А.Р. Абдульзянов, ведущий научный сотрудник, Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия, [email protected]
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ
В статье представлены материалы авторского социологического исследования, проведенного в различных городах Республики Татарстан в 2015 году. Результаты опроса демонстрируют оценку степени безопасности дорожного движения и произошедших за последние пять лет изменений в ее обеспечении. Составлен рейтинг различных аспектов безопасности на дорогах, согласно которому переход по нерегулируемому пешеходному перекрестку и проезд велосипедистов по проезжей части обладают наивысшим уровнем опасности, тогда как ожидание пассажирами транспорта на остановках и переход по регулируемому перекрестку со светофором - наименьшим уровнем. Раскрываются проблемы, присутствующие при переходе пешеходом проезжей части, которые впоследствии могут стать причиной получения им травм. Производится оценка различных факторов, влияющих на повышение уровня смертности пешеходов на дорогах, среди которых лидируют низкая культура участников дорожного движения и плохое состояние дорожной инфраструктуры. Обозначены меры, которые необходимо принять с целью повышения безопасности пешеходов на дорогах, главными из которых являются усиление обучения правилам поведения и увеличение количества наземных переходов. Раскрывается мнение респондентов относительно собственного уровня знания правил дорожного движения и соблюдения их на практике, а также дается оценка реакции опрашиваемых на нарушение правил дорожного движения. Новизна исследования заключается в изучении безопасности дорожного движения посредством сравнительного анализа мнения пешеходов и водителей.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, соблюдение правил, рейтинг опасностей на дорогах, пешеход, водитель, правила дорожного движения, культура дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия.
Безопасность дорожного движения представляет собой систему, имеющую двух субъектов: водителя и пешехода. Их взаимодействие локализовано в рамках определенной территории, которая включает в себя дороги, тротуары, светофоры, пешеходные переходы, парковки и прочие составляющие дорожной инфраструктуры. Урбанизация, интенсификация дорожного движения, увеличение количества автомобилей не только влекут за собой рост числа дорожно-транспортных происшествий, но и способствуют
трансформации основ взаимодействия пешеходов и водителей.
Авторская точка зрения основана на положении о том, что взаимодействие пешеходов и водителей, а точнее сказать, культура их общения, представляет собой один из факторов обеспечения безопасности на дорогах в современном городском пространстве. В 2015 году нами было проведено социологическое исследование, результаты которого позволили провести сравнительный анализ мнений, оценок пешеходов и во-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
дителей относительно различных аспектов блюдать (57,6 и 55,4%). Треть считают, что безопасности дорожного движения. Объем соблюдают их всегда (34,1 и 36,6%), тогда
выборочной совокупности составил 1600 как 7,7% водителей и 6,0% пешеходов при-человек, проживающих в городах Респуб- знались, что действуют так, как удобнее
лики Татарстан1. В ходе исследования использовалась квотная выборка, основные пропорции которой соответствуют социально-демографическим показателям населения Республики Татарстан2. Ошибка не превысила 5%, что позволяет говорить о репрезентативности выборки. Инструментарий и расчет выборочной совокупности были определены на основе методических разработок региональных исследо-вателей3.
Большинство опрошенных водителей оценили степень безопасности дорожного движения в городе, где они проживают, как удовлетворительную (46,0% - у пешеходов 38,5%). Однако пешеходы чаще называли ее хорошей (34,5 и 40,4% соответственно), тогда как количество тех, кто считает безопасность дорожного движения в городе неудовлетворительной, было примерно одинаковым (15,3 и 16,3%). Затруднились дать оценку 4,0% опрошенных водителей и 4,6% опрошенных пешеходов.
Анализ данного аспекта в динамике показал, что водители несколько позитивней оценивают изменения в обеспечении безопасности дорожного движения, произошедшие за последние 5 лет (56,8% к 52,0% у пешеходов). При этом каждый -третий водитель и пешеход считают, что особых изменений не произошло (29,0 и 28,5%). Количество тех, кто отметил ухудшение, в двух группах также примерно одинаково (7,3 и 7,8%).
Единство во мнениях присутствовало и в
Взаимодействие пешеходов и водителей, а точнее сказать, культура их общения, представляет собой один из факторов обеспечения безопасности на дорогах в современном городском пространстве.
и быстрее в каждый конкретный момент.
