физики на высоком теоретическом уровне и фактически сразу же проводить обобщения. При таком подходе просто показать единство полевых объектов, доказать их первичность по отношению к пространству - времени. К недостаткам этого подхода относятся сложности в усвоении студентами математических уравнений для абстрактного поля. В идеале эти уравнения нужно изучать заранее в курсах математической физики. Но и в отсутствии такой подготовки, организовав изучение в курсе общей физики, потраченное время возвратится в процессе изучения конкретных физических полей (овладев общим, легче усвоить частное). К перспективам нашего исследования относится проверка дедуктивного подхода к изучению физических полей в курсе общей физики. Для полноценной экспериментальной проверки понадобится несколько лет.
Таким образом, в результате проведенного исследования было сформулировано родо-видовое определение физического поля, в соответствии с которым
Библиографический список
родовым понятием является физический объект, а к видовым отличиям относятся непрерывность этого объекта в пространстве и времени и связь с фундаментальными физическими взаимодействиями. В нашем исследовании проанализирован индуктивный подход к изучению физических полей, в котором хорошо реализуется принцип доступности изложения материала физики, но недостаточно проводятся обобщения (или требуется дополнительная методическая работа). Раскрыт дедуктивный подход к изучению физических полей: его этапы, содержание и значение каждого этапа для усвоения физических и мировоззренческих знаний. Показаны достоинства и недостатки дедуктивного подхода, в котором требуется предварительная работа по усвоению физической интерпретации математических операторов, но затем при изучении конкретных физических полей обобщение проводится фактически параллельно с изучением нового материала, используется единый подход к изучению каждого физического поля.
1. Лучин А.А. Физические поля: Материалистическая концепция классической физики. Москва: ЛЕНАНД, 2012.
2. Трофимова Т.И. Физика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва: Академия, 2013.
3. Поле (физика). Википедия: Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поле_(физика)
4. Сагдеев К.М., Петренко В.И., Чипига А.Ф. Физические основы защиты информации: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2017.
5. Дивергенция и ротор: Язык уравнений Максвелла, течение жидкости и больше. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rB83DpBJQsE
6. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика. Теория поля. Москва: Издательство «Наука», 1973; Т. 2.
7. Эйнштейн А. К общей теории относительности поля. Собрание научных трудов: в 4 т. Работы по теории относительности. 1921-1955. Москва: Наука, 1966; Т. 2. References
1. Luchin A.A. Fizicheskie polya: Materialisticheskaya koncepciya klassicheskoj fiziki. Moskva: LENAND, 2012.
2. Trofimova T.I. Fizika: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2013.
3. Pole (fizika). Vikipediya: Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pole_(fizika)
4. Sagdeev K.M., Petrenko V.I., Chipiga A.F. Fizicheskie osnovyzaschity informacii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2017.
5. Divergenciya irotor: Yazyk uravnenij Maksvella, techenie zhidkosti i bol'she. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=rB83DpBJQsE
6. Landau L.D., Lifshic E.M. Teoreticheskaya fizika. Teoriya polya. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1973; T. 2.
7. Ejnshtejn A. K obschej teorii otnositel'nosti polya. Sobranie nauchnyh trudov: v 4 t. Raboty po teorii otnositel'nosti. 1921-1955. Moskva: Nauka, 1966; T. 2.
Статья поступила в редакцию 23.03.23
УДК 378
Lesnikova S.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Acmeology and Developmental Psychology, Kemerovo State University
(Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Kagakina E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogy and Psychology Department, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia),
E-mail: [email protected]
DIDACTIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF POLYCULTURAL EDUCATION AT A UNIVERSITY. The article presents the results of a study of didactic and methodological multicultural education aspects at the university with regard to educational programs design and implementation. The possibilities and prospects of modern didactics for the efficiency of multicultural education in the process of educational programs studying are analyzed and summarized. The research identifies the didactic foundations of multicultural education at a university in the following areas: cross-cultural didactics, semantic didactics, cognitive didactics. The importance of each foundation for the design and implementation of the discipline program in the multicultural environment of the university is shown, possibilities of their transformation at the methodological level are described.
Key words: multicultural education, didactics, multicultural environment of university
С.Л. Лесникова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, E-mail: [email protected]
Е.А. Кагакина, д-р пед. наук, доц., проф., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
В данной статье представлены результаты исследования дидактических и методических аспектов поликультурного образования в университете применительно к проектированию и реализации программы дисциплины. Проанализированы и обобщены возможности и перспективы современной дидактики в целях результативности поликультурного образования в процессе освоения образовательной программы дисциплины. Проведенное исследование позволило выявить в качестве дидактических основ поликультурного образования в университете следующие направления: кросс-культурная дидактика, семантическая дидактика, когнитивная дидактика. Показано значение каждого основания для проектирования и реализации программы дисциплины в поликультурной среде университета, описаны возможности их трансформации на методическом уровне.
