Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение и профориентация молодежи Омской области в контексте миграции'

Профессиональное самоопределение и профориентация молодежи Омской области в контексте миграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МИГРАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / MIGRATION EXPECTATIONS / YOUTH / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арбуз Анна Владимировна

Причины миграции изучаются на превентивном уровне, т. е. на основе выявления миграционных ожиданий, которые в большей степени позволяют определять мотивацию и прогнозировать развитие ситуации, выявляются миграционные установки молодежи Омской области, а также методы регулирования миграционных процессов. Предполагается, что профориентация, которая рассматривается как непрерывный процесс профессионального самоопределения в условиях трансформации разделения и кооперации труда, может стать одним из методов регулирования миграционных процессов. Исследование проводилось на нескольких уровнях: на первом были выявлены миграционные установки населения Омской области; на втором проведен опрос учащихся 9-11 классов Омской области. Полученные результаты были детализированы в рамках проведенных со школьниками фокус-групп. В результате доказывается, что на формирование миграционных установок молодежи оказывают влияние перспективы образования и трудоустройства на региональном рынке труда, профессиональное самоопределение и профориентация. Решение выявленных проблем, влияющих на профессиональное самоопределение и профориентацию слабого информирования учащихся о качестве подготовки в региональных учебных заведениях, материально-технической базе, профессорско-преподавательском составе, научном потенциале, ориентации на рекламно-информационные акции и бюджетные места, будет способствовать снижению информационного вакуума, в котором формируются миграционные установки и, как следствие, уменьшению миграционного оттока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination and professional orientation of the youth of the Omsk region in the context of migration

This study examines the causes of migration on a preventive level, i.e. on the basis of the identification of the migration expectations, which increasingly allow to identify the motivation and predict the development of the situation. Thus, the aim of the study is to identify the migration expectations of young people of Omsk region, as well as methods of regulation of migration processes. It is assumed that career guidance, which is considered as a continuous process of professional self-determination in the transformation of division and cooperation of labor, can become one of the methods of regulation of migration processes. The study was conducted at several levels. Thus, at the first level, there were revealed migration expectations of the population of Omsk region. At the second level, there were conducted a survey of students in grades 9-11 of Omsk region. The results were detailed in the framework of focus groups. The study proves that the formation of migration attitudes of young people are influenced prospects of education and employment in the regional labor market, professional self-determination and career guidance. The solution of the identified problems affecting professional self-determination and career guidance weak information about the quality of training in regional educational institutions, material and technical base, teaching personnel, scientific potential, orientation to advertising and information campaigns and budget places will help to reduce the information vacuum in which migration expectations are formed and, as a result, reduce migration outflow.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение и профориентация молодежи Омской области в контексте миграции»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

УДК 338.1+314.7 JEL: J61, J68, J24

DO110.25513/1812-3988.2018.3.164-172

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИИ

А. В. Арбуз

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 июня 2018 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2018 г.

Ключевые слова

Профессиональное самоопределение, профориентация, миграционные ожидания, молодежь, миграция

Аннотация. Причины миграции изучаются на превентивном уровне, т. е. на основе выявления миграционных ожиданий, которые в большей степени позволяют определять мотивацию и прогнозировать развитие ситуации, выявляются миграционные установки молодежи Омской области, а также методы регулирования миграционных процессов. Предполагается, что профориентация, которая рассматривается как непрерывный процесс профессионального самоопределения в условиях трансформации разделения и кооперации труда, может стать одним из методов регулирования миграционных процессов. Исследование проводилось на нескольких уровнях: на первом были выявлены миграционные установки населения Омской области; на втором - проведен опрос учащихся 9-11 классов Омской области. Полученные результаты были детализированы в рамках проведенных со школьниками фокус-групп. В результате доказывается, что на формирование миграционных установок молодежи оказывают влияние перспективы образования и трудоустройства на региональном рынке труда, профессиональное самоопределение и профориентация. Решение выявленных проблем, влияющих на профессиональное самоопределение и профориентацию - слабого информирования учащихся о качестве подготовки в региональных учебных заведениях, материально-технической базе, профессорско-преподавательском составе, научном потенциале, ориентации на рекламно-информационные акции и бюджетные места, - будет способствовать снижению информационного вакуума, в котором формируются миграционные установки и, как следствие, уменьшению миграционного оттока.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00944.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE YOUTH OF THE OMSK REGION IN THE CONTEXT OF MIGRATION

