Научная статья на тему 'Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов – будущих учителей'

Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов – будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / PROFESSIONALLY VALUABLE ORIENTATIONS OF A FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марфина О. В., Пономарёва О. Н., Филатова О. М.

В статье представлена модель образовательной среды вуза. Дана характеристика её пространственно предметного, психодидактического и социального компонентов с целью формирования профессионально ценностных ориентаций у будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марфина О. В., Пономарёва О. Н., Филатова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational environment of a university as a factor of professionally valuable orientations formation of students – future teachers

The pattern of the university educational environment is presented in the article. The characteristic of its spatially subject, psychodidactic and social components for the purpose of a future teacher professionally valuable orientations formation is given.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов – будущих учителей»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© О. В. МАРФИНА, О. н. ПОНОМАРЁВА*, О. М. ФИЛАТОВА**

*Пензенский институт развития образования e-mail: olga-viktoria2010@yandex.ru **Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

Марфина О. В., Пономарёва О. Н., Филатова О. М. - Образовательная среда вуза как фактор становления профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 880-883. - В статье представлена модель образовательной среды вуза. Дана характеристика её пространственно-предметного, психодидактического и социального компонентов с целью формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущего учителя.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, профессионально-ценностные ориентации.

Marphina O. V., Ponomariova O. N., Filatova O. M. - The educational environment of a university as a factor of professionally valuable orientations formation of students - future teachers // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 880-883. - The pattern of the university educational environment is presented in the article. The characteristic of its spatially subject, psychodidactic and social components for the purpose of a future teacher professionally valuable orientations formation is given.

Keywords: educational environment of a university, professionally valuable orientations of a future teacher.

Одна из приоритетных функций профессионального образования - развитие личности, и как её составляющей, ценностных ориентаций, базовой культуры личности. В XXI веке одной из главных функций образования становятся процессы «человекосо-вершенствования» и «человекотворения», под которыми понимают самосовершенствование духовнонравственных качеств наряду с обретением и совершенствованием профессиональных знаний, умений и навыков. Данная функция образования приобретает особое значение в работе педагогических вузов, так как в них происходит процесс совершенствования личности студента и его подготовка к «сотворению себя» в практической деятельности в период обучения в вузе. Поэтому в научных исследованиях закономерно рассматривать вопрос об атмосфере высшего образовательного учреждения, так как в ней формируется будущий специалист, здесь закладываются основы профессиональной культуры будущего учителя.

Совершенствование духовно-нравственных и профессиональных качеств будущих учителей происходит через взаимодействие субъектов образовательного процесса, высокий уровень педагогического самообразования преподавателя ВУЗа и обучающих-

ся, связь с требованиями общества к подготовке конкурентоспособного специалиста-педагога. Конечным результатом педагогического образования является образованность, которая формирует у человека чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

к сожалению, нередко становление будущего специалиста, совершенствование его духовно-нравственного опыта, формирование профессионально-ценностных ориентаций строится без учета особенностей образовательной среды вуза и ее компонентов.

Подходов к решению проблемы ценностей существует множество (О. В. Дробницкий; А. Г. Здравомыс-лов, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, В. Л. Ядов и др.). Немало работ, в которых исследуемое явление рассматривают, в основном, в философском, этическом или социологическом аспектах (М. С. Каган, О. М. Ломако, И. К. Понтин и др.). Работы, выполненные в педагогическом ключе, посвящены изучению не столько педагогических условий формирования профессиональноценностных ориентаций, сколько исследованию различных сторон ценностей. Различные авторы неоднозначно трактуют такие понятия как «ценность» и «ценностные ориентации». Поскольку ценности явля-

ются предметом исследования различных наук - философии, психологии, социологии, педагогики, поэтому определение их сущности возможно только на междисциплинарном уровне. В широком смысле слова под ценностями понимают обобщенные, устойчивые представления о чём-то как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Под ценностными ориентациями понимают важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несущественного [2]. Мы придерживаемся определения ценностных ориентаций, обозначенной в педагогическом словаре [1], где ценностные ориентации - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.

