В.Д. Балданов
БРОКЕРСТВО НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
Проводится сопоставление зарубежной и российской практики брокерства в образовании, сравниваются подходы к определению образовательного брокерства. Анализируется возможность развития брокерства на российском рынке образовательных услуг. Ключевые слова: рынок образовательных услуг; образовательное брокерство; зарубежный и российский опыт.
В современной зарубежной практике образовательными брокерами в узком смысле называют образовательных посредников, предоставляющих клиентам доступ к электронным образовательным ресурсам [1]. Образовательными брокерами, например, называют электронные рынки образовательных услуг (он-лайн обучение), «банки» знаний, обучающих материалов.
В качестве примера «узкой» трактовки можно назвать известных австрийских образовательных брокеров EducaNext и Ariadne.
EducaNext в настоящее время позиционирует себя как «Ассоциация по созданию знаний и обмену знаниями в высшем образовании». В соответствии с уставом организации цели ее следующие:
- поддержка создания, обмена и распространения знания посредством информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- развитие сотрудничества между институтами высшего образования, исследовательскими институтами и прочими организациями, создающими знания на индивидуальном и институциональном уровнях;
- совершенствование качества преподавания, обучения и исследований [2].
EducaNext позволяет провайдерам (поставщикам электронных образовательных ресурсов):
- заявить о себе в международном образовательном сообществе;
- создать собственный образовательный ресурс и открыть его для потребителя;
- обмениваться образовательными ресурсами или разрабатывать новые образовательные продукты совместно с найденными партнерами в рамках портала;
- найти партнеров для совместных научных исследований и организовать с партнерами по порталу собственное научно-академическое сообщество;
- расширить круг потребителей для своих образовательных продуктов.
EducaNext позволяет потребителям образовательных ресурсов:
- выбрать наиболее подходящие образовательные курсы и курсы по интересам для личностного и профессионального роста;
- получать образовательные услуги, используя современные высококачественные учебные материалы [3].
В концепции портала заложен механизм обеспечения качества образовательных ресурсов, базирующийся на:
- широкой апробации и рецензировании созданных ресурсов экспертами разных научно-академических школ;
- мониторинге качества содержания и представления образовательных ресурсов со стороны менеджеров и специалистов EducaNext;
- интеграции интересов провайдеров и потребителей, гарантирующей, что портал будет содержать актуальные для сегодняшнего времени образовательные продукты, а также инновации, возникающие в формирующемся образовательном сообществе.
EducaNext организует проведение и публикацию аналитических обзоров о размещаемых ресурсах, помогающих потенциальным заказчикам выбрать наиболее подходящие и качественные материалы.
У провайдеров имеется выбор типа лицензионного соглашения, определяющего желаемую степень доступности размещаемых ресурсов для остальных участников.
Такие ресурсы, как EducaNext позволяют студенту (преподавателю) находить лучшие учебные материалы международного уровня, открыто вступать в научные дискуссии, а также зарабатывать на своем учебном материале.
EducaNext сегодня наполняется ресурсами на английском, немецком, испанском языках. Портал использует платформу (программное обеспечение) Universal Brokerage Platform (UBP) [3].
В докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы», опубликованного в 2001 г. [4], дается следующее описание академических (образовательных) брокеров: «Академические брокеры - это виртуальные предприниматели, зачастую функционирующие на базе системы Интернет. Они специализируются на организации посредничества между поставщиками и потребителями образовательных услуг во множестве различных сфер. Такие компании, как “Коннект Эдьюкейшн” (Connect Education, Inc.) и “Электроник Юнивёрсити Нетворк” (Electronic University Network) занимаются строительством, сдачей в аренду и управлением кампусами, производством мультимедийных программных средств для образовательных целей, а также предоставляют советы и помощь по удовлетворению нужд в подготовке кадров корпоративным клиентам в любой стране мира. Десятки компаний через свои Интернет-сайты выступают в качестве посредников между учебными заведениями и потенциальными студентами, предлагая информацию об академических и финансовых ресурсах» [5. С. 34].
Британский исследователь Норман Джексон дает более широкое понимание образовательного брокерства: брокер в образовании - это активный субъект в образовательной среде, объединяющий людей, сети, организации и ресурсы и использующий все возможности для создания нового качества образования и для увеличения ценности того, что уже существует в образовании [6. С. 4].
Джексоном предлагается понимание брокерства как деятельности по внедрению улучшений в любую сферу деятельности извне и описываются разные варианты брокерской деятельности. Кроме этого, всегда сохраняется посреднический подтекст, а в некоторых случаях понятия «брокер» и «посредник» являются синонимами.