A.V. Arbuz

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received June 1, 2018

Accepted June 25, 2018

Keywords

Professional self-determination, professional orientation, migration expectations, youth, migration

Abstract. This study examines the causes of migration on a preventive level, i.e. on the basis of the identification of the migration expectations, which increasingly allow to identify the motivation and predict the development of the situation. Thus, the aim of the study is to identify the migration expectations of young people of Omsk region, as well as methods of regulation of migration processes. It is assumed that career guidance, which is considered as a continuous process of professional self-determination in the transformation of division and cooperation of labor, can become one of the methods of regulation of migration processes. The study was conducted at several levels. Thus, at the first level, there were revealed migration expectations of the population of Omsk region. At the second level, there were conducted a survey of students in grades 9-11 of Omsk region. The results were detailed in the framework of focus groups. The study proves that the formation of migration attitudes of young people are influenced prospects of education and employment in the regional labor market, professional self-determination and career guidance. The solution of the identified problems affecting professional self-determination and career guidance - weak information about the quality of training in regional educational institutions, material and technical base, teaching personnel, scientific potential, orientation to advertising and information campaigns and budget places - will help to reduce the information vacuum in which migration expectations are formed and, as a result, reduce migration outflow.

Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18.

© А.В. Арбуз, 2018

1. Введение. В настоящих условиях регионы России как самостоятельные субъекты должны разрабатывать планы стратегического развития. Основное внимание в планах уделяется экономическим аспектам, социокультурным вопросам. Вопросы и разделы ресурсного обеспечения, в том числе обеспеченность человеческими ресурсами, наименее проработаны. Между тем качество и количество человеческих ресурсов являются и целью, и условием развития регионов. Усиление центростремительных потоков в центральные регионы России с Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири приводит к изменению динамики региональных рынков труда. На это оказывает влияние модернизация системы образования, формирование крупных госкорпораций с базированием в центральных регионах России, более привлекательные условия для жизни в этих регионах.

Все эти изменения приводят к тому, что регионы России сталкиваются с проблемами образования. Более слабые системы образования в меньшей степени привлекают молодежь и, как следствие, снижают качество трудового потенциала соответствующего региона. Это становится причиной ухудшения уровня и качества жизни населения регионов, в частности Омской области, и усиления оттока местного населения. Проведенный анализ факторов миграции из региона [1-7] показывает, что миграционные ожидания формируются в информационном вакууме (незнание, недоверие местным, традиционным каналам коммуникации, разрозненности субъектов регулирования рынка труда). Одним из факторов, способствующих оттоку населения, является деятельность по профориентации молодежи, которая в настоящий момент не учитывает в полной мере требования и мотивы современной молодежи, с одной стороны, и потребности региона (устранение диспропорции на рынке труда), с другой.

В целях управления миграционными процессами важно изучать миграцию не постфактум, когда отъезд уже совершен, а на превентивном уровне, когда человек только задумывается о переезде. Актуальность данного исследования заключается в том, что очень важно выявить миграционные установки молодежи в современных социально-экономических условиях с целью формирования концепции системы профориентации в Омской области, способствующей учету потребностей региона, с

одной стороны, и требования и мотивы современной молодежи, с другой. Это будет способствовать устранению диспропорций на региональном рынке труда, снижению миграционного оттока из региона. Всё вместе это приведет к реализации экономических и социальных программ развития Омской области.

2. Обзор литературы. В литературе имеется богатый опыт в области исследования профориентации, но, как правило, глубоко рассматриваются лишь отдельные аспекты. Вопросы профессионального самоопределения и профориентации в отечественной науке исследовались в рамках изучения ценностных ориента-ций молодежи в работах В.С. Магуна, Н.И. Лапина, Л.А. Азы, А.И. Вишняка, Е.И. Головахи [8-10] и мн. др. Влияние профориентации и профессионального самоопределения на миграционные установки и миграционные процессы исследованы в работах В.С. Половинко [11], И.В. Диннера [12], О.Н. Лучко, С.Х. Мухамет-динова [13], J A. Felker [14], Z. Li, J. Lowe [15] и мн. др. В литературе наиболее разработан психолого-педагогический аспект, в рамках которого исследуются вопросы воспитания и образования, методы работы со школьниками и молодежью. Основной акцент в данном случае сделан на тестирование способностей и склонностей молодого человека, вследствие чего получаем акцент только на потребности самих молодых людей. Практически отсутствуют работы, посвященные профориентации как непрерывному процессу профессионального самоопределения в условиях трансформации разделения и кооперации труда [11; 12].

