Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БРОКЕРСТВО: КЕЙСЫ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БРОКЕРСТВО: КЕЙСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное брокерство / eduброкер / кейс / маркетинг / educational brokerage / edubroker / case / marketing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г М. Парникова

Статья посвящена вопросам трансформации системы высшего образования в условиях современных вызовов. Реформа национальной системы образования актуализирует поиск вариантов эффективных образовательных практик. Представлена доказательная практика Северо-Восточного федерального университета: кейсы образовательного брокера. Цель работы – представить результаты доказательной практики, полученной в ходе реализации проекта «Университет 360», стратегического проекта новой программы развития Северо-Восточного федерального университета. Основным и связующим элементом модели является образовательное брокерство. В июле 2022 г. проект «Образовательное брокерство» СВФУ стал победителем проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2022».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL BROKERAGE: CASES

The article is dedicated to issues of transformation of the system of higher education within modern challenges. The reform of the national education system actualizes the search for effective educational practices. Evidence-based practice of the North-Eastern Federal University is presented: cases of an educational broker. The purpose of the work is to present the results of evidence-based practice obtained during the implementation of the University 360 project, a strategic project of the new development program of the North-Eastern Federal University. The main and connecting element of the model is educational brokerage. In July 2022, the NEFU Educational Brokerage project became the winner of the Archipelago 2022, design and educational intensive.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БРОКЕРСТВО: КЕЙСЫ»

особенностей. Для таджикских студентов данный подход является актуальным, так как они получают возможность рефлексии своей учебной деятельности и проектирования профессионального будущего в различных этнокультурных контекстах. Для российских студентов описываемый методический подход является инструментом формирования готовности к педагогической работе с обучающимися разных культурных групп в образовательных организациях. Данная работа способствует накоплению опыта реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, взаимодействие с родителями обучающихся. Это относится также к совершенствованию объяснительной речи учителя, учету особенностей формулировки вопросов, созданию проблемных ситуаций, привлечению опыта обучающихся. Таким образом, в процессе изучения дисциплин студенты приходят к пониманию многообразия современного научного (для данной статьи - педагогического) дискурса, социокультурных оснований реализации целей и функций процесса обучения, культурной обусловленности закономерностей возникновения и развития воспитательных систем.

Изучение дидактических и методических аспектов поликультурного образования в университете позволяет разрабатывать соответствующие методы и технологии обучения, которые являются новыми дидактическими объектами для моделирования образовательных систем. Это позволяет получать новое дидактическое знание, которое, как отмечает И.М. Осмоловская, подтверждается «опытом педагогической деятельности, это знания, дающие возможность описать, объяснить и спрогнозировать педагогические явления» [9, с. 15]. Эти методы и технологии связаны с изменением единиц учебной информации, в качестве которых в психолого-педагогической теории и практике представлены образы (визуализация), фреймы (понимаемые как сценарии и как концепты), которые являются предметом исследования семиотической дидактики.

Библиографический список

Выделение в содержании учебной информации фреймовых и образных единиц обусловлено тем, что в них сочетаются и проявляются стили мышления, аудиовизуальный компонент, культурно обусловленные стили педагогической деятельности, культурные и кросс-культурные образцы (например, создание презентации (видеопортрета) обучающегося, отражающей его значимые культурно и национально обусловленные особенности, в соответствии с которыми студентам необходимо аргументировать стратегию и тактику педагогического взаимодействия с ним). Также в продолжение исследования в рамках представленной темы предполагается обоснование возможностей использования принципов и методов \«еЬ-дидактики изучения дисциплины в поликультурной среде университета. Это может быть использование и создание \«еЬ-ресурсов текстов, видеоматериалов, в том числе создаваемых совместно студентами и преподавателем.

Проведенное научное исследование, результаты которого представлены в данной статье, позволило выявить актуальные для современного университета дидактические основы поликультурного образования: кросс-культурная дидактика, семантическая дидактика, когнитивная дидактика. Подводя итог можно констатировать, что на данном этапе теоретические основы поликультурного образования представлены преимущественно как концепции и подходы, являющиеся междисциплинарными и основанными на философии, культурологии, психологии, лингвистике. Это означает, что перспективным направлением продолжения исследований в области дидактики поликультурного образования является междисциплинарный подход. Методические аспекты, как показано в работе, базируются на описанных концептуальных дидактических основаниях, но конкретизируются в области поиска релевантного структурирования учебной информации (выявления ее единиц) и использования информационных продуктов и образовательных технологий.

