стран. В этот день музейщики страны-участницы проводили мастер-классы по изготовлению национальных игрушек, сувениров. Ежедневно устраивались дискуссионные площадки и круглые столы, тематические презентации, экскурсии, театрализованные постановки. Представители делегаций окунулись в атмосферу неформального общения, познакомились с историко-культурным наследием соседей, их этническими особенностями. Завершился фестиваль созданием символа единения культур «Моста дружбы».
Украинским государственным центром туризма и краеведения учащейся молодежи наработана система повышения квалификации педагогических кадров центров туризма и краеведения учащейся молодежи, станций юных туристов: последовательно (согласно Закону Украины «О внешкольном образовании» - один раз в пять лет) проводится повышение квалификации на базе Университета менеджмента образования Национальной академии педагогических наук Украины, где слушатели проходят теоретический курс по педагогике, психологии, основам внешкольного образования; ежегодные выездные всеукраинские семинары-практикумы способствуют обмену опытом работы; цель семинаров судей соревнований и руководителей походов - повышение их квалификации и безопасное проведение мероприятий.
Система детско-юношеского туризма как неотъемлемая часть внешкольного образования Украины успешно выполняет задачи воспитания подрастающего поколения, формирования высоких моральных качества и здорового образа жизни.
УДК 914/919; 379.85; 908
А. В. Колотуха
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
В статье представлены результаты исследования рекреационно-турист-ской деятельности и географических основ детско-юношеского туризма. Автором определены концептуальные задачи социально-географических исследований. Раскрыты функции географии туризма. Туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривается как одно из эффективных средств
воспитания и оздоровления. Показано, что детско-юношеский туризм является многоаспектным и полифункциональным видом внешкольной деятельности, охватывающим воспитательную, образовательную, лечебно-оздоровительную, досуговую, познавательную, научно-исследовательскую, спортивную и экологическую деятельность, а также техническое творчество.
The author presents the results of a study on recreation and tourism activities and geographic bases of youth tourism. The author defines the conceptual problems of social and geographic research. The article also reveals the main functions of tourism geography. Tourism and local history activities of pupils are considered to be effective methods of education and health improvement. It is shown that youth tourism is manifold and multifunctional type of extracurricular activity, covering educational, recreational, leisure-time, cognitive, research, sports and environmental activities, as well as technical creativity.
Ключевые слова: рекреационно-туристская деятельность детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, география детско-юношеского туризма, средства воспитания, средства оздоровления.
Keywords: recreation and tourism activity, children and youth tourism, tourism and local history activities, geography of youth tourism, education methods, recreation methods.
Постановка проблемы. Одним из наиболее эффективных видов рекреационной деятельности является туризм. Он отражает характерную тенденцию современности, когда преимущество отдается развитию динамичного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью. По мере того, как туризм становился заметным явлением современности, он втягивал в свою орбиту не только отрасли хозяйства, которые его обслуживают, но и науку. Наука помогла объяснить, организовать и прогнозировать это массовое и сложное социальное явление.
И хотя организация рекреационно-туристской деятельности носит комплексный характер, в ходе развертывания научных исследований отчетливо проявилась именно «географичность» проблем ее развития, поскольку рекреационно-туристская деятельность органически связана со свойствами географической среды и территориально дифференцирована.
Цель - исследовать географические основы детско-юношеского туризма, определить концептуальные задачи социально-географических исследований.
Результаты исследований. По нашему мнению, именно география - фундамент изучения туризма, потому что туризм является географическим по своей природе. Ведь туристская деятельность осуществляется в природных местностях, включает передвижение в географическом пространстве и является деятельностью, в которой и характеристика места, и самоидентификация личности формируются через отношения, возникающие с местом, ландшафтом и людьми.
Физическая география представляет собой базу для создания туристских мест, а окружающая среда, ее основные черты - главные составляющие, которые учитываются в управлении развитием мест туризма. Социально-экономическая география позволяет понять социальные и экономические связи, существующие в туризме и рекреации, а также особое значение различных туристских мест для индивида, особенно юного. Ощущения от достопримечательности (аттракции) часто являются ключевым элементом в развитии туризма, так как без уникальности и разнообразия пункта назначения туризм был бы обыденным и неинтересным.
В течение нескольких десятков лет туризм был фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, для того чтобы рассматриваться как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и более широко войти в поле зрения социальной географии.
Но при всем разнообразии туризма есть одна особенность, которая отличает его от всех других форм отдыха. Туризм - пространственное явление, а в большинстве своем и «пространственное познание». Именно этот тезис тесно связывает его с географией, которая рассматривает природные и социальные процессы в их пространственном выражении. Поэтому украинский географ М. П. Крачило выделил географию туризма в отдельную географическую дисциплину. По его определению, «география туризма -это географическая наука, изучающая территориальную организацию туристского хозяйства, условия и особенности его развития в разных районах и странах» [1].
