Научная статья на тему 'Общая характеристика модели регулирования миграционных процессов в регионе (на примере Омской области)'

Общая характеристика модели регулирования миграционных процессов в регионе (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИНСТИТУТЫ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MIGRATION PROCESSES / REGULATION / SYSTEM APPROACH / INSTITUTIONS / MANAGEMENT SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половинко В. С.

Введение. В статье рассматриваются вопросы регулирования миграционных процессов. Материал излагается на основе исследования миграционных ожиданий населения Омской области, проведенного под руководством автора. Материалы и методы. Эмпирический анализ дает основания для определения методологических предпосылок разработки модели регулирования. Выделяются три подхода, которые стали основой для разработки модели: системный, институциональный и программно-целевой. На основании теоретического анализа доказывается необходимость и возможность разработки региональной миграционной политики. Дается обоснование использования понятия «регулирование» взамен понятия «управление», предлагается использование институционального подхода, поскольку миграционные ожидания базируются на неформальных институтах. Развивается тезис о соотношении объективного и субъективного в формировании миграционных ожиданий. Различая понятия «причина» и «факторы», автор уточняет классификацию факторов миграции и выделяет политическую, социальную, экономическую и географическую среду. Далее в статье выделяются факторы, исходящие из каждого вида среды. Результаты и обсуждение. В статье показывается, что политическая среда в большей степени относится к параметрам внешней относительно региона среды. При исследовании выявлено, что немаловажным фактором миграции в условиях чрезмерной дифференциации развития регионов, удаленности от центральных городов является доступность к культурным и досуговым ценностям, возможности туризма, отдыха. Результаты исследования показали, что экономическая среда определяется как внешними условиями, не зависящими от региона (экономическая политика страны, стадии развития экономики России, программы экономического развития отраслей, налоговая политика и пр.), так и внутренними условиями (политика относительно предпринимательства, поддержка отраслей, субсидирование, гран-товая поддержка, инвестиционная привлекательность региона и пр.). На экономическую среду региона существенно повлияла федеральная политика относительно регистрации субъектов хозяйствования. Значимость. Автор обосновывает роль и полномочия субъектов регулирования миграционных процессов исходя из особенностей внешней и внутренней среды. При анализе возможностей регулирования миграционных процессов приводятся статистические данные и результаты исследования, проведенного авторским коллективом. В статье приводится опыт регулирования миграционных процессов в Омской области. Заключение. В заключение делается вывод о том, что необходимо дополнить показатели эффективности регулирования миграционных процессов в регионе показателями мониторинга миграционной привлекательности не только региона в целом, но и отдельных направлений его жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF MIGRATION PROCESSES'' REGULATION IN THE REGION (ON THE BASIS OF OMSK REGION)

Introduction. The article discusses the questions of regulation of migration processes. The research material is presented basing on the study of population migration expectations of Omsk region,which is carried out by the author of the article. Materials and methods. The empirical analysis provides the definition of the methodological prerequisites for the model regulation development. The author identifies three approaches that become the basis for the following model: systemic, institutional and program budgeting. According to the theoretical analysis the necessity and possibility of the regional migration policy development are proved. The justification for the term "regulation" usage instead of the concept "control", because of the institutional approach and migration expectations, which are based on informal institutions, is presented. Additionally, the thesis about the correlation of objective and subjective in the formation of migration expectations is developed in the research. Results. Distinguishing the concept of "cause" and "factors", the author clarifies the classification of migration factors and highlights the political, social, economic and geographical environment. The article shows that the political environment is more related to parameters of external region's position. The research reveals the important factor of migration in conditions of excessive differentiation of regions development, which is distant from the central regions of the Russian Federation and the cultural and recreational values, tourism opportunities, recreation in such cities are more available than in Omsk region. As the result, the research shows the economic environment depends from the external conditions (the economic policy of the country, the stage of development of Russian economy, the tax policy, etc.) and internal conditions (policy on enterprises, supporting industries, subsidies, grant support, investment attractiveness of the region, etc.).Therefore, economic environment of the region significantly influences on the Federal policy, especially on the regulation of migration processes based on the characteristics of the external and internal environment. Conclusion. The author concludes that there are needs to provide additional indicators of the effectiveness of migration management in the region, which would significantly help to monitor the attractiveness of the region as a whole and as separate directions.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика модели регулирования миграционных процессов в регионе (на примере Омской области)»

[Technological development of branches economy]. Federalnaj slugba gosudarstvennoj statistiki - http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ economydevelopment/#

16. Schumpeter J. Teoria economischeskogo rasvitia [Theory of economic development]. Moscow, Progress, 1982. 452 p.

17. Schwab K. Zetvertaj promischlennaj revoluzia [Fourth industrial revolution]. Moscow, Yeksmo, 2016. 138 p.

18. Zvetkov V.A., Sucharev O.S. Economischeskij rost Rossii: novaja model upravlenia [Economic growth of Russia: new model of management]. Moscow, Lenand, 2017. 352 p.