При рассмотрении ценностных ориентаций важно отметить, что каждая профессия имеет своё ценностное пространство, в котором существует свой набор ценностей, который значим для представителей конкретной профессии. В связи с тем, что в российском образовании проявилась тенденция к уменьшению числа педагогических вузов, подготовку учителей (бакалавров педагогики) осуществляют университеты. назрела необходимость выявления профессиональнозначимых компонентов образовательной среды для формирования ценностных ориентаций будущих педагогов, поскольку это во многом будет определять вектор собственной деятельности и самосовершенствования личности будущего учителя.

Профессионально-ценностные ориентации педагога В. А. Сластенин [3], определяет как главное образование личности учителя, выделяя такие характеристики этих ориентаций: избирательность отношения учителя к профессии, к личности воспитанника и самому себе. учёный предложил следующую классификацию ценностей педагогической деятельности:

- общечеловеческие (человек, ребенок, учитель, творческая индивидуальность);

- духовные (педагогический опыт человека, педагогические теории, способы педагогического мышления и др.);

- практические (педагогические технологи, воспитательно-образовательные системы, способы деятельности и др.);

- личностные (педагогические способности, индивидуальные качества педагога, идеалы учителя).

Процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей зависит от множества факторов, определяющих конечный результат педагогического процесса. Один из решающих факторов - образовательная среда вуза. Обычно, используя понятие «образовательная среда» (здесь и далее - ОС), педагоги, психологи хотят подчеркнуть, что обучение, воспитание, развитие и социализация обучающегося происходят не только под воздей-

ствием действий педагога и не только в зависимости от индивидуально-психологических особенностей данного субъекта образования. Педагогический процесс всегда происходит в определённом социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого оказывает существенное влияние на развитие и становление участников этого процесса в целом.

Последние десятилетия психолого-педагогиче-ская разработка проблемы образовательной среды (ОС) активно разрабатывается рядом ученых (С. Д. Дерябо, И. А. Зимняя, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.). В исследованиях образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психологопедагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности обучающегося по заданному образцу, выделен и проанализирован компонентный состав образовательной среды (ОС), показана её неоднородность, описаны методики, позволяющие диагностировать и типологизи-ровать образовательную среду. Мы разделяем мнение ведущих ученых, занимающихся проблемами образовательной среды (В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Сло-бодчиков, В. А. ясвин и др.), согласно которому «образовательная среда» - это система, включающая следующие элементы, необходимые для эффективной подготовки будущего учителя в миссии данного образовательного учреждения:

- пространственно-предметные условия;

- конструктивные межличностные взаимоотношения между субъектами педагогического процесса вуза;

- пространство разнообразных видов деятельностей, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами обучающихся.

Следует отметить, что проблема образовательной среды рассматривалась многоаспектно в контексте гуманизации среды и взаимодействия разных типов сред (н. А. Вьюнова), выявлялись способы конструирования сред с различной направленностью (О. В. Гафурова, Т. В. Черникова), разрабатывалось создание адаптивной (С. В. Белова) и психологически безопасной (И. А. Баева) сред. Взаимосвязь условий, целостность, предметная и функциональная направленность отдельных факторов образовательной среды определяет её, как «сферный» объект (Г. Ю. Беляев). Модели В. И. Панова и В. А. Ясвина учитывают единство трёх структурных компонентов.

Мы разделяем взгляды В. И. Панова и В. А. Ясви-на и предлагаем модель образовательной среды вуза (рис. 1). Мы полагаем, что взаимосвязь компонентов образовательной среды не только определяет её тип, но и создаёт некую «экологическую нишу» для формирования профессионально-ценностных ориентаций каждого субъекта образовательного процесса. Подобно тому, как в природной среде экологическую нишу формирует набор экологических факторов (температура, свет, влажность, давление и др.), благоприятных для жизнедеятельности организма, в образовательной

882

- помещения для занятий (аудитории, лаборатории, спортивные залы, бассейны);

- прилегающая территория;

- природные комплексы (ботанические сады);

- взаимодействующие структуры (педагогический колледж, лицеи, гимназии, детские сады);

- материальная и информационная составляющие (оборудование, пособия);

- микроклиматические условия помещений (освещённость, влажность)

Пространственно-

предметный

компонент

Психодидактический

компонент

- содержание и структура учебно-воспитательного процесса (предоставляемая возможность студенту заниматься по индивидуальному плану и формирование индивидуального стиля деятельности);

- психологическая безопасность образовательной среды;

- соответствие целей обучения, его содержания и методов психологическим, физиологическим и возрастным особенностям развития студентов

Рис.1. Модель образовательной среды

- деятельность педагога (общая и профессиональная компетентность педагога);

- деятельность обучающегося (мотивационноценностный компонент, включение студента в различные виды профессионально-ориентированной учебной деятельности: группу, научной секции, спортивной команды)

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

среде вуза профессионально-значимые компоненты создают нишу для формирования профессиональноценностных ориентаций личности.