Водители и пешеходы сходятся во мнении, что рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах происходит вследствие нарушения правил безопасности со стороны водителей (74,6 к 73,7%). Однако водители не исключают и вину пешеходов (59,7% опрошенных). Пешеходы, в свою очередь, хоть и признают данный факт, но считают
Водители и пешеходы сходятся во мнении, что рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах происходит вследствие нарушения правил безопасности со стороны водителей. Однако водители не исключают и вину пешеходов.
его менее существенным (55,
Аналогичная картина сложилась в оценке невнимательности участников дорожного движения. На невнимательность водителей указали 33,2% водителей и 34,0% пешеходов, тогда как на невнимательность самих пешеходов - 29,9 и 27,0% респондентов из обеих групп соответственно. Единство обследуемые из двух групп проявили в отношении таких причин роста числа дорожно-транспортных происшествий, как «плохое состояние дорог», «отсутствие и недостаточное количество подземных и наземных переходов», «несовершенство и ошибки в расстановке дорожных знаков и полос» (36,9 и 37,2; 19,3 и 17,4; 13,1 и 10,7% соответственно).
По результатам проведенного иссле-— дования был составлен рейтинг различных аспектов безопасности на дорогах: 3 балла -опасно; 2 балла - средняя степень опасности, 1 балл - неопасно. В качестве действий, имеющих наивысшую степень опасности, как водители, так и пешехо-
вопросе о личном соблюдении правил до- ды обозначили переход по нерегулируемому
рожного движения. Большинство респон- пешеходному перекрестку и движение вело-
дентов - как водители, так и пешеходы - ут- сипедистов по проезжей части (2,57 к 2,57
вердительно заявили, что стараются их со- и 2,54 к 2,49 балла у водителей и пешеходов
соответственно). Такой фактор, как состояние дорог, качество покрытия, набрал 2,22 балла в обеих группах. Пешеходы несколько выше оценили риск при проезде на автобусе по междугороднему маршруту (1,93 и 1,87 балла) и на общественном транспорте (1,71 и 1,66 балла), тогда как водители более рискованным считают проезд на такси (1,87 и 1,81 балла). Наименьший уровень опасности имеют ожидание пассажирами транспорта на остановках и переход по регулируемому перекрестку со светофором (1,61 и 1,63; 1,54 и 1,50 балла соответственно).
В ходе опроса респондентам предлагалось выбрать проблемы, присутствующие при переходе пешеходом проезжей части, которые впоследствии могут стать причиной получения им травм. Две трети опрошенных водителей и пешеходов полагают, что это, в первую очередь, нарушение правил самим пешеходом (79,6% водителей и 76,2% пешеходов). Однако тех, кто полагает главной проблемой неуважение водителей по отношению к пешеходам, среди пешеходов на 10% больше (52,1 и 61,8%). Водители при этом чаще ссылаются на такую причину, как плохое освещение пешеходного перехода (50,7 и 43,3% соответственно). На отсутствие четкой разметки указали 37,4% водителей и 36,5% пешеходов.
Ответы респондентов на вопрос «Какой фактор больше всего влияет на безопасность пешеходов на дорогах?» распределились следующим образом. Если у водителей вариант «низкая культура водителей на дорогах» был выбран третью опрошенных, то у пешеходов - практически половиной (32,3 и 45,4%). В то же время пешеходы по отношению к себе оказались менее критичными, так как вариант «низкая культура пешеходов» был выбран 32,9% водителей и только 19,5% пешеходов. О плохом состоянии дорожной инфраструктуры сказали примерно равное количество респондентов из обеих групп (21,7 и 18,6% соответственно).
Аналогичная картина сложилась при оценке виновных в смертности пешеходов на дорогах. Респонденты-водители разделились на две примерно равные группы. Часть полагают, что виновниками являются сами водители (38,1%), часть - что пешеходы (32,4%). У пешеходов соотношение указанных вариантов составило 49,6 к 20,6% соответственно.
Мнения водителей и пешеходов относительно мер повышения безопасности на дорогах также в чем-то были схожи, а в чем-то разнились. Большинство согласились с необходимостью усиления обучения правилам поведения и увеличения количества назем-
ных переходов (43,6 и 45,1; 33,5 и 33,7%). Однако сторонников ужесточения наказания для водителей среди самих водителей гораздо меньше, чем среди пешеходов (37,6 к 52,7%). При этом водители чаще выступают сторонниками ужесточения наказания для пешеходов, установления заградительных турникетов и увеличения количества подземных переходов (44,8 и 41,9; 41,1 и 35,3; 35,6 и 29,7% соответственно).
