for the state and public organizations of social support of the disabled for the creation offa-vorable conditions for their social adaptation.
Key words: people with disabilities, social adaptation, social adaptation factors.
Dombrovskaya Anna Yurievna, candidate of sociological Sciences, associate Professor, Russia, Orel, Orel State Institute of arts and culture.
УДК 316.334.4
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Ю. Крутиков
Рассмотрено правовое воспитание как составной контролируемый элемент правосоциализационного процесса. Проанализировано понятие правового воспитания, его цель, формы, средства и методы. Особое внимание уделено такой форме правового воспитания как правовое обучение. С учетом данных официальной статистики и результатов социологических исследований сделан вывод о качестве и результативности правового воспитания, реализуемого в системе среднего образования.
Ключевые слова: правовое образование, воспитание, правовая социализация, правосознание.
Правовое воспитание является основной составляющей системы контролируемой (направленной) формы правовой социализации. П.С. Са-мыгин под направленной формой правовой социализации понимает специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования правовой личности, сознание и поведение которой соответствует целям и интересам общества [1]. В социологии права правовое воспитание определяется как «процесс формирования системы знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения» [2].
Единый подход к определению понятия правового воспитания отсутствует. Принято выделять в данном понятии широкий и узкий смысл. По мнению З.Н. Каландаришвили, в широком смысле правовое воспитание включает весь многогранный процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов. В узком смысле - это систематический, целенаправленный, управляемый педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений [3].
Обобщая различные точки зрения ученых в отношении понятия правового воспитания, И.П. Усимова предлагает понимать его как «процесс, направленный на воспитание правового сознания, правовой культу-
ры, правового поведения личности путем целенаправленного воздействия с учетом влияния внешних факторов» [4].
М.М. Галимов в системе правового воспитания предлагает выделять следующие элементы: субъекты правового воспитания (органы и организации, компетентные осуществлять правовоспитательную деятельность); средства правового воспитания; мероприятия правового воспитания; объекты правовоспитательного воздействия [5].
Что же входит в цели правового воспитания? В литературе относительно данного вопроса не существует единства точек зрения. По мнению И.Е. Фарбера, к целям правового воспитания относится «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности» [6]. И.Ф. Бупко в цели правового воспитания вкладывает распространение правовых знаний, формирование правовых убеждений, воспитание чувства уважения к нормам права и убежденности в необходимости их исполнения [7]. В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук цель правового воспитания определяют как «формирование системы знаний, убеждений, мотивов и привычки социально-активного поведения» [8].
О.Г. Шапиева, отмечая, что «смысл правового воспитания состоит не только в обеспечении информированности граждан, но прежде всего, в воспитании граждан в духе уважения к праву, законам, сознательного и добровольного их соблюдения» [9], фактически дополняет иерархию целей правового воспитания таким важным элементом как формирование ценностно-правовой ориентации личности.
Анализ понятия правового воспитания будет не полным без рассмотрения таких его характеристик как формы, средства и методы.
Сразу следует отметить, что в теоретико-юридических исследованиях данные характеристики не имеют достаточного разграничения. В литературе отмечается, что «формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы» [10]. Очевидно то, что конкретная цель правового воспитания достижима только при использовании соответствующих форм и методов.
В.П. Зенин понимает форму правового воспитания как способы выражения деятельности, с помощью которых субъекты правового воспитания проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к закону, строгого их исполнения, способствуют формированию у них высокого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышают их социально-правовую активность [11].
О.Г. Шапиева в понятие форм нравственно-правового воспитания вкладывает «способы внешнего выражения деятельности субъектов нравственно-правового воспитания по воспитанию у личности уважения к пра-
ву и закону, строгого их исполнения, формирования высокого уровня нравственного и правового сознания, социально-активного поведения, а также высокой нравственно-правовой культуры» [12].
В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук к формам правового воспитания относят обучение, просвещение, пропаганду, а также правовое самовоспитание как усвоение, развитие, укрепление определенных принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения для того, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием [13].
