УДК 372.881.111.1
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-2-14
О. П. Миханова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИАГНОСТИКА (ЧАСТЬ II)
Аннотация.
Актуальность и цели. Задача оценивания деятельностных характеристик обучения и личностных качеств студента высшей школы окончательно не решена на современном этапе модернизации высшего образования. Соответственно, возникает необходимость в такой оценочной системе, которая адекватно отразит процесс формирования и развития общекультурных компетенций как результат высшего образования.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования методик, позволяющих оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку, проследить направление личностного развития студентов. Для определения достоверности результатов формирующего эксперимента применялась статистика «%2-критерий» («хи-квадрат критерий»).
Результаты. Проанализированы результаты педагогического эксперимента, подтвердившие положительную динамику формирования и развития общекультурных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку и позволившие проследить направление личностного развития студентов.
Выводы. Проведенный анализ статистических данных эксперимента показал наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого компетенции; причины, определяющие наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого; значение полученных данных в целостной картине компетенции личности.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, диагностические методики, динамика формирования и развития общекультурных компетенций, личностное развитие студентов, обучение иностранному языку.
O. P. Mikhanova
COMMON CULTURAL (GENERAL/BASIC/KEY) COMPETENCES: ASSESSMENT (PART II)
Abstract.
Background. There is a lack of a framework for assessment tools of common cultural (general/basic/key) competences. The intent of this article is to advance evaluation and research efforts by providing resources for educators and researchers engaged in understanding the outcomes and impact of general cultural competences development.
Materials and methods. The author used some techniques and tests which can help to monitor the dynamics of the common cultural (basic/key) competences development and students' personal development. The realization of research objectives has been achieved through usage of some techniques and tests. To show the hypothesis is true chi square was used.
Conclusions. The experimental data obtained show the opportunity to see the dynamics of the students' personal development.
Results. The data obtained show existence or absence of the general cultural (common/basic/key) competences components and the dynamics of the students' personal development.
Key words: common cultural (general/basic/key) competences, techniques and methods for the common cultural (general/basic/key) competences assessment, experimental data, the dynamics of the common cultural (basic/key) competences development, students' personal development, foreign language teaching/learning.
В условиях компетентностной парадигмы в системе современного высшего образования на первый план для преподавателей вузов выходит задача оценивания результатов освоения основных образовательных программ в терминах компетенций, а именно деятельностных характеристик обучения и личностных качеств студента. Несмотря на значительное количество педагогических исследований в области оценивания уровней их сформированно-сти на различных этапах обучения студентов [1; 2], разработки по универсальной оценочной системе для общекультурных компетенций студента в вузе на настоящий момент отсутствуют.
Статья «Общекультурные компетенции: диагностика (часть I)», опубликованная в № 4 (32) журнала «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки» в 2014 г., содержит подробное обоснование и выбор методик, позволивших оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций и проанализировать направление личностного развития студентов: «Изучение самооценки личности», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Восприятие индивидом группы», «Методика оценки способов реагирования в конфликте», тест-опросник способности к эмпатии.
Процедура выявления показателей сформированности общекультурных компетенций представляет собой изучение и анализ их проявлений, обобщение показателей на основе комплекса объективных критериев, по которым можно судить о ходе и результатах формирования и развития общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку [3; 4]. С учетом того, что некоторые общекультурные компетенции начинают формироваться задолго до поступления в вуз (мы учимся общаться, сотрудничать и взаимодействовать еще в детстве, в семье, школе, с друзьями; читаем, пересказываем прочитанное, пишем сочинения, другими словами, имеем дело с информацией и т.п.) и формируются, развиваются и совершенствуются в течение всей жизни [4], стартовые показатели сформированности компонентов общекультурных компетенций были определены на первом этапе эксперимента.
Педагогический эксперимент проходил на базе Пензенского государственного университета. В нем принимало участие более 60 студентов 2-3-го курсов факультета экономики и управления (специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» и 080116 «Математические методы в экономике»). Особенность организации обучения иностранному языку в вузе предопределила невозможность участия в исследовании большего числа студентов. В ходе проведения эксперимента были приняты во внимание особенности студенческого возраста, который, безусловно, является одним из важнейших периодов личностного и профессионального становления человека [4; 5].
