Научная статья на тему 'К вопросу о причинах и условиях происшествий, совершаемых в сфере дорожного движения'

К вопросу о причинах и условиях происшествий, совершаемых в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1363
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / SAFETY OF ROAD TRAFFIC / TRANSPORT OFFENSES / PREVENTION OF ROAD TRANSPORT OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромашихин Иван Викторович

В статье рассматриваются причины и условия правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, а также факторы, снижающие эффективность их предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ромашихин Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE QUESTION OF CAUSES AND CONDITIONS OF ACCIDENTS COMMITTED IN SPHERE OF ROAD TRAFFIC

The article deals with the causes and circumstances of violations in the field of safety road traffic, as well as the factors that reduce the effectiveness of prevention.

Текст научной работы на тему «К вопросу о причинах и условиях происшествий, совершаемых в сфере дорожного движения»

УДК 343.2/.7 Ромашихин Иван Викторович

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России тел.: (861) 290-13-35

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ И УСЛОВИЯХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Romashihin Ivan Victorovich

adjunct of the chair of criminology Moscow University of Russian Ministry of Internal Affairs

tel.: (861) 290-13-35

TOWARDS THE QUESTION OF CAUSES AND CONDITIONS OF ACCIDENTS COMMITTED IN SPHERE OF ROAD TRAFFIC

Аннотация:

В статье рассматриваются причины и условия правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, а также факторы, снижающие эффективность их предупреждения.

Ключевые слова:

безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные правонарушения, предупреждение дорожно-транспортных правонарушений.

The summary:

The article deals with the causes and circumstances of violations in the field of safety road traffic, as well as the factors that reduce the effectiveness of prevention.

Keywords:

safety of road traffic, transport offenses, prevention of road transport offenses.

Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. дорожнотранспортных происшествий (в 2010 г. произошло 199 431 (ДТП), в результате которых погибло более 26 500 человек, а 250 635 человек получили ранения. Из их числа 11 845 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. Кроме того, 20 262 ДТП произошло с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21 149 получили ранения [1]. В связи с этим следует отметить, что 70 % всех пострадавших - это лица трудоспособного возраста. Как следствие - обществу причиняется колоссальный убыток в сумме превышающей 200 млрд. рублей в год [2, с. 399].

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны можно сказать, что она остается весьма напряженной. Еще более критическая ситуация складывается на дорогах в мегаполисах. Так, в 2010 г. в г. Москве зарегистрировано 11 757 (-5,5 %) (в 2009 г. - 12 445, в 2О08 г. - 13 306) дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 763 (-7,2 %) (в 2009 г. - 746, в 2008 г. - 865) человек и 13592 (-4,7 %) (в 2009 г. - 14 341, в 2008 г. - 15 114) - получили ранение. В этом же году погибло 12 (-14,3 %) детей (в 2009 г. - 14, в 2008 г. - 11), количество раненых детей 1 043 (-2,2 %) (в 2009 г. - 1 067; 2008 г. - 1112) [3].

Основными видами ДТП, произошедших в г. Москве по вине водителей транспортных средств в 2010 г. стали: наезд на пешехода (46,9 % от общего количества ДТП), столкновение ТС (37,9 %), наезд на препятствие (6 %), наезд на стоящее ТС (5 %), опрокидывание (0,9 %) [4].

Из общего числа аварий 9 263 ДТП произошло из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем лишь в половине случаев виновниками были водители Подмосковья, в остальных случаях вина лежала на автомобилистах из г. Москвы и других регионов России. В этих авариях погибли 1 473 человека и получили ранения 12 327 человек.

Сложившаяся криминогенная ситуация в России, и особенно в крупнейших ее городах, обусловливает актуальность проблемы воздействия на причины преступлений, совершаемых в сфере дорожного движения. Ее следует рассматривать как одну из особенно острых и сложных среди тех, которые изучает криминологическая наука. В общей теории криминологии причины и условия преступности определяются как совокупность тех негативных изменений в психологии людей, а также противоречий в социальной, экономической и духовной сфере общества, которые порождают преступность или способствуют этому. По мнению М.Д. Шаргородского, «причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины... Причинами преступности являются, как вообще причиной, те активные силы, которые своими действиями порождают ее существование. Причины конкретного преступления - это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения» [5, с. 30].