Мнение пешеходов и водителей совпало при оценке значения обучения правилам дорожного движения как фактора обеспечения безопасности на дорогах. Авторская точка зрения сводится к тому, что данный фактор играет главную роль и его необходимо рассматривать в качестве составной части процесса социализации. Результаты многих исследований подтверждают, что полноценное и всестороннее обучение подразумевает участие в этом процессе не одного, а нескольких агентов социализа-ции4 как макро, так и микроуровня5. Особая роль, безусловно, здесь принадлежит семье как институту воспитания подрастающих поколений6 и воспроизводства культуры и духовной жизни в целом7.
Как показали результаты опроса, большинство водителей и пешеходов считают, что обучение детей правилам дорожного движения должно осуществляться еще в дошкольном возрасте (44,6 и 43,2%). За необходимость обучения в период младшего школьного возраста высказались 36,5% водителей и 39,3% пешеходов. Примерно каждый десятый респондент полагает, что это стоит делать во время обучения в средних классах школы (11,8 и 11,2% соответственно).
При ответе на вопрос «Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?» все опрашиваемые продемонстрировали определенное единодушие. Более половины опрошенных как водителей, так и пешеходов выбрали вариант «сделаю детям замечание» (63,4 и 65,7%). Треть респондентов ответи-
ли, что не обратят на это внимание, так как считают, что у этих детей есть свои родители и это их обязанность (32,3 и 30,9%).
Однако задание определить собственный уровень знания правил дорожного движения выявило наличие ряда разногласий. Во-первых, тех, кто оценил свой уровень высоко, среди водителей в два раза больше (28,9% к 13,8% у пешеходов). Во-вторых, если оценку «выше среднего» поставили себе примерно равное количество респондентов в обеих группах, то доля тех, кто поставил среднюю оценку своим знаниям, у водителей в два раза меньше, чем у пешеходов (24,4 и 40,1%). Относительно оценок «ниже среднего» и «низкая» в обследуемых группах особые различия отсутствуют (2,1 и 3,6; 0,3 к 1,1%).
Таким образом, результаты проведенного исследования демонстрируют наличие как схожих, так и противоположных моментов во мнениях пешеходов и водителей относительно безопасности дорожного движения. При характеристике степени безопасности на дорогах и произошедших в ней за последние пять лет изменений превалируют позитивные оценки. При этом большинство водителей и пешеходов стараются соблюдать правила дорожного движения в своей повседневной жизни. Составляя своего рода рейтинг различных аспектов безопасности на дороге, водители и пешеходы сошлись во мнении, что наиболее рискованными являются переход по нерегулируемому пешеходному перекрестку и движение велосипедистов по проезжей части, а наименьшему риску подвержены пешеходы при ожидании транспорта на остановках и переходе дороги на регулируемом перекрестке. Пешеходы считают, что значительной опасности подвергаются пассажиры на междугородних и внутригородских маршрутах, а водители больше склонны относить к группе риска пассажиров такси.
Респондентам был представлен перечень различных проблем, которые присут-
Большинство водителей и пешеходов считают, что обучение детей правилам дорожного движения должно осуществляться еще в дошкольном возрасте. За необходимость обучения в период младшего школьного возраста высказались 36,5% водителей и 39,3% пешеходов.
ствуют в современных городских условиях: рост дорожно-транспортных происшествий, увеличение смертности участников дорожного движения, снижение культуры, взаимного уважения и т.д. В оценках причин данных негативных тенденций проявилась следующая закономерность: водители признавали вину водителей как участников дорожного движения в наличии указанных проблем, тогда как пешеходы чаще стремились обвинить водителей и при этом снизить долю собственной ответственности. Схожая картина проявилась и во мнении относительно мер по усилению безопасности на дорогах: пешеходы чаще выбирали варианты, связанные с ужесточением наказания для водителей. Отметим также, что последние выше оценивают свой уровень знания правил дорожного движения.
Единство проявилось в оценке значения обучения детей правилам дорожного движения, которое, по мнению большинства респондентов, должно осуществляться в дошкольном возрасте. При этом подавляющее число как водителей, так и пешеходов заявили, что не останутся равнодушными при нарушении детьми правил дорожного движения и попытаются их остановить.
Литература
1. Махиянова А.В. Методика изучения мнения населения по проблемам социально-экономического развития. Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2009. С. 18-22.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks. ru/ (дата обращения: 7.09.2015).
