ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
УДК 331 ББК 65.291.6-21
О. Н. АНДРЕЕВА
Условия профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава таможенного вуза (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии)
Анализируются результаты социологического анкетного опроса преподавателей таможенного вуза. Основное внимание уделено анализу условий профессиональной деятельности. Полученные данные могут быть использованы администрациями вузов в процессе управления.
Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, таможенный вуз, условия профессиональной деятельности.
O. N. Andreyeva
Professional Performance Environment for Teaching Academic Staff
at Higher Education Institution for Customs (by Example of Vladivostok Branch
of the Russian Customs Academy)
The paper gives the analysis to the results of a survey among the teachers of HEI for Customs. The special attention is paid to the analysis of professional performance environment. The results obtained can be used by HEI administration in administering.
Keywords: teaching academic staff, higher education institution for customs, professional performance environment.
Российская таможенная академия на протяжении 10 лет являлась базовым вузом Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области
АНДРЕЕВА Ольга Николаевна — кандидат социологических наук, начальник научно-исследовательского отдела. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034 г. Владивосток, ул. Стрелковая. 16в. [email protected].
© Андреева О. Н., 2016
таможенного дела1. Опыт вуза и его филиалов по организации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава имеет важное значение для повышения эффективности управления учебной, научной и методической деятельностью образовательных учреждений высшего образования, профессионально-образовательные программы которых предусматривают комплексную подготовку специалистов по вопросам таможенной деятельности, права, экономики и управления.
Анализ совокупности факторов профессиональной среды, оказывающих как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность профессорско-преподавательского состава, необходим для повышения качества подготовки выпускников, эффективности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава и качества администрирования.
В 2015 г. во Владивостокском филиале Российской таможенной академии был проведен социологический опрос профессорско-преподавательского состава с использованием анкеты, разработанной отделом менеджмента качества образования, лицензирования и аккредитации Российской таможенной академии2. Целью опроса являлось определение степени удовлетворенности профессорско-преподавательского состава условиями профессиональной деятельности, созданными в вузе.
В ходе опроса основное внимание было уделено вопросам, связанным с распределением аудиторной нагрузки, материально-техническим обеспечением образовательного процесса, осуществлением научно-исследовательской деятельности, использованием каналов коммуникации, повышением квалификации, привлекательностью вуза как места работы.
В анкетировании приняли участие 70,41 % от общего числа педагогов (69 чел.), из них 92,8 %3 (64 чел.) штатные работники, 63,8 % (44 чел.) имеют ученую степень.
Распределением аудиторной нагрузки удовлетворены 60,9 % (42 чел.), не удовлетворены объемом аудиторной нагрузки - 33,3 % (23 чел.).
1 С 1996 по 2015 г., т. е. с момента утверждения приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.02.1996 № 243 «Об Учебно-методическом объединении по специальности 061900 Таможенное дело (на базе Российской таможенной академии)» до момента принятия приказа Министерства образования и науки РФ от 08.09.2015 № 987 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования».
2 Исчерпывающий анализ данных, полученных в ходе опроса, представлен в отчете о научной работе, подготовленном научно-исследовательским отделом Владивостокского филиала Российской таможенной академии (см. Социологический анализ содержания, организации и качества учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования, а также условий профессиональной деятельности профессорско-профессионального состава (на примере Владивостокского филиала Российской таможенной академии): отчет о НИР / Владивостокский филиал Российской таможенной академии; Рук. О. Н. Андреева, исп. Ю. Д. Исмагилова. Владивосток, 2015. 91 с.).
3 Здесь и далее процентные показатели рассчитываются от общего числа опрошенных.
В качестве основных причин неудовлетворенности преподаватели называют: 1) жесткость нормативных требований при распределении нагрузки и сложности с их соблюдением; 2) неравномерное распределение нагрузки; 3) чрезмерно большую аудиторную нагрузку; 4) отсутствие или недостаточное количество часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов, консультации и др.
Треть опрошенных - 36,2 % (25 чел.) - никогда не сталкивались с какими-либо проблемами при использовании средств технического обеспечения в ходе аудиторных занятий. С неполадками проектора и компьютера сталкивалась 21,7 % (15 чел.) опрошенных, других технических устройств - 20,3 % (14 чел.). Отсутствие доступа к техническим средствам и неудобную процедуру их получения отмечают 15,9 % (11 чел.), а неудобства, связанные с технической поддержкой, - 11,6 % (8 чел.).
