УДК 314.728 JEL J10, R58
DD110.25513/1812-3988.2018.2.177-189
МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В.С. Половинко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 2 декабря 2017 г.
Дата принятия в печать 25 марта 2018 г.
Аннотация. Рассматриваются вопросы регулирования миграционных процессов на уровне региона. Материал статьи основывается на проведенном под руководством автора многоуровневом исследовании миграционных ожиданий населения Омской области. На основе результатов исследования, обширной эмпирической базы доказывается необходимость разработки миграционной политики региона как самостоятельной формы управления, интегрирующей активность разных субъектов и направляющей программы развития на решение приоритетной, острой, непрогнозируемой ситуации. Обосновывается структура модели регулирования, базирующаяся на программно-целевом, институциональном и системном подходах и включающая следующие элементы: среда функционирования модели (внешняя и внутрирегиональная), субъект (федеральные субъекты, правительство региона, общественные организации и объединения, организации, осуществляющие деятельность на территории, и др.), методы (экономические, политические, социальные, психологические), объекты (население региона, отдельные социальные группы), принципы и цели регулирования - для каждого элемента приводятся роль, функции и методы возможного функционирования в рамках предлагаемой модели. Доказывается, что важными объектами регулирования миграционных процессов, острее относящимися к ситуации в регионе и имеющими высокие негативные миграционные ожидания, являются молодежь и население с высшим образованием. Отмечено, что информационно-психологические методы могут значительно повлиять на субъективное восприятие неформальных институциональных причин миграции населения. Публикация подготовлена в рамках НИР «Миграционные процессы как фактор социально-экономического развития региона: оценка и методы регулирования», проект РГНФ № 16-12-55013а.
Ключевые слова
Миграционные процессы, модель управления, субъекты управления, методы управления, социальные группы, миграционная политика, институциональный подход
MODEL OF MIGRATION PROCESSES REGULATION IN THE REGION (ON EXAMPLE OF OMSK REGION)
V.S. Polovinko
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received December 2, 2017
Accepted March 25, 2018
Abstract. The article deals with the regulation of migration processes at the regional level. The article is based on a multilevel study of migration expectations of the population of the Omsk region. Based on the results of the study, extensive empirical base, there was proved the need to develop migration policy in the region as an independent form of management integrating the activity of different actors and directing development programs to address priority, acute and unpredictable situations. The article substantiates the structure of the model of regulation, which is based on the program-target, institutional and systemic approaches. The author distinguishes the following elements: operating environment model (external and intra-regional), subject (Federal entities, the regional government, public organizations and associations, organizations, performing activity on the territory, etc.), methods (economic, political, social, psychological), objects (the population of the region, a separate social group), principles and purposes of regulation. The role, functions and methods of possible functioning within the proposed model are given for each of the selected elements. It is proved that the important objects of regulation of migration processes are young people, who are more acute in the situation in the region and have high negative migration expectations, and the population with higher education. It is noted that information and psychological methods can significantly affect the subjective perception of informal institutional causes of migration. Acknowledgements. The publication was prepared in the framework of research "Migration processes as a factor of socioeconomic development of the region: assessment and regulatory methods", project of the RFH No. 16-12-55013a.
Keywords
Migration processes, management model, management subjects, management methods, social groups, migration policy, institutional approach
© B.C. Половинко, 2018
1. Введение. Острота и неупорядоченность, стихийность миграционных процессов в регионах современной России часто ставят под угрозу реализацию стратегий развития, порождают диспропорции на рынке труда, формируют отрицательные характеристики социального самочувствия. До сих пор ведутся дискуссии по поводу необходимости миграционной политики на уровне региона. Коллектив ученых под руководством автора провел масштабное многоуровневое исследование миграционных ожиданий населения Омской области, обобщая результаты которого пришел к выводу о необходимости разработки модели регулирования миграционных процессов на уровне региона. Поэтому целью данного исследования является определение методологических оснований для разработки модели регулирования миграционных процессов. Задачами исследования являются определение содержания модели; уточнение характеристик модели и роли региональных субъектов в регулировании миграционных процессов.
2. Обзор литературы и обоснование основных понятий. Изучив возможности различных методологических подходов (системный, процессный, институциональный, программно-целевой, функциональный и др.) [15], считаем, что для разработки модели регулирования миграционных процессов в регионе наиболее перспективными являются программно-целевой, институциональный и системный. Более подробно результаты теоретического анализа были представлены автором ранее [6].
Институциональный подход позволяет определить форму управленческого воздействия на миграционные процессы. Исходя из высокой роли неформальных институтов в формировании миграционных ожиданий представляется более обоснованным использовать понятие «регулирование», а не «управление». Управление как активная деятельность субъекта по планированию, организации, мотивации и контролю характеристик объекта предполагает воздействие с помощью объективных инструментов и относительно пассивную роль объекта. Регулирование же, в отличие от управления, предполагает:
- приведение в порядок, упорядочение механизмов, деятельности;
- совокупность предписаний, исходящих из органов управления с целью внесения порядка в определенную сферу жизнедеятельности;
- форму целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей).
То есть регулирование относится к проблеме управления, но основано на более гибком взаимодействии субъекта и объекта, в том числе на основе неформальных институтов. Поэтому в модели мы будем использовать понятие «регулирование».