1. Мельничук М.В. Поликультурная среда вуза и формирующие ее факторы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ polikulturnaya-sreda-vuza-i-formiruyuschie-ee-faktory

2. Таратухина Ю.В. Основы кросс-культурной дидактики: учебное пособие. Москва: Янус-К, 2015. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/content_ document/168371140

3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: Актуальные вопросы теории и методологии. Отечественная и зарубежная педагогика. 2011; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-pedagogika-aktualnye-voprosy-teorii-i-metodologii

4. Ахмедьянова А.Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования гармонично развитой личности обучающегося. Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya

5. Коршунова О.В., Шкаликов Е.В. Семиотическая компетентность будущего учителя: постановка проблемы, диагностика, перспективы развития. ПНиО. 2019; № 5 (41). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya-postanovka-problemy-diagnostika-perspektivy-razvitiya

6. Камалеева А.Р О формировании когнитивного инструментария студентов вуза в процессе познавательной деятельности (в условиях технологического обучения). Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020; № 2 (107). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-kognitivnogo-instrumentariya-studentov-vuza-v-protsesse-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tehnologicheskogo

7. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Методологические основы инструментальной дидактики. Образование и наука. 2005; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-osnovy-instrumentalnoy-didaktiki

8. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1995.

9. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.

References

1. Mel'nichuk M.V. Polikul'turnaya sreda vuza i formiruyuschie ee faktory. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-sreda-vuza-i-formiruyuschie-ee-faktory

2. Taratuhina Yu.V. Osnovy kross-kul'turnojdidaktiki: uchebnoe posobie. Moskva: Yanus-K, 2015. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/content_document/168371140

3. Vul'fson B.L. Sravnitel'naya pedagogika: Aktual'nye voprosy teorii i metodologii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnaya-pedagogika-aktualnye-voprosy-teorii-i-metodologii

4. Ahmed'yanova A.H. Metodologicheskie podhody, principy i napravleniya formirovaniya garmonichno razvitoj lichnosti obuchayuschegosya. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya

5. Korshunova O.V., Shkalikov E.V. Semioticheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya: postanovka problemy, diagnostika, perspektivy razvitiya. PNiO. 2019; № 5 (41). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya-postanovka-problemy-diagnostika-perspektivy-razvitiya

6. Kamaleeva A.R. O formirovanii kognitivnogo instrumentariya studentov vuza v processe poznavatel'noj deyatel'nosti (v usloviyah tehnologicheskogo obucheniya). Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2020; № 2 (107). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-kognitivnogo-instrumentariya-studentov-vuza-v-protsesse-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tehnologicheskogo

7. Shtejnberg V.'E., Man'ko N.N. Metodologicheskie osnovy instrumental'noj didaktiki. Obrazovanie i nauka. 2005; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-osnovy-instrumentalnoy-didaktiki

8. Nabiev M.M. Nacional'no-psihologicheskie osobennosti tadzhikov ispecifika ih proyavleniya v 'etnicheskom obschenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.

9. Osmolovskaya I.M. Didaktika: ot klassikik sovremennosti: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2020.

Статья поступила в редакцию 23.03.23

УДК 378

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL BROKERAGE: CASES. The article is dedicated to issues of transformation of the system of higher education within modern challenges. The reform of the national education system actualizes the search for effective educational practices. Evidence-based practice of the North-Eastern Federal University is presented: cases of an educational broker. The purpose of the work is to present the results of evidence-based practice obtained during the implementation of the University 360 project, a strategic project of the new development program of the North-Eastern Federal University. The main and connecting element of the model is educational brokerage. In July 2022, the NEFU Educational Brokerage project became the winner of the Archipelago 2022, design and educational intensive.

Key words: educational brokerage, edubroker, case, marketing

Г.М. Парникова, д-р пед. наук, зав. каф. английского языка и перевода, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БРОКЕРСТВО: КЕЙСЫ

Статья посвящена вопросам трансформации системы высшего образования в условиях современных вызовов. Реформа национальной системы образования актуализирует поиск вариантов эффективных образовательных практик. Представлена доказательная практика Северо-Восточного федерального университета: кейсы образовательного брокера. Цель работы - представить результаты доказательной практики, полученной в ходе реализации проекта «Университет 360», стратегического проекта новой программы развития Северо-Восточного федерального университета. Основным и связующим элементом модели является образовательное брокерство. В июле 2022 г проект «Образовательное брокерство» СВФУ стал победителем проектно-образователь-ного интенсива «Архипелаг 2022».

