В. Л. Погодина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Работа представлена кафедрой методики обучения географии и краеведения
РГПУ им. А. И. Герцена.
Географии принадлежит особая роль в развитии общественного гуманитарного и экологического сознания людей. Географическое образование - необходимое условие успешного воспитания внутренней культуры личности. Образовательный туризм представляет собой эффективную технологию обучения, которая активно используется в отечественной и международной практиках. При условии эффективной организации образовательных путешествий у их участников формируются универсальные социально-личностные и общекультурные качества (гностическая, морально-волевая, коммуникативная, организаторская, имиджевая компетентности). Географические учебные поездки - педагогически многогранно значимая форма работы с учащимися.
Ключевые слова: географическая культура, образовательный туризм, технология и форма обучения, универсальные социально-личностные и общекультурные компетентности
V. Pogodina EDUCATIONAL TOURISM AS A WAY TO DEVELOP GEOGRAPHICAL CULTURE OF STUDENTS
Geography plays a special role in the development ofpublic humanitarian and ecological consciousness of people. Geographical education is a necessary condition for successful forming of a person s inner culture. Educational tourism is an efficient technology of education, which is actively used in domestic and international practices. Universal social-personal and general cultural qualities (gnostical, moral-volitional, communicative, organisational and image competences) ofparticipants of educational journeys are formed under condition of their efficient organisation. Geographical educational journeys are a pedagogically significant form of work with students.
Key words: geographical culture, educational tourism, technology and form of education, universal social-personal and general cultural competences.
В составе основных приоритетов российского общества образование занимает значимое место. География являет собой одно из традиционных и одновременно современных звеньев образовательной структуры большинства развитых стран. В наше время географии
принадлежит особая роль в развитии общественного гуманитарного и экологического сознания людей, в формировании ноосферного (духовного, экологического) общества. Становление подобного общества, необходимое условие перехода к наиболее перспективной
модели устойчивого развития, способной обеспечить гармонию между обществом и природой. К началу XXI в. цивилизация не может развиваться без необходимости учета принципа управляемости социоприродной эволюцией. Подобный подход определяет необходимость преобразования образовательных систем. Реалии современного мира определяет современный этап нового синтеза всех наук на основе общественного интеллекта и образовательного общества. Условием подобного синтеза становится фундаментализация и гуманизация образования [7].
В построении ноосферного общества географической науке и географическому образованию должна быть отведена особая роль. В качестве доказательства достаточно отметить, что одной из социальных функций географии является геоэкологический прогноз, основывающийся как на анализе исторических фактов, так и изучении особенностей проявления современных процессов взаимодействия природы и общества. Вопросы состояния и перспектив развития географического, в том числе географо-педагогического образования, следует признать актуальными.
На процессы преобразования отечественного географического образования влияют как общемировые образовательные тенденции современного времени, так и специфические черты, определяемые историей и особенностями данного этапа развития России. Из наиболее значимых отметим: ускорение темпов развития общества, которое определяет необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены при условии эффективного взаимовыгодного международного сотрудничества; структурные изменения в сфере занятости, определяемые динамичным развитием экономики и сокращением сферы малоквалифицированного труда; необходимость постоянного роста профессиональной мобильности работников, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной
квалификации и переподготовке работников нового поколения. Процессы, преобразовывающие систему отечественного образования, нацелены на восстановление международного престижа России как страны с высоким уровнем культуры, науки, образования [4]. Следовательно, в модернизации российского образования следует учитывать емкий отечественный опыт, его положительные результаты, а также и ориентироваться на перспективные потребности общества.
Необходимость ориентации современного образования на формирование менталитета человека, способного глобально гуманистически мыслить и созидающе локально действовать, актуализирует мысли многих ученых, убежденных в важности географического образования. Роль географии в образованности человека, его профессиональной компетентности отмечается в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Л. С. Берга, Н. Н. Баранского, В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина,
A. В. Даринского, Ю. Н. Гладкого и других. Выдающийся российский педагог-географ
B. П. Максаковский указывает на сложную структуру понятия географической культуры. Он отмечает, что эта сложная межпредметная категория объединяет в себе картографическую, экономическую, экологическую составляющие. Обладание географической компетентостью означает: знать географическую картину мира, иметь географическое мышление, владеть методами и понимать язык географии [3].