Применяя системный подход к регулированию миграционных процессов, предлагается использовать понятие «модель». Под моделью управления будем понимать теоретически выстроенную совокупность представлений о системе управления. По своей сути модель управления есть «копия» (упрощенная до основных элементов) системы управления, но при этом обладающая ее реальными характеристиками. Данное понимание основано на общетеоретической интерпретации понятия модели как некоего образца, эталона, имитирующего строение и функционирование фактического объекта. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс оригинала. В рассматриваемой проблеме мы будем говорить об основных элементах модели и о их роли в единой системе регулирования миграционных процессов.
Эмпирической базой для формулирования выводов стали результаты исследования миграционных ожиданий населения Омской области, проведенного авторским коллективом в 2016-2017 гг. По квотной выборке опрошено 2 445 чел. Результаты обработаны с помощью пакета SPSS. Кроме этого, анализировались данные статистики, сайты органов власти (Правительства Омской области, Законодательного Собрания Омской области), проведен контент-анализ публикаций в СМИ по вопросам миграции населения.
3. Результаты исследования. Модель как системное образование функционирует в среде (внешней и внутрирегиональной). Основные элементы модели обозначены ранее [6]. Остановимся более подробно на ее элементах:
• Миграционная политика - элемент модели, определяющий принципы, методы и цели регулирования миграционных процессов.
• Субъекты регулирования миграционных процессов: органы региональной власти и
управления, федеральные органы на территории региона, муниципальные органы, общественные организации и объединения.
• Методы и механизмы регулирования миграционных процессов - способы и форма воздействий субъекта на процессы и объекты (экономические, политические, социальные, психологические).
• Объекты регулирования - население и отдельные социальные группы, на которые воздействует субъект.
1. Основополагающим элементом модели должна стать миграционная политика региона, которая должна стать механизмом интеграции усилий разных субъектов, направлений развития на решение приоритетной и жизненно важной проблемы региона - миграционного оттока населения. Нами уже неоднократно обосновывался критический характер состояния миграционных процессов, угрожающий развитию Омской области. Субъективно это понимают органы власти и население области.
Традиционно, авторы, так или иначе рассматривающие региональные аспекты миграционной политики, либо обходят этот вопрос, либо экстраполируют определение государственной миграционной политики на региональный уровень. В целом миграционную политику рассматривают как «совокупность целей, политических средств и практических мер, способов целенаправленного воздействия государства на управление миграционными процессами» [7, с. 5]. Основываясь на базовых понятиях, под миграционной политикой региона будем понимать совокупность принципов, целей и методов целенаправленного воздействия на миграционные процессы, принимаемых региональными властями и другими субъектами региона по регулированию экономических, политических и социальных аспектов жизнедеятельности по созданию условий для миграционной привлекательности территории. Поэтому основными составляющими миграционной политики могут быть следующие:
- Принципы регулирования миграционной политики. Например, информационная открытость действий субъектов регулирования, участие населения в принятии важнейших решений развития региона, сочетание текущих целей и стратегических и пр.
- Цели миграционной политики. Исходя из принципов системности, среда функционирования миграционных процессов определяет
цели системы. Поэтому в модели должны быть заложены цели, которые должны быть измеримы и конкретны. Миграционные цели, на наш взгляд, должны характеризовать эффективность реализации всех программ развития региона, например: снизить миграционный отток до ХХХ %, в том числе среди молодежи - ХХХ %; повысить миграционную привлекательность региональной системы образования; повысить миграционную привлекательность в сфере занятости на омских предприятиях и др.
- Мониторинг миграционных процессов. Для измерения целевых показателей будет недостаточно статистических и отраслевых данных, поэтому в модели регулирования должны быть заложены мониторинговые механизмы, направленные на оценку миграционной привлекательности отрасли, направлений жизнедеятельности региона, оценку того, как мероприятия повлияли на миграционные ожидания. Одним из вариантов механизма мониторинга может быть методика, которая разработана авторами исследования в рамках проекта «Миграционные процессы как фактор социально-экономического развития региона: оценка и методы регулирования» (2016-2017 гг.) [8]. Эта методика оценивает миграционные ожидания населения региона, что позволяет спрогнозировать миграционные процессы и факторы. В совокупности со статистическими данными, которые замеряют фактические параметры миграционных процессов, такая структура показателей мониторинга будет отражать и объективные, и субъективные показатели. Объективные показатели могут измеряться ежегодно, а субъективные - не чаще одного раза в три года. Поскольку социальные процессы более консервативны, ежегодное их измерение не представляется целесообразным.
Говоря о миграционной политике региона, следует заметить, что эта идея слабо инсти-туциализирована. Чаще всего политика ограничена рамками федерального законодательства. Важным ограничением возможностей регионов для воздействия на миграционную ситуацию является ориентация федеральной миграционной политики почти исключительно на внешние для страны миграционные потоки.
Основным актором федеральной миграционной политики является Федеральная миграционная служба МВД РФ (ФМС). Региональные управления ФМС не подчинены и не подотчетны региональным органам власти, что ми-
нимизирует возможности последних. Базовой функцией ФМС является контрольно-ограничительная, связанная с учетом мигрантов, введением их в правовое поле, пресечением незаконной миграции и т. д. Другие направления, отражающие интересы развития именно региона, в деятельности этих служб практически не представлены.