Ключевые слова: образовательное брокерство, edu6poKep, кейс, маркетинг

Цель работы - представить результаты доказательной практики, полученной в ходе реализации проекта «Университет 360», СП новой программы развития Северо-Восточного федерального университета (г Якутск). Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проанализировать подходы к термину «образовательное брокерство» научной и методической литературе; описать кейсы, реализованные в Северо-Восточном федеральном университете; предложить перспективы развития проекта.

Научная новизна работы заключается в том, что в поле дидактики введены термины «образовательное брокерство», «^иброкер», представлены кейсы апробации элемента модели «Университет 360». Теоретическая значимость работы состоит в том, что доказана востребованность новых форм работы с обучающимися, описаны педагогические сценарии деятельности образовательного брокера. Практическая значимость заключается в популяризации и тиражировании результатов работы образовательного брокера на примере высшей школы.

Стратегический вектор российских университетов направлен на опережение, что подразумевает цифровую трансформацию всех процессов вуза, кратное увеличение сетевых образовательных программ, новый уровень индивидуализации в выстраивании траекторий развития обучающихся, ориентацию на изменения рынка труда и т. д. Актуальность работы подтверждается тем, что в условиях современных вызовов остро встают вопросы трансформации отечественной системы высшего образования. Общая риторика выступлений чиновников от образования и руководителей вузов вполне ясна и понятна: полного возврата к советской модели высшего образования не предвидится, равно как и слепого копирования западной системы. Все вышеперечисленные идеи полностью вписываются в концепт модели «Университет 360» - авторской разработки команды Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск).

Основным и связующим элементом модели является образовательное брокерство. В июле 2022 г проект «Образовательное брокерство» СВФУ стал победителем проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2022», прошедшего в г Севастополе (тип проекта - модель/стандарт). Трек был посвящен сетевому образованию и цифровым решениям. Данный проект - это элемент модели «Университет 360» [1; 2]. Реализация проекта на практике началась в апреле 2022 года на базе кафедры английского языка и перевода Института зарубежной филологии и регионоведения. В команду проекта в рамках ПОИ Архипелаг 2022 вошли представители института математики и информатики, физико-технического института СВФУ, а также Грозненского государственного нефтяного технического университета.

Подходы к термину «образовательный брокер ^иброкер)» отличаются разнообразием и неоднозначностью в научной литературе: как в РФ, так и за рубежом [3-7]. Принципиальное отличие предлагаемого нами подхода заключается в том, что мы выступаем за расширение функционала образовательного брокера, не ограничиваясь отдельной целевой аудиторией, т. е. в качестве обучающегося может выступать не только будущий абитуриент, только планирующий поступать в то или иное высшее учебное заведение, но и действующий студент, чью индивидуальную образовательную траекторию развития сопровождает образовательный брокер, а также слушатель программ ДПО, независимо от его возраста, уровня подготовки и локации.

Качество имеющегося и перспективного контингента обучающихся является приоритетным для университетов, поэтому считаем, что услуги образовательного брокера будут востребованы для любого учебного учреждения, вне зависимости от того, являются ли реализуемые им программы приоритетными для развития страны, популярны ли на рынке труда и т. д.

Актуальность проекта подтверждается необходимостью адекватного и быстрого реагирования на внешние и внутренние вызовы, стоящие перед РФ и российской высшей школой: неопределенность целеполагания в развитии студента; новые рынки и работа в условиях неопределенности; ускорение изменений в технологическом укладе; неопределенность с местом гуманитарных компетенций и др. Показатель успешности, нацеленность на положительный результат обучающегося, качественное трудоустройство считаем важными в его сопровождении со стороны образовательного брокера.