На первом этапе экспериментальной работы в ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика показателей сформированности общекультурных компетенций для выявления динамики количественных и качественных изменений.
На основе теста «Восприятие индивидом группы» [6] мы определили наличие умений партнерского взаимодействия, которые являются компонентами компетенций социального взаимодействия, а именно: умения общаться устно, умения сотрудничать, т.е. совместно заниматься какой-либо деятельностью; способности учитывать точки зрения и интересы Другого [7].
Анализ результатов показывает, что подавляющее большинство студентов (72,4 %) прагматически подходят к отношениям в группе. Пожалуй, это объяснимо в наше время конкуренции за рабочие места, статусные профессии и «место под солнцем». Лучшими партнерами в группе считаются те, кто больше знает и умеет, у кого можно поучиться; студентам нравится, когда в группе никто не нуждается в помощи, и свой собственный личный успех они ценят больше всего. Им не всегда легко выстроить отношения с партнером по диалогу при выполнении проектной работы, хотя они и настроены на совместную деятельность.
Из опрошенных 20,7 % являются индивидуалистами, предпочитая не вмешиваться в личные дела других, и хотели бы того же в ответ. Другими словами, им не всегда важны точка зрения и интересы окружающих, они не склонны к сотрудничеству. Для выполнения общего задания им трудно находить взаимопонимание с партнерами и считаться с чужим мнением. Только 6,9 % опрошенных готовы прийти на помощь в трудную минуту и сами надеются на помощь других. Как правило, эти студенты любят совместную работу, им нравится составлять диалоги, они склонны прислушиваться к мнению партнера, активны в дискуссиях. Полученные результаты показаны на диаграмме (рис. 1).
□ Индивидуалистическое восприятие
□ Коллективистическое восприятие I Прагматическое восприятие
Рис. 1. Диаграмма по опроснику «Восприятие индивидом группы»
Подобные тенденции в сформированности умений партнерского взаимодействия подтвердились результатами методики оценки способов реагирования в конфликте [6], с помощью которой изучалось умение сотрудничать. Большее количество респондентов (32,8 %) стремится к компромиссам, пытается найти точки соприкосновения в спорных ситуациях. К соперничеству склонны 29,3 % опрошенных студентов. Они упорно настаивают на своем и
добиваются цели, прикладывая большие усилия: ответ «Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего» выбрали 25 % студентов. Разница между теми, кто избегает конфликтов (15,5 %), и теми, кто стремится к сотрудничеству (13,8 %), небольшая, что объясняет то, что многие (в сумме 29 %) студенты стараются избежать напряженности при решении спорных вопросов. Однако стремление сохранить отношения и предоставить возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса имеют только 8,6 % студентов. Полученные результаты показаны на диаграмме (рис. 2).
32,8 %
П Соперничество П Сотрудничество □ Компромисс □ Избежание В Приспосабливание
Рис. 2. Диаграмма способов реагирования в конфликте
Умение выстраивать партнерское взаимодействие - это в том числе умение понимать и воспринимать людей, что определяется и наличием эмпа-тических способностей. Поэтому для более точного изучения умений партнерского взаимодействия был взят тест-опросник способности к эмпатии (А. Меграбян, Н. Эпштейн) [8].
На основе этого опросника можно получить картину самооценки эмпа-тических способностей в целом ряде жизненных ситуаций. Лишь у 12,0 % студентов высокий уровень эмпатии, что подтверждают результаты, полученные по методике «Восприятие индивидом группы». К сожалению, только около 10 % студентов способны придавать значение точке зрения и интересам других, способны считаться с чужим мнением (компетенции социального взаимодействия), что показано на диаграмме (рис. 3).
5.2 % 12,0%
□ Высокий уровень □ Средний уровень П Низкий уровень П Очень низкий уровень
Рис. 3. Диаграмма наличия эмпатических способностей
Общеизвестно, что регулятором поведения человека является самооценка. Требовательность к себе, критичность, отношение к успехам и неудачам, в конечном итоге взаимоотношения с окружающими определяются самооценкой [9]. В связи с этим было проведено исследование самооценки студентов по методике изучения самооценки личности с помощью процедуры ранжирования [6].
