Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
УДК 378.147
О.Н. Прохорова, Д.И. Васильев, А.С. Варламов, Д.А. Штырлин
Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого
взаимодействия
Аннотация. В статье рассматривается актуальность внедрения и применения современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия. Реализуя эту цель, авторы статьи раскрывают наиболее значимые моменты и представляют некоторые результаты, связанные с активным использованием ИКТ в учебном процессе Мининского университета по ходу реализации проекта по модернизации педагогического образования. Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости поиска и отбора новых инструментов, средств программирования и технологий для создания условий реализации образовательных программ в сетевой форме в контексте задаваемых требований ФГОС ВО. Практический опыт, полученный при реализации проекта по модернизации педагогического образования, позволяет решить комплексно задачу по использованию электронного обучения, реализуемого в вузе.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, сетевое взаимодействие, электронная информационно-образовательная среда, LMS Moodle, электронный учебно-методический комплекс.
Keywords:
information and communication technologies, network interaction, electronic information and education environment, LMS Moodle, electronic educational and methodical complex.
Abstract. The article discusses the relevance of the introduction and application of modern information and communication technologies in the process of realization of educational programs in terms of networking. Realizing this goal, the authors reveal the most significant moments and present some results associated with the active use of ICT in the educational process of the Minin University in the course of implementation of the project on modernization of pedagogical education. Scientific novelty of research consists in proving the necessity of search and selection of new tools, programming tools and technology to create conditions for realization of educational programs in the form of a network in the context of the asked requirements of the GEF. Practical experience gained during the realization of the project of modernization of pedagogical education allows us to solve the complex task of using e-learning implemented in the College.
Информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) бурно вошли и прочно укрепились в отечественной системе образования [2,8]. Введена в действие целая серия национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», регламентирующая различные виды и способы использования ИКТ образовательными учреждениями. Вооружившись нормативной базой, современными средствами обучения и технологиями, отечественные вузы развивают сегодня сотрудничество как с российскими, так и с ведущими мировыми вузами, с различными научными центрами и сообществами, разрабатывают и реализуют совместные проекты и образовательные
программы, предполагающие обмен педагогическими и информационными технологиями, обучающимися и преподавателями. Еще более широкие возможности предоставляются сегодня отечественным вузам в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г. № 273-Ф3, в котором обозначена новая форма сотрудничества — сетевая форма реализации образовательных программ. Сегодня сетевая форма реализации образовательных программ получила правовую регламентацию. В соответствии со статьей 15 Закона сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с
Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия 37
использованием ресурсов нескольких образовательных организаций [4]. Для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы вузы должны совместно разрабатывать и утверждать эти программы. Так, принятие этого закона способствовало, с одной стороны, предоставлению российским вузам широких возможностей развивать новые формы сетевого взаимодействия, а с другой — поиск путей решения реализации этого сетевого партнерства.
Анализ публикаций [3,12,14] и обсуждений показывает, что не простым вопросом для отечественных вузов при организации сетевого взаимодействия, ориентированного на повышение качества подготовки выпускников, является поиск, отбор и внедрение эффективных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, комбинирование принципов организации учебного процесса, поскольку требуется реорганизация действий и координация больших усилий огромного количества людей, принявших условия сетевого взаимодействия. Какие средства обучения и ИКТ целесообразно использовать в учебном процессе в условиях реализации сетевого взаимодействия для достижения поставленных задач, и как их интегрировать с традиционными и инновационными педагогическими технологиями? Вот наиболее актуальные вопросы, которые необходимо решить сетевым партнерам, от решения которых в большей степени зависит успех совместно реализуемых образовательных программ и качество подготовки обучающихся по этим программам.
Положительной практикой внедрения современных ИКТ в процесс реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия для Мининского университета стало участие в 2014 г. в проекте по модернизации педагогического образования [13]. В рабочую группу разработчиков вошли ведущие научно-педагогические работники и сотрудники учебно-методического управления Мининского университета, включая и отдел развития электронного обучения. Разработчиками была спроектирована и предложена основная профессиональная образовательная программа модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей» в рамках направления подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование», состоящая из четырех взаимосвязанных модулей. Содержание этих модулей изложено в работах [5,6,7,9]. Апробация новых модулей проходила в период 2014-2015 гг. с использованием современных ИКТ на базе вуза-разработчика Мининского университета и при активном участии таких основных вузов-партнеров как Новосибирского государственного педагогического университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Основные наиболее значимые результаты апробации изложены в коллективной монографии [3] и в настоящей публикации не являются предметом обсуждения. В данной статье покажем лишь некоторые аспекты применения и реализации ИКТ в учебном процессе Мининского университета, способствующие получению положительного опыта и результата в условиях сетевой формы реализации образовательной программы модуля «Психология и педагогика потенциальных возможно-
стей» по направлению подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование» непедагогических специальностей, которые нашли отражение в коллективной монографии [3].