19. Yeschbi U. Ross Vvedenie v kibernetiku [Introduction to cybernetics]. Moscow, 2009. 432 p.

20. . Miller A.Ye., Miller M.A. Konzeptualnie osnovi technologisazii promischlennogo proisvodstva. [Conceptual bases of technologization of industrial production]. Izvestia UrGEU, 2016, no. 6 (68), pp. 88 - 97.

Поступила 06.12.2017, принята к публикации 15.02.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Миллер Александр Емельянович (г. Омск, Россия) - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и финансовая политика» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (644077, г. Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: aem55@yandex.ru).

Miller Alexander Emelyanovich (Omsk, Russian Federation) - Doctor of Economic

Sciences, Professor, Professor of the Department of Economy and Financial Policy of the Omsk State University named after F.M. Dostoevsky) (644080, Mira, 55aprospect,Omsk, Russian Federation, e-mail: aem55@yandex.ru).

Реутова Татьяна Ивановна (г. Омск, Россия) - аспирант кафедры «Экономика и финансовая политика» ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (644077, г. Омск, пр. Мира,55а, e-mail: t.reutova@gmail.com).

Reutova Tatiana Ivanovna (Omsk, Russian Federation) - post-graduate student of the Department of Economy and Financial Policy, of the Omsk State University named after F.M. Dostoevsky) (644077, Mira, 55a prospect, Omsk, Russian Federation, e-mail: t.reutova@gmail. com ).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Миллер А.Е. Постановка исследовательской проблемы. Определение методологии исследования. Обоснование концепции развития производственных технологий.

Реутова Т.И. Раскрытие методов исследования. Аналитическая обработка информации по производственным технологиям на основе статистических данных. Обоснование модели российского варианта развития производственных технологий.

м м mi mi mi м mi mi mi м mi mi м mi mi mi м mi mi м mi mi mi м mi mi м mi mi mi м mi mi м mi mi mi м mi mi м mi 1мм^

УДК 314.7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

В.С. Половинко

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматриваются вопросы регулирования миграционных процессов. Материал излагается на основе исследования миграционных ожиданий населения Омской области, проведенного под руководством автора.

Материалы и методы. Эмпирический анализ дает основания для определения методологических предпосылок разработки модели регулирования. Выделяются три подхода, которые стали основой для разработки модели: системный, институциональный и программно-целевой. На основании теоретического анализа доказывается необходимость и возможность разработки региональной миграционной политики. Дается обоснование использования понятия «регулирование» взамен понятия «управление», предлагается использование институционального подхода, поскольку миграционные ожидания базируются на неформальных институтах. Развивается тезис о соотношении объективного и субъективного в формировании

миграционных ожиданий. Различая понятия «причина» и «факторы», автор уточняет классификацию факторов миграции и выделяет политическую, социальную, экономическую и географическую среду. Далее в статье выделяются факторы, исходящие из каждого вида среды. Результаты и обсуждение. В статье показывается, что политическая среда в большей степени относится к параметрам внешней относительно региона среды. При исследовании выявлено, что немаловажным фактором миграции в условиях чрезмерной дифференциации развития регионов, удаленности от центральных городов является доступность к культурным и досуговым ценностям, возможности туризма, отдыха. Результаты исследования показали, что экономическая среда определяется как внешними условиями, не зависящими от региона (экономическая политика страны, стадии развития экономики России, программы экономического развития отраслей, налоговая политика и пр.), так и внутренними условиями (политика относительно предпринимательства, поддержка отраслей, субсидирование, гран-товая поддержка, инвестиционная привлекательность региона и пр.). На экономическую среду региона существенно повлияла федеральная политика относительно регистрации субъектов хозяйствования.

Значимость. Автор обосновывает роль и полномочия субъектов регулирования миграционных процессов исходя из особенностей внешней и внутренней среды. При анализе возможностей регулирования миграционных процессов приводятся статистические данные и результаты исследования, проведенного авторским коллективом. В статье приводится опыт регулирования миграционных процессов в Омской области.

Заключение. В заключение делается вывод о том, что необходимо дополнить показатели эффективности регулирования миграционных процессов в регионе показателями мониторинга миграционной привлекательности не только региона в целом, но и отдельных направлений его жизнедеятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миграционные процессы, регулирование, системный подход, институты, субъекты управления.

БЛАГОДАРНОСТИ: работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект № 16-12-5503а.

ВВЕДЕНИЕ

Миграционные процессы в регионах современной России имеют экономические и социальные последствия, которые часто ставят под угрозу реализацию стратегий развития, порождают диспропорции на рынке труда, формируют субъективно отрицательные характеристики социального самочувствия. Новые центростремительные тенденции еще не до конца осознаны с точки зрения причин и факторов, их формирующих, а также требуют корректировки экономической и социальной политики в рамках регионального управления. Поэтому целью данного исследования является определение методологических оснований для разработки модели регулирования миграционных процессов. Задачами исследования являются выявление возможностей методологических подходов в определении содержания модели; уточнение характеристик модели и роли региональных субъектов в регулировании миграционных процессов.