Еще одно важное ограничение имеется во взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления. Разделение сфер ответственности между ними определяется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 181-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ним, миграционная политика не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Но они вынуждены регулярно принимать управленческие решения в этой сфере. Их деятельность направлена на решение проблем, обеспечивающих привлекательность территории, которая часто в силу природных, географических причин и ограниченности ресурсов привлекательной может и не быть. Тем не менее считаем, что, действуя в рамках своих полномочий и возможностей (прежде всего, финансовых, ограниченных налоговым и бюджетным кодексами), муниципальные образования не могут выстраивать собственную систему мер в сфере миграции. Одним из индикаторов этого противоречия стала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637), в которой значительное внимание уделено системе государственной поддержки собственно процесса переселения, отчасти - правовой поддержке мигрантов. Формирование же привлекательности территории, стимулирование притока мигрантов (участников программы), создание условий для их успешной адаптации и закреплению отнесено к ведению региональных органов государственной власти. Фактически же вопросы устройства, социальной и бытовой адаптации переселенцев делегированы муниципальным образованиям. Но для них мигранты не являются и не могут являться отдельной категорией населения, требующей особых мер. В результате решение их проблем (жилье, трудоустройство членов семей, социальное обеспечение) ставится в один ряд с прочими насущ-
ными делами муниципалитетов и иными группами их населения.
- Прогноз миграционных процессов. Практика показывает, что многие недостатки в деятельности органов исполнительной власти в сфере миграции являются следствием отсутствия эффективного подхода к прогнозированию миграционных потоков или поверхностного отношения к информационно-аналитической работе. В результате этого не выявляются причины образования условий нарастания интенсивности миграционных процессов в регионе. Институциональные основы для прогнозирования могут исходить из обязанности иметь в регионе стратегические планы развития, частью которых могут стать вопросы миграции, балансы трудовых ресурсов и пр.
- Способы управления миграционной политики региона. Учитывая комплексный характер проблем, целесообразно создание координирующего органа, который объединяет усилия разных субъектов, содержательно объединяет мероприятия разных направлений деятельности для обеспечения целей миграционной политики, осуществляет мониторинг процессов и функционирования модели (системы управления).
Содержание и задачи субъектов миграционной политики, приоритеты могут строится в том числе исходя из данных, полученных в результате исследования (см. табл. 1).
2. Субъекты регулирования миграционных процессов. Среди этих субъектов отдельно можно выделить группы:
а) Федеральные органы, осуществляющие свою деятельность на территории Омской области:
- ФМС, традиционно выделяемая среди этих субъектов и занимающаяся вопросами, связанными с регистрацией, выдачей паспортов, а также вопросами иммиграции и эмиграции. В компетенцию данного ведомства входит: выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию; принятие от лиц, проживающих на территории России, заявлений по вопросам гражданства в стране; проверка фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства России; депортация, учет мигрантов и др. При этом вопросы внутренней миграции не входят в ее полномочия, за исключением регистрационных мероприятий.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос «Что бы Вас удержало от иммиграции из Омской области?» (в %, ответы респондентов, предполагающих иммигрировать)
Факторы, влияющие на отказ от иммиграции Пол Итог
мужской женский
Улучшение экономических условий (повышение заработной платы, качества жизни, появление больших возможностей найти привлекательную работу и т. д.) 95,5 94,6 95,1
Улучшение социальной инфраструктуры (качества дорог, медицинского обслуживания и т. д.) 42,4 47,3 44,4
Изменение политики управления регионом 39,0 35,7 37,6
Улучшение культурной среды 10,2 6,2 8,5
Улучшение экологической обстановки 8,5 13,2 10,5
Улучшение социального самочувствия 15,3 18,6 16,7
Другое 2,3 1,6 2,0
- Служба занятости населения, которая с 2006 г. включена в состав Правительства Омской области в качестве Главного управления государственной службы занятости населения Омской области. Ее задачи связаны с обеспечением занятости населения региона, что весьма актуально для миграционной политики: исследование показало, что более 63 % респондентов видят причины иммиграции в проблемах трудоустройства. Одним из важных направлений является ведение банка вакансий и учет граждан, ищущих работу, а также анали-
тическая работа, что важно для целей организации мониторинга и информирования населения для трудоустройства1.
- Органы госстатистики, призванные обеспечить субъекты статистической информацией о динамике и состоянии миграционных процессов в Омской области. Следует отметить, что эта информация очень востребована населением, о чем свидетельствуют комментарии к ежеквартальным публикациям об итогах миграции, а также к анализу процессов миграции (см. табл. 2).
Таблица 2
Естественное движение и миграция населения Омской области и г. Омска (чел.)
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Всего по Омской области
Родившиеся 25 639 26 203 26 782 29 503 29 072 29 761 28 526 26 310
Умершие 27 342 27 504 26 736 27 265 26 408 26 156 26 443 26 152
Естественный прирост / убыль (-) населения -1 703 -1 301 46 2 238 2 664 3 605 2 083 158
Миграционный прирост / убыль (-) населения -340 -2 628 -1 786 -3 073 -2 773 702 -1 800 -5 942
В том числе г. Омск
Родившиеся 13 041 13 581 14 021 15 556 15 564 16 005 16 373 15 490
Умершие 14 361 14 504 14 079 14 494 14 153 14 158 14 360 14 208
Естественный прирост / убыль (-) населения -1 320 -923 -58 1 062 1 411 1 847 2 013 1 282
Миграционный прирост / убыль (-) населения -125 422 2 520 3 025 4 011 5 915 2 212 -97
Примечание. Сост. по: Естественное движение и миграция населения Омской области и г. Омска. URL: http://omsk. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/resources/4105d10041ff5a128f15ff27f9898572/edn_2016.html
Нужно отметить, что данные о миграции населения получаются в результате разработки поступающих от структурных подразделений Управления по вопросам миграции УМВД Рос-
сии по Омской области документов статистического учета прибытий и выбытий, которые составляются при регистрации или снятии с регистрационного учета населения по месту жи-
тельства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Между тем, остаются неучтенные мигранты, которые выехали / прибыли и находятся без регистрации (или не снимаются с регистрационного учета). Число таких, по мнению экспертов, немалое, но не поддается учету. Вследствие значимости проблем миграции следовало бы проводить специальные обследования, более точно отражающие параметры миграционных процессов, что возможно осуществлять силами органов статистики по заказу Правительства Омской области.
