ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ВУЗЕ МВД РОССИИ
FROM THE PRACTICES OF PROFESSIONAL AND MORAL TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS AT A HEI OF THE RUSSIA'S MIA
УДК 378.1
Н.В. ЕРОШЕНКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
N.V. EROSHENKOV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматривается опыт осуществления профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России, представленный соответствующей технологией и реализуемый последовательно в виде трех взаимосвязанных этапов: диагностико-мировоззренческого, процессуально-интерактивного, интеграционно-
деятельностного.
Ключевые слова: профессионально-нравственная подготовка, вуз МВД России, будущие полицейские, технология, технологический подход.
Abstract: This article examines the experience of the professional and ethical training of future officers in the educational environment of the HEI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, presented the relevant technology which consistently implemented in the form of three interrelated phases: diagnostic-ideological, procedural and interactive, integrated and implemented.
Keywords: professional and moral training, the HEI of Russia's MIA, future police officers, technology, process approach.
П^ рактика последних лет продемонстрировала ряд серьезных организационных проблем в системе подготовки кадров МВД России, препятствующих выполнению возложенных на министерство задач по непрерывному воспроизводству необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, соответствующих социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.
Данный вопрос актуализируется задачами, сформулированными в ряде законодательных и ведомственных нормативных актов МВД России [1], в которых подчеркивается приоритет нравственных основ профессиональной подготовки и службы в органах внутренних дел, профессионально-этических требований к поведению и служебному общению сотрудников. Это обусловливает необходимость поиска инновационных стратегий, более рациональных организационных механизмов и технологий деятельности системы подготовки кадров МВД России.
В этой связи следует констатировать, что одной из важнейших задач, стоящих перед вузами МВД России, является разработка и реализация педагогической технологии профессионально-нравственной подготовки (ПНП) будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России, призванной обеспечить эффективное решение задач в сфере профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности.
Использование технологического подхода открывает новые возможности для освоения различных областей и аспектов профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских, что позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; обеспечивать благоприятные условия для развития личности курсантов; уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на будущих полицейских; оптимально использовать имеющиеся в распоряжении вуза МВД России ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Очевидно, что технологический подход к профессионально-нравственной подготовке будущих полицейских в вузе МВД России не является универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии, юриспруденции и других направлений науки и практики. Поэтому технология ПНП основана на комплексном внедрении системного, культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного, компетентностного и средового подходов, которые реализуются в образовательной среде вуза МВД России при проектировании социально значимой (оптимальное сочетание потребностей личности и общества) и общественно полезной деятельности (деятельность для других), а также при стимулировании нравственного сознания, поведения и гуманистических отношений [2, с. 223].
Исходя из сущностных характеристик, видов и направлений профессионально-нравственной подготовки курсантов, а также с учетом особенностей и возможностей различных микросред вуза МВД России, нами спроектирована инновационная педагогическая технология, позволяющая эффективно реализовать профессионально-нравственную подготовку будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России. Данная педагогическая технология, с одной стороны, на теоретическом уровне позволила обосновать проводимое исследование; с другой стороны, на практическом уровне санкционировала определение правильности выбора педагогических условий профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских и степени их эффективности.
Профессионально-нравственная подготовка курсантов - это сложный процесс, предполагающий ориентацию профессиональной подготовки курсантов на формирование у них нравственного сознания, опыта нравственных отношений и нравственного поведения [3] и включающий несколько этапов:
1. Диагностико-мировоззренческий.
2. Процессуально-интерактивный.
3. Интеграционно-деятельностный.
Каждый этап технологии включает в себя цель этапа, содержание этапа, действия исполнителей, действия курсантов, особенности ПНП, педагогические условия, результат взаимодействия.
Первый этап разработанной технологии - диагностико-мировоззренческий, обычно совпадает с первым курсом обучения курсантов в вузе МВД России. Он характеризуется изучением особенностей мировоззрения будущего полицейского, его профессионально-нравственного сознания, мотивационной, ценностной и эмоционально-волевой сферы; с определением целей ПНП курсантов в образовательной среде вуза МВД России, с планированием ее этапов, выбором критериев, на основе которых можно оценить уровень достижения цели; установлением рациональной сбалансированности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России; с актуализацией профессионально-нравственных знаний, убеждений, идеалов курсантов, раскрытием моральных требований и норм правоохранительной деятельности и т.д.