Нерешенность обозначенных выше проблем порождает дискуссию о том, следует ли в регионе иметь миграционную политику или достаточно иметь политику экономическую, образовательную, социальную и пр. Поэтому в

рамках исследования было обращено внимание на методологические аспекты разработки модели регулирования миграционных процессов в рамках реализации миграционной политики.

МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛЫ

В качестве методологических оснований исследования выбран сравнительный анализ подходов: системный, институциональный, процессный, программно-целевой, функциональный и др. Анализ показывает возможности использования подхода применительно к предмету исследования. Эмпирической основой для формулирования результатов явились результаты опроса населения Омской области, который был проведен кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами в 2016 - 2017 гг. по авторской методике. Всего по квотной выборке было опрошено 2445 человек, результаты обработаны с помощью программы SPSS. Кроме того, анализировался опыт регулирования миграционных процессов в пятнадцати регионах России (публикации, материалы открытых источников - сайты, документы, контент-анализ публикаций в СМИ, программы развития регионов).

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучив возможности различных методологических подходов (системный, процессный, институциональный, программно-целевой, функциональный и др.) [19,16,9,5,11,2,4,8,12,14,17], считаем, что для разработки модели регулирования миграционных процессов в регионе наиболее перспективными являются программно-целевой, институциональный и системный.

1. В дискуссии о необходимости разработки специальной региональной миграционной политики одни считают, что миграционные процессы есть следствие географических, экономических, социальных и политических процессов и проблем. Поэтому их решение должно осуществляться в рамках «отраслевых» активностей, совокупность которых позволит оптимизировать проблемы миграции. В настоящее время в Омской области реализуются 18 государственных программ: «Развитие системы образования Омской области», «Развитие здравоохранения Омской области», «Социальная поддержка населения», «Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области», «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», «Развитие культуры и туризма на 2014 - 2020 гг.», «Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области», «Охрана окружающей среды Омской области», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области», «Доступная среда», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области», «Развитие экономического потенциала Омской области», «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области», «Развитие промышленности в Омской области». Анализ содержания программ показывает, что часть из них напрямую связана с проблемами миграции (содействие переселению, отношения в сфере труда и занятости), остальные направлены на решение отраслевых задач, лишь косвенно влияющих на проблемы миграции [18,1,3]. Таким образом, наличие большого количества программ не

способно в концентрированном виде воздействовать на миграционные процессы и ожидания населения.

Сторонники другого подхода отмечают, что миграционная политика носит всеобъемлющий характер и концентрирует внимание органов управления и других субъектов на острую, актуальную, приоритетную проблему, объединяя усилия, мероприятия и программы на ее решение. Это исходит из комплексности, многофакторности миграционных процессов.

Результаты нашего исследования показали остроту проблем миграции в Омской области. Около 40% населения не исключают возможности переезда из Омской области. Конечно, это не фактические параметры миграции, а лишь миграционные ожидания. Но отрицательное сальдо миграции Омской области год от года возрастает. Межрегиональная миграция в 2011 г. составляла 6 144 чел., в 2016 г. уже - 10 192 чел. Миграционная убыль за январь-октябрь 2017 г. составила 8 848 чел., превысив этот показатель 2016 г. практически в 2 раза [13].Все это свидетельствует о нарастании негативных процессов и еще более актуализирует проблему иммиграции населения из Омской области.

Принимая во внимание принципы управления экономическими системами, считаем, что для регулирования наиболее значимых приоритетных проблем следует применить положения программно-целевого метода, который включает в себя: «внедрение механизма определения эффективности программных мероприятий не только для той сферы, на которую они были нацелены, но и для других отраслей, подпадающих под влияние программных мероприятий; согласование всех программ и мероприятий, реализуемых в регионе; реализацию системы мер мониторинга и контроля программных мероприятий» [6]. Исходя из того что проблема носит приоритетный, обостряющийся во времени характер, проявляется во всех сферах жизнедеятельности региона, полагаем необходимым в Омской области разработать миграционную политику, которая концентрировала бы внимание всех реализуемых в регионе программ и мероприятий на решение первоочередной комплексной проблемы, интегрировала мероприятия и усилия субъектов.

Поэтому в модели регулирования миграционных процессов миграционная политика должна стать базовым элементом, определяющим цели, задачи, полномочия субъектов, целевые индикаторы (влияние на миграционные

ожидания) программных мероприятий, мониторинг процесса и влияния. Соответственно должен быть обозначен субъект (координирующий орган), ответственный за реализацию миграционной политики и согласованность действий.

