Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чалдаева Л. А.

В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности представляем методический материал, который положен в основу учебно-методического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

Учет накоплений, авансовых платежей, капитала и доходов

1. Понятия «капитальные и текущие затраты», «доходы от использования капитала» и «текущие доходы»

Хозяйственная практика часто ставит перед бухгалтером вопросы о классификации операций на основе дохода от капитала, текущего дохода, капитальных затрат, текущих затрат. Подготовка ответов требует определенных знаний теоретического характера. При этом важно обратить внимание на различия в понятиях некоторых экономических категорий.

Например, чтобы правильно рассчитывать сумму прибыли, необходимо отличать капитальные затраты или доходы от текущих расходов и доходов. Известно, что прибыль определяется путем вычитания всех текущих затрат, связанных с получением доходов (включая амортизацию), из общей суммы текущих доходов. Любое включение поступлений или платежей, связанных с капиталом, привело бы к неправильному расчету суммы прибыли или убытка за указанный отчетный период.

Очень важно различать текущие затраты или доходы от затрат или доходов капитала в целях исчисления налоговых платежей. В зарубежной практике ведения хозяйства налоговые льготы распространяются только в отношении расходов на капитал. Эти льготы существуют в виде скидок на износ основных средств. В этом

случае текущие затраты разрешается относить на получаемые доходы.

Очевидно, что баланс фирмы должен точно отражать то, чем предприятие владеет, и какая у него имеется задолженность. Капитальные затраты, связанные с приобретением основных средств, означают, что предприятие владеет конкретными основными средствами и что они в системе учета должны быть отражены в качестве таковых.

Далее необходимо определиться в понятиях «капитальные затраты», «текущие затраты», «доход от капитала», «текущие доходы».

Капитальные затраты — это расходы на такие товары, срок применения которых превышает один год, и поэтому они оказывают довольно длительное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль. Такими товарами могут быть основные средства, например помещения, машины и оборудование, автомобили, мебель, конторское оборудование.

Текущие затраты — это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства, услуги и товары для перепродажи. Они существуют менее одного года и оказывают временное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль.

Текущие затраты включают расходы на предметы и услуги, которые сразу же потребляются, например стоимость почтовых отправлений, расходы на телефонную связь, арендная плата за помещения или оборудование, коммунальные платежи, горючее и смазочные материалы для

автомашин. Товары, закупленные для перепродажи, если они будут при благоприятных условиях проданы в течение одного года. Бухгалтерское обслуживание или вознаграждение юриста сопряжены с текущими затратами предприятия. Взамен произведенных затрат компания приобретает необходимые услуги. В понятие «услуги» также включается заработная плата работников.

Это различие между текущими и капитальными затратами представляется достаточно явным, однако в отдельных случаях классификация затрат затруднена, и возникает необходимость внести ясность относительно характера бизнеса — то, что является текущими затратами для одного предприятия, для другого может оказаться капитальными затратами.

Смысл приведенных определений поясним на следующих примерах.

Закупка пишущих машинок является текущими затратами для компании, поставляющей конторское оборудование, а для машиностроительного предприятия эти затраты будут носить характер капитальных затрат.

Приобретение автомобиля является текущими затратами для автомобильного дилера и капитальными, для полиграфической фирмы.

Объяснение данной ситуации сводится к тому, что текущие затраты возникают, когда предмет приобретен для перепродажи в текущем периоде. Капитальные затраты возникают тогда, когда предмет приобретен на срок свыше одного года.

Особого внимания заслуживают затраты, связанные с необходимостью поддержания способности предприятия получать доход. К ним также относятся расходы на поддержание основных средств в работоспособном состоянии, которые мы относим к текущим затратам. Так, например, первоначальная стоимость покупки и косметического ремонта вновь приобретенной фабрики являются капитальными затратами, а стоимость покрасочных работ спустя несколько лет будет уже рассматриваться как текущие затраты.

Понятия «капитал» и «капитальные затраты» обращают на себя внимание тем, что счет «Капитал» является счетом, на котором отображается инвестированная в производство сумма. Она не имеет прямого отношения к капитальным затратам, рассмотренным ранее. Единственная

связь состоит в том, что капитальные затраты являются долгосрочными расходами для получения прибыли, а счет «капитал» отражает суммы, дающие возможность получать эту прибыль.

Рассмотрим такие показатели, как доход от капитала и текущие доходы.