Полученные результаты показали, что завышенная самооценка наблюдается у большинства студентов (65,5 %). Общаться в группе, участвуя в совместной деятельности, находить компромисс им бывает трудно, что подтверждается результатами, представленными ранее. 13,8 % студентов имеют заниженную самооценку. Это говорит о том, что они не уверены в себе, плохо адаптируются к изменениям (компетенции самоорганизации и самоуправления). Другими словами, эти студенты реже отвечают, часто не уверены в правильности своих ответов, избегают публичных высказываний, полагаются на партнеров. Адекватной самооценкой обладают 20,7 % студентов, причем большинство составляют студенты 3-го курса. У них, как правило, уже более отлаженные отношения в группе, их объединяет совместная проектная деятельность, они чаще склонны к компромиссу, кроме того, легче адаптируются к непредвиденным ситуациям. Они легко идут на контакт, любят коллективную работу, принимают критику, умеют считаться с чужим мнением. Полученные результаты показаны на диаграмме (рис. 4).
13,8%
□ Завышенная III Адекватная П Заниженная
Рис. 4. Диаграмма самооценки студентов
Проанализированные результаты дополняют данные методики оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций [8], поскольку они определяют способ решения человеком сложных жизненных вопросов. Респондентов, неадекватно реагирующих на неприятности, не оказалось, что весьма неожиданно. Большая часть опрошенных (63,8 %) адекватно оценивают случившееся. Они сохраняют спокойствие в трудные моменты и, сталкиваясь с неприятностями, ищут выход из сложной ситуации. Это свидетельствует об их мобильности, т.е. умении не потерять контроль и найти выход, о способности решить проблему, оценив ситуацию. Диаграмма (рис. 5), представленная ниже, отражает полученные результаты.
Судя по рис. 5, респонденты привыкли учиться и справляться с возникающими трудностями. Стоит подчеркнуть, что опрашиваемые студенты, как правило, учились в гимназиях и «сильных» школах. И, как известно, поиск и
обработка большого количества информации, умение эффективно распределять время и работать самостоятельно являются необходимыми умениями как в школе, так и в вузе.
0,0 %
63,8 %
□ Правильная оценка случившегося
□ Расстраивается при возникновении проблем
□ Психологически неадекватная реакция
Рис. 5. Диаграмма способов выхода из трудных жизненных ситуаций
Таким образом, констатирующий этап экспериментального исследования позволил определить направления формирующего этапа эксперимента, скорректировать образовательный процесс и использовать наиболее эффективные образовательные технологии для дальнейшего развития личностных качеств и умений студентов, которые являются коррелятами компонентов общекультурных компетенций, а именно:
- умений партнерского/социального взаимодействия: умения общаться, умения сотрудничать, способности учитывать точки зрения и интересы Другого [7];
- умений работы с информацией: умения находить и анализировать информацию из различных источников, способности распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их;
- способности адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильности);
- уверенности в себе.
В ходе проведения формирующего эксперимента [4] содержание обучения иностранному языку было выстроено по программе, состоящей из обязательной (соответствующей стандарту) и вариативной частей. Цель вариативной программы - формирование и развитие общекультурных компетенций наряду с коммуникативной.
Динамика формирования и развития общекультурных компетенций была отслежена на основе использования диагностического инструментария, который применялся для определения показателей их сформированности на первом этапе экспериментальной работы. Для определения достоверности результатов формирующего эксперимента применялась статистика «^-критерий» («хи-квадрат критерий») [8; 10].
Обработанные результаты теста «Восприятие индивидом группы» продемонстрировали положительную динамику таких показателей, как индивидуалистическое восприятие группы (уменьшение) и коллективистическое восприятие группы (увеличение). Таким образом, выросла личная заинтересованность каждого студента в улучшении достижений всей группы и сокра-
тилось число студентов, избегающих помогать товарищам. Эта положительная динамика была очевидна, когда студенты работали в малых группах, составляя диалоги, создавая проекты и принимая участие в ролевых играх. Эта положительная тенденция говорит о развитии умения сотрудничать, способности учитывать точки зрения и интересы Другого, т.е. умений партнерского взаимодействия.
