УДК 331.024.4
Ч.Р. Кулуева
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Трудовые ресурсы Кыргызстана, как и трудовые ресурсы всего мирового сообщества, составляет трудоспособная часть населения, которая наделена физическими способностями, знанием и опытом, принимает активное участие в создании материальных благ, занята полезной деятельностью для общества. Состояние трудовых ресурсов определяется состоянием занятости, т. е. их использованием, от которого зависит их же благосостояние и общества в целом.
Внутренними факторами формирования трудовых ресурсов в современных условиях служат, с одной стороны, требования постиндустриальной экономики к качеству рабочей силы и изменения параметров конкурентной среды, а с другой - осложнение демографической ситуации, сохранение высокой рождаемости среди сельского населения, отток сельского трудоспособного населения в город, порождающее затем трудоизбыточность, безработицу, невостребованность трудовых ресурсов на территории Кыргызской Республики.
Как показывает практика, динамика изменения трудовых ресурсов тесно связана с демографической ситуацией. Особое место в ней отводится переписи населения, которая была проведена буквально недавно, в 2009 г. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности населения Кыргызской Республики в 1989-2009 гг. (млн чел.) [1]
Среди важнейших социально-демографических и экономических характеристик населения, непосредственно влияющих на размеры перспективной численности населения, - половозрастной состав, характеризующийся отношением трех основных возрастных групп: младше трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного. В 2007 г. 32,8 % населения составляли дети и подростки, 59 % -лица трудоспособного и 8,2 % - старше трудоспособного возраста. Поскольку Кыргызстан относится к категории молодых государств, то численность населения трудоспособного возраста продолжает увеличиваться (с 56,1 % в 2003 г. до 59 % в 2007 г.). Данная ситуация обусловлена вступлением в трудоспособный возраст подростков, родившихся в середине 80-х гг. прошлого века, когда в республике наблюдался рост рождаемости. В 2002 г. численность трудоспособного населения пополнили 112 тыс. подростков, в последующие годы - ежегодно по 117-119 тыс. человек. Такая тенденция сохраняется и сегодня, что обусловливает необходимость активизации политики, направленной на стимулирование создания рабочих мест, являющейся определяющим условием повышения материальной обеспеченности трудоспособного населения и решения проблем безработицы на рынке труда.
Пирамида половозрастной структуры населения республики остается более или менее удовлетворительной по сравнению с некоторыми странами, где прослеживается превышение удельного веса старше трудоспособного возраста над удельным весом лиц трудоспособного. В Кыргызстане же ситуация - обратная вышеизложенному: здесь трудоспособная часть населения занимает «преобладающую позицию» и для нее характерна трудоизбыточность, которая ввиду недостатка рабочих мест и невостребо-
Показатели 1989 1999 2009 2009/1989 (%)
Численность населения 4,29 4,82 5,31 123,8
В том числе трудовые ресурсы 2,12 2,61 3,13 147,6
ванности определяет отрицательную тенденцию в плане использования трудовых ресурсов. Особенно заметен данный процесс в областях и районах Южного Кыргызстана.
Как свидетельствует жизненная практика, следующей отрицательной тенденцией в процессе использования трудовых ресурсов выступает миграция населения, причиной которой является ухудшение условий жизни, безработица. В постсоветский период этап миграции начался с оттока русскоязычного населения, проживающего в основном в городах и занятого в отраслях отечественной промышленности. Именно отъезд русскоязычного населения нанес значительный ущерб местной промышленности, так как именно эта часть населения занималась выпуском продукции и имела достаточно высокую профессиональную подготовку.
Необходимо отметить, что характер миграционных перемещений по сравнению с предыдущим десятилетием изменился. В 1990-е гг. население эмигрировало в основном на постоянное жительство в Россию, Германию и другие страны СНГ, вне СНГ и страны Балтии.