Далее представлены кейсы, реализованные на практике в рамках реализации стратегического проекта «Университет 360» Северо-Восточного федерального университета (Приоритет 2030). Общим для примеров является то, что для работы в качестве образовательного брокера не был привлечен про-

фессорско-преподавательский состав кафедры английского языка и перевода СВФУ. Считаем это принципиально важным ввиду большой загруженности ППС в учебной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности вуза: необходимость выполнения показателей эффективного контракта привела бы к формальному подходу, что сказалось бы на конечных результатах. Исходя из этих позиций, были привлечены студенты старших курсов кафедры, чья мотивация не ограничивалась личными убеждениями и желанием помочь кафедре, но была также подкреплена финансовым стимулированием.

Кейс 1. Обучение слушателей на курсе ДПО «Безопасность личности в информационно-медийном пространстве». Сроки реализации курса - 23.0530.05.2022 г. Курс размещен на открытом образовательном портале Северо-Восточного федерального университета. Целевая аудитория - преподаватели вузов РФ. География слушателей: Московский государственный педагогический университет, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Южный федеральный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет, Тольяттинский государственный университет, Тамбовский государственный технический университет, Пензенский государственный университет, Ивановский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет, Иркутский национальный исследовательский технический университет, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет и др.

Таблица 1

Функционал образовательного брокера (1-й кейс)

Справка Период работы образовательного брокера - май 2022 г. Курс ДПО разработан ППС кафедры английского языка и перевода после обучения в университете Иннополис. Образовательный брокер не участвовал в разработке курса, но был ознакомлен с его содержанием, задавал уточняющие вопросы и т. д. Тематика и содержание курса отличаются выраженной востребованностью у населения развития навыков критического мышления в условиях обилия информационного потока, подходят для аудитории любого возраста и профессии

Форма работы Дистанционная: электронная почта, социальные сети «Телеграм», «В Контакте»

Постановка проблемы Апробация функционала образовательного брокера: уточнение, конкретизация, анализ необходимых навыков для работы по первому сценарию

Ключевое задание Запустить готовый курс в короткие сроки, самостоятельно набрав слушателей

Дополнительная информация По окончании курса была запущен Google-опросник для слушателей курса (обратная связь). Цель - выявить отношение к структуре, логике, контенту курса и оценить работу образовательного брокера

Результаты Удостоверения государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации объемом 72 часа, выданные СВФУ

Недостатки Отсутствие личного кабинета для слушателя ДПО, «ручная» рассылка и обработка всей документации

Перспективы дальнейшего использования Масштабирование в рамках всего университета, региона, РФ; создание платформы искусственного интеллекта для слушателей ДПО

Кейс 2. Возврат к фундаментальному образованию отчисленных студентов гуманитарных направлений не старше 5 лет тому назад. Одна из основных идей проекта «Университет 360» заключается в том, что наличие у человека фундаментального образования способствует его быстрому выходу на деятельность:

любые дополнительные компетенции можно приобрести через программы ДПО, например, в течение всей жизни для последующей успешной самореализации в избранной профессии. Согласно плану работы, eduброкером были решены следующие задачи:

- анализ данных отдела Департамента по обеспечению качества образования СВФУ, информации о количестве бюджетных и платных мест на образовательных программах кафедры;

- анализ и сравнение описания 15 ОПОП кафедры;

- первичная сортировка списка отчисленных студентов СВФУ, выборка наиболее подходящих кандидатур;

- подготовка материалов для информирования студентов об образовательных программах интересующих их направлений;

- составление вспомогательных таблиц и схем для работы;

- обзвон и личные консультации потенциальных студентов, сбор заявлений, рассылка информации;

- окончательная выборка заинтересованных в обучении из числа списка отчисленных студентов;

- открытие и сопровождение группы в социальном мессенджере «Ват-

сап».

Таблица 2

Функционал работы образовательного брокера (2-й кейс)

Справка Период работы образовательного брокера -июль - август 2022 г. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции повлияла на рост числа отчисленных студентов гуманитарных направлений СВФУ. Институт зарубежной филологии, филологический факультет и институт языков и культур Северо-Востока РФ имеют схожие рабочие учебные планы и, как следствие, профили-конкуренты

Форма работы Обзвон и консультации по телефону, переписки в социальном мессенджере «Ватсап», встречи офлайн

Постановка проблемы Апробация функционала образовательного брокера: уточнение, конкретизация, анализ необходимых навыков для работы по второму сценарию

Ключевое задание Вернуть к обучению на наиболее подходящие программы очного/заочного отделения бакалавриата и магистратуры

