Научная статья на тему 'Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ'

Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4945
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ / SATISFACTION WITH THE QUALITY OF EDUCATION / ЧАСТНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ / INDIVIDUAL SATISFACTION WITH EDUCATION AND ITS ENVIRONMENT / ВУЗЫ / UNIVERSITIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ / FACTORS OF SATISFACTION / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов И. В., Половнёв А. В.

В статье рассматривается удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе и ее влияние на успешность их профессионального обучения. Особое внимание в статье уделено анализу частных показателей удовлетворенности обучением и образовательной средой в вузе, а также оценке их вклада в общую удовлетворенность. Материалы, представленные в публикации, подготовлены по данным социологического исследования, проведенного среди студентов МГЛУ в марте апреле 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' satisfaction with quality of high school education: sociological analysis based on MSLU

The article considers students' satisfaction with the quality of high school education and its impact on the success of their professional education. Particular attention is paid to the analysis of individual indicators of satisfaction with high school education and its environment, as well as evaluation of their contribution to overall satisfaction. The materials presented in the publication were prepared according to a sociological survey conducted among students of the Moscow State Linguistic University in March-April, 2017.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ»

УДК 316.454.3; 37.013

И. В. Образцов, А. В. Половнёв

Образцов И. В., доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: igorobraztsov@rambler.ru Половнёв А. В., кандидат социологических наук, доцент; доцент кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: polovnev_av@mail.ru

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ МГЛУ

В статье рассматривается удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе и ее влияние на успешность их профессионального обучения. Особое внимание в статье уделено анализу частных показателей удовлетворенности обучением и образовательной средой в вузе, а также оценке их вклада в общую удовлетворенность. Материалы, представленные в публикации, подготовлены по данным социологического исследования, проведенного среди студентов МГЛУ в марте - апреле 2017 г.

Ключевые слова: удовлетворенность; удовлетворенность качеством обучения; частная удовлетворенность обучением и образовательной средой; вузы; студенты; факторы удовлетворенности, социологический анализ.

Obraztsov I. V.

Doctor of Sociology (Dr.habil.), Professor of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: igorobraztsov@rambler.ru

Polovnеv A. V.

Ph. D. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: polovnev_av@mail.ru

STUDENTS' SATISFACTION WITH QUALITY

OF HIGH SCHOOL EDUCATION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS BASED ON MSLU

The article considers students' satisfaction with the quality of high school education and its impact on the success of their professional education. Particular attention is paid to the analysis of individual indicators of satisfaction with high school education and its environment, as well as evaluation of their

contribution to overall satisfaction. The materials presented in the publication were prepared according to a sociological survey conducted among students of the Moscow State Linguistic University in March-April, 2017.

Key words, students; satisfaction; satisfaction with the quality of education; individual satisfaction with education and its environment; universities; students; factors of satisfaction; sociological analysis.

Введение

Удовлетворенность качеством обучения в вузе является важным компонентом и условием успешного освоения студентами будущей профессиональной деятельности [Гоголева, Макарова 2015].

Среди целей образования, высшего образования в частности, федеральным законодательством заявлено удовлетворение образовательных потребностей личности, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [Федеральный закон, 2012]. Опираясь на данные нормативные положения, образовательную деятельность вуза можно рассматривать как деятельность по удовлетворению потребностей студентов в образовании и развитии. В связи с этим не случайно в процессе независимой оценки качества деятельности образовательных организаций экспертными комиссиями в последнее время всё чаще обращается внимание на удовлетворенность обучаемых качеством образовательной деятельности вуза.

Кроме независимых оценок анализ общественного мнения, удовлетворенность обучаемых образовательными услугами становится объектом внимания органов управления системой образования и внутривузовских систем менеджмента качества образовательной деятельности. Исследование удовлетворенности студентов различными аспектами образовательной деятельности вуза позволяет своевременно выявлять слабые стороны в работе вуза и более целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию. Определение уровня удовлетворенности студентов обучением в вузе позволяет, таким образом, наряду с диагностической функцией обеспечить органы управления вуза информацией для принятия эффективных управленческих решений по развитию образовательных учреждений [Качество столичного образования... 2016].

По мнению некоторых авторов, одним из ключевых факторов успеха вуза становится сегодня удовлетворенность потребителей образовательных услуг. В связи с этим ориентацию на высокий уровень удовлетворенности студентов обучением в вузе предлагается рассматривать как основополагающую цель вуза. Для этого необходимо взаимодействие с обучающимися при обсуждении их потребностей и ожиданий; выявление уровня удовлетворенности путем использования регулярных опросов и других форм сбора структурированной информации [Спиридонова, Хомутова 2012].

Удовлетворенность обучением в вузе рассматривается в социологических источниках как интегрированное понятие, отражающее степень реализации социальных ожиданий студента от учебно-образовательной деятельности в вузе, сформированных в процессе его социализации [Спасский 2002].