Ключевые слова: поликультурное образование, дидактика, поликультурная среда университета
В настоящее время быстрыми темпами происходит включение различных аспектов поликультурного образования в образовательную среду вуза. Поликультурная среда вуза рассматривается в педагогической литературе как компонент его образовательной среды, в котором созданы условия для личностного и профессионально ориентированного общения и взаимодействия студентов с учетом их национальных, культурных, религиозных особенностей. В работе М.В. Мель-ничук значение проектирования и управления поликультурным компонентом образовательной среды вуза показано как обусловленное возможностью формирования и развития следующих компетенций обучающихся: «Понимать современную этническую картину мира; определять этнопсихологические особенности представителей различных народов; дифференцировать подходы и концепции поликультурного образования; использовать и апробировать специальные подходы в обучении; учитывать принципы поликультурного образования; создавать по-
зитивный психологический климат и условия для доброжелательных отношений между студентами, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям» [1, с. 175]. Анализ перечисленных компетенций показывает, что они представляют собой компоненты таких ключевых компетенций выпускника вуза, как когнитивные, социальные, коммуникативные, социально-информационные. В случае обучающихся по направлению «Педагогическое образование» они входят в содержание их профессиональных компетенций и способствуют формированию их способности и готовности к реализации поликультурного образования в процессе профессионально-педагогической деятельности. С точки зрения современной социально-экономической и социокультурной ситуации значение данных компетенций актуализируется интернализацией образования, миграционными процессами, информатизацией общественной жизни, вариативностью образовательных программ и реализую-
щих их организаций среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования.
Анализ исследований и публикаций по проблемам университетской поликультурной среды показывает, что можно выявить несколько уровней ее влияния на субъекты образовательного процесса: личностный, социальный, психологический, педагогический. В работах А.Н. Джуринского, М.В. Мельничук, Ю.В. Та-ратухиной, В.С. Чернявской, А.А. Чернявского и др. именно на этих общих для любой образовательной среды уровнях сконцентрировано основное внимание. Хотя изучение дидактических аспектов поликультурного образования находится, по нашему мнению, на первоначальных стадиях, можно констатировать наличие его основных концепций, целей, содержания, методов реализации на различных этапах образовательного процесса. Безусловно, эти положения лежат в основе проектирования и развития поликультурной среды университета.
Вместе с этим нельзя не отметить, что методические аспекты поликультурного образования являются малоизученными, следовательно, возникают проблемы с их отражением в поликультурной среде университета и в более целостной его образовательной среде.
Цель - обобщить дидактические основания поликультурного образования в университете и определить методические подходы к его реализации в процессе изучения дисциплин.
Задачи:
- определить направления дидактики, адекватные для проектирования и реализации образовательных программ в условиях поликультурной среды университета;
- рассмотреть методические возможности реализации выявленных дидактических оснований поликультурного образования в современном университете.
Научная новизна предлагаемой работы состоит в определении дидактических оснований поликультурного образования в образовательном процессе университета. Для того чтобы ограничить предмет нашего изучения, перечислим основные аспекты поликультурного образования, которые влияют на проектирование преподавателем процесса обучения по дисциплине и его реализацию: культурные особенности обучающихся различных групп; управление межкультурными коммуникациями обучающихся; варианты адаптации рабочей программы по дисциплине с учетом особенностей студентов; знание особенностей познавательных процессов обучающихся, принадлежащих к разным культурам. Эти и другие особенности изучаются в рамках такой дисциплины, как кросс-культурная дидактика. В работе Ю.В. Таратухиной, в свою очередь, специфика кросс-культурной дидактики показана через такие ее «контекстуально-смежные области, как общая дидактика, мультикультурная дидактика, когнитивная дидактика, семиотическая дидактика, е-дидактика мультимедиа» [2, с. 17].
Теоретическая значимость заключается в рассмотрении выявленных дидактических оснований как комплекса, а также в описании возможностей их применения на уровне методики обучения по дисциплине.
В работе исследованы теоретические и прикладные, методические аспекты поликультурного образования в университете на основе использования методов указанных отраслей современной дидактики. Традиционные методы обучения и образовательные технологии своего значения не утрачивают, однако основное внимание в статье обращено на специфические методы и технологии, которые на разных этапах образовательного процесса могут выступать в качестве дополнительных или основных, что зависит от назначения, целей, содержания и места каждой дисциплины в образовательном процессе университета.