В теории права перечисленные разновидности форм правового воспитания дополняются таким важным элементом как юридическая (правовая) практика, представляющая собой процесс, способствующий передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности [14]. В понимании
Н.Ф. Кильмашкина правовая практика - это деятельность людей, опосредованная правом, выражающаяся в различных формах правоисполненой, правопримененной, правоохранительной деятельности и правотворчества [15]. Действующим процессуальным законодательством предусмотрено, прежде всего, участие граждан в работе органов судебной власти. Обращение гражданина в суд предусматривает его личное участие в процессуальных стадиях судебного разбирательства. При этом правовоспитательное воздействие на гражданина проявляется в том, что он непосредственно воспринимает в ходе судебного процесса применение судьей правовых норм, а также ему разъясняются права и обязанности, предусмотренные нормами материального и процессуального права. Другой разновидностью участия граждан в работе судебных органов является участие в качестве присяжного заседателя в уголовном судопроизводстве и в качестве арбитражного заседателя. Данные разновидности участия предполагают восприятие и анализ правовых норм гражданами с целью принятия судебного (правоприменительного) решения. Правовоспитательный процесс в форме юридической (правовой) практики может реализовываться и в случаях обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Разновидностью правовой практики является обсуждение законопроектов. Наиболее она распространена в области реализации местного самоуправления, поскольку для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Обсуждение законопроектов имеет очень большое правовоспитательное значение, поскольку предполагает правовой анализ текста законодательного акта и практических ситуаций, к которым будут применяться нормы данного акта.
К формам правового воспитания Н.П. Вербицкий относит также средства массовой информации [16]. Д.Ю. Мартынкина полагает, что «правовое просвещение населения через СМИ на современном этапе является важнейшим средством развития правовой культуры граждан, без высокого уровня которой невозможно становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации» [17].
Правовая пропаганда и правовое просвещение как разновидности формы правового воспитания в современных российских условиях в сравнении с опытом советского периода реализуются правоохранительными органами весьма малоактивно. Причина заключается в том, что в основе указанной деятельности отсутствует четкая развитая единая законодательная база. Действуют разрозненные нормативные акты, регламентирующие применительно к конкретному органу, порядок просветительско-правовой работы.
В научной литературе от форм правового воспитания отграничиваются его методы. Под методами правового воспитания понимают «совокупность приемов и способов, с помощью которых субъект правового воспитания воздействует на объект, побуждая его развивать и совершенствовать свое правосознание и правомерную правовую практику» [18]. Метод А.С. Сиротин определяет как «систему элементарных актов воздействия на сознание, волю и поведение объекта воспитания с целью привития у него сознательной правовой дисциплины и выработки соответствующего ей соблюдения законов» [19]. Длительная практика психолого-педагогического воздействия на сознание и поведение людей выработала различные приемы такого воздействия. З.Н. Каландаришвили называет в числе методов правового воспитания следующие: информационно-просветительный метод, направленный на вооружение воспитуемых знаниями и информацией; ориентационно-деятельностный метод, развивающий правовую активность и формирующий ценностно-правовые мотивы поведения; методы, направленные на развитие оценочной деятельности [20].
Говоря об основном методе правового воспитания, можно сказать, что «в «чистом» виде его единого не существует и в принципе существовать не может. ...Ведущее (центральное) место должен занимать метод убеждения, в постоянном взаимодействии с методом внушения, а иногда и принуждения» [21].
Как было отмечено выше, одной из форм правового воспитания является правовое обучение, которое реализуется в рамках образовательного процесса. Образование занимает центральное место в воспитательном процессе и одновременно представляет собой один из важнейших институтов социализации. Правовое образование является необходимым компонентом направленной (контролируемой) правовой социализации личности.
В понимании А.И. Ковалевой институт образования обладает набором ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения,
которые соответствуют официальной идеологии и декларируемым требованиям, а также сложившейся в обществе культуре [22].
В соответствии с преамбулой действующего Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [23] под образованием в России понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Данным законом также определено, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (ст. 8).