В табл. 1 показаны результаты теста «Восприятие индивидом группы».
Таблица 1
Восприятие Результаты Результаты
индивидом констатирующего формирующего
группы эксперимента эксперимента
Индивидуалистический 20,7 13,8
Прагматический 72,4 74,2
Коллективистический 6,9 12,1
По окончании формирующего эксперимента отчетливо прослеживается положительная динамика развития умения сотрудничать, поскольку тех, кто стремится к компромиссу (39,6 %) и сотрудничеству (22,4 %), - подавляющее большинство (62 %), а количество студентов, настойчиво стремящихся настаивать в споре на своем, уменьшилось более чем на 29 %. Изменения показателей методики оценки способов реагирования в конфликтных ситуациях показаны в табл. 2.
Таблица 2
Способы реагирования в конфликте Результаты констатирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента
Соперничество 29,3 20,7
Сотрудничество 13,8 22,4
Компромисс 32,8 39,6
Избежание 15,5 12,1
Приспосабливание 8,6 5,2
В табл. 3 показаны изменения показателей сформированности эмпати-ческих способностей личности.
Таблица 3
Самооценка эмпатических способностей Результаты констатирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента
Высокий уровень 12,0 8,6
Средний 48,3 55,2
Низкий 34,5 36,2
Очень низкий 5,2 0,0
Следует признать, что гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в повышении уровня эмпатии в результате введения вариативной программы обучения, экспериментально не подтвердилась (статистически не доказана, так как вероятность ошибки больше 5 %). Но положительная динамика присутствует, поскольку незначительное повышение уровня эмпатии было выявлено.
Данные табл. 4 демонстрируют динамику развития самооценки личности обучающихся.
Таблица 4
Самооценка личности Результаты констатирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента
Завышенная 65,5 56,9
Адекватная 20,7 32,8
Заниженная 13,8 10,3
Небольшие положительные изменения в восприятии студентами самих себя и своих возможностей свидетельствуют, что уровень самооценки оптимизировался. Следовательно, произошли положительные изменения в таких компонентах общекультурных компетенций, как умение адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах, уверенность в себе, умение партнерского взаимодействия. Действительно, многие студенты стали чаще высказывать собственное мнение, не боясь сделать ошибку, и более активно участвовать в дискуссиях. Ряд студентов начали чаще прислушиваться к точке зрения других, хотя иногда и не могли удержаться от публичной критики товарищей.
В табл. 5 представлены обработанные результаты показателей методики оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций. Изменения показывают увеличение числа студентов, которые правильно могут оценить ситуацию, сталкиваясь с неприятностями, что свидетельствует о развитии способности адаптироваться к изменяющимся условиям современной нестабильной жизни.
Таблица 5
Выход из трудных жизненных ситуаций Результаты констатирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента
Легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие 63,8 75,9
Не всегда с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других 36,2 24,2
Не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно 0,0 0,0
Хотелось бы отметить, что достоверность экспериментальных результатов доказывает тот факт, что обработанные данные нередко «перекрывались». Достоверность результатов исследования представлена в табл. 6.
