М.В. БОГУСЛАВСКИЙ
(Москва)
образовательная система л.В. ЗАНкОВА: НАуЧНЬІЕ достижения и нравственные уроки
Представлена попытка целостного анализа образовательной системы известного советского дидакта Л.В. Занкова. Выделены три периода становления и развития этой системы, ее особенности.
Ключевые слова: Занков, дидактическая система, начальное обучение.
С конца 1950-х годов неотъемлемым фактором развития российского образования является продуктивная концепция, разработанная научным коллективом, руководимым Л.В.Занковым. В истории педагогической науки в качестве наиболее значимых заслуг обычно отмечается, что этой научной школой было осуществлено построение в начальных классах системы развивающего обучения, характеризующейся установкой на преодоление детьми в процессе овладения знаниями последовательно нарастающих трудностей [2]. Подчеркивается, что результаты исследований данного научного коллектива имели большое значение, прежде всего, для модернизации содержания образования в начальной школе в русле деятельностной парадигмы.
Однако значение деятельности творческого коллектива «занковцев» далеко выходит за рамки такой лапидарной оценки их инновационного прорыва в развитии отечественного образования в целом. Осмысление более чем полувековой деятельности этого коллектива дает основания для более серьезных не только научных, но и этических выводов.
Обращаясь к процессу становления и развития их образовательной системы, можно выделить в нем три взаимосвязанных периода:
1) создание высокоэффективной дидактической системы начального обучения (1957 - 1971 гг.);
2) разработка методической системы начального обучения и оформление образовательной системы (1972 - 1976 гг.);
3) трансляция образовательной системы (с 1977 г. по настоящее время).
Естественно, что внутри этих периодов, в свою очередь, существуют различные этапы.
Исрвый этап (1957 - 1961 гг.). Старт складыванию дидактической системы был дан небольшим творческим коллективом из трех ученых, который начал свою деятельность под руководством л.в. Занкова в одном из первых классов московской школы № 172. Это был классический лабораторный эксперимент, который завершился прекрасным результатом - созданием основ продуктивной дидактической системы.
Здесь существенны три обстоятельства. Прежде всего, состоялось непосредственное обращение к педагогическим исследованиям такого крупного психолога и дефектолога, каким, несомненно, был Л.В. Занков. Ученик и последователь великого л.С. выготского, прекрасно владеющий методикой эксперимента, Л.В. Зан-ков сознательно сделал решительный шаг в сторону объединения психологии и педагогики. Он поставил целью реализовать на практике известный тезис Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение может и должно опережать развитие личности школьника. Собственно исследовательской задачей и являлось обоснование в данном посыле подходов к созданию такой эффективной дидактической системы обучения в начальной школе, что и было сделано.
На втором этапе (1962 - 1965 гг.) в развитии экспериментальной деятельности происходит важный качественный рост - она выходит на региональный уровень: в Тверской и Тульской областях в 18 школах пятьдесят учителей начальных классов впервые стали работать «по-занковски». Данный этап был принципиально значим для развития системы, потому что началось создание комплекта учебников для начальной школы по всем дисциплинам.
Для этого в первоначально очень небольшое ядро «занковцев» включилось несколько ученых-психологов, которые затем связали всю свою жизнь с этой образовательной системой. Создание комплекса учебных пособий и расширение кадрового состава позволило перейти к апробации нового содержания образования и определению путей его переноса в массовую практику. На
© Богуславский М.В., 2009
известия вгпу
данном же этапе окончательно выкристаллизовывалось парадигмальное ядро системы Занкова. Это такие, ставшие затем классическими, постулаты, как обучение на высоком уровне трудности; высокий теоретический уровень изучаемого материала; быстрый темп прохождения материала; акцент на общее развитие школьников; необходимость осознания школьником своей учебной деятельности. Существенно, что данные положения были включены в более широкий контекст принципов гуманной, личностно-центрированной, природосообразной педагогики: единство подражания и творчества, снятие всех искусственных преград для развития личности; трактовка ребенка как целостной личности; акцент на развитие воображения.
На этом же этапе сложился и образ - идеал «занковского ученика» - это настойчивый, старательный, активный, эмоциональный школьник, который хочет учиться, умеет добывать знания самостоятельно и коллективно. Отметим, что данный набор интеллектуально-нравственных качеств можно считать в полной мере присущим и педагогу-«занковцу».
третий этап (1966 - 1968 гг.) явился судьбоносным для дидактической системы Занкова, которая вступает уже в фазу оформления образовательной системы. Главным содержанием данного этапа стало осуществление крупномасштабного эксперимента, охватившего 1200 учителей во многих регионах страны. Одновременно происходило дальнейшее совершенствование комплекта учебников и началась подготовка методических пособий для учителей, что свидетельствовало о подходе к созданию в перспективе учебно-методического комплекса.
Однако, как это зачастую бывает, когда какая-то система находится на пике своего подъема, она оказывается в очень сложной, турбулентной ситуации. В полной мере это положение относится и к образовательной системе Занкова. Причем кризисные факторы имели преимущественно внешний характер и обусловлены были, прежде всего, тем, что советская система образования не признавала никаких вариативных подходов к разработке и осуществлению общего образования. Ничто не могло быть «вместе» с чем-то, а только «вместо» чего-то.
