Научная статья на тему 'Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы'

Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / PERSONALITY / POTENTIAL / PEDAGOGUE PERSONALITY POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзенко Ирина Константиновна

В статье на основе анализа актуальной педагогической и психологической литературы дана общая характеристика личностного потенциала, представлено авторское определение личностного потенциала педагога общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGUE PERSONALITY POTENTIAL OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

In the article on the basis of the actual pedagogical and psychological literature the general characteristic of the personality potential is defined; the author's definition of personality's potential of comprehensive secondary school pedagogue is represented.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика личностного потенциала педагога общеобразовательной школы»

УДК 159.9

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Ирина Константиновна Кобзенко

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected]

В статье на основе анализа актуальной педагогической и психологической литературы дана общая характеристика личностного потенциала, представлено авторское определение личностного потенциала педагога общеобразовательной школы.

Ключевые слова: личность; потенциал; личностный потенциал педагога.

Развитие личностного потенциала педагога вызвано потребностью современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью к инноватике и творчеству в профессиональной деятельности.

Выявлению сущности феномена «личностный потенциал педагога» предшествовал лингвистический анализ понятий «личность», «потенциал», «личностный потенциал» по авторитетной справочной литературе.

По мнению ученых, личность - объединяющая сила индивидуальных особенностей и социальных ролей, диктуемых социальными потребностями, которые человек стремится удовлетворить, вступая в различного рода отношения с окружающими людьми (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

Для более полного раскрытия содержания понятия «личностный потенциал педагога» необходимо проанализировать термин «потенциал», который этимологически означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1].

В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов раз-

вития и трансформации личности в процессе ее жизненного пути.

Рассматривая потенциал как способность давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

- во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;

- во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

- в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности человек не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности.

В.Н. Марков, рассматривая потенциал как психологический феномен, интегрально описывает феномены мотивов и способностей. Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала (нереализованная часть потенциала) [2]. Данный подход основывается на концепции Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития, таким образом, - это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития высту-

пает как потенциал развития, зона возможного роста.

Понятие личностного потенциала является новым в науке в отличие от исходного термина «потенциал». Феномен личностного потенциала рассматривают такие ученые, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.В. Байер. И.Н. Дроздов, О Н. Зубова, В.Н. Маркин, Е.В. Дьячкова, Е.П. Ходаева и др.

Термин «личностный потенциал» вводит Д.А. Леонтьев и определяет его как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, который отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств» [3]. При этом личностный потенциал представляет собой устойчивую совокупность личных свойств, накопленных человеком в процессе жизнедеятельности и обусловливающих его способность (возможность) к оптимальному осуществлению деятельности [3].

О.Л. Краева характеризует личностный потенциал человека как внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Работы М.С. Когана и Л.А. Зеленова позволяют вычленить в структуре личностного потенциала человека, включающего всю иерархию потенциалов, некий инвариант, образующий ядро, стержень личности. М.С. Коган определяет его как «синтез гносеологического, аксиологического, коммуникативного потенциалов» [4].

Анализ научной литературы по проблеме личностного потенциала показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ. Согласно основным подходам к понятию личностного потенциала его можно рассматривать как:

- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру;

- систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности;

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации;

- систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию;

- как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал и т. д.

Некоторые авторы делают попытку найти составляющие личностного потенциала, выделяя в структуре данной категории личностный ресурс (адаптивный потенциал) и уровень личностного развития [5].

На основании этого основными отличительные чертами субъекта, имеющего высокий уровень развития личностного потенциала, можно считать:

- самореализованность в социальной действительности;

- жизнестойкость в повседневной жизни;

- открытость профессиональным переменам;

- высокий уровень личностной зрелости.

Следовательно, личностный потенциал

выступает как система свойств и возможностей, составляющих основу личностного развития человека, как фактор успешности в реализации личных планов в целом.

В акмеологии личностный потенциал рассматривается как самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [6]. Реализация личностного потенциала связана не только с постоянным пополнением знаний, расширением кругозора, совершенствованием умений и навыков, но и со способностью к са-момобилизации и самоуправлению. Таким образом, можно говорить, что развитие личностного потенциала педагога проходит, как правило, в форме творчества.

А.А. Деркач в структуре личностного потенциала выделяет интеллектуальный, творческий и волевой компоненты [7].

С целью формирования наиболее целостного представления о сущности личностного потенциала педагога общеобразовательной школы, о возможностях его развития

в условиях внутришкольного повышения квалификации были систематизированы следующие методологические подходы к ее изучению.

Системный подход позволяет представить личностный потенциал педагога в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурно-функциональных

компонентов, представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели (ИВ. Блауберг, Л.Ф. Ломов, В.Д. Шад-риков, Э.Г. Юдин и др.).

Целостность личностного потенциала педагога может быть обнаружена в следующих принципах ее системного описания как психического явления (Б.Ф. Ломов).

1. Психические явления многомерны. Рассмотрение их в какой-либо системе координат представляет собой как бы срез в какой-то одной плоскости, раскрывающей лишь одну сторону психических явлений.