География туризма лишь сравнительно недавно сформировалась как самостоятельная географическая дисциплина с собственным объектом и предметом исследования. Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. А. Ю. Александрова определяет географию туризма как отраслевую дисциплину социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей [2]. В этом определении чрезвычайно важным нам представляется указание на принцип самоорганизации туризма. Понятие самоорганизации является одним из ключевых в отечественной школе географии туризма. Отмечаем, что именно детско-юношеский туризм имеет высокий уровень самоорганизации туристской деятельности.
Чрезвычайно важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий. Оно дает представление о видах и формах туризма, о значимых объектах природы, культуры, истории, находящихся в своей стране и за рубежом. Тем самым география туризма пробуждает интерес у потенциальных путешественников к уже существующим или только формирующимся туристским регионам, центрам и целенаправленно формирует желание их посетить.
География туризма - это наука, изучающая путешествия и туризм в качестве области человеческой деятельности и особенно как феномен места. С географической точки зрения туризм состоит из мест происхождения туризма (или генерирующих туризм областей), туристских мест назначения (или мест предложения туризма) и взаимоотношений (связей) между местом происхождения и назначения туризма, включающих транспортные маршруты и мотивации путешествующих.
Весомой составляющей географии туризма выступает география детско-юношеского туризма. Поэтому актуальным представляется конкретизация объекта и расширение предметной области географии туризма и обоснования теории геопространственной организации детско-юношеского туризма. Объектом исследования географии детско-юношеского туризма выступает детско-юношеский туризм как общественное явление геопространст-
венного содержания, предметом исследования - его пространственная организация [3].
Детско-юношеский туризм, ориентированный на важную социальную категорию общества - подрастающее поколение, занимает особое место в системе рекреационно-туристской деятельности.
Ретроспективный анализ развития детско-юношеского туризма на Украине доказывает, что на протяжении своего развития ту-ристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривалась как одно из эффективных средств воспитания и оздоровления. Это нашло отражение как в практике, так и в исследовании научных проблем детско-юношеского туризма того времени. К положительным достижениям, которые получила от советской системы существующая система детско-юношеского туризма на Украине, следует отнести развитую (на уровне областей) сеть специализированных туристско-краеведческих учреждений (центров и станций туристов), постоянное государственное финансирование, достаточную нормативно-правовую и методическую базу, высококвалифицированный кадровый потенциал и т. д. К недостаткам, с позиций сегодняшнего дня, относятся соответствующая идеологическая направленность, заорганизованность, нерациональное использование ресурсного потенциала отрасли, недостаточное научно-методическое обеспечение и т. п.
Сейчас детско-юношеский туризм является многоаспектным и полифункциональным видом внешкольной деятельности, который охватывает воспитательную, образовательную, лечебно-оздоровительную, досуговую, познавательную, научно-исследовательскую, спортивную, экологическую деятельность, техническое творчество. Учитывая высокую социальную значимость этого вида внешкольной деятельности, можно утверждать, что современные экономические и социальные предпосылки, которые сложились на Украине, сформировали социальный заказ на развитие системы детско-юношеского туризма в нашей стране.
Поэтому очевидно, что на современном этапе только система детско-юношеского туризма способна дать полноценный туристский продукт, который бы удовлетворял потребности учащейся молодежи в отдыхе, оздоровлении, познании окружающей среды.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований по географии, педагогике, экономике, истории свидетельствует о недостаточном уровне изученности детско-юношеского туризма именно с позиций социально-экономической географии. В связи с этим приобрели актуальность изучение и анализ современного состояния детско-юношеского туризма на Украине, разработка социально-географической модели функционирования и развития этого сегмента туристской отрасли. Актуальность разработки данных вопросов следует из недостаточного научного обоснования этого вида рекреационной деятельности, необходимости обеспечения теоретическими и практическими исследованиями организации и развития детско-юношеского туризма в соответствии с требованиями настоящего, разработки методических положений и прогнозирования развития детско-юношеского туризма в нашей стране. Повтор будет на с. 43
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие концептуальные задачи:
- обоснование социальной значимости детско-юношеского туризма, определение социального заказа на этот вид рекреационной деятельности;
- проведение теоретического обобщения исследований детско-юношеского туризма как сегмента туристской отрасли Украины;
- исследование основных этапов развития и формирования современной модели детско-юношеского туризма на Украине;
- анализ концептуально-понятийного аппарата с целью адаптации существующей терминологии рекреационной географии к требованиям исследования именно детско-юношеского туризма;
- исследование существующей сети туристско-краеведческих учреждений, экономико-географических предпосылок существования системы детско-юношеского туризма в нашей стране с целью возможного прогнозирования;
- анализ существующего кадрового потенциала системы туристско-краеведческих учреждений и изучение возможностей подготовки квалифицированных кадров именно для детско-юношеского туризма (гидов-проводников, экскурсоводов, руководителей групп, руководителей туристско-краеведческих кружков, тренеров туристско-спортивных команд и т. д.) на географических специальностях университетов, педагогических университетов;
- анализ особенностей и специфики функциональной и территориальной структуры детско-юношеского туризма на Украине с целью дальнейшего прогнозирования их развития;
- определение основных проблем развития детско-юношеского туризма на Украине как территориальной социально-экономической системы и обоснование направлений совершенствования ее функциональной и территориальной структуры;
- внедрение новых форм детско-юношеской рекреационно-ту-ристской деятельности, доказательство их экономической целесообразности в новых экономических условиях.