Напряженный интерес Министерства просвещения в первой половине 1960-х годов к системе Занкова был обусловлен тем, что ею предполагалось заменить существующую традиционную систему обучения в начальной школе. С этим была связана и значительная финансовая поддержка крупномасштабного эксперимента. Однако Л.В. Занков правомерно считал, что для такого перехода еще нет оснований, т.к. большинство учителей младших классов не прошли необходимой подготовки по новой системе.
Однако к голосу ученого не прислушались. В результате произошла настоящая катастрофа. Из занковской системы в традиционное начальное обучение ввели только ряд элементов: трехлетний срок обучения, безотметочное обучение в первой четверти первого класса. Был также существенно повышен теоретический уровень содержания образования в новых программах, на которые в 1969 г. перешла начальная школа. Все это привело к тяжелым последствиям: учитель массовой начальной школы теперь, продолжая обучать детей по традиционной методике, должен был научить их усложненному материалу, причем за меньший срок. Естественно, это породило значительную перегрузку школьников, массовое и законное недовольство со стороны педагогов и родителей. Тогда и родились знаменитые строки: «загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». А все это вместе привело к дискредитации системы Занкова. В результате Министерство просвещения полностью охладело к этой образовательной системе.
четвертый этап (1969 - 1971 гг.) носил во многом инерционный характер, хотя еще продолжалось проведение семинаров и учителя работали «по-занковски», но явно наблюдалось снижение общественнопедагогического интереса. Внешним отражением такого охлаждения и разочарования стало то, что Леонид Владимирович не получил к 70-летию вроде уже обещанного властью высокого звания Героя Социалистического Труда.
пятый этап (1972 - 1976 гг.). Теперь, когда вопрос о широком распространении системы уже не стоял, Л.В.Занков с группой сподвижников сконцентрировался на обобщении результатов, что нашло свое
отражение в подготовке итоговой монографии «Обучение и развитие». Проводились семинары, посещались школы, где продолжали работать учителя-«занковцы». Но явно ощущалась тупи-ковость прежнего подхода - передачи системы «из рук в руки». Сейчас, глядя из современной ситуации, становится очевидным, что тогда надо было сделать два важных стратегических шага: разработать вариативные региональные модели реализации образовательной системы; осуществлять подготовку преподавателей системы повышения квалификации учителей, через которых в дальнейшем могла бы транслироваться система. Но как внутри занковского сообщества в то время не происходило осознания этих векторов дальнейшего развития, так и внешние обстоятельства совершенно не способствовали продвижению в данных направлениях.
В результате образовательная система стала стагнировать. Монография «Обучение и развитие» (1975), с выходом в свет которой Л.В. Занков связывал огромные надежды (ей придавался эпический характер), не произвела ожидаемого эффекта. Последовал и очередной личностный удар. Книга была выдвинута на Государственную премию, но ее не получила. Здесь сказались и происки влиятельных недругов-конкурентов, которых Л.В. Занков подверг в монографии достаточно нелицеприятной жесткой критике.
Забегая хронологически несколько вперед, отметим, что далее вместо ожидаемых «пирогов» последовали, как у нас это водится, болезненные «шишки». После смерти в 1977 г. Л.В. Занкова Академия педагогических наук СССР в 1982 г. под тем предлогом, что эксперимент завершен, закрыла лабораторию «Обучение и развитие» как самостоятельное научное подразделение. В стране были закрыты и занковские классы. Этап с 1983-го по 1990-й г. - это своеобразное межвременье, когда, по сути, только на базе педагогического факультета Тульского пединститута продолжались семинары сохранившихся учителей-«занковцев».
Положение начинает постепенно меняться с 1991 г., когда в год 90-летия Л.В. Занкова на юбилейной конференции состоялась своеобразная «реабилитация» образовательной системы. Новый пик ин-
тереса она пережила в 1992- 1995 гг., когда был издан модернизированный комплекс занковских учебных пособий, началась массовая педагогическая деятельность учителей начальных классов по занковской системе, которая вновь стала считаться инновационной. В 1996 г. образовательная система обрела признанный государственный статус одной из трех официальных вариативных систем начального обучения.
В настоящее время сообщество педагогов-«занковцев» имеет значительные ресурсы для устойчивого развития:
• создан модернизированный учебнометодический комплекс, изданный многомиллионными тиражами;
• активно действует сообщество педа-гогов-«занковцев», охватывающее 25 - 30% учителей начальных классов;
• творчески работает научно-методический центр, имеющий устойчивые связи с издательской базой.
Вместе с тем дальнейшее развитие системы Занкова связано с рядом проблем: дальнейшее качественное обогащение научного потенциала; обеспечение устойчивой передачи творческой эстафеты от учеников Занкова к ученикам учеников; реализация образовательной системы в условиях достаточно жесткой конкуренции с другими вариативными развивающими системами начального образования.
литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991. 299 с.
2. Равкин З.И. Проблемы формирования содержания общего среднего образования в свете исторического опыта (на материалах исследования генезиса проблемы в период совершенствования советского социалистического общества (1961 - 1986 гг.)) / З.И. Равкин. М., 1987. С. 68 - 69.
Education system of L. Zankov: scientific achievements and moral lessons
There is presented an effort of education system integral analysis by a famous Soviet scientist of didactics L. Zankov. There are distinguished three periods of formation and developing of this system and its peculiarities.
Key words: Zankov, didactic system, primary education.