Дополнительная информация КР1 проекта по плану - 10 человек в 2022 г

Результаты 14 человек восстановились на учебу и перевелись на программы ОПОП кафедры английского языка и перевода СВФУ

Недостатки «Ручная» обработка большого массива данных

Перспективы дальнейшего использования Составление индивидуального учебного плана на каждого восстановившегося с указанием срока на закрытие разницы в дисциплинах. Апробация на любом учебном подразделении как в СВФУ, так и в другом вузе РФ

Еще одной фундаментальной инициативой концепции «Университет 360» выступает формализация самостоятельно приобретенных человеком практических навыков. В рамках реализации данного кейса был апробирован другой элемент модели, а именно - перезачет результатов неформального образования. На консультациях с перспективными обучающимися выяснилось, что отдельные «бывшие» студенты уже приступили к профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке. Например, учитель осуществляет педагогическую деятельность и ведет занятия по английскому языку учащимся средней школы в северном улусе республики. Перспективный студент решил вернуться к обучению в заочной форме, завершить свое образование и продолжить трудовую деятельность по профилю. Другой студент, отчислившийся с переводческого отделения, имеет сертификат без срока давности, доказывающий его уровень владения английским языком (Cambridge C2). Таким студентам было предложено перезачесть отдельные дисциплины, например, педагогическую практику или практический курс английского языка за второй курс, чтобы высвободить время для более углубленного изучения других дисциплин, что, в конечном счете, позволяет сократить сроки обучения. В целом мы предлагаем изменить общую методологию высшего образования и подход, предложив интегрированные программы ДПО, которые позволят учесть уже имеющийся «жизненный» опыт различных слоев населения, т. е. практические навыки слушателей,

полученные путем самообразования. Осуществление трансфера результатов неформального образования и, как следствие, не только сокращение сроков обучения, но и финансовой нагрузки позволит значительно расширить и привлечь аудиторию, не нуждающуюся в специальной мотивации.

Следующий кейс реализовался с сентября 2022 г - профориентация и сопровождение учащихся старших классов школ г Якутска. В рамках реализации проекта «Университет 360» мы выступаем за подготовку и сопровождение перспективного качественного контингента. В этой связи были предложены новые формы профориентации школьников. 3 студента бакалавриата и 2 студента магистратуры кафедры выступили образовательными брокерами по третьему сценарию. Период работы образовательного брокера - октябрь 2022 г. по май 2023 г. Цель - подготовка качественного перспективного контингента Основные задачи - сопровождение учащихся в выборе траектории их индивидуального развития. Помимо традиционных форм работы образовательные брокеры проводили консультации по продвижению образовательных программ кафедры английского языка и перевода, организовали встречи учащихся старших классов и их родителей с представителями кафедры, а также привлекали к активной внеучебной деятельности по иностранному языку. Так, в результате работы образовательных брокеров средней общеобразовательной школы № 1 г. Якутска 17 родителей подписали договоры на оказание образовательных услуг по проведению дополнительных занятий c носителем языка и сотрудником кафедры, и в феврале 2023 г. учащиеся 10-11-х классов приступили к практическим занятиям по английскому языку продолжительностью 4 месяца.

Далее перед нами встает проблема подготовки самого eduброкера. В этой связи был подготовлен пакет документов, и заявлен в Правила приема на 2023-2024 учебный год набор в сетевую магистерскую программу совместно с Пермским национальным исследовательским государственным университетом «Educational Ьгокегаде/Образоватепьное брокерство» (табл. 3).

Таблица 3

Дисциплины рабочего учебного плана магистратуры «Образовательное брокерство»

Базовые дисциплины Дисциплины по выбору

Бренд-менеджмент образовательной организации Интернет-маркетинг образовательной организации

Клиентоориентированный маркетинг образовательных услуг Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг

Брокерство в сфере образования Формирование индивидуальной образовательной траектории (в сфере высшего образования)

Товарная и ценовая политики образовательных услуг Теория и практика коммуникации

Бренд-менеджмент образовательной организации Модульная система организации образовательного процесса

Отличительной чертой данной магистратуры будет обучение маркетингу в образовании. В настоящее время слово «маркетинг» можно встретить абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека. Дискуссии ведутся не о том, что маркетинг образованию нужен, а о том, как это эффективно организовать [8-12]. Считаем, что маркетинг в образовании перспективен, хотя имеет отличия от традиционного понимания. Как правило, он ориентирован на образовательную услугу и потребителей. Однако ключевой проблемой в образовании является отсутствие достаточного понимания его необходимости как в обществе, так и среди руководителей вузов, особенно актуальности маркетинговых исследований. Пассивное наблюдение и отслеживание текущей ситуации в условиях жесткой, постоянно растущей конкуренции приведет к неконкурентоспособности самого вуза. Наоборот, именно маркетинг должен способствовать ускорению развития любого вуза.