3. Махиянова A.B. Методика оценки мнения населения о проводимых социально-экономических преобразованиях (технология составления инструментария исследования) // Электронный экономический вестник Татарстана. 2014. № 1. С. 58-61.
4. Махиянова А.В. Социализация личности в современных условиях. Казань: Изд-во Казан. гос. энерг. ун-та, 2011. С. 126-128.
5. Махиянова A.B. Методика диагностики дисбаланса интернализации как механизма социализации на макроуровне // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, социология, политология, культурология. 2013. Вып. 6. С. 62-68.
6. Семья в кризисном обществе (итоги круглого стола) / под ред. Ф.А. Ильдархановой. Казань: ЦИТ, 2009. С. 18-22.
7. Махиянова А.В. Факторы стабильности семьи как института воспроизводства духовной жизни общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Казань, 2003. 182 с.
ROAD TRAFFIC SAFETY: DRIVERS AND PEDESTRIANS' OPINIONS
A.R. Abdulzyanov, Leading Researcher, The center of family and demography, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, [email protected]
This article provides materials of the author's sociological research conducted in different towns of the Republic of Tatarstan in 2015. The results demonstrate an assessment of safety level of traffic and changes during last five years. There is a rating of different aspects of road traffic safety; according to this rating crossing of uncontrolled intersection and riding bikes on roads have the highest level of danger, but passengers' waiting at bus stops and crossing of controlled intersection with traffic lights have the lowest one. The author exposes the problems corresponded to crossing of roads which can lead to injuries. There is an assessment of different factors which promote growth of pedestrians' death rate on roads; the leading factors are lack of culture of road traffic participants and bad condition of road infrastructure. The article underlines the measures for safety rise of pedestrians including teaching behavior rules and growth of cross-walks. The paper exposes respondents' opinions concerning personal level of traffic rules' knowledge and their following; also it gives an evaluation of respondents' reaction to traffic rules' violations. The novelty of the research is a studying of road traffic safety by means of comparative analysis of pedestrians and drivers.
Key words: road safety, compliance with rules, ranking of hazards on the roads, the pedestrian, driver, traffic rules, traffic culture, traffic coming.
References
1. Makhiianova A.V. Metodika izucheniia mneniia naseleniia po problemam sotsial'no-ekonomichesk-ogo razvitiia [Methods of studying public opinion on issues of socio-economic development]. Kazan, GU TsPEI AN RT Publ., 2009. 61 p.
2. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosu-darstvennoi statistiki po Respubliki Tatarstan [Territorial body of Federal service of state statistics of the Republic of Tatarstan]. Available at: http://tatstat.gks. ru/ (accessed 7.09.2015).
3. Makhiianova A.B. Metodika otsenki mneniia naseleniia o provodimykh sotsial'no-ekonomicheskikh preobrazovaniiakh (tekhnologiia sostavleniia instru-mentariia issledovaniia) [Methods of assessing public opinion about the ongoing socio-economic transformation (technology of preparation of research tools)]. Elektronnyi ekonomicheskii vestnik Tatarstana -Electronic economic Bulletin of Tatarstan, 2014, no. 1, pp. 58-61.
4. Makhiianova A.V Sotsializatsiia lichnosti v sovre-mennykh usloviiakh [Socialization of personality
in modern conditions]. Kazan, Izd-vo Kazan. gos. en-erg. un-ta Publ., 2011. 155 p.
5. Makhiianova A.B. Metodika diagnostiki disbalansa internalizatsii kak mekhanizma sotsializatsii na mak-rourovne [Technique for diagnosing imbalance of in-ternalization as a mechanism of socialization at the macro level]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiia, sotsiologiia, politologiia, kul'turologiia - Bulletin of the Buryat state University. Philosophy, sociology, political science, cultural studies, 2013, issue 6, pp. 62-68.
6. Sem 'ia v krizisnom obshchestve (itogi kruglogo stola) / pod red. F.A. Il'darkhanovoi [Family crisis society (the round table). Ed by F.A. Ildarhanova]. Kazan, TsIT Publ., 2009. 104 p.
7. Makhiianova A.V. Faktory stabil'nosti sem'i kak instituta vosproizvodstva dukhovnoi zhizni obshchest-va: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Factors of stability of the family as an institution of reproduction of spiritual life of society. Candidate of sociology sci. diss.]. Kazan, 2003. 182 p.