Удовлетворенность исследуется преимущественно с использованием анкетного опроса, который позволяет с помощью набора индикаторов определить уровень удовлетворенности различными сторонами обучения в вузе, а при наличии единой системы индикаторов и регулярном проведении мониторинговых исследований, отслеживать данное явление в динамике.

Для изучения удовлетворенности обучением студентов МГЛУ в мае 2017 г. исследовательской группой кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук (ИМО и СПН) с использованием сайта webanketa.com был проведен анкетный онлайн-опрос студентов. В анкетировании приняли участие 2128 студентов и аспирантов всех курсов обучения со всех факультетов (институтов) МГЛУ, что составило около 33 % от штатной численности студентов МГЛУ. Для анализа удовлетворенности студентов качеством обучения предварительно были отсеяны респонденты с категоричными ответами (давшие крайние положительные и отрицательные ответы по всем показателям удовлетворенности), а также респонденты, не предоставившие ответы ни на один показатель удовлетворенности. В результате анализу были подвергнуты ответы 1715 студентов МГЛУ обучающихся на разных курсах (см. табл. 1).

Полученное число анкет позволило репрезентировать мнение студентов МГЛУ в целом и по курсам обучения.

Проведенный опрос показал, что студенческое сообщество МГЛУ в целом удовлетворено качеством обучения в вузе.

Таблица 1

Характеристика выборочной совокупности

Бакалавриат, специали-тет (курс обучения) Магистратура (курс обучения) Аспирантура Без указания курса обучения Всего

I II III IV V I II

495 291 330 237 21 106 36 13 186 1715

Общая удовлетворенность студентов качеством обучения и ее влияние на успешность освоения ими учебных программ

По шкале от 0 до 10 уровень общей удовлетворенности качеством обучения составил выше среднего значения - 6,6 баллов. Категоризация 11-балльной шкалы общей удовлетворенности качества обучения на несколько категорий (три, пять) позволила в аналитических целях дифференцировать студентов по уровням удовлетворенности качеством обучением. В результате категоризации удалось выяснить, что очень низкая (0-1 балл) и низкая (2-4 балла) удовлетворенность характерны только для 9 % студентов. Другими словами, доля преимущественно неудовлетворенных качеством обучения студентов составляет в вузе не более 10 %. Около 30 %% студентов имеют определенные претензии к качеству обучения в вузе, но в целом удовлетворены обучением и обладают средним уровнем удовлетворенности в диапазоне от 4 до 6 баллов. Большинство студентов МГЛУ (61 %) отметили в ходе опроса высокую и очень высокую удовлетворенность качеством обучениям (около 45 %% в диапазоне 7-8 баллов и около 17 % в диапазоне - 9-10 баллов, соответственно), что свидетельствует о том, что подавляющее большинство в основном удовлетворено качеством обучения в МГЛУ на достаточно высоком уровне (см. табл. 2).

Сформированный за время учебы в вузе уровень общей удовлетворенности студентов качеством обучения отражается на успешности обучения студентов в вузе. Прежде всего, уровень удовлетворенности отражается на уверенности в правильности выбранного вуза. Большинство студентов неудовлетворенных качеством обучения в вузе разочарованы, и если бы случилось так, что им снова пришлось выбирать вуз, то МГЛУ не выбрали. В то

же время почти две трети студентов удовлетворенных качеством обучения на высоком уровне, при повторном выборе вуза снова бы выбрали МГЛУ в качестве вуза для профессиональной подготовки (см. табл. 3).

Таблица 2

Шкала (уровни) удовлетворенности студентов качеством обучения

3-уровневая 5-уровневая Диапазон Для Для

оценка оценка исходной 3-уровневой 5-уровневой

удовлетворенности качеством обучения удовлетворенности качеством обучения шкалы шкалы (в %) шкалы (в %)

очень низкий 0-1 9,0 2,9

низкий низкий 2-3 6,1

средний средний 4-6 29,7 29,7

высокий 7-8 61,3 44,5

очень высокий 9-10 16,8

Таблица 3

Готовность повторного выбора вуза студентами с разным уровнем удовлетворенности качеством обучения

Если бы случилось так, что Вам пришлось выбирать вуз, то выбрали бы Вы МГЛУ снова? Уровни удовлетворенности качеством обучения (в %) Всего

низкий средний высокий

выбрали 12,1 24,1 64,2 47,6

не выбрали 71,1 31,2 6,9 19,8

затруднились ответить 16,8 44,7 29,0 32,6

Примечание: здесь и далее в таблицах жирным курсивом выделены максимальные значения.

Удовлетворенность качеством обучения отражается на посещаемости и учебных успехах студентов. Среди студентов удовлетворенных качеством обучения 55 % посещают практически все занятия, в то время как среди неудовлетворенных студентов таковых 36 %. Уровень посещаемости, безусловно, отражается на успеваемости студентов.