2. Система психических явлений многоуровневая, построена иерархически, включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами.

3. Системный анализ предполагает выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов и требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии.

4. Детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру [8].

Кроме того, следует указать, что основные идеи системного похода отражают ряд признаков, дополнительно характеризующих личностный потенциал педагога как систему в виде целостного образования:

- совокупность элементов, каждый из которых представляет минимальную единицу, имеющую предел делимости в рамках конкретной системы. Элемент в составе системы выполняет только ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами;

- определенные отношения между элементами, способ взаимодействия которых определяет системное построение личностного потенциала педагога;

- иерархичность, заключающуюся в том, что каждый элемент системы одновременно может быть элементом данной системы и сам включать в себя другую систему;

- интегративные качества, т. е. такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов. Система не сводится к сумме образующих ее частей и из какой-либо части нельзя вывести ее свойства как целого;

- взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и структуру) или «открытый» (преобразующий среду и структуру) характер (В .П. Беспалько, Е.В. Селезнева, В.П. Симонов и др.).

Личностный подход требует учета ряда принципиальных положений к рассмотрению феномена «личностный потенциал педагога», которые нашли отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.К. Платонов, В.А. Петровский, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и др.).

В рамках данного подхода личность педагога следует рассматривать как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности ее развития и достижения оптимального уровня личностного потенциала педагога.

Ведущие характеристики личности: активность - стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленность - устойчивая доминирующая система мотивов - убеждений, интересов, идеалов, отражающих потребности человека; глубинные смысловые структуры, обусловливающие сознание и поведение личности; степень осознанности своих отношений к действительности - отношения, установки, диспозиции и пр., обнаруживают себя в деятельности, формируются, развиваются, совершенствуются и преобразуются в ней.

Личностный подход акцентирует внимание на том, что личность есть интегрирующее начало, объединяющее воедино совокупность духовного, интеллектуального, творческого, коммуникативного, энергетического и других потенциалов педагога, сообщающих его поведению (профессиональной деятельности) необходимую последовательность и устойчивость, качество и возможность самореализации.

В рамках деятельностного подхода (Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонть-

ев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шад-риков и др.) профессиональная деятельность педагога рассмотрена нами как основа, средство и решающее условие изменения, развития и преобразования его личностного потенциала - его убеждений, устремлений, ценностей, умений, творчества, готовности к самореализации и др. Соответственно, профессиональная деятельность - это основание развития личностного потенциала и достижения педагогом высших уровней самореализации в ней.

Если личностный потенциал педагога формируется и проявляется в профессиональной деятельности, то процесс его развития необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных ее компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. А также с учетом возможностей ее (деятельности) ведущих видов.

Субъектный подход, характеризующий понимание субъекта как центра организации бытия и субъектности, проявляющейся в потребности и способности человека бесконечно совершенствоваться, достигать высшего оптимального уровня своего развития, самореализации через активность, в т. ч. «надси-туативную» (В.А. Петровский). Именно активность в деятельности, общении, познании, труде - основное свойство субъекта, наделенное уникальной способностью изменять объективное положение вещей не только в социальной организации, но и в собственной жизни.

Основные постулаты гуманистического подхода позволяют представить развитие личностного потенциала как процесс самореализации личности педагога и появление новых профессионально важных личностных образований. Данный подход направлен на поддержку личности путем признания ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия, на «раскрепощение», актуализацию духовных, интеллектуальных, коммуникативных и других возможностей не только самого педагога, но и всех участников образовательного процесса. Гуманистическая психология (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс), утверждая неиссякаемую потребность личности в самоактуализации, позволяет представить обусловленность эффективно-

сти, зрелости личности и профессионального роста педагога этим неиссякаемым стремлениям.

Акмеологический подход, раскрывающий роль внутренних механизмов, а значит, и роль внутреннего потенциала педагога в достижении им вершин своего развития и качества жизни, где ориентиром выступает компетентность, ценности личностного и профессионального роста, инновационное творчество, результативность и продуктивность деятельности, самореализованность в профессии, достижение акме.

На основе вышеизложенного, личностный потенциала педагога общеобразовательной школы мы рассматриваем как совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний педагога, определяющих степень возможностей самореализации личности педагога в профессии. Выявление структурно-содержательных характеристик, компонентов, критериев, показателей и уровней личностного потенциала педагога является направлением нашего дальнейшего научного поиска.

1. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1058.

2. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.

С. 162.

3. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерми-нации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 56-65.

4. Коган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

5. Величко С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы: материалы Международной научно-практической конференции (март 2007 г.) / под ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2007. С. 26-30.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1989.

7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

8. Цит. по: Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

Поступила в редакцию 17.09.2010 г.

UDC 159.9

GENERAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGUE PERSONALITY POTENTIAL OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

Irina Konstantinovna Kobzenko, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]

In the article on the basis of the actual pedagogical and psychological literature the general characteristic of the personality potential is defined; the author’s definition of personality’s potential of comprehensive secondary school pedagogue is represented.

Key words: personality; potential; pedagogue personality potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.