Выполнение названных выше операций возможно при реализации системных и согласованных действий субъектов ПНП в различных сферах подготовки и микросредах вуза МВД России. Так, на основе проведенного нами исследования, к числу наиболее значимых субъектов ПНП мы отнесли сотрудников отдела морально-психологического обеспечения; кураторов, курсовых офицеров, начальников подразделений; преподавателей, руководителей НИР курсантов, руководителей практик и других сотрудников подразделений вуза МВД России в зависимости от этапа рассматриваемой технологии и реализуемых на данном этапе задач ПНП.
Такая работа обеспечивает изучение особенностей и содержания довузовского профессионально ориентированного нравственного опыта, ценностного мира, характера интересов, увлечений, эмоционально-психологического состояния курсантов, их черт характера, возможности формирования у них профессионально-нравственных качеств и т.д. Будущие полицейские, используя полученные данные проведенных методик, осознают индивидуальные особенности, анализируют и интерпретируют результаты, проводят самоанализ в процессе сопоставления «Я -образа» в контексте профессионально-нравственной деятельности, фиксируют несоответствия и на их основе формулируют задачи формирования профессиональной нравственности.
Таким образом, в результате реализации диагностико-мировоззренческого этапа технологии формируется профессионально-нравственное сознание курсанта: расширяются его профессионально-нравственные знания, убеждения, идеалы, осознаются моральные требования и нормы будущей правоохранительной деятельности, у будущих полицейских появляется стремление к профессионально-нравственному самосовершенствованию.
На втором - процессуально-интерактивном - этапе технологии профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России осуществляется формирование опыта профессионально значимых нравственных отношений и чувств будущих полицейских, соответствующей ценностной установки, отражающей этическую сторону ПНП в вузе МВД России, актуализируются высшие нравственные ценности общества, составляющие ядро общечеловеческих и профессионально-личностных ценностей, таких, как: добро, достоинство, мужество, ответственность, порядочность, совесть,
справедливость, честь и др.
На данном этапе технологии продолжает реализовываться педагогическое условие - системность и согласованность содержания ПНП в различных сферах подготовки и микросредах вуза МВД России, обеспечивающее целенаправленность и единство действий сотрудников ОМПО, кураторов, курсовых офицеров, начальников подразделений, преподавателей, руководителей НИР, руководителей практик и других сотрудников подразделений вуза МВД России. Данный этап технологии соответствовал второй половине 1 - 3 курсу обучения курсантов в вузе МВД России.
На данном этапе сотрудники различных подразделений вуза МВД России обеспечивают реализацию еще одного педагогического условия - наличие различных встречных профессионально-нравственных потоков в образовательной среде вуза МВД России, стремясь показать их многообразие с помощью поведенческо-коллективного (через поддержание морально-психологического климата, позитивных установок в служебном коллективе вуза, тонизирования настроения сотрудников), событийно-культурного (через участие в традиционных и инновационных профессионально-нравственных культурных событиях и мероприятиях), предметно-пространственного (через влияние аудиовизуальных средств, эстетического оформления пространства вуза МВД России и его предметное наполнение) и информационно-исследовательского (через разнообразие информационных ресурсов: использование средств информации (малотиражная
газета, листовки, календари), местного радио и телевидения и возможностей для научно-исследовательской деятельности) потоков и обеспечить эффективность ПНП будущих полицейских. Это стало возможным при осуществлении знакомства курсантов с профессионально-нравственными ресурсами ведомственного вуза в ходе проведения содержательных экскурсий по вузу МВД России, презентаций деятельности структурных подразделений вуза (отделов, кафедр, библиотек, читальных, спортивных, актовых залов и т.д.), представления заслуженных работников вуза и их возможностей в сопровождении ПНП будущих полицейских.
