-^jjjj^r.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вращались собственнику независимо от того, у кого они были изъяты — у обвиняемого или у третьих лиц, которые приобрели их законно. Ломбард имел право только подать гражданский иск об убытках и притом не к потерпевшему, а к лицу, похитившему и сбывшему вещи в ломбард16.
Только государственные ломбарды обладали особым иммунитетом и могли не выдавать похищенных вещей без уплаты суммы долга. В Положении о ссудных казнах говорилось: «Хотя бы в Ссудную Казну поступили в залог краденые вещи, она за то не ответствует»17. Это особое положение, установленное для учреждений Опекунского совета, не применялось, однако, к частным кредитным учреждениям18. Так, согласно ст. 60 устава Санкт-Петербургского частного ломбарда, если заложенные вещи судебным приговором будут признаны похищенными, то они могут быть выданы без уплаты суммы долга19. В аналогичном положении оказывались городские ломбарды.
В связи с этим на IV съезде распорядителей городских ломбардов, проходившем в Харькове в 1911 г., впервые был поднят вопрос «о возможности избавления
городских ломбардов от неправильно забираемых судебными властями краденых вещей, заложенных ломбарду, до объявления полиции об этой краже»20, однако в законодательстве Российской империи эта проблема не была решена.
Таким образом, взаимодействие ломбардов и полиции Российской империи наиболее тесно происходило по линии сотрудничества с сыскными отделениями, судебными и следственными органами. Основные функции контроля МВД над деятельностью ломбардных учреждений Российской империи заключались в утверждении их уставов, проверке годовых отчетов, участии чинов полиции в аукционах невостребованных залогов и ревизионных проверках деятельности частных ссудных касс.
16 Александровский Ю.В. Устав кредитный комментированный. СПб., 1914. Вып. III. Разд. 7-9. С. 619.
17 Устав кредитный. Т. XI. Ч. 2 / под ред. Д.В. Чичинадзе. СПб., 1892. С. 292.
18 Боровиковский А. Законы гражданские (СЗ РИ, Т. Х. Ч.1.); 9-е изд. СПб., 1898. С. 679.
19 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 45. Отд. 1. № 48481. СПб., 1874.
20 Труды IV съезда распорядителей городских ломбардов. Харьков, 1911. С. 57.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
В.В. БУШКЕВИЧ,
соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А.С. Прудников;
Рецензент: кандидат юридических наук Е. С. Зайцева
Аннотация. Рассматриваются проблемы государственной молодежной политики в России, система общенациональных проектов, созданных в развитие приоритетных направлений молодежной политики.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, проектный подход в реализации приоритетных направлений молодежной политики в России.
NATIONAL PROJECTS IN REALIZATION OF PRIORITY DIRECTIONS OF THE STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA
V.V. BUSHKEVICH,
the competitor of chair of the constitutional and municipal right of the Moscow university
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article concerns the problems of the state youth policy in the Russian Federation, the system of the national projects created for the development of priority directions of the youth policy
Keywords: youth; state youth policy; planning approach in the implementation of priority directions of the youth policy in the Russian Federation.
В современных условиях становления и развития правового государства и гражданского общества в России большое значение приобретают вопросы работы с молодежью, защиты ее прав, формирование правовой культуры молодежи. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности зависит темп продвижения России по пути демократических преобразований. Молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенче-ских и межнациональных отношений. В то же время перед обществом возникает вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи. Среди них высокий уровень безработицы среди молодых людей, увеличение количества детей-сирот, криминальная активность малолетних правонарушителей, проявления экстремизма в молодежной среде и др.
Важнейшим фактором устойчивого развития государства и общества, роста благосостояния его граждан и совершенствования общественных отношений является целостная и последовательная государственная молодежная политика. В нашей стране накоплен большой арсенал средств и инструментов работы с молодежью. До недавнего времени многие из них ус-
пешно решали отдельные локальные задачи, ориентируясь на определенные группы молодежи, однако в массовой практике их применение осуществлялось как набор не связанных между собой мероприятий, реализуемых разными ведомствами, что не обеспечивало необходимого системного эффекта.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ(утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р), разработанная на период до 2016 г., использует проектный подход в указанной области и определяет в соответствии с приоритетами молодежной политики, обозначенными ней, систему общенациональных проектов. Общенациональный проект представляет собой одновременно средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение как собственных проблем, так и общероссийских задач. Разработанные в соответствии с методологией Стратегии проекты обращены ко всей молодежи России и открывают равные возможности для участия в них всем молодым людям независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Это позволяет предоставить молодежи выбор тех направлений деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам, с одной стороны, а с другой — делегировать молодому поколению права, полномочия и ответственность в решении приоритетных задач национального развития, открыть перед молодыми людьми масштабы и перспективы развития и достижений.
