В. Л. Погодина
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
НА ПОЛЕВЫХ ПРАКТИКАХ
Работа представлена кафедрой физической географии и природопользования
РГПУ им. А. И. Герцена.
Географическому образованию принадлежит особая роль в становлении ноосферного общества. Комплексная характеристика профессиональной деятельности выпускника вуза должна основываться на компетентностном подходе. В подготовке педагогов-географов полевые практики занимают особое место. Они способствуют формированию у студентов универсальных (общенаучных, системных и инструментальных, социально-личностных и общекультурных), общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций.
Ключевые слова: географическое образование, полевые практики, компетентностный подход, универсальные, общепрофессиональные и профильно-специализированные компетенции.
V. Pogodina
FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELORS AND MASTERS IN GEOGRAPHICAL EDUCATION AT FIELD PRACTICES
Geographical education plays a special role in the development of humanitarian and ecological consciousness of people. Complex characteristics of professional activity of a university graduate should be based on the competent approach. Field practices are a special component in training of teachers-geographers. They help to form students ’ universal (general scientific, system-based and instrumental, social-personal and cultural), general professional and profile-specialised competencies.
Key words: geographical education, field practices, competent approach, universal, general professional and profile-specialised competencies.
Современная цивилизация не может развиваться без необходимости учета принципа управляемости социоприродной эволюцией. Поэтому географии принадлежит особая роль в развитии общественного гуманитарного и экологического сознания людей, в становлении ноосферного (духовного, экологического) общества. Формирование подобного общества - необходимое условие перехода к наиболее перспективной модели устойчивого развития, способной обеспечить гармонию между обществом и природой.
Ориентация современного образования на формирование менталитета человека, способного глобально гуманистически мыслить и созидающе локально действовать, актуализирует мысли многих ученых, убежденных в значимости графического образования. Роль геогра-
фии в образованности человека отмечается в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Л. С. Берга, Н. Н. Баранского, В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина, А. В. Даринского, Ю. Н. Гладкого и других. В. П. Максаковский, разрабатывая теорию формирования географической культуры, отмечает, что данная сложная межпредметная категория объединяет в себе картографическую, экономическую, экологическую составляющие. Географическая компетентность включает знание географической картины мира, обладание географическим мышлением, владение методами и понимание языка географии [9].
Преобразование действующей системы географического образования в современной России существенно отстает от иных социальных процессов. К разряду требующих опе-
ративного решения проблем следует, с одной стороны, отнести: устаревшее и перегруженное содержание современного школьного географического образования, его оторванность от реальных потребностей жизни, а с другой стороны, опасная недооценка обществом значения географического образования, игнорирование программами среднего и высшего образовательных звеньев роли географии в становлении и развитии культуры молодого человека [6].
Географическая наука обладает емким потенциалом для интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, поэтому географические учебные дисциплины следует рассматривать как мировоззренческие, формирующие у школьников и студентов системное и социально ориентированное представление о планете и ее обитателях.
Географические науки, следовательно, и географическое образование, призваны обеспечить социоприродную, гармонизированную эволюцию на базе принципа управляемости. При этом геоэкологический подход в географии следует считать фундаментальным явлением. Умение прогнозировать и применять меры по предупреждению негативного воздействия на экосистемы, умение применять здоровьесберегающие технологии, способность предвидеть ближайшие и отдаленные последствия принимаемых социально значимых решений, формирование гендерного сознания - неполный перечень тех ключевых компетенций, которые могут быть развиты при изучении географических дисциплин.
География призвана знакомить учащихся с территориальным подходом как ведущим методом научного познания и важным способом воздействия на социально-экономические процессы посредством осуществления разнообразных мероприятий региональной политики. Усиливает значимость географической культуры и наблюдающееся в настоящее время обострение глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате международного сотрудничества. Развитие гуманистической географии, выступающей, в частности, одним из ведущих направлений в европейском образовании, связано с глобаль-
ным характером происходящих в обществе перемен, обострением взаимодействия между людьми в современной поликультурной среде.