Доход от капитала означает получение денежных средств от продажи предметов, составляющих капитал предприятия, например продажа автомобилей, станков или оборудования.

Текущими доходами являются поступления денежных средств, акцептованные долговые инструменты по товарам или услугам текущего характера, например, получаемая арендная плата, продажа товаров, получаемые комиссионные вознаграждения.

Пример 1. Распределить следующие расходы между капитальными и текущими затратами, используя вышеизложенные определения при выполнении задания.

1. Пишущая машинка куплена для офиса.

2. Оплата счета за электричество.

3. Закупка торгового автомата стоимостью 500 ф. ст. с запасом безалкогольных напитков.

4. Вознаграждение юристу в связи с оформлением закладной на недвижимость.

5. Выплата строительной компанией заработной платы своим рабочим за возведение здания на месте расположения административных помещений строительной компании.

6. Замена двигателя автомобиля, используемого для доставки товаров.

Ответы на задание практического примера 1.

1. К капитальным затратам относятся следующие:

— расходы на приобретение пишущей машинки; (поскольку пишущая машинка является частью основных средств офиса, то затраты на ее приобретение относятся к капитальным затратам);

— выплата строительной компанией заработной платы своим собственным рабочим (на первый взгляд, представляется, что выплаченная заработная плата относится к текущим затратам. Однако зарплата является частью затрат, направленных на увеличение стоимости основных средств, как, например, производственные помещения, и поэтому этот

вид затрат представляет капитальные затраты).

2. К текущим затратам относятся следующие:

— оплата счета за электричество;

— затраты на приобретение торгового автомата; (несмотря на то, что он принадлежит к основным средствам и затраты на его покупку относятся к капитальным затратам, запас безалкогольных напитков включается в состав оборотных средств, т. е. является текущим активом, и поэтому приобретение торгового автомата с запасом безалкогольных напитков относится также к текущим затратам);

— расходы на замену двигателя автомобиля, используемого для доставки товаров, являются частью затрат на его обслуживание, поэтому данный вид затрат относится к текущим затратам.

Расходы на вознаграждение юристу рассматриваются как часть расходов, связанных с собственностью фирмы, и поэтому представляют собой расходы капитала.

Капитализация текущих затрат. Данный показатель может быть применен для оценки следующей ситуации. Случается, что деньги израсходованы на такой объект, который позволяет классифицировать затраты как текущие, но в конечном итоге данный объект переходит в разряд основных средств, т. е. становится частью капитала.

Для примера сошлемся на использование рабочей силы, которая была использована строительной компанией для выполнения работ по реконструкции объекта. Стоимость этой работы увеличивает стоимость объекта. Если в данном случае расходы классифицировать как текущие затраты и отнести на счет прибылей и убытков, то их необходимо отнести на один отчетный период, что не всегда является выгодным предприятию. Этого можно избежать, превратив указанные затраты в капитал, перенеся их со счета расходов (номинальные расходы) на счет основных средств (реальные расходы).

Пример 2.

Строительная фирма намерена расширить служебные помещения. В течение апреля, шесть ее рабочих были заняты этой работой. Затраты на рабочую силу составила 2 450 ф.

ст., а стоимость материалов, выданных со склада — 3 400 ф. ст., в результате выполненной работы стоимость помещения увеличилась на 6 500 ф. ст.

Каким образом затраты по расширению помещений строительной фирмы должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета?

Вначале необходимо подробно изучить ситуацию и выяснить, что произошло. Счет заработной платы будет дебетован на 2 450 ф. ст., а счет закупок в свое время уже был дебетован на 3 400 ф. ст., когда производились закупки товаров для выполнения работы. Для того чтобы капитализировать эти затраты, необходимо откорректировать счета. Корректировка производится через соответствующие записи:

Д-т сч. «Помещение» — 6 500 ф. ст., К-т сч. «Заработная плата» — 2 450 ф. ст., К-т сч. «Закупки» — 3 400 ф. ст., К-т сч. «Переоценка помещения» — 650 ф. ст. Последняя запись по кредиту фактически создает резерв внутри предприятия, который может быть использован в последующем производственном цикле.

В практике бухгалтерского учета используются такие понятия, как «капитал» и «капитальные затраты». Чтобы не произошло их смешения, следует помнить, что счет «Капитал», как известно, является счетом, на котором отражается сумма, инвестированная в производство его владельцем. Поэтому она не имеет прямого отношения к капитальным затратам, о которых шла речь ранее. Однако единственная их взаимосвязь состоит в том, что капитальные затраты являются долгосрочными расходами для получения прибыли, а счет «Капитал» отражает суммы, вложенные вдело, чтобы сделать возможным получение той прибыли.