К сожалению, экономический кризис не позволяет большинству населения нашей страны отдыхать и восстанавливать свое здоровье в признанных курортно-лечебных регионах Украины - в Крыму, в Карпатах, на Черноморском и Азовском побережьях, в других районах. Особенно важной в этом аспекте становится проблема оздоровления школьников, ведь почти перестали работать детские оздоровительные лагеря, а летних лагерей труда и отдыха сейчас единицы. Большинство детей школьного возраста, как показал проведенный автором анкетный опрос около 4,5 тыс. школьников города Кировограда и Кировоградской области, не имеют возможности отдыхать за пределами своих населенных пунктов, как это было раньше, - в оздоровительных лагерях, санаторно-лечеб-ных учреждениях, на туристских базах, просто с родителями на море или в какой-то иной местности. Доля учащихся, которые не могли полноценно отдохнуть летом 2010-2012 гг., достигает 42%. В других областях Украины ситуация подобная. Таким образом, на фоне социальных проблем, увеличения психологической нагрузки, нерационального питания насущной выступает необходимость полноценного отдыха и оздоровления детей и юношества. Все эти факты побуждают ученых к проведению региональных рекреационных исследований - исследования ресурсно-туристского потенциала с целью выявления потенциально свободных рекреационных территорий, разработки детско-юношеских туристско-краеведчес-ких маршрутов по родному краю, подготовки местных квалифицированных кадров именно для детско-юношеского туризма и т. п.
Для обеспечения содержательной организации кратковременного и длительного отдыха учащейся молодежи на местном уровне необходима разработка региональных (городских, районных, обла-
стных) туристских, рекреационно-оздоровительных, экскурсионных программ, опирающихся на существующую законодательную базу, местные туристско-рекреационные ресурсы, туристско-крае-ведческое движение. Особое внимание следует уделять разработке школьных учебных экскурсий, экскурсий и туристских путешествий по достопримечательностям природы, истории и культуры нашей страны, организации летнего отдыха и оздоровления.
Главная цель таких программ - обеспечение неотложных, жизненно важных потребностей детей и юношества в оздоровлении, содержательном отдыхе, санаторно-курортном лечении, туристско-эк-скурсионном обслуживании, воспитании средствами туризма и краеведения, координация усилий всех заинтересованных в этом организаций, создание в регионах комплексной системы полноценного отдыха, оздоровления и воспитания учащейся молодежи, рационального и содержательного использования ею свободного времени и проведения досуга, ознакомления с национальным историко-культурным наследием и природной средой родного края и всей страны.
Основными задачами таких программ являются:
- создание условий для полноценного летнего отдыха и оздоровления всех школьников региона, особенно детей из малообеспеченных семей, социально не защищенных, трудных подростков, за счет внедрения новых недорогих форм активного отдыха и оздоровления;
- внедрение и более широкое использование новых недорогих форм активного отдыха, таких, как стационарные и передвижные палаточные лагеря, профильные лагеря, туристско-краеведческие походы и экспедиции, эколого-туристские акции и т. п.;
- содействие развитию рекреационной инфраструктуры своего региона;
- подготовка кадров для работы в летних оздоровительных и профильных лагерях, руководителей туристско-краеведческих кружков и объединений, руководителей туристско-краеведческих походов и экспедиций по специализации «Туризм и краеведение» из числа педагогов и студентов педагогических специальностей;
- научно-методическое обеспечение рекреационных потребностей учащейся молодежи региона;
- расширение границ и возможностей отдыха и оздоровления школьников за счет осенних, зимних и весенних каникул, органи-
зации содержательных экскурсионных поездок в течение учебного года и т. д.