География в настоящее время должна занимать важное место как в системе школьных дисциплин, так и включаться в структуру фундаментальной подготовки всех направлений в высшей школе. Географизация образования - необходимое условие успешного воспитания внутренней культуры личности и эффективного развития современного мира. [11]. Географическая культура способствует становлению и развитию менталитета че-ловека-гражданина, способного глобально гуманистически мыслить и локально творчески-созидающе действовать. Это и должно учитываться при определении места географии в системе современного непрерывного образования, а также служить базовым принципом развития системы профессионального обучения преподавателей географии.
Имеющая давние традиции, география являет собой важное звено в структуре университетского образования. В нем отражаются общемировые и российские тенденции развития системы высшего образования настоящего периода. К основным следует отнести: ускорение темпов социального развития, которое определяет необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, переход к постиндустриальному ноосферному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия. В модернизации высшего географического образования должен быть учтен как емкий отечественный и международный опыт, его положительные результаты, так и ориентация на перспективные потребности общества [12].
В российской высшей школе подходы к разработке содержания профессиональной деятельности специалиста, а также к использованию различных образовательных технологий традиционно рассматривались через такие категории, как цели образования, виды деятельности, профессиональные задачи, умения, качества, компоненты, функции образовательного процесса. Современные требования
к определению сущностных характеристик профессиональной деятельности выпускника вуза основываются на компетентностном подходе [4].
Целью высшего географического образования является профессиональное формирование социально мобильного и ответственного выпускника, способного успешно работать в сфере географических знаний и практик, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения универсальными и профессиональными компетенциями. Компетентность при этом следует понимать как интегральное качество личности, определяющее способность решать задачи на основе знаний, опыта, мотивации и ценностных ориентации. Компетентност-ный подход позволяет разрабатывать критерии оценки качества образования в целом, а также оценивать успешность освоения студентом различных образовательных задач [1].
При осуществлении университетской подготовки бакалавров и магистров образования географического профиля должна учитываться необходимость комплексного формирования компетенций как географического направления, так и педагогического. Учебный процесс нацелен на становление и развитие способности будущего бакалавра и магистра образования формировать у учащихся такие группы ключевых компетенций, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенций личностного самосовершенствования [13]. В образовании географа особо важно добиться оптимального сочетания теоретической и практической составляющих форм учебной и научной деятельности, а также самостоятельной работы, использовать задания прикладного и творческого характера. Теоретические положения должны подкрепляться возможностями их использования на практике.
Российский опыт подготовки географов утвердил полевые практики как неотъемлемое звено учебного процесса в системе высшего географического педагогического образования. Практики способствуют более глубокому усвоению и расширению теоретических
знаний студентов по физико-географическим и гуманитарно-географическим наукам, осознанию и восприятию ими специфики территориальных комплексов разного ранга, динамика развития которых определяется особенностями сочетания конкретных природных компонентов и направлением антропогенного воздействия.
Как отмечалось, умение анализировать пространственные закономерности, устанавливать взаимосвязи между территориальными, природными, социальными, производственно-социальными системами есть суть современного географического мышления. Следовательно, важнейшей образовательной географической задачей является формирование компетенций студентов, позволяющих ему на локальном (региональном) уровне всестороннее исследовать отмеченные системы и вскрывать разнообразные взаимосвязи для предсказания тенденций их развития. Выполнение такой задачи без полевого (практического) изучения невозможно. Таким образом, учебные практики могут рассматриваться как звенья учебного, методического и научного становления будущих выпускников [2]. В профессиональной подготовке бакалавров и магистров образования по географическому профилю полевые практики призваны прививать студентам навыки исследовательской работы и научного творчества. В ходе разработки программ учебных и производственных практик на основе государственного образовательного стандарта, необходимо учитывать конкретные физико- и социально-экономические географические условия.
Объектами изучения на полевых практиках являются природные и природно-хозяйственные объекты и явления, территориальные системы и комплексы локального и регионального ранга.
