УДК 159.9
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Ирина Константиновна Кобзенко
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected]
В статье на основе анализа актуальной педагогической и психологической литературы дана общая характеристика личностного потенциала, представлено авторское определение личностного потенциала педагога общеобразовательной школы.
Ключевые слова: личность; потенциал; личностный потенциал педагога.
Развитие личностного потенциала педагога вызвано потребностью современного общества в компетентных специалистах, профессионалах высокого класса, обладающих личностной зрелостью и способностью к инноватике и творчеству в профессиональной деятельности.
Выявлению сущности феномена «личностный потенциал педагога» предшествовал лингвистический анализ понятий «личность», «потенциал», «личностный потенциал» по авторитетной справочной литературе.
По мнению ученых, личность - объединяющая сила индивидуальных особенностей и социальных ролей, диктуемых социальными потребностями, которые человек стремится удовлетворить, вступая в различного рода отношения с окружающими людьми (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Для более полного раскрытия содержания понятия «личностный потенциал педагога» необходимо проанализировать термин «потенциал», который этимологически означает «скрытые возможности, мощность, силу». Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1].
В структуре личности потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных внутренних и внешних ресурсов человека, обеспечивающих многообразие возможных векторов раз-
вития и трансформации личности в процессе ее жизненного пути.
Рассматривая потенциал как способность давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
- во-первых, отражает прошлое, т. е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию и развитию;
- во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
- в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности человек не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности.
В.Н. Марков, рассматривая потенциал как психологический феномен, интегрально описывает феномены мотивов и способностей. Способности индивида отражают в этом случае уже реализованный потенциал, а мотивация личности определяет дальнейшие перспективы развития потенциала (нереализованная часть потенциала) [2]. Данный подход основывается на концепции Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. Зона актуального развития, таким образом, - это текущий уровень развития способностей и новообразований индивида, тогда как зона ближайшего развития высту-
пает как потенциал развития, зона возможного роста.
Понятие личностного потенциала является новым в науке в отличие от исходного термина «потенциал». Феномен личностного потенциала рассматривают такие ученые, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.В. Байер. И.Н. Дроздов, О Н. Зубова, В.Н. Маркин, Е.В. Дьячкова, Е.П. Ходаева и др.
Термин «личностный потенциал» вводит Д.А. Леонтьев и определяет его как базовую индивидуальную характеристику, стержень личности. Согласно Д.А. Леонтьеву, «личностный потенциал является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, который отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств» [3]. При этом личностный потенциал представляет собой устойчивую совокупность личных свойств, накопленных человеком в процессе жизнедеятельности и обусловливающих его способность (возможность) к оптимальному осуществлению деятельности [3].
О.Л. Краева характеризует личностный потенциал человека как внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
Работы М.С. Когана и Л.А. Зеленова позволяют вычленить в структуре личностного потенциала человека, включающего всю иерархию потенциалов, некий инвариант, образующий ядро, стержень личности. М.С. Коган определяет его как «синтез гносеологического, аксиологического, коммуникативного потенциалов» [4].
Анализ научной литературы по проблеме личностного потенциала показывает, что его сущность, структура и условия развития у различных авторов трактуются по-разному как с точки зрения понятийных, так и деятельностно-сущностных основ. Согласно основным подходам к понятию личностного потенциала его можно рассматривать как:
- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру;
- систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности;
- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации;
- систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию;
- как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал и т. д.
Некоторые авторы делают попытку найти составляющие личностного потенциала, выделяя в структуре данной категории личностный ресурс (адаптивный потенциал) и уровень личностного развития [5].
На основании этого основными отличительные чертами субъекта, имеющего высокий уровень развития личностного потенциала, можно считать:
- самореализованность в социальной действительности;
- жизнестойкость в повседневной жизни;
- открытость профессиональным переменам;
- высокий уровень личностной зрелости.
Следовательно, личностный потенциал
выступает как система свойств и возможностей, составляющих основу личностного развития человека, как фактор успешности в реализации личных планов в целом.
В акмеологии личностный потенциал рассматривается как самоуправляемая система внутренних возобновляемых ресурсов личности, которые проявляются в ее деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [6]. Реализация личностного потенциала связана не только с постоянным пополнением знаний, расширением кругозора, совершенствованием умений и навыков, но и со способностью к са-момобилизации и самоуправлению. Таким образом, можно говорить, что развитие личностного потенциала педагога проходит, как правило, в форме творчества.
А.А. Деркач в структуре личностного потенциала выделяет интеллектуальный, творческий и волевой компоненты [7].
С целью формирования наиболее целостного представления о сущности личностного потенциала педагога общеобразовательной школы, о возможностях его развития
в условиях внутришкольного повышения квалификации были систематизированы следующие методологические подходы к ее изучению.
Системный подход позволяет представить личностный потенциал педагога в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурно-функциональных
компонентов, представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели (ИВ. Блауберг, Л.Ф. Ломов, В.Д. Шад-риков, Э.Г. Юдин и др.).
Целостность личностного потенциала педагога может быть обнаружена в следующих принципах ее системного описания как психического явления (Б.Ф. Ломов).
