ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Е.И. Макринова, А.А. Паронян
Аннотация. Исследован образовательный уровень занятых в экономике России, определено влияние образовательного уровня трудовых ресурсов села на трудовую активность, определена роль государства в эффективном использовании ресурсов труда в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, воспроизводство трудовых ресурсов, качество трудовых ресурсов, уровень образования, эффективность использования трудовых ресурсов, система занятости.
Процесс воспроизводства трудовых ресурсов связан с процессами воспитания, образования, формирования разнообразных профессиональных и творческих способностей, с созданием необходимых условий для эффективного применения приобретенных качеств в различных сферах деятельности [1].
В количественном и качественном выражении трудовые ресурсы изменяются под влиянием технического прогресса и усилением конкуренции на рынке труда. Количественные изменения трудовых ресурсов проявляются в совершенствовании их структуры, а качественные - в повышении уровня квалификации работников на основе их конкуренции на рынке труда.
Таблица 1 - Динамика потребности работников по
Под качеством трудовых ресурсов следует понимать совокупность существенных характеристик работников, выражающих специфику и определенность в трудовой и повседневной деятельности [2]. В условиях рыночных отношений возникает потребность в новом типе работника, характеризующегося соединением в одном лице работника и собственника производства. Перемена труда предполагает смену профессий, переход к качественно новому способу функционирования трудовых ресурсов, к иным стандартам изучения и учета трудового потенциала человека.
На состав и динамику трудовых ресурсов сельского хозяйства влияют объективные и субъективные факторы.
Объективные факторы включают: половой состав -соотношение численности мужчин и женщин; возрастной - соотношение численности отдельных возрастов; семейный - состав трудовых ресурсов по семейному состоянию; уровень образования - доли имеющих тот или иной образовательный уровень; социальный состав трудовых ресурсов - по источникам дохода, по общественным группам и подгруппам и другим экономическим группам; по наличию занятия; по характеру личного занятия с учетом специальной подготовки (профессии).
отраслям экономики Российской Федерации и в сельском
Показатели Годы
1995 2000 2003 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Потребность в работниках по отраслям экономики* 309,4 750,9 804,2 816,7 1126,3 894,7 724,4 619,5 620,3
в том числе рабочих 225,1 581,0 603,1 621,3 855,9 671,3 618,3 586,4 551,4
Потребность в работниках сельского хозяйства - всего 12,5 23,2 52,3 48,9 83,3 58,2 40,0 25,7 21,3
в % от всей потребности 4,0 3,1 6,5 6,0 7,4 6,5 5,5 4,1 4,6
в том числе рабочих 9,9 19,2 42,8 39,8 57,7 38,4 20,1 19,8 13,1
в % от всей потребности рабочих 4,4 3,3 7,1 6,4 6,7 5,7 3,2 3,3 2,5
в % от всей потребности в сельском хозяйстве 79,2 82,8 52,0 81,3 69,3 65,9 50,3 77,0 61,5
*потребность в работниках, заявленная организациями в государственных учреждениях службы занятости населения
Субъективные факторы включают: отношение к труду, с точки зрения престижа работы, привлекательности труда и устойчивости трудовой дисциплины; мотивацию к трудовой деятельности, заинтересованность в труде и взаимосвязанную с этими элементами трудовую активность; инициативность и отношение руководства к рационализаторской деятельности; карьерный рост и возможность повышать квалификацию работников; степень участия работников разных уровней иерархии в управлении предприятием и в принятии управленческих решений; степень индивидуальной и коллективной ответственности работников за результаты труда и ответственности органов управления перед работниками за выполнение социальных обязательств и исполнение принимаемых решений, а также и ряд других факторов [1].
Рассмотрим один из важнейших объективных факторов - уровень образования. Изменения в составе трудовых ресурсов происходят под влиянием развития производства и технического прогресса, спроса и предложения на труд, а также под влиянием конкуренции между работниками на рынке труда.
Важным показателем качества трудовых ресурсов является грамотность и уровень образования населения. За 118 лет (1897-2010 гг.) уровень грамотности населе-
ния России резко возрос (более чем в 3,37 раза). В 1897 г. уровень грамотности всего населения составлял 29,6%, в 1926 г. - 60,9%, в 1939 г. - 89,7%, в 1959 г. -98,5%, в 1970 г. 99,7%, а в последующие годы соответственно - 99,8%, а в 2010 г. - 96,9%. Аналогичное положение сложилось с уровнем грамотности сельского населения [3].