Пространственно-предметный компонент ОС должен обеспечивать разнородность пространственных условий, связность их функциональных зон, гибкость (возможность оперативного изменения), управляемость, символическую функцию и индивидуализи-рованность. Социальный компонент ОС обеспечивает разносторонность вхождения в среду, открытия для себя возможностей самореализации в профессиональной сфере и в сфере межличностного общения различного уровня. Определение для учащегося устойчивой сферы взаимодействия - лаборатории, секции, клуба, «команды», которая обеспечивает открытое, творческое, неформальное общение. Немаловажную роль играют традиции коллектива, правила поведения в данной общности. Также социальный компонент ОС должен обеспечивать взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов (педагогов, учащихся, родителей, представителей администрации и др.) межличностными взаимоотношениями. Психодидактический компонент ОС определяет успешность практики совместного с учащимися построения последовательности образовательной деятельности; возможность выбора студентом и педагогом источников и средств необходимой информации, заданий, форм отчётности различного характера и степени сложности.

Вузовская среда характеризуется наличием специфических факторов, связанных с учебной нагрузкой, проблемой межличностных отношений, социальной адаптацией, профессиональным самоопределением и др. Профессор И. А. Зимняя отметила, что в образовательной среде вуза происходит активное «потребление культуры» студентами. Распространение этой культуры осуществляется через образовательную среду вуза и в каждом типе образовательной среды формируется свой набор ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, вершина которой - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. Как показывает реальная практика, созданная в вузе образовательная среда (творческая, карьерная, безмятежная, догматическая -по В. А. Ясвину) будет формировать определённый набор профессионально-ценностных ориентаций у обучающихся.

к числу недостатков современного педагогического образования, значительно снижающих эффективность работы вузов в плане формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов (будущих учителей) следует отнести:

1) несовершенство учебных планов подготовки учителей, которое проявляется в «перенасыщенности»

учебными дисциплинами, мало связанными с будущей профессиональной деятельностью, и отсутствии возможности заниматься науками, имеющими непосредственное отношение к профессии, включая несовершенную педагогическую практику;

2) своеобразное «отставание» методов преподавания в вузе от реалий школьной практики (инновационные педагогические технологии):

- основной метод работы студентов-педагогов в вузе - профессиональное наблюдение, «бездействие», ведущее только к репродуктивной устной активности, что переносится и на дальнейшее профессиональное поведение;

- в педагогическом процессе вуза студенты вместо постижения личностного смысла профессии и осмысления объективного значения труда учителя стремятся получить оценки, поощрения, «выкрутиться». Цели, задачи, содержание, способы деятельности предлагаются им извне, что ведёт к формированию исполнителя, преследующего только личные корыстные цели, лишенного творческого начала, не проявляющего гражданской, активной позиции. Все это обделяет тех, кто не хочет и не может действовать в ограниченных рамках. Такие люди выбиваются из массы и проходят очень сложный путь самоутверждения в педагогической профессии.

Целью педагогического образования должна стать ориентация на личность, которая могла бы на основе накопленного профессионального опыта и обобщенных знаний гибко изменять способы своей профессиональной деятельности. именно при таком понимании целей определяется ведущая роль педагогического образования: подготовка педагогов, способных так учить и воспитывать детей, чтобы повышать духовный уровень нашего общества. Достижение данной цели современного педагогического образования возможно лишь при развитии профессионально-ценностных ориентаций личности студента, его самоопределением в учебно-педагогической деятельности.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. заведений / Коджаспирова Г. М., Коджа-спиров А. Ю. - М.: Изд.центр «Академия», 2001. 176 с.

2. Подласый И. П. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 268 с.

3. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 3-8.

4. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Черноголовка,1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.