Так, например, он считает, что брокерство, основанное на коммерческой информации, возникает в силу существования экспериментальных благ (experience goods) [6.
С. 17] - товаров, качество которых выявляется только в процессе использования; потребители могут опасаться приобретать такие блага, поэтому на увеличение спроса благотворно влияет предоставление права возврата блага в случае неудовлетворенности потребителя [7]. Посредники (middlemen) появляются потому, что потребители желают избежать потенциальных издержек поиска информации и оценки качества информации самостоятельно (например, методом проб и ошибок, по личным рекомендациям, исследованиям и т.д.).
Подход британских экспертов к брокерству в образовании включает в себя информационное брокерство как одно из нескольких направлений работы образовательного брокера, цель же образовательного брокерства заключается в системном содействии развитию национальной системы образования посредством использования современных управленческих подходов, сетевого взаимодействия учебных заведений, создания национальной базы электронных образовательных ресурсов, он-лайн образования как в рамках национальной системы образования, так и в международной образовательной среде. Брокерство, в понимании западных специалистов [6. С. 142], - способ повышения качества преподавания и обучения.
В качестве примера рассмотрим деятельность британской организации «Сеть поддержки обучения и преподавания» (Learning and Teaching Support Network - LTSN), созданную в 2000 г. в системе высшего образования Великобритании с целью ускорения процессов изменения в образовании и содействия улучшению качества образования. Брокерская функция этой организации состоит в объединении всех видов ресурсов в масштабе всей страны для развития высшего образования. Брокерство - это концепция деятельности сетевых организаций в образовании, заключающейся в компетентном вмешательстве в процессы изменения в образовании с целью фасилитации изменений посредством использования современных информационных и коммуникативных технологий, технологий управления знаниями, применения креативных подходов работниками организации - координатора изменений. Виды брокерской деятельности, применяемые LTSN, описываются следующим образом.
Бизнес-брокерство - функция бизнес-брокера, используемая LTSN, - имеет два измерения: а) снижение затрат межвузовских, межфакультеских форм сотрудничества с учетом сохранения конкурентоспособности британских вузов и их факультетов; б) публичное продвижение, популяризация системы высшего образования Великобритании (UK) внутри страны и за рубежом.
Политическое брокерство - деятельность от имени системы высшего образования в сфере государствен-
ной политики, в распределении фондов, посредничество между высшими должностными лицами и рядовыми работниками системы образования, деятельность по обоснованию решений перед различными стейкхолдерами (держателями интересов), внесение корректив в разработку национальных политических решений в сфере образования; измерение эффективности образовательной политики.
Информационное брокерство состоит в снижении затрат образовательного сообщества, в поиске информации/знания для обработки/совершенствования. Система образования через брокера (LTSN) может уточнить потребности заинтересованных в работе образовательной системы сторон (например, профессиональные сообщества в лице работодателей), улучшить понимание текущего состояния практических сфер деятельности по направлениям подготовки, проводить независимую экспертизу качества образования. Информация аккумулируется у брокера (LTSN), а далее распределяется по потребителям информации - конкретным учебным заведениям, их подразделениям, преподавателям, исследователям в понятной для каждого субъекта форме. Сюда также входит трансляция и интерпретация поступающей информации извне по отношению к системе высшего образования таким образом, каким она может быть использована для разнообразных целей субъектов.
Собственно, образовательное брокерство - функция, позволяющая усовершенствовать базы знаний, на которых строится педагогическая практика. Брокер определяет полезные практические наработки вне образовательной системы, ищет инновационные практические разработки для использования в образовательных целях. Образовательное брокерство как элемент брокерской концепции имеет целью нахождение и подтверждение реально работающих практических методов, проведение исследований и оценки причин эффективной деятельности изучаемых объектов (например, как организована российская космонавтика, и почему она достигла значительных успехов).
Брокер как регулятор. Например, LTSN устанавливает стандарты деятельности своих сайтов, принципы работы подразделений, принципы работы с информацией - в этом состоит регулятивная функция брокера [6. С. 151].
Таким образом, LTSN в Великобритании - это пример организации сетевого типа, охватывающей всю страну, все высшие учебные заведения страны с целью выстраивания единых принципов работы в целях продвижения образовательной системы внутри и вне страны, повышения ее эффективности в интересах всего британского общества.
