Научная статья на тему 'Образовательные услуги и организация учебного процесса в таможенном вузе: результаты социологического опроса'

Образовательные услуги и организация учебного процесса в таможенном вузе: результаты социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATIONAL SERVICES / ARRANGING TEACHING AND LEARNING PROCESSES / SATISFACTION WITH EDUCATIONAL SERVICES / SATISFACTION WITH TEACHING AND LEARNING PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ольга Николаевна

Приводятся результаты социологического анкетного опроса студентов таможенного вуза. Основное внимание уделено анализу качества образовательных услуг и организации учебного процесса в таможенном вузе. Полученные данные могут быть использованы администрацией вуза в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Services and Arranging Teaching and Learning Processes at the Customs Academy: Results of a Survey

The paper gives the analysis to the results of a survey among the under-graduates of the HEI for Cus-toms. The special attention is paid to the analysis of the quality of educational services and arrangement of teaching and learning processes. The results obtained can be taken into consideration by HEI administration in administering.

Текст научной работы на тему «Образовательные услуги и организация учебного процесса в таможенном вузе: результаты социологического опроса»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 331 ББК 65.291.6-21

О. Н. АНДРЕЕВА

Образовательные услуги и организация учебного процесса в таможенном вузе: результаты социологического опроса

Приводятся результаты социологического анкетного опроса студентов таможенного вуза. Основное внимание уделено анализу качества образовательных услуг и организации учебного процесса в таможенном вузе. Полученные данные могут быть использованы администрацией вуза в процессе управления.

Ключевые слова: образовательные услуги, организация учебного процесса, удовлетворенность образовательными услугами, удовлетворенность организацией учебного процесса.

O. N. Andreyeva

Educational Services and Arranging Teaching and Learning Processes

at the Customs Academy: Results of a Survey

The paper gives the analysis to the results of a survey among the under-graduates of the HEI for Customs. The special attention is paid to the analysis of the quality of educational services and arrangement of teaching and learning processes. The results obtained can be taken into consideration by HEI administration in administering.

Keywords: educational services, arranging teaching and learning processes, satisfaction with educational services, satisfaction with teaching and learning processes.

Опыт Российской таможенной академии и ее филиалов в области организации учебного процесса имеет важное значение для повышения эффективности учебно-образовательной деятельности в образовательных учреждениях высшего образования, профессионально-образовательные программы которых предусматривают комплексную

АНДРЕЕВА Ольга Николаевна — кандидат социологических наук, начальник научно-исследовательского отдела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034 г. Владивосток, ул. Стрелковая. 16в. [email protected].

© Андреева О. Н., 2016

подготовку специалистов по вопросам таможенной деятельности, права, экономики и управления.

В соответствии с приказом Российской таможенной академии от 05.02.2016 № 58 «Об анкетировании студентов Российской таможенной академии» во Владивостокском филиале вуза в феврале-марте 2016 г. в целях изучения качества предоставляемых образовательных услуг и организации учебного процесса проводился анкетный опрос.

Анкета была разработана отделом менеджмента качества образования, лицензирования и аккредитации Российской таможенной академии и содержала 14 вопросов. В опросе приняли участие 177 обучающихся 4-го курса по программам бакалавриата (53,11 %, 94 чел.) и специали-тета (44,63 %, 79 чел.), а также 2-го курса магистратуры (2,26 %, 4 чел.). Опрошенные студенты обучались по следующим направлениям подготовки/специальностям: таможенное дело - 44,63 % (79 чел.); менеджмент -14,69 % (26 чел.); экономика - 14,69 % (26 чел.); юриспруденция - 25,99 % (46 чел.).

Половина опрошенных респондентов (51,98 %, 92 чел.) удовлетворены качеством преподавания профильных дисциплин в полной степени, частично удовлетворены - 42,24 % (73 чел.), не удовлетворены - 6,78 % (12 чел.).

Подавляющее большинство опрошенных респондентов (81,36 %, 144 чел.) отмечают соответствие содержания образовательной программы ожиданиям, о несоответствии ожиданиям содержания образовательной программы заявляют в своих ответах 14,12 % (25 чел.).

Удовлетворены качеством организации и обеспечения учебного процесса 88,14 % (156 чел.), в том числе удовлетворены в полной мере - 54,80 % (97 чел.), не удовлетворены - 11,29 % (20 чел.). Результаты оценки степени удовлетворенности студентов качеством отдельных составляющих организации и обеспечения учебного процесса представлены в табл. 1.

Подавляющее большинство опрошенных (64,41 %, 114 чел.) отмечают наличие возможности выбора изучаемых дисциплин (в том числе факультативов) в соответствии со своими интересами.

Качеством организации и проведения практики удовлетворены 87,01 % (154 чел.) опрошенных студентов, из них в полной мере удовлетворены - 54,80 % (97 чел.). Порядок организации практики (база практики, инструктирование, контроль и др.) удовлетворяет 90,40 % (160 чел.), содержание практики - 83,62 % (148 чел.).

По мнению 80,80 % (143 чел.) в вузе созданы необходимые для научной исследовательской работы студентов условия.

Работу сайта Российской таможенной академии (rta.customs.ru) респонденты оценивают в среднем на 4,31 балла, а сайта Владивостокского

филиала (vfrta.customs.ru) - 4,21 балла. Среди основных предложений по оптимизации работы сайта филиала отметим следующие: «размещать на сайте расписание занятий и информацию об аудиторном фонде» -14,12 % (26 чел.); «размещать на сайте информацию об успеваемости и о планируемых мероприятиях» - 3,39 % (6 чел.).