Статьи в научных журналах в количестве от 3 до 15 имеют 40,3 % (28 чел.), авторами 16 и более статей являются 31,2 % (22 чел.). Больше половины опрошенных - 61,9 % (43 чел.) - являются авторами учебников и учебных пособий. Авторами монографий являются 33,1 % (23 чел.). Тем не менее часть участников опроса признает низкий уровень научной публикационной активности в связи с отсутствием у них: научных статей -8,7 % (6 чел.), учебников и учебных пособий - 18,8 % (13 чел.), научных монографий - 37,7 % (26 чел.), публикаций на иностранных языках - 46,4 % (32 чел.).
В течение года, предшествовавшего опросу, в научных конференциях, проводимых Российской таможенной академией, приняли участие 78,0 % (54 чел.); в других научных конференциях, проводимых в г. Москве, - 8,5 % (6 чел.); конференциях всероссийского уровня - 30,2 % (28 чел.), зарубежного - 15,8 % (11 чел.).
Подавляющая часть опрошенных - 63,8 % (44 чел.) - регулярно отслеживает события, происходящие в вузе. Время от времени событиями в Российской таможенной академии интересуются 27,5 % (19 чел.). Основным источником информации для подавляющего большинства - 79,7 % (55 чел.) - являются официальные документы (приказы, служебная документация, положения, инструкции, рекомендации). Приблизительно для трети опрошенных источником информации служат решения заседаний кафедры - 40,6 % (28 чел.), решения заседаний Ученого совета - 33,3 % (23 чел.), официальный сайт - 31,9 % (22 чел.), решения заседаний учебно-методического совета - 27,5 % (19 чел.).
Более трети опрошенных - 36,2 % (25 чел.) - посещают официальный сайт вуза, совсем не используют данный источник информации 8,7 % (6 чел.). На официальном сайте вуза преподавателей в основном интересует содержание разделов: «Новости» - 24,6 % (17 чел.), «Библиотека» - 15,9 % (11 чел.), «Наука (научная деятельность)» - 10,1 % (7 чел.).
Менее четверти опрошенных - 23,1 % (16 чел.) - считают, что в вузе не созданы необходимые для повышения квалификации условия (достаточность условий они оценивают на 0-49 %). Достаточно благоприятными (т. е. оценивают на 50-100 %) условия оцениваются 72,3 % (50 чел.). Высокую оценку (80-100 %) созданным условиям дают 30,4 % (21 чел.). Среднеарифметическая оценка условиям, созданным в вузе для повышения квалификации, соответствует 59,55 %.
Удовлетворенность ростом квалификации за время работы в вузе в среднем оценивается на 60,81 %. Невысокая степень удовлетворенности ростом квалификации (оценки от 0 до 49 %) присуща 20,1 % (14 чел.), оценку от 50 % и более дают 69,5 % (48 чел.). Высоко оценивают свой рост квалификации (оценки от 80 до 100 %) - 30,4 % (21 чел.).
Наиболее приемлемой и полезной формой повышения квалификации преподаватели считают курсы повышения квалификации в других вузах и организациях - 53,6 % (37 чел.), около трети опрошенных предпочитают участие в семинарах, конференциях, проводимых другими вузами и научными организациями, - 34,8 % (24 чел.), стажировку в таможенных органах - 30,4 % (21 чел.), курсы какого-либо конкретного направления (компьютерные, языковые, психологические, педагогические и т. д.) - 29,0 % (20 чел.). Около четверти опрошенных считают, что участие в семинарах, конференциях, круглых столах, проводимых Российской таможенной академией, приемлемо в качестве повышения квалификации - 26,1 % (18 чел.). Пятая часть опрошенных считает эффективными курсы повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов - 20,3 % (14 чел.). Подготовка и защита диссертации, а также посещение лекций коллег не оцениваются как приемлемые и полезные большей частью респондентов, за эти формы высказывались 15,9 и 10,1 % (11 и 7 чел. соответственно). При этом посещали занятия других преподавателей своей кафедры 76,8 % (53 чел.), никогда не посещали занятия своих коллег - 21,7 % (15 чел.).
Наиболее подходящими и полезными для себя преподаватели называют конкретные направления подготовки: 1) языковые, 2) повышения педагогического мастерства, 3) компьютерные, 4) соответствующие профилю читаемых дисциплин, 5) организация и осуществление научных исследований, 6) стажировки в организациях.
Работа во Владивостокском филиале Российской таможенной академии привлекает в основном возможностью работы по специальности -52,2 % (36 чел.) и оплатой труда - 42,0 % (29 чел.).
