УДК 378
В. И. Селезнев
Общепрофессиональная начальная подготовка как система воспитания, обучения и развития личности сотрудника полиции XXI в.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости формирования системы эффективной общепрофессиональной начальной подготовки как первой ступени профессионального обучения; приводятся обоснования, что профессионализм сотрудника полиции, его личностная профессиональная пригодность и системная готовность к действиям в сложной оперативной обстановке являются системообразующими факторами общепрофессиональной начальной подготовки для формирования системы профессиональной пригодности полицейского XXI в.
In the article the questions of necessity of forming of the system of effective panto-professional elementary training as to the first stage professional educating; grounds over are brought, that professionalism of policeman, his personality professional fitness and system readiness to the actions in a sticky operative wicket, are the system-factors of pan-toprofessional elementary training for forming of the system of professional fitness constabulary the XXI century.
Ключевые слова: система, системный процесс, профессиональная подготовка сотрудника полиции, эффективная система, системообразующий фактор, общепрофессиональная начальная подготовка, личностная профессиональная пригодность, системная готовность, система профессиональной пригодности.
Key words: system, system task, professional training of policeman, effective system, system-factor, pantoprofessional elementary training, personality professional fitness, system readiness, system of professional fitness.
В последние десятилетия, по мнению А.М. Новикова: «...с Российским образованием сложилась действительно весьма опасная ситуация, угрожающая национальной безопасности страны. А причина этого заключается в том, что государственный аппарат России пытается скопировать для нашей страны западные модели. В том числе и в сфере образования. Но это весьма опасная тенденция» [8, с. 135].
В проекте концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 г.) указана необходимость обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений Министерства, формирования нового
© Селезнев В.И., 2015
92
профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [6, с. 1].
За достаточно короткий срок обучения (4-6 месяцев) сотрудник полиции должен стать эффективным и востребованным. То есть удовлетворять определенным компетенциям: требованиям, критериям, качествам и успешно их реализовывать в повседневной служебной деятельности.
Профессиональное образование, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков. Профессиональное образование формирует компетенции определенного уровня и объема, позволяющие вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности.
Профессиональное обучение - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [13].
Профессиональное обучение (профессиональная подготовка) в системе МВД России, являясь одним из основных принципов её кадровой политики, представляет собой системный процесс подготовки сотрудника к профессиональной деятельности по приобретению им новых знаний, комплексного развития способностей его личности. Результатом должно стать получение сотрудником полиции совокупности знаний и профессиональных навыков, необходимых для выполнения служебных задач.
Знания и навыки, по словам Б.Г. Ананьева: «...необходимо рассматривать не только как сумму необходимых свойств и качеств, но и как определенную структуру способностей и одаренности, сенсомотори-ки, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах профессиональной деятельности человека.» [1, с.15].
В настоящее время подготовка кадров для замещения должностей в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» путем первоначальной подготовки. К первоначальной подготовке предъявляются повышенные требования, в частности к уровню развития психики сотрудника, интеллекта, эмоционально-волевых качеств личности сотрудника, соблюдению им ряда требований, ограничений и запретов [9].
93
Сотрудник полиции прибывает на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательную организацию МВД России из подразделений органов внутренних дел после того, как успешно прошел стажировку и различные специальные проверки. В том числе четыре вида профессионального отбора: медицинский, психологический, физиологический и педагогический, направленные на определение его профессиональной пригодности к дальнейшей служебной деятельности.
Медицинский отбор - при помощи медицинских процедур определение уровня развития и сформированности организма и его отдельных функциональных систем для установления категории годности. Физиологический отбор - выявление конкретных функциональных состояний человека (различных степеней, факторов, способностей функционировать в различных условиях). Психологический отбор - специальные психофизиологические исследования и определение способности человека по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности и выявление факторов риска. Педагогический отбор - оценка задатков и способностей человека, его ценностных ориентиров, мотивации, интересов, предпочтений и профессиональной направленности на основе различных методик, тестов, обследований, тренингов и т. п. [12, с. 119].
Проходя стажировку в своем подразделении или отделе от 3 до 6 месяцев, сотрудник, впервые принятый на службу органов внутренних дел, со стороны наблюдает за деятельностью своих коллег, других сотрудников, наставников и самостоятельно оценивает свою способность и готовность к дальнейшей профессиональной деятельности в зависимости от ее направления.
Э.Ф. Зеер указывает, что «...в процессе активного самостоятельного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивидуальных способов, приемов выполнения задач, но также и развитие профессионально важных качеств и способностей. При этом имплицитно подразумевается, что опыт формируется сам собой в процессе овладения деятельностью.» [5].
В данный период, по мнению многих исследователей в области профессионального образования в системе МВД России, очень важно осуществлять профессиональный подбор, учет рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности сотрудника, соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов различного вида диагностик, проводившихся в период профессионального отбора [12, с.121].