Таблица 1

Степень удовлетворения респондентов качеством организации и обеспечения учебного процесса

Оцениваемые составляющие организации и обеспечения учебного процесса Степень удовлетворенности, %/чел.

Удовлетворен Удовлетворен частично Не удовлетворен

Возможность индивидуальной работы с преподавателем (консультации, возможность пересдать зачет/экзамен) 59,89/106 35,03/62 4,52/8

Библиотечное обслуживание и система поиска учебной литературы в электронной библиотеке 72,88/129 23,16/41 3,39/6

Наличие необходимых изданий учебной литературы в библиотеке (в печатном или электронном виде) 49,72/88 42,37/75 6,21/11

Доступность сети Интернет и компьютеров для самостоятельной работы во внеурочное время 65,54/116 28,25/50 5,65/10

Расписание учебных занятий (начало занятий, сменность, перерыв между занятиями) 25,42/45 36,16/64 37,29/66

Информация об учебных, научных мероприятиях (своевременность доведения информации) 51,41/91 33,33/59 14,69/26

Состояние учебных аудиторий (освещение, оснащенность, вентиляция, чистота, температура в помещении) 60,45/107 32,77/58 5,56/10

Качеством работы деканата в полной мере удовлетворены 64,97 % (115 чел.), удовлетворены частично - 26,55 % (47 чел.), не удовлетворены -6,78 % (12 чел.). Результаты оценки степени удовлетворенности студентов качеством отдельных составляющих работы деканата представлены в табл. 2.

О деятельности студенческого самоуправления (студсовет, совет научного студенческого общества и др.) информированы 75,14 % (133 чел.). При этом как эффективную деятельность форм студенческого

самоуправления оценивают 61,58 % (109 чел.), почти треть опрошенных считает студенческое самоуправление неэффективным (28,81 %, 51 чел.).

Таблица 2

Степень удовлетворения респондентов качеством работы деканатов

Оцениваемые составляющие работы деканатов Степень удовлетворенности, %/чел.

Удовлетворен Удовлетворен частично Не удовлетворен

Своевременность и качество подготовки документов, связанных с учебным процессом: переводы, восстановления обучающихся, оформление справок об обучении, студенческих билетов, и др. 70,62/125 20,34/36 7,91/14

Контроль и анализ состояния учебной дисциплины: посещаемость, успеваемость, и др. 75,14/133 21,47/38 2,25/4

Контроль исполнения расписания и информирование о текущих изменениях 48,59/86 36,16/64 13,5624

Формирование учебных групп, организация работы старост 67,80/120 27,12/48 2,25/4

Содействие студенческому самоуправлению и деятельности студенческих организаций 61,02/108 31,07/55 6,21/11

Соблюдение работниками факультета академических и этических норм 67,80/120 23,73/42 6,78/12

Жизнью вуза удовлетворены 76,27 % (135 чел.) респондента, при этом полное удовлетворение выразили 37,29 % (66 чел.). В наименьшей степени студенты удовлетворены такими составляющими жизни в вузе, как «организация и возможность отдыха и досуга» и «качество питания, предоставляемого столовой»: полностью удовлетворены 29,94 % (53 чел.) и 35,03 % (62 чел.), частично удовлетворены - 43,50 % (77 чел.) и 38,42 % (68 чел.), не удовлетворены - 24,29 % (43 чел.) и 23,73 % (42 чел.) соответственно. Возможностью получения социальной поддержки удовлетворены в полной мере 36,72 % (65 чел.), частично удовлетворены - 38,98 % (69 чел.), не удовлетворены - 22,03 % (39 чел.).

Работу деканатов и качество предоставляемых образовательных услуг респонденты в целом оценивают на 4,12 баллов.

Респондентам было предложено представить замечания и предложения, касающиеся образовательного процесса. Наиболее частыми (7,34 %, 13 чел.) оказались замечания, имеющие отношение к расписанию учебных занятий (наличие «окон» в расписании и частые его изменения в течение

семестра). В ходе опроса студенты выразили сожаление о том, что на изучение лекционных и семинарских занятий выделяется недостаточное число часов (3,95 %, 7 чел.). По мнению студентов (2,82 %, 5 чел.), содержание ряда дисциплин дублируется. Среди наиболее часто встречающихся предложений следует отметить пожелание «открыть магистратуру по направлению подготовки "Юриспруденция" (3,95 %, 7 чел.) и включить в образовательную программу дисциплины "Прокурорский надзор" и "Китайский язык" (для обучающихся юридического факультета)» (2,26 %, 4 чел.).

На основе анализа данных социологического опроса можно сделать вывод о том, что студенты в целом удовлетворены качеством образовательных услуг и организации учебного процесса во Владивостокском филиале Российской таможенной академии. При этом следует отметить, что доля студентов, лишь частично удовлетворенных качеством образовательных услуг и организации учебного процесса, по ряду направлений работы достигает трети от общего числа студентов.

На основе полученных данных, характеризующих качество образовательных услуг и организации учебного процесса во Владивостокском филиале Российской таможенной академии, предлагаем следующие рекомендации администрации вуза: 1) осуществить анализ (в том числе на межкафедральном уровне) содержания читаемых дисциплин с целью повышения качества преподавания; 2) оптимизировать учебное расписание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.