Пример 3. Необходимо составить таблицу с колонками, озаглавленными «Капитальные затраты», «Текущие затраты», «Текущие доходы», и распределить следующие виды затрат и доходов фирмы «Прима» в соответствии с названиями колонок:

- комиссионные к получению;

- аренда за офис;

- вознаграждения, взимаемые с клиентов;

- закупка фотокопировальной техники;

- комиссионные к оплате;

- стоимость установки рекламы в витрине.

Таблица 1

Распределение затрат и доходов фирмы «Прима»

Капитальные затраты Текущие затраты Текущие доходы

Покупка фотокопировальной техники Аренда за офис Комиссионные к получению

Стоимость установки рекламы в витрине Комиссионные к оплате Вознаграждения, взимаемые с клиентов

На условии следующего примера не только поясним понятия «капитальные» и «текущие» затраты, но и приведем классификацию каждой выполненной операции.

Пример 4. Компания «Бриз Лтд» владеет лодками и теплоходами, которые используются для круизных поездок, как вдоль морского побережья, так и для туристических прогулок по рекам и озерам, расположенным в пределах Великобритании.

Компания приобрела бывшее в употреблении грузовое судно и реконструировала его, приспособив для круизных целей. Теперь оно используется для экскурсий по реке Темзе. Компания финансировала данный проект частично,используя часть собственной реинвестированной прибыли и кредит банка. В таблице 2 приводится информация, касающаяся приобретения и реконструкции судна, а также других операций, которые имели место в течение первого месяца эксплуатации судна после реконструкции.

Задание состоит в определении терминов «капитальные затраты» и «текущие затраты» в классификации операций, выполненных компанией «Бриз Лтд».

В первом задании необходимо дать определение понятиям «капитальные затраты» и «текущие затраты».

Хозяйственные операции

Капитальные затраты — это расходы на такие активы, срок использования которых превышает один год и поэтому они оказывают продолжительное воздействие на возможность предприятия создавать условия для получения прибыли.

Примерами капитальных затрат являются следующие:

• стоимость основных средств, приобретенных для долговременного использования в бизнесе (более одного отчетного периода);

• затраты на модернизацию и реконструкцию, приводящие к увеличению срока полезного использования основных средств. Поскольку основные средства способствуют

привлечению дохода в течение нескольких отчетных периодов, следовательно, их стоимость должна быть распределена (амортизирована) в течение этих периодов.

Текущие затраты — это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства и оказания услуг, и товары для перепродажи. Они используются менее одного года и поэтому оказывают временное воздействие на возможность предприятия создавать прибыль. Доход от таких расходов фирма получает в пределах одного отчетного периода.

Примерами текущих "затрат являются следующие:

• приобретение товаров для перепродажи;

• затраты /расходы на производство и реализацию продукции;

• административные расходы;

• затраты на поддержание основных средств в сохранности и работоспособном состоянии (затраты на ремонт);

Таблица 2

компании «Бриз Лтд»

Номер операции Содержание операции Сумма, ф. ст.

1 Стоимость покупки судна у компании «Международный фрахт» 400 ООО

2 Банковский кредит на приобретение и реконструкцию судна 200 000

3 Оплата годовой лицензии за право плавания по реке Темзе 2 500

4 Расходы на реконструкцию судна 150 000

5 Оплата годовой лицензии за право швартовки судна у причала на реке Темзе 2 000

6 Выручка от продажи билетов пассажирам за проезд на судне в течение первого месяца его эксплуатации 15 000

7 Страховка судна у Г. Ллойда (годовая) 2 000

8 Стоимость дизельного топлива, израсходованного в течение первого месяца эксплуатации судна 800

9 Заработная плата команде судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000

10 Доходы от работы бара и ресторана судна в течение первого месяца его эксплуатации 5 000

11 Закупка продовольствия и спиртных напитков для продажи в баре и ресторане судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000

Таблица 3

Классификация хозяйственных операций фирмы «Бриз Лтд»

Номер операции Содержание операции Сумма, ф. ст. Категория дохода и расхода

1 Стоимость покупки судна у компании «Международный фрахт» 400 ООО Капитальные затраты