б) Правительство Омской области и его структуры - органы государственной власти -как основной орган исполнительной власти призваны обеспечить миграционную привлекательность региона, обеспечить условия развития региона, реализацию федеральных целей. Правительство, как главный субъект регулирования миграционных процессов, имеет два основных направления деятельности, способных эффективно влиять на миграционные процессы: экономический блок и социальный.
- Министерство экономики Омской области призвано обеспечить реализацию экономической политики региона, что может влиять на инвестиционную привлекательность территории, привлекая активных инвесторов и работодателей, обеспечивая население эффективными рабочими местами. Кроме того, создание благоприятной экономической среды положительно влияет на миграционные процессы с точки зрения демонстрации перспектив занятости, профессионального развития и возможностей материального обеспечения жизни.
Среди полномочий министерства, влияющих на миграционные процессы, особо можно
выделить следующие: координация и регулирование международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Омской области; организация государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Омской области; региональный государственный контроль в сферах деятельности, определенных в соответствии с законодательством; организация функционирования и развития сети бизнес-инкубаторов на территории Омской области; государственная поддержка предпринимательства на территории Омской области; регулирование торговой деятельности на территории Омской области и др.2
Одной из проблем реализации экономической политики региона является нерешенность вопросов регистрации организаций, осуществляющих экономическую деятельность на его территории. Большинство предприятий машиностроения и нефтепереработки входят в холдинговые структуры и госкорпорации, которые управляются из центральных регионов России, что существенно снижает возможности влияния на качество рабочих мест, оплату труда, развитие социальной инфраструктуры этих организаций.
- Министерство образования Омской области имеет высокий потенциал регулирования миграционных процессов. Несмотря на то, что только 8,5 % респондентов связывают миграционные ожидания с получением образования за пределами Омской области, и высокую конкурентоспособность региональной системы образования по объективным критериям, субъективная оценка высшего образования снижается (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько город Омск привлекателен для получения высшего образования?» (% ответивших, N = 2 445 человек)
Вариант ответа Доля выбравших
Более привлекателен, чем другие города России 6,4
Привлекателен в равной степени с другими городами 28,2
Менее привлекателен, чем другие города России 50,6
Затрудняюсь ответить 14,8
В рамках миграционной политики следует обратить внимание и на то, что система профессионального образования может быть рассмотрена не только как сфера социальной политики, а как доходная отрасль народного хозяйства, способная привлекать молодежь из других регионов. Эксперты считают, что потен-
циальный объем этой отрасли может достигать 6-8 млрд руб. (федеральное финансирование вузов региона, объем платных образовательных услуг, оплата инфраструктуры, проживания обучающихся, пользование социально-культурной сферой обучающимися и др.). Необходимо разрешить противоречия формального
подчинения вузов федеральному министерству и интересов региона, степени регулирующего воздействия региональных субъектов на развитие вузов. Практика регионов России показывает положительные примеры, когда вузовская система встраивается в политику развития региона, обеспечения человеческими ресурсами отраслей и организаций, привлекая обучающихся (прежде всего молодежь) в вузы региона (Тюменская область, Томская область, Республика Татарстан и др.).
- Министерство культуры Омской области в рамках рассматриваемой проблемы способствует миграционной привлекательности региона путем создания досуговой и культурной среды. Омская область отличается большим количеством театров, музеев, дополнительных услуг в сфере культуры. В последние годы активно развиваются туристическое направление, создание культурных зон, современные молодежные проекты. Это существенно изменило культурно-досуговую атмосферу региона и демонстрирует большой спрос у населения и потенциал развития.
- Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта позволяет реали-
зовать интересы значительного количества населения внутри региона. Традиционно Омск славится определенными направления в спортивной деятельности. Однако, объемы финансирования отрасли не позволяют поддерживать темпы развития и ожидания населения. Проводимые в области молодежной политики мероприятия часто носят формальный, чрезмерно заорганизованный характер, не сформулирована четко молодежная политика как инструмент демонстрации намерений органов управления в этой области, субъекты действуют разрозненно и нескоординированно. Между тем, именно молодежь демонстрирует высокие миграционные ожидания.
в) Органы муниципального управления -непосредственный субъект, взаимодействующий с населением и призванный обеспечить текущие потребности жизнедеятельности населения. Потенциал субъекта в регулировании миграционных ожиданий проявляется в обеспечении качества функционирования жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, транспортной инфраструктуры, благоустройства территории и пр. Острота проблем высока, что наглядно видно из табл. 4.
