ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
THE GENERAL PROFESSIONAL PRIMARY TRAINING AS A BASIS OF A PROFESSIONAL COMPETENCE OF A POLICEMAN
В.И.Селезнев
V.l. Seleznev
Сотрудник полиции, профессия, профессиональная служебная деятельность, специальность, подготовка сотрудника полиции, общепрофессиональная начальная подготовка, общепрофессиональная компетенция, общепрофессиональная компетентность. В статье анализируется сущность понятий и терминов «сотрудник полиции», «профессия», «общепрофессиональная начальная подготовка» сотрудника полиции. Аргументируются необходимость и значимость создания системы общепрофессиональной начальной подготовки, которая сможет стать основой общепрофессиональной компетентности сотрудника полиции и высокого профессионализма при выполнении им профессионально-служебных задач.
Policeman, profession, professional employment activity, specialty, training of a policeman, general professional primary training, general professional competency, general professional competence. The article analyzes the essence of such concepts and terms as policeman, profession, general professional primary training of a policeman. The article also rationalizes the necessity and importance of creating the system of general professional primary training, which will become the basis of the general professional competence of a policeman and a high level of professionalism in their professional employment activities.
Подготовка человека к профессиональной деятельности на современном этапе развития общества - одно из приоритетных направлений профессионального образования любого государства. Профессиональная подготовка (профессиональное обучение) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел, также не является исключением. Данная подготовка в настоящий момент осуществляется в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации (институтах, университетах, академиях и их филиалах) в соответствии с нормативными актами (приказами, распоряжениями) и ежегодными планами-графиками наборов сотрудников на профессиональное обучение.
Программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции представляют собой некую совокуп-
ность разделов (циклов), на освоение которых отводится определенное количество времени и учебных часов в зависимости от категорий должностей сотрудников органов внутренних дел.
В каждой программе обучения в обязательном порядке имеется раздел (цикл), направленный на освоение сотрудниками полиции общепрофессиональных компетенций, необходимых и достаточных, с точки зрения разработчиков данных программ, для качественного выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей вне зависимости от занимаемых ими должностей.
Первоначальная полицейская подготовка предполагает обучение профессиональным навыкам. Высокие профессиональные навыки позволяют сотрудникам полиции общественной безопасности противостоять и увереннее реагировать на типовые вызовы и ситуации, после-
довательно применяя апробированные методы. Эти навыки также подготавливают их к оптимальному образу действий в чрезвычайных и нестандартных ситуациях [Carty, 2009, р. 9].
С нашей точки зрения, в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации в настоящий момент назрела необходимость не только в освоении общепрофессионального цикла в составе профессионального обучения, но и в формировании целостной системы общепрофессиональной начальной подготовки как основы общепрофессиональной компетентности сотрудника полиции.
Профессиональная компетентность выражается в способности действовать адекватно, самостоятельно, ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде, отражает его (специалиста) готовность к самооценке и саморазвитию [Адольф, Яковлева, с. 43-47].
Поэтому нам в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое «общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции» и постараться оценить ее значимость для каждого сотрудника, специалиста в области правоохранительной деятельности.
Термин «сотрудник полиции» в настоящее время отнесен к профессии, к конкретной профессиональной деятельности, поэтому очень важно определиться с основными ключевыми понятиями.
В словаре русского языка под ред. С.И. Ожегова понятие «профессия» трактуется как основной род занятий, трудовой деятельности. В советском энциклопедическом словаре под ред. A.M. Прохорова термин «профессия» означает род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
По мнению В.С Леднева, «...под профессией понимается такой род деятельности (занятий), который обусловлен общественным разделением труда и является социально оправданным источником материального обеспечения человека...» [Леднев, 1991, с.166].
Современный словарь понятий, терминов и актуальной лексики (Санкт-Петербургский
университет МВД России) определяет понятие «профессия» как определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.
На наш взгляд, данное определение наиболее полно отражает сущность термина «профессия».
Здесь необходимо отметить, что любая профессия, втом числе и профессия «сотрудник полиции», требует определенной начальной профессиональной подготовки.
Сточки зрения Б.М. Бим-Бада, «...профессиональная подготовка - это система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ...» [Бим-Бад, 2002, с. 223].
B.C. Леднев в работе также пояснял, что «...начальная профессиональная подготовка -специальное образование в области рабочей профессии, это автономная последовательная ступень специального образования...» [Леднев, 1991, с. 169].
Сотрудник полиции в зависимости от замещаемых им должностей в органах внутренних дел Российской Федерации выполняет различные служебно-профессиональные задачи. «Сотрудник полиции» - это в первую очередь его профессия.
Н.И. Макиенко уточняет, что «...специальность есть разновидность профессиональной деятельности, охватывающая сравнительно узкий круг работ в профессиональном труде...» [Макиенко, 1977, с. 34].