Н. Джексон также приводит примеры деятельности других брокеров в образовании Великобритании, в том числе: University for Industry (Ufl), e-university (eU), National Health Service University (NHSU) [6]. Общая характерная черта образовательных брокеров состоит в широком понимании образования как: а) ресурса развития общества; б) ключевого фактора инноваций; в) способа повышения эффективности подготовки кадров как особого товара, предлагаемого не только внутри страны, но вне ее пределов посредством он-лайн образования и международного сотрудничества. Обра-
зовательное брокерство действует по схожим принципам и в других странах, например Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканской Республике, США.
В Российской Федерации, по нашим данным, системного развития образовательное брокерство как вид деятельности и он-лайн образование пока не получили, хотя есть определенные предпосылки для кооперации в академической среде, динамично развивается сегмент он-лайн образования, вырабатывается рассмотренная ниже модель образовательных реформ [8], ориентированная на экономику, основанную на знаниях.
Например, в настоящее время Томский политехнический университет активно разрабатывает электронные образовательные ресурсы с использованием информационно-образовательной среды, т.е. выступает в роли провайдера образовательных ресурсов. Одновременно ведется работа по размещению материалов этих курсов на портале EducaNext [3]. Кроме этого, Томский политехнический университет реализует для иностранных студентов различные программы он-лайн обучения [9]. Существуют крупные образовательные порталы в российском Интернет-пространстве (например, Университетская Информационная Система «Россия» (УИС «Россия», портал «Экономика. Социология. Менеджмент»), рефератные сайты (например, 5ballov.ru). В то же время в российском Интернет-пространстве есть сайты организаций, предлагающих услуги по решению контрольных работ, написанию курсовых, дипломных работ и диссертаций, т.е. представители «псевдообразования», которые пользуются, к сожалению, не меньшей популярностью и являются своеобразной разновидностью образовательного посредничества в России. Однако нет сведений о всероссийских организациях развития образования, действующих в рамках широкого понимания брокерства в образовании, в полной мере соответствующего мировой практике развития обществ, основанных на знаниях.
Мы считаем, что организацией схожего масштаба деятельности и задач, сравнимого с британской организацией Learning and Teaching Support Network в высшем образовании, можно считать Российский союз ректоров. Среди образовательных Интернет-порталов национального масштаба можно назвать поддерживаемые Министерством образования и науки РФ онлайн-ресурсы для образования и об образовании (например, Единое окно доступа к образовательным ресурсам [10], Федеральный портал «Российское образование» [11]).
В словаре терминов по общей и социальной педагогике дается следующее понятие брокерства в образовании, распространенное в России: «Брокерство в образовании - посредническая деятельность, связывающая “производителя” образовательных услуг и их “потребителя” посредством распространения информации и консультаций взрослого населения об образовательных услугах, возможностей и путей их получения» [12]. Можно сделать вывод, что в российской практике понятие брокерства в образовании понимается достаточно узко, но при этом оно является более понятным для каждого человека, незнакомого с современной международной практикой брокерства в образовании.
Направлением в создании российских аналогов зарубежных организаций брокерского типа, имеющих цель развития и поддержки образования, которое будет
реализовано на основании модели «Российское образование - 2020», можно считать раздел [8], именуемый «Обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития», включающий следующие направления:
- формирование на конкурсной основе сети научнообразовательных комплексов мирового уровня, обеспечивающих решение стратегических задач инновационного макрорегионального развития в рамках территориально-производственных кластеров;
- поддержка программ развития вузов и интегрированных сетевых образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности («исследовательские университеты»);
- разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций и учреждений, предоставляющих образовательные услуги.
Кроме этого, в модели [8] предусмотрен раздел «Создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования», который включает в себя:
- создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий;
- конкурсную поддержку развития системы консультирования граждан в сфере непрерывного образования;
- отработку и внедрение системы налоговых стимулов развития непрерывного образования, включая налоговые льготы и отнесение на себестоимость расходов на внутрифирменное обучение, увеличение социального налогового вычета и упрощение его администрирования.
Проект [8] подчеркивает необходимость развития сетевого взаимодействия элементов образовательной системы и становления системы непрерывного образования в России. Такие изменения планируется постепенно ввести на уровне государства к 2020 г. Но стоит сказать, что полноценное внедрение принципов информационного общества и экономики знаний станет возможным только при условии понимания всеми субъектами образования тенденций развития образовательной системы.
Принцип меритократии, раннего выявления одаренных детей в модели [8] будет реализован с помощью отдельного направления реформирования, который сформулирован следующим образом: «Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи». Раздел включает в себя несколько пунктов:
- конкурсная поддержка развития системы дополнительного образования (детей и молодежи);
- расширение системы федеральных конкурсов и олимпиад для одаренных детей и талантливой молодежи;
- расширение системы именных стипендий для победителей конкурсов и олимпиад;
- внедрение системы организации научноисследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеучебное время (в том числе региональных и межрегиональных научных, творческих лагерей и школ в каникулярное время);
- внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
- формирование сети интернатов и консультационных центров (центров сопровождения) для одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научнообразовательных комплексах (на базе современных студенческих городков) [8].