Предметом исследования становятся:
• структура, эволюция и функционирование природно-территориальных комплексов (ПТК);
• природные условия прошлых эпох изучаемого природного района;
• закономерности динамики этих условий во времени;
• геохимические, геофизические и биологические процессы, обуславливающие пространственно-территориальное разнообразие ПТК на разных уровнях;
• биопродукционные способности естественных и культурных ландшафтов;
• проблемы рационального использования природных условий и ресурсов;
• географическое районирование;
• прогнозирование изменений ПТК под влиянием естественных и антропогенно обусловленных процессов;
• процессы взаимовлияния ландшафтной оболочки и хозяйственной деятельности;
• геоэкологические аспекты биоразнообразия;
• методы эффективного природопользования;
• рационализация размещения отдельных отраслей хозяйства в связи с ландшафтной особенностью территории;
• геоэкологический мониторинг и обеспечение экологической безопасности;
• научно-методические основы и принципы географического образования и просвещения [8].
При формировании на основе компетент-ностного подхода образовательных стандартов нового поколения следует учесть, что цель полевых практик заключается в формировании у будущих специалистов профессиональных компетенций в ходе проведения полевых исследований с последующей обработкой результатов. Следовательно, необходимо рассмотреть, какие компетенции могут быть сформированы у будущего педагога-географа в ходе прохождения им полевых практик.
Традиционная организация образовательных поездок в рамках выполнения программ полевых практик, предусмотренных учебными планами, должна быть перестроена в соответствии с современными требованиями, обусловленными процессом реорганизации системы высшего образования в нашей стране. Так, в процессе поиска эффективной структуры учебных планов, подготовки географа и распределения учебного времени, в том числе при планировании полевых практик, важно учи-
тывать, что в развитии высшего образования в Российской Федерации произошел переход от моноуровневой системы подготовки специалиста к многоуровневой, через введение институтов бакалавриата и магистратуры. Для некоторых специальностей подобный переход затрудняется рядом объективных факторов. В первую очередь они обусловлены недостаточной разработанностью базовых требований к квалификации бакалавра и магистра образования, получающих подготовку по конкретному профилю (в данном случае, географическому). Решение отмеченной проблемы позволит, в частности, рационально подходить к составлению графика и учебных программ практик, выбирать наиболее эффективные технологии и методики [5].
Государственным образовательным стандартом перечисляются лишь общие положения основной образовательной программы подготовки бакалавра и магистра образования, приводится лишь обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, а также требования к уроню подготовки выпускника. Вузам, перешедшим на обучение бакалавров и магистров, предоставлены вариативные возможности по планированию и организации учебного процесса. Оценка сложившейся ситуации позволяет констатировать как положительные, так и негативные ракурсы переходного периода от моно- к многоуровневой системе высшего образования [7].
Переход на двухуровневую систему вузовской подготовки может быть совершен при условии учета всего опыта, приобретенного университетами в ходе работы по моноуров-невым программам. Это в полной мере можно отнести к полевым практикам, являющимся важным звеном учебного процесса для будущих бакалавров и магистров образования по географическому профилю. В педагогических университетах полевые практики значимы и как этап профессиональной подготовки педагога. Наряду с использованием методов современных географических исследований в них должны применяться и доступные для учащихся средней школы приемы изучения
территориальных природных и социальноэкономических систем. Поэтому в ходе освоения программы полевых практик студентам следует предоставлять возможности приобретения не только комплекса умений и навыков проведения полевых исследований, но и получения опыта их использования в практике преподавания географии в образовательных учреждениях различного профиля. При условии эффективной организации полевых практик и ответственном отношении к ним студентов, данная форма работы обеспечит будущих педагогов необходимыми знаниями и умениями, которые могут быть востребованы в работе со школьниками.