В настоящее время в России явно проявилось деление образовательных направлений на «престижные» и «не дающие основание рассчитывать на жизненный успех». География большинством населения относится ко второй категории. Географические специальности в подавляющем числе вузов страны не испытали за последнее двадцать лет каких-либо значимых изменений, обусловленных правом высших учебных заведений реализовать академическую автономию, принятием законов, обеспечивающих многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитием негосударственного сектора высшего образования.
Напротив, многие факультеты, занимающиеся подготовкой географов, в том числе и преподавателей географии, за рассматриваемый временной промежуток претерпели серьезные деструктивные преобразования. В первую очередь это было связано со значительными материальными, в том числе техническими затратами, которые необходимы для организации качественного процесса подготовки специалиста в географической сфере. Работа талантливых ученых и педагогов в государственном секторе высшего образования, к которому относится и географическое, становится все менее конкурентоспособной по сравнению с работой в коммерческих вузах. Поэтому в рассматриваемой образовательной среде остро проявился социальный и экономический кризис последних лет.
Анализ современного состояния подготовки специалистов вузами страны дает основание утверждать, что главный кризисный этап миновал. Однако действующая система географического образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. К разряду важных, требующих оперативного решения проблем, следует отнести, с одной стороны, устаревшее и перегруженное содержание современного школьного географического образования, его оторванность от реальных потребностей жизни, а с другой - опасная недооценка обществом значения географического образования, игнорирование программами среднего образовательного звена роли географии в становлении и развитии культуры молодого человека [1]. До сих пор остается не решенной проблема отсутствия условий использования современных информационных технологий в географическом образовании, что в том числе приводит к неспособности учащихся вести поиск, отбор и обработку информации.
В условиях экономического расслоения общества, когда недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи, государство должно особое внимание уделить научным и образовательным направлениям, имеющим культурологическое значение, формирующим экологическое созна-
ние человека, нацеленным на выстраивание стратегии устойчивого развития общества и сохранения природной среды. Это значит, что в системе школьного и вузовского образования география должна рассматриваться как учебная дисциплина, мировоззренческого характера, формирующая у школьников и студентов системное и социально ориентированное представление о планете Земля и ее обитателях. Она призвана знакомить учащихся с территориальным подходом как ведущим методом научного познания и важным способом воздействия на социально-экономические процессы посредством осуществления разнообразных мероприятий региональной политики. Географические науки, следовательно, и географическое образование, призваны обеспечить социоп-риродную, сгармонизированную эволюцию на базе принципа управляемости.
«Географизация» образования - необходимое условие как успешного воспитания внутренней культуры личности, так и эффективного развития современного мира. Географическая наука обладает огромным потенциалом для интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, поэтому в общеобразовательной подготовке именно географические дисциплины являются фундаментом для развития экологического мировоззрения. Отсутствие элементарных знаний по географии мешает человеку понять свое место и оценить свою роль в окружающем мире. Формирование специалистов нового поколения в области психологии, политологии, педагогики, культурологии, политологии, связей с общественностью, безопасности жизнедеятельности, управлению организациями и персоналом и других основывается на идее гуманизации образования и науки. Гуманистическая география, выступающая, в частности, одним из ведущих направлений в «европейском образовании» интенсивно развивается и в мировой науке. Развитие гуманистической географии связано с глобальным характером происходящих в обществе перемен, обострением взаимодействия между людьми в современной поликуль-турной среде.
Геоэкологический подход в географии следует считать фундаментальным явлением. Возможность прогнозировать и применять меры по предупреждению негативного воздействия на экосистемы, умение применять здоровьесберегающие технологии, способность предвидеть ближайшие и отделенные последствия принимаемых социально значимых решений - неполный перечень тех ключевых компетенций, которые могут быть развиты при изучении географических дисциплин. География, таким образом, должна занимать важное место как в системе школьных дисциплин, так и включаться в структуру фундаментальной подготовки всех направлений в высшей школе.