1. Психические явления многомерны. Рассмотрение их в какой-либо системе координат представляет собой как бы срез в какой-то одной плоскости, раскрывающей лишь одну сторону психических явлений.
2. Система психических явлений многоуровневая, построена иерархически, включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами.
3. Системный анализ предполагает выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов и требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии.
4. Детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру [8].
Кроме того, следует указать, что основные идеи системного похода отражают ряд признаков, дополнительно характеризующих личностный потенциал педагога как систему в виде целостного образования:
- совокупность элементов, каждый из которых представляет минимальную единицу, имеющую предел делимости в рамках конкретной системы. Элемент в составе системы выполняет только ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами;
- определенные отношения между элементами, способ взаимодействия которых определяет системное построение личностного потенциала педагога;
- иерархичность, заключающуюся в том, что каждый элемент системы одновременно может быть элементом данной системы и сам включать в себя другую систему;
- интегративные качества, т. е. такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов. Система не сводится к сумме образующих ее частей и из какой-либо части нельзя вывести ее свойства как целого;
- взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и структуру) или «открытый» (преобразующий среду и структуру) характер (В .П. Беспалько, Е.В. Селезнева, В.П. Симонов и др.).
Личностный подход требует учета ряда принципиальных положений к рассмотрению феномена «личностный потенциал педагога», которые нашли отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.К. Платонов, В.А. Петровский, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и др.).
В рамках данного подхода личность педагога следует рассматривать как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности ее развития и достижения оптимального уровня личностного потенциала педагога.
Ведущие характеристики личности: активность - стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленность - устойчивая доминирующая система мотивов - убеждений, интересов, идеалов, отражающих потребности человека; глубинные смысловые структуры, обусловливающие сознание и поведение личности; степень осознанности своих отношений к действительности - отношения, установки, диспозиции и пр., обнаруживают себя в деятельности, формируются, развиваются, совершенствуются и преобразуются в ней.
Личностный подход акцентирует внимание на том, что личность есть интегрирующее начало, объединяющее воедино совокупность духовного, интеллектуального, творческого, коммуникативного, энергетического и других потенциалов педагога, сообщающих его поведению (профессиональной деятельности) необходимую последовательность и устойчивость, качество и возможность самореализации.
В рамках деятельностного подхода (Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонть-
ев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шад-риков и др.) профессиональная деятельность педагога рассмотрена нами как основа, средство и решающее условие изменения, развития и преобразования его личностного потенциала - его убеждений, устремлений, ценностей, умений, творчества, готовности к самореализации и др. Соответственно, профессиональная деятельность - это основание развития личностного потенциала и достижения педагогом высших уровней самореализации в ней.
Если личностный потенциал педагога формируется и проявляется в профессиональной деятельности, то процесс его развития необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных ее компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. А также с учетом возможностей ее (деятельности) ведущих видов.
Субъектный подход, характеризующий понимание субъекта как центра организации бытия и субъектности, проявляющейся в потребности и способности человека бесконечно совершенствоваться, достигать высшего оптимального уровня своего развития, самореализации через активность, в т. ч. «надси-туативную» (В.А. Петровский). Именно активность в деятельности, общении, познании, труде - основное свойство субъекта, наделенное уникальной способностью изменять объективное положение вещей не только в социальной организации, но и в собственной жизни.
Основные постулаты гуманистического подхода позволяют представить развитие личностного потенциала как процесс самореализации личности педагога и появление новых профессионально важных личностных образований. Данный подход направлен на поддержку личности путем признания ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия, на «раскрепощение», актуализацию духовных, интеллектуальных, коммуникативных и других возможностей не только самого педагога, но и всех участников образовательного процесса. Гуманистическая психология (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс), утверждая неиссякаемую потребность личности в самоактуализации, позволяет представить обусловленность эффективно-
сти, зрелости личности и профессионального роста педагога этим неиссякаемым стремлениям.
Акмеологический подход, раскрывающий роль внутренних механизмов, а значит, и роль внутреннего потенциала педагога в достижении им вершин своего развития и качества жизни, где ориентиром выступает компетентность, ценности личностного и профессионального роста, инновационное творчество, результативность и продуктивность деятельности, самореализованность в профессии, достижение акме.
На основе вышеизложенного, личностный потенциала педагога общеобразовательной школы мы рассматриваем как совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний педагога, определяющих степень возможностей самореализации личности педагога в профессии. Выявление структурно-содержательных характеристик, компонентов, критериев, показателей и уровней личностного потенциала педагога является направлением нашего дальнейшего научного поиска.
1. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1058.
2. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.
С. 162.
3. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерми-нации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 56-65.
4. Коган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
5. Величко С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы: материалы Международной научно-практической конференции (март 2007 г.) / под ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2007. С. 26-30.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1989.
7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
8. Цит. по: Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
Поступила в редакцию 17.09.2010 г.
UDC 159.9
GENERAL CHARACTERISTIC OF PEDAGOGUE PERSONALITY POTENTIAL OF COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL
Irina Konstantinovna Kobzenko, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]
In the article on the basis of the actual pedagogical and psychological literature the general characteristic of the personality potential is defined; the author’s definition of personality’s potential of comprehensive secondary school pedagogue is represented.
Key words: personality; potential; pedagogue personality potential.