2. Воздействие на корректировку миграционных процессов носит как непосредственно прямой характер, где целью являются конкретные мероприятия по изменению миграционных процессов, так и косвенный, реализующийся через мероприятия общеэкономического характера и социальную политику региона. Исходя из этого следует обратить внимание на потенциал такой методологии, как институциональный подход, согласно которому отношения и процессы (как и системы в целом) подвержены влиянию институтов. Институтами является система формальных (Конституция, законы, указы и соглашения) и неформальных (обычаи, традиции, условности, привычки и т.п.) правил, определяющих взаимоотношения людей в обществе, «правила игры» в обществе; привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди; результат процессов, происходящих в прошлом [10]. Институциональный подход в рамках настоящего исследования позволяет:

- объяснить причину, почему в регионах, где объективные показатели социально-экономического положения (уровень обеспечения жильем, уровень безработицы, возможности трудоустройства, показатели медицинского обслуживания, качества образования и пр.) относительно высоки, наблюдается тем не менее повышенный уровень миграционных ожиданий населения;

- оценить роль формальных и неформальных институтов при регулировании миграционных процессов, их соотношение с точки зрения влияния процессов;

- определить совокупность методов воздействия на миграционные процессы: объективные (отражающие формальные институты) и субъективные (информационные потоки, работа с традициями и мифами, учет ценностных ориентаций и мотивационных предпочтений, показатели социального самочувствия и пр.).

Институциональный подход позволяет также определить форму управленческого воздействия на миграционные процессы. Исходя из высокой роли неформальных институтов в формировании миграционных ожиданий представляется более обоснованным использовать понятие «регулирование», а не «управление». Управление как активная дея-

тельность субъекта по планированию, организации, мотивации и контролю характеристик объекта предполагает воздействие с помощью объективных инструментов и относительно пассивную роль объекта. Регулирование же в отличие от управления предполагает: приведение в порядок, упорядочение механизмов, деятельности; совокупность предписаний, исходящих из органов управления с целью внесения порядка в определенную сферу жизнедеятельности; форму целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). То есть регулирование относится к проблеме управления, но основано на более гибком взаимодействии субъекта и объекта, в том числе на основе неформальных институтов. Поэтому в модели мы будем использовать понятие «регулирование».

3. Миграционные процессы в регионе интегрированы в систему внешней среды, которые определяют их функционирование в определенных условиях. Среда в свою очередь порождает факторы, под воздействием которых осуществляются миграционные процессы.

В таблице, описывающих результаты исследований миграционных процессов, представлены в большей степени причины, на основании которых формируются миграционные ожидания [15]. В этой связи для научного исследования и управления важно определить не столько причины, сколько факторы. Если причины - это «основание, предлог для каких-нибудь действий», то в самом общем виде факторы (от лат. factor - делающий, производящий) определяются как «значимые, латентные переменные, находящиеся в определенной (различной по тесноте и характеру) взаимосвязи с исследуемым объектом или процессом» [7].Поэтому в рамках исследования под факторами мы будем понимать все те явления, процессы, которые воздействуют на миграционные процессы и тем или иным образом определяют изменение его основных характеристик и особенностей.

Причина может быть следствием одного или нескольких факторов. Например, «низкая заработная плата в регионе» как причина может являться как следствием фактора «состояние рынка труда», в котором предложение труда превышает спрос на труд, так и фактора «развитие экономики региона», который предопределяет структуру рабочих мест и их качество. С другой стороны, один фактор может

Таблица

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ОТТОКА (N=2445 ЧЕЛ.)

Table

DIRECTIONS OF AUTHORITIES' ACTIVITIES TO REDUCE THE MIGRATION FLOW (N = 2 445 PEOPLE)

Варианты ответа %

Повысить уровень жизни 57,4

Повысить заработную плату 50,7

Улучшить социально-экономические условия 45,4

Повысить доступность жилья 40,5

Снизить цены на продукты, ЖКХ 23,2

Улучшить политику управления регионом 18,4

Развивать государственную молодежную политику 10,2

Развивать транспортную и социальную инфраструктуры 8,2

Улучшить экологическую обстановку 4,5

Развивать культурную среду 2,8

Ничего, Омская область является привлекательной для жителей других регионов 1,5

Другое 1,0

Ничего, миграционного оттока нет 0,6

порождать несколько причин. Например, «доступность жилья» как фактор может вызывать причину переезда вследствие невозможности найти подходящее жилье, а может быть причиной из-за плохого качества, имеющегося на рынке вариантов проживания.

При выделении факторов, влияющих на миграционные процессы, чаще всего обращается внимание на их зависимость от условий внешней и внутренней среды региона. Такое разграничение позволяет с точки зрения регионального управления выделить сферы компетенции по воздействию на процесс.

