УДК 378.02 (14.35.07)
О. А. Батурина, И. Е. Высотова
ВВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕСС ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ
Рассматриваются основные компоненты модели, являющейся структурообразующим и интегрирующим основанием процесса формирования компетенций общекультурной направленности бакалавров педагогического образования в процессе иноязычной подготовки. Исследуются различные аспекты иноязычной, общей и педагогической культуры как составляющие общекультурных компетенций студентов данного образовательного уровня и направления. Иноязычная культура рассматривается как сущностная составляющая общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования, формируемых в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: иноязычная подготовка, общекультурные компетенции, языковая среда, общение, педагогическое образование, профессиональная подготовка.
В свете новых требований ФГОС перед преподавателями иностранного языка ставится задача не просто научить языку, а через иностранный язык формировать компетенции (общекультурные и профессиональные), сделать так, чтобы студенты первой образовательной ступени - бакалавриата - осознали значимость и нужность иноязычной подготовки для формирования качеств, необходимых для своей личной и профессиональной деятельности, в том числе для формирования общекультурных компетенций. В связи с этим следует отметить, что на иностранный язык в вузе необходимо смотреть как на инструмент образования и самообразования, который сочетает в своем содержании изучение как языка, так и культуры. На это указывают в своих работах известные педагоги, психологи, методисты (Е. М. Верещагин, Я. М. Колкер, В. Г. Костомаров, Л. В. Макар, В. В. Сафонова, Л. В. Щерба и др.).
Таким образом, структурообразующим и интегрирующим основанием процесса формирования компетенций общекультурной направленности бакалавров педагогического образования в процессе иноязычной подготовки должна стать комплексная модель, разработанная на основе содержания ФГОС и структуры образовательного процесса по иностранному языку, средств, методов и условий реализации данной модели, а также критериев и показателей сформированности общекультурных компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование» в процессе обучения иностранному языку.
Будущий выпускник первого образовательного уровня уже на студенческой скамье должен знать, для чего ему нужны знания по иностранному языку и как он будет использовать их в личностном и профессиональном развитии. Поэтому определяющим звеном комплексной модели (таб. 1) становится формирование общей, педагогической и иноязычной культуры как составных компонентов общекультурных компетенций выпускников данного образовательного уровня и направления. Все другие
элементы комплексной модели, взаимодействуя между собой, служат для решения данной задачи.
Таблица 1
Общекультурные компетенции бакалавра педагогического направления.
В процессе создания данной модели исходным постулатом является то, что каждый учебный предмет в вузе несет в себе элемент общечеловеческой культуры. Эта тенденция, естественно, касается и предмета «иностранный язык». Изучение иностранного языка неотделимо от ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей, социокультурными традициями. В связи с этим под содержанием учебного предмета «иностранный язык» понимается овладение иноязычной культурой страны изучаемого языка.
Согласно нормативным документам, основной целью освоения данной учебной дисциплины является развитие иноязычной компетенции, достаточной для использования иностранного языка в профессиональной и научной деятельности и участия в ситуациях профессионально-делового и социокультурного характера с представителями других культур, способности к самообразованию, развитие информационной культуры, воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов. Средством достижения данного результата является иноязычная культура как составляющая часть общекультурных компетенций бакалавров педагогического направления, которые можно формировать на занятиях по иностранному языку. Схематично это можно представить в виде таблицы (см. табл. 2).
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 4 (169)
Таблица 2
Структура и содержание иноязычной культуры
Интерпретируя данную схему, прежде всего следует заметить, что выделены три составляющих компонента общекультурных компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование», формируемых в процессе обучения иностранному языку: общая культура, педагогическая культура и иноязычная культура.