Говоря о причинах преступлений, совершаемых в сфере дорожного движения, следует отметить, что они возникают уже на стадии планирования использования своих транспортных средств. Человек планирует неточно, нерасчетливо и в результате возникает авария. Вообще в случаях таких преступлений действуют два фактора: во-первых, связанный с личностью человека, во-вторых, с ситуацией, в которой он находится.

В случае применения технических средств и транспорта ситуация имеет очень большое значение. Всякую ситуацию можно определить как совокупность объективных элементов действительности, в которых человек находится и действует, с которыми он должен считаться. Ситуация может изменить течение самого процесса не по воле виновного, а из-за технических неполадок. Например, не редки случаи, когда все начинается с технических неполадок (тормозной системы, рулевого управления), которые не были вовремя осознаны и устранены, и в результате происходит авария.

Ситуации могут иметь так называемый провоцирующий характер и, соответственно, быть источником повышенной опасности. Например, это нередко происходит во время движения автомобиля, когда пассажир говорит водителю: «Давай, поезжай скорее!». Тут имеет место невольная провокация, невольное подталкивание человека к действиям, которые могут вызывать дорожно-транспортное преступление. То есть существует субъективное восприятие ситуации, которое может не соответствовать объективному положению вещей.

Говоря о дорожно-транспортных происшествиях, ситуация может мешать управлению и стать источником повышенной опасности. Например, плохая видимость при движении автотранспорта, туман, снег или гололед. Это внешние факторы, но они влияют на совершаемые действия. Ситуация может отвлекать субъекта от управления транспортным средством просто в силу особенностей ландшафта или каких-то посторонних помех, например переговоры по сотовому телефону. Даже прослушивание радио в автомашине тоже может отвлечь какими-то сообщениями.

Дорожно-транспортные происшествия вызваны различными причинами и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. На основании изучения и анализа дорожно-транспортных происшествий выявлено, что размеры аварийности и травматизма находятся в прямой зависимости от следующих основных факторов: 1) численности населения; 2) численности транспортных средств; 3) размеров транспортной сети; 4) коэффициента использования транспортных средств; 5) состояния дорог, их оборудования и благоустройства; 6) технического состояния транспортных средств. Кроме указанных факторов существует еще целый ряд других, которые оказывают значительное влияние на возникновение аварийности и травматизма.

Дорожно-транспортные происшествия часто повторяются на определенных участках: перекрестках, остановочных пунктах, крутых поворотах, улицах с интенсивным движением, с узкими проезжими частями, с уклонами и плохим освещением. Повторение происшествий на одном и том же месте связано с планировочными или другими недостатками данного участка дороги, что и является основной причиной возникновения происшествия.

Все факторы, вызывающие дорожно-транспортные происшествия, могут быть подразделены на две группы:

1) субъективные: водители, пешеходы и пассажиры;

2) объективные: состояние пути, техническое состояние транспорта, освещенность дороги, местные условия, атмосферные условия и т. д. [6, с. 405-406]

Дорожно-транспортные происшествия, возникшие по вине водителей, происходят вследствие: 1) нарушения указаний сигналов и знаков; 2) превышения установленной скорости, в особенности у перекрестков, при поворотах и на уклонах; 3) нарушения правил движения у остановочных пунктов массового пассажирского транспорта; 4) управление машиной в нетрезвом состоянии; 5) несоблюдения преимущественного права проезда или установленных правил обгона; 6) выезда на линию на неисправной машине; 7) неосторожной езды при плохой погоде (тумане, при запотевшем стекле и т. д.) и скользком покрытии; несоблюдения интервала между транспортными средствами по длине или зазора в полосах движения.

Основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах [7].

Дорожно-транспортные происшествия, возникающие по вине пассажиров, являются следствием непосредственных причин: 1) входа и выхода во время движения; 2) проезда на выступающих частях транспорта; 3) хождения по проезжей части; 4) выхода из остановившейся машины на проезжую часть; 5) перехода улицы при красном сигнале светофора или в запрещенном месте; 6) нетрезвого состояния пешехода.

Предпосылками, создавшими условия для дорожно-транспортных происшествий, являются следующие конструктивные недостатки подвижного состава массового пассажирского транспорта: 1) неисправные устройства для автоматического закрывания дверей; 2) наличие выступающих частей; 3) расположение дверей перед колесами; 4) отсутствие межвагонных предохранительных сеток трамвайных поездов; 5) плохая освещенность транспортных средств; 6) несовершенная или неисправная тормозная система; 7) отсутствие приборов и устройств, сигнализирующих о превышении допустимой скорости движения, и целый ряд других. Последние два пункта в равной степени распространяются и на автомобильный транспорт.

