Серия «Политология. Религиоведение»
2010. № 2 (5). С. 26-33 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я Иркутского государственного университета
УДК 323.3(47)
Основные направления современной российской государственной молодежной политики
Р. Ю. Зуляр
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье автор рассматривает основные направления современной российской государственной молодежной политики. Дается краткая характеристика некоторых программ, действующих на территории РФ, в качестве объекта воздействия которых выступает молодежь.
Ключевые слова: процесс политической социализации, государственная молодежная политика, молодежь.
Внимание политической науки к молодежи и к молодежной проблематике оправданно и постоянно. На изучение и решение этих проблем государственными, общественными, научными организациями и структурами выделяются периодически средства и ресурсы, поскольку с молодежью связаны будущее и судьбы общества, страны, цивилизации. Практика последних десятилетий показывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь [3, с. 3].
Важный механизм работы с молодежью - это государственная молодежная политика (далее - ГМП). Целью ГМП является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
ГМП необходимо рассматривать в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов. Она, как особая отрасль социальной политики в России, способствует социализации российской молодежи, ее полноценному включению в общественные процессы [4].
Организация Объединенных Наций в своих документах выразила краткую формулу молодежной политики тремя основными понятиями: «участие, развитие, мир». «Участие» подразумевает вовлеченность самой молодежи в выработку и реализацию государственной политики, «развитие» - направленность государственных программ на развитие человеческого потенциала, долговременные инвестиции в молодое поколение, на создание гарантий его
профессионального становления, защиту семьи и здоровья. «Мир» - необходимое условие нормального развития страны и общества [1].
ГМП выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, на соблюдение прав человека. Эта установка определила известное продвижение вперед в решении ряда вопросов законодательного закрепления прав молодых граждан и их объединений на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. На этих уровнях усиливается программно-целевой подход в реализации задач ГМП, в практику входит работа по приоритетам [2].
Тем не менее, в целом меры в области молодежной политики остаются мозаичными, а ресурсы - недостаточными для решения крупных задач. В ряде территорий создалась неблагоприятная ситуация для реализации важнейших направлений ГМП [2].
Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой:
- деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека;
- социально-позитивную деятельность молодежных объединений и молодежных инициатив;
- деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни [1].
Традиционно в осуществлении ГМП широко используется программноцелевой подход, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация федеральных целевых программ (ФЦП). Среди них, реализуемых в последние годы, можно выделить: «Молодежь России», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2000 г. № 122; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства России от 28.08.2002 г. № 638 и др. [4].
«Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р) разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [3, с. 8].
В качестве приоритетных направлений ГМП в Стратегии указано, что учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, развиваться должны такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельно-
го и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход способствует взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом [3, с. 11].
Отмечается, что ГМП в РФ реализуется по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества [3, с. 11].
ГМП объединяет государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны; информирования молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволяет молодому человеку реализовать свой потенциал, укрепляет его уверенность в своих силах и своем будущем; выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что дает возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал; вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе [3, с. 12].
Для реализации названных направлений, включающих вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, Стратегией предусмотрены были следующие проекты: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».
Целями проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются: вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
Основными видами работ в рамках данного проекта являются: развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи; развитие молодежных информационных проектов и программ; популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы; разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых
граждан; разработка специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации; участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры [3, с. 13].
Цели проекта «Доброволец России»: мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Основными видами работы по реализации указанного направления являются: развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений; формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом; привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи [3, с. 14].
Основными целями проекта «Карьера» являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей используются мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Основными целями проекта «Молодая семья России» являются: укрепление института молодой семьи; увеличение количества благополучных семей в России; пропаганда ответственного родительства [3, с. 15].
К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи; подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, к созданию благополучной семьи; содействие в обеспечении жильем молодых семей.
В целях реализации этого проекта проводятся и широко освещаются в средствах массовой информации мероприятия, демонстрирующие и пропагандирующие ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.
Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках» [3, с. 16].
Основными целями проекта «Команда» являются: обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью; развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью; вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.
К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся: распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью; развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи; привлечение молодежи к участию в общественной и общественнополитической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества; привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти; привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности; популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни; привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти; поддержка молодежных общественных организаций и объединений; включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов.
Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности [3, с. 17].
Для достижения этой цели планируется осуществить: поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи; развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны; привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения; внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи; вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий; популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в мировом сообществе.
Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу» [3, с. 17].
Основными целями проекта «Шаг навстречу» являются: оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество; вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества; развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие: выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни; поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социальноэкономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.
Эти проекты должны не только определять основные направления реализации ГМП в стране, но и создавать и развивать правовые, социальноэкономические и организационные условия для самореализации молодежи, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Мероприятия, проводимые в рамках ФЦП, позволят создать в стране обширную сеть социальных центров и клубов для молодежи. Но найти данные по количественному и численному составу на настоящее время оказалось невозможно - их в открытом доступе нет. Единственное, что удалось найти, что в 2004 г. в субъектах Российской Федерации было создано почти 2 тыс. учреждений социального обслуживания, осуществляющих свою деятельность по 45 направлениям, более 1500 подростково-молодежных клубов по месту жительства, реализующих социальные программы [4].