С точки зрения таких исследователей, как П. Е. Решетникова, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя, в настоящее время пристальное внимание к повышению роли культуры в процессе подготовки выпускников разных образовательных уровней, в том числе бакалавров, обусловлено:
во-первых, возросшими за последние десятилетия требованиями в подготовке выпускников-бакалавров высших учебных заведений, усилением творческого начала, а также общей свободы в их деятельности;
во-вторых, рассмотрением процесса образования как способа приобщения к современной мировой культуре;
в-третьих, тем, что знакомство студентов с сокровищами мировой и отечественной культуры является средством творческой самореализации личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил [1]. Насыщение учебного процесса в вузе общекультурными компонентами создает тем самым условия для формирования рассматри-
ваемых компетенций у выпускников разных образовательных ступеней (бакалавров, магистров), что особенно актуально для нашего времени.
В данном исследовании дефиниция культуры С. Г. Тер-Минасовой наиболее близка исследуемой проблеме, согласно которой культура рассматривается как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека. Данная наука изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, коммуникацию, в том числе и речевую. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры» [2]. Таким образом, культура становится тем идеалом, который выполняет системообразующую роль при формировании общекультурных компетенций.
Будущим выпускникам бакалавриата, в силу характера их профессиональной деятельности, придется встречаться с людьми разных национальностей, носителями различных культур. С. Г. Тер-
Минасова и др. указывают на то, что эта проблема общения особенно остро стоит в современном мире, «когда смешение языков, народов, культур достигло невиданного размаха и как никогда остро стоит проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур» [2]. Этими причинами вызвано столь пристальное внимание к иноязычной культуре, поскольку учебный предмет «иностранный язык» - это не просто изучение иностранного языка, это - «мир изучаемого языка».
Структура иноязычной культуры, предложенная Е. И. Пассовым и его последователями, наиболее полно отражает содержание процесса освоения иностранного языка бакалаврами педагогического направления. Под иноязычной культурой понимается часть духовной культуры, которую способен дать человеку процесс коммуникативного обучения иностранному языку в учебном, познавательном, воспитательном и развивающем аспектах [3].
Рассматривая структуру и содержание иноязычной культуры, данных в таблице 2, следует остановиться на каждом из аспектов, обращая особое внимание на то, что нового добавлено в них. В понятие учебного аспекта иноязычной культуры Е. И. Пассов включает овладение необходимыми видами речевой деятельности - говорением, письмом, чтением, переводом и аудированием [3]. Все навыки, приобретенные студентом-бакалавром при названных видах работ, бесспорно, будут полезны для его настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности. Однако исходя из требований современных образовательных стандартов высшего профессионального образования, необходимо внести отдельным видом работы для бакалавров педагогического направления использование таких форм, как дискуссии, игры (дидактические: ролевые и деловые), проекты, которые являются интерактивными формами аудиторной работы, прописанными в ФГОС ВПО-3; самостоятельную работу, которая помогает формировать и развивать способности к саморазвитию и самообучению. Следует отметить, что применение комплекса интерактивных форм работы может способствовать формированию компетенций общекультурной направленности у студентов-бакалавров педагогического направления тем, что данные формы:
- активизируют творческие и познавательные способности студентов (проекты);
- развивают культуру речи студентов-бакалавров и культуру их эмоциональных чувств (диалоги, дискуссии);
- стимулируют проявление истинного интереса к изучению иностранных языков (игры, проекты);
- помогают обрести разнообразный опыт выхода из сложных профессиональных и жизненных ситуаций и создают условия использования обретенного опыта (ролевые и деловые игры);
- формируют важные для будущего педагога навыки и умения межличностного взаимодействия и способности ориентироваться в современном социокультурном пространстве (проекты, игры).
При организации построения учебного процесса по иностранному языку с привлечением средств, направленных на формирование общекультурных компетенций у бакалавров педагогического направления, большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов данного образовательного уровня. Организация данного вида работы прежде всего предполагает создание условий для саморазвития и самообучения, а также использование таких видов и форм деятельности, которые могут способствовать формированию компетенций общекультурной направленности бакалавров педагогического вуза. При этом большое внимание следует уделять формированию поисковой, творческой деятельности. Примерами самостоятельной работы студентов-бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» любого профиля при изучении иностранного языка могут являться следующие:
- перевод литературы по соответствующему образовательному профилю с целью ее использования в курсовых и квалификационных работах;
- участие во встречах с носителями иностранного языка;
- выполнение таких видов работы, как подготовка рефератов, проектов;
- проведение конференций, олимпиад, тематических вечеров, концертов на иностранном языке и др.