Перечисленные направления, заложенные в модели российского развития образования на период до 2020 г., обусловливают создание на национальном и на региональных уровнях организаций брокерского типа, финансируемых из диверсифицированных источников (не только из государственных, но и за счет внебюджетных средств).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве ключевого направления в сфере образования признается задача перехода от системы массового образования, характерная для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; необходимость развития образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [13].
С нашей точки зрения, задача индивидуализации образования может быть эффективно решена только при содействии системе образования внешних институтов гражданского общества: общественные организации по развитию образования, рейтинговые агентства, независимые аккредитационные агентства, образовательные консультанты и брокеры. Основным кадровым ресурсом подобных организаций должны стать: во-первых, представители самой системы образования, в том числе руководство образовательных организа-
ций, преподаватели и студенты, учителя и ученики средних школ, представители дошкольного образования; во-вторых, субъекты, заинтересованные в эффективном развитии рынка образовательных услуг, в том числе работодатели, семьи обучающихся, инициативные группы населения.
На данный момент существуют положительные примеры воздействия общественности на органы государственной власти в дошкольном образовании Красноярского края и г. Ханты-Мансийска [14]. Общественные организации становятся движущей силой положительных изменений в обществе; если учитывать, что сектор некоммерческих организаций официально поддерживается действующей государственной властью в лице Президента Российской Федерации, то становление общественных организаций в сфере образования имеет все возможности для развития.
Посредническая деятельность в образовании юридически должна относиться к некоммерческому сектору в связи с тем, что размер вознаграждения за посредническую деятельность на рынке образовательных услуг не может быть высоким в силу общественной значимости образовательной сферы и специфики образовательных услуг как доверительных благ.
Следует полагать, что в ближайшее время в России есть все предпосылки для формирования института образовательных консультантов - специалистов по современным образовательным технологиям, предлагающих услуги по выстраиванию образовательных траекторий для граждан всех возрастов. Исходя из вышеназванного определения, распространенного в России, образовательный брокер и образовательный консультант схожи по характеру своей деятельности. Брокерство в образовании как концепция развития образовательной сферы - более широкое понятие и в целом более перспективное направление для деятельности в долгосрочном плане, включающее в себя образовательное консультирование как один из аспектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Everlasting Dawn of Educational Brokers - A Search for Key Design Principles. Bernd Simon and Petra Oberhumer and Robert Kristöfl LODE,
volume311ofCEUR Workshop Proceedings, CEUR-WS.org, (2007). Режим доступа: http://sunsite.informatik.rwth-aachen.de/Publications/CEUR-
WS/Vol-311/, свободный.
2. Statutes of EducaNext - An association for Knowledge Creation and Exchange in Higher Education (Устав организации EducaNext). Режим досту-
па: http://www.educanext.org/educanext/statutes, свободный.
3. Петровская Т. С., Середа В.В. Современные формы организации международного образовательного сообщества // Научные статьи и публи-
кации Института Международного образования Томского политехнического университета. Режим доступа: http://iie.tpu.ru/pages_ru/ articles.php?action=see&arhiv=09-06-2007-3, свободный.
4. Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education. The Word Bank. Washington D.C., 2002. 204 p.
5. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. 232 с.
6. Engaging and Changing Higher Education Through Brokerage / Ed. by Norman J. Jackson. UK: Ashgate Publishing Limited, 2003. 248 p.
7. Новая серия англо-русских толковых словарей «Economicus». Толковый англо-русский словарь «Экономика, социология, политология».
Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/dict/4693/dict.html?wd=9703, свободный.
8. Августовские педагогические совещания - 2008. Проект: Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновацион-
ного развития экономики. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru, свободный.
9. Введение в он-лайн обучение. Томский политехнический университет, Институт международного образования и языковой коммуникации.
Режим доступа: http://iie.tpu.ru/ru/3_online_introductory_foreign.php, свободный.
10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: http://window.edu.ru, свободный.
11. Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный.
12. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28673, свободный.
13. Проект «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (Октябрь 2008). Режим доступа: http://tomsk.gov.ru, свободный.
14. «Все в сад». Томское мнение. Режим доступа: http://tomsk.mn/index.php?menu=main&task=show&id=10, свободный.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 13 ноября 2009 г.