Для описания, последующего обоснования и применения методов поликультурного образования в процессе изучения дисциплины нам потребовалось осуществить анализ и обосновать возможности для решения поставленных задач современных дидактических теорий. Из приведенного выше перечня дидактических отраслей и подходов в рамках данной работы остановимся на кросс-культурной дидактике, семантической дидактике и когнитивной дидактике, что обусловлено рамками представления результатов исследования в формате научной статьи.
Первым теоретическим основанием разработки методики поликультурного образования выступает кросс-культурная дидактика. Эта отрасль дидактики является продолжением и развитием сравнительной педагогики, которая изучает образовательные системы и педагогические теории различных стран. Сравнительную педагогику рассматривают как теоретическую дисциплину, исследующую, прежде всего, общее в педагогических теориях, системах и технологиях разных стран [3]. В настоящее время сравнительная педагогика исследует проблематику непрерывного образования, открытости и доступности образования, гуманизации обучения, воспитания и развития личности на различных этапах образования. Кросс-культурная дидактика исследует такие вопросы, как особенности познавательных процессов различных культурных групп; особенности обучения в разных культурах; цели, содержание и методы поликультурного образования и др. Постулаты кросс-культурной дидактики, таким образом, выступают в качестве основания для моделирования поликультурной среды образовательного учреждения и проектирования обучения по дисциплине. В соответствии с этим «на современном этапе кросс-культурный подход в психологии и педагогике должен иметь одну цель - это нахождение специфических основ в каждой культуре, выявление универсальных элементов в философии, психологии и педагогике
этих культур, которые, например, отсутствуют в культурной основе другого народа, и вследствие чего создание такой модели или программы, которая помогала бы взаимодействовать таким двум и более этнокультурам гармонично созидать и сохранять при этом свою этнокультурную идентичность» [4, с. 133].
Вторым теоретическим основанием является семиотическая дидактика. Как отмечают О.В. Коршунова и Е.В. Шкаликов, «с точки зрения семиотики все является знаком, но ничто не может выступать в роли знака до тех пор, пока не подвергнется интерпретации. Люди также являются как знаками среди других знаков, так и интерпретаторами знаков, вовлеченными в непрерывный процесс придания значения, или семиозис, поскольку они заняты поиском или приданием смысла своей собственной жизни» [5, с. 5]. Методика поликультурного образования при изучении учебной дисциплины не может не учитывать того факта, что представители различных культур по-разному воспринимают знаки, включая друг друга, при взаимодействии в процессе обучения. Следовательно, первой характеристикой методов является их интерпретирующий характер. Это предполагает совместный поиск значений и смыслов, а не передачу готовых алгоритмов и образцов. Характер учения студентов является культурно обусловленным: разные группы и отдельные обучающиеся по-разному интерпретируют тексты. Следовательно, необходимо учесть тот факт, что от преподавателя применение таких методов требует особых компетенций работы с текстами, обращения внимания на множественность трактовок даже достаточно устоявшихся и общепринятых в науке понятий. Из этого следует актуальность использования соответствующих методов поликультурного образования, которые позволяют реализовывать совместную деятельность обучающегося и преподавателя не с целью усвоения готовых образцов знаний или способов действий, а с целью совместного поиска и обоснования их вариантов в зависимости от национальных, языковых и культурных аспектов.
Третьим теоретическим основанием для разработки методов поликультурного образования в университете является когнитивная дидактика, в которой главный акцент делается на способах и особенностях познавательной деятельности студентов различных культурных групп [6]. Методы отвечают на вопрос: как? Средства - на вопрос: с помощью чего? В работе О.Э. Штейнберга и Н.Н. Манько [7] поставлен вопрос о различии в процессе обучения между дидактическим средством и инструментом. В процессе изучения дисциплины, реализующемся на основаниях поликультурного образования, это означает, прежде всего, учет особенностей того, как обучающиеся из различных культурных групп переводят мыслительные модели и процедуры в практическую деятельность педагогического проектирования, конструирования и реализации (на аудиторных занятиях или в процессе производственной, учебной, научно-исследовательской практики).