Сегодня почти единственным маркетинговым инструментом у отечественных университетов являются социальные сети (SMM - Social Media Marketing). В задачи SMM-менеджера входит увеличение охвата и узнаваемости образовательного учреждения, коммуникация с определенной аудиторией и общее продвижение. В то же время основной его функционал достаточно ограничен: написание постов, дизайн-страницы в социальных сетях, подборка запоминающегося визуального ряда и т. д. В целом посреднические структуры на отечественном образовательном рынке отличаются разнообразием, но находятся только в стадии развертывания своей маркетинговой активности, а образовательный брокер за счет широкого спектра функциональных обязанностей может стать доказательным примером реализации успешной маркетинговой стратегии любого вуза и образовательной организации. Таким образом, разработка и апробация различных вариантов образовательных практик с доказанной эффективностью является востребованной и актуальной, отвечает вызовам меняющегося российского общества и выстраиваемой системы высшего образования РФ.

Библиографический список

1. Иванов П.П., Парникова Г.М. Ответ на новые вызовы: Университет 360. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022; № 3: 181-184.

2. Иванов П.П., Парникова Г.М. Университет 360: образовательное брокерство и трансфер неформального образования. Высшее образование сегодня. 2022; № 5-6: 2-7.

3. Балданов В.Д. Брокерство на рынке образовательных услуг: зарубежный и российский опыт. Вестник Томского государственного университета. 2010; № 332: 122-125.

4. Толстяков РР, Ферогенова М.С. Маркетинговые посредники на рынке образовательных услуг Социально-экономические явления и процессы. 2014; № 9: 79-83.

5. Ironside D.J. Educational brokering - new service for adult learners. International review of education. 1977; № 23 (4): 472-478.

6. Jules T.D., Jefferson S.S. The next educational bubble - educational brokers and education governance mechanisms: who governs what! Global educational policy environment in the fourth industrial revolution: gated, regulated and governed. Public Policy and Governance. 2017: 123-147.

7. Roberts D.J. Educational brokering and adult basic education. Drexel library quarterly. 1978; № 14 (4): 55-64.

8. Коблева А.Л., Маслова Т.Ф. Маркетинг образовательных услуг: функции, технологии, опыт: учебное пособие. Издательство «Ставролит». 2019.

9. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

10. Sin C. The role of intermediaries in getting evidence into policy and practice: Some useful lessons from examining consultancy-client relationships. Evidence & Policy: A Journal of Research, Debate and Practice. 2008; № 4: 85-103.

11. Cvitanovic C., Cunningham R., Dowd A.-M., Howden S.M., van Putten E.I. Using social network analysis to monitor and assess the effectiveness of knowledge brokers at connecting scientists and decision-makers: An Australian case study. Environmental Policy and Governance. 2017; № 27 (3): 256-269.

12. Rycroft-Smith L. Knowledge brokering to bridge the research-practice gap in education: Where are we now? Review of Education. 2022; № 10 (2): 33-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ivanov P.P., Parnikova G.M. Otvet na novye vyzovy: Universitet 360. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2022; № 3: 181-184.

2. Ivanov P.P., Parnikova G.M. Universitet 360: obrazovatel'noe brokerstvo i transfer neformal'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2022; № 5-6: 2-7.

3. Baldanov V.D. Brokerstvo na rynke obrazovatel'nyh uslug: zarubezhnyj i rossijskij opyt. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 332: 122-125.

4. Tolstyakov R.R., Ferogenova M.S. Marketingovye posredniki na rynke obrazovatel'nyh uslug. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. 2014; № 9: 79-83.

5. Ironside D.J. Educational brokering - new service for adult learners. International review of education. 1977; № 23 (4): 472-478.

6. Jules T.D., Jefferson S.S. The next educational bubble - educational brokers and education governance mechanisms: who governs what! Global educational policy environment in the fourth industrial revolution: gated, regulated and governed. Public Policy and Governance. 2017: 123-147.