Современная ситуация в экономике характеризуется повышением спроса на труд в сельском хозяйстве, а также ростом потребности в работниках в целом по экономике и в отдельных ее отраслях (таблица 1). Потребность в работниках сельского хозяйства в 2011 г. возросла по сравнению с 1995 г. в 1,7 раза, а потребность в рабочих за этот период возросла в 1,3 раза (от 9,9 тыс. чел. в 1995 г. до 13,1 тыс. чел. в 2011 г.).
На рынке труда на предложение труда влияет фактор качества населения в трудоспособном возрасте, то есть уровень общего образования, квалификации и профессионального образования работников.
В 2011г. из 7,002 млн. работников сельскохозяйственного производства Российской Федерации 3,703 млн. чел., или 52,88% имеют профессиональное образование, в том числе 10,5% работников высшее, 20,2% -среднее и 22,1% - начальное профессиональное образование [3].
Причинами низкого профессионального образования работников, особенно с высшим образованием, являются: снижение престижа сельского труда, рост доли ручного труда, низкий уровень заработной платы, слабо развитая инфраструктура села и другие. Это привело к оттоку специалистов из села в город, в другие отрасли и сферы деятельности.
С целью повышения профессионального образования сельских работников следует осуществлять подготовку по двум-трем специальностям разного профиля. Для закрепления специалистов в сельской местности необходимо развивать социальную инфраструктуру. На федеральном и региональном уровнях необходимо создавать систему мер по поддержке всех организационноправовых форм хозяйствования и тем самым обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов сельского населения.
Численность занятых в сферах экономики по уровню образования существенно отличается по отдельным образовательным уровням, сферам и отраслям экономики. Высшее профессиональное образование в 20082011 гг. в целом по Российской Федерации имеют от 27,9% до 29,5% занятых лиц в экономике, а в сельском хозяйстве только в пределах 9,1-10,6%%, доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, составила соответственно от 26,5% до 26,8% и от 17,6% до 20,2% соответственно. Доля лиц, имеющих среднее, основное общее и начальное образование, среди сельского населения значительно выше, чем среди занятых в экономике Российской Федерации в целом [3].
Группировка распределения специалистов по образовательным уровням показывает, что общая численность лиц по всем образовательным уровням в Российской Федерации в 2011 г. по сравнению с 2005 г. возросла на 5,89%, или в количественно выражении на 3940 тыс. человек, в том числе численность лиц с высшим профессиональным образованием возросла на 26,48%, или на 4368,9 тыс. человек (таблица 2).
Численность специалистов со средним профессиональным образованием возросла на 1990,8 тыс. человек, или на 11,73%. В сельском хозяйстве численность специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, возросла и в 2011 г. составила 742 тыс. человек, численность специалистов со средним профессиональным образованием составила 1414,0 тыс. чел., то есть увеличилась по сравнению с 2005 г. на 174 тыс. чел., численность специалистов с начальным профессиональным образованием составила 1547,0 тыс. чел., то есть увеличилась по сравнению с 2005 г. на 270,1 тыс. чел. Численность лиц по остальным образовательным категориям сократилась (доля лиц, имеющих неполное высшее профессиональное образование сократилась в 6,3 раза, а лиц, имеющих основное образование - в 1,5 раза). Общее число специалистов сельского хозяйства за 2005-2011 гг. уменьшилось, соответственно, с 7381,0 тыс. чел. до 7002,0 тыс. чел, или на 5,13% [3].
В целом проведенный анализ показал, что образовательный уровень специалистов повышается в связи с ростом технического уровня производства, совершенствованием технологии производства продукции.
С повышением образовательного уровня возрастает трудовая активность населения. За период 2000-2010 гг. возросла численность экономически активного населения на 3,7%, а в 2011 г. по сравнению с 2000 г. численность экономически активного населения сократилась на 2,77% (таблица 3). За этот период численность лиц, занятых в экономике, возросла на 5459 тыс. человек, или на 8,4%. Возросла и численность граждан, зарегистрированных в службе занятости, на 204,5 тыс. чел., или на 7,09%. Из общей численности зарегистрированных в службе занятости число лиц, признанных безработными, в 2011 г. составило 1286,0 тыс. человек, что на 249,0 тыс. чел., или на 24,0% больше, чем в 2000 г. [3].
В связи с технологическими изменениями в сельскохозяйственном производстве происходит изменение в спросе на труд, нередко возникает нехватка рабочей силы для выполнения сельскохозяйственных работ и операций в установленные календарные сроки. Такое положение приводит к необходимости привлечения дополнительной рабочей силы, в том числе и не обладающей достаточной квалификацией, что оказывает влияние на эффективность выполняемой работы и качество результатов применения труда.