Таблица 4
Степень удовлетворенности основными параметрами своей жизни в населенном пункте (% ответивших, N = 2 445 чел.)
Параметр Оценка степени удовлетворенности
1 2 3 4 5
Доступное жилье 32,2 25,9 28,0 8,3 5,6
Возможности трудоустройства 27,7 27,6 32,8 9,1 2,8
Возможность хороших заработков 46,2 25,3 20,6 6,7 1,2
Социальная инфраструктура 19,8 28,7 42,9 7,9 0,7
Экологическая обстановка 16,1 24,7 36,2 16,6 6,4
Доступность качественного образования 16,4 20,1 36,9 20,5 6,1
Культурная жизнь в городе (театры, выставки, концерты) 13,0 11,5 27,6 28,6 19,3
Уровень развития малого предпринимательства 14,6 23,7 43,4 14,4 3,9
Политическая система 19,9 28,0 33,4 15,3 3,4
Социальное самочувствие населения 22,6 31,5 36,1 8,2 1,6
Инфраструктура рынка труда 23,2 30,4 36,1 8,2 2,1
Климатические условия 12,5 13,3 34,9 24,2 15,1
Политика управления регионом 26,9 37,0 26,7 8,8 0,6
Уровень инфляции 33,2 31,0 27,0 7,7 1,1
Доступность качественного медицинского обслуживания 28,2 35,5 25,8 7,6 2,9
Чистота и благоустройство территории 34,9 26,0 30,3 6,1 2,7
Состояние дорог и тротуаров 65,6 14,6 15,0 2,8 2,0
Безопасность жизнедеятельности 17,3 24,5 42,2 13,4 2,6
Деятельность служб ЖКХ 30,1 31,1 30,7 5,8 2,3
Качество организации досуга 16,3 16,1 32,5 25,8 9,3
Работа общественного транспорта 17,1 21,6 37,0 14,5 9,8
1 - «абсолютная неудовлетворенность», 5 - «абсолютная удовлетворенность».
г) Общественные организации и объединения, которые реализуют интересы отдельных социальных групп населения, а также содействуют решению отдельных проблем, связанных с регулированием миграционных процессов на основе добровольности, самоорганизации, могут также выступать активными субъектами регулирования миграционных процессов. Их участие связано с защитой интересов и реализацией потребностей отдельных социальных и профессиональных групп населения области. Среди таковых можно выделить: объединения предпринимателей и работодателей, молодежные объединения, творческие союзы и ассоциации, партии и др. В модели регулирования миграционных процессов их роль видится в осуществлении посреднической деятельности между социально-профессиональными группами и формальными институтами управления и власти, в привлечении населения к решению вопросов, обеспечении доступности информации и открытости при принятии управленческих решений, обсуждении стратегии, планов, результатов реализации мероприятий. Значительную роль могут сыграть экспертные сообщества, которые при формировании и реализации политики являются источником идей, инициатив населения.
д) Организации и предприятия, расположенные на территории Омской области, заинтересованные в наличии человеческих ресурсов необходимого количества и качества, благоприятном инвестиционном климате, адекватной экономической политике региона. Их активная роль в регулировании миграционных процессов проявляется путем участия в подготовке кадров, работе на рынке труда, обеспечении рабочими местами, реализации инвестиционных программ. К сожалению, как было показано выше, вхождение в состав холдингов и госкорпораций ограничивает степень их воздействия, тем не менее интересы лежат в плоскости регионального развития, поэтому совместно с государственными и муниципальными органами возможно продвижение интересов на федеральном уровне. Регион заинтересован в развитии омских организаций, омского бизнеса, поэтому создание региональных брендов
как экономических агентов роста - совместная задача, обеспечивающая миграционную привлекательность.
е) Законодательные органы власти (региональные и муниципальные), формирующие нормативно-правовую базу для функционирования среды и развития миграционных процессов, к сожалению, ограничены в своих полномочиях непосредственного регулирования. Тем не менее, посредством бюджетного процесса, контрольных функций за исполнительной властью, реализацией программ, могут быть обеспечены приоритеты развития, в том числе регулирование миграционных процессов.
В основе модели регулирования миграционных процессов лежат субъектно-объектные отношения. Любое регулирование предполагает воздействие субъекта на объект с помощью определенных методов.
3. Методы регулирования миграционных процессов в регионе можно разделить по характеру воздействия на экономические, политические, социальные и психологические. Заметим, что на миграционные ожидания в большей степени как факторы влияют экономические и социальные методы, политические и психологические влияют опосредованно, как неформальные институты, через формирование среды модели. В силу большого разнообразия методов, уже достаточно хорошей представленностью в литературе, частичного их описания в предыдущих разделах, остановимся на обобщенных описаниях характеристик, наиболее существенно, на наш взгляд, влияющих на регулирование миграционных процессов в регионе (см. табл. 5).
Особо остановимся на информационном обеспечении миграционной политики региона. В ходе исследования выяснено, что информационные проблемы провоцируют негативные миграционные ожидания. Так, среди тех, кто предполагает уехать из Омской области по причине сложностей трудоустройства, лишь 44 % считают, что они владеют информацией о рынке труда и возможностях трудоустройства на омских предприятиях, притом что аналитический обзор вакансий и возможностей публикуется в открытой печати еженедельно.