Реализация программных мероприятий ФЦП обеспечивает действенную поддержку военно-патриотическому движению в стране, осуществлению процесса патриотического воспитания подрастающего поколения, важнейшими звеньями которого являются поисковые отряды, военно-патриотические молодежные и детские общественные объединения, клубы юных десантников, пограничников, моряков, летчиков и др. [4].
Также в рамках ФЦП «Молодежь России» сформирована и успешно реализуется подпрограмма развития переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью, предусматривающая разработку и реализацию системы мер по укреплению и стабилизации соответствующего кадрового потенциала. Это особенно значимо, поскольку сегодня почти пятнадцать тысяч человек в различных субъектах Российской Федерации профессионально занимаются реализацией молодежной политики, более 100 об-
разовательных учреждений участвуют в обучении кадров для работы с молодежью в рамках специальностей «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление» [4].
Вопросами ГМП в РФ занимаются: Министерство образования и науки Российской Федерации (http://www.mon.gov.ru/); Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (http://www.minstm.gov.ru/); Федеральное агентство по делам молодежи (http://www.fadm.gov.ru/); Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://www.mzsrrf.ru/); Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (http://www.mkmk.ru/); Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей http://www.youthrf.da.ru/.
На территории Иркутской области вопросами ГМП занимается Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, которое является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, организациями, общественными объединениями, гражданами. Министерство обладает правами юридического лица. В структуре Министерства работает управление по молодежной политике Иркутской области.
Несмотря на наличие нормативной базы ГМП, молодежные программы на федеральном и региональном уровнях, выделение направлений работы, существует масса проблем, связанная с целым спектром причин. Можно отметить то, что за годы реформ в молодежной среде сложилась особая негативно-психологическая атмосфера, своя система ценностных ориентаций. И переломить сложившееся политико-психологическое отчуждение молодежи кажется возможным лишь реальными проектами политических и социальных институтов, созданием для нее правовых, экономических и организационных условий и гарантий, обеспечивающих ей субъектное отношение к проводимым в стране реформам [2].
Молодежь в данное время реально не рассматривается в качестве стратегического ресурса в демократическом продвижении страны ни на государственном, ни на общественном уровнях. В процессе проводимых в стране реформ в основной своей массе молодые люди оказались на обочине основных трансформационных процессов, представленные самим себе, что, естественно, сказалось на характере их общей и политической социализации, формировании гражданских качеств и политических установок [2].
Молодежь не устраивает нынешняя социально несбалансированная политика государства, бюрократизм власти, отсутствие четкой молодежной по-
литики и рост преступности. Фрагментарность, размытость, амбивалентность сознания значительной части российской молодежи обусловлена последствиями радикальной структурной трансформации социально-экономических отношений. И именно в этих направлениях и должна развиваться дальнейшая государственная молодежная политика.
1. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования [Электронный ресурс] // Издания Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. - Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/an4/4.html
2. Бушмарин Н. В. Управление процессом политической социализации молодежи // Вестн. Твер. гос. ун-та. - 2004. -№ 3 (5). - С. 118-126.
3. Сборник методических материалов в сфере государственной молодежной политики, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации РосМолодежь, Федеральное агентство по делам молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vsesvoi.ru/data /addons/ Sbornik_metodicheskih_materialov.pdf
4. Федеральная целевая программа «Молодежь России» [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2004. - № 31 (251). - Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/
1. Analytical review of the international tendencies of the High Education system development [On-line resource] // The Belorussia State University Center of the education development problems // http://charko.narod.ru/tekst/an4/4.html
2. Bushmarin N. V. Governance of the youth political socialization processes // The Tver State University Newsletter. -2004. - N 3 (5). - P. 118-126.
3. Digest of the methodical materials in the public youth policy domain, the Administration of sport, tourism and youth policy of Russian Federation Ros-molodezh, the youth policy Federal Agency [On-line resource] // http://vse svoi.ru/data/addons/Sbornik_metodicheskih _materialov.pdf
4. Federal goal-oriented program
"The youth of Russia"/ Analytical digest of the Federation Council FS RF. 2004. -№ 31 (251) [On-line resource] //
www.budgetrf.ru/Publications/
Principal Courses of Modern Russian Public Youth Policy
R. Y. Zuliar
The Irkutsk State University, Irkutsk
In the article presented the author considers the principal courses of modern Russian public youth policy. It's given a brief description of certain programs effective within the Russian Federation territory which recipient object is youth.
Key words: political socialization process, public youth policy, youth.
Зуляр Раксана Юрьевна - соискатель, Zuliar Raksana Yurievna - Postgraduate преподаватель кафедры политологии и student, Lecturer, the Department of the отечественной истории, Иркутский го- Political Science and Russian History, the сударственный университет, e-mail: Irkutsk State University, e-mail: raksana-