В 1992-2003 гг. из Кыргызстана, по официальным данным, эмигрировало более 500 тыс. человек. Отрицательное сальдо составили около 350 тыс. человек, интенсивность миграционных процессов менялась волнообразно, так как в период, последовавший за распадом СССР, выезд из республики увеличился, а после 1993 г. до конца 90-х гг. он имел тенденцию к снижению. С 1999 по 2002 г. в условиях экономической неустойчивости и новых угроз безопасности, связанных с пересечением южных границ Баткенской области Кыргызской Республики в 1999-2000 гг. террористических элементов, миграция вновь возросла. После мартовских событий (революции) в 2005 г. миграционные процессы усилились. Основными причинами стали неопределенность в социально-экономическом развитии, низкий уровень жизни населения, массовые митинги, нестабильная политическая обстановка. Указанные причины привели не только к отъезду русскоязычного, а также к оттоку коренного населения - кыргы-зов в страны ближнего и дальнего зарубежья,
в страны с более благоприятной экономикой и с высоким уровнем жизни, в основном в Казахстан и Россию на заработки в целях повышения семейного дохода и улучшения уровня жизни семьи.
Причины миграции населения разные - религиозные, политические, национальные и др., но наиболее существенными являются экономические, которые стимулируют основную массу переселений. Экономические миграции тесно связаны с территориальным перераспределением рабочей силы как внутри отдельно взятых стран, так и между ними. Это сложный социальный процесс, связанный с изменением экономической ситуации в стране и ее отдельных регионах, динамикой размещения производительных сил, ростом социальной и трудовой мобильности населения.
Несмотря на разрыв производственных связей на постсоветском пространстве, благодаря рыночным преобразованиям, происходит повышение уровня взаимодействия, взаимовлияния рынков труда стран СНГ. Определяющее влияние на рынки труда стран Центральной Азии, как и других стран СНГ, оказывают процессы, происходящие на самом большом, российском рынке труда.
Российские специалисты отводят Кыргызстану, как и другим странам Центральной Азии, «исключительно важную роль в формировании общего рынка труда государств СНГ» [7]. Формированию общего рынка труда стран СНГ способствуют следующие социально-экономические факторы: значительный демографический и трудовой потенциал; сохранение сложившихся в годы существования СССР хозяйственных связей; общее социокультурное пространство; сохранение роли русского языка как языка межнационального общения; наличие устойчивого миграционного обмена [7].
Следует иметь в виду, что в условиях нового времени чем дальше, тем больше происходит движение рабочей силы, перемещение ее с одного участка народного хозяйства на другой, с одного предприятия на другое, из одного государства в другое. Оно будет вызываться объективной экономической необходимостью, прини-
мать организованные формы и постепенно приведет к утрате внушительной части трудоспособного населения, приносящей народному хозяйству Кыргызстана сегодня и в ближайшем будущем огромный ущерб. Миграционный процесс только по Ошской области, являющейся одной из крупных областей Южного региона Кыргызской Республики, отраженный в табл. 1 за период 2005-2007 гг. дает характеристику состояния миграции населения и наглядно показывает существующие проблемы в процессе использования трудовых ресурсов за соответствующий период.
Как показывают данные табл. 2, высокий уровень миграции трудоспособной части населения за период 2006-2008 гг. приходится на 2007 г., где по сравнению с 2006 г. он находится в стадии возрастания до 2,5 раз, а в 2008 г. прослеживается процесс сокращения количества мигрирующих. При анализе самого миграционного процесса в целом и с учетом всех составляющих особую тревогу вызывает международная миграция. А межобластная и внутриобластная, как известно, характеризуются, во-первых, перераспределением трудоспособной части населения на территории Кыргызстана, во-вторых, сохранением трудового потенциала внутри государства.