Внутрирегиональные факторы могут и должны корректироваться субъектами, находящимися внутри региона. В то время как внешние факторы для регионального управления являются фоном и контекстом, влияние на которые со стороны региона невелико или отсутствует вовсе.

Включение факторов среды в модель регулирования позволяет:

- определить полномочия субъектов регулирования;

- сформулировать цели регулирования;

- оценить потенциал влияния на миграционные процессы;

- уточнить факторы миграционных процессов.

Субъект управления должен четко определить сферу возможных управленческих воз-

действий на процессы с этой точки зрения. Факторы внешние должны восприниматься как данность, в которой происходит развитие региональной системы. Так, к внешним факторам миграционных процессов относится государственная политика в сфере образования. Механизм ЕГЭ, внедренный в практику, сформировал миграционные потоки абитуриентов, поскольку снял межрегиональные барьеры, позволив выбирать для продолжения обучения несколько вузов, подать документы, не выезжая из своей местности. Кроме того, формирование сети федеральных и научно-исследовательских вузов, их приоритетное финансирование сформировали привлекательность на рынке образовательных услуг. Поэтому регионы, в которых не создано таких образовательных учреждений, ощущают миграционные процессы, обусловленные переездом на учебу в крупные образовательные центры России.

Необходимым условием успешного функционирования миграционных процессов является его баланс с внешней средой, то есть соответствие структуры, целевой ориентации, методов требованиям внешнего окружения. Поэтому и регулирование миграционных процессов как элемент системы управления регионом должно соответствовать внешней среде с точки зрения использования ресурсов (трудовых, финансовых, технологических, материальных и др.).

Как известно, среда не является однородной, поэтому ее можно разделить на виды: географическая, политическая, экономическая, социальная.

Географическая среда определяет пространственное расположение региона, природно-климатические условия жизнедеятельности, наличие ресурсов для экономического развития. Степень влияния на эту среду минимальна. С точки зрения проблем миграции для Омской области она предъявляет требования к системе ЖКХ, жилищным условиям, необходимости дополнительных затрат на одежду, обустройство жилья и пр. Немаловажным фактором миграции в условиях чрезмерной дифференциации развития регионов, удаленности от центральных городов является доступность к культурным и досуговым ценностям, возможности туризма, отдыха. Этот фактор как значимый отмечают 24,2% молодежи. Поэтому в миграционной политике особенно должны стоять вопросы транспортной инфраструктуры, развития туризма, развития собственных культурных мероприятий и проектов.

Политическая среда в большей степени относится к параметрам внешней относительно региона. Она определяет роль и полномочия субъектов государственного управления региона (Правительства Омской области, муниципального образования, Законодательного Собрания Омской области, выборных органов муниципального управления, федеральных органов управления, расположенных в регионе и пр.). Кроме того, федеральный уровень политической среды определяет политику в области образования, культуры, медицинского обслуживания и пр. Вместе с тем 18,4% опрошенных отметили как значимый фактор миграции политическую среду региона. Именно это определяет доверие населения органам власти и восприятие перспектив развития региона. Контент-анализ публикаций и комментариев в интернет-прессе (сайт БК55, Омскин-форм, СуперОмск, Новый Омск) показал, что в течение одного месяца (апрель 2017 г.) доля негативных высказываний об эффективности власти составляет 67%. Для Омской области характерно недоверие вследствие многолетнего противостояния органов управления регионом и городом Омском.

Экономическая среда с точки зрения населения Омской области является наиболее значимой для регулирования миграционных процессов. На вопрос «Что необходимо предпринять органам власти для того, чтобы сократить миграционный отток из Омской области?» более 61% обозначили экономические

факторы. Экономическая среда определяется как внешними условиями, не зависящими от региона (экономическая политика страны, стадии развития экономики России, программы экономического развития отраслей, налоговой политикой и пр.), так и внутренними условиями (политика относительно предпринимательства, поддержка отраслей, субсидирование, грантовая поддержка, инвестиционная привлекательность региона и пр.). На экономическую среду региона существенно повлияла федеральная политика относительно регистрации субъектов хозяйствования. Так, перерегистрация градообразующего предприятия «ГазпромНефть-ОНПЗ» существенно повлияла на доходную базу бюджета Омской области и негативно повлияла на реализацию социальных программ и программ развития инфраструктуры региона. Аналогичные процессы происходят в сфере машиностроения. Все больше экономические условия развития региона зависят от участия в федеральных программах на условиях софинансирова-ния. Региональная экономическая политика в большей мере ориентирована на создание инвестиционной привлекательности, поддержку малого и среднего бизнеса, формирование условий для развития человеческих ресурсов (подготовка и переподготовка кадров), ценовая политика, поддержка предприятий путем льготного налогообложения и пр. Несмотря на ограниченность возможностей регион имеет потенциал для создания благоприятной экономической среды.