Методика географического образования обладает широким арсеналам различных технологий обучения географии и формирования географической культуры. К одной из таких технологий, безусловно, может быть отнесен образовательный туризм. Образовательными следует считать туры, организуемые в рамках познавательного туризма, целью которого является выполнение задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Можно выделить туры школьного и внешкольного образования, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. Образовательными должны быть признаны и поездки, предпринимаемые людьми с целью самообразования (т. е. цели их не связаны с реализацией образовательных программ учебных заведений).
Рассматриваемый вид туризма имеет давние традиции, однако и ныне он динамично развивается как в России, так и за рубежом. Среди крупнейших отечественных специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий, И. И. Полянский, Б. А. Федченко, И. И. Михайлов, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков, Д. М. Кайгородов, В. Е. Герд, А. Ф. Родин, А. В. Даринский и др. Многие разработанные ими теоретические положения, а также практические рекомендации актуальны и в настоящее время.
Учебные образовательные поездки могут помочь учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук. Следовательно, в структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения.
Образовательная значимость рассматриваемой технологии в географическом образовании особая. Учебные географические походы и поездки не только желательны, но и должны быть включены в качестве обязательной формы работы с учащимися. Реализация разнообразных возможностей по организации туров - важная составляющая труда учителей географии. Поездки, имеющие целью географическое изучение района, знакомят учащихся с географическими, биологическими, экономическими, экологическими, историческими, в том числе этнографическими, культурологическими и другими особенностями посещаемой территории. В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты и др.
Методически правильная построенная работа с учащимися в рамках географического образовательного туризма позволяет составить туристу географическое представление о специфическом характере местных ландшафтных и социально-экономических комплексов территории, провести сравнительный их анализ с уже знакомыми по своему региону. Образовательные туры, организуемые географами, позволяют учащимся изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества. Особое внимание на современном этапе уделяется изучению объектов и комплексов с целью прогнозирования перспектив их развития. Значимым в этом аспекте является выработка рекомендаций по дальнейшему наиболее рациональному пути природопользования. При этом наиболее актуальными могут быть признаны познавательные поездки на территорию природных заказников, иных особо охраняемых природных территорий. Научные исследования в природе учащиеся средних
учебных заведений и вузов могут проводить совместно, работая в составе школьных научных экспедиций.
Разнообразные, многоплановые процессы взаимодействия природы и общества определяют многоаспектную геоэкологическую задачу изучения общих и специфических законов, определяющих динамику развития ландшафта. В этом отношении исключительно важны работы на учебных стационарах. Интересен опыт заключения договоров учебными заведениями разного уровня и профиля с научными организациями (например, с заповедниками или научно-исследовательскими профильными институтами) по предоставлению учащимся возможности проведения на их базе научных исследований. При планировании образовательного тура проводится ранжирование природных и культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре (объекты мирового, федерального, областного и местного значения). В практике организации учебных поездок школьников преобладают посещение городов, являющихся часто местом сосредоточия объектов и их сочетаний, представляющих большое значение для образования молодого человека.
В рамках образовательного туризма формируется географическая культура учащегося, расширяется его кругозор. Поездки в целях образования превратились в одно из приоритетных направлений развития туристкой отрасли. По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации (ВТО) в XXI в. темпы развития образовательного туризма будут по-прежнему высокими.
В образовательной программе по любой специальности образовательный туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Для ряда специальностей образовательный туризм имеет особое значение. Например, при освоении иностранного языка проживание и учебу студента в стране изучаемого языка трудно переоценить.
В вузах по ряду специальностей проведение образовательных туров не только желательно, но и предусмотрено стандартами образования. Большинство из таких туров проводится в рамках организации учебных практик. В системе
подготовки географов, биологов и историков их принято называть полевыми. Программа полевых практик, например, для педагогов-географов ориентирована на подготовку специалистов, которые профессионально должны овладеть методикой комплексного изучения любого региона при решении разнообразных задач, в том числе и образовательных.
