УДК 37.035
Макарова Г ульназ Нургалиевна
АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт»
Нижнекамский филиал Россия, Нижнекамск1 Заведующая кафедрой международно-правовых дисциплин
Кандидат юридических наук, доцент E-Mail: [email protected]
Образовательно-постановочный судебный процесс как способ правового воспитания несовершеннолетних
Аннотация: Статья разработана на основе изучения актуального вопроса правового воспитания несовершеннолетних. Представлен способ и метод, который может и должен быть применен в современных условиях в работе по правовому обучению и воспитанию студентов юридических вузов, школьников-старшеклассников и детей из неблагополучных семей подросткового возраста. Привлечение молодого поколения в такие мероприятия не только оттачивает остроту их правового мышления, но и способствует развитию готовности к конструктивному взаимодействию в разрешении конфликтов, к достижению консенсусных решений и договоренностей между собой. Такая практика будет значительно способствовать повышению ответственности за собственное поведение, саморегуляции и способности к планированию поступков. Авторам сделан вывод о том, что в отличие от других форм правового воспитания молодежи подобный образовательно-постановочный судебный процесс позволяет решить профилактические задачи при помощи прямого контакта с аудиторией, большого количества заинтересованных структур правовоспитательной деятельности. Это преимущество дает более действенный результат, поскольку предоставленная форма несет в себе не только информационно-просветительский, но и социально-психологический, личностно-ориентированный и правовоспитательный потенциал. Вносятся предложения по повышению эффективности правового воспитания и образования и ожидаемые результаты от их применения. Статья адресована широкому кругу читателей.
Ключевые слова: Образовательно-постановочный судебный процесс; учебно-ролевая игра; правовое обучение и воспитание несовершеннолетних; интерактивные методы
обучения.
Идентификационный номер статьи в журнале 123PVN214
1 423570, Российская Федерация, Республика Татарстан, город Нижнекамск, ул. Ахтубинская, д. 2
Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране актуальна. В настоящее время важно, чтобы молодое поколение хорошо ориентировалось в вопросах законности и правопорядка, правомерного поведения, знало правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.
Впервые в истории страны на уровне государственной политики издается распоряжение Президента России от 28.04.2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»2. В этом документе Президентом определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Этот политико-правовой акт направлен на повышение уровня правовой культуры населения, формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного правового цивилизованного государства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г3. также говорится, что одной из задач образования является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи.
Одним из ключевых приоритетов государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу в соответствии с указанной Концепцией и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г., является обеспечение правового просвещения, правовой информатизации граждан и эффективной социализации молодежи.
В целях обеспечения реализации вышеуказанных направлений в областных судах Российской Федерации начали проводить образовательные имитационные игры «Урок правосудия». Образовательный судебный урок, являясь всероссийским проектом по правовому воспитанию подрастающего поколения, разработан Общественным комитетом «За открытость правосудия» по инициативе члена Общественной Палаты РФ Д.В. Дворникова. Подобные образовательные мероприятия прошли в Рязанской области, Ставропольской, Волгоградской, Свердловской, Самарской Сахалинской, областях на базе судов общей юрисдикции.
Однако данный проект не нашел всеобщей поддержки многих субъектов Российской Федерации. И это понятно, здесь сказывается загруженность судебных органов, органов прокуратуры, других заинтересованных и правовоспитательных структур. Поэтому целесообразно организовать и реализовать данный проект на базе юридических вузов, в уникальной просветительской форме для школьников-старшеклассников и детей из неблагополучных семей подросткового возраста. Одной из форм такой работы может стать «Школа правосудия», на базе юридических вузов. Её целями должны стать приобщение молодых граждан к правовой культуре, приобретение участниками навыков при рассмотрении уголовных дел с участием суда присяжных и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
2 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета 2011. № 151. 14 июля.
3 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 08.08.2009)) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2009. № 33. Ст. 4127.
Смысл и содержание «Школы правосудия» осуществляется по форме судебного заседания по типу сериала «Федеральный судья» («Первый» канал), «Суд идет», (канал «Россия»), «Час суда» (канал «КЕ^ТУ»), «По делам несовершеннолетних» (телеканал «Домашний»). Образовательно-постановочная игра с участием школьников старших классов и студентов юридических вузов имитирует судебное заседание и работу коллегии присяжных заседателей.