Социальная среда является определяющей с точки зрения методов регулирования и факторов миграционных процессов. Преобладающее количество ответов респондентов касается именно этого аспекта (см. таблицу). Социальная среда определяется структурой населения. Для Омской области характерно смещение социальных групп (трудоспособное население) в сторону молодежи (34,5%). По полу - структура практически пропорциональна. По месту проживания трудоспособного населения преобладает существенно городское население (875 330 чел.) по сравнению с сельским (314 147 чел.). Это должно быть отражено и в приоритетах миграционной политики региона (в частности, выделение молодежи в отдельную группу).

Социальная среда с точки зрения социальной инфраструктуры формируется регионом, определяя доступность и качество образования, здравоохранения, сферы услуг, культур-но-досуговой сферы, торговли, доступности жилья, качество транспортной инфраструкту-

ры и пр. Роль и влияние региональных субъектов в этой части определяющие. Поэтому именно эти характеристики объективно должны преобладать в миграционной политике и модели регулирования.

Анализ объективных показателей состояния социальной сферы демонстрирует по сравнению с другими регионами России средние и выше среднего показатели по конкурентоспособности образования, развитию культуры, спорта, транспортной инфраструктуры, обеспечение жильем и др. Вместе с тем субъективное восприятие ситуации находится в негативном фоне. Контент-анализ публикаций в интернет-прессе (сентябрь-октябрь 2017 г., БК55, Омскинформ, СуперОмск, Новый Омск) показывает подавляющее большинство негативных откликов (более 80%). Лозунг «Не пытайтесь покинуть Омск» стал одним из обсуждаемых. Поэтому информационное сопровождение, работа с субъективным восприятием должны стать одним из главных направлений миграционной политики и стать важным элементом модели регулирования.

Исходя из принципов системности среда функционирования миграционных процессов

определяет цели системы. Поэтому в модели должны быть заложены цели, которые измеримы и конкретны. Миграционные цели, на наш взгляд, должны характеризовать эффективность реализации всех программ развития региона (например:

снизить миграционный отток до _ %, в

том числе среди молодежи_%;

повысить миграционную привлекательность региональной системы образования;

повысить миграционную привлекательность предприятий и организаций города).

Однако для измерения целевых показателей будет недостаточно статистических и отраслевых данных. Поэтому в модели регулирования должны быть заложены мониторинговые механизмы, направленные на оценку миграционной привлекательности отрасли, направления жизнедеятельности региона, оценку того, как мероприятия повлияли на миграционные ожидания.

Исходя из вышеизложенного, общую структуру модели регулирования миграционных процессов в регионе можно представить следующим образом (см. рисунок).

Рисунок - Общая структура модели регулирования миграционных процессов в регионе Figure - General structure of the migration processes' model in the region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наиболее перспективными методологическими основаниями для разработки модели регулирования миграционных процессов являются программно-целевой, институциональный и системный. Определив параметры модели регулирования, в дальнейшем необходимо уточнить ее содержание и взаимодействие разных элементов, опираясь на системную методологию. Потенциал проведенного исследования не исчерпан отмеченными результатами. Оно позволяет сформулировать новые гипотезы и вскрыло новые проблемы, сформировало обширную базу для более глубокого анализа, постановки новых задач. В частности, перспективным считаем разработку региональной концепции профориентации как фактора закрепления молодежи и населения в образовательных организациях, на предприятиях региона; разработку HR-бренда омских предприятий и организаций; создание эффективных механизмов активного вовлечения профессиональных сообществ, общественных объединений в разработку и реализацию миграционной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арбуз А.В. Экспертная оценка миграционных процессов в Омской области // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 3 (58). С. 165 - 173

2. Виноградова А.В. Институциональная экономика: теория и практика. Нижний-Новгород. 2012. 70 с

3. Диннер И.В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 2 (58). С.139 - 145.

4. Клир Дж. Наука о системах: новое измерение науки // Системные исследования: методологические проблемы: Ежегодник. М. : Наука, 1983. С. 65 - 87.

5. Коуз Р.Г. Природа фирмы / Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа, 1995. 534 с.

6. Кохужева С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития // Российское предпринимательство. 2011. N 8, вып. 1. С. 156 - 161.

7. Краткий словарь по социологии /под ред. Д.М. Гви-шиани, Н.И. Лапина. М. : Политиздат; 1988. 479 с.

8. Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М. : Наука, 1996. 191 с.

9. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход / Отд. Экон. РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М. : ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 215 с.

10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. : Начала, 1997. 7 с.

11. Нуреев Р.М. Россия: резервы институционального развития // Журнал институциональных исследований. 2009. № 1. С.6 - 21.

12. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М. : Инфра-М, 2002. 416 с.

13. Основные показатели миграции населения Омской области (http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/ru/statistics/population. Дата обращения -21.12.2017).

14. Паньков А.Ф. Теория развития систем и системная теория логики : В 2 кн. Пермь : Изд-во МП «Книга», 1993

15. Половинко В.С. Диннер И.В. Влияние профориентации на миграцию и перспективы рынка труда // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3. № 3. С. 19 - 32.

16. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. М. : Знание-Информ, 2002. 514 с.

17. Пригожин А.И. Системы и люди. М. : Политиздат, 1983. 176 с.

18. Сводный годовой доклад «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2016 год» (Ь|йр://от^кро|1а1. ш/ш/govemment/Gosprogrammy.html. Дата обращения 23.12.2017).

19. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., Проспект, 2002. 435 с.

GENERAL CHARACTERISTICS OF MIGRATION PROCESSES' REGULATION IN THE REGION (ON THE BASIS OF OMSK REGION)

V.S. Polovinko

ABSTRACT

Introduction. The article discusses the questions of regulation of migration processes. The research material is presented basing on the study of population migration expectations of Omsk region,which is carried out by the author of the article.

Materials and methods. The empirical analysis provides the definition of the methodological prerequisites for the model regulation development. The author identifies three approaches that become the basis for the following model: systemic, institutional and program budgeting. According to the theoretical analysis the necessity and possibility of the regional migration policy development are proved. The justification for the term "regulation" usage instead of the concept "control", because of the institutional approach and migration expectations, which are based on informal institutions, is presented. Additionally, the

thesis about the correlation of objective and subjective in the formation of migration expectations is developed in the research.

Results. Distinguishing the concept of "cause" and "factors", the author clarifies the classification of migration factors and highlights the political, social, economic and geographical environment. The article shows that the political environment is more related to parameters of external region's position. The research reveals the important factor of migration in conditions of excessive differentiation of regions development, which is distant from the central regions of the Russian Federation and the cultural and recreational values, tourism opportunities, recreation in such cities are more available than in Omsk region. As the result, the research shows the economic environment depends from the external conditions (the economic policy of the country, the stage of development of Russian economy, the tax policy, etc.) and internal conditions (policy on enterprises, supporting industries, subsidies, grant support, investment attractiveness of the region, etc.).Therefore, economic environment of the region significantly influences on the Federal policy, especially on the regulation of migration processes based on the characteristics of the external and internal environment.

Conclusion. The author concludes that there are needs to provide additional indicators of the effectiveness of migration management in the region, which would significantly help to monitor the attractiveness of the region as a whole and as separate directions.

KEYWORDS: migration processes, regulation, system approach, institutions, management subjects.

REFERENCES

1. Arbuz A.V. Jekspertnaja ocenka migracionnyh process-ov v Omskoj oblasti [Expert assessment of migration processes in the Omsk region]. Bulletin of Omsk University. Series "Economics". 2017, no. 3 (58), pp. 165 - 173.

2. Vinogradova A.V. Institucional'naja jekonomika: teori-ja i praktika [Institutional Economics: Theory and Practice]. Nizhny Novgorod, 2012. 70 p.

3. Dinner I.V. Proforientacija kak faktor regulirovanija mi-gracionnyh processov i rynka truda [Vocational guidance as a factor in regulating migration processes and the labor market. Bulletin of Omsk University]. Series «Economics». 20176 no. 2 (58), pp.139 - 145.

4. Clear J. Nauka o sistemah: novoe izmerenie nauki [The science of systems: a new dimension of science]. Sistemnye issledovanija: metodologicheskie problemy: Ezhegodnik. Moscow, Nauka, 1983. pp. 65 - 87.

5. Coase R.G. Priroda firmy. Teorija firmy [Nature of firm. Theory of firm]. Sankt-Peterburg, Economic School, 1995. 534 p.

6. Kozhuzheva S.N. Programmno-celevoe upravlenie social'no-jekonomicheskim razvitiem regiona: rol' organi-zacionno-jekonomicheskogo mehanizma v razrabotke region-al'nyh celevyh programm social'no-jekonomicheskogo raz-vitija [Program-oriented management of the socio-economic development of the region: the role of the organizational and economic mechanism in the development of regional targeted programs for social and economic development].Russian En-trepreneurship. 2011, no. 8, issue. 1. pp. 156 - 161.

7. Kratkij slovar' po sociologii [Brief Dictionary of Sociology]. Ed. D.M. Gvishiani, N.I. Lapin. Moscow, Politizdat; 1988. 479 p.

8. Kuzmin S.A. Social'nye sistemy: opyt strukturnogo analiza [Social systems: the experience of structural analysis]. Moscow, Nauka, 1996. 191 p.

9. Mogilevsky V.D. Metodologija sistem: verbal'nyj pod-hod [Methodology of systems: a verbal approach]. Otd. Econ. RAS; Scientific ed. council of the publishing house "Economics". Moscow, JSC "Publishing house" "Economics", 1999. 215 p.

10. North D. Instituty, institucional'nye izmenenija i funk-cionirovanie jekonomiki [Institutions, institutional changes and the functioning of the economy]. Moscow, Start, 1997. 7 p.