7. Roberts D.J. Educational brokering and adult basic education. Drexel library quarterly. 1978; № 14 (4): 55-64.

8. Kobleva A.L., Maslova T.F. Marketing obrazovatel'nyh uslug: funkcii, tehnologii, opyt: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo «Stavrolit». 2019.

9. Buharova G.D., Starikova L.D. Marketing v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

10. Sin C. The role of intermediaries in getting evidence into policy and practice: Some useful lessons from examining consultancy-client relationships. Evidence & Policy: A Journal of Research, Debate and Practice. 2008; № 4: 85-103.

11. Cvitanovic C., Cunningham R., Dowd A.-M., Howden S.M., van Putten E.I. Using social network analysis to monitor and assess the effectiveness of knowledge brokers at connecting scientists and decision-makers: An Australian case study. Environmental Policy and Governance. 2017; № 27 (3): 256-269.

12. Rycroft-Smith L. Knowledge brokering to bridge the research-practice gap in education: Where are we now? Review of Education. 2022; № 10 (2): 33-41.

Статья поступила в редакцию 13.03.23

УДК 37.013

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE MODEL OF DEVELOPMENT OF DRIVING SKILLS OF COMBAT VEHICLES IN CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS WITH THE APPLICATION OF TECHNICAL TRAINING TOOLS. The article reveals a problem of increasing the effectiveness of the development of driving skills for military vehicles among cadets of the VOOVO using technical training tools. Four criteria for the development of qualities are used as criteria for assessing the formation of the selected competencies: motivational, activity, cognitive, and reflective. The results of the ascertaining experiment in the control group of cadets showed that the number of subjects with a low (critical) level of formation of qualities determined in the study according to the stated criteria varied, in a generalized form, within 18 - 25%. With the use of simulators, methods of decision-making are worked out by developing and improving the strategic thinking of the students. The main skills to be assessed are: the choice of methods of attack, taking into account those features of the enemy's defense that pose the greatest danger; placement of anti-tank guns; delaying enemy reserves, especially tanks, with the help of aircraft; deployment of large tank forces and the implementation of an attack on the enemy to the entire depth of defense to prevent the maneuver of enemy forces.

Key words: cadets, driving skills, combat vehicles, teaching aids, model, pedagogical conditions

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ БОЕВЫХ МАШИН С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

В статье раскрывается проблема повышения эффективности развития навыков вождения боевых машин с использованием технических обучающих средств у курсантов ВООВО. В качестве оценки сформированности выбранных компетенций выступили четыре критерия развития качеств: мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный. Результаты проведения констатирующего эксперимента в контрольной группе курсантов показали, что количество испытуемых с низким (критическим) уровнем сформированности определенных в исследовании качеств по заявленным критериям варьировалось в обобщенном виде в пределах 18-25%. С использованием имитационных тренажёров отрабатывались способы принятия решений с целью развития и совершенствования стратегического мышления обучающихся курсантов. Основными навыками, подлежащими оценке, выступили следующие: выбор способов нападения, учитывая те особенности обороны противника, которые представляют собой наибольшую опасность; размещение противотанковых орудий; задержка резервов противника, особенно танков, с помощью авиации; развёртывание крупных танковых сил и осуществление атаки на противника на всю глубину обороны для предотвращения манёвра сил неприятеля.

Ключевые слова: курсанты, навыки вождения, боевые машины, технические средства обучения, модель, педагогические условия

Современное военное и образовательное научное сообщество достигло значимых успехов в повышении качества военно-профессиональной подготовки курсантов, в личностном, духовно-нравственном, физическом развитии военнослужащих. Актуальность работы определена ее вкладом в повышение эффективности формирования навыков применения боевых машин, обеспечивающих успешное образование, самообразование, самоорганизацию военно-профессионального опыта курсантами в педагогической системе современной образовательной орга-

низации. Предложенная автором педагогическая система формирования навыков вождения боевых машин у курсантов военных институтов войск национальной гвардии с применением технических средств обучения обладает рядом преимуществ, касающихся эффективности самого процесса формирования и комплексного видения навыков как составной части компетентности будущего офицера.

Цель исследования состоит в описании организационно-педагогических условий развития навыков вождения боевых машин у курсантов с применением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.