Предлагаемые программами системы практик способны заложить основы научно-познавательной деятельности в ходе маршрутов или стационарных исследований. Осознанный интерес к туристским путешествиям, реализация разнообразных возможностей по организации школьных туристских поездок (походов) - важная составляющая труда учителей географии. Это утверждение особо актуально в связи с регистрируемой динамикой развития школьного образовательного туризма. Формы и виды такого туризма весьма разнообразны. Этим, в частности, определяется комплекс требований к уровню подготовки педагога не только в сфере предметных географических знаний или навыков организации туров школьников, но и в отношении творческих возможностей учителя, способного использовать инновационные подходы к формам и технологиям обучения и воспитания.
Приобретаемые в ходе прохождения полевых практик компетенции могут быть классифицированы по трем основным категориям: универсальные, общепрофессиональные и профильно-специализированные.
К универсальным компетенциям относятся общенаучные, системные и инструментальные, социально-личностные и общекультурные (табл. 1).
В ходе участия в полевых практиках студент может овладеть комплексом компетенций, состав которых определяется типом
профессиональных задач, предусмотренных образовательным стандартом. Приобретенный компетентностный комплекс должен обеспечить возможность будущему бакалавру и магистру образования возможность выполнять профессиональные задачи в таких видах деятельно сти, какнаучно-исследовательская, проектно-производственная, организационноуправленческая, просветительская и педагогическая.
В сфере научно-исследовательской деятельности полевые практики призваны готовить будущих профессионалов:
• к подготовке полевого оборудования и снаряжения;
• к работе на экспериментальных установках, моделях, работе на лабораторном оборудовании и приборах;
• к составлению разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;
• к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
• к участию в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций;
• к участию в проведении комплексных географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем;
• к выявлению природно-ресурсного потенциала территории и оценке возможностей его хозяйственного освоения; к оценке антропогенных воздействий на природную среду, к анализу и обобщению результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта;
• к выявлению и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы, к организации и проведению географического и экологического мониторинга;
• к решению географических задач, связанных с устойчивым развитием природнотерриториальных систем;
• к анализу частных и общих проблем эффективности использования природных ресурсов, а также рационального природопользования.
Таблица 1
Универсальные компетенции, формируемые в рамках полевых практик
Вид компетенций Компетенции
Общенаучные компетенции • Знание основных философских категорий и концепций, направлений и теории в философии науки (в сфере взаимодействия общества и природы). • Базовые представления об основах психологии и педагогики, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженности к этическим ценностям. • Способность использовать в познавательной географической деятельности базовые знания в области математики для владения математическим аппаратом географических наук, для обработки информации и анализа географических данных, знание теоретических основ и владение методами математической статистики. • Знание основных тенденций и концепций современного естествознания, принципов самоорганизации в живой и неживой природе, принципов эволюции, воспроизводства и развития природных систем. • Готовность использовать в познавательной географической деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук, знание основ микро- и макроэкономики, основ экономического поведения. • Способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий. • Знание структуры системы географической науки, понимание роли географии в современном обществе.
Системные и инструментальные компетенции • Методологические и когнитивные способности, готовность понимать и использовать идеи и соображения. • Умение находить и анализировать информацию из различных источников, использование современных информационных технологий для сбора, обработки и интерпретации данных, необходимых для выполнения учебного и научно-практического задания. • Технологическая компетенция, способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, готовность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения учебных и научных задач. • Компьютерная компетенция, возможность использовать в социальной сфере, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, применять навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владение геоинформацион-ными технологиями. • Готовность организовывать время, способность работать самостоятельно, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы. • Коммуникативные компетенции, готовность к письменной и устной коммуникации, в ряде случаев знание иностранного языка, достаточное для использования в профессиональной деятельности, коммуникации в межличностном общении.