На российском рынке туристских услуг предложения поездок в развитые страны мира для детей и молодежи в целях изучения иностранных языков преобладают. Среди наиболее популярных предложений - визиты в Великобританию, на Мальту, в США. Превалируют программы, рассчитанные на месячное пребывание обучаемых туристов. Естественно, что программные предложения туристских фирм не ограничиваются лишь языковыми занятиями. Любая поездка, по каким мотивам она не предпринималась бы, так или иначе будет являться познавательной. Приезжая в чужую страну молодой человек оказывается в иной этнокультурной среде. Поэтому наиболее часто образовательные поездки, совершаемые с целью языкового совершенствования, сопровождаются разнообразными экскурсиями, сочетаются с отдыхом. На российском туристском рынке имеются также и предложения по обучению школьников и студентов в учебных заведениях за рубежом в течение более длительного времени (на семестр, год и более). Такие программы считаются престижными, но они дорогостоящи, и оплатить их могут позволить себе лишь состоятельные родители.
Молодые люди из стран Европейского содружества весьма активно путешествуют с образовательными целями в иные государства. За 2008 г. более 160 тыс. студентов получали образовательные услуги вне пределов своих стран. Наиболее востребованными образовательными направлениями для путешествующих с целью повышения квалификации и получения сертификатов об обучении были торговля, иностранные языки и социология.
Одной из форм путешествия, которые, на первый взгляд, напрямую не относятся к образовательным, могут считаться поездки
молодых людей с целью работы в летний период. Так, например, большой популярностью у студентов многих стран пользуются программы «work and travel». Предложения «работать и путешествовать» привлекают молодых людей возможностью приобретения каких-либо профессиональных навыков. Однако результаты опроса показывают, что на первое место студенты ставят возможность заработка, на второе - возможность совершенствования в языке, третью позицию занимают ответы о желании «увидеть мир», на четвертом месте -возможность установления деловых и личных контактов. Немаловажным является и то, что для выстраивания дальнейшей карьеры опыт работы за границей может оцениваться работодателем как положительный аргумент при приеме на работу в российское учреждение. В любом случае «work and travel» - пример возможности учащейся молодежи ознакомиться с особенностями природы, культуры и экономики иных стран. Это не может положительно не влиять в том числе на развитие их географического кругозора.
На внутрироссийском туристском рынке предложения, связанные с индивидуальным образовательным туризмом школьников, чаще сочетаются с рекреационными предложениями. Популярностью пользуется отдых учащейся молодежи (обычно в каникулярное время) с параллельным прохождением какой-либо образовательной программы. Лидерами в осуществлении подобных программ являются экологические лагеря. Подобные лагеря стали особо активно развиваться за последние 15 лет на базе национальных и природно-исторических парков, а также природных заповедников. Наиболее востребованы экологические лагеря в Северо-Западном, Центрально-Европейском, Уральском, Байкальском и Юго-Дальневос-точном туристском регионах. Предложения отдыха на базах и в лагерях отдыха, в период нахождения в которых учащимся предлагаются образовательные программы иного направления, пока на российском туристском рынке малочисленны. Тем не менее некоторые программы весьма перспективны. Наиболее известны образовательно-рекреационные программы по таким направлениям, как изучение иностран-
ного языка без выезда за границу, изучения истории, приобретение опыта краеведческого исследования. Интересен в связи с обсуждаемым вопросом опыт организации лагерей, в период пребывания в которых молодые люди сочетают отдых с приобретением знаний экономической направленности. Так, на протяжении нескольких лет, на озере Селигер в летнее время организовывается молодежный лагерь, в котором отдыхающим предоставляется возможность пройти курсы повышения экономической грамотности и получить опыт участия в политической жизни страны (в том числе в результате общения с лидерами молодежных политических и общественных организаций). Другой пример - движение «доброхотов». На протяжении более двух десятилетий оно привлекает в Пушкинский природно-культурный заповедник в Пушкинских горах Псковской области молодых людей России и других стран. Участники движения в летнее время живут на территории заповедника в палаточном лагере, оказывают помощь сотрудникам заповедника по обустройству территории, изучают факты, связанные с пребыванием А. С. Пушкина и его семьи в Петровском, Михайловском и Тригор-ском, принимают участие в археологических исследованиях, проводимых специалистами на заповедной территории. Этот опыт может быть оценен как положительный в плане одной из форм организации образовательного туризма, способствующего формированию социально-личностных и общекультурных компетенций учащихся.