Доля студентов, удовлетворенных качеством обучения, среди студентов с положительными оценками в период сессии выше, чем

среди неуспевающих студентов. Статистически значимые различия ^-критерий) в частоте встречаемости студентов с высоким уровнем удовлетворенности качеством обучения (выше 6 баллов) обнаружены среди студентов, обучающихся на «отлично» и «хорошо». Среди студентов, обучающихся только на «отлично» и «хорошо» / «отлично», около 65 % отмечают высокий уровень удовлетворенности качеством обучения в вузе, в то время как среди студентов имеющих неудовлетворительные оценки, таковых на треть меньше (46 %). Доля обучаемых с низким уровнем удовлетворенности качеством обучения (ниже 4 баллов) среди студентов с неудовлетворительными оценками напротив составляет 15 %, в то время как среди успевающих на «хорошо» и «отлично» - около 10 %, а среди отличников - только 6 % (см. табл. 4).

Таблица 4

Распределение студентов с разной успеваемостью по уровням удовлетворенности качеством обучения в вузе (в %)

Уровень удовлетворенности качеством обучения в вузе Успеваемость на экзаменах и зачетах за последний семестр Всего

Только отличные оценки Только хорошие и отличные В основном хорошие оценки, но есть и удовлетворительные В основном удовлетворительные оценки Была неудовлетворительная оценка

низкий 6,3 9,7 8,1 13,3 15,4 9,0

средний 29,4 27,0 34,0 31,1 38,5 29,7

высокий 64,4 63,3 57,9 55,6 46,2 61,4

Профессиональное обучение в вузе можно признать успешным, если приобретенные в вузе профессиональные компетенции студент готов реализовать на рынке труда. Почти 60 % студентов МГЛУ выразили желание после окончания вуза работать по своей специальности и лишь около 14 % не имеют такого желания.

Уровень удовлетворенности качеством обучения существенно отражается на устойчивости профессиональной ориентированности студентов. Только 36 % студентов, неудовлетворенных качеством обучения, (низкий уровень удовлетворенности) готовы работать по своей специальности после окончания вуза, а каждый

третий (34 %) такого желания категорически не имеет. В то же время большинство студентов (67 %), удовлетворенных качеством обучения, (высокий уровень удовлетворенности) по полученной в вузе специальности готовы работать, а свою неготовность реализовать профессиональный выбор, сделанный на этапе поступления в вуз, выразили только около 9 % студентов (см. табл. 5).

Таблица 5

Готовность студентов с разным уровнем удовлетворенности качеством обучения работать по своей специальности после окончания вуза

Уровень удовлетворенности качеством обучения Желание работать по своей специальности после окончания вуза (в %)

Желают Не желают Затруднились ответить

низкий 36,4 34,3 29,4

средний 48,4 18,4 33,1

высокий 66,6 8,6 24,8

Таким образом, уровень удовлетворенности качеством обучения играет важную роль с точки зрения успешности профессионального обучения. Значимость данного показателя для профессионального становления выпускников вуза подталкивает к анализу компонентов, определяющих и формирующих уровень общей удовлетворенности качеством обучения в вузе.

Частная удовлетворенность студентов обучением и образовательной средой

Общая удовлетворенность качеством обучения в вузе складывается из различных составляющих. Для определения направлений по повышению удовлетворенности студентов качеством обучения в вузе важное значение имеет изучение частной удовлетворенности, которая отражает степень реализации студентами своих ожиданий по отношению к конкретным компонентам обучения и образовательной среды, в которой осуществляется их обучающая деятельность.

Анализ публикаций [Спасский 2002; Спиридонова, Хомутова 2012; Середа, Рябова 2013; Гоголева, Макарова 2015; Образцов, Журавлева 2015] по проблемам удовлетворенности студентов

обучением в вузе свидетельствует о том, что как единого методического подхода, так и системы индикаторов для оценки частной удовлетворенности студентов обучением в вузах пока не сложилось. В разных вузах выделяются различные частные показатели удовлетворенности качеством обучения. Например, в некоторых из них исследуются такие показатели как: соотношение цены и качества; обеспечение научно-технической базы (учебное оборудование, библиотека, учебно-методические пособия и др.); удовлетворенность дополнительным образованием (программами повышения квалификации, профессиональной подготовки, научными кружками, секциями и т. д.); возможностью трудоустройства после окончания вуза. Другие исследователи акцентируют внимание на удовлетворенности студентов своим положением в группе, социальным комфортом во время учебы, профессиональным выбором и межличностными отношениями.

Обобщив существующие подходы, А. А. Спиридонова и Е. Г. Хо-мутова предложили сгруппировать различные показатели удовлетворенности обучением в вузе в четыре группы: удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса, организацией научно-исследовательской работы студентов, социально-бытовыми условиями и социально-психологическим климатом [Спиридонова, Хомутова 2012]. На наш взгляд, наряду с выделенными показателями, также заслуживает внимания блок индикаторов, отражающих степень реализации ожиданий студентов от качества, содержания и организации учебного процесса.