В рамках реализации одного из приоритетных направлений молодежной политики, включающего в
себя совершенствование работы с молодежью в сфере духовно-нравственного развития и воспитания, защиты нравственности детей и молодежи, предусмотрен проект «Гражданин России». Основная цель проекта — развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. Он адресован молодым людям от 14 до 30 лет. Реализация проекта позволяет формировать у молодых россиян такие качества, как гражданственность, патриотизм, толерантность и уважение к представителям другой культуры, гармоничное и духовное развитие, высоконравственное поведение.
В рамках реализации приоритетного направления, включающего в себя вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрен ряд проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России».
Проект «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» адресован молодым гражданам России, их родителям, а также сотрудникам учреждений, работающих с молодежью. Целями проекта являются вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
Важное направление реализации проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» — освоение молодыми людьми навыков пользования информацией и ее применения в жизни. В рамках проекта поддерживаются региональные и местные инициативы, обеспечивающие развитие практики пользования молодежью информацией по наиболее значимым для нее проблемам. Формируемое информационное пространство должно стать средством поддержки в решении спектра проблем, возникающих в жизни молодых людей, осуществить функции оперативного консультирования молодежи и всего населения. В результате все желающие могут получить ответы на свои частные
вопросы, касающиеся здоровья, образования, жилья, досуга, труда, карьеры, общественной и личной жизни.
Проект «Доброволец России» нацелен на развитие мотивации молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Проект адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 25 лет, живущему в России. В результате его реализации формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив молодежи, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. В рамках локальных инициативных молодежных проектов решаются проблемы и задачи общественного развития, а молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.
Проект «Карьера» направлен на самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда, однако, учитывая виды и сложность работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с законодательством, аудитория этого проекта подразделяется на группы.
Проект «Молодая семья России» адресован молодым жителям России и молодым семьям. Основными целями проекта являются укрепление института молодой семьи, увеличение количества благополучных семей в России и пропаганда ответственного роди-тельства. В рамках реализации проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни среди молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.
В целях реализации приоритетного направления, включающего в себя развитие созидательной актив-
ности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». Проект «Команда» адресован молодежи в возрасте до 25 лет и направлен на обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью, развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью и вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. Проект «Успех в твоих руках» создан с целью выявления и продвижения талантливой молодежи, а также использования продуктов ее инновационной деятельности. В качестве адресата проект рассматривает всех молодых граждан России, обладающих мотивацией к деятельности в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.
Для реализации четвертого приоритетного направления, включающего в себя интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, разработан проект «Шаг навстречу», основными целями которого являются оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество; вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества; развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками должна стать молодежь в возрасте до 30 лет.
Впервые в современной истории России создается система общенациональных проектов, адресованных всей молодежной аудитории страны. Становясь участниками общенациональных проектов, молодые люди могут применить знания, полученные в системе образования и воспитания, оценивать их достаточность и формулировать новые образовательные запросы. Одновременно в рамках общенациональных молодежных проектов при непосредственном и деятельном участии молодежи реализуются задачи, которые традиционно рассматривались как задачи системы образования. К ним можно отнести формирование гражданской позиции молодых людей, становление социальных компетентностей молодежи, необходи-
мых для успешной жизни, а также развитие правового сознания молодых граждан.
Очевидным является факт, что для эффективной реализации целей государственной молодежной политики необходимо внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую степень результативности и оперативности в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. На это и направлены разработанные в развитие приоритетных направлений молодежной политики проекты, подлежащие реализации как на федеральном, так и региональном уровнях. На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики в РФ отвечает Минобрнауки России во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью, на региональном уровне — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Федерации.
Мероприятия по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ финансируются из источников федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, а также внебюджетных средств. Для каждого проекта Минобрнауки России с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое должно содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе привлекаются научные и молодежные общественные организации.
В современных условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на вовлечение молодых граждан в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены посредством использования проектного подхода, формирования системы молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях молодежной политики, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.