УДК 377 : 351.745.5 : 159.923.5
В. И. Селезнев
Формирование сотрудника полиции как личности в процессе общепрофессиональной начальной подготовки
В статье рассматриваются вопросы предназначения полиции, анализируется сущность понятий «сотрудник полиции» и «личность». Автором предлагается осмыслить формирование сотрудника полиции как личности в процессе общепрофессиональной начальной подготовки, с присущими ей определенными качествами и характеристиками. Аргументируется необходимость и важность формирования у сотрудника полиции общепрофессиональной, базовой компетентности как системообразующего фактора при формировании личности сотрудника полиции, вне зависимости от занимаемой им должности. Кроме того, делается важный вывод о целесообразности внедрения в структуру профессионального обучения универсального компонента, базового элемента -общепрофессиональной начальной подготовки, необходимой и достаточной для формирования личности сотрудника полиции разных должностных категорий.
The article deals with questions of the police mission, analyzes the essence of the concepts of «policeman» and «personality». The author proposes to comprehend the formation of policeman, as a person in the course of general professional initial training, with its specific qualities and characteristics. The necessity and importance of the formation of general professional, basic competence of policeman, as a system-forming factor in the formation of the personality policeman, regardless of the position them. In addition, is an important conclusion about the feasibility of implementing the structure of the training component of the universal, basic element -general professional initial training, the necessary and sufficient for the formation of the personality of policeman various jobs of categories.
Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, профессиональная служебная деятельность, общепрофессиональная начальная подготовка, общепрофессиональная компетенция, общепрофессиональная компетентность, личность сотрудника полиции.
Key words: police, policeman, professoinal office activity, general professional initial training, general professional jurisdiction, general professional competence, personality of policeman.
В современных условиях профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции постоянно решаются вопросы: «Для чего предназначена полиция?», «Кто такой сотрудник полиции?», «Каковы аспекты профессионального образования в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации?»
© Селезнев В. И., 2016
По нашему мнению, крайне важно в рамках профессионального обучения сотрудника, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел, попытаться осмыслить процесс формирования сотрудника полиции в контексте формирования его личности.
Служба в органах внутренних дел представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на определенных должностях в случаях и на условиях, предусмотренных законом [5, с. 3].
В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» указано: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждан; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [4, с. 1].
Профессиональная служебная деятельность полиции осуществляется в зависимости от направлений (служебных функций) с учетом специфики работы и поставленных задач.
Понятие «сотрудник полиции» раскрывается в ст. 25 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» следующим образом: «Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное ст. 26 настоящего Федерального закона» [4, с. 29].
Ключевым моментом в данном определении, на наш взгляд, является положение о том, что сотрудник полиции «осуществляет служебную деятельность», а именно, осуществляет служебные функции. И это требует от сотрудника в первую очередь разнообразных обобщенных знаний, навыков и умений, общей образованности и общей подготовленности к служебной деятельности в органах внутренних дел, и в частности, его общепрофессиональной начальной подготовки как основы профессионального обучения вне зависимости от образовательного уровня, занимаемых в будущем должностей и специальных званий.
Можно сделать вывод, что сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел с учетом основных направлений деятельности полиции, общих обязанностей и полномочий, требуется для выполнения различных служебных задач каким-то образом «обучить», осуществить его «общепрофессиональную начальную подготовку и личностное развитие».
Для качественного и эффективного выполнения сотрудником полиции своих общепрофессиональных функций необходимо создать систему общепрофессиональной начальной подготовки как систему, формирующую общепрофессиональные базовые знания, навыки, умения и в целом общепрофессиональную начальную компетентность сотрудника органов внутренних дел, выполняющего различные профессионально-служебные задачи.
С точки зрения В.А. Якунина: «...результат выступает прежде всего в форме профессионально и социально значимых психологических качеств личности выпускаемого ее специалиста - все то, что определяет его профессиональную компетентность и профессиональное мастерство...» [9, с. 47].
Академик Российской академии образования А.М. Новиков писал, что «...основная цель образования - развитие личности и только...» [2, с. 156].
Сотрудник полиции в нашем понимании - это личность, которая выполняет вполне определенные функции, решает конкретные задачи, осуществляя профессиональную деятельность. Данную личность как будущего сотрудника полиции необходимо на начальном этапе сформировать, заложить основы для последующего ее становления и развития. Для этих целей и необходима, на наш взгляд, эффективная общепрофессиональная начальная подготовка как система общепрофессионально ориентированных качеств, характеристик личности человека - сотрудника полиции.
По мнению А.В. Хуторского, «образованием считается процесс и результат образовывания человека. Смысл образования человека - реализация его возможностей» [8].
В образовательных организациях МВД России в настоящий момент осуществляется профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Подготовка производится в соответствии с нормативно-правовыми актами и ведомственными документами. Процесс обучения занимает непродолжительное время от 4 до 6 месяцев и предусматривает овладение обучающимися общими (общекультурными) и профессионально специализированными компетенциями, необходимыми для выполнения ими служебных задач.
Однако, если проанализировать существующие программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) различных категорий сотрудников органов внутренних дел, то прослеживается следующая тенденция. В программах отсутствуют овладение сотрудником полиции общепрофессиональными началь-
ными компетенциями как основой, фундаментом, базовым элементом, универсальным компонентом профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и сотрудника полиции.