Далее, за последние 2006-2008 гг. перемещение мигрантов внутри Кыргызстана по годам в среднем составило 1204 человек, которое можно квалифицировать как восходящее от типа населенного пункта с относительно слабой инфраструктурой к типу населенного пункта с относительно развитой инфраструктурой. В то же время следует отметить, что миграционная мобильность занятого населения не является объективно безусловной. Основное направление межобластной и внутриобластной миграционной мобильности - не мегаполисы, а крупные города республиканского и областного значения. Мотивация переезда лиц в трудоспособном возрасте детерминируется возможностями трудоустройства. Но с проведением реформ начал изменяться общий восходящий характер миграционной мобильности (табл. 2), сужая возможности переселения в мегаполисы и расширяя
Таблица 2
Состояние миграции населения Ошской области Кыргызской Республики за 2006-2008 гг. (чел.) [6]
Показатели 2006 2007 2008
Миграция
прибывшие 2020 1790 1774
выбывшие 5307 13525 7506
миграционный прирост (+), отток (-) -3287 -11735 -5732
Межобластная миграция
прибывшие 1505 1247 1250
выбывшие 2266 3118 2230
миграционный прирост (+), отток (-) -761 -1871 -980
Международная миграция
прибывшие 76 105 157
выбывшие 2602 9969 4908
миграционный прирост (+), отток (-) -2526 9864 -4751
Внутриобластная миграция
выбывшие 439 438 367
прибывшие 439 438 367
возвратную миграцию в сельскую местность, сокращая миграционный отток трудоспособной части населения (см. показатели за 2008 г.). Следовательно, снижение миграционной активности в 2008 г. до 15 % изменило направления и структуру социальной и экономической мобильности трудовых ресурсов Кыргызстана. Однако, согласно прогнозам, это временное явление.
Кыргызстан должен активно развивать сотрудничество с Россией и другими государствами и международными организациями в сфере регулирования трудовой миграции. Мигранты из Кыргызстана с высоким уровнем образования и хорошим русским языком работают по специальности. Это говорит о конвертируемости диплома по некоторым специальностям и востребованности ими полученных знаний
в Кыргызстане. В основном это касается врачей и медицинских работников с советским дипломом, менеджеров ресторанного бизнеса, бригадиров-строителей промышленного и гражданского строительства, строителей и монтажников и др. Но это только малая часть переселенцев. В основном львиная доля мигрантов в возрасте 20-29 лет работают не по специальности, они заняты малоквалифицированным трудом. В силу этого среди молодежи характерен относительно высокий уровень безработицы и относительно высокая подвижность к миграции в соседний Казахстан и экономические районы РФ, которая в последнее время активизировалась. Если за период 1987-1990 гг. миграционная убыль по республике составляла 40 тыс. человек, то в 1991 г. она достигла 71 тыс. человек, в 1992 г. - 104 тыс. человек, а в 1993 г. из Кыргызстана мигрировало 143,6 тыс. человек. Начальные этапы такого перемещения из одной страны в другую сопровождалось «утечкой мозгов», так как в эти годы в основном покидала нашу республику трудоспособная часть населения, т. е. наиболее активное поколение, квалифицированные рабочие и техническая интеллигенция относительно молодого возраста, что сильно повлияло на качественные показатели труда. Такая тенденция сохраняется и в настоя-
щее время, только имеет некоторые изменения, связанные с прибыванием в нашу республику эмигрантов. Так, в 2007 г. выбыло из республики 54608 человек, а прибыло 3960, т. е. число выбывших в 13,8 раз больше, чем численность прибывших в республику, среди которых больше половины в возрасте 35 лет [3]. Но необходимо заметить, что прослеживается стремительный рост уровня квалификации работников, которые осваивают специальности, востребованные в странах приема.
На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.
Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений.
Как видно из табл. 3 за анализируемые 20032007 гг. существенно повысился уровень профессионального образования занятого населения, особенно это приходится на 2006 и 2007 гг.
Таблица 3
Динамика состава занятого населения по уровню образования, % [2, 4]
Уровень образования 2003 2004 2006 2007
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
Высшее профессиональное 8,3 11,0 10,5 10,9 14,4 20,3 15,2 21,2
Незаконченное высшее профессиональное - - 2,6 3,6 2,0 2,3 2,3 2,5
Среднее профессиональное 21,0 24,2 9,5 16,1 10,2 18,8 10,1 18,8
Начальное профессиональное - - 12,2 6,9 13,1 6,4 12,9 5,6
Среднее (полное) общее 62,8 55,2 52,7 55,6 50,1 44,9 50,2 45,0
Основное общее - - 8,5 6,0 7,5 5,1 6,5 5,0
Начальное общее, не имеют начального общего и неграмотные 7,9 9,6 4,0 0,9 2,7 2,3 2,8 1,8
Примечание . До 2003 года расчеты производились неполно, без учета других показателей.