По данным Федеральной службы государственной статистики [24] в Советском Союзе в 1970 г. функционировало 103,8 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых насчитывалось 25285 тыс. обучающихся. К моменту образования суверенного российского государства количество общеобразовательных учреждений резко сократилось до 69,7 тыс. в 1990 г. с количеством обучающихся, равным 20851 тыс. К 2008 г. количество учреждений еще уменьшилось до 55,1 тыс., с сокращением количества учащихся до 13752 тыс. человек. В 2010 г. в Российской Федерации насчитывалось 52,4 тыс. учреждений, обучавших 13569 тыс. человек. Количество педагогического состава указанных учреждений сократилось с 1279 тыс. человек в 1970 г. до 1103 тыс. человек в 2010 г.
Динамика образовательных учреждений среднего профессионального образования несколько иная. В то время как общее количество образовательных учреждений среднего профессионального образования возросло с 2423 в 1970 г. до 2866 в 2010 г., количество обучавшихся в них студентов сократилось с 2606,2 тыс. человек в 1970 г. до 2142,1 тыс. человек в 2010 г.
Контрастный характер носит динамика образовательных учреждений высшего профессионального образования. Если в 1970 г. в СССР насчитывалось 457 высших учебных заведений, обучавших 2671,7 тыс. студентов, то в 2010 г. количество вузов достигло 1114 с численностью студентов 7418,8 тыс. человек.
Приведенные статистические данные позволяют судить о том, что в систему образования (образования всех уровней) ежегодно оказывается вовлеченной очень многочисленная часть российского населения, в основном принадлежащая к категории «молодежь».
Особо продуктивным в плане результативности правовоспитательного процесса является специально-юридическое образование, которое может быть приобретено в среднеспециальном либо высшем учебном заведении. В этом случае можно говорить о правовоспитательном процессе,
понимаемом как «юридическая социализация». По словам А.В. Ткаченко, вузовская подготовка по юридической специальности представляет собой институциональный сегмент правовой социализации студентов юридических факультетов, который можно было бы определить как «юридическая социализация», т.е. процесс, в ходе которого человек усваивает юридические ценности, овладевает основными профессиональными качествами квалифицированного юриста [25].
Однако не все учащиеся общеобразовательных учреждений, которых в 2010 году насчитывалось в России почти 14 млн. человек, стали студентами юридических специальностей средних и высших учебных заведений. Большая часть учеников осталась вне процесса юридической социализации, подвергаясь воздействию стихийного (ненаправленного) право-социализационного процесса.
Особую актуальность в современных условиях приобретает вопрос о качестве правовой социализации, которую испытывают на себе учащиеся общеобразовательных школ.
П.С. Самыгин полагает, что «в период обучения в школе у индивида формируется способность к самооценке собственных правовых знаний, умение применять их в элементарной социальной практике, соизмерять собственные действия и поступки с действующим законодательством» [26]. Однако, объем преподаваемого правового материала явно не способствует решению задачи по формированию у школьников стройного представления о функционировании правовой сферы общества, что указывает на необходимость совершенствования правового образования в современной российской школе.
Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [27], утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, предметные результаты изучения «Обществознания» должны отражать: формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.
Для оценки качества реализуемого в современной школе правовоспитательного процесса нами в сентябре - ноябре 2011 года было предпринято социологическое исследование, проведенное методом опроса экспертов, в качестве которых выступили педагогические работники средних
общеобразовательных учреждений Тульской области. Всего было опрошено 100 экспертов, включающих в себя: 11,1 % завучей, 6,4 % учителей начальных классов, 79,4 % учителей-предметников и 3,2 % иных педагогических работников. Среди опрошенных: 7,9 % имеют стаж работы по специальности менее 5 лет, 1,6 % - 5 лет, 11,1 % - от 5 до 10 лет, 33,3 % - от 10 до 20 лет, 46,0 % - свыше 20 лет.
На вопрос: «В достаточной ли степени современные образовательные стандарты, реализуемые в системе среднего образования, способствуют правовому воспитанию учащихся (студентов)?» эксперты ответили следующим образом: «способствуют, но в недостаточной степени» -52,4 %; «способствуют в достаточной степени» - 33,3 %; «не способствуют» - 11,1 %; «затрудняюсь ответить» - 3,2 %.