Таким образом, результатом взаимодействия на данном этапе является обобщенность опыта профессионально-нравственных отношений и чувств: интеграции общечеловеческих и профессионально-личностных ценностей, созидательное отношение к себе, к другим, к профессии на основе сформированных профессионально-нравственных чувств, рефлексия профессионально ориентированной деятельности с позиций норм морали и нравственности.
Третий - интеграционно-деятельностный - этап технологии профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России имел целью формирование и закрепление профессионально-нравственного поведения курсантов со стороны нравственной регуляции, соблюдения нравственных требований и норм поведения на службе и в быту. Данный этап соответствовал 4-5 курсу обучения курсантов в вузе МВД России.
Содержание данного этапа обусловлено актуализацией моральных потребностей и эталонов поведения личности, направленных на нравственное самоизменение курсантов, их самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера. На данном этапе технологии осуществляется закрепление профессионально-нравственного поведения будущих полицейских, происходит интеграция их профессионально-нравственного сознания и опыта нравственных отношений и чувств в профессионально ориентированной деятельности.
Такая интеграция была возможна, на наш взгляд, при взаимодействии и объединении усилий формальной, неформальной и информальной ПНП будущих полицейских. Причем, к формальной ПНП на данном этапе технологии мы относим подготовку в рамках образовательной среды вуза МВД России. К неформальной -ПНП, получаемую курсантами в созданном на базе БелЮИ МВД России университете культуры. К информальной - спонтанную ПНП, сопровождающую повседневную жизнь курсантов, не всегда носящую целенаправленный характер, реализующуюся за счёт собственной активности будущих полицейских в окружающей культурно-образовательной среде.
В рамках осуществления формальной ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России на данном этапе технологии реализуется сначала выявление, а затем анализ трудностей, возможных «пробелов», возникших у курсантов в процессе ПНП в вузе МВД России, и их коррекция. Так как данный этап технологии условно соответствует 4-5 курсам обучения будущих полицейских в вузе МВД России, особенно актуальной является здесь деятельность руководителей практик, организующих проведение практики и стажировки в конкретной правоохранительной сфере в сопровождении высоконравственных наставников. При отборе и назначении таких наставников учитывается имеющийся у них жизненный опыт, опыт служебной деятельности, личностные и профессионально-нравственные качества, профессионализм.
Задача наставников заключается в сопровождении профессионального становления подшефных курсантов, оказании положительного влияния на их моральный облик, формирование у будущих полицейских профессионально важных нравственных качеств и компетенций, обеспечении их адаптации в должности и в коллективе и, что особенно важно, формирование у них устойчивого профессионально-
нравственного поведения. При этом наставнику необходимо не только показать и рассказать подшефному специфику будущей профессии, но и самому быть во всем образцом для подражания.
Логическим завершением интеграционно-деятельностного этапа технологии является «Профессионально-нравственная самопрезентация курсанта» с предоставлением ему возможности самореализоваться, донести до
заинтересованных слушателей важную и необходимую информацию о результатах профессионально-нравственной деятельности, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Представляемые будущими полицейскими самопрезентации носят преимущественно информирующий (обзорный) и агитационный (направляющий внимание на выигрышные стороны сообщения, преимущества, достоинства) характер.
Результатом взаимодействия на интеграционно-деятельностном этапе является сформированное профессионально-нравственное поведение будущих полицейских, предполагающее устойчивое соблюдение ими требований профессиональной морали и нравственности в повседневной служебной и внеслужебной деятельности.
Таким образом, применение технологии профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России подразумевает реализацию последовательных этапов и позволяет значительно повысить качество подготовки кадров МВД России с точки зрения их профессионализма и нравственности.
1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ // Российская газета. 08.02.2011. № 25 (ред. от 03.12.2012); Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.12.20124;
2. Рыбаков В.Н. Социально-педагогические условия формирования социально-нравственной личности курсанта вуза МВД России //Мир науки, культуры, образования. 2010. №1 (20). С. 223.
3. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 11(19).URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/eroshenkov.pdf (дата обращения: 30.10.2012).