Практическое значение работы состоит в обосновании направлений и средств использования обобщенных дидактических подходов к проектированию и реализации обучения дисциплине. В условиях изучения учебного предмета в поликультурной среде университета необходимо реализовывать обучение так, чтобы учитывать тот факт, что студенты из разных культурных групп, осваивая один и тот же метод, используя набор предусмотренных средств, в своей деятельности по-разному будут использовать их как инструменты, то есть по-разному будут выполнять определенные действия. Это же отмечается в традиционных гомогенных студенческих группах, что обусловлено различными мотивами, уровнем усвоения учебного содержания, индивидуальными особенностями обучающихся. Однако в случае обучения в группе студентов из разных стран помимо этого присутствует влияние национальных и региональных особенностей. Так, например, при обучении в одной группе российских студентов и студентов из Таджикистана по направлениям бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование» в процессе освоения таких дисциплин, как «Педагогика», «Педагогическая риторика», «Образовательные технологии» и др., отмечаются различия в подходах при выполнении заданий. Анализ результатов включенного наблюдения показывает, что вариативность зависит от нескольких факторов:
- количественного соотношения студентов в группе;
- региона, из которого приехали таджикские студенты;
- типа и вида общеобразовательной организации, выпускниками которых являются студенты.
Охарактеризуем представленные факторы. Если количество таджикских студентов в группе минимальное (1-2 человека), то они легче адаптируются к групповому взаимодействию на занятиях и демонстрируют интерес и мотивированность включаться в деятельность, основанную на тех смыслах, которые лежат в основе понимания педагогической деятельности и обучения, представленные в современном российском педагогическом дискурсе. Если количество таджикских студентов больше, то они при выполнении заданий более ориентированы на свои этнические особенности и культурные образовательные контексты. В силу развития тенденции интернализации образования педагогу необходимо не только учитывать эмпирически полученные результаты, но и научные исследования национальных особенностей. В диссертационном исследовании М.М. Набиева выявлены и изучены национальные и региональные особенности таджиков и подходы к их применению при организации взаимодействия в разных областях с конкретным этнофором [8]. На занятиях в связи с этим актуально организовывать такие виды деятельности студентов разных культур, как поиск обоснования выбора технологий обучения, воспитания, взаимодействия с учетом национальных
особенностей. Для таджикских студентов данный подход является актуальным, так как они получают возможность рефлексии своей учебной деятельности и проектирования профессионального будущего в различных этнокультурных контекстах. Для российских студентов описываемый методический подход является инструментом формирования готовности к педагогической работе с обучающимися разных культурных групп в образовательных организациях. Данная работа способствует накоплению опыта реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, взаимодействие с родителями обучающихся. Это относится также к совершенствованию объяснительной речи учителя, учету особенностей формулировки вопросов, созданию проблемных ситуаций, привлечению опыта обучающихся. Таким образом, в процессе изучения дисциплин студенты приходят к пониманию многообразия современного научного (для данной статьи - педагогического) дискурса, социокультурных оснований реализации целей и функций процесса обучения, культурной обусловленности закономерностей возникновения и развития воспитательных систем.
Изучение дидактических и методических аспектов поликультурного образования в университете позволяет разрабатывать соответствующие методы и технологии обучения, которые являются новыми дидактическими объектами для моделирования образовательных систем. Это позволяет получать новое дидактическое знание, которое, как отмечает И.М. Осмоловская, подтверждается «опытом педагогической деятельности, это знания, дающие возможность описать, объяснить и спрогнозировать педагогические явления» [9, с. 15]. Эти методы и технологии связаны с изменением единиц учебной информации, в качестве которых в психолого-педагогической теории и практике представлены образы (визуализация), фреймы (понимаемые как сценарии и как концепты), которые являются предметом исследования семиотической дидактики.
Библиографический список
Выделение в содержании учебной информации фреймовых и образных единиц обусловлено тем, что в них сочетаются и проявляются стили мышления, аудиовизуальный компонент, культурно обусловленные стили педагогической деятельности, культурные и кросс-культурные образцы (например, создание презентации (видеопортрета) обучающегося, отражающей его значимые культурно и национально обусловленные особенности, в соответствии с которыми студентам необходимо аргументировать стратегию и тактику педагогического взаимодействия с ним). Также в продолжение исследования в рамках представленной темы предполагается обоснование возможностей использования принципов и методов \«еЬ-дидактики изучения дисциплины в поликультурной среде университета. Это может быть использование и создание \«еЬ-ресурсов текстов, видеоматериалов, в том числе создаваемых совместно студентами и преподавателем.