Суть образовательного имитационного судебного процесса заключается в следующем. Студенты юридического вуза совместно с преподавателем разрабатывают и описывают вымышленную ситуацию - легенду (с учетом возраста учащихся), которая ляжет в основу образовательного судебного разбирательства. Студенты-юристы берут на себя роли судьи, прокурора, адвоката, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей и других участников судебного процесса. Студенты участвуют в образовательном процессе на добровольных началах и представляют собой лучшую часть студентов, уже мотивированных на профессиональный рост. В процессе игры студенты-старшекурсники приобретают навыки ведения судебных дел, подготовки судебной документации, тренировки в ораторском искусстве, выступления в присутствии публики и средств массовой информации.
Школьники старших классов, успешно осваивающие учебную программу, берут на себя роль коллегии присяжных. Возможно, именно такое участие успешных школьников позволит определить внутренние личностные предпосылки для будущего профессионального самоопределения. А для тех, кто уже решил связать свою жизнь с юриспруденцией, очень важно принять участие в таком процессе, ведь это может пригодиться для поступления в вузы.
Можно использовать и другие варианты. Например, вариант Тейковского урока правосудия, где в качестве присяжных могут выступить не самые лучшие ученики школы, а ребята, которые по стечению обстоятельств находятся в конфликте с законом и уже успели столкнуться с судебной системой в качестве обвиняемых [3]. Теперь же им самим придется в качестве присяжных принять решение о виновности или невиновности подсудимого. По мнению Д.В.Дворникова, это значительно увеличит воспитательный эффект от игры [2]. У обучающихся формируется не только позитивно направленное правовое самоопределение, но и вырабатывается образ законопослушного гражданина, понимающего и осознающего грань между дозволенным и запретным [1, с. 71-73].
Зрителями в процессе являются учащиеся школ или дети из неблагополучных семей, или трудные подростки. Ребятам дается возможность посмотреть на российское правосудие как бы со стороны, мысленно принять участие в строгой атмосфере судопроизводства. Присутствие зрителей побуждает участников процесса не только к активности, но и к процессуальной дисциплинированности.
Основной задачей для студентов-юристов и школьников-присяжных является возможность спроектировать процедуру судебного следствия так, чтобы процесс заработал на разрешение, а не на усугубление конфликтной или проблемной ситуации. Осознавая эту общую для всех задачу, все участники процесса начинают буквально вживаться в свою роль и с большим интересом пытаются понять причины, толкнувшие подростка на преступление.
Судья-студент после оглашения приговора разъясняет не только правовую сторону преступления, но и моральную. Он обращает внимание на те обстоятельства, которые привели либо могли привести подростка на скамью подсудимых (это в большинстве случаев равнодушие, жестокость и преступления взрослых).
Весьма важно, чтобы обучение проходило во взаимодействии и сотрудничестве не только между студентами и школьниками, включая педагога, но и с привлечением
представителей судебной системы (судьи и работников аппарата Суда), органов прокуратуры, сотрудников органов внутренних дел, профессиональных юристов, представителей общественности и иных заинтересованных правовоспитательных структур. Комментарии практических работников в этой области чаще всего эффективнее, чем цитирование положений закона или учебника. Это и есть сущность образовательно-профилактического воспитания, где взаимодействуют правовоспитательные структуры с молодым поколением (см. рис.).
Рис. Схема взаимодействий в процессе обучения Схема составлена автором
В отличие от других форм правового воспитания молодежи подобный образовательнопостановочный судебный процесс позволяет решить профилактические задачи при помощи прямого контакта с аудиторией большого количества заинтересованных структур правовоспитательной деятельности. Это преимущество дает более действенный результат, поскольку предоставленная форма несет в себе не только информационно-просветительский, но и социально-психологический, личностно-ориентированный и правовоспитательный потенциал.
В рамках имитационного судебного процесса изучается все обстоятельства и весь собранный по делу материал, заслушиваются выступления истца, ответчика, представителей
обвинения, защиты, свидетелей и так далее, и непосредственно выносится решение по делу (приговор). Оптимальная продолжительность урока правосудия от 30 до 45 минут. Такое ограниченное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему.