На данном этапе, на наш взгляд, обозначились проблемы, сложившиеся в профессиональном обучении (профессиональной подготовке)
94
сотрудника. С одной стороны, молодой человек, решивший стать сотрудником органов внутренних дел, в период стажировки не имеет допуска к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей как не прошедший профессионального обучения (профессиональной подготовки). С другой стороны, с ним по окончании стажировки в территориальных подразделениях органов внутренних дел заключаются двусторонние контракты на прохождение дальнейшей службы в ОВД, выплачивается денежное довольствие как действующему сотруднику, включая социальные выплаты и льготы, согласно федеральным законам «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Тем самым создана ситуация, когда сотрудник полиции, впервые принятый на службу в ОВД, успешно прошедший стажировку, но еще не прошедший профессионального обучения, уже является действующим сотрудником, имеющим определенные обязанности и права. Однако он не допущен к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей по месту работы, службы и не может нести ответственность перед законом как не принявший присягу.
На наш взгляд, данные проблемы вызывают необходимость реализации во всей системе МВД России четкого механизма ресурсосбережения, оптимизации ресурсов, в том числе сбережения человеческих ресурсов и затрат, связанных с приемом на службу и дальнейшим обучением сотрудников ОВД.
Механизм ресурсосбережения должен базироваться на персонификации оценки результатов учебной и служебной деятельности каждого сотрудника по их потенциалу и профессионализму, внедрении методов управления человеческими ресурсами, основанных на гибких формах организации профессионально-педагогической деятельности, преданности сотрудников своему делу и минимизации уровней управления.
Общие особенности профессиональной деятельности, с точки зрения А.М. Новикова: «...имеют следующую структуру: уникальность и непредсказуемость человеческой деятельности в конкретных условиях, наличие свободы воли, но в то же время предельных возможностей, определяемых наличными ресурсами: интеллектуальными, материальными, техническими, информационными и т. д.; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (причем как к внешним, так и к внутренним); способность противостоять разрушающим тенденциям: как внешним, так и внутренним; способность вырабатывать различные варианты целеобразования и целевыполнения, способность к самоорганизации и саморазвитию.» [7].
В этот период от профессорско-преподавательского состава и руководства образовательной организации МВД России требуется, с нашей точки зрения, четкая и грамотная работа по формированию у сотрудника полиции (слушателя), прибывшего на первоначальную подготовку, пра-
95
вильной мотивации к самому процессу обучения на факультете профессионального обучения.
Конечный успех в профессиональном становлении, по словам В.А. Бодрова, «...определяется целым комплексом характеристик, а именно профессиональной мотивацией, общей и профессиональной подготовленностью, а также уровнем функциональной готовности и резервов организма к определенной деятельности.» [2].
Профессионализм сотрудника полиции, его личностная профессиональная пригодность и системная готовность к действиям в сложной оперативной обстановке - системообразующие факторы общепрофессиональной начальной подготовки - одной из составных частей (одним из элементов) профессионального обучения, которая в настоящий момент включена во все программы профессионального обучения различных категорий слушателей в виде освоения общепрофессионального цикла (этапа).
По мнению Э.Г. Юдина, в понятии «система» необходимо в обязательном порядке учитывать организацию самого процесса, типы специфических связей внутри него, синтез и анализ различных моделей, в том числе сложившиеся ранее, а также структурные инварианты, механизмы и т. п. [14, с. 50].
Кроме того, с точки зрения А.И. Жилиной, процесс общепрофессиональной начальной подготовки следует представлять как сложную систему, задача которой состоит в объединении в единое целое различных моделей (компонентов) системы - объекта [4, с. 23].
В систему общепрофессиональной начальной подготовки в зависимости от программы обучения включаются следующие учебные дисциплины: введение в профессию (организационно-правовые основы деятельности полиции; прохождение службы в органах внутренних дел; морально-психологическая подготовка (нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел, психологическая подготовка сотрудников); первая помощь; русский язык в деловой документации; делопроизводство и режим секретности; культура речи; основы применения специальной техники и информатики в профессиональной деятельности сотрудника полиции; основы криминалистики; специальная подготовка (физическая и огневая, тактико-специальная и основы личной безопасности).
Качество общепрофессиональной начальной подготовки сотрудника полиции в полной мере зависит от политического и социальноэкономического состояния государства, в частности от негативных социальных факторов: ухудшения качественной составляющей здоровья и снижения численности молодого поколения до 25 лет, изменения структуры населения (старение, увеличение доли граждан пенсионного возраста), высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте и др. [12].
96
Очень важно именно в этот начальный период дать слушателям определенную психологическую установку на необходимость и важность профессионального обучения - освоение слушателями общепрофессиональной начальной подготовки как первой ступени профессиональной подготовки, как фундамента для профессионального становления в последующей профессионально - служебной деятельности, служебного и карьерного роста.