Проведенное научное исследование, результаты которого представлены в данной статье, позволило выявить актуальные для современного университета дидактические основы поликультурного образования: кросс-культурная дидактика, семантическая дидактика, когнитивная дидактика. Подводя итог можно констатировать, что на данном этапе теоретические основы поликультурного образования представлены преимущественно как концепции и подходы, являющиеся междисциплинарными и основанными на философии, культурологии, психологии, лингвистике. Это означает, что перспективным направлением продолжения исследований в области дидактики поликультурного образования является междисциплинарный подход. Методические аспекты, как показано в работе, базируются на описанных концептуальных дидактических основаниях, но конкретизируются в области поиска релевантного структурирования учебной информации (выявления ее единиц) и использования информационных продуктов и образовательных технологий.
1. Мельничук М.В. Поликультурная среда вуза и формирующие ее факторы. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ polikulturnaya-sreda-vuza-i-formiruyuschie-ee-faktory
2. Таратухина Ю.В. Основы кросс-культурной дидактики: учебное пособие. Москва: Янус-К, 2015. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/content_ document/168371140
3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: Актуальные вопросы теории и методологии. Отечественная и зарубежная педагогика. 2011; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-pedagogika-aktualnye-voprosy-teorii-i-metodologii
4. Ахмедьянова А.Х. Методологические подходы, принципы и направления формирования гармонично развитой личности обучающегося. Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2018; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya
5. Коршунова О.В., Шкаликов Е.В. Семиотическая компетентность будущего учителя: постановка проблемы, диагностика, перспективы развития. ПНиО. 2019; № 5 (41). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya-postanovka-problemy-diagnostika-perspektivy-razvitiya
6. Камалеева А.Р О формировании когнитивного инструментария студентов вуза в процессе познавательной деятельности (в условиях технологического обучения). Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2020; № 2 (107). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-kognitivnogo-instrumentariya-studentov-vuza-v-protsesse-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tehnologicheskogo
7. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Методологические основы инструментальной дидактики. Образование и наука. 2005; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-osnovy-instrumentalnoy-didaktiki
8. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1995.
9. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.
References
1. Mel'nichuk M.V. Polikul'turnaya sreda vuza i formiruyuschie ee faktory. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polikulturnaya-sreda-vuza-i-formiruyuschie-ee-faktory
2. Taratuhina Yu.V. Osnovy kross-kul'turnojdidaktiki: uchebnoe posobie. Moskva: Yanus-K, 2015. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/content_document/168371140
3. Vul'fson B.L. Sravnitel'naya pedagogika: Aktual'nye voprosy teorii i metodologii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnaya-pedagogika-aktualnye-voprosy-teorii-i-metodologii
4. Ahmed'yanova A.H. Metodologicheskie podhody, principy i napravleniya formirovaniya garmonichno razvitoj lichnosti obuchayuschegosya. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki. 2018; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-printsipy-i-napravleniya-formirovaniya-garmonichno-razvitoy-lichnosti-obuchayuschegosya
5. Korshunova O.V., Shkalikov E.V. Semioticheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya: postanovka problemy, diagnostika, perspektivy razvitiya. PNiO. 2019; № 5 (41). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskaya-kompetentnost-buduschego-uchitelya-postanovka-problemy-diagnostika-perspektivy-razvitiya
6. Kamaleeva A.R. O formirovanii kognitivnogo instrumentariya studentov vuza v processe poznavatel'noj deyatel'nosti (v usloviyah tehnologicheskogo obucheniya). Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2020; № 2 (107). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-kognitivnogo-instrumentariya-studentov-vuza-v-protsesse-poznavatelnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tehnologicheskogo
7. Shtejnberg V.'E., Man'ko N.N. Metodologicheskie osnovy instrumental'noj didaktiki. Obrazovanie i nauka. 2005; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologicheskie-osnovy-instrumentalnoy-didaktiki
8. Nabiev M.M. Nacional'no-psihologicheskie osobennosti tadzhikov ispecifika ih proyavleniya v 'etnicheskom obschenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
9. Osmolovskaya I.M. Didaktika: ot klassikik sovremennosti: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2020.
Статья поступила в редакцию 23.03.23
УДК 378
Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL BROKERAGE: CASES. The article is dedicated to issues of transformation of the system of higher education within modern challenges. The reform of the national education system actualizes the search for effective educational practices. Evidence-based practice of the North-Eastern Federal University is presented: cases of an educational broker. The purpose of the work is to present the results of evidence-based practice obtained during the implementation of the University 360 project, a strategic project of the new development program of the North-Eastern Federal University. The main and connecting element of the model is educational brokerage. In July 2022, the NEFU Educational Brokerage project became the winner of the Archipelago 2022, design and educational intensive.
Key words: educational brokerage, edubroker, case, marketing