Снижение уровня образования сельской молодежи может привести к тому, что через 10-20 лет целое поколение сельских молодых работников окажется без образования и пополнит численность неквалифицированных работников и безработных в сельской местности.
По-нашему мнению, совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения должно осуществляться федеральными, региональными и местными органами власти на основе принципов комплексности, системности и постоянства политики занятости на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях во взаимосвязи.
В каждом регионе должна действовать своя отраслевая система занятости, направленная на создание условий для переподготовки работников, получения ими дополнительных профессий и специальностей; на компенсацию издержек работодателям при создании дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях и на расширение практики приема на работу молодых людей, закончивших средние школы, средние и высшие сельскохозяйственные учебные заведения.
Эффективное использование трудовых ресурсов зависит от соотношения спроса и предложения труда, от уровня механизации и автоматизации трудоемких процессов, от условий труда и быта на рабочих местах, от состояния и уровня развития производственной и социальной инфраструктуры села. На уровень развития сельскохозяйственного производства и занятости работников непосредственно влияет обеспеченность техническими средствами и оборудованием. Снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций техникой, оборудованием и орудиями труда связано с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, с низкой платежеспособностью хозяйств. Снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций техникой и оборудованием повлияло на условия труда работников.
Таблица 2 - Квалификационный уровень и численность занятых в экономике Российской Федерации по уровню
образования, тыс. человек [3]
Образовательные уровни 2005 г. 2008 г. 2011 г.
в экономике в сельском хозяйстве в экономике в сельском хозяйстве в экономике в сельском хозяйстве
Высшее профессиональное 16497,1 442,9 19104,2 607,4 20866,0 742,0
Неполное высшее профессиональное 1269,0 88,6 1095,6 33,4 282,0 14,0
Среднее профессиональное 16965,2 1240,0 18145,6 1174,8 18956,0 1414,0
Начальное профессиональное 12224,0 1276,9 13215,5 1368,4 13793,0 547,0
Среднее общее 15161,3 2605,5 13763,3 2302,9 13934,0 2318,0
Основное общее 4207,9 1431,9 2807,4 994,6 2759,0 959,0
Не имеют основного общего образования 467,5 295,2 342,4 193,6 142,0 8,0
Всего по всем образовательным уровням 66792,0 7381,0 68474,0 6675,0 70732,0 7002,0
Таблица 3 - Численность экономически активного населения, численность безработных и уровень образования в экономике Российской Федерации (тыс. чел.) [3]___________________________________________________________
Показатели Годы 2G 11г. к 2GGG г., %
2000 2005 2008 2009 2010 2011
Численность экономически активного населения 72770 73832 75892 75658 75448 70752 103,7
Занятые в экономике 65273 68603 70603 67343 67567 70732 103,5
Численность граждан, зарегистрированных в службе занятости 1196,5 2009,0 1733,8 2348,3 1740,7 1401,0 145,5
В том числе признано безработными 1037,0 1830,1 1522,1 2147,3 1589,4 1286,0 153,3
Из них назначено пособие по безработице 909,7 1570,3 1253,2 1872,5 1358,6 1070,0 149,3
Спрос на труд 750,9 816,7 894,7 724,4 981,9 1160,8 130,8
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, чел. 1,6 2,5 1,9 3,2 1,8 1,2 112,5
Уровень безработицы (зарегистрированной), % 1,4 2,5 2,0 2,8 2,0 1,7 2,2
Сельское хозяйство нашей страны в основном характеризуется суженным типом воспроизводства, который базируется на экстенсивных факторах (вовлечении в производство сельскохозяйственной продукции дополнительных трудовых ресурсов без соответствующей квалификации и с примитивными орудиями труда).
Для достижения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве по пути его интенсификации необходимым условием является повышение уровня производительности труда за счет внедрения низкозатратных и ресурсосберегающих технологий, применения современной высокопроизводительной техники, повышения уровня квалификации и профессионализма работников, роста их мотивации к труду и т.п.
Государству принадлежит первоочередная роль в рациональном использовании располагаемых ресурсов труда в сельском хозяйстве, которое может быть достигнуто только при последовательном осуществлении глубоких производственных, социальных и экономических преобразований в экономике, для чего необходимо рассматривать аграрную политику как приоритетное направление социального развития страны.
Список использованных источников
1 Вифлеемский А.Б., Шобонов Н.А. Влияние системы образования на формирование трудовых ресурсов села // Экономика образования. - 2009.-№1. - С. 32-41.
2 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 512 с.
3 gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
Информация об авторах
Макринова Елена Игоревна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса и туризма АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» makrinova@bukep.ru
Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, доцент Курского института кооперации, e-mail: ararat-65@yandex.ru