Научная статья на тему 'Общественная оценка системы безопасности дорожного движения в Республике Татарстан'

Общественная оценка системы безопасности дорожного движения в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАРУШЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдульзянов Артур Рашидович

В статье представлены результаты социологического исследования, показывающие оценку населением системы безопасности дорожного движения и наличие основных проблем в ее обеспечении. Представлен рейтинг различных аспектов безопасности на дорогах. Раскрываются такие аспекты как обучение детей правилам дорожного движения и соблюдение правил их перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Assessment of Road Safety in the Republic of Tatarstan

The paper dwells upon the results of sociological research into population’s estimate of road safety and the major problems in its maintenance. Various aspects of road safety are presented by rating. Such aspects as teaching children the traffic rules and abidance by the rules of their transportation are disclosed.

Текст научной работы на тему «Общественная оценка системы безопасности дорожного движения в Республике Татарстан»

Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1, Социология

УДК 316.614

Общественная оценка системы безопасности дорожного движения

в Республике Татарстан

Абдульзянов А.Р.

Кандидат социологических наук,

научный сотрудник Центра семьи и демографии Академии наук РТ

В статье представлены результаты социологического исследования, показывающие оценку населением системы безопасности дорожного движения и наличие основных проблем в ее обеспечении. Представлен рейтинг различных аспектов безопасности на дорогах. Раскрываются такие аспекты как обучение детей правилам дорожного движения и соблюдение правил их перевозки.

Ключевые слова: система безопасности, дорожное движение, нарушения, правила дорожного движения.

Система обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой многофункциональный институциональный комплекс, который призван реализовывать целую гамму ключевых общественных потребностей. К ним относятся потребность в производстве и оказании социальных услуг, социальной помощи и поддержки, социальная реабилитация пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), их профилактика, социальный контроль, защита гражданских, экономических, прав и интересов участников дорожного движения. Несмотря на внимание, которое уделяется правительством проблеме дорожной безопасности, с научной точки зрения, в первую очередь, социологической, данная проблема изучена и обоснована недостаточно полно.

Отсутствие социологического анализа системы обеспечения безопасности дорожного движения не позволяет целостно и всесторонне раскрыть существующий в настоящее время комплекс проблем в её функционировании. В данной статье представлены результаты социологического исследования, которые содержат в себе оценку населением Республики Татарстан системы безопасности дорожного движения. Социологическое исследование было проведено в октябре-ноябре 2015 г. Объем выборочной совокупности составил 1600 человек. Отбор респондентов от 18 лет осуществлялся с применением квотной выборки, основные пропорции которой соответствуют социально-демографическим 220

показателям населения Республики Татарстан [1]. В исследовании принимали участие только городские жители. В г. Казани и других городах РТ было опрошено по 800 респондентов, таким образом, ошибка выборки не превышает 5 %. Инструментарий и расчет выборочной совокупности по РТ был составлен на основе методических разработок региональных исследователей [2, с. 18-22; 3, с. 59-60].

Согласно полученным данным, большинство опрошенных оценили степень безопасности дорожного движения в городе, в котором они проживают, на удовлетворительно (41,8 %). Треть считает ее хорошей (34,8 %), тогда как одна пятая часть - неудовлетворительной (19,8 %). Число затруднившихся дать оценку составило 3,6 % опрошенных.

Позитивно выглядят данные о произошедших изменениях в обеспечении безопасности дорожного движения за последние 5 лет. Каждый второй городской житель убежден, что изменения произошли в лучшую сторону (54,2 %), каждый третий считает, что особых изменений не произошло (28,7 %), тогда как каждый десятый говорит об изменениях в худшую сторону (9,6 %). Число затруднившихся ответить составило 7,5 % от общего числа ответивших.

Респондентам был задан вопрос: «Когда Вы слышите словосочетание "транспортная безопасность", что оно для Вас значит?» на который было получено следующее распределение ответов. Для половины опрошенных горожан, это в первую очередь соблюдение правил дорожного движения и безопасность

движения транспорта (53,9 и 55,2 %). Более трети опрошенных понимают под данным термином аккуратное поведение, взаимоуважение, высокую квалификацию водителей; отсутствие дорожно-транспортных происшествий и качество дорог, усовершенствование дорожной разметки (40,4; 36,5 и 34,8 %). Незначительно от данных вариантов отстал вариант, связанный с отсутствием пьяных водителей на дорогах (31,9 %). Четкую работу ГИБДД, ДПС и государственных служб вкладывают в значение данного словосочетания 23,9 % респондентов (см. рис. 1).

При эмпирической фиксации личного отношения к соблюдению правил дорожного движения была получена следующая картина. Каждый второй респондент заявил, что старается их соблюдать (56,4 %), каждый третий убежден, что соблюдает их всегда (35,5 %), тогда как каждый десятый признался, что действует как удобнее и быстрее (9,8 %).