Познавательный аспект овладения иноязычной культурой, с точки зрения Е. И. Пассова, заключается в изучении материальной и духовной культуры страны изучаемого языка [3]. Данный аспект определяют такие направления работы, как овладение студентами-бакалаврами страноведческой, коммуникативной и социокультурной компетенциями [4].
Под страноведческой компетенцией понимается овладение студентами сведениями о географии, истории страны, а также истории иностранного языка.
Следует заметить, что решение актуальной задачи обучения иностранному языку как овладению коммуникативной компетенцией будет заключаться в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. В состав данной компетенции входит совокупность знаний, умений и навыков, обес-
Вестник ТГПУ (ТБРиБиПеПп). 2016. 4 (169)
печивающих эффективную коммуникацию, основой которой является культура. В процессе коммуникации значимо все: сознательные и бессознательные, преднамеренные и невольные, вербальные, невербальные и контекстные сигналы. Их несовпадения в различных культурах приводят к неверному декодированию сообщения, на основе которого возникает непонимание между партнерами.
В процессе обучения иностранному языку студенты обучаются технике общения, его операционной стороне, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами, т. е. овладевают умениями налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу, тактичность, что не может не способствовать эффективному формированию общекультурных компетенций.
Овладение социокультурной компетенцией, под которой понимаются «нормы общения в условиях межкультурной, а не монокультурной коммуникации, для которой особенно характерно взаимодействие цивилизованного, национального и социального компонентов» [5], дает возможность студентам-бакалаврам ориентироваться в социокультурных особенностях страны изучаемого языка и ее представителями.
Развивающий аспект иноязычной культуры, по мнению Е. И. Пассова, способствует формированию: а) речевых способностей обучающихся: фонематический слух, скорость мыслительных операций, способность к имитации и др.; б) психических функций: памяти, внимания, мышления; в) способности к общению: коммуникабельность, эмоциональность, эмпатия; г) способности к самостоятельной работе: самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и др.
Следующей составляющей развивающего аспекта иноязычной культуры является формирование воли, трудолюбия, целеустремленности [3].
В связи с переориентацией содержания образовательного процесса в вузе на постепенное увеличение удельного веса самостоятельной и внеаудиторной работы целесообразно добавить в развивающий аспект иноязычной культуры также готовность к саморазвитию и самообучению, которая представляет собой совокупность личностно и профессионально значимых качеств, входящих в структуру общекультурных компетенций, формируемых у бакалавров педагогического образования в процессе изучения иностранного языка. К данным качествам относятся: способность к принятию самостоятельных и ответственных решений, самостоятельное определение целей своей деятельности и постановка конкретных задач, активно взаимодействовать с окружающими.
При рассмотрении воспитательного аспекта изучения иноязычной культуры необходимо отметить, что рациональная организация обучения иноязычной культуре позволяет привить студентам-бакалаврам чувство уважения к «чужой» и к своей родной культуре, сформировать у них готовность толерантно воспринимать социальные и культурные различия. Урок иностранного языка воспитывает уважение к труду, так как даже простое заучивание иностранных слов - это нелегкий труд. Самостоятельная работа (организация и проведение тематических вечеров, подготовка докладов, рефератов, эссе) также помогает развивать эстетический вкус, наполняет творческим содержанием процесс изучения иностранного языка. В связи с этим будет целесообразным включить данный вид работы и в воспитательный аспект иноязычной культуры.
Выделив, таким образом, содержание всех аспектов иноязычной культуры, можно уточнить определение иноязычной культуры как составляющего компонента общекультурных компетенций, процесс освоения которой дает будущему бакалавру возможность развивать личностно и профессионально значимые качества, формирует и развивает определенные стороны других составляющих компонентов рассматриваемых компетенций - общей и педагогической культуры, готовит бакалавра к полноценному общению в иноязычной среде.