3. Гипотезы и методы исследования. Целью исследования является выявление миграционных установок молодежи Омской области, формирующихся под влиянием, в том числе, деятельности по профориентации в регионе. В качестве гипотезы мы предполагаем, что профориентация, понимаемая как непрерывный процесс профессионального самоопределения в условиях трансформации разделения и кооперации труда, является одним из методов регулирования миграционных процессов.

На первом уровне изучения проблемы нами было проведено исследование, в рамках которого были выявлены и оценены современные тенденции миграционных процессов, диагностированы миграционные ожидания различных социальных групп, в частности молодежи. Было проведено анкетирование

2 445 респондентов по квотной многоступен- пол, возраст, место постоянного проживания чатой выборке в разрезе таких признаков, как (табл. 1).

Таблица 1

Распределение выборочной совокупности респондентов в возрасте 16-55/60 лет для проведения анкетирования на первом уровне исследования с целью выявления и оценки миграционных ожиданий населения Омской области

Возраст (лет) Всё население Городское население без областного центра Население областного центра Сельское население

всего мужчины женщины всего мужчины .0 Ä s ^ Ä е всего мужчины .0 Ä s ^ Ä е всего мужчины женщины

16-20 204 105 99 27 12 15 114 60 54 63 33 30

21-30 645 324 321 93 48 45 414 204 210 138 72 66

31-40 624 306 318 81 39 42 387 189 198 156 78 78

41-50 513 243 270 66 30 36 303 141 162 144 72 72

51-55/60 459 282 177 54 33 21 261 156 105 144 93 51

Всего 2 445 1 260 1 185 321 162 159 1 479 750 729 645 348 297

На втором уровне исследования объектом выступили школьники 9-11 классов. Было проведено анкетирование 11 691 учащегося школ Омской области. Базовыми признаками для формирования выборки послужили класс обу-

чения и место проживания (табл. 2). С целью уточнения и более глубокой проработки полученной информации было проведено 15 фокус-групп со школьниками 9-11 классов Омской области.

Таблица 2

Структура генеральной и выборочной совокупности исследования второго уровня

Категория Генеральная совокупность Выборочная совокупность

ВСЕГО: 36 069 11 691

Город 19 877 6 760

Село 16 192 4 931

ГОРОД

9 класс 9 796 3 259

10 класс 5 328 1 845

11 класс 4 753 1 656

СЕЛО

9 класс 8 782 2 717

10 класс 3 843 1 067

11 класс 3 567 1 147

4. Результаты исследования. В результате исследования первого уровня выявляется, что основные вопросы миграционных установок населения (в том числе молодежи) касаются аспектов образования, трудоустройства, занятости, рынка труда [1; 6]. Анализ миграционных установок населения Омской области позволил выявить разный уровень их сформи-рованости (рис. 1).

Так, высокий уровень сформированности можно отметить у 7,1 % жителей Омской области, которые предпринимают для достиже-

ния своей цели активные действия, а именно собирают информацию о рынке труда региона, в который планируют уехать, подыскивают новое место работы и жилье. Средний уровень сформированности установок на отъезд, связанный с желанием переехать из региона, демонстрируют 17,7 % респондентов, 36,4 % ответивших иногда думают о переезде, что говорит о низком уровне сформированности миграционных установок. В совокупности это достаточно большая доля населения, имеющая установки на миграцию из региона.

О 10 20 30 40

Рис. 1. Оценка респондентами возможности переезда из Омской области, %

На втором уровне исследования в результате опроса школьников удалось выяснить проблемы в области профориентации молодежи и ее связи с миграционными установками. Анализируя распределение ответов школьников на вопрос: «Чем Вы руководствуетесь при

выборе учебного заведения для продолжения образования?» - было выявлено, что больше всего молодых людей волнуют перспективы трудоустройства, возможность поступления на бюджетные места (рис. 2).