Сотрудник полиции, вне зависимости от должности, направления деятельности и функций, должен быть сформирован как личность, с присущими ему качествами и характеристиками личности, готовой и способной решать служебные задачи.
В образовательных организациях МВД России, осуществляющих профессиональную подготовку сотрудника полиции, необходимо формировать личность сотрудника через его общепрофессиональную начальную подготовку как систему, как процесс подготовки именно сотрудника полиции, вне зависимости от его должности, специальных званий, служебного положения и статуса, а также выполнения им служебных задач исходя из направления его деятельности.
Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции должна включать его подготовку к будущей деятельности в органах внутренних дел на любых должностях, в любых направлениях, в том числе для выполнения специфических задач.
Общепрофессиональная начальная подготовка позволяет заложить основы для формирования будущей профессиональной пригодности, развития профессионально ориентированных качеств, характеристик человека на этапах профессионального пути.
В научной литературе встречается множество определений «личности», приведем только несколько примеров.
В советском энциклопедическом словаре под личностью понимается устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности [6, с. 720]. В Толковом словаре русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова личность определяется как человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения [7]. В словаре русского языка С.И. Ожегова личность трактуется как носитель каких-либо свойств [3].
А.Г. Маклаков утверждает, что: «...личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.» и с этим нельзя не согласиться [1, с. 472].
На наш взгляд, мы можем выделить следующие ключевые общепрофессиональные качества и характеристики личности сотрудника полиции.
1. Готовность и способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека, в том числе при исполнении своих служебных функций.
2. Способность грамотно говорить и излагать свои мысли, а в частности, уметь требовать от граждан прекращения противоправных действий и четко аргументировать свои требования, исключая двусмысленность в понимании и какие-либо сомнения.
3. Способность анализировать причины и предпосылки противоправных действий, при выявлении которых быть готовым принимать меры профилактического характера.
4. Способность ориентироваться в законодательных и нормативно-правовых актах с приложением их к реальной действительности.
5. Проявлять психологическую устойчивость в стрессовой или конфликтной ситуации.
6. Способность к выполнению задач повышенной сложности, в том числе в условиях риска для жизни и в целях обеспечения безопасности других лиц.
7. Проявлять психологическую готовность к применению физической силы, специальных средств и оружия в случае необходимости.
8. Возможность и способность физически противостоять правонарушителю или преступнику.
9. Готовность вести стрельбу из табельного оружия, способность четко и грамотно действовать в сложной оперативной обстановке.
10. Способность оказать элементарную первую помощь пострадавшему.
11. Способность применять различные виды технических средств, современные информационные технологии и др.
Общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции должна стать системообразующим фактором для формирования личности сотрудника, которая сможет развиваться только в процессе повседневной служебной деятельности.
Формирование сотрудника полиции как профессии человека, сотрудника полиции как личности, обладающей вышеперечисленными общепрофессиональными качествами и характеристиками и способной выполнять служебные обязанности, должно стать основной целью общепрофессиональной начальной подготовки. В том числе при подготовке: полицейского - патрульного; участкового уполномоченного полиции; сотрудника оперативного подразделения; инспектора по делам несовершеннолетних; сотрудника госу-
дарственной инспекции по безопасности дорожного движения; инспектора по исполнению административного законодательства; инспектора по лицензионно-разрешительной работе; сотрудника подразделений предварительного следствия; сотрудника подразделений дознания; сотрудника экспертно-криминалистических подразделений; сотрудника подразделений по работе с личным составом; сотрудника кадровых подразделений и подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел; сотрудника подразделений тылового обеспечения, финансово-экономических подразделений, подразделений делопроизводства и режима, правовых подразделений, подразделений информации и общественных связей; постоянного состава образовательных и научных организаций; инженерно-технического персонала и др.
Нашему государству требуются вполне определенные государственные органы, осуществляющие данные функции, требуются подготовленные профессиональные специалисты - сотрудники полиции.
С точки зрения А.Г. Маклакова: «.нельзя не учитывать систему обучения и воспитания, которая исторически развивается в каждом обществе и имеет свою специфику в каждой общественно-исторической формации. При этом каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась...» [1, с. 475].
Формирование сотрудника полиции как личности в процессе общепрофессиональной начальной подготовки имеет важнейшее значение для стабильного развития государства и общества в целом и является как одной из главных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере профессионального образования, влияющей на безопасность жизни и здоровья граждан, так и средством обеспечения этой безопасности.
Список литературы
1. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с., ил.
2. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. - М.: Эгвес, 2005. - 256 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. докт. фи-лол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз.,1982. - 816 с.
4. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 г. № З-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2014 г. № 258-ФЗ) // Собрание законодательства. - 2011. - № 7. - Ст. 900; - 2014. -№30. - Ст. 4259.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 30.11.2011 г. №342-Ф3 (в ред. ФЗ от 12.02.2015 г. № 16-ФЗ) // Рос. газета. - 2011. - 7 дек.
6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. -4-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1986. - 1600 с., ил.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - Т. 2. - М.: Гос. изд-во иностр. и национ. Словарей, 1938. - 1039 с.
8. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. (проект, версия № 2 от 19.12.2014 г.). [Электронный ресурс] // Вестн. Ин-та образования человека; 19.12.2014 г. - URL: http://eidos institute.ru / journal / 2014 / 1219.htm (дата обращения: 10.04.2016).
9. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во Полиус, 1998. - 639 с.