СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА
А.С. Паронян, А.А. Паронян
Аннотация. Рассмотрены основные концепции занятости трудовых ресурсов, представлен анализ численности и структуры занятых в сельскохозяйственном производстве, предложены пути совершенствования системы занятости села.
Ключевые слова: концепции занятости трудовых ресурсов, численность занятых в сферах экономики по уровню образования, численность и структура безработных в сельском хозяйстве, совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения.
Занятость населения рассматривается разными учеными по-разному. В частности Я.Корнаи отмечает, что занятость - это глубокая перемена образа жизни человека, который часто является длительной и необрати-
мой [6]. Бреев В., Гусарова Л., Маршалл А. и другие авторы отмечают, что занятость как экономическая категория, - это общественные отношения, связанные как с производством и накоплением, так и с формированием и использованием фонда потребления [1, 3, 7]. Нам представляется, что занятость населения есть система отношений взаимосвязанных и взаимозависимых социальных, экономических, демографических, правовых, экологических и психологических факторов для предоставления возможности всему населению трудиться с целью создания национального дохода, материальных и духовных благ.
Численность лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве России, за 1990-2008 гг. сократилась на 24,4%, или в количественном выражении на 1525 тыс. человек, число лиц, занятых производством сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах, воз-
росло на 6,7%, или на 1589 тыс. человек, в том числе число лиц, занятых производством продукции, предназначенной для реализации, сократилось на 31,3%, в количественном выражении на 1747 тыс. человек. Число лиц, занятых производством продукции для собственного потребления, возросло на 22,1%, или в количественном выражении на 3336 тыс. человек [8, 9, 10].
Решение проблемы рационального использования трудовых ресурсов предполагает основываться на одну из концепций:
а) концепция контроля над затратами труда базируется на снижении собственных затрат по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного применения новых средств механизации и автоматизации трудоемких процессов, регулирования размера организации и объема производства продукции. Благодаря контролю над затратами достигается более эффективное использование трудовых ресурсов;
б) концепция дифференциации занятости заключается в направлении на рынок труда работников соответствующего качества как по образованию, так и по специальностям и квалификациям;
в) концепция фокусирования - это концепция, при которой работодатель, сельскохозяйственная организация ориентируется или нуждается в одной какой-то группе (специальности, квалификации) работников. Например, при смене специализации или увеличении производства продукции или товара;
г) концепция прорыва, как правило, требует прямой и косвенной государственной поддержки (налоговые, кредитные и другие льготы); развития и укрепления позиций на уже освоенном рынке труда на основе переподготовки кадров, дифференциации и гибкой смены профессий и специальностей, улучшение условий труда работников и их обслуживания;
д) эволюционная концепция занятости опирается на инновации и, как правило, не связана с государственной поддержкой;
е) концепция роста занятости предполагает постоянное повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Данная концепция применяется на развивающихся сельскохозяйственных организациях, внутри которых рост происходит за счет расширения ассортимента продуктов и услуг, а вне организации рост занятости происходит за счет объединения организаций, превращая их в холдинги;
ж) если происходит сокращение объема производства продукции, в таком случае сельскохозяйственные организации вынуждены переходить к концепции сокращения. При этом возникают различные варианты: ликвидация организации, то есть полное сокращение работников и распродажа материальных запасов и активов организации; прекращение производства некоторых видов продукции и тем самым частичное увольнение работников; снижение объема производства продукции и услуг, сопровождаемое сокращением рабочего времени и количества работников необходимых для производства таких объемов продукции.
Концепция занятости трудовых ресурсов должна ориентироваться на изучение рынка труда внешней среды и внутренних резервов организации, на подготовку новых специальностей и профессии, на выбор наиболее рационального варианта использования сельских трудовых ресурсов.
В сельском хозяйстве могут существенно обостриться проблемы занятости и обеспечения этой отрасли трудовыми ресурсами. Об этом говорит демографическая ситуация, возрастная структура работников села, практика реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В сельской местности наглядно просматривается неблагоприятная тенденция уменьшения удельно-
го веса молодежи среди занятых в сельскохозяйственном производстве и увеличения удельного веса лиц пенсионного возраста.
Занятость как экономическую категорию следует рассматривать на макроэкономическом уровне в двух аспектах: занятость трудовых ресурсов по сферам деятельности и уровень их использования.