2 Банковский кредит на приобретение и реконструкцию судна 200 000 Доход от капитала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Оплата годовой лицензии за право плавания по реке Темзе 2 500 Текущие затраты

4 Расходы на реконструкцию судна 150 000 Капитальные затраты

5 Оплата годовой лицензии за право швартовки судна к причалу на реке Темзе 2 000 Текущие затраты

6 Выручка от продажи билетов пассажирам за проезд на судне в течение первого месяца его эксплуатации 15 000 Текущие доходы

7 Страховка судна у Г. Ллойда (годовая) 2 000 Текущие затраты

8 Стоимость дизельного топлива, израсходованного в течение первого месяца эксплуатации судна 800 То же

9 Заработная плата команде судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000 — « —

10 Доходы от работы бара и ресторана судна в течение первого месяца его эксплуатации 5 000 Текущие доходы

11 Закупка продовольствия и спиртных напитков для продажи в баре и ресторане судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000 Текущие затраты

Во втором задании требовалось составить таблицу и расклассифицировать каждую из одиннадцати операций фирмы «Бриз Лтд» по следующим критериям: доход от капитала, текущий доход, капитальные затраты, текущие затраты.

Таким образом, в ходе выполнения заданий даны пояснения относительно таких понятий, как «капитальные затраты» и «текущие затраты» фирмы «Бриз Лтд», и составлена таблица и классификации хозяйственных операций фирмы.

Далее приведем комплексный пример, правильно выполнив который, можно считать себя готовым к выполнению функций бухгалтера на основе применения международных стандартов финансовой отчетности.

Пример 5. Малое предприятие «Дело-стиль» занимается оформлением служебных помещений. Предприятие имеет свой фирменный магазин с офисом, торговыми площадями и складом.

В бухгалтерской книге фирмы указаны следующие записи за год, окончившийся 31 января 2005 г. В течение года выполнено следующее:

- для автомобиля предприятия было закуплено бензина на 1 500 ф. ст.;

- на техобслуживание и ремонт автомобиля было израсходовано 600 ф. ст.;

- для оснащения магазина было закуплено два новых письменных стола на сумму 505, 25 ф. ст., включая НДС;

- для заказчика 20 января 2004 г. было закуплено пять новых стульев по цене 300 ф. ст. каждый, а 3 февраля 2004 г. они были проданы

заказчику, который полностью рассчитался с предприятием, в результате чего фирма за выполненный заказ получила 2 100 ф. ст.;

- для предприятия был куплен новый пылесос по цене 299 ф. ст.;

- для магазина за 900 ф. ст. был приобретен новый выставочный шкаф, за доставку которого из кассы предприятия было выплачено 20 ф. ст.;

- за установку системы освещения, предусмотренной в шкафу, электромонтер получил 50 ф. ст.;

- на отделку офиса заказчика в ноябре 2004 г. фирма израсходовала 6 ООО ф. ст., за что заказчик перечислил фирме «Дело-стиль» за выполненную работу 9 ООО ф. ст.;

- на замену компьютера фирма потратила 4 465 ф. ст.;

коммунальные платежи составили 12 ООО ф. ст.;

- на покупку трех стульев для офиса фирмы было израсходовано 1 050 ф. ст.;

- на расчетном счете малого предприятия «Дело-стиль» 31 января 2005 г. находилось 5 ООО ф. ст.

Необходимо указать, какие из затрат можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость, или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.

Капитальными расходами признаются затраты, используемые на приобретение основных средств или наращивание стоимости существующих средств организации.

Расходы, относимые на себестоимость, представляют собой денежные средства, расходуемые на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в процессе ежедневного управления предприятием.

Для выполнения задания осуществим классификацию затрат фирмы «Дело-стиль».

Таблица 4

Классификация затрат фирмы «Дело-стиль»

Категория затрат Наименование затрат

Капитальные расходы Пылесос

Выставочный шкаф, включая его. доставку и установку

Компьютер

Три стула

Расходы, относимые на себестоимость Бензин

Ремонт и техобслуживание

Два новых стула

Пять новых стульев

Покупки

Коммунальные сборы

Настольные ежедневники

Затраты, не относятся ни к капитальным расходам, ни к расходам, относимым на себестоимость Банковский счет

Таким образом, в ходе выполнения задания даны пояснения относительно таких понятий, как капитальные расходы и расходы, относимые на себестоимость. Указано, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, следует отнести к капитальным расходам, на себестоимость или к другой категории затрат.