Таблица 5
Характеристика методов регулирования миграционных процессов
Методы
Возможности
Ограничения
Экономические
Субсидии;
инвестиционные площадки; программы; льготы и поддержка; уровень оплаты труда; регулирование ценообразования;
развитие конкуренции; региональные кластеры; HR-бренд омских предприятий на рынке труда и т. д.
Создание благоприятного инвестиционного климата для развития бизнеса; обеспечение занятости населения; формирование эффективных рабочих мест; развитие отраслевой структуры экономики региона;
участие экономических субъектов в системе образования;
привлечение работодателей к формированию и развитию профессиональных компетенций в системе образования;
создание условий для диверсификации бизнеса путем установления режима льготного налогообложения
Ограниченные полномочия региона;
высокая межрегиональная конкуренция; высокая централизация управления в холдингах и госкорпорациях
Социальные
Демографические методы; обеспечение качества и доступности образования; развитие социальной инфраструктуры;
культурно-досуговые мероприятия;
методы молодежной политики;
социальные льготы и социальная поддержка; программы; профориентация
Создание условий для качества жизни населения;
миграционная привлекательность для получения образования;
повышение жилищной обеспеченности путем стимулирования строительной отрасли как регионального мультипликатора; создание условий для проведения досуга и туризма;
корректировка структуры профессионального образования в соответствии с потребностями экономики региона;
развитие медицинского обслуживания путем оптимизации процессов управления и развития материально-технической базы отрасли
Ограничения финансово-бюджетного характера; низкая эффективность программ;
стартовые условия развития инфраструктуры; несбалансированность межсубъектных отношений («федерация - регион», «регион - муниципалитеты»)
Политические
Законодательство; программы;
методы обратной связи с населением;
привлечение населения к принятию решений и участию в программах; бренд региона
Политический фон, определяющий консенсус и единство субъектов регулирования; наличие понятной политики, позволяющее устранить угрозы политический борьбы и демонстрирующее единство органов управления;
возможности реализовать амбиции участия в принятии решений по вопросам развития региона и включенность в его проблемы_
Противоречия компетенций и полномочий субъектов;
барьеры политической активности;
ограниченность законодательных полномочий
Информационно-психологические
Формирование положительного образа региона; корректировка мифов и стереотипов;
повышение эффективности информационных каналов; развитие коммуникационных инструментов обратной связи; привлечение населения, социальных групп к управлению регионом_
Создание положительного образа региона, позволяющее преодолеть негативные тенденции в социальном восприятии качества жизни; формирование стратегии развития и направлений жизнедетельности региона в доступной для населения информационной среде; преодоление барьеров между властью и регионом;
доверие к планам развития и власти; поддержка социально-активных групп населения как индикаторов возможностей в регионе
Отрицательный фон социального самочувствия населения;
низкое доверие населения органам управления и власти;
неэффективные каналы коммуникаций; отрицательный образ региона как места проживания
Выявлено, что омские школьники (уровень неудовлетворенности региональной системой образования как места дальнейшего обучения около 60 %) слабо информированы о направлениях подготовки и образовательном потенциале вузов, техникумов и колледжей региона, руководствуются сложившимися стереотипами и мифами. Несмотря на большой объем информационных материалов, большое количество встреч представителей вузов со школьниками, наличие программ взаимодействия вузов и школ, формальные договора между школами и вузами, 73 % опрошенных не смогли перечислить вузы г. Омска, обозначить их специфику подготовки, выделить сильные и слабые стороны. Всё это свидетельствует о низкой эффективности проводимых профориен-тационных мероприятий. Около 18 % респондентов изменили бы свои миграционные ожидания, если бы получали больше качественной информации и консультаций об уровне подготовки в омских вузах. Этот тезис был верифицирован на втором этапе исследования в ходе проведения интервью. Были получены следующие результаты: вследствие более подробной информации о качестве подготовки и образовательном потенциале омских вузов свое желание уехать из Омска поменяли бы 43 % предполагающих иммигрировать. Если принять во внимание вероятностный характер выбора, то реально ожидать, что вследствие грамотной профориентационной работы за счет этого фактора миграционный отток учащихся 11 классов может быть снижен на 25 %.
Кроме того, около 80 % школьников считают неинтересными предложения рабочих мест в Омской области вследствие плохих условий труда, низкой заработной платы и нетворческого характера функций. Сравнительный анализ предложения труда (оценивались вакансии региональных служб занятости населения и данные сайта поиска работы HeadHunter (hh.ru)) Омска и других регионов (Новосибирск, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Краснодар) показал незначительные структурные отклонения в предлагаемых рабочих местах, т. е. по качественному составу на рынке труда предлагаются такие же рабочие места, что и в других регионах-реципиентах (за исключением столичных городов). Из этого можно заключить, что миграционные ожидания базируются на субъективных представлениях о возможностях занятости. Кроме того, возникает гипотеза о неэффективном позиционировании омских предприятий на рынке труда, вследствие чего население не информировано о стратегии развития, о возможностях трудоустройства и занятости.
Следует отметить, что субъективность, необоснованность своих суждений о перспективах занятости на предприятиях Омской области осознают около 40 % респондентов, и они готовы изменить свои миграционные ожидания (см. табл. 6).
Таким образом, информационное сопровождение миграционной политики и эффективность каналов коммуникаций может стать существенным резервом в регулировании миграционных процессов.