Сетевая форма реализации образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» рассматривается участниками проекта как новая форма организации учебного процесса, выстраиваемая с помощью учебных взаимоотношений в единой электронной информационно-образовательной среде головного вуза, в пространстве между обучающимися и преподавателями, обучающимися друг с другом и преподавателями между собой, где каждый участник ставит свои цели и может повлиять на мнение и деятельность остальных участников. С 2013 года в Мининском университете пристальное внимание уделяется вопросу формирования единой электронной информационно-образовательной среды (далее — ЭИОС), о чем свидетельствуют публикации авторов [1,10,11]. В начале реализации проекта по модернизации педагогического образования мы рассматривали ЭИОС университета как необходимый и наиболее важный элемент электронного сопровождения процесса обучения. ЭИОС Мининского университета, поддерживаемая отделом развития электронного обучения, проектировалась программистами данного отдела с использованием прогрессивных современных Интернет-технологий как многофункциональный web-сайт, позволяющий интегрировать различные информационные и образовательные ресурсы и web-сервисы, отвечающие потребностям сбора, обработки, хранения, воспроизведения и обновления информации. Для того чтобы ЭИОС удовлетворяла требованиям образовательных стандартов высшего образования, вуза и пользователей была создана единая база данных для стабильного обеспечения учебного процесса. База данных, сформированная с помощью языка программирования PHP и системы управления MySQL, содержит серверную и клиентскую часть, которые размещены на сервере Мининского университета, что обеспечивается мобильностью управления этой базой данных. Применение современных Интернет-технологий, языка PHP и такой базы данных как MySQL, позволили разработать сотрудникам отдела развития электронного обучения динамичный web-портал, доступ к которому осуществляется с любой операционной системы, с любого компьютера или мобильного устройства, имеющего выход в сеть «Интернет» через браузеры Mozilla Firefox, Opera и Google Chrome [15]. Проектирование web-пор-тала ЭИОС Мининского университета осуществлялось с учетом нормативных требований, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО) и было ориентировано на получение следующих конечных результатов:
- обеспечения доступа обучающихся и сотрудников, независимо от места их нахождения, к электронным информационным и образовательным ресурсам, web-сервисам образовательной среды посредством использования информационных, дистанционных и телекоммуникацион-
38 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015
ных технологий как из корпоративной сети университета (сеть Intranet), так и через сеть «Интернет»;
- «прозрачность» процесса обучения для обучающихся, преподавателей и руководителей структурных подразделений университета, включая и всех участников сетевого взаимодействия;
- возможность организации процесса обучения под контролем академического консультанта головного вуза и вуза-партнера;
- автоматизация формирования отчетной документации по результатам проекта.
Еще до начала реализации проекта [13] стало ясно, что ЭИОС Мининского университета необходимо рассматривать как совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, электронных информационных и образовательных ресурсов, необходимых и достаточных для организации опосредованного (на расстоянии) взаимодействия всех участников сетевого взаимодействия (головного вуза и вузов-партнеров). Изначально в структуру web-сайта ЭИОС, который должен удовлетворять условиям сетевого взаимодействия, был заложен принцип разграничительного доступа к информации, находящейся в библиотеках баз данных: студент, преподаватель, заведующий кафедрой, декан, диспетчер или академический консультант, руководитель учебно-методического управления вуза. Так, доступ к персонализированной части образовательной среды университета предоставляется всем участникам сетевого взаимодействия через личный кабинет. «Личный кабинет представляет собой место сбора информации на других ресурсах и сервисах ЭИОС вуза согласно статусу и полномочиям пользователя» [11, с. 78]. Администратор ЭИОС вуза осуществляет регистрацию всех участников сетевого взаимодействия с использованием сервиса электронной почты через присвоение индивидуального логина и пароля. По завершению сетевого партнерства согласно распоряжению администрации головного вуза администратор также оперативно, уведомляя пользователя через сервис электронной почты, блокирует всем участникам сетевого проекта доступ к информации личного кабинета.
Для аутентификации обучающихся и сотрудников головного вуза и вузов-партнеров к ресурсам личного кабинета используется не только разграничительная политика доступа, но и парольная аутентификация, с применением следующих мер надежности:
- пароль содержит не менее 8 символов;
- в составе символов пароля присутствуют буквы, цифры и специальные символы;
- в пароль не включаются легко вычисляемые сочетания символов (имена, фамилии и т.д.), а также общепринятые сокращения и термины;
- в пароль не включается слово русского либо английского языка, в котором заменены некоторые символы;
- при создании паролей возможно использование специализированного программного обеспечения для генерации сложных для подбора паролей.