Таким образом, при проведении исследования нами было выделено шесть основных компонентов частной удовлетворенности:

1) удовлетворенность качеством и содержанием обучения;

2) удовлетворенность организацией процесса обучения и практики, научным руководством;

3) удовлетворенность организацией внеучебной и научной деятельности;

4) удовлетворенность социально-бытовыми условиями;

5) удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного процесса;

6) удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе.

Каждый из данных комплексных показателей имел свои индикаторы, позволяющие оценить характер удовлетворенности студентами основными сферами их жизни и деятельности в вузе (см. табл. 6).

Таблица 6

Средние и медианный значения частных показателей удовлетворенности обучением и образовательной средой

Среднее Медиана

I. Удовлетворенность качеством и содержанием обучения

качеством обучения по первому иностранному языку 8,21 9,00

качеством обучения по второму иностранному языку 7,51 8,00

качеством обучения по общепрофессиональным дисципли-

нам, дисциплинам специализации 6,89 7,00

качеством обучения по социально-экономическим и гумани-

тарным дисциплинам 6,85 7,00

содержанием образовательной программы в целом 6,56 7,00

качеством обучения по физической культуре 5,61 6,00

II. Удовлетворенность организацией процесса обучения и практики, научным

руководством

уровнем научного руководства курсовыми / квалификационными работами 7,17 8,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровнем контроля знаний со стороны администрации в

ходе семестра 6,98 7,00

местом (организации) прохождения практики 6,39 8,00

содержанием обязанностей, выполняемых в ходе практики 6,29 7,00

организацией самостоятельной работы 6,00 6,00

расписанием занятий 5,56 6,00

организацией (сроками, расписанием) сессии 5,06 5,00

III. Удовлетворенность организацией внеучебной и научной деятельности

организацией культурных и досуговых мероприятий в МГЛУ 5,20 5,00

организацией работы кружков студенческого научного общества 5,11 5,00

организацией спортивно-массовой работы в МГЛУ 4,90 5,00

IV. Удовлетворенность социально-бытовыми условиями

качеством питания в столовой и кафе 6,62 7,00

Среднее Медиана

организацией питания (временем работы, обслуживания, ценами) 6,10 7,00

чистой и порядком в аудиториях, помещениях университета 5,88 6,00

условиями проживания в общежитии 3,64 3,00

состоянием туалетных комнат 2,23 1,00

V. Удовлетворенность материально-техническим обеспечением учебного

процесса

работой библиотек 7,08 8,00

работой электронной-библиотечной системы 6,43 7,00

инфраструктурой университета в целом 5,29 5,00

оборудованием аудиторий для занятий 5,05 5,00

доступностью Интернета в МГЛУ 4,14 4,00

VI. Удовлетворенность социально-психологическим климатом

взаимоотношениями в учебной (языковой) группе 7,99 9,00

взаимоотношениями с преподавателями 7,80 8,00

взаимоотношениями на учебном курсе 7,57 8,00

взаимоотношениями с сотрудниками деканата факультета (института) 6,76 7,00

Анализ удовлетворенности студентов МГЛУ содержанием обучения показывает, что большинство показателей данного компонента имеют средние значения в диапазоне высокого уровня (выше 6 баллов), что свидетельствует о том, что ожидания большинства студентов МГЛУ относительно качества преподавания и содержания образовательных программ преимущественно реализованы. Больше всего студенты МГЛУ удовлетворены качеством обучения иностранных языков (8,2 балла - удовлетворенность качеством обучения по первому иностранному языку и 7,5 баллов -качеством обучения по второму иностранному языку), что в целом оправдывается лингвистической специализацией вуза и важно с точки зрения общей удовлетворенности обучением, так как выбор университета у большинства студентов (у 70 %) был связан с лингвистическим профилем и желанием освоить на профессиональном уровне иностранные языки. О высоком уровне удовлетворенности качеством преподавания иностранных языков свидетельствуют также медианные оценки. Каждый второй студент (более 50 %) оценил свою удовлетворенность качеством обучения по первому

иностранному языку на очень высоком уровне (9-10 баллов), а по второму иностранному языку на уровне 8-10 баллов.

Уровень удовлетворенности содержанием образовательных программ в целом и качеством обучения по социально-экономическим, гуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам составляет от 6,5 до 6,9 баллов. Каждый второй студент оценивает свою удовлетворенность данными показателями выше 7 баллов, что характеризует качество обучения по данным циклам учебных дисциплин также на высоком уровне.

Среднее значение среди показателей качества и содержания обучения отмечается по показателю удовлетворенность качеством обучения по физической культуре - 5,6. Данное значение соответствует среднему уровню удовлетворенности, но свидетельствует о том, что ожидания студентов от данного предмета реализованы не в полной мере. Анализ открытых вопросов показал, что неудовлетворенность студентов чаще всего связана с большим количеством занятий по физической культуре, завышенными требованиями и сложившейся балльной системой оценивания, местом проведением занятий (особенно беспокоит проведение занятий на улице, не взирая на погодные условия), отношением и компетентностью преподавателей.