На вопрос о доле правовоспитательной работы в общем массиве воспитательно-педагогической деятельности, осуществляемой в настоящее время в системе среднего образования, «средняя» - ответили 65,1 % экспертов, «высокая» - 19,1 %, «низкая» - 14,3 %, «затрудняюсь ответить» -1,6 %.
С целью оценки степени правовой информированности учащихся (студентов) у экспертов выяснялось, наделяются ли в процессе правового воспитания учащиеся знанием действующего законодательства. Ответы распределились следующим образом: «наделяются, но в недостаточной степени» - 60,3 %; «наделяются в полном объеме» - 38,1 %; «не наделяются» - 0 %; «затрудняюсь ответить» - 1,6 %.
Почти половина всех опрошенных экспертов (49,2 %) уверена в том, что проводимая правовоспитательная работа находит свое отражение в поведении учащихся (студентов), но не в достаточной степени способствует увеличению их правопослушного поведения.
Большинство экспертов (61,9 %) полагают, что работа по правовому воспитанию учащихся средних учебных заведений требует небольшой доработки, 26,9 % считают необходимым радикальное совершенствование данной работы и 3,2 % экспертов уверены в отсутствии необходимости ее совершенствования.
По данным Федеральной службы государственной статистики [28] по состоянию на 2010 год в преподавании права и обществознания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации было задействовано 65,1 тыс. (или 6,04 % от общей численности) учителей, 94 % которых имеют высшее профессиональное образование, 5 % - среднее профессиональное, 0,7 % - среднее (полное) общее.
Тем не менее, как отражено в диссертационном исследовании А.В. Ткаченко, доля поступающих на юридические факультеты на базе только школьных знаний в полтора раза меньше, чем поступающих на этих же условиях в другие вузы. Подобная ситуация есть следствие, в том числе,
низкого уровня школьной подготовки. Для подготовки к вступительным экзаменам на юридический факультет 46,2 % студентов нанимали репетиторов, 26,2 % - учились на подготовительных курсах, 26,4 % - готовились дополнительно самостоятельно. Только для 21 % студентов хватило школьных знаний, чтобы поступить в вуз [29].
Несмотря на наличие необходимого кадрового (педагогического) состава в осуществлении правовоспитательной работы в средней школе, ее качество и результативность пока далеки от совершенства. На данное обстоятельство указывают результаты приведенных выше социологических исследований.
Важность высокой правовой культуры будущего населения нашей страны подчеркивается и в нормативных документах государственных органов. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [30] укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества названы в качестве проблем развития российского общества, тесно увязанных со стратегическими целями образования. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Г осударство в сфере образования призвано обеспечить поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи.
Согласно Указу Президента РФ от 06.07.1995 № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» [31] в числе вопросов правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества в качестве основных элементов концепции правовой реформы названо развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки.
Список литературы
1. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи// Социологические науки. 2007. Вып. 1. ЦЕЬ: http://www.teoria-practica.ru/-1 -2007/153-200909-05-00-43-45/179-2009-07-18-07-28-25 (дата обращения: 19.11.2011).
2. Лапаева В.В. Социология права. М.: Норма, 2008. С. 215.
3. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. ... канд. юрид. наук.
Ростов н/Д. 2003. С. 136.
4. Усимова И.П. Правовая социализация личности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 78.
5. Галимов М.М. Система правового воспитания трудящихся// Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М., 1975. С. 85.
6. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 243.
7. Бупко И.Ф. Правовое воспитание молодежи// Советское государство и право. 1971. №8. С. 143.
8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учеб. для вузов. М., 1995. С. 113.
9. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация личности: дис. ... д-р юрид. наук. Санкт-Петербург. 1997. С. 196.
10. Теория государства и права: курс лекций. ЦЕЬ:
http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/122.htm (дата
обращения: 19.11.2011).
11. Зенин В.П. Формы, методы и система правового воспитания/ Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1979. С. 211.
12. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация личности: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб. 1997. С. 199.
13. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учеб. для вузов. М., 1995. С. 113-115.
14. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2007. С. 422.