Как показала практика, выбранные Интернет-технологии и заранее спланированные инструменты программирования web-портала образовательной среды и
ее наполнение собственными веб-сервисами, отвечают в полной мере условиям реализации сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с использованием электронного обучения [16,17,18,19,20,21,22].
Замечено, что качество реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия во многом определяется эффективностью использования участниками телекоммуникационных и дистанционных технологий. С этой целью, в структуру и содержание веб-сервисов ЭИОС Мининского университета были отобраны и включены некоторые сетевые образовательные платформы, построенные на основе современных ИКТ. Так, одним из основных веб-сервисов ЭИОС, обеспечивающим качественную организацию учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия, является образовательный портал «Электронное обучение», доступ к которому возможен по ссылке http://ya.mininuniver.ru/ sdo. В данный веб-сервис встроены ресурсы, позволяющие всем участникам сетевого взаимодействия эффективно использовать телекоммуникационные технологии в учебном процессе. Примером такого ресурса является платформа PRUFF.ME для создания и проведения веби-наров. Интернет-сервис https://pruffme.com/ позволяет осуществлять трансляцию непосредственно напрямую с браузеров Google Chrome, Mozilla Firefox и Opera (Adobe flash — не требуется!) при одновременном участии до 4-х ведущих и 500 слушателей с возможностью ведения записи события и трансляции с рабочего стола пользователя. При реализации основной программы образовательного модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей» в рамках направления подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование» платформа PRUFF.ME была использована как площадка для проведения онлайн трансляций между участниками сетевого взаимодействия.
В структуру образовательного портала «Электронное обучение» ЭИОС университета органично встроена и система электронного обучения (LMS) Moodle, построенная на основе дистанционных технологий [10]. Благодаря языку программирования PHP удалась возможность подключения к базе Moodle. В ходе реализации проекта по модернизации педагогического образования осуществлена синхронизация баз данных Moodle с единой базой ЭИОС вуза. Интегрированная среда Moodle обеспечивает доступ обучающимся и сотрудникам университета, включая и сетевых партнеров, к базе электронных учебно-методических комплексов (далее — ЭУМК) и к другим видам электронных образовательных ресурсов. Так, в ходе реализации проекта участниками рабочей группы с помощью программного обеспечения Moodle в соответствии с требованиями нормативных и локальных документов и в целях поддержки учебного процесса были подготовлены ЭУМК по всем элементам учебного плана (дисциплинам, практике, итоговая аттестация по модулю) образовательной программы модуля «Психология и педагогика потенциальных возможностей». «ЭУМК по дисциплине является тем необходимым и достаточным учебно-методическим сопровождением, которое позволяет организовать процесс
Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия 39
взаимодействия между участниками учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия, в результате которого каждый преподаватель и студент получает своевременную квалифицированную помощь в построении индивидуальной траектории профессионального развития» [3, с. 67].
Так, содержание учебно-методического сопровождения дисциплины модуля в системе Моо^е представлено:
— нормативно-методическим блоком, включающим различные документы и инструкции по изучению материала электронного курса, а именно рабочую программу дисциплины, рейтинг-план студента, инструкцию по курсу, методические рекомендации для студента по выполнению различных видов работ (контактной, включая и аудиторную, и самостоятельной);
— совокупностью информационного (лекции) и практического материала (дидактический блок), включающего глоссарий, практикоориентированные задания, в том числе и задания для организации самостоятельной работы, ссылки на Интернет-ресурсы;
— рефлексивно-оценочным блоком — представленным системой заданий для диагностики образовательных результатов (тесты, кейс-задания, анкеты для рефлексии);
— активными элементами для осуществления коммуникации: форум, чат, семинар и опрос. На основе результатов, полученных по ходу реализации проекта [13], можно констатировать, что принципиальным отличием в построении учебно-методического содержания ЭУМК по дисциплинам проектных модулей, разрабатываемых преподавателями в системе МооШе, является использование в его наполнении контента, ориентированного на требования профессионального стандарта педагога и на полную реализацию компетентностного подхода. Важно и то, что, ключевым моментом является приоритет организации продуктивной «квазипрофессиональной» деятельности самих обучающихся по применению усвоенных знаний в ситуациях, моделирующих профессиональные и социальные контексты их практического применения в условиях инклюзивного образования. Безусловно, создавая современное электронное сопровождение учебного процесса для реализации его в условиях сетевого взаимодействия, мы, прежде всего, ориентировались на приоритеты, обозначенные в ФГОС ВО, где акцент переносится с процесса усвоения знаний на формирование на их основе компетенций в виде образовательных результатов с последующей самооценкой. Так, «разрабатываемые головным вузом электронные образовательные ресурсы в системе МооШе выстраиваются в русле не информационного, а деятельностного подхода в обучении, что актуализирует трансформирование образовательного сопровождения учебного процесса к новому виду в «деятельностном ключе» [3, с.68]. Не менее важное значение при комплектовании образовательного сопровождения учебного процесса уделено и сетевой коммуникации обучающихся, ориентированной на решение социально-коммуникативных и образовательных задач, в которых происходит удовлетворение их индивидуального запроса при решении практикоориентированных заданий.