Рис. 2. Оценка респондентами факторов, определяющих выбор учебного заведения для продолжения образования, %

Примечательно, что более 42 % респондентов в принципе не могут дать конкретный ответ на этот вопрос, что говорит о том, что точно они не знают, зачем и в какое учебное заведение им поступать. Проведенные фокус-группы позволили уточнить и прокомментировать факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. На выбор школьников в большей степени влияют рекламно-информационные акции, внешние параметры учебных заведений. При этом в меньшей степени обра-

щается внимание на научно-инновационную деятельность и потенциал вузов, профессорско-преподавательский состав, материально-техническую базу. Это связано с тем, что учащиеся слабо информированы о местных вузах, техникумах и колледжах, направлениях подготовки и качестве образования в них. Кроме того, очень существенное влияние на выбор оказывает наличие бюджетных мест в конкретном образовательном учреждении. При оценке системы образования того или иного региона молодые

люди очень часто ориентируются на уровень и качество жизни в нем. Всё это говорит нам о низкой эффективности региональной системы профориентации.

Важнейшей задачей является выяснение методов профориентации, которыми пользуются на сегодняшний день на практике. Наблюдается такая тенденция, что одних тестов недостаточно. Они показывают слишком усредненный результат, не ориентируясь на индивидуальные аспекты личности или конкретной группы опра-

шиваемых, но, тем не менее, этот метод чаще всего используется на практике (рис. 3). Тестирование является самым распространенным методом, потому что он проще и быстрее прочих в реализации, но анализом результатов (которые выдают на руки прошедшим тестирование) и дальнейшей работой с людьми, имеющими схожие результаты, мало кто занимается.

Также был рассмотрен вопрос и об эффективности методов, упомянутых на рис. 3, в разрезе классов (табл. 3).

О 10 20 30

Рис. 3. Применение респондентами на практике методов профориентации, %

Средние оценки эффективности мероприятий по профориентации в разрезе классов обучения (min - 9, max - 1)

Таблица 3

Мероприятие Класс

9 10 11

Пробы себя в профессии Среднее значение 2,1 2 1,89

Медиана 1 1 1

Лекции, семинары, мастер-классы от специалистов Среднее значение 3,28 3,27 3,74

Медиана 3 3 3

Тренинги и игры Среднее значение 5,12 4,91 5

Медиана 5 5 5

Участие в проектах «Школа -ВУЗ - предприятие» Среднее значение 5,24 5,03 4,69

Медиана 5 5 4

Группы в соцсетях, сайты Среднее значение 7,04 6,8 6,6

Медиана 8 7 7

Презентации, видеопрезентации учебных заведений Среднее значение 5,99 6,21 5,84

Медиана 6 6,50 6

Областные и всероссийские турниры и олимпиады Среднее значение 5,83 5,97 6,06

Медиана 6 6 6

«Ярмарка профессий» Среднее значение 6,01 5,55 5,07

Медиана 6 5 5

Профессиональное тестирование Средне значение 4,07 4,51 5,28

Медиана 3 4 5

Общая оценка

3,43

5,02

6,83

5,94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,57

4,59

2

5

6

Как видно из табл. 3, самым эффективным методом профориентации школьники считают пробу в профессии. Это можно объяснить тем, что дети хотят попробовать свои возможности в среде, максимально приближенной к рабочей. Особенно это видно на примере школьников 9 классов, которые поставили оценку 2,1 по девятибалльной шкале. На второе место респонденты поставили лекции и мастер-классы от специалистов (средняя оценка 3,43). Такая оценка тоже свойственна будущим студентам, так как они лучше воспринимают именно наглядную информацию от компетентных людей, профессионалов в своем деле, а еще лучше на примерах. На третьем месте - профориентаци-онное тестирование, которое дает определен-

Друюй

Другой

Настораживает тот факт, что практически треть выпускников планирует поступление в иногородний вуз, т. е. становится участником образовательной миграции. Особенно тревожной эту тенденцию следует рассматривать на фоне отрицательного сальдо миграции за последние годы. Такой ситуации, в том числе, способствуют и проблемы в области профориентации, которые мы выявили, т. е. молодежь не всегда в полном объеме осведомлена о рынке профессий и труда в регионе, не доверяет традиционным каналам коммуникации, черпает информацию из неформальных источников, «слухов» и т. д.

Проблемы в профориентации, использование устаревших методов, отсутствие ориентации на мотивы современной молодежи, низкая эффективность проводимых профориента-ционных мероприятий способствуют формированию миграционных установок.