15. Кильмашкин Н.Ф. Формирование правосознания сотрудников полиции как элемент социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел (по материалам МВД Республики Казахстан): дис. .канд. юрид. наук. М., 1998. С. 113.
16. Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1987. С. 20.
17. Мартынкина Д.Ю. Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения (на материалах общественно-политических газет): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2011. С. 13.
18. Бондарев А.С. Объект, предмет и методы правового воспитания в их соотношении// Ученые записки юридического факультета. Вып. 18 (28)/ под ред. А.А. Ливеровского. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010. С. 62.
19. Сиротин А.С. Уважение к закону. Проблемы теории и практики его формирования в России. М.: МГИУ, 1999. С. 99-100.
20. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. .канд. юрид. наук. Ростов н/Д. 2003. С. 139-140.
21. Бондарев А.С. Объект, предмет и методы правового воспитания в их соотношении. С. 64-65.
22. Ковалева А.И. Институты социализации// Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 2003. С. 372.
23. Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
24. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/
(дата обращения: 19.11.2011).
25. Ткаченко А.В. Правовая социализация студентов, получающих высшее юридическое образование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
С. 69-70.
26. Самыгин П.С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Теория и практика общественного развития. 2007. №1. С. 44.
27. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.02.2011. №9.
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B 10 04/IssWWW.exe/Stg/d03/3-tab-obraz.htm (дата обращения 19.11.2011).
29. Ткаченко А.В. Правовая социализация студентов, получающих высшее юридическое образование: дис... канд. юрид. наук. Москва, 2005.
С. 77-78.
30. Собрание законодательства РФ. 2000. №41, ст. 4089.
31. Собрание законодательства РФ. 1995. №28, ст. 2642.
Крутиков Михаил Юрьевич, аспирант, krutikov-michail@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE LEGAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF THE LEGAL SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN RUSSIA M.Y. Krutikov
This article is about the legal education as a compound, controlled element of the process of the legal socialization. The concept of the legal education, it’s purpose, forms, means and methods are analysed. The special attention is paid to such form of the legal education as the legal training. The conclusion about the quality and the productivity of the legal education which realized in system of secondary education is given according to the official statistics and the results of sociological researches .
Key words: the legal education, the education, the legal socialization, the sense of
justice.
Krutikov Mikhail Yuryevich, graduent student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 316.334.4
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Ю. Крутиков
Рассмотрены основные подходы к оптимизации процесса правовой социализации в современной России, которая переживает сложный трансформационный период. На основе анализа нормативно-правовых актов в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан делается вывод о необходимости максимального использования ресурса правоохранительных органов и органов местного самоуправления в вопросах правового просвещения и правовой пропаганды. Кроме того, подчеркивается необходимость совершенствования деятельности по правовому информированию населения, а также реформирования системы правового воспитания, осуществляемого в учреждениях среднего образования.
Ключевые слова: правовая социализация, право, население, информация, политика.
В условиях трансформирующегося российского общества стихийный правосоциализационный процесс не приводит к основной цели - формированию личности, способной полноценно функционировать в правовом поле. Это связано с тем, что современная российская судебно-правовая система представляет собой очень динамичное образование, характеризующееся постоянными процессами нормативно-правового реформирования и перестройки. Часто меняющееся и вместе с тем усложняющееся законодательство представляет собой фактор, препятствующий успешной правовой социализации населения России.
Процесс стихийной правовой социализации не ведет к увеличению уровня общественного правосознания, накоплению правовых знаний, развитию навыков правомерного поведения и пополнению правовыми нормативами ценностной сферы личности. В России масштабный характер приобретает разрастание правового нигилизма и криминализации, последствием чего становится снижение уровня правопорядка и законности в обществе. По мнению профессора М.Л. Энтина, в результате масштабных правовых и структурных преобразований в России «разрыв между нормой права и правоприменительной практикой преодолеть не удалось. В реальной жизни властные, корпоративные, имущественные, социальные и трудовые отношения строятся в обход закона. Применять его или нет, а если все-таки применять, то как, во многом зависит от чиновника или руководителей частных компаний. Поведенческие и психологические установки жителей страны насквозь проникнуты правовым нигилизмом. Основные