Таблица 6
Граничные (критические)
Методики (замеряемые показатели) 2 X -критерий (расчетная величина) Число степеней свободы (т - 1) значения 2 X -критерия при вероятности допустимой ошибки Вероятность допустимой ошибки (%) Статистическая достоверность
0,05 0,01
1. Восприятие индивидом 6,22 2 5,99 9,21 < 5 +
группы
2. Способы
реагирования в конфликтах 11,52 4 9,49 13,28 < 5 +
3. Эмпатические способности 7,23 3 7,81 11,34 > 5 -
4. Самооценка личности 9,04 2 5,99 9,21 < 5 +
5. Способы
выхода из трудных 6,31 2 5,99 9,21 < 5 +
жизненных
ситуаций
Таким образом, анализ результатов педагогического эксперимента показал положительные изменения в развитии личностных качеств и умений обучающихся. Это доказывает наличие положительной динамики формирования и развития общекультурных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку, которая выразилась в развитии умения общаться, умения сотрудничать, способности учитывать точки зрения и интересы Другого (умений социального взаимодействия); умения находить и анализировать информацию из различных источников, способности распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их (умений работы с информацией) и таких личностных качеств, как умение адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность), уверенность в себе. Что касается эмпатических способностей, то гипотеза о значимых изменениях статистически не доказана, так как вероятность ошибки больше 5 %, хотя положительная динамика прослеживается. Но результаты вызывают оптимизм, поскольку даже небольшое изменение в стремлении проявить терпение и уважение к Другому, к чужой точке зрения еще раз подчеркивает возможность развития умений партнерского взаимодействия.
Разумеется, приведенные экспериментальные данные исследования показывают лишь возможные пути решения проблемы оценивания общекуль-
турных компетенций студентов вуза. Тем не менее они могут послужить катализатором для разработки системы оценочных средств и процедур, направленных на выявление освоения компетенций студентами на разных этапах обучения в вузе.
Библиографический список
1. Вербицкий, А. А. Возможности теста как средства диагностики качества образования: мифы и реальность / А. А. Вербицкий, Е. Б. Пучкова // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 33-44.
2. Прокофьева, Е. Н. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе / Е. Н. Прокофьева, Е. Ю. Левина, Е. И. Загребина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. - С. 797-801.
3. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
4. Миханова, О. П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике / О. П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 145-151.
5. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бобиенко О. М. - Казань, 2005. - 23 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. -М. : Логос, 2000. - 384 с.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Мани-чева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2006. - 560 с. - (Практикум по психологии).
9. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмон-тас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
10. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
References
1. Verbitskiy A. A., Puchkova E. B. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2013, no. 6, pp. 33-44.
2. Prokofeva E. N., Levina E. Yu., Zagrebina E. I. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2015, no. 2-4, pp. 797-801.
3. Baydenko V. I. Vyyavlenie sostava kompetentsiy vypusknikov vuzov kak neobkhodimyy etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: metod. posobie [Assessing the composition of university graduates' competences as a necessary milestone in designing State Educational Standards of Higher Education of new generation: operating instructions]. Moscow: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006, 72 p.
4. Mikhanova O. P. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2009, no. 4 (12), pp. 145-151.
5. Bobienko O. M. Klyuchevye kompetentsii lichnosti kak obrazovatel'nyy rezul'tat sistemy professional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Key competences of per-
sonality as an educational result of the system of professional education: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Kazan, 2005, 23 p.
6. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy: teaching aid]. Saint-Petersburg: Piter, 2006, 304 p.
7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. dlya vuzov [Pedagogical psychology: tutorial for universities]. Moscow: Logos, 2000, 384 p.
8. Balin V. D., Gayda V. K., Gerbachevskiy V. K. et al. Praktikum po obshchey, eksperi-mental'noy i prikladnoy psikhologii [General, experimental and applied psychology tutorial]. Saint-Petersburg: Piter, 2006, 560 p.
9. Aysmontas B. B. Pedagogicheskaya psikhologiya: ckhemy i testy [Pedagogical psychology: schemes and tests]. Moscow: VLADOS-PRESS, 2004, 208 p.
10. Nemov R. S. Psikhologiya: v 3 kn. Kn. 3: Psikhodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psikhologicheskoe issledovanie s elementami matematicheskoy statistiki: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Psychology: in 3 books. Book 3. Psychodiagnostics. Introduction into psychological research with elements of mathematical statistics: textbook for pedagogical university students]. 4th ed. Moscow: VLADOS, 2001, 640 p.
Миханова Ольга Павловна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Mikhanova Ol'ga Pavlovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of English language, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 372.881.111.1 Миханова, О. П.
Общекультурные компетенции: диагностика (часть II) / О. П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 142-152. Б01: 10.21685/2072-30242017-2-14