Две трети респондентов убеждены, что рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах происходит вследствие нарушения правил безопасности со стороны водителей (74,1 %). О несоблюдении правил дорожного движения пешеходами заявили 57,2 % опрошенных. Плохое состояние дорог обвиняют 37,1 % горожан. Следующая группа причин относится к невнимательности участников дорожного движения. В частности, невнимательность водителей как причину роста ДТП отметили 33,6 %, а пешеходов - 28,9 % участников опроса. В незнании правил дорожного движения водителей обвинили 28,5 %, а пешеходов - 24,9 % опрошенных. Менее значимыми причинами по итогам исследования выступают отсутствие и недостаточное количество подземных и наземных переходов, несовершенство и ошибки в расстановке дорожных знаков и полос (18,3 и 11,8 % соответственно) (см. рис. 2).

По результатам проведенного исследования был составлен рейтинг различных аспектов безопасности на дорогах с применением трехбалльной оценки (где 3 - опасно; 2 - средняя степень опасности, 1 - неопасно). Согласно полученным результатам, наивысшую степень опасности имеют переход по нерегулируемому пешеходному перекрестку и проезд велосипедистов по проезжей части (2,57 и 2,52 балла). Оценка состояния

дорог, качества покрытия набрала 2,22 балла. Замыкают тройку наиболее опасных аспектов проезд на автобусах по междугородним маршрутам и такси (1,9 и 1,83 балла). Наименьшим уровнем опасности для населения обладают проезд на общественном транспорте, ожидание пассажирами на остановках и переход по регулируемому перекрестку со светофором (1,69; 1,62 и 1,52 балла соответственно) (см. рис. 3).

Наиболее грубым и опасным правонарушением на дороге городские жители считают употребление алкоголя за рулем (86,4 %). Следующие по значимости идут такие нарушения, как выезд на красный сигнал светофора и выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено (61,2 и 50 %). Каждый третий опрошенный назвал опасным превышение скоростного режима на 30 км/ч (29,4 %). Такие нарушения как непропускание пешеходов на пешеходных переходах либо в других местах, согласно ПДД, и неиспользование ремней безопасности водителями было отмечено 18,5 и 16 % респондентов. Стоит отметить, что перевозка детей без использования удерживающих кресел считается грубым нарушением только каждым десятым респондентом (9,9 %). Наименьшее количество выборов было зафиксировано в таких вариантах как несоблюдение очередности проезда, неиспользование уведомительных сигналов (поворотники) и превышение скоростного режима на 5 км/ч (7,9; 7,6 и 3,2 % соответственно).

четкая работа ГИБДД, ДПС

отсутствие пьяных водителей

качество дорог, усовершенствование разметки

отсутствие дорожно-транспортных происшествии

аккуратное поведение, взаимоуважение водителем

безопасность движения, транспорта

соблюдение ЦЦД

31,9%

34,£%

,5%

40,5%

55,

53,9%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис. 1. Понимание населением транспортной безопасности

ошибки в расстановке дорожных знаков и полос недостаточное количество под/ и наземных переходов незнание правил дорожного движения пешеходами незнание правил дорожного движения водителями невнимательность пешеходов

невнимательность водителей

плохое состояние дорог

1 11,8 Уо

18,3%

■ 24 ,9%

28,5% 28,9%

э% 7,1% ¡7,2%

1%

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рис. 2. Причины роста числа дорожно-транспортных происшествий

221

переход по регулируемому перекрестку со светофором ожидание пассажирами на остановках проезд на общественном транспорте проезд на такси

проезд на автобусах по междугородним маршрутам состояние дорог, качество покрытия проезд велосипедистов по проезжей части переход по нерегулируемому пешеходному перекрестку

0,5 1 1,5

Рис. 3. Рейтинг основных опасностей на дороге

лось осуществлять перевозку людей (48,7 %) (см. рис. 4).

При ответе на вопрос: «Что, по Вашему мнению, позволит обеспечить безопасность детей на автомобильном транспорте?» вариант «соблюдение правил перевозки детей водителями» набрал максимальное количество выборов (61,2 %).

Большое значение в обеспечении безопасности на дорогах играет своевременное и должное обучение правилам дорожного движения. Данный вид обучения должен стать составной частью всего процесса социализации и в нем должны участвовать все ведущие агенты как макро-, так и микроуровня [4, с. 126-128; 5]. Особая роль принадлежит семье как институту воспроизводства культуры и воспитания подрастающих поколений [6; 7].

Согласно итогам опроса, 43,8 % опрошенных считают, что обучение детей правилам дорожного движения должно осуществляться еще до школы. Младший школьный возраст получил 38 % выборов от общего числа. За обучение в средних классах школы правилам БДД высказались 11,5 % горожан. Остальные 6,7 % затруднились с ответом.