В заключении отмечаем, что организационно-методической особенностью в условиях сетевого взаимодействия стала реализация модульных образовательных
программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности, расширение профессиональных контактов и создание условий для обмена опытом и образовательными продуктами, выполненными обучающимися. Участие в проекте по модернизация педагогического образования показало, что электронное образовательное сопровождение учебного процесса в вузе для условий сетевого взаимодействия должно базироваться на принципах самостоятельности, рефлексивности, сотрудничества, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики, что дает возможность каждому студенту выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. Именно комплексное, интегрированное использование современных ИКТ и будет обеспечивать качественную составляющую реализации образовательных программ в системе высшего образования и не только в условиях сетевого взаимодействия. Практический опыт, полученный в ходе реализации проекта по модернизации педагогического образования постепенно переносится в Мининском университете на все элементы управления образовательным процессом в вузе, а электронная информационно-образовательная среда подлежит совершенствованию.
Литература
1. Гущин А.В., Прохорова О.Н. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда» // Вестник Мининского университета, 2015, № 3. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate/ (дата обращения 28.09.2015).
2. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник для бакалавров / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. М.: Дашков и Ко, 2012. 306 с.
3. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Нижний Новгород, ООО «Кириллица», 2015. 296 с.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изм.) // Гарант: справ. правовая система. URL: http://base.garant. ru/70291362/2/#block_200 (дата обращения 26.09.2015).
5. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования»: метод. пособие / Г.А. Папуткова [и др.] Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 123 с.
6. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: метод. пособие / Г.А. Папуткова [и др.] — Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 150 с.
7. Папуткова Г.А. Проектирование модуля «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: метод. пособие /
40
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 5 • 2015
Г.А. Папуткова [и др.] Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 119 с.
8. Прогрессивные информационные технологии в современном образовательном процессе: учебн. пособие / Е.М. Андреева, Б.Л. Крукиер, Л.А. Крукиер и др. Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2011. 256 с.
9. Проектирование модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: метод. пособие / под ред. Е.Н. Перевощиковой.— Н. Новгород: НГПУ, 2014. 119 с.
10. Прохорова О.Н., Варламов А. С., Штырлин Д.А., Васильев Д.И., Плеханов С.П. Внедрение электронного обучения в образовательный процесс вуза // Эволюция ИТО: 30 лет школьной информатике: сб. статей по материалам Открытой Всероссийской науч. — практ. Интернет-конференции, г. Нижний Новгород, 23 апреля 2015 г. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. С.165-171.
11. Прохорова О.Н., Варламов А. С., Штырлин Д. А., Васильев Д.И. Опыт реализации электронного обучения в Мининском университете // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. по итогам межд. науч.— практ. конф. Уфа, 2015. № 2. С.77-80.
12. Пугаг В.Н. Качество образования: приглашение к размышлению / В.Н. Пугач, К.А. Кирсанов, Н.К. Алимова. М.: Дашков и Ко, 2012. 312 с.
13. Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Специальное (дефектологическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия//Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://xn-80aaacgdafieaexjhz1dhe bdg0bs2m.xn — p1ai/projectcodes/show/22 (дата обращения 29.09.2015).
14. Шадриков, В.Д. Качество педагогического образования: монография/В.Д. Шадриков. М.: Логос, 2012. 200 с.
15. Электронная информационно-образовательная среда Мининского университета [Электронный ресурс]: офиц. сайт.— Режим доступа: http://ya.mininuniver.ru (дата обращения: 30.09.2015).
16. Gagliano, M.; et al. (2014). «Experience teaches plants to learn faster and forget slower in environments where it matters». Oecologia 175: 1.
17. Clark, R. C., Nguyen, F., & Sweller, J., «Efficiency in learning: Evidence-based guidelines to manage cognitive load.» John Wiley & Sons, 2011.