Для трети опрошенных привлекательными условиями работы во Владивостокском филиале Российской таможенной академии является хорошая техническая и информационная обеспеченность - 31,9 % (22 чел.), удобное месторасположение - 31,9 % (22 чел.), высокий престиж вуза -
30,4 % (21 чел.), комфортная психологическая атмосфера в коллективе -30,4 % (21 чел.).
Степень удовлетворенности деятельностью руководящего состава оценивается в среднем на 55,07 %; возможность участия в принятии управленческих решений - 39,71 %; признанием профессиональных успехов и достижений - 58,55 %; оплатой труда - 63,19 %; взаимоотношениями в коллективе - 68,12 %; расписанием занятий - 68,12 %; доступностью компьютерных ресурсов, сети Интернет и оргтехники - 68,99 %; организацией отдыха и досуга - 40,14 %; ценностями, политикой и стратегией, реализуемыми в вузе, - 55,65 %; охраной труда и его безопасностью - 69,51 %; мерами социальной поддержки - 46,67 %; качеством питания, предоставляемым столовой - 28,70 %; возможностью получить качественную медицинскую помощь в случае необходимости - 28,70 %.
Значительная часть опрошенных - 63,8% (44 чел.) посоветовала бы своим коллегам, работающим в других вузах, прийти на работу в таможенный вуз.
Преподаватели предлагают произвести следующие изменения в вузе, на факультете или кафедре: 1) уменьшить и упорядочить аудиторную нагрузку; 2) уменьшить и упростить процедуры отчетности; 3) предоставить большую самостоятельность филиалу в вопросах реализации образовательной и научной деятельности; 4) обеспечить справедливую оплату труда; 5) решить инфраструктурные проблемы.
Наиболее часто4, как следует из ответов на вопросы анкеты, преподаватели предлагают руководству 1) решить проблемы, связанные с недостатком аудиторного фонда (10 предложений); 2) оптимизировать документооборот (7 предложений); 3) оптимизировать общую и аудиторную нагрузку (6 предложений); 4) расширить академическую мобильность студентов и преподавателей (3 предложения); 5) решить проблемы, связанные с инфраструктурой филиала (3 предложения).
На основе анализа данных, полученных в ходе анкетного опроса преподавателей, можно сделать следующие выводы.
1. Преподаватели позитивно оценивают условия профессиональной деятельности, созданные во Владивостокском филиале Российской таможенной академии. Подавляющее большинство опрошенных удовлетворены 1) условиями охраны труда и его безопасности; 2) доступностью компьютерных ресурсов, сети Интернет и оргтехники; 3) взаимоотношениям в коллективе; 4) расписанием занятий; 5) оплатой труда; 6) признанием профессиональных успехов и достижений; 7) деятельностью руководящего состава.
2. Официальные каналы коммуникации, используемые в вузе, эффективны.
С частотой встречаемости от 3 до 10.
3. К основным недочетам и проблемам, связанным с реализацией во Владивостокском филиале Российской таможенной академии профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, следует отнести: 1) большую долю аудиторной нагрузки в общей нагрузке преподавателей; 2) относительно низкий уровень научной публикационной активности; 3) недостаточно активное участие в научных мероприятиях, проводимых вне вуза и его филиалов.
4. Выявленные в ходе исследования недочеты и проблемы, связанные с реализацией профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, типичны для значительного числа российских вузов.
На основе полученных данных, характеризующих условия профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, можно выделить следующие целевые ориентиры деятельности администрации Российской таможенной академии и других вузов по оптимизации условий труда профессорско-преподавательского состава: 1) расширение академической мобильности студентов и преподавателей; 2) оптимизация учебного расписания с учетом индивидуальной аудиторной нагрузки профессорско-преподавательского состава; 3) повышение эффективности системы документооборота; 4) совершенствование системы мотивации труда с целью стимулирования публикационной активности и участия в научных мероприятиях, проводимых вне Российской таможенной академии и ее филиалов.
АКТУАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Дьяков В.И. Полпред РТА на Дальнем Востоке: интервью с и.о. проректора-директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии В.И. Дьяковым / записала П. Стецуренко // Таможня: информ.-ан. обзор. 2016. №10. С. 10-12.
Бугаев К.В. Актуальные направления научных исследований в таможенной сфере // Таможенное дело. 2016. №1. С. 20-24.
Приведены результаты исследования, позволяющие определить интересующие научное сообщество темы в таможенном деле. Установлено, что научные исследования в таможенной сфере разделены на два примерно равных по объему направления - юридическое и экономическое (иные исследования занимают незначительный процент от массива работ). [...] Полученные результаты полезны для дальнейшего изучения таможенной деятельности и управления его научно-методическим обеспечением.