Следующим элементом общекультурных компетенций бакалавра педагогического направления является общая культура студента данной образовательной ступени, которая может быть представлена такими сторонами личности, как порядочность, тактичность и доброжелательность, эмпа-тия, требовательность и справедливость, ответственность. Сюда же можно отнести культуру поведения, включающую культуру общения, речи и внешнего вида. Культура речи представляется как умение вести дискуссию, понимать юмор страны изучаемого языка, владеть нормами устного и письменного иностранного языка [6]. Культура речи связывает общий культурный уровень студентов-бакалавров с уровнем их компетенций. Поэтому на занятиях по иноязычной подготовке бакалавров педагогического образования большое внимание уделяется правилам знакомства и представлений, знанию жестов, мимики, невербальных форм общения. Следует отметить, что общая культура как сущностная составляющая общекультурных компетенций качественно соотносится с содержанием педагогической и иноязычной культур [7].
Несомненно, важной составляющей частью общекультурных компетенций бакалавров направления «Педагогическое образование» в процессе изучения иностранного языка является педагогиче-
ская культура, овладение которой подразумевает развитие педагогических качеств будущего выпускника данного образовательного уровня и направления на занятиях по иноязычной подготовке.
Количественный и качественный состав набора педагогических качеств постоянно находится в динамике, развитии в зависимости от смены государственных формаций, социально-экономических условий жизни и требований государственных стандартов образования.
Поэтапное овладение студентами-бакалаврами педагогического образования иноязычной культурой на занятиях по иностранному языку позволяет развивать и совершенствовать основные черты педагога, которые во многом определяются профессиональными компетенциями бакалавра, предусмотренные требованиями ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки «Педагогическое образование», а именно:
- любовь и уважение к детям;
- готовность к взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- владение современными методиками и технологиями, в том числе и информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.
Овладение студентами-бакалаврами аспектами педагогической, как и общей культуры, в процессе изучения иностранного языка обеспечит будущему выпускнику первого образовательного уровня социальную и профессиональную устойчивость, личностный комфорт, полноценную адаптацию к социальной жизни и профессиональной педагогической деятельности.
Трудно не согласиться с тем, что основой для формирования общекультурных компетенций являются идеи компетентностного подхода к образованию, который в качестве главного результата образования рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Важными целями образования должны стать развитие у студентов способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в не-
знакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми [8].
Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И. Д. Фрумин).
Проанализировав специальную литературу по компетентностному подходу, можно выделить главные идеи, которые являются основой для процесса формирования рассматриваемых компетенций бакалавров педагогического направления в обучении иностранному языку и поэтому могут быть положены в основу комплексной модели данного процесса:
- компетенции объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- понятие компетенции включает различные составляющие (мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную);
- компетенции включают результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориента-ций, привычки и др.;
- компетенции проявляются и формируются в деятельности;
- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
Таким образом, исследовав различные аспекты иноязычной, общей и педагогической культуры как составляющих общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», получаем следующий вид комплексной модели формирования рассматриваемых компетенций выпускников данного образовательного уровня и направления (таблица 3).
В данной модели выявлена цель - формирование общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», определены структурные компоненты - иноязычная, общая и педагогическая культура; основные способы реализации данной модели: ФГОС ВПО-3, основные идеи компетентностного подхода; средства и условия функционирования модели - методическое обеспечение (учебное пособие, комплекс интерактивных методов и релевантных им способов организации учебной деятельности), увеличение удельного веса самостоятельной работы.
Результатом работы комплексной модели, что определяется мотивационно-ценностным, когнитивным и деятельностным критериями, является повышение эффективности процесса формирования общекультурных компетенций бакалавров педагогического направления в обучении иностранному языку.