Доля лиц с высшим профессиональным образованием возросла среди мужчин на 6,9 проц. п. и составила в 2007 г. 15,2 %, а среди женщин возросла на 10,2 % и составила в том же году 21,2 %. Незначительно уменьшилась доля лиц со средним профессиональным образованием, значительно сократилась доля лиц, имеющих основное общее и не имеющих основного общего образования. В общей численности занятых 35,1 % имеют высшее или среднее профессиональное образование. Большую долю среди трудовых ресурсов занимают лица, имеющие среднее образование (47,6 %). Обращает на себя внимание более высокий уровень образования женщин. Среди них доля с высшим и средним профессиональным образованием составила в 2007 г. 42,5 %.
Несмотря на высокую активность женщин в повышении своего уровня образования, женские трудовые ресурсы Кыргызстана, особенно областей Южного региона (Баткенская, Джала-лабадская, Ошская), в ходе реформирования рынка труда часто сталкиваются с дискриминационными тенденциями, отчего падает их конкурентоспособность. Как показывает практика, женская рабочая сила, требующая дополнительных расходов на социальные цели, зачастую становится не выгодной для работодателя. В результате женщины оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда и более интенсивно пополняют ряды безработных. Основные причины высокого уровня женской безработицы в республике (2007 г. - 46,3 %) [4] обусловлены не столько проблемами структурной перестройки экономики, сколько проблемами экономического кризиса, когда происходит «вытеснение» работников из сферы труда без действия механизмов их повторного включения в эту сферу.
Неотъемлемой составной частью интеллектуального потенциала является накопленный опыт, отражающийся в квалификации работника. В дореформенный период большое внимание уделялось переподготовке, обучению вторым специальностям, повышению квалификации рабочих и инженерных специальностей. В первой половине 90-х гг. подготовка и переподготовка
кадров, повышение квалификации на предприятиях, в организациях и учреждениях резко сократились, особенно подготовка рабочих. В настоящее время функционируют центры и институты повышения квалификации и переподготовки, занимающиеся в основном подготовкой специалистов экономического и юридического направления и имеющие на рынке образовательных услуг большой спрос.
Как свидетельствует опыт, эффективность общественного производства зависит не только от технического уровня, но и от рациональной организации занятости трудовых ресурсов. Подготовка и переподготовка кадров и рациональное использование трудовых ресурсов решаются в комплексе с определением пропорций между потреблением и накоплением, а также формированием структуры капиталовложений как основы создания новых рабочих мест, территориальной организацией производства и потребления, ускорением темпов роста производительности труда. Следовательно, подготовка и переподготовка кадров и рационализация использования трудовых ресурсов должны осуществляться с учетом двух групп факторов: во-первых, потребностей экономического развития, наличия материально-технических ресурсов, пропорциональности отраслевого и регионального размещения рабочей силы; во-вторых, уровня социального развития, материально-духовных потребностей населения, демографических факторов, этнических и культурных установок населения. Поэтому на современном этапе рыночной экономики подготовка и переподготовка кадров, использование трудовых ресурсов включают их ориентацию на обеспечение перехода к преимущественно интенсивному типу воспроизводства путем соблюдения необходимых отраслевых пропорций, создания условий для максимального использования имеющегося трудового потенциала и достижения наивысшей производительности труда, а также через решение социальных задач .
Таким образом, как показывает жизненная практика, в занятости современных трудовых ресурсов, особенно молодежи, происходят неко-
торые изменения, связанные со структурой востребованной работы, с появлением одних видов работ и исчезновением других. Необходимо заметить, что в последнее время увеличивается спрос на специалистов по обслуживанию сельскохозяйственной техники, инженеров-техников, владеющих методами программно-числового управления, менеджеров фермерских и крестьянских хозяйств, работников сферы гостиничного и туристического сервиса, слесарей-автотехников, слесарей по ремонту и обслуживанию лифтов, сантехников, сварщиков, плотников и т. д. Все это необходимо осуществлять в условиях коренной структурной перестройки системы профтехобразования, перепрофилирования базы учебных заведений с учетом запросов рынка, подготовки и переподготовки рабочих кадров в сферах бизнеса, фермерского и крестьянского хозяйства, гостиничного хозяйства, туристических фирм, офисов и т. п.