Таблица 6
Распределение ответов респондентов на вопрос «Изменили бы Вы свое желание уехать из Омской области, если бы были больше информированы о возможностях омских предприятий?» (% от числа предполагающих возможность переезда)
Вероятность отказа от иммиграции Возрастная группа Итого
16-20 21-30 31-40 41-50 51-55/60
Да 48,0 42,0 34,6 38,9 32,1 38,9
Нет 44,0 35,0 38,2 34,7 32,1 36,3
Затрудняюсь ответить 8,0 23,0 27,2 26,4 35,8 24,8
4. Объекты регулирования миграционных процессов как элемент модели определяют акценты миграционной политики в зависимости от объема социальной группы и особенностей их потребностей, интересов, поведения и ценностных ориентаций. Для Омской области характерна следующая структура населения (см. табл. 7).
Помимо общей направленности миграционной политики отдельно следует выделить молодежь, поскольку она составляет около 20 % населения и с точки зрения миграционных ожиданий характеризуется наиболее негативными оценками: в среднем неудовлетворенность условиями проживания на 8 % ниже по сравнению со средними показателями, отсутствие
перспектив трудоустройства - на 12 %, - она более требовательна к качеству образования, к культурно-досуговой сфере. По официальным данным, в миграционном оттоке за 2016 г. молодежь составила более 23 %, при этом следует учесть факт неснятия с регистрационного учета в Омской области (переезд на учебу, временное трудоустройство и пр.), что может реально увеличить этот показатель примерно на 10 % (по оценкам экспертов, принявших уча-
стие в исследовании). Особое внимание следует уделить населению с высшим образованием, доля которого среди выезжающих из региона составляет около 80 %3. Эта группа населения более конкурентоспособна и активна, самостоятельна в принятии решений, но именно она характеризует качество трудовых ресурсов региона, обеспечивая потребности организаций области в кадрах.
Таблица 7
Распределение численности населения Омской области по полу и возрастным группам на 1 января 2017 г. (чел.)
Категории Все население Городское население Сельское население
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Все население 912 102 1 060 580 651 290 780 226 260 812 280 354
В том числе в возрасте, лет: 0-4 72 103 68 714 50 083 47 466 22 020 21 248
5-9 62 347 58 544 42 401 40 241 19 946 18 303
10-14 51 175 48 826 34 295 32 781 16 880 16 045
15-19 44 098 42 534 30 544 29 346 13 554 13 188
20-24 57 899 54 241 42 370 40 332 15 529 13 909
25-29 77 794 78 421 60 801 64 414 16 993 14 007
30-34 84 867 84 987 65 110 66 988 19 757 17 999
35-39 72 272 75 625 54 098 57 164 18 174 18 461
40-44 64 319 71 194 46 981 52 944 17 338 18 250
45-49 55 430 62 281 39 206 45 500 16 224 16 781
50-54 61 553 73 086 41 997 52 303 19 556 20 783
55-59 69 876 88 186 46 657 62 868 23 219 25 318
60-64 54 601 76 423 37 118 55 257 17 483 21 166
65-69 37 843 60 987 26 803 45 856 11 040 15 131
70 и более 45 925 116 531 32 826 86 766 13 099 29 765
Население в возрасте: моложе трудоспособного 194 535 184 410 132 701 126 063 61 834 58 347
трудоспособном 579 198 534 043 421 842 403 416 157 356 130 627
старше трудоспособного 138 369 342 127 96 747 250 747 41 622 91 380
Примечание. Сост. по: Полномочия Министерства экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ru/Re-gionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/tasks.html.
Применение методов регулирования должно отражать особенности поведения этих социальных групп, которые хорошо описаны в научной литературе социологического и психологического характера [9; 10].
4. Заключение. Таким образом, мы рассмотрели все элементы модели регулирования миграционных процессов. Несложно заметить, что функционирование модели имеет системный характер, поэтому должное внимание необходимо уделять взаимосвязям между ними. При этом немаловажно иметь ввиду, что каждый элемент имеет свое назначение в рамках мо-
дели, возможности и ограничения. Только целостное принятие как единого структурно организованного образования сможет обеспечить достижение целей. Мониторинг миграционных ожиданий, предлагаемый в модели как динамичный механизм, должен обеспечить информационное сопровождение ее функционирования, корректировку приоритетов и оценку эффективности миграционной политики региона.
Дальнейшее развитие исследований, посвященных модели регулирования миграционных процессов в регионе, может основываться на общей структуре модели, роли ее элемен-
тов, уточнении методов регулирования применительно к отдельным социальным группам. Остается актуальным вопрос взаимосвязи субъектов между собой, формата координирующего миграционную политику органа, выявление целевых показателей. Заметим, что предлагаемая модель не является статичной. Она может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и стратегии развития региона.
Примечания
1 Приведем пример еженедельной аналитики, чтобы продемонстрировать информативность материала: «На 18 декабря 2017 г. работодателями заявлены 26 607 вакансий, уменьшение по сравнению с предыдущей неделей на 1 454 вакансии (на аналогичную дату 2016 г. - 22 009 вакансий).