ный диагностический срез, но минусы в том, что в дальнейшем школьники не знают, как работать с результатами данных тестов. Группы в социальных сетях и сайты оказались в самом конце рейтинга может быть потому, что старшеклассники уже успели столкнуться с огромным потоком информации, зачастую очень искаженной, и поэтому скептически относятся к многочисленными сайтами и группам.

На практике больше используют тестирование, школьники же, в свою очередь, лучше воспринимают и хотят видеть реализацию своих способностей на практике.

Также мы опросили школьников Омской области на предмет того, в какие именно вузы они собираются поступать (рис. 4).

5. Заключение. Таким образом, нами были выявлены следующие проблемы в деятельности по профориентации в Омской области, способствующие, по нашему мнению, формированию миграционных установок молодежи и, как следствие, приводящие к образовательной миграции и оттоку молодежи из Омского региона:

1. Существующие системы профориентации направлены в большей степени на выбор профессии в соответствии с имеющимися на данный момент способностями и предпочтениями школьника (молодежи, реже - незанятого населения). Между тем система должна основываться не на имеющихся способностях, а на потенциале, горизонт - не менее 10 лет, должны использоваться не профессиональные наклонности, а компетенции, в том числе над-профессиональные, сквозные. Практически полностью отсутствуют независимые методы

Рис. 4. Планы респондентов-школьников по поступлению в вузы, %

профориентации (профессионального самоопределения) для занятого населения.

2. Необходимо оценивать эффективность применяемых методов профориентации и профессионального самоопределения с точки зрения их соответствия требованиям рынка труда, формам занятости и пр. Методы профориентации слабо ориентированы на современные технологии, что снижает эффективность проф-ориентационных мероприятий.

В связи с этим профориентация может выступать комплексным фактором регулиро-

вания миграционных процессов (что подтверждает нашу гипотезу). По результатам исследования можно сделать вывод, что необходимо на основе формирования единой теоретической базы построить современную перспективную концепцию ориентации человека, общества, организаций в профессиональном разделении труда с учетом интересов всех субъектов социально-трудовых отношений, перспектив трансформации мира профессий и рынка труда.

Литература

1. Половинко В. С., Арбуз А. В. Миграционные установки населения в контексте регионального рынка труда // Изв. Ур. гос. экон. ун-та. - 2018. - Т. 19, № 1. - С. 38-50. - DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-1-4.

2. Кашницкий И. С. Миграции молодежи в России: влияние на возрастные структуры. Современные исследования миграции населения : сб. ст. / под ред. Е. В. Донец, О. С. Чудиновских. -М. : Экон. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. - С. 79-93. - (Демографические исследования. Вып. 25).

3. Шарова Е. Н. Миграционные установки молодежи Мурманской области // Проблемы развития территорий. - 2015. - Вып. 3 (77). - С. 88-103.

4. Диннер И. В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 139-145.

5. Findlay A. From brain exchange to brain gain: Policy implications for the UK of recent trends in skilled migration from developing countries : International Migration Papers 43. - Geneva : International Labour Office : International Migration Branch, 2002. - vi, 48 p.

6. Arbuz A., Ivanov D. Migration intentions of young professionals in Omsk region in the context of labor market relationships // The 10th International Days of Statistics and Economics : Conference Proceedings (September 8-10, 2016) / University of Economics, Prague ; ed. by T. Loster, T. Pavelka. -Prague, Czech Republic : Libuse Macâkovâ : Melendrium, 2016. - P. 30-39.

7. Osadchaya G. I. Migration processes in context of the Eurasian Economic Union integrated labor market formation // Social Policy and Sociology. - 2015. - Vol. 14, № 3, pt. 2. - P. 50-54. - DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-3-2-50-54.

8. Магун В. С., Руднев В. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. - 2010. - № 3. - С. 5-22.

9. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / отв. ред. В. Л. Оссов-ский. - Киев : Наукова думка, 1987. - 303 c.

10. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. - 1997. - № 3. - С. 14-24.

11. Половинко В. С. Региональный опыт управления миграционными процессами в России // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 1 (57). - С. 197-204.

12. Половинко В. С., Диннер И. В. Влияние профориентации на миграцию и перспективы рынка труда // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исслед. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 1932. - DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-3-19-32.

13. Лучко О. Н., Мухаметдинова С. Х. Влияние учебной миграции на системы образования приграничных регионов россии (на примере Омской области) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 3 (29). - С. 98-104. - DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.29.98.