Сотрудник полиции выполняет свои функции (обязанности) как специалист, как участковый уполномоченный, сотрудник государственной инспекции по безопасности дорожного движения, оперуполномоченный, постовой, патрульный или начальник отдела полиции и т.д. На протяжении своей служебной деятельности сотрудник полиции может продвигаться по служебной лестнице, замещать различные должности в органах внутренних дел с учетом его
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
профессионально-личностных качеств, в том числе выполнять мероприятия по охране общественного порядка.
Сотрудник полиции вне зависимости от замещаемых должностей в органах внутренних дел должен: уважать честь и достоинство личности; грамотно излагать свои мысли и требовать от граждан прекращения противоправных действий; принимать меры к нарушителям; четко ориентировать в законодательных актах; проявлять психологическую устойчивость; выполнять задачи повышенной сложности и в условиях риска для жизни; быть готовым к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; физически противостоять правонарушителю; вести стрельбу из оружия и грамотно действовать в сложной обстановке; оказать первую помощь пострадавшим; применять различные современные технические средства и др.
Достижение сотрудниками высокого уровня профессионализма (компетентности) в выполнении задач оперативно-служебной деятельности и других служебных обязанностей должна обеспечить, с нашей точки зрения, система эффективной «общепрофессиональной начальной подготовки» на основе общепрофессиональных компетенций посредством развития знаний, привития навыков и формирования умений, ориентированных на конечный результат [Селезнев, 2016, с. 229].
По мнению А.Г. Асмолова, «...компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности...» [Асмолов, 2009, с.18].
Понятие «общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции», по нашему мнению, должна представлять собой систему интегрирования учебных дисциплин в общепрофессиональный начальный курс по формированию общепрофессиональной компетентности и общепрофессиональной готовности сотрудника полиции к действиям в сложной оперативной обстановке.
С точки зрения В.А. Якунина, «...результат выступает, прежде всего, в форме профессио-
нально и социально значимых психологических качеств личности выпускаемого ее специалиста-все то, что определяет его профессиональную компетентность и профессиональное мастерство...» [Якунин, 1998, с. 47].
Молодому сотруднику полиции для овладения профессией и специальностью, а также эффективного выполнения профессиональных задач необходима совокупность знаний, умений, навыков и профессиональной компетентности в процессе работы (службы).
Профессиональная компетентность в данном случае выступает обобщенной профессио-нально-личностной характеристикой человека-профессионала, определяющей качество его деятельности [Адольф, Степанова, 2007, с. 77-79].
Общепрофессиональная начальная подготовка должна представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов модели общепрофессионально-личностной компетентности сотрудника полиции, которая позволит принимать эффективные грамотные решения и добиваться требуемых результатов в практической служебной деятельности путем привития общепрофессиональных навыков и формирования общепрофессиональных компетенций.
С нашей точки зрения, каждый сотрудник полиции, который осуществляет профессиональную деятельность в современных условиях, должен обладать профессиональной культурой и профессиональной пригодностью, основой, базовым, ключевым компонентом которых, по нашему мнению, и должна стать общепрофессиональная начальная подготовка сотрудника полиции.
Исследователь В.А. Бодров рассматривал профессиональную пригодность «...во-первых, как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности (видам дея-тельностей) и, во-вторых, как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, навыков, умений, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач...» [Бодров, 2001, с. 6].
Таким образом, для качественного и эффективного выполнения сотрудником полиции общепрофессиональных функций необходима система общепрофессиональной начальной подготовки как система, формирующая в целом общепрофессиональную компетентность сотрудника органов внутренних дел, выполняющего различные профессионально-служебные задачи.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность как показатель качества высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 2007. № 6.
2. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35).
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с. (Современное образование).
6. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2- е изд., пе-рераб. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
7. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Минск, 1977.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под. ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1982. 816 с.
9. Селезнев В.И. Система управления знаниями в условиях общепрофессиональной начальной подготовки сотрудника полиции /XX юбилейные Царскосельские чтения: матер, междунар. науч. конф., 20-21 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. Т. II. 332 с.
10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 1600 с.
11. Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке кадров МВД России: словарь понятий, терминов и актуальной лексики / авт.-сост.: А.А. Кочин, Ю.В. Аманацкий, Я.Л. Алиев, В.В. Балахон-ский. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. 124 с.
12. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т. экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова; Полиус, 1998. 639 с.
13. Carty К. The Good Practice ¡n Basic Pólice Train-ing - Curricula Aspects, by the Sénior Pólice Adviser to the ОВСЕ Secretary General, SPMU Publication Series Vol.5, Vienna, Austria, May 2009. URL: http: // www.obce.org/policing (дата обращения: 03.02.3016).
<C
I
tí m
o
b X
Щ
w m H
o
Рч <
o ^ o o
О Й
EÍ w
H
к o
Рч
w
0
1
X %
o w
V
к
b
1-4
<c n w tí
s
X
H
и
w
PQ