Для эффективного проведения подобных мероприятий необходимо наличие внешних условий имитации: оборудованного зала судебных заседаний и его технические возможности. Специально оборудованная учебная аудитория в полной мере имитирует зал судебного заседания, обеспечивает при этом проведение процесса с учетом его тонкостей и особенностей. Технические возможности зала судебных заседаний позволяют использовать электронный информационный ресурс, демонстрацию фотоснимков и видеозапись с места совершения преступления, демонстрацию в процессе урока процессуальных документов и выдержек из статей уголовного и уголовно-процессуального кодексов РФ, которые обеспечивают наглядное представление о совершенном преступлении.
Участникам постановочного процесса необходимо максимально приблизить процесс к реальности даже в деталях. Реалистичность ситуации становится возможной благодаря тому, что судья-студент выступает в ходе процесса в мантии, а сторона обвинения - в прокурорской форме.
Надо отметить, что подготовка к проведению постановочных судебных процессов в высшем учебном заведении занимает много личного времени преподавателя.
Преподаватель должен четко сформулировать для всех участников основную цель и задачу судебного процесса, объяснить, что ожидается от каждой роли, разъяснить правила работы. Далее активность преподавателя уступит место активности студентов и учащихся школ, а задачей преподавателя станет создание условий для их инициативы. Проведение преподавателем обучающего судебного процесса требует от него существенной мобилизации организаторских способностей и высокого уровня педагогической квалификации. Преподавателю также необходимо заблаговременно договориться с заинтересованными структурами правоохранительной деятельности на предмет консультирования, времени проведения репетиций и самого мероприятия.
Таким образом, при подборе преподавателя для подготовки образовательного процесса желательно предпочтение отдать претенденту, имеющему опыт профессиональной деятельности, учитывая, конечно, его научные способности.
Необходимость внедрения «Школы правосудия» для всех заинтересованных и правовоспитательных структур имеет ряд обоснований:
1. Для юридических вузов применение в образовательном процессе «Школы правосудия» может стать важным элементом формирования имиджа вуза как активно вовлеченного в общественную жизнь города, а также способ распространения сведений о вузе и привлечения новых студентов.
В рамках формирующего эксперимента по правовому воспитанию подрастающего поколения нами (АНО ВПО Московский гуманитарно-экономический институт Нижнекамский филиал) был разработан и проведен комплекс образовательно-постановочных судебных процессов под общим названием «Урок правосудия». Проект получил множество положительных отзывов, в которых отмечается его эффективность, как просветительского начинания, реализуемого в увлекательной форме.
2. Для студентов-юристов активное использование интерактивных методов обучения в вузе дает более четкое представление не только об избранной специальности, но и способствует целенаправленному выбору направления деятельности после окончания вуза в
области юриспруденции. Проигрывая, а точнее, проживая в относительно безопасных условиях психологическое и физическое состояние выбранного им героя, студент открывает в себе те качества, о которых он прежде не догадывался, расширяя тем самым свое самопознание, совершенствуя навыки выстраивания аргументированной правовой позиции и навыков публичного выступления.
3. Привлечение школьников в такие мероприятия не только оттачивает остроту их правового мышления, но и способствует развитию готовности к конструктивному взаимодействию в разрешении конфликтов, к достижению консенсусных решений и договоренностей между собой. Такая практика будет значительно способствовать повышению ответственности за собственное поведение, саморегуляции и способности к планированию поступков. Может быть, именно участие в образовательной игре сможет научить подростка правильно понимать законы, воспринимать их как защиту своих интересов и умело выбирать правильную линию поведения в сложных (особенно в конфликтных и проблемных) ситуациях, вовремя чувствовать опасность переступить грань между дозволенным и запретным.
У подростка возникает возможность попробовать и поупражняться в положительно -правовом типе поведения, проанализировать в дальнейшем их эффективность и реализовать эту роль на себе. Образовательный судебный процесс стимулирует активность подростков, даже тех, кто демонстрирует свою незаинтересованность в получение правовых знаний в рамках традиционного урока.
Школа является связующим звеном в комплексной деятельности по организации профилактической и коррекционной работы девиантного поведения школьников.
4. Учителя средних общеобразовательных школ, участвующие со школьниками в подобных мероприятиях, получают возможность более детально познакомиться с методикой проведения образовательно-постановочных судебных процессов в рамках обучения.