Необходимо в процессе формирования учебных групп разъяснять слушателям, что процесс общепрофессиональной начальной подготовки, как в целом и всего профессионального обучения - это определенный контрольный этап в их служебной деятельности, это образовательный процесс по первоначальному формированию важнейших элементов профессиональной пригодности сотрудника полиции к его будущей деятельности. Поэтому от того, каким образом слушатель сможет усвоить необходимый объем теоретического учебного материала и первоначальных профессиональных навыков в процессе общепрофессиональной начальной подготовки, будет зависеть его дальнейший личностный и профессиональный рост, успешная и эффективная служебная деятельность.
Освоив общепрофессиональную начальную подготовку, с точки зрения В.А. Бодрова, «...человек должен продемонстрировать свою профессиональную пригодность: во-первых, как совокупность качеств, свойств человека - сотрудника, предопределяющих успешность формирования пригодности к полицейской деятельности, и во-вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач.» [2].
Поэтому целесообразно, по нашему мнению, направлять сотрудни-ка-стажера на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательные организации МВД России с целью освоения общепрофессиональной начальной подготовки до истечения срока стажировки, до заключения с ним контракта и приказа о назначении на должность; после профессионального отбора (определения его профессиональной пригодности) и в период профессионального подбора с учетом результатов освоения общепрофессиональной начальной подготовки (формирования профессиональной пригодности).
В настоящее время приобретение конкретных профессиональных навыков, элементов личностной профессиональной пригодности и системной готовности к действиям в сложной оперативной обстановке способствует в полной мере качественному и эффективному выполнению служебных обязанностей. Понимание последствий, которые могут возникнуть в случаях необоснованных, незаконных, а иногда и безгра-
97
мотных действий сотрудника полиции в своей профессиональнослужебной деятельности помогают достигнуть успешных результатов.
Необходимость разрешения названных проблем определила цель нашего исследования, которая заключается в разработке системы эффективной общепрофессиональной начальной подготовки как первой ступени профессиональной подготовки сотрудника полиции, направленной на достижение сотрудниками высокого уровня профессионализма в выполнении задач оперативно-служебной деятельности и служебных обязанностей; на основе развития знаний, привития навыков, формирования умений и эффективного использования кадрового и служебного потенциала органов внутренних дел, с учетом профессиональных и личностных возможностей, профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния и опыта службы (работы).
При этом в процессе обучения, по мнению С.Я. Батышева и А.М. Новикова: «...необходимо использовать элементы моделирования профессиональной деятельности как выявление типовых профессиональных задач, трансформируя их в учебно-профессиональные задачи с целью установления соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений.» [11].
Сотрудник полиции должен не только «знать и уметь», но и четко видеть и понимать, «Как именно и что именно ему необходимо делать» в любой ситуации.
Результатом общепрофессиональной начальной подготовки должно стать овладение общими компетенциями, включающими в себя конкретные способности: понимать сущность и социальную значимость профессии, организовывать собственную профессиональную деятельность, проявлять психологическую устойчивость, выполнять профессиональные задачи, уважать честь и достоинство личности, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, поддерживать уровень физической подготовленности, необходимый для профессиональной и социальной деятельности [10, с. 5].
Формирование системы общепрофессиональной начальной подготовки сотрудника органов внутренних дел, проходящего профессиональное обучение, обусловлено с одной стороны решением общей проблемы профессионального обучения - главной задачи государства в сфере образования, влияющей на безопасность жизни и здоровья граждан и с другой стороны решением проблемы компетентности - профессионализма сотрудников полиции в современных условиях.
Таким образом, формирование системы общепрофессиональной начальной подготовки позволяет в целом сформулировать концептуальное обоснование самого понятия «общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции» и структурировать в последующем подготовку кадров для органов внутренних дел через внутрисистемное вза-
98
имодействие и подсистемное влияние данного педагогического системообразующего элемента (общепрофессиональной начальной подготовки) на весь процесс профессионального обучения с учетом исторических условий развития и современных потребностей личности, общества, государства, а также создает возможность для формирования системы профессиональной пригодности полицейского XXI века.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / под ред. В.Н. Мясишева. - М.: АПН РСФСР, 1962.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с. - (Современное образование).
3. Двенадцать стульев: роман / И. Ильф, Е. Петров; худож. Ф. Барбышев. - М.: Локид, 1998. - 379 с.: ил. - (Палитра).
4. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. Кн. 2: моногр. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 360 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 416 с. - (Сер. бакалавриат).
6. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) / проект. - М, 2012.
7. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
8. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Эгвес, 2005. - 176 с.
9. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении порядка органи-
зации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37228). - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обраще-
ния:14.05.2015).
10. Примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский / под общ. ред. С.С. Жевлаковича. - М., 2013. - 142 с.
11. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд., перераб. - М.: Эгвес, 2009.
12. Труды ВИПК МВД России. Вып. 44: Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / сост. М.А. Акимова, Г.Е. Волгина; отв.ред. Г.Е. Волгина. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2014. - 123 с.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации". - URL: http://минобрнаvки.рф/докvменты/2974 (дата обращения: 15.05.2015).
14. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
99