Социальноличностные и общекультурные компетенции • Понимание и соблюдение базовых ценностей культуры, готовность управлять окружающей средой. • Гражданственность и правопослушность (правовая культура), знание и понимание своих прав и обязанностей как гражданина России. • Гуманистическая ориентированность, навыки культуры социальных отношений, толерантность. • Общая образованность, готовность к саморазвитию. • Способность учиться (приобретать новые знания, опыт деятельности); желание совершенствоваться в профессиональной области, стремление к успеху. • Настойчивость в достижении цели, выносливость, управление стрессом и временем. • Понимание социальной значимости своей будущей профессии. • Умение критически переосмысливать свой социальный опыт, возможность социальной адаптации. • Коммуникационные навыки, способность использовать этические нормы, приверженность принципу социальной ответственности, коммуникабельность. • Умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться. • Знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики зависимостей, владение социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, понимание необходимости здорового образа жизни и физической культуры, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности.
Полевая практика должна способствовать становлению компетенций, необходимых географам в проектно-производственной деятельности. К основным отнесем:
• участие в проведении полевых физико-географических исследований с использованием современных технических средств;
• оформление первичной документации полевых данных, первичная обработка полевой географической информации;
• сбор, обработка, обобщение фондовых физико-географических и эколого-географи-ческих данных с использованием современных методов анализа и техники;
• составление карт, схем, таблиц, графиков, выполнение иных графических работ, отражающих результаты исследований;
• участие в работах по территориальному проектированию и ландшафтному планированию;
• разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, экологоэкономическая оптимизация хозяйственной деятельности в городах и регионах, разработка мер по снижению экологических рисков, проектирование типовых природоохранных мероприятий.
Полевые практики обеспечивают подготовку будущего географа к организационно-управленческой деятельности, в частности:
• работе с полевым снаряжением и оборудованием;
• участию в организации полевых работ;
• контролю за соблюдением техники безопасности;
• организации географических научноисследовательских полевых и лабораторных работ;
Сложно переоценить значение полевых практик для формирования профессиональных компетенций будущего педагога для просветительской и педагогической видов деятельности. Приобретаемые методические и технологические компетенции позволят будущим педагогам:
• формировать экологическую культуру учащихся, повышать их геоэкологическую грамотность;
• участвовать в информационно-аналитической работе в средствах массовой ин-
формации, общественных организациях и объединениях;
• успешно проводить учебную и воспитательную работу в средних общеобразовательных учреждениях, детских и юношеских объединениях и организациях;
• разрабатывать и внедрять педагогические проекты;
• заниматься краеведческой работой, организацией и проведением образовательных экскурсий и туристских поездок различного профиля [10].
Общепрофессиональные компетенции, формируемые в ходе полевых географических практик могут быть рассмотрены в соответствии с видами деятельности (табл. 2).
К профильно-специализированным компетенциям, формирование которых можно организовать в рамках полевых практик, отнесем:
• способность использовать специализированные знания в области географии для освоения профильных методик и выполнения заданий практики;
• готовность использовать специализированные знания физики, химии, биологии, природопользования, геоэкологии для выполнения задач практики;
• владение приемами информационноописательной деятельности: систематизации данных, структурирования научного описания, проведения комплексных изысканий (выделение ключевых категорий и понятий, проблем, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление отчетов, рефератов, обзоров, методических рекомендаций);
• способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в научном исследовании, способность использовать теоретические знания на практике, умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, возможность оценить качество и достоверность исследований [3].
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена - один из ведущих вузов страны в 80-е гг. прошлого века перешел на многоуровневую систему
Таблица 2
Общепрофессиональные компетенции, формирующиеся в ходе полевых географических практик
Вид деятельности Компетенции
Научно-исследовательская деятельность • Способность системно самостоятельно мыслить, умение перерабатывать большие объемы и анализировать информацию, высокая мотивация к работе. • Владение понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения географических объектов и процессов (обработки, анализа и синтеза географической информации), готовность применять выбранные познавательные подходы и методы к изучению предметной области. • Знание основных теорий и направлений российской и зарубежной географической науки. • Знания о картографии и картографическом методе в географических исследованиях. • Способность демонстрировать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географической оболочке, о теоретических основах метеорологии и климатологии, географии почв с основами почвоведения, гидрологии, биогеографии при ландшафтных исследованиях. • Профессионально профилированные знания, умения и навыки в области фундаментальных разделов геологии и геоморфологии. • Базовые общепрофессиональные теоретические знания основ гуманитарной географии, необходимых для выявления путей оптимального природопользования в регионе. • Профессионально профилированные знания и практические навыки в области отечественной истории, в том числе истории хозяйственного освоения региона практики и истории научного ландшафтного исследования территории, на которой организована практика. • Базовые знания основ экономики и социологии и умение их использовать в географическом анализе. • Знания основных подходов и методов географического районирования.