Россия имеет большой опыт организации лагерей отдыха для школьников. В советский период ребята, прибывающие на отдых в пионерские лагеря, включались в работу различных секций и кружков. Целевые установки программ, по которым проводилась работа с учащимися, разрабатывались с учетом выполнения как воспитательных, так и обучающих задач. Таким образом, учащимся предоставлялась возможность приобретать научные и практические знания, навыки по различным направлениям деятельности.
Начиная с конца XIX в. особо аттрактивны для школьников разного возраста были одно-и многодневные походы. Географические
знания - важная составляющая подготовки и проведения таких походов. Можно рекомендовать организаторам лагерей детского отдыха продолжать отмеченные традиции в наши дни.
На протяжении 50 лет в нашей стране пользовались популярностью у молодежи и трудовые летние лагеря. Они создавались в подавляющем большинстве случаев для студенчества, однако имеются и положительные примеры подобной формы работы со школьниками (для учащихся школ это были лагеря труда и отдыха). Участникам трудовых лагерей обычно предоставлялась возможность уезжать в другие регионы страны. Помимо заработка и приобретения навыков работы по различным специальностям (преобладали работы в сфере строительства, сельского хозяйства, транспорта, а также работа пионервожатыми в детских лагерях отдыха) молодые люди имели возможность получить представление
об географических особенностях территории, в пределах которой проходила их временная трудовая деятельность. Такой вид деятельности нельзя отнести напрямую к категории образовательного туризма, поскольку поездки с целью заработка не могут быть признаны туристскими. Однако мотивы, по которым учащиеся принимали решение о поездках, были многоплановыми, так как они включали мотивы обучения профессии, отдых, испытания своих сил, приобретение опыта жизни вне дома, установление личных контактов, посещение территории вне региона постоянного проживания и др. Следовательно, с учетом перечисленных мотивов такие поездки могут быть признаны туристскими. Их значение для расширения знаний географического характера не требует дополнительных доказательств.
Большая часть из рассмотренных видов поездок, как отмечалось, не имела учебных целей в качестве главных. Тем не менее походы и поездки с образовательными задачами широко используются в школах и вузах. Учебная поездка (поход) должна основываться на принципах научности (истинности), целевой направленности познавательно-воспитательного процесса, сознательности восприятия, последовательности, систематичности и логичности
построения, а также принципах наглядности, доступности и доходчивости, целостности и модульности, дополнительной функциональности и общезначимости, междисциплинарной интеграции, яркости и эмоциональности в раскрытии темы, увлекательности. Весьма важны краеведческий принцип и принцип связи с жизнью [5]. В настоящее время можно констатировать возрастание интереса к школьному образовательному туризму.
Педагогически верно организованные учебные экскурсии и поездки помимо формирования основ географической культуры учащихся позволяют учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, научнометодическую, социально-педагогическую, культурно-просветительную и др. Так, в процессе организации и проведения образовательных туров у учащихся помимо географической компетентности могут формироваться следующие универсальные социально-личностные и общекультурные качества.
Гностическая компетентность: общая образованность, гибкость и критичность ума, сообразительность, рассудительность, аналитические способности, эрудиция, хорошая обучаемость, логичность и аргументированность высказываний, последовательное выстраивание тезисов в письменной и устной работе, умение найти информацию, выделить главное, способность обосновывать, сравнивать подобранные факты, демонстрация последовательности в анализе ситуации, логическое мышление, способность проводить анализ на основе сравнения с последующими выводами, умение осуществлять критический разбор ситуации, правильно выявлять существенные черты, четкость выражения мысли, логика выстраивания ответов и вопросов, способность формулировать выводы, умение связанно вести диалог, соблюдение логики рассуждения в процессе выражения мысли, готовность находить свои подходы к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, конструктивность в восприятии критики, умение поставить себя на место другого, стремление учиться (приобретать новые знания, опыт деятельности), спо-
собность к критике и самокритике, готовность к самостоятельной работе и саморазвитию.