Ключевые термины

Классификация операций Капитальные затраты Текущие затраты Доход от капитала Текущие доходы Расходы капитала Капитализация текущих затрат

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите критерии классификации бухгалтерских операций.

2. Поясните взаимосвязь таких показателей, как капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала и текущие доходы и величины налоговых платежей.

3. Приведите примеры различий российской и зарубежной практики трактовки следующих показателей: капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала и текущие доходы.

Ответы на задания, помещенные в журнале №11 (ноябрь) 2005 г.

1. В отчетных данных за второй год функционирования компании «Ред-старт» на счете «Прибыли и убытки» будет отражена сумма 1 ООО ф. ст. (7 ООО ф. ст. - 6 ООО ф. ст.).

При составлении балансового отчете компании «Ред-старт» из общей суммы дебиторской задолженности будет вычтена сумма 7 ООО ф. ст.

2. Во втором примере необходимо подготовить счет «Автотранспортные средства», счет «Резервы на амортизацию» и счет «Выбытие автотранспортных средств» за первый год функционирования компании «До-дж» и составить бухгалтерские записи для балансового отчета на конец первого года.

Компания «До-дж» Счет «Автотранспортные средства»

и

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Первый год Первый год

Январь 1. Сальдо п/п 48 ООО Декабрь 31. Счет «Выбытие основных средств» ЬЗ 9 600

Декабрь 31. «Беттер Венз» СЫ 16 000 Декабрь 31. Сальдо к/п 54 400

64 ООО 64 000

Второй год Второй год

Январь 1. Сальдо п/п 54 400

Компания «До-дж» Счет «Резервы на амортизацию»

и

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Первый год Второй год

Декабрь 31. Счет «Выбытие основных средств» ЬЗ 5 760 Январь 1. Сальдо п/п 24 000

Декабрь 31. Сальдо к/п 29 120 Декабрь 31. Счет «Амортизационные отчисления» (54 400 ф. ст. х 20%) 14 10 880

34 880 34 880

Третий год

Январь 1. Сальдо п/п 29 120

Компания «До-дж» Счет «Выбытие автотранспортных средств»

ЬЗ

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Первый год Первый год

Декабрь 31. Счет «Автотранспортные средства»1Л 9 600 Декабрь 31. Счет «Резервы на амортизацию» Ь2 5 760

Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь5 160 Декабрь 31. «Беттер Венз» СЫ 4 000

9 760 9 760

Компания «До-дж» Балансовый отчет

(фрагмент)

Счет Первоначальная стоимость, ф. ст. Минус амортизация на дату отчета, ф. ст. Остаточная стоимость, ф. ст.

«Автотранспортные средства» 54 400 29 120 25 280

3. В третьем примере необходимо подготовить счет «Безнадежная задолженность», счет «Резервы на безнадежную задолженность» и счет «Резерв торговых скидок предоставленных». В счетах должны быть показаны переносы сумм формируемых резервов на счет «Прибыли и убытки» фрагмент балансового отчета, который отражает бухгалтерские записи по дебиторам.

Компания «Прадо» Счет «Безнадежная задолженность »

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Второй год Второй год

Декабрь 31. Счет «Дебиторы» О!, 600 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь4 600

Компания «Прадо» Счет «Резервы на безнадежную задолженность»

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Второй год Второй год

Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» 1_4 125 Декабрь 31. Сальдо п/п 750

Сальдо к/п 625 —

750 750

Третий год

Январь 1. Сальдо п/п 625

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компания «Прадо» Счет «Резерв торговых скидок предоставленных»

[_3

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Второй год Второй год

Декабрь 31. Сальдо к/и 475 Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь4 475

Третий год

Январь 1. Сальдо п/п 475

Компания «Прадо» Балансовый отчет

(с )рагмент)

Оборотные средства Стоимость, ф. ст.

Первый уровень Второй уровень

Дебиторская задолженность 12 500

Минус: Резервы на безнадежную задолженность 625

11 875

Минус: Резерв торговых скидок предоставленных 475 11 400

4. В четвертом примере для компании «Дельта» необходимо составить таблицу для отражения состояния следующих показателей за последние три года:

— ежегодная амортизация;

— остаточная стоимость;

— уточненная чистая прибыль.