18. Chang, C. C., & Yang, F. Y., «Exploring the cognitive loads of high-school students as they learn concepts in web-based environments,» Computers & Education, 55(2), 673-680, 2010.
19. Florax, M., & Ploetzner, R., «What contributes to the split-attention effect? Role of text segmentation, picture labeling, and spatial proximity.» Learning and Instruction, 20, 216-224, 2010.
20. Clarke, Ruth C.; Mayer, RichardE. (2011). E-learning and the science of instruction: Proven guidelines for consumers and designers of multimedia learning. (3rd ed.). John Wiley & Sons.
21. Crooks, S. M., Cheon, J., Inan, F., Ari, F., & Flores, R. «Modality and cueing in multimedia learning: Examining cognitive and perceptual explanations for the modality effect.» Computers in Human Behavior, 28(3), 1063-1071, 2012.
22. Warschauer, M., &Matuchniak, T. (2010). New technology and digital worlds: analyzing evidence of equity in access, use and outcomes. Review of Research in Education, 34, 179-225.
REFERENCES
1. Gushin A. V. Prokhorova O.N. Formation of electronic information-educational environment Minin University in the first stage of the project "DE: E-learning and e-learning environment" Vestnik Minin University, 2015, № 3. Access: http://vestnik. mininuniver.ru/reader/ search / formirovanie-elektronnoy-in-formatsionno-obrazovate / (date of treatment 09.28.2015).
2. Kiselev G.M., Bochkova R. V. Information Technology in Teacher Education: a textbook for undergraduate. M .: Dashkov & Co, 2012. 306 p.
3. Fedorov A. A. Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: education and psychology potential: monograph; ed. A.A. Fedorov. Nizhny Novgorod OOO "Cyrillic", 2015. 296 p.
4. On Education in the Russian Federation [Electronic resource]: Feder. Act of December 29, 2012 № 273-FZ (as amended.) Guarantor: Right. the legal system. URL: http://base.garant. ru/70291362/2/#block_200 (date of treatment 09.26.2015).
5. Paputkova, G.A. Pedagogy and Psychology potential. Design Module "Fundamentals of professional activity in special and inclusive education": method. Benefit Nizhny Novgorod: Minin University, 2014. 123 p.
6. Paputkova, G.A. Pedagogy and Psychology potential. Design Module Dejatelnostno mechanisms of complex support of persons with disabilities: method. Nizhny Novgorod: Minin University, 2014. 150 p.
7. Paputkova, G.A. Design module Philosophical and socio-legal bases of support of persons with disabilities Nizhny Novgorod: Minin University, 2014. 119 p.
8. Andreev E.M., Krukier B.L., Krukier L.A. Advanced Information Technologies in the modern educational process: Training. Benefit RostovnD: Publisher of the Southern Federal University, 2011. 256 p.
9. Perevoshikova E.N. Design module Pure foundations support of persons with disabilities: method. manual Ed.. Nizhny Novgorod: NSPU, 2014. 119 p.
10. Prokhorova O.N., Varlamov A.S., Shtyrlin D.A. Vasilyev D.I. Plekhanov S.P. The introduction of e-learning in the educational process of the university Evolution ITO: 30 years of school science: Sat. Articles on materials Open All-Russian scientific-practical. Internet conference, Nizhny Novgorod, April 23, 2015 Nizhny Novgorod: NSPU them. K. Minina, 2015. 165171 p.
11. Prokhorova O.N., Varlamov A.S., Shtyrlin D. A., Vasilyev D.I. Experience in the implementation of e-learning in the Minin university. The modern view on the problem of pedagogy and psychology: Sat. scientific. tr. on the basis of Int. scientific and practical. Conf.- Ufa, 2015. № 2. 77-80 p.
12. Pugach, V.N. Quality of education: an invitation for reflection. M .: Dashkov & Co, 2012. 312 p.
13. Development and testing of new modules and the rules implementing basic educational programs of undergraduate specialties of the enlarged group, Education and Pedagogy (the direction of training — Special (defectological education) involving academic mobility of university students of pedagogical profile (non-teaching areas of training) in terms of networking modernization project of teacher education [electronic resource]. Access: http://xn-80aaacgdafieaexjhz1 dhebdg0bs2m.xn-p 1 ai/ projectcodes/show/22 (date of treatment 09.29.2015).
14. Shadrikov V.D. The quality of teacher education: monograph. M .: Logos, 2012. 200 p.
15. Electronic information-educational environment Minin University [electronic resource]: official site. Access: http:// ya.mininuniver.ru (the date of circulation: 09.30.2015).