С 1995 года по 2008 год численность занятого населения в целом по Российской Федерации возросла на 10,2%, или в абсолютном выражении на 6548 тыс. человек, при этом более заметный рост происходил с 2003 года. Численность работников сельского хозяйства ежегодно сокращалась, в результате в 2008 году число лиц, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с 1995 годом сократилось на 3069 тыс. человек. Число рабочих мест в эквиваленте полной занятости в целом по Российской Федерации в 2008 году сократилось на 8294 рабочих места, в том числе в сельском хозяйстве на 6286 рабочих мест, или на 27,3%.
За годы реформирования произошло сокращение численности экономически активного населения. В структуре занятости наиболее высокими темпами сократилась численность молодежи в возрасте до 20 лет, их численность в 2008 году по сравнению с 2000 годом сократилась на 106,8 тыс. человек, или на 49,9%. Аналогичное сокращение произошло и в других возрастных группах. Сокращение молодежи в структуре занятых зависит от многих факторов, и в первую очередь от снижения численности сельского населения моложе трудоспособного возраста, роста трудоемкости и низкой престижности аграрного труда, низкой заработной платы и низкого уровня социальной инфраструктуры села.
Численность занятых в сферах экономики по уровню образования существенно отличается по отдельным образовательным уровням, сферам и отраслям экономики. Высшее профессиональное образование имеют в целом по Российской Федерации 27,9% занятых лиц в экономике, в сельском хозяйстве только 9,1% занятых лиц имеет высшее профессиональное образование. Аналогичное соотношение составляет доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, они занимают 26,5%, а в сельском хозяйстве - 17,6%. Иначе распределяются лица, имеющие начальное профессиональное, общее среднее и основное общее среднее образование. В этих группах доля лиц, имеющих среднее, общее, основное общее образование среди сельского населения значительно выше, чем в средне - занятых в экономике Российской Федерации в целом (таблица 1).
Общее число специалистов сельского хозяйства за период 2005-2008 годы сократилось на 9,6%, или на 706 тыс. человек. В целом проведенный анализ показал, что образовательный уровень специалистов повышается в связи с ростом технического уровня производства и совершенствованием технологии производства продукции. С повышением образовательного уровня возрастает трудовая активность населения. За период 2000-2008 годов возросла численность экономически активного населения на 4,3%. В сельской местности за 2000-2008 годы численность экономически активного населения возросла на 3182 тыс. человек. За этот период численность лиц, занятых в экономике, возросла на 5330 тыс. человек, или на 8,5%.
Следует отметить, что возросла и численность граждан, зарегистрированных в службе занятости.
В 2008 году по сравнению с 2000 годом их этот рост составил 44,9%, или в количественном выражении 537,3 тыс. человек. Из общей численности зарегистрированных в службе занятости, число лиц признанных безработными в 2008 году составило 1522,1 тыс. человек, что больше по сравнению с 2000 годом на 485,1
тыс. чел., или на 46,8%. Из числа лиц, признанных безработными в 2008 г., назначено пособие по безработице 1253,2 тыс. человек, или 82,3% от числа лиц, признанных безработными. Следует отметить, что численность лиц, признанных безработными в 2008 году, по сравнению с 2000 годом, возросла на 37,7%. В то же время в экономике Российской Федерации за рассматриваемые годы спрос на труд возрос на 19,2% и в 2008 году составил 894,7 тыс. человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию возросла на 18,8%, или в абсолютном выражении на 0,3 единицы.
Численность безработных с 2000 г. по 2008 г. в возрасте до 20 лет сократилась в 1,7 раза, в возрасте от 20 до 29 лет - в 1,65 раза. Значительные изменения в области занятости произошли у работников в возрасте от 30 до 39 лет - уровень безработицы сократился в 2,3 раза. Среди лиц в возрасте 40-49 лет безработица сократилась в 2,11 раза, в возрасте 50-59 лет сократилась на 3,9%, а в возрасте 60-72 года на 24,8%. Численность безработных в сельской местности с 2000 г. по 2008 г. сократилась в 1,84 раза. Численность безработных по всем группам и в среднем по всем возрастным группам сократилась.
В структуре безработных по уровню образования с 2000 года по 2008 год также произошли изменения. Т ак удельный вес безработных с высшим профессиональным образованием возрос на 4,7%. Со средним профессиональным образованием численность безработных уменьшилась на 1,2 процентного пункта. Численность безработных со средним (полным) общим образованием сократилась на 3,9 процентного пункта.
Структура занятых в сельской местности работников по уровню образования так же изменилась. Если в 2000 году доля работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляла 25,1%, в общей численности занятых, то в 2008 году их доля составила 27,2%. Повышение уровня общего образования сельского населения, уровня его культуры является своеобразным основанием для получения профессионального образования, которого требуют изменившиеся технические, технологические, экономические, социальные, моральные, психологические и бытовые условия сельскохозяйственного производства и рынка труда.