Рассчитать результат от продажи автомобиля в первый день четвертого года функциониро-

вания компании, используя поочередно каждый из методов: метод уменьшающегося остатка и метод равномерного списания (учитывая, что машина была продана за 14 ООО ф. ст.) и составить счет «Выбытие основных средств», используя метод уменьшающегося остатка и метод равномерного списания

Компания «Дельта»

в) Компания «Дельта»

Счет «Выбытие основных средств»

Метод уменьшающегося остатка

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Четвертый год Четвертый год

Декабрь 31. Счет «Основные средства» Ы 40 000 Декабрь 31. Счет «Резерв на амортизацию» VI 31 360

Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь4 5 360 Декабрь 31. Счет «Банк» СВ1 14 000

45 360 45 360

Компания «Дельта» Счет «Выбытие основных средств»

Метод равномерного списания

Дебет Стоимость, ф. ст. Кредит Стоимость, ф. ст.

Четвертый год Четвертый год

Декабрь 31. Счет «Основные средства» Ы 40 000 Декабрь 31. Счет «Резерв на амортизацию» Ь2 24 000

Декабрь 31. Счет «Банк» СВ1 14 000

Декабрь 31. Счет «Прибыли и убытки» Ь4 2 000

40 000 40 000

5. В пятом примере необходимо рассчитать следующие суммы:

а) для Гарри Коха, которые будут списаны со счетов в конце первого и второго годов функционирования его компании;

б) для Фреда Маннинга — амортизационные отчисления за каждый из трех лет, используя метод уменьшающегося остатка при ставке 20 %.

Решение:

а) первый год: Ежегодная сумма амортизации отчислений = (Первоначальная стоимость активов — Ликвидационная стоимость : Предполагаемый срок полезной службы основных средств

(45 ООО - 4 500) : 15 = 40 500 : 15 = 2 700 (ф. ст.);

второй год: автомобиль № 1 — сумма амортизационных отчислений — 2 700 ф. ст.;

автомобиль № 2 — сумма амортизационных отчислений — 433 ф. ст.

[(6 500 ф. ст. -0) : 15].

Следовательно, сумма амортизацио] и 1ых отчислений за половину года равна 433 :2 = 216 (ф. ст.).

Отсюда общая сумма амортизационных отчислений равна

2 700 + 216 = 2 916 (ф. ст.);

ф. ст.

б) первый год: автомобиль № 1 — 20 % от 22 000 ф. ст. 4 400

второй год\ автомобиль № 1 — 20 % от (22 000 ф. ст. -4 400 ф. ст.)

= 20 % от 17600 ф. ст. 3 520

Годовая амортизация Остаточ- Уточ-

ная стои- ненная

мость, ф. чистая

ст. прибыль, ф. ст.

а) Метод уменьшающегося

остатка

Первый год: 16 000 ф. ст. 24 000 34 000

Второй год: 9 600 ф. ст. 14 400 40 400

Третий год: 5 760 ф. ст. 8 640 44 240

Метод равномерного

списания

Первый год: 8 000 ф. ст. 32 000 42 000

Второй год: 8 000 ф. ст. 24 000 42 000

Третий год: 8 000 ф. ст. 16 000 42 000

б) Метод уменьшающегося

остатка

Первоначальная стоимость 40 000

Накопленная амортизация 31 360

Остаточная стоимость 8 640

Цена реализации 14 000

Прибыль от продажи 5 360

Метод равномерного

списания

Первоначальная стоимость 40 000

Накопленная амортизация 24 000

Остаточная стоимость 16 000

Цена реализации 14 000

Убыток от продажи 2 000

автомобиль № 2 - 20 % от 25 ООО ф. ст.

третий год: автомобиль № 1 — 20 %

от (17 600 ф. ст. - 3 520 ф. ст.) = 20 % от 14 080 ф. ст. автомобиль № 2 — 20 % от

(25 000 ф. ст. - 5 000 ф. ст.) = 20 % от 20 000 ф. ст. автомобиль № 3 — 20 % от (25 000 ф. ст. х 0,25)

5 000 8 520

2 816

4 000

1 250 8 066

6. В шестом примере необходимо определить полную сумму расходов за год на эксплуатацию автомобиля и средние затраты на одну милю.

Расходы составили следующую сумму, ф. ст.: лицензия фонда дорог 110

страхование 254

амортизация 2 750

ремонт и обслуживание 456

бензин (20 500 : 38) х 2,05 ф. ст. 1 106

всего расходов 4 676

Средние затраты на милю 4 676 ф. ст. : 20 500 = 22,8 пенса за милю.