С целью использования местного экскурсионно-туристского потенциала следует также разработать долговременные комплексные программы туристско-экскурсионного обслуживания учащейся и студенческой молодежи с учетом возрастных особенностей и уровня их знаний.
Реализация подобных программ не только создаст дополнительно новые рабочие места, но и определит требуемое количество специалистов и работников необходимой квалификации.
Для подготовки специалистов детско-юношеского туризма необходим межотраслевой образовательный стандарт, определяющий уровни, структуру, учебно-тематические планы обучения специалистов. Но, по нашему глубокому убеждению, специалистов детско-юношеского туризма необходимо готовить на базе географических специальностей университетов и педагогических университетов. Ведь эффект использования природных ресурсов, рекреационной инфраструктуры, рекреационно-оздоровительных технологий, ценностей национальной культуры напрямую зависит от качества работы специалистов детско-юношеского туризма.
Значительного внимания требует кадровое обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей. Этот туристский продукт имеет высокую социальную цену и может производиться на условиях вторичной занятости учителей, студентов учреждений высшего профессионального образования. Подготовку директоров оздоровительных и профильных лагерей, их заместителей по разным направлениям работы, административного персонала лагерей, руководителей туристско-краеведческих походов и экспедиций, руководителей туристско-краеведческих кружков и объединений необходимо осуществлять регулярно из числа педагогов внешкольных образовательных учреждений на базе институтов последипломного образования, университетов и педагогических университетов. Ведь в наше трудное время дополнительный заработок и личное оздоровление в летний период для большинства педагогов является важным стимулирующим фактором.
Если туристско-краеведческие кадры на местах еще сохранились, то работников оздоровительных лагерей сейчас никто не готовит. Эта категория кадров практически утрачена. Поэтому для
возрождения оздоровительно-рекреационной деятельности их подготовка также является актуальной.
Важным звеном в работе оздоровительных и профильных лагерей является подготовка педагогов-организаторов для непосредственной работы с детьми - руководителей отрядов, групповодов, экскурсоводов и др. Для этой работы целесообразно использовать студентов педагогических вузов во время прохождения ими педагогической практики в лагерях или просто предоставлять возможность получения ими дополнительной работы во время летних каникул. В западных странах работа в оздоровительных и скаутских лагерях становится едва ли не основным видом заработка студентов в летний период.
Следовательно, обеспечение оздоровительных, профильных, туристско-спортивных лагерей, массовых туристско-краеведческих мероприятий (походов, экспедиций, экскурсионных поездок и т. п.) кадрами не является чрезвычайно сложной проблемой. Необходимы только определенное внимание и заинтересованность в подготовке данной категории кадров со стороны управлений образования и науки, институтов последипломного образования, центров (станций) детско-юношеского туризма и краеведения, педагогических вузов.
Научные проблемы, связанные с исследованием рекреационного потенциала и рекреационных ресурсов регионов, разработкой новых туристско-краеведческих маршрутов, внедрением новых нетрадиционных форм активного отдыха учащейся молодежи, могут быть решены учеными географических кафедр местных университетов и педагогических университетов при соответствующем социальном заказе и заинтересованности со стороны государственных и общественных организаций.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что детско-юношеский туризм выступает как социально важный, специфический вид рекреационно-туристской деятельности, который является объектом общественно-географических исследований. Учет особенностей детско-юношеского туризма позволяет лучше понять закономерности рекреационно-географических процессов, использовать их в решении практических задач, связанных с прогнозированием и планированием развития этой сферы туризма. География детско-юношеского туризма на сегодняшний день формируется как
самостоятельное научное направление географии туризма, со своим специфическим и в области туризмологии, и в области географии объектом и предметом исследования.
Примечания
1. Крачило Н. П. География туризма: учеб. пособие. Киев: Вища школа, 1987.С. 5.
2. География туризма: учебник / кол. авт.; под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008. 592 с.
3. Колотуха О. В. Географiя дитячо-юнацького туризму в Укра!ш: Навчальний поЫбник. Киев: Украшський державний центр туризму i краезнавства учшвсько! молод^ 2008. 278 с.
УДК 379.851; 914/919; 338.48
Гэ Тяньчжень
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ
Представлены в исторической ретроспективе экономико-социальные условия развития туризма в Китае. Туристский рынок Китая рассматривается как самый перспективный в современном мире. Дана характеристика видов спортивно-оздоровительного туризма и основных тенденций их развития в регионах Китая.
There are presented economic and social conditions for the development of tourism in China. China's tourist market is considered the most promising in the world today. There are characterized types of sports tourism and the main trends of their development in the regions of China.
Ключевые слова: туризм, Китай, путешествия, спортивно-оздоровительный туризм, виды туризма, развитие туризма.
Keywords: tourism, China, journeys, sports and health tourism, types of tourism, tourism development.