5. Участие судебных органов (их представителей) в подобных образовательных мероприятиях является важным средством пропаганды законов и их реализации, воспитания ответственности за соблюдение норм права.
6. В Приказе Г енерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правового просвещения» четко определено, что в деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания. Именно участие органов прокуратуры в образовательном судебном процессе будет являться формой
4
реализации вышеуказанного приказа .
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что совместная работа всех вышеперечисленных заинтересованных лиц приведет к синергетическому эффекту в форме получения «прибавочного продукта», то есть достижение в совместной деятельности результатов, превышающих простую сумму результатов работы отдельных структур или лиц.
Представляется, что в целях повышения качества и эффективности подобных мероприятий, целесообразно принять следующие основные меры:
4 Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 10 сентября 008 № 182 (в ред. от 22.04.2011) «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» // Законность - 2008. - № 10
• проводить образовательно-постановочный судебный процесс систематически и целенаправленно с привлечением всех заинтересованных структур по правовоспитательной деятельности;
• использовать тематику постановочных процессов с учетом возраста учащихся;
• документально отражать каждый случай участия заинтересованных структур в правовой пропаганде;
• обеспечить доступ СМИ к участию в подобных мероприятиях с целью использования его возможностей при осуществлении правовой пропаганды среди населения.
Уверена, что благодаря такой совместно-спроектированной работе будут достигнуты определенные результаты профилактической работы с трудными подростками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедарев К.В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма // Административное право и процесс. - 2013. - № 9. - С. 71 - 73.
2. Дворников Д.В. Имитационная игра «Урок правосудия» становится реальной: сайт Общественный комитет "За открытость правосудия" (ОКОП) - 2012. 12 июня [Электронный ресурс]. иКЬ: http://okop.su/160-imitatsionnaya-igra-urok-pravosudiya-stanovitsya-realnoy (дата обращения: 17.04.2014).
3. Урок правосудия: сайт Тейковского районного суда Ивановской области. -
2012. 06 июня [Электронный ресурс]. ЦКЪ:
http://teikovsky.iwn.sudrf.m/modules.php?name=press_dep&op=4&did=57 (дата
обращения: 10.04.2014).
Рецензент: Шакиров Хайдар Садикович, Декан юридического факультета,
заслуженный юрист Республики Татарстан, профессор МГЭИ, кандидат юридических наук, АНО ВПО Московский гуманитарно-экономический институт Нижнекамский филиал.
Gulnaz Makarova
Moscow Humanities and Economics Institute, Nizhnekamsk branch
Russia, Nizhnekamsk E-Mail: [email protected]
Educational staging trial process as a way of legal education of infants
Abstract: This article is developed on the base of studying a live issue of legal education of infants. Here a method and a way is presented that can be and should be applied in the present conditions of legal training and education of law students, pupils of high school and juveniles from dysfunctional families . The author has come to the conclusion that in contrast to other forms of legal education of young people this educational staging trial process allow to solve preventive objectives through the direct contact with the audience , a large number of organizations concerned about juridical educational activities. This advantage gives a more efficient outcome, because the presented form contains not only informative and educational, but also socio- psychological and personality-centered juridical educational potential. Proposals are made to improve the efficiency of legal education and training and the expected results from their use. The article is written for a wider audience.
Keywords: Educational staging trial; educational role-playing game; legal training and education of infants; interactive teaching methods.
Identification number of article 123PVN214
REFERENCES
1. Bedarev K.V. Ob administrirovanii profilaktiki molodezhnogo jekstremizma // Administrativnoe pravo i process. □ 2013. □ № 9. □ S. 71 - 73.
2. Dvornikov D.V. Imitacionnaja igra «Urok pravosudija» stanovitsja real'noj: sajt Obshhestvennyj komitet "Za otkrytost' pravosudija" (OKOP) □ 2012. 12 ijunja [Jelektronnyj resurs]. URL: http://okop.su/160-imitatsionnaya-igra-urok-pravosudiya-stanovitsya-realnoy (data obrashhenija: 17.04.2014).
3. Urok pravosudija: sajt Tejkovskogo rajonnogo suda Ivanovskoj oblasti. □ 2012. 06
ijunja [Jelektronnyj resurs]. URL:
http://teikovsky.iwn.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=4&did=57 (data obrashhenija: 10.04.2014).