Морально-волевая компетентность: способность использовать этические и правовые нормы, гражданственность, правопослуш-ность (правовая культура), в том числе знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России, толерантность, способность к социальной адаптации, понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, активность, целеустремленность, оптимистичность, уверенность в себе, находчивость, умение анализировать свои желания и выбирать из них приоритетные, способность поставить перед собой цель, реально оценивать свои возможности, готовность осуществлять намеченное, способность планирования своей деятельности, самостоятельность постановки и выполнения заданий, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, рефлексия, настойчивость, инициатива, способность быстрой ориентировки в сложной ситуации и решения поставленных задач, умение смотреть на себя глазами критически настроенного постороннего человека, конструктивное отношение к критике и способность воспринимать ее по содержанию, а не по форме, готовность высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других, ответственность, решительность, самостоятельность и организованность в учебе, устойчивое выражение своего отношения к выполнению обязанностей и полученным результатам, настойчивость в достижении цели, готовность делать больше, чем требуется или ожидается в работе, выносливость, управление стрессом и временем, способность критически переосмысливать накопленный опыт.
Коммуникативная компетентность: навыки культуры социальных отношений, социальное взаимодействие (социальная интерактивность), работа в команде, навыки межличностных отношений, эмпатийность, уважение к людям, доброжелательность, тактичность, принципиальность, общительность и контактность, адаптивность, умение взаимодействовать, объективность, способность информировать, убедительность речи,
способность грамотно и выразительно излагать проблему со знанием интонационных особенностей речи, невербальных языковых средств, гуманистическая ориентированность, коммуникабельно сть, коммуникационные навыки, умение проникать в чувства другого человека, сопереживать с ним и сочувствовать ему, встать на его позицию, разделить с ним его радость и огорчения, готовность оценить свое состояние в момент общения, уловить настроение другого человека, предвидеть его ответную реакцию, навыки технически-опосредованной коммуникации, способность к управлению выражением эмоций, осознание роли ситуативности, чувство юмора, умение критически переосмысливать свой социальный опыт, приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности, умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться.
Организаторская компетентность: знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики зависимостей, владение социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, понимание необходимости здорового образа жизни и физической культуры, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, настойчивость, выдержка, организованность, ответственность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность, активность, инициативность, уверенность в себе, целеустремленность, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность других.
Имиджевая компетентность: умение создать свой привлекательный внешний облик, в том числе, приятным для окружающих характером общения, обладание хорошими манерами, желание совершенствоваться, стремление к успеху.
Таким образом, образовательный туризм, имеющий главную цель - формирование географической культуры - должен рассматриваться как педагогически многогранно значимая форма работы с учащимися. Успешность ее дальнейшего эффективного использования зависит от наличия подготовленных орга-
низаторов. Здесь необходимы специалисты компетентные как в вопросах педагогики, так и проведения туристской деятельности.
Одной из сложных задач является оценка туристско-ресурсного потенциала образовательного туризма конкретной территории. Туристские условия и ресурсы для образовательного туризма имеют ряд отличительных признаков. В зависимости от конкретных задач определяется, например, информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная или иная ценность ресурса. Для выявления перспектив развития туризма необходимо учитывать в качестве ресурсов не только объекты, но и условия (природные, социальные, экономические). К важнейшими характеристикам ресурсов образовательного туризма следует отнести их емкость и устойчивость, надежность, доступность, устойчивость.
Необходимо анализировать территориальные и функциональные взаимосвязи между видами ресурсов образовательного туризма в пределах определенной местности и путями их использования. Поэтому любая образовательная поездка или поход имеет многофункциональные возможности. Так, в случае, если данный тур предпринимается с целью географического образования, то параллельно в ходе маршрута могут решаться задачи биологического, экологического, исторического, экономического, искусствоведческого и другого образовательного направления. В подавляющем числе случаев сочетания ресурсов для разных видов туризма дает дополнительные выгоды, а ухудшение качества какого-либо из таких ресурсов (или отсутствие одного из них) отражаются на ценности всего комплекса. Поэтому при расчетах эффективного использования имеющихся туристских ресурсов не-
обходимо учитывать принцип комплексности. Он может базироваться и на возможностях совместного использования одного и того же ресурса в разных видах образовательного туризма. Например, дворцово-парковые ансамбли могут представлять интерес для учащихся, обучающихся по специальностям география, архитектура, история, культурология, ландшафтный дизайн, биология, экология и др. [6].