Данная комплексная модель отражает динамику процесса формирования общекультурных компетенций бакалавров направления подготовки «Педагоги-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 4 (169)
Таблица 3
Комплексная модель формирования общекультурных компетенций (ОК) студентов-бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе обучения иностранному языку
ческое образование» в обучении иностранному языку, построенного на основе целостности, завершенности, взаимообусловленности и взаимоподчиненности составляющих его компонентов и является средством достижения цели данного исследования.
Таким образом, иноязычная культура рассматривается как сущностная составляющая общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования, формируемых в процессе обучения иностранному языку.
Список литературы
1. Решетникова П. Е. Нетрадиционная система подготовки учителей. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
2. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/SLOVO, 2000. 264 с.
3. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. 159 с.
4. Высотова И. Е. Профессиональная подготовка педагога-психолога в процессе освоения иноязычной культуры: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2001. 200 с.
5. Макар Л. В. К вопросу о гуманитаризации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. СПб.: Оракул, 1999. С. 159-170.
6. Сластёнин В. А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с.
7. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91-94.
8. Батурина О. А., Высотова И. Е. Педагогический потенциал иностранного языка как учебного предмета в формировании общекультурной компетентности студентов-бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Вестн. Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 125-129.
Батурина О. А., доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Высотова И. Е., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.11.2015.
O. A. Baturina, I. E. Vysotova
INTRODUCTION OF THE INTEGRATED MODEL IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING PROCESS FOR THE FORMATION OF
BACHELOR'S CULTURAL COMPETENCE
The article deals with the structure and components of the model of the forming general-cultural competence of bachelors of pedagogical education in the process of teaching foreign languages to the students of nonlinguistic higher educational institutions. The experience of foreign language competence-based teaching is analyzed. One of the basic tasks faced by today school is raising the level of personal culture. It is performing activity that contributes towards the transformation of such knowledge into moral and ethical beliefs, into creative skills, into ability to find ones way in cultural space and to apply the ethical standards as assessment criteria. This task is implemented within the framework of developing student's general cultural competences.
Key words: general cultural competences, educational support, social competence, competence-based approach, foreign language training, professional training.
References
1. Reshetnikova P. E. Netraditsionnaya sistemapodgotovkiuchiteley[Alternative ways of teacher's training]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 304 p. (in Russian).
2. Ter-Minasova S. G. Yazykimezhkul'turnayakommunukatsiya[Language and intercultural communication]. Moscow, SLOVO Publ., 2000. 264 p. (in Russian).
3. Passov E. I., Kuzovlev V. P., Tsar'kova V. B. Uchitel' inostrannogo yazyka. Masterstvo i lichnost' [Foreign language teacher. Mastership and personality]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1993. 159 p. (in Russian).
4. Vysotova I. E. Professional'naya podgotovka pedagoga-psikhologa v protsesse osvoyeniya inoyazychnoy kul'tury. Dis. kand. ped. nauk [Professional training of a teacher-psychologist in the process of learning foreign languages and cultures]. Tomsk, 2001. 200 p. (in Russian).
5. Makar L. V. K voprosu o gumanitarizatsii obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Issues of education humanization of the teaching foreign languages in the nonlinguistic higher educational institutions]. St. Petersburg, Orakul Publ., 1999. P. 159-170. (in Russian).
6. Slastenin V. A. Psikhologiya ipedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 480 p. (in Russian).
7. Ogluzdina T. P. Razvitiye soderzhaniya ponyatiya "yazykovaya kompetentsiya" v istorii lingvistiki i teorii obucheniya inostrannym yazykam [The development of the notion "language competence" in the history of linguistics and theories of foreign language teaching]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tomsk State University, 2011, no. 104, pp. 91-94. (in Russian).
8. Baturina O. A., Vysotova I. E. Pedagogicheskiy potentsial inostrannogo yazyka kak uchebnogo predmeta v formirovanii obshchekul'turnoy kompetentnosti studentov-bakalavrov po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Pedagogical potential of the academic subject "foreign language" in the formation of bachelor's cultural competence (Educational Programm "Teacher Education")]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Tomsk State University, 2012, no. 126, pp. 125-129 (in Russian).
Baturina O. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Vysotova I. E.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]