Анализ удовлетворенности студентов МГЛУ организацией учебного процесса в вузе показал, что некоторые направления в данной области нуждаются в оптимизации. Прежде всего это относится к организации сессии (расписанию, срокам) и расписанию занятий. Фактическое значение удовлетворенности студентов данными показателями соответствует среднему уровню и находится в диапазоне - 5,1-5,6 баллов. Стоит обратить внимание, что неудовлетворенность организацией сессии (значения менее 4 баллов) отметили 30 % студентов, а расписанием занятий - каждый четвертый студент (25 %). В открытых вопросах студенты часто отмечали, что неудовлетворенность расписанием занятий вызвана временем начала занятий, удаленностью территорий, вторыми сменами, окнами между парами и разбросом занятий по нескольким территориям в один день.

Средний уровень удовлетворенности наблюдается также по отношению к организации самостоятельной работы студентов (среднее значение - 6 баллов). Основные претензии неудовлетворенных

студентов вызваны большими нагрузками в часы самостоятельной работы. Характерно, что среди студентов старших курсов обучения (Ш^ курсы) неудовлетворенность организацией самостоятельной работой встречается чаще, чем среди студентов 1-11 курсов, что вызвано вероятнее всего более возрастающими требованиями преподавателей, вторичной занятостью старшекурсников и недостатком времени для качественной самостоятельной работы.

Отдельного внимания при разработке мероприятий по совершенствованию удовлетворенности обучением заслуживает организация производственной практики. Средний уровень удовлетворенности местом (организацией) и содержанием прохождения практики составил по данным опроса - около 6,5 баллов. Несмотря на то, что фактическое значение находится в диапазоне выше среднего уровня, особое внимание в вузе следует обратить на организацию практики в бакалавриате, так как бакалавры не удовлетворены местом и содержанием практики чаще, чем магистранты. Среди магистрантов второго курса и аспирантов наблюдаются более высокие значения удовлетворенности организацией и содержанием практики (7,5-9,1 баллов), что, скорее всего, связано с тем, что они чаще проходят ее по месту уже имеющегося трудоустройства, а работа в ходе практики, в связи с накопленными профессиональными компетенциями, становится более содержательной и интересной.

Качеством научного руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами студенты МГЛУ удовлетворены на высоком уровне (среднее значение составило 7,2 балла). Значительная доля студентов (42 %) отметили удовлетворенность данным показателем на очень высоком уровне (9-10 баллов), еще около 25 % оценили свою удовлетворенность на уровне 7-8 баллов. Таким образом, ожидания подавляющего большинства студентов (около 70 %) от качества научного руководства курсовыми и квалификационными работами можно назвать реализованными.

Анализ уровня удовлетворенности студентов внеучебной деятельностью свидетельствует о необходимости совершенствования данной сферы жизни и деятельности студентов, возможно, даже на основе дополнительного исследования, ввиду своей обширности и важности для студентов. Средние значения показателей удовлетворенности студентов организацией в вузе культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий, находятся

в диапазоне4,9-5,2 баллов, что свидетельствует о наличии у существенной части студентов нереализованных ожиданий в данной сфере. Студенческая молодежь традиционно придает данному направлению существенное значение, что с учетом невысоких показателей удовлетворенности должно подталкнуть органы управления совместно с органами студенческого самоуправления уделить развитию данной сферы особое внимание.

Необходимость развития культурно-досуговой жизни студентов в вузе часто упоминалась в студенческих комментариях в ходе опроса, с вполне конкретными предложениями, которые желательно органам воспитательной работы учесть при разработке планов по совершенствованию данного направления. Вместе с тем наибольшую неудовлетворенность студенты выражают организацией спортивно-массовой работой (4,9 балла). Несмотря на высказывания относительно завышенных требований на учебных занятиях по физической культуре, в открытых вопросах студенты предлагают расширить число спортивных секций в вузе, сделать более доступными занятия спортом и физкультурой во вне учебное время.

Определенный вклад в общую удовлетворенность обучением в вузе вносят социально-бытовые условия. Если организация и качество питания основную массу студентов удовлетворяет на среднем уровне (6-7 баллов), то условия проживания в общежитии и состояние туалетных комнат вызывает у студентов наибольшую озабоченность. Каждый второй студент отметил в ходе опроса крайне низкую неудовлетворенность (0-1 балл) состоянием туалетных комнат, а в открытых вопросах студенты оставили очень много отрицательных комментариев и просьб навести в них порядок. Среднее значение удовлетворенности данным показателем составило 2,2 балла по шкале от 0 до 10 и стало самым низким из всех частных показателей удовлетворенности.