Респондентам был задан вопрос, призванный выявить их отношение к нарушению правил дорожного движения детьми. Он звучал следующим образом: «Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?» Подавляющее большинство опрошенных указали на то, что делают детям замечание (64,7 %). Каждый третий не обращает внимания, считая, что у них есть свои родители (31,6 %). Число затруднившихся ответить составило 3,7 % респондентов.

При оценке собственного уровня знаний правил дорожного движения получилась следующая картина. Большинство опрошенных считает свой уровень выше среднего (39,1 %). Каждый третий респондент оценивает его как средний, а каждый пятый как высокий (33 и 20,6 % соответственно). Только 2,9 % считают его ниже среднего, а 0,7 % участников опроса - низким.

Стоит отметить, что каждый четвертый опрошенный признался в том, что осуществлял перевозку детей без специального автомобильного кресла (26,8 %). Из них 11,5 % перевозили ребенка с нарушением в качестве водителя, а 15,3 % - в качестве пассажира. Каждый четвертый опрошеный использует необходимое удерживающее устройство (24,5 %). Остальным опрошенным не приходи-

За высокие штрафы за несоблюдение правил перевозки детей высказались 13,8 % опрошенных. Каждый десятый поддержал вариант, связанный с обучением детей основам безопасности дорожного движения в школе (9 %). За обучение детей основам безопасности дорожного движения родителями высказались 6,2 % респондентов.

Таким образом, общественная оценка степени безопасности дорожного движения в городе, в котором непосредственно проживают респонденты, в целом удовлетворительная. Население также позитивно оценивает изменения, которые произошли в ее обеспечении за последние пять лет. Однако более детальное описание вопросов показало, что многие проблемы остаются нерешенными. В большей степени жителей волнуют нарушения правил безопасности со стороны водителей, хотя нарушения со стороны пешеходов также имеют место быть. Невнимательность обеих сторон также способствует росту дорожно-транспортных происшествий. Однако, когда респондентов попросили оценить личное отношение к правилам дорожного движения, доминировали варианты о старательном их соблюдении, что является, на наш взгляд, несколько завышенным.

Исследование показало, что соблюдение правил дорожного движения и безопасность движения транспорта представляют собой основу в понимании горожанами транспортной безопасности в целом. Рейтинг различных ее аспектов позволяет утверждать, что горожане наиболее опасными считают переход по нерегулируемому пешеходному перекрестку и проезд велосипедистов по проезжей части. Средний уровень опасности присвоен ими

не приходилось осуществлять перевозку людей 48,7%

да, в качестве водителя; 11,5%

да, в качестве пассажира; 15,3%

использует удерживающее устройство; 24,5%

Рис. 4. Перевоз детей в автомашине

проезду на автобусах по междугородним маршрутам и такси, а наименьший - проезду на общественном транспорте, ожидание пассажирами на остановках и переход по регулируемому перекрестку со светофором.

Большую роль в профилактике ДТП играет обучение детей правилам дорожного движения, и чем раньше оно начнется, тем лучше, по мнению большинства участников опроса. Также большинство не останется равнодушным при нарушении детьми правил безопасности.

Наиболее грубыми нарушениями, которые существенно снижают уровень безопасности дорожного движения, респонденты считают употребление алкоголя за рулем, выезд на красный сигнал светофора и на полосу встречного движения. Стоит отметить, что такое нарушение как перевозка детей без использования удерживающих кресел и неиспользование ремней безопасности не является значимым нарушением в оценке горожан. При этом каждый четвертый опрошенный признался в том, что осуществлял перевозку детей без автомобильного кресла, что является негативным аспектом в обеспечении безопасности дорожного движения.

Литература:

1. URL: http://tatstat.gks.ru/ (дата обращения: 07.09.2015 г.).

2. Махиянова А.В. Методика изучения мнения населения по проблемам социально-экономического развития. - Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2009. - 61 с.

3. Махиянова A.B. Методика оценки мнения населения о проводимых социально-экономических преобразованиях (технология составления инструментария исследования) // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2014. -№ 1. - С. 58-61.

4. Махиянова А.В. Возрастная специфика социализации личности в современных условиях (на материалах Республики Татарстан) // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. - 2012. - Вып. 6. - С. 125-131.

5. Махиянова А.В. Социализация личности в современных условиях. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. - 155 с.

6. Семья в кризисном обществе (итоги круглого стола) / Под ред. Ф.А. Ильдархановой. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 366 с.

7. Махиянова А.В. Факторы стабильности семьи как института воспроизводства духовной жизни общества: дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2003. - 182 с.

Public Assessment of Road Safety in the Republic of Tatarstan

A.R. Abdulzyanov

Scientific research centre of family and demography Academy of sciences RT

The paper dwells upon the results of sociological research into population's estimate of road safety and the major problems in its maintenance. Various aspects of road safety are presented by rating. Such aspects as teaching children the traffic rules and abidance by the rules of their transportation are disclosed.

Key words: safety system, road traffic, violation, traffic laws.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.