11. Nureyev R.M. Rossija: rezervy institucional'nogo raz-vitija [Russia: Reserves of Institutional Developmen]. Journal

of Institutional Studies. 2009, no. 1, pp.6-21.

12. Oleinik A.N. Institucional'naja jekonomika [Institutional economy]. Moscow, Infra-M, 2002,416 p.

13. Osnovnye pokazateli migracii naselenija Omskoj oblasti [The main indicators of migration of the population of the Omsk region] (http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/omsk/ru/statistics/population/. Date of circulation -21.12.2017).

14. Pankov A.F. Teorija razvitija sistem i sistemnaja teorija logiki [The theory of system development and the system theory of logic]. In 2 books., Perm: Izd-vo MP «The Book», 1993.

15. Polovinko V.S., Dinner I.V. Vlijanie proforientacii na migraciju i perspektivy rynka truda [The influence of career counseling on migration and labor market prospects]. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research. 2017, Vol. 3, no. 3, pp. 19 - 32.

16. Polovinko V.S. Upravlenie personalom: sistemnyj podhod i ego realizacija [Personnel management: a systematic approach and its implementation]. Moscow, Knowledge-Inform, 2002. 514 p.

17. Prigogine A.I. Sistemy i ljudi [Systems and people]. Moscow, Politizdat, 1983.176 p.

18. Svodnyj godovoj doklad «O hode realizacii i ob ocen-ke jeffektivnosti gosudarstvennyh programm Omskoj oblasti za 2016 god» [Consolidated Annual Report «On the progress of implementation and evaluation of the effectiveness of the state programs of the Omsk region for 2016»] (http://omskpor-tal.ru/ru/government/Gosprogrammy.html.) Date of circulation 23.12.2017).

19. Upravlenie - jeto nauka i iskusstvo: A. Fajol', G. Jem-erson, F. Tejlor, G. Ford. M. [Management is a science and art: A. Fayol, G. Emerson, F. Taylor, G. Ford.M.]. Prospect, 2002. 435 p.

Поступила 25.01.2018, принята к публикации 15.02.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Половинко Владимир Семенович (г. Омск, Россия) - доктор экономических наук, профессор, ORCID i 0000-0001-6858-045X, Scopus Author ID - 56.728.354.400: Web of Science

- А-4317-2017, заведующий кафедрой экономики и управления человеческими ресурсами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (644053, г. Омск, площадь Лицкевича, д. 1, каб. 307, e-mail: pw3@mail.ru).

Polovinko Vladimir Semenovich (Omsk, Russia) - Doctor of Economics, Professor,

ORCID i 0000-0001-6858-045X, Scopus Author ID - 56.728.354.400, Web of Science - A-4317-2017, Head of the Department of Economics and Human Resource Management, Omsk State University. F.M. Dostoevsky (644053, Omsk, Lickiewicz Square, 1, cab. 307, e-mail: pw3@mail.ru).

УДК: 65.012.25

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Л.В. Эйхлер

ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Профессиональное управление финансово-хозяйственной деятельностью организации предполагает использование аналитического инструментария, позволяющего комплексно подойти к вопросу определения проблем функционирования субъекта хозяйствования. Стандартный анализ финансового состояния организации не охватывает весь круг вопросов, необходимых для выявления проблемных зон формирования выручки, валовой прибыли и прибыли от продаж для каждой ассортиментной группы реализуемой продукции (услуги). Вместе с тем именно конкретные бизнес-процессы в ассортиментной плоскости изучения и формируют в конечном счете финансовый результат деятельности коммерческой организации. Материалы и методы. Операционный анализ как один из элементов углубленного финансового анализа организации позволяет не только выявить проблему, но и смоделировать наиболее приемлемый вариант ведения бизнеса и построения бизнес-процессов по рассматриваемым направлениям деятельности организации.

Результаты. Стандартные показатели операционного анализа, такие как операционный рычаг, коэффициент валовой прибыли позволяют выявлять перспективные, неперспективные виды деятельности даже при достижении отрицательных финансовых результатов, дают возможность оценить структуру имущественной базы и необходимость реструктуризации имущества.

Заключение. Для убыточных видов деятельности предлагается использовать ограничения по численному значению операционного рычага, оценивающего соотношение скорости изменения финансового результата в зависимости от изменения заданных объемов реализации услуги.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: финансовый менеджмент, финансовое состояние предприятия, операционный анализ, постоянные и переменные затраты, порог рентабельности, операционный рычаг, перспективные виды деятельности, реструктуризация имущества.

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель финансовой деятельности предприятия - наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Чтобы добиться этого, необходимо постоянно выявлять внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения, поддерживать платежеспособность и рента-

бельность предприятия, а также определять оптимальную структуру актива и пассива баланса на определенный момент времени. В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия происходит непрерывный кругооборот капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, - финансовое состояние пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.