Достаточно низкий уровень удовлетворенности фиксируется также относительно условий проживания в общежитии (3,3 балла). Однако стоит отметить, что студенты, проживающие в общежитии, поставили более высокие оценки. Средний балл студентов проживающих в студенческом общежитии и принимавших участие в опросе (155 респондентов) составил по данным опроса 5 баллов, против 3,3 баллов в целом по выборке.

Среди показателей, характеризующих удовлетворенность студентов материально-техническим обеспечением учебного

процесса, высоким уровнем (выше 6 баллов) отличается только удовлетворенность работой библиотеки (7,1 балла) и электронно-библиотечной системы (6,4 балла). В то же время в открытых комментариях студенты часто просят обновить книжный фонд, заменить старые учебники, увеличить число учебных пособий, обеспечить работу библиотеки для магистров, обучающихся после 18 часов. Удовлетворенность студентов инфраструктурой университета в целом и оборудованием аудиторий для занятий, в частности находится в диапазоне 5-5,3 баллов, т. е. в районе среднего уровня удовлетворенности и безусловно нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии. Наибольшую неудовлетворенность у студентов в данной группе показателей вызывает доступность Интернета на территории вуза (среднее значение - 4,1 балла). Учитывая невысокий уровень удовлетворенности и высокую значимость, которая придается современными студентами доступности Интернета, следует также обратить внимание на развитие данного компонента инфраструктуры, обеспечив студентам доступ к бесплатному Wi-Fi на всех учебных территориях.

В ходе проведенного опроса было выявлено, что наибольшую удовлетворенность, после качества преподавания иностранного языка, у студентов вызывают взаимоотношения в учебных коллективах и с преподавателями. В связи с чем можно с уверенностью сказать, что большинство студентов удовлетворены социально-психологическим климатом, сложившимся в университете в целом и в конкретных учебных коллективах. Три частных показателя из данной группы (удовлетворенность взаимоотношениями в учебной (языковой) группе, на курсе и с преподавателями) имеют средние и медианные оценки выше 7 баллов. Наибольшую удовлетворенность у студентов вызывают отношения в малых группах - учебной (языковой) группе. Более 50 % студентов отметили очень высокую удовлетворенность (на уровне 9-10 баллов) сложившимися отношениями в группе. Удовлетворенность отношениями на учебном курсе и с преподавателями каждый второй оценил в диапазоне 8-10 баллов. Чуть меньшую удовлетворенность (6,8 балла) в данной группе показателей вызывают у студентов взаимоотношения с сотрудниками деканата. В ходе открытых ответов студенты достаточно часто отмечали в комментариях к открытым вопросам неуважительное отношение сотрудников некоторых деканатов и просили общаться со студентами доброжелательнее.

Все проанализированные частные показатели вносят определенный вклад в формирование общего уровня удовлетворенности качеством обучения в вузе. Однофакторный дисперсионный анализ ^-критерий) подтвердил наличие статистически значимых различий в средних значениях частных показателей удовлетворенности в студенческих группах отличающихся уровнем общей удовлетворенности. Чем выше уровень общей удовлетворенности качеством обучения, тем выше все средние значения частных показателей удовлетворенности обучением и образовательной средой. Полученные данные подтверждают таким образом значимость всех отобранных частных показателей для анализа удовлетворенности качеством обучения в вузе и подталкивают к анализу частных компонентов удовлетворенности среди студентов с различным уровнем удовлетворенности (см. табл. 7).

Таблица 7

Средние значения частных показателей удовлетворенности обучением и образовательной средой среди студентов с разным уровнем общей удовлетворенности качеством обучения

Параметры удовлетворенности Уровень общей удовлетворенности качеством обучения

Низкий Средний Высокий Всего

качеством обучения по первому иностранному языку 5,83 7,54 8,88 8,21

взаимоотношениями в Вашей учебной (языковой) группе 6,43 7,58 8,43 8,00

взаимоотношениями с преподавателями 5,42 7,05 8,53 7,81

взаимоотношениями на учебном курсе 5,93 7,00 8,10 7,58

качеством обучения по второму иностранному языку 5,69 6,88 8,10 7,52

уровнем научного руководства курсовыми / выпускными квалификационными работами 4,73 6,32 8,06 7,16

работой библиотек 5,24 6,55 7,56 7,07

уровнем контроля знаний со стороны администрации в ходе семестра 4,83 6,01 7,74 6,97

качеством обучения по общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам специализации 4,39 5,97 7,75 6,91

Параметры удовлетворенности Уровень общей удовлетворенности качеством обучения

Низкий Средний Высокий Всего

качеством обучения по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам 4,54 5,98 7,61 6,85

взаимоотношениями с сотрудниками деканата факультета (института) 3,89 5,85 7,63 6,76