Организация поездок студентов в соответствии с учебно-образовательными задачами имеет ряд особенностей. Специалисты, занимающиеся подобной организацией, должны быть хорошо осведомлены о специфике обучения по данной специальности, о требованиях, предъявляемых к квалификации бакалавра или магистра образовательными стандартами.
В подготовке педагога к будущей профессиональной деятельности, необходимо использовать образовательный туризм и как эффективную форму обучения и как формирование опыта, в ходе которого учитель приобретает знания основ организации учебных поездок для учащихся. Организаторы туров должны быть хорошо осведомлены о специфике обучения, о требованиях, предъявляемых к учебной дисциплине образовательными стандартами. Важным в этом отношении является дальнейшее развитие сети учебных туристских центров при университетах [2]. Опыт доказывает, что наиболее перспективным является получение географом, имеющим педагогическое образование, дополнительной специализации в сфере туристского бизнеса. Для формирования географического культурного поля нашего общества вопросы подготовки педагогов-гео-графов должны быть признаны стратегически важными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. География: наука и образование в системе «общество - школа - университет»: материалы юбилейной международной научной конференции / под ред. В. П. Соломина. СПб., 2007.
2. Жуковин И. Б., Махов С. И., Погодина В. Л. Развитие научно-образовательного туризма как средства организации воспитательной деятельности в РГПУ им. А. И. Герцена // Социокультурная среда города и воспитание студента / под ред. В. Ю. Орляновского. СПб., 2007.
3. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов. М., 1998.
4. Немчин А. М., Субетто А. И., Суслов Е. Ю., Суслов Ю. Е. Теоретические основы и методология социально-экономического управления России XXI века: Ноосферный аспект: монография / под ред. А. И. Субетто. СПб., 2006.).
5. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современный образовательный туризм // Современные технологии в обучении географии / коллективная монография. СПб., 2007.
6. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 8 (30).
7. Субетто А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI в. материалы XVII Всероссийской научнометодической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего образования в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа, 2007.
REFERENCES
1. Geografiya: nauka i obrazovaniye v sisteme «obshchestvo - shkola - universitet»: materialy yubileynoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / pod red. V. P. Solomina. SPb., 2007.
2. Zhukovin I. B., Makhov S. I., Pogodina V L. Razvitiye nauchno-obrazovatel’nogo turizma kak sredstva organizatsii vospitatel’noy deyatel’nosti v RGPU im. A. I. Gertsena // sotsiokul’turnaya sreda goroda i vospitaniye studenta / pod red. V. Yu. Orlyanovskogo. SPb., 2007.
3. Maksakovsky V. P. Geograficheskaya kul’tura: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov. M., 1998.
4. Nemchin A. M., Subetto A. I., Suslov E. Yu., Suslov Yu. E. Teoreticheskiye osnovy i metodologiya sotsial’no-ekonomicheskogo upravleniya Rossii XXI veka: Noosferny aspekt: monografiya / pod red. A. I. Subetto. SPb., 2006.).
5. Solomin V. P., Pogodina V. L. Sovremenny obrazovatel’ny turizm // Sovremennye tekhnologii v obuchenii geografii / kollektivnaya monografiya. SPb., 2007.
6. Solomin V. P., Pogodina V. L. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya obrazovatel’nogo turizma v Rossii // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. N 8 (30) SPb., 2007.
7. Subetto A. I. Kompetentnostny podkhod: ontologiya, epistemologiya, sistemnye ogranicheniya, klassifikatsiya - i yego mesto v sisteme noosfernogo imperativa v XXI v. materialy XVII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Proektirovaniye federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov i obrazovatel’nykh programm vysshego obrazovaniya v kontekste yevropeyskikh i mirovykh tendentsiy». M.; Ufa, 2007.