Проектно-производственная деятельность • Способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых географических и геоэкологических исследований. • Готовность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных физико-географических и геоэкологических исследований. • Владение методами обработки, анализа и синтеза полевой, лабораторной, статистической, картографической геоинформации. • Способность понимать, критически анализировать получаемую географическую информацию и представлять результаты исследований. • Возможность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок. • Способность понимать принципы составления проектов производственных географических работ, владение методикой географического прогнозирования.
Организационно-управленческая деятельность • Готовность применять на практике знание теоретических основ управления в сфере рационального природопользования и прогнозирования последствий различных видов деятельности. • Способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности. • Владение теоретическими основами организации, планирования и проведения географических исследований. • Знание принципов составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
Просветительско-педагогическая деятельность • Стремление к формированию экологической культуры населения, повышение геоэкологической грамотности. • Готовность к работе в сфере географического и краеведческого образования учащихся средних общеобразовательных учреждений, детских и юношеских объединений и организаций.
подготовки студентов. Опыт вуза в отношении обучения учителей географии для школы был учтен, в том числе и при разработке государственных образовательных программ нового поколения. При этом особо полезен оказался опыт работы Института естествознания и географического факультета университета по подготовке выпускников, специализирующихся в области геоэкологии, политологии, туризме. Полевые занятия используются в каждом из направлений специализации. Структура построения плана полевых практик проверена многими десятилетиями. После обучения на первом курсе студенты-географы проходят практики по топографии, геологии, метеорологии, географии растений и животных; после второго курса - геологии, геоморфологии, гидрологии, почвоведению. Для специализации «геоэкология» предусмотрена геоэкологическая практика, для политологов - историко-географическая практика, для туристов - водный поход. На третьем курсе зимой проводится фенологическая практика по методике сезонных наблюдений в природе, летом - ландшафтная (или комплексная практика по физической географии). После четвертого курса студенты
выезжают на комплексную практику по физической и экономической географии (традиционно называемую «дальней»). Учебными планами предусмотрены также краеведческо-экономическая практика для политологов, для геоэкологов - краеведческо-экологическая, а для туристов - пеший и лыжный походы.
В ходе формирования опыта обучения магистров образования в университете появились и новые полевые практики. Так, научноисследовательская практика организовывается на базе научно-исследовательских заведений Санкт-Петербурга, специализирующихся на геологических и географических профильных изысканиях. Научно-экспедиционная практика проводится для магистров в летний сезон. При дальнейшем совершенствовании учебных планов подготовки магистров образования представляется вероятным включение и самостоятельных экспедиционных исследований. Такие образовательные туры могут совершаться студентом в соответствии с выполнением им индивидуального плана, например, по сбору материалов для написания выпускной квалификационной работы при получении степени магистра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В. В. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М., 2005.
2. Белкина И. Н., Погодина В. Л. Динамика ландшафтов Среднего Полужья и ее изучение на учебном стационаре // коллективная монография по материалам IV Международного семинара «Геология и эволюционная география». СПб., 2004.
3. Белкина И. Н., Погодина В. Л. Роль ландшафтной полевой практики в подготовке учителя географии // VII Царскосельские чтения: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2003.
4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2006.