качеством питания в столовой и кафе МГЛУ 4,85 6,03 7,17 6,62

содержанием образовательной программы в целом 3,52 5,46 7,56 6,57

работой электронной-библиотечной системы 3,32 5,67 7,27 6,43

местом (организации) прохождения практики 4,18 5,47 7,37 6,41

содержанием обязанностей, выполняемых в ходе практики 4,22 5,50 7,20 6,31

организацией питания (временем работы, обслуживания, ценами) 4,18 5,57 6,65 6,10

организацией самостоятельной работы 3,09 5,05 6,92 6,01

чистой и порядком в аудиториях, помещениях университета 4,12 5,27 6,46 5,89

качеством обучения по физической культуре 3,60 5,04 6,22 5,62

расписанием занятий 3,35 4,95 6,18 5,56

деятельностью органов студенческого самоуправления 2,56 4,62 6,21 5,32

инфраструктурой университета в целом 2,82 4,11 6,22 5,29

организацией культурных и досуговых мероприятий в МГЛУ 2,56 4,25 6,11 5,22

организацией работы кружков студенческого научного общества 2,51 4,17 6,09 5,12

организацией (сроками, расписанием) сессии 2,89 4,20 5,84 5,09

оборудованием аудиторий для занятий 2,86 4,08 5,83 5,05

организацией спортивно-массовой работы в МГЛУ 2,49 4,12 5,77 4,91

помощью выпускающей кафедры, факультета в трудоустройстве 1,71 3,59 6,16 4,83

доступностью Интернета в МГЛУ 2,47 3,32 4,84 4,17

условиями проживания в общежитии 1,67 2,48 4,74 3,65

состоянием туалетных комнат 1,07 1,62 2,69 2,22

Рейтинг наиболее критичных показателей среди студентов с различным уровнем удовлетворенности качеством обучения существенно не отличается. Наиболее критично студентами с любым уровнем удовлетворенности оценивается:

• состояние туалетных комнат;

• условия проживания в общежитии;

• доступность Интернета на территориях университета;

• организация спортивно-массовой работы в вузе.

Иными словами, компоненты, напрямую не связанные с содержанием образовательного процесса, но требующие особого внимания ввиду достаточно низких значений, особенно среди неудовлетворенных качеством обучения студентов.

Среди отличий можно лишь отметить, что у студентов с высоким уровнем удовлетворенности в пять наиболее низких показателей удовлетворенности входит оснащенность аудиторий оборудованием для занятий (5,8), что является признаком особой озабоченности среди данной категории студентов и, безусловно, требует своего совершенствования.

Анализ разницы частных показателей между неудовлетворенными и наиболее удовлетворенными студентами позволяет выявить частные показатели, вносящие наибольший вклад в дифференциацию студентов по уровням удовлетворенности качеством обучения. Так, дифференцирующими показателями, вносящими существенный вклад в различия между группами студентов с крайними уровнями общей удовлетворенности, являются:

• удовлетворенность помощью выпускающей кафедры, факультета в трудоустройстве (разница между группой с низким и высоким уровнем общей удовлетворенности - 4,45 балла);

• удовлетворенность содержанием образовательной программы в целом (разница - 4,0 балла);

• удовлетворенность работой электронной-библиотечной системы (разница - 3,9 балла);

• удовлетворенность организацией самостоятельной работы (разница - 3,8 балла);

• удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками деканата факультета (института) (разница - 3,7 балла).

Наибольшая разница между группами с высокой и низкой удовлетворенностью указывает на то, что именно данные показатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в наибольшей степени отличают удовлетворенных и неудовлетворенных студентов и на них следует обратить первоочередное внимание для снижения доли неудовлетворенных студентов.

Частные показатели удовлетворенности обучением вносят разный вклад в общую удовлетворенность качеством обучения. С использованием корреляционного анализа удалось установить, что общая удовлетворенность обучением в вузе наиболее коррели-рует1 с частными показателями, характеризующими удовлетворенность содержанием обучения (удовлетворенность содержанием образовательной программы в целом, качеством обучения по общепрофессиональным (специальным), социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам), уровнем поддержки выпускающих кафедр в трудоустройстве и взаимоотношениями с преподавателями.

Чем выше балльные значения по данным частным показателям, тем выше вероятность высоких значений общей удовлетворенностью качеством обучения, и напротив, чем ниже удовлетворенность перечисленными показателями, тем ниже общий уровень удовлетворенностью качеством обучения в вузе. Высокий уровень корреляции подсказывает, что повышение уровня удовлетворенности по данным показателям даст более вероятное повышение общей удовлетворенности качеством обучения в вузе и поэтому на их развитие важно обращать внимание при разработке мероприятий по повышению удовлетворенности обучением в вузе.

Наиболее низкая корреляция общей удовлетворенности обучением в вузе (значение коэффициента корреляции Спирмена менее 0,3) наблюдается с частными показателями, характеризующими социально-бытовые условия обучения (удовлетворенность качеством и организацией питания; чистой и порядком в аудиториях, помещениях университета; состоянием туалетных комнат), а также удовлетворенностью качеством обучения физической культуре и взаимоотношениями в учебной группе (см. табл. 8).