Преодолев системный экономический кризис 90-х лет, Кыргызская Республика сегодня испытывает острую потребность в изменении как тактических, так и стратегических задач государственной политики развития трудовых ресурсов.
Для Кыргызстана единственно возможным является сценарий вхождения в новую мировую экономическую систему в качестве технологически развитой страны с соответствующим уровнем развития трудовых ресурсов. При таких условиях реализация инновационной стратегии развития должна стать главным приоритетом деятельности и быть общенациональным проектом.
Поэтому основное направление повышения качества трудовых ресурсов предполагает формирование новой системы подготовки и переподготовки кадров, адаптированной к современной политике либерализации предпринимательского пространства, связанного с кардинальным расширением возможностей свободного предпринимательства и сферы привлечения капиталов.
Практическая исчерпанность возможностей наращивания демографической составляющей трудовых ресурсов за счет экстенсивных факторов обусловливает необходимость переориен-
тации на интенсивный путь формирования интеллектуального и высококвалифицированного потенциала общества [5].
Поэтому уже сегодня крайне необходимо разработать научно обоснованную программу развития трудовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, реализация которой обеспечит достижение следующих целей:
- определения стратегических приоритетов развития трудовых ресурсов республики для реализации инновационной модели развития экономики и общества в целом;
- согласования концепции развития трудовых ресурсов с концепцией человеческого развития, в частности в области демографической, образовательной политики, здравоохранения и политики доходов;
- разработки мероприятий государственной политики относительно становления среднего класса как основы для обеспечения полного развития индустриального общества и создания условий для формирования и использования будущего трудового потенциала;
- повышения качества образовательной и профессиональной подготовки населения путем обеспечения доступности образования для населения через развитие дистанционных форм обучения, последипломного образования, создания современных систем беспрерывного обучения на производстве и т. п.;
- осуществления прогнозных расчетов трудовых ресурсов, его количественного и качественного состава на перспективу с целью обеспечения реальной потребности рынка работы в квалифицированных специалистах, рабочих кадрах согласно спросу на отдельные профессии.
При этом должна значительно возрасти роль государства как в создании законодательных и институционных условий для положительных сдвигов в инновационной сфере, так и в обеспечении развития трудового потенциала страны по уровню доходов, образованию и продолжительности жизни, с учетом требований совершенствования современных структурной, денежной и кредитной политики, системы налогообложения доходов физических лиц, по ре-
формированию управления бюджетной сферой, созданию условий для развития предпринимательской деятельности.
Таким образом, развертывающаяся в Кыргызстане экономическая и социально-политическая реформа вызывается необходимостью
принятия новой модели социальной системы для того, чтобы создать условия для полноценного развития и использования трудовых ресурсов, а также для беспрепятственной реализации огромных возможностей и способностей трудоспособной части населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Документы переписи населения Кыргызской Республики - 1989, 1999, 2009 гг. [Текст].
2. Кыргызстан в цифрах [Текст] : стат. сб. - Бишкек: Нацстатком КР, 2005.
3. Кыргызстан в цифрах [Текст] : стат. сб. - Бишкек: Нацстатком КР, 2007.
4. Кыргызстан в цифрах [Текст] : стат. сб. - Бишкек: Нацстатком КР, 2009.
5. Концепция социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г. [Текст]. -Бишкек: ЦЭС при МЭРиТ КР, 2008.
6. Социально-экономическое положение Ошской области. Оперативная информация 2006-2008 гг. [Текст]. - Ош, 2009.
7. Топилин, А. СНГ: демографический потенциал, миграция, рынок труда [Текст] / А. Топилин. - М.: Экон-информ, 2002. - С. 177.