С 11 по 15 декабря 2017 г. в центры занятости за получением государственных услуг в области содействия занятости населения обратились 5 927 человек. Центрами занятости за прошедшую неделю трудоустроены 268 безработных, 175 безработных
направлены на профессиональное обучение, 26 безработным назначена пенсия. Коэффициент напряженности на рынке труда на 18 декабря 2017 г. -0,5 незанятых гражданина на одну вакансию (на аналогичную дату 2016 г. - 0,7 незанятых гражданина на одну вакансию). Численность безработных граждан на 18 декабря 2017 г. в городе Омске - 2 414 человек (уменьшение по сравнению с предыдущей неделей на 33 человека), уровень зарегистрированной безработицы - 0,4 %, в муниципальных районах Омской области - 10 149 человек (увеличение по сравнению с предыдущей неделей на 266 человек), уровень зарегистрированной безработицы - 2,3 %». -Мониторинг ситуации на рынке труда. URL: http:// www.omskzan.ru/Documents/Detail/761a1b40-6cbd-4f c9-b6d2-7be7366739d7/.
2 См.: Полномочия Министерства экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ru/Re-gionalPubNcAuthorities/executiveNst/MEC/tasks.htiril.
3 Демографические процессы в Омской области на фоне регионов Сибирского федерального округа. URL: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ omsk/resources/abacf600441ebc66a792a7fa17e1e317 /demograf-sfo.pdf.
Литература
1. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд ; сост. Г. Л. Подвойский. - М. : Республика, 1992. - 349 с.
2. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация. - М. : Ин-форм-Знание, 2002. - 514 с.
3. Нуреев Р. М. Россия: резервы институционального развития // Журнал институциональных исследований. - 2009. - Т. 1, № 1. - С. 6-19.
4. Коуз Р. Г. Природа фирмы // Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая школа, 1999. - С. 11-32.
5. Могилевский В. Д. Методология систем. - М. : Экономика, 1999. - 251 с.
6. Половинко В. С. Общая характеристика модели регулирования миграционных процессов в регионе (на примере Омской области) // Вестн. СибАДИ. - 2018. - Т. 15, № 1. - С. 140-149. - DOI: 10.26518/2071-7296-2018-1-140-149.
7. Мукомель В. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Ин-т социологии РАН. - М. : Липоль-Т, 2005. - 167 с.
8. Половинко В. С., Арбуз А. В. Миграционные установки населения в контексте рынка труда // Изв. Ур. гос. экон. ун-та. - 2018. - Т. 19, № 1. - С. 38-50.
9. Диннер И. В. Профориентация как фактор регулирования миграционных процессов и рынка труда // Вестн. Ом. ун-та. Серия «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 139-145.
10. Ваховская К. А. Управление современными миграционными процессами на региональном уровне: социологический анализ: на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области : дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2009. - 193 с.
References
1. Podvoiskii G.L. (Comp.) Upravlenie - eto nauka i iskusstvo [Management - is science and art], Moscow, Respublika publ., 1992, 349 p. (in Russian).
2. Polovinko V.S. Upravlenie personalom: sistemnyi podkhod i ego realizatsiya [Personnel management: a systematic approach and its implementation], Moscow, Inform-Znanie publ., 2002, 514 p. (in Russian).
3. Nureev R.M. Russia: reserves of institutional development (as prerequisite and condition of economic crisis' discontinue). Journal of Institutional Studies, 2009, Vol. 1, no. 1, pp. 6-19. (in Russian).
4. Coase R.H. The Nature of the Firm, in: Gal'perin V.M. (Ed.) Vekhi ekonomicheskoi mysli [Milestones of economic thought], Vol. 2, St. Petersburg, Ekonomicheskaya shkola publ., 1999, pp. 11-32. (in Russian).
5. Mogilevskii V.D. Metodologiya sistem [Methodology of systems], Moscow, Ekonomika publ., 1999, 251 p. (in Russian).
6. Polovinko V.S. General Characteristics of Migration Processes' Regulation in the Region (On the Basis of Omsk Region). Vestnik SibADI, 2018, Vol. 15, no. 1, pp. 140-149. DOI: 10.26518/20717296-2018-1-140-149. (in Russian).
7. Mukomel' V. Migratsionnaya politika Rossii: Postsovetskie konteksty [Migration Policy of Russia: Post-Soviet Contexts], Moscow, Lipol'-T publ., 2005, 167 p. (in Russian).
8. Polovinko V.S., Arbuz A.V. Migration intentions of population in the context of regional labour market. Journal of the Ural State University of Economics, 2018, Vol. 19, no. 1, pp. 38-50. (in Russian).
9. Dinner I.V. Vocational guidance as a factor of migration processes and labor market regulation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 139-145. (in Russian).
10. Vakhovskaya K.A. Upravlenie sovremennymi migratsionnymi protsessami na regional'nom urovne: sotsiologicheskii analiz: na primere Sankt-Peterburga i Leningradskoi oblasti [Management of modern migration processes at the regional level: the sociological analysis: on an example of St. Petersburg and the Leningrad Oblast], Dissertation, St. Petersburg, 2009, 193 p. (in Russian).
Сведения об авторе
Половинко Владимир Семенович - д-р экон. наук,
профессор, заведующий кафедрой экономики и
управления человеческими ресурсами
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск,
пр. Мира, 55а
E-mail: pw3@mail.ru
About the author
Polovinko Vladimir Semenovich - Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Human Resource Management Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: pw3@mail.ru
Для цитирования
Половинко В. С. Модель регулирования миграционных процессов региона (на примере Омской области) // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 2 (62). - С. 177-189. - 001: 10.25513/1812-3988.2018.2.177189.
For citations
Polovinko V.S. Model of migration processes regulation in the region (on example of Omsk region). Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 2 (62), pp. 177189. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.2.177-189. (in Russian).