14. Felker J. A. Professional development through self-directed expatriation: Intentions and outcomes for young, educated Eastern Europeans // International Journal of Training and Development. -2011. - Vol. 15, iss. 1. - P. 76-86. - DOI: 10.1111/j.1468-2419.2010.00369.x.

15. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent" // British Journal of Sociology of Education. - 2016. - Vol. 37, iss. 1. - P. 11-29. - DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636.

References

1. Polovinko V.S., Arbuz A.V. Migration intentions of population in the context of regional labour market. Journal of the Ural State University of Economics, 2018, Vol. 19, no. 1, pp. 38-50. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-1-4. (in Russian).

2. Kashnitskii I.S. Migratsii molodezhi v Rossii: vliyanie na vozrastnye struktury [Migration of youths in Russia: impact on age structure], in: Donets E.V., Chudinovskikh O.S. (Eds.) Contemporary research of migration, collection of articles, Demographic research, Iss. 25, Moscow, Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University publ., 2015, pp. 79-93. (in Russian).

3. Sharova E.N. Migration attitudes of young people in the Murmansk Oblast. Problems of Territory's Development, 2015, iss. 3 (77), pp. 88-103. (in Russian).

4. Dinner I.V. Vocational guidance as a factor of migration processes and labor market regulation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 139-145. (in Russian).

5. Findlay A. From brain exchange to brain gain: Policy implications for the UK of recent trends in skilled migration from developing countries, International Migration Papers 43, Geneva, International Labour Office publ., International Migration Branch publ., 2002, vi + 48 p.

6. Arbuz A., Ivanov D. Migration intentions of young professionals in Omsk region in the context of labor market relationships, in: Loster T., Pavelka T. (Eds.) The 10th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings, September 8-10, 2016, University of Economics, Prague, Czech Republic, Libuse Macakova publ., Melendrium publ., 2016, pp. 30-39.

7. Osadchaya G.I. Migration processes in context of the Eurasian Economic Union integrated labor market formation. Social Policy and Sociology, 2015, Vol. 14, no. 3, pt. 2, pp. 50-54. DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-3-2-50-54.

8. Magun V.S., Rudnev V.G. Basic values of Russians in the European context [Basic values of Russians in the European context]. Social Sciences and Contemporary World, 2010, no. 3, pp. 5-22. (in Russian).

9. Ossovskii V.L. (Ed.) Professional'noe samoopredelenie i trudovoi put' molodezhi [Professional identity and career youth], Kyiv, Naukova Dumka publ., 1987, 303 p. (in Russian).

10. Lapin N.I. Tsennosti, gruppy interesov i transformatsiya rossiiskogo obshchestva [Values, interest groups and transformation of Russian society]. Sociological Studies, 1997, no. 3, pp. 14-24. (in Russian).

11. Polovinko V.S. Regional experience of migration processes management in Russia. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 197-204. (in Russian).

12. Polovinko V.S., Dinner I.V. The Influence of Vocational Guidance on Migration and the Prospects of the Labor Market. Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 2017, Vol. 3, no 3, pp. 19-32. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-3-19-32. (in Russian).

13. Luchko O.N., Muhametdinova S.H. Influence of educational migration on education system the border regions of Russia (on example of Omsk region). The Science of Person: Humanitarian Researches, 2017, no. 3 (29), pp. 98-104. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.29.98.

14. Felker J.A. Professional development through self-directed expatriation: Intentions and outcomes for young, educated Eastern Europeans. International Journal of Training and Development, 2011, Vol. 15, iss. 1, pp. 76-86. DOI: 10.1111/j.1468-2419.2010.00369.x.

15. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the "war for talent". British Journal of Sociology of Education, 2016, Vol. 37, iss. 1, pp. 11-29. DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636.

Сведения об авторе

Арбуз Анна Владимировна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: denezhkina1@mail.ru

Для цитирования

Арбуз А. В. Профессиональное самоопределение и профориентация молодежи Омской области в контексте миграции // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». -2018. - № 3 (63). - С. 164-172. - 001: 10.25513/18123988.2018.3.164-172.

About the author

Arbuz Anna Vladimirovna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resources Management

Postal address: 55а, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: denezhkina1@mail.ru

For citations

Arbuz A.V. Professional self-determination and professional orientation of the youth of the Omsk region in the context of migration. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 164-172. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.164-172. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.