Опыт развития рыночных отношений на селе свидетельствует о том, что безработица повлекла за собой серьезные экономические, социальные, правовые и нравственные последствия как для самих безработных
и их семей, так для отрасли и общества в целом. К таким последствиям относится, прежде всего, недоиспользование свыше 1,5 млн. работников в трудоспособном возрасте. Недоиспользование трудовых ресурсов вследствие безработицы обернулось для отрасли и общества экономическими потерями валового внутреннего продукта (ВВП) с 9,9% в 1990 г. до 5,5% в 2008 г. [9]. Степень возмещения потерянной заработной платы сельских работников пособием по безработице варьируется в диапазоне от 55 до 75% заработка. При этом чем продолжительнее безработица, тем больше ухудшается материальное положение, снижается жизненный уровень безработных и их семей. Безработица генерирует социальное неравенство, изменяет социальный статус наемных работников, лишает возможности трудиться и зарабатывать необходимые средства к существованию. Длительная безработица вызывает у наемных работников неуверенность в будущем, увеличение заболеваний (особенно нервно-психических, алкоголизма, наркомании) и рост преступности.
Совершенствование системы занятости и социальной защиты сельского населения, особенно для тех, кто потерял работу по независящим от них причинам, по нашему мнению, должно осуществляться федеральными, региональными и местными органами власти на основе принципов комплексности, системности и постоянства политики занятости на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях во взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из этого, предлагаем, совместно Министерству образования, молодежным Центрам занятости и службам занятости принять меры для обеспечения обязательной профессиональной подготовки молодежи, обращающейся по поводу трудоустройства и получения статуса безработного.
В каждом регионе должна действовать своя отраслевая программа содействия занятости и социальной защиты сельского населения, направленная на сохранение и стабилизацию занятости работающих, особенно квалифицированных работников, на создание условий для переподготовки работников, получения ими дополнительных профессий и специальностей, на стимулирование гибких форм занятости и самозанятости, на компенсацию издержек работодателям при создании дополнительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях (особенно для молодежи), на расширение практики приема на работу молодых людей, закончивших средние школы и сельскохозяйственные учебные заведения [2, 4].
Список использованных источников
1 Бреев, Е.Б. Становление рыночных отношений и занятость населения/ Е.Б. Бреев // Общество и экономика.-
1995.-№ 7-8. - С.122-126.
2 Гарсия-Иссер, М.Х. Критические явления на региональных рынках труда/ М.Х. Гарсия-Иссер, О.Ю. Голодец, С.Н. Смирнов / Государственная служба занятости.- М.: Янус,
1996.-68 с.
3 Гусарова, Л.Ф. Экономические проблемы занятости/ Л.Ф. Гусарова, Н.Э. Жадан.- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996.-136 с.
4 Дадашев, А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования/ А. Дадашев //Вопросы экономики.-1995.-№6.-С. 76-84.
5 Каменев, А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования/ А. Каменев, В. Трубин, С. Устинов. - М., 1994.- 251 с.
6 Корнаи, Я. Дефицит/ Я. Корнаи. -М.: Наука, 1990.96 с.
7 Маршалл, А. Принципы экономической науки: В 2-х т./ А. Маршалл //Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1993.-Т.1.-416 с.
Таблица 1 - Распределение численности занятых в экономике Российской Федерации по уровню образования в 2008 году
Сферы и отрасли, экономики Всего В том числе имеют образование
высшее профес- сио- нальное непол- ное высшее среднее профес- сио- нальное на- чальное профес- сио- нальное сред- нее общее основ- ное общее началь- ное
Образовательный уровень, тыс. чел.
Все занятые в экономике 68474 19104 1096 18146 13216 13763 2807 342
В т.ч. в с. х-ве 6675 607 33 1175 1368 2303 995 194
Образовательный уровень, в %
Все занятые в экономике 100,0 27,9 1,6 26,5 19,3 20,1 4,1 0,5
В т.ч. в с.х-ве 100,0 9,1 0,5 17,6 20,5 34,5 14,9 2,9
8 Российский статистический ежегодник.1995:
Статистический сборник/Госкомстат России.- М.,1995.-976 с.
9 Российский статистический ежегодник.2006:
Статистический сборник/Госкомстат России.- М.,2006.-806 с.
10 Россия в цифрах: Краткий стат. сборник/ Росстат. -М., 2009.
Информация об авторах Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА».
Паронян Арарат Артюшович, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры анализа, аудита и статистики ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», агага^ 65@vandex.ru