Согласно статистическим данным, дорожно-транспортные происшествия по причинам их возникновения распределены следующим образом:

1) наибольшее число происшествий, связанных с виновностью водителя, происходит из-за превышения скорости, невнимательности водителя, выезда на левую сторону дороги и неосторожного проезда у остановочных пунктов пассажирского транспорта;

2) по причинам, связанным с виновностью пешеходов и пассажиров, больше всего происшествий возникает вследствие перехода проезжей части в неустановленном месте, ходьбы по проезжей части перед близко движущимся транспортом, неожиданного выхода на проезжую часть из-за транспортного средства;

3) происшествия, связанные с техническим состоянием транспортных средств, больше всего возникают из-за неисправности тормозной системы и рулевого управления;

4) происшествия, связанные с дорожными условиями, больше всего возникают по причинам недостаточной освещенности и скользкости проезжей части, отсутствия тротуаров, плохого состояния дорожного покрытия.

Как уже отмечалось, возникновение каждого дорожно-транспортного происшествия связано обычно с несколькими причинами и факторами. В среднем на каждые 100 происшествий приходится около 250 причин и факторов. Большинство дорожно-транспортных происшествий, как показывает статистика,

связано с объективными факторами. Указанные выше данные характеризуют распределение происшествий по причинам их возникновения в целом для всех транспортных средств. Для различных видов транспорта это распределение неодинаково.

Одной из существенных причин высокого уровня аварийности является сложившаяся диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста количества автотранспорта, которая приводит к ухудшению условий движения, заторам, росту задержек и увеличению расхода топлива, ухудшению экологической обстановки, социальному дискомфорту. Условия дорожного движения постоянно усложняются. Ежегодно прирост интенсивности движения составляет 10-20 %, а увеличение пропускной способности улично-дорожной сети за этот период не превышает 5 %. Средняя скорость движения транспорта за последние 5 лет снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40 % и составляет: 30-60 км/ч, а в часы «пик» падает до 10-15 км/ч.

Таким образом, основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

- низкий уровень дисциплины водителей и пешеходов, недостаточная квалификация и грамотность участников дорожного движения;

- необоснованное снижение требований к созданию безопасных условий движения пешеходов, в том числе детей, инвалидов, людей с ограниченными возможностями;

- несовершенство действующего законодательства, регламентирующего организацию пешеходного движения и надзор за ними.

Также среди причин следует назвать несоблюдение действующих нормативов при проектировании и эксплуатации объектов улично-дорожной сети, а также недостатки в организации своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим в ДТП. Конечно, приведенные нами причины и условия совершенных дорожно-транспортных происшествий не являются исчерпывающими. Вместе с тем их установление способствует разработке эффективных мероприятий по снижению общего количества совершаемых ДТП.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Состояние преступности в России за 2010 год. URL: http://www.mvd.ru.

2. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. М., 2010.

3. См.: Материалы пресс-конференции начальника ГУВД по г. Москве Владимира Колокольцева «Подведение итогов работы московской милиции за 2008, 2009, 2010 года». URL: http://www.petrovka.

4. См.: там же.

5. Шаргородский М.Д. Преступность, ее причины и условия в социалистическом обществе // Преступность и ее предупреждение. Л., 1966.

6. См.: Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. М., 2010.

7. Пресс-служба УГИБДД ГУВД Московской области.

1. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2010 god. URL: http://www.mvd.ru.

2. Preduprezhdenie prestupleniy i administrativnykh prav-onarusheniy organami vnutrennikh del: textbook. M., 2010.

3. See: Materialy press-konferentsii nachal'nika GUVD po g. Moskve Vladimira Kolokol'tseva “Podvedenie itogov raboty moskovskoy militsii za 2008, 2009, 2010 goda”. URL: http://www.petrovka.

4. See: ibid.

5. Shargorodskiy M.D. Prestupnost', ee prichiny i usloviya v sotsialisticheskom obshchestve // Prestupnost' i ee preduprezhdenie. L., 1966.

6. See: Preduprezhdenie prestupleniy i administrativnykh

pravonarusheniy organami vnutrennikh del: textbook. M., 2010.

7. Press-sluzhba UGIBDD GUVD Moskovskoy oblasti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.