая В.А. Бизнес-леди: Мифы и реальность // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 69-77. http://ecsocman.edu.ru/socis

Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116-145. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Цыганов А. Предприниматель и власть: Проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 97-103.

Чирикова А.Е. Женщина-менеджер в современном бизнесе // Гендерный калейдоскоп / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2002. C. 378-403.

Шаповалов В. Откуда придет "дух капитализма"? // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 23. http://ecsocman.edu.ru/socis

Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Мир России. 1994. Т. 3. № 2. С. 149. http://ecsocman.edu.ru/mirros

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Предпринимательство как экономическая функция. Функциональный и структурный подходы к феномену предпринимательства.

2. Социальная ответственность бизнеса, особенности в России.

3. Социальное партнерство: модели, особенности в России.

4. Классический социально-психологический портрет предпринимателя (Й. Шумпетер и др.).

5. Предпринимательский дух (М. Вебер, В. Зомбарт).

6. Типология предпринимателей.

7. Малое предпринимательство и его роль для успеха рыночных реформ.

8. Женское предпринимательство - особенности в современной России

9. Этническое предпринимательство - различные подходы к исследованию.

10. Волны становления предпринимательства в постсоветской России.

11. Восприятие предпринимательства в общественном сознании россиян.

12. Предпринимательский потенциал общества: основные понятия.

13. Социально-демографические и психологические характеристики потенциальных предпринимателей в России. Типология потенциальных предпринимателей. Латентные предприниматели.

14. Малое предпринимательство как исходная форма предпринимательской активности, социокультурные, организационные и управленческие особенности.

15. Неформальная экономика как контекст развития предпринимательства в России.

16. Неформальные отношения бизнеса и власти.

17. Деловая этика как неформальный институт предпринимательской среды

18. Государство и его роль в формировании предпринимательской среды.

19. Формальные институты воздействия государства на предпринимательство (налоги, административный контроль).

20. Приватизация и проблема защиты прав собственности.

21. Поведенческие реакции предпринимательства на государственное регулирование (лояльность, конфронтация, уход в «тень»).

22. Коррупция и административные барьеры

23. Консолидация предпринимательских групп интересов для противодействия коррупции и административным барьерам.

24. Некоммерческие организации предпринимателей как акторы гражданского общества.

25. Понятие «бизнес-слоя» и «бизнес-элиты».

26. Проблемы «силового предпринимательства» и безопасность бизнеса.

27. Основные методы и подходы, используемые при проведении исследований предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.