5. Гдалин Д. А., Мосин В. Г. Инновации в организации полевой практики при реализации индивидуально ориентированного подхода // География: наука и образование в системе «общество - школа - университет»: материалы юбилейной международной научной конференции / под ред. В. П. Соломина. СПб., 2007.
6. География: наука и образование в системе «общество - школа - университет»: материалы юбилейной международной научной конференции / под ред. В. П. Соломина. СПб., 2007.
7. Громова Л. А., Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: русское видение I под. ред. Г. А. Бордовского. СПб., 2006.
8. Гурский Б. Н., Ефременко Е. В. и др. Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии. Минск, 1989.
9. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов. М., 1998.
10. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России II Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8 (30).
11. Субетто А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация - и его место в системе ноосферного императива в XXI веке II материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего образования в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа, 2007.
12. Субетто Д. А., Погодина В. Л. Формирование профессиональных компетенций студентов на комплексной (ландшафтной) полевой практике II География и смежные науки. LX Герценовские чтения: материалы межвузовской конференции. СПб., 2007.
13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования II Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
REFERENCES
1. Baydenko V. V. Kompetentnostny podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego professional’nogo obrazovaniya (metodologicheskiye i metodicheskiye voprosy): metod. posobiye. M., 2005.
2. Belkina I. N., Pogodina V. L. Dinamika landshaftov Srednego Poluzh’ya i eyo izucheniye na uchebnom statsionare // kollektivnaya monografiya po materialam IV Mezhdunarodnogo seminara «Geologiya i evolyutsionnaya geografiya». SPb., 2004.
3. Belkina I. N., Pogodina V. L. Rol’ landshaftnoy polevoy praktiki v podgotovke uchitelya geografii // VII Tsarskosel’skiye chteniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2003.
4. Bolonskiy protsess: poisk obshchnosti evropeyskikh sistem vysshego obrazovaniya (proekt TUNING) / pod nauch. red. V. I. Baydenko. M., 2006.
5. GdalinD. A., Mosin V. G. Innovatsii v organizatsii polevoy praktiki pri realizatsii individual’no oriyentirovannogo podkhoda // Geografiya: nauka i obrazovaniye v sisteme «obshchestvo - shkola - universitet»: materialy yubileynoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / pod red. V. P. Solomina. SPb., 2007.
6. Geografiya: nauka i obrazovaniye v sisteme «obshchestvo - shkola - universitet»: materialy yubileynoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii / pod red. V. P. Solomina. SPb., 2007.
7. Gromova L. A., Trapitsyn S. Yu., Timchenko V. V. Kachestvo obrazovaniya v kontekste programmy YuNESKO «Obrazovaniye dlya vsekh»: russkoye videniye / pod. red. G. A. Bordovskogo. SPb., 2006.
8. Gursky B. N., Yefremenko E. V. i dr. Polevye praktiki po geograficheskim distsiplinam i geologii. Minsk, 1989.
9. Maksakovsky V. P. Geograficheskaya kul’tura: ucheb. posobiye dlya studentov vuzov. M., 1998.
10. Solomin V. P., Pogodina V. L. Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya obrazovatel’nogo turizma v Rossii // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2007. N 8 (30).
11. Subetto A. I. Kompetentnostny podkhod: ontologiya, epistemologiya, sistemnye ogranicheniya, klassifikatsiya - i ego mesto v sisteme noosfernogo imperativa v XXI veke // materialy XVII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Proektirovaniye federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov i obrazovatel’nykh programm vysshego obrazovaniya v kontekste evropeyskikh i mirovykh tendentsiy». M.; Ufa, 2007.
12. Subetto D. A., Pogodina V. L. Formirovaniye professional’nykh kompetentsiy studentov na kompleksnoy (landshaftnoy) polevoy praktike II Geografiya i smezhnye nauki. LX Gertsenovskiye chteniya: materialy mezhvuzovskoy konferentsii. SPb., 2007.
13. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno oriyentirovannogo obrazovaniya II Narodnoye obrazovaniye. 2003. N 2. S. 58-64.