Низкие значения коэффициента корреляции свидетельствуют о том, что их влияние на общую удовлетворенность качеством обучения в вузе (несмотря на низкие значения по некоторым частным показателям) носит слабый линейный характер. Несмотря на

1 Значение коэффициента корреляции Спирмена более 0,50, значимость на уровне 0,01.

низкие средние значения по данным показателям, не имеют существенного вклада в общую удовлетворенность качеством обучения в вузе. Это совсем не означает, что данные сферы жизни и деятельности вуза не должны совершенствоваться, но ожидать существенного изменения общей удовлетворенности качеством обучения после повышения уровня удовлетворенности по частным показателям, скорее всего, не стоит.

Таблица 8

Корреляция общей удовлетворенности качеством обучения в вузе с частными показателями удовлетворенности обучением и образовательной средой1

Виды удовлетворенности Коэффициент корреляции Спирмена

Удовлетворенность содержанием образовательной программы в целом 0,61

Удовлетворенность качеством обучения по общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам специализации 0,55

Удовлетворенность качеством обучения по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам 0,53

Удовлетворенность помощью выпускающей кафедры, факультета в трудоустройстве 0,53

Удовлетворенность взаимоотношениями с преподавателями 0,51

Удовлетворенность инфраструктурой университета в целом 0,49

Удовлетворенность организацией самостоятельной работы 0,48

Удовлетворенность качеством обучения по первому иностранному языку 0,46

Удовлетворенность уровнем научного руководства курсовыми / выпускными квалификационными работами 0,46

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками деканата 0,45

Удовлетворенность работой электронной-библиотечной системы 0,44

Удовлетворенность условиями проживания в общежитии 0,43

Удовлетворенность организацией работы кружков студенческого научного общества 0,43

1 Значения всех приведенных коэффициентов корреляции значимы на уровне 0,01 (корреляция двусторонняя).

Виды удовлетворенности Коэффициент корреляции Спирмена

Удовлетворенность организацией культурных и досуговых мероприятий в МГЛУ 0,43

Удовлетворенность уровнем контроля знаний со стороны администрации в ходе семестра 0,43

Удовлетворенность оборудованием аудиторий для занятий 0,42

Удовлетворенность деятельностью органов студенческого самоуправления 0,42

Удовлетворенность местом (организации) прохождения практики 0,40

Удовлетворенность организацией спортивно-массовой работы в МГЛУ 0,40

Удовлетворенность содержанием обязанностей, выполняемых в ходе практики 0,39

Удовлетворенность взаимоотношениями на учебном курсе 0,37

Удовлетворенность организацией (сроками, расписанием) сессии 0,36

Удовлетворенность качеством обучения по второму иностранному языку 0,35

Удовлетворенность расписанием занятий 0,32

Удовлетворенность доступностью Интернета в МГЛУ 0,32

Удовлетворенность работой библиотек 0,31

Удовлетворенность качеством питания в столовой и кафе МГЛУ 0,30

Удовлетворенность чистотой и порядком в аудиториях, помещениях университета 0,30

Удовлетворенность организацией питания (временем работы, обслуживания, ценами) 0,28

Удовлетворенность взаимоотношениями в Вашей учебной (языковой) группе 0,28

Удовлетворенность качеством обучения по физической культуре 0,27

Удовлетворенность состоянием туалетных комнат 0,27

Заключение

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что добиться успешной профессиональной подготовки студентов без достаточного уровня их удовлетворенности обучением в современных условиях

достаточно проблематично. Обеспечение оптимального уровня удовлетворенности обучением в вузе является одной из важнейших задач органов управления высшего профессионального учебного заведения. В целях повышения уровня удовлетворенности учебой студента в вузе необходимо осуществлять тесное взаимодействие с обучающимся контингентом.

Регулярное (в мониторинговом режиме) проведение социологических исследований по данной проблеме позволяют оперативно отслеживать состояние и динамику удовлетворенности качеством обучения и принимать взвешенные управленческие решения. Описанные в публикации фактические показатели степени удовлетворенности студентов обучением в вузе, апробированные в МГЛУ, могут рассматриваться в качестве информационного источника для разработки мероприятий по повышению эффективности управления образовательным процессом в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гоголева М. Н., Макарова А. П. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гуманитарного и технического профиля // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 192. Качество столичного образования в оценках основных субъектов образовательного процесса: Монография / А. Я. Касюк [и др.] М. : Русайнс, 2016. 294 с.

Образцов И. В., Журавлева В. В. Социально-психологический портрет абитуриента МГЛУ // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Серия: Общественные науки. 2015. № 26 (737). С. 165-176. Середа Е. И., Рябова К. С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. С. 171-176. Спасский А. С. Теоретические основы социологического изучения содержания понятия «удовлетворенность студента учебой в вузе» // Право и образование. 2002. № 2. С. 83-96. Спиридонова А. А., Хомутова Е. Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. 2012. С. 91-96. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05. 2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультанПлюс. URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.