7. В седьмом примере необходимо выполнить следующее:

- рассчитать сумму амортизации, которую следует отнести на счет прибылей и убытков на 30 ноября 1998 г., на 30 ноября 1999 г., на 30 ноября 2000 г., при условии, что бухгалтер фирмы «Maria Rad» при начислении амортизации использует метод равномерного списания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— используя данные о норме амортизации, рассчитать сумму амортизационных отчислений, относимую на счет прибылей и убытков за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г., если при начислении амортизации используется метод уменьшающегося остатка.

1. Расчет суммы амортизации, относимой на счет прибылей и убытков, начисляемой методом равномерного списания фирмы «Maria Rad» в ф. ст.

Сумма годовой амортизации = (Первоначальная стоимость — ликвидационная стоимость) : срок службы •

Швейная машина

Стеллаж Автомобиль Компьютер Гладильная машина

7 550 - 2 500 : 5

6 100- 1 300 : 10 20 630 - 5 400 : 4 10 750 — 1 500:3 4 900- 1 150 : 5

1 010,00

480,00 3 807,00 3 083,00 750,00

за год

за год за год за год за год

Год, заканчивающийся 30 ноября 1998 г.

Оборудование (только швейная машина)

Имущество (стеллаж)

Автомобиль

Компьютер еще не приобретен Итого годовая амортизация

1 010,00 480,00 3 807,00 0

5 297,00

Год, заканчивающийся 30 ноября 1999 г.

Оборудование

(швейная и гладильная машины) Имущество (стеллаж)

Автомобиль

Компьютер

Итого годовая амортизация

1 760,00

480,00 3 807,00 3 083,00

9 130,00

Год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г.

Оборудование (только гладильная машина)

Имущество (стеллаж)

Автомобиль

Компьютер

Итого годовая амортизация

750,00 480,00 3 807,00 3 083,00

8 120,00

2. Расчет суммы амортизации, относимой на счет прибылей и убытков, начисляемой методом уменьшающегося остатка фирмы «Maria Rad» в ф. ст.

Швейная ма- Первоначальная стоимость шина

21% 21% 21% 21%

21% 21%

01.12.94.

7 550,00

1 585,00 5 965,00

1 252,70 4712, 30 989,60

3 722,70 781,76

2 940,94

617,60 2 323,34 487,90 1 835,44

30.11.95

30.11.96

30.11.97

30.11.98

30.11.99 30.11.00

Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г.

487,90

Стеллаж Первоначальная стоимость 15%

15% 15% 15%

01.12.96.

6 100,00 915,00

5 185,00 777,75 4 407,25 661,09 3 746,16 561,92 3 184,24

30.11.97

30.11.98

30.11.99

30.11.00

Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г.

561,92

Автомобиль Первоначальная стоимость 01.12.97.

31%

31%

31%

20 630.00 6 395,3 14 234,70 4412,76 9 821, 94 3 044,80 6 777,14

30.11.98

30.11.99

30.11.00

Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г.

3 044,80

Компьютер Первоначальная стоимость 43%

43%

01.12.98.

10 750,00 4 622,50 6 127,50 1 344,82 4 782,68

30.11.99 30.11.00

Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г.

1 344,82

Гладильная Первоначальная стоимость машина

41% 41%

01.12.98.

4 900,00

2 009,00 2891,00 1 185,31 1 705,69

30.11.99

30.11.00

Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 г. Итого амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года

1 185,31 6 624,75

Таким образом, нами рассчитана сумма амортизации стоимости оборудования, относимая на счет «Прибыли и убытки» на 30 ноября 1998—2000 гг.: при условии, что бухгалтер фирмы «Maria Rad» при начислении амортизации применяет метод равномерного списания, и рассчитана сумма амортизации, отнесенная на счет прибылей и убытков за год, заканчивающийся

30 ноября 2000 г., при начислении амортизации методом уменьшающегося остатка.

Предлагаем самостоятельно продолжить начисление амортизации, применяя метод равномерного списания и расчета суммы амортизации при начислении амортизации методом уменьшающегося остатка.

(Продолжение следует)

Внимание!

Изменились адрес и телефоны

«Издательского дома «Финансы и Кредит»

Новый адрес: г. Москва, ул. Машкова, д. 3, стр. 1 Тел./факс: (095)921-69-49, 921-91-90

E-mail: [email protected] Http://www.financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.