ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Л.А. Чалдаева,
доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров
В рамках учебной программы обучения основам и правилам ведения бухгалтерского учета с использованием международных стандартов финансовой отчетности продолжаем публикацию курса лекций.
Тема 13. Учет накоплений, авансовых платежей, капитала и доходов
План лекции
1. Капитальные и текущие затраты, доходы от использования капитала и текущие доходы.
2. Порядок оформления счетов начисленных расходов и доходов, авансированных платежей.
Список рекомендуемой литературы
1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух, 2000.
2. Камышанов П. И. Практическое пособие по бухучету. М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. М.: Дело, 2000.
4. Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет». Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.
5. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. М.: Экзамен, 2001.
6. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива. М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М, 2002.
8. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Перспектива, 1999.
9. Стаханов А.Ю. Бухгалтерский баланс. Международные и российские стандарты. М.: Бизнес-информ, 1999.
1. Капитальные и текущие затраты, доходы от использования капитала и текущие доходы
Хозяйственная практика часто ставит перед бухгалтером вопросы о классификации операций на основе различных критериев: доход от капитала, текущий доход, капитальные затраты, текущие затраты. Подготовка адекватных ответов требует определенных знаний теоретического характера. Прежде всего важно обратить внимание на различия в понятиях некоторых экономических категорий.
Например, чтобы правильно рассчитывать сумму прибыли, необходимо отличать капитальные затраты или доходы от текущих расходов и доходов. Известно, что прибыль определяется путем вычитания всех текущих затрат, связанных с получением доходов (включая амортиза-
цию), из общей суммы текущих доходов. Любое включение поступлений или платежей, связанных с капиталом, привело бы к неправильному расчету суммы прибыли или убытка за указанный отчетный период.
Очень важно различать текущие затраты или доходы от затрат или доходов капитала с целью исчисления налоговых платежей. В зарубежной практике ведения хозяйства налоговые льготы распространяются только в отношении расходов на капитал. Эти льготы существуют в виде скидок на износ основных средств. В этом случае текущие затраты разрешается относить на получаемые доходы.
Очевидно, что баланс фирмы должен точно отражать то, чем предприятие владеет, и какая у него имеется задолженность. Капитальные затраты, связанные с приобретением основных средств, свидетельствуют о том, что предприятие владеет конкретными основными средствами, и что они в системе учета должны быть отражены в качестве таковых.
Далее необходимо определиться в следующих понятиях: капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала, текущие доходы.
Капитальные затраты - это расходы на такие товары, срок применения которых превышает один год, и поэтому они оказывают довольно длительное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль. Такими товарами могут быть основные средства: помещение, машины и оборудование, автомобили, мебель, конторское оборудование.
Текущие затраты - это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства, услуги и товары для перепродажи. Они существуют менее одного года и поэтому оказывают временное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль.
Текущие затраты включают расходы на предметы и услуги, которые сразу же потребляются, например, стоимость почтовых отправлений, расходы на телефонную связь, арендная плата за помещения или оборудование, коммунальные платежи, горюче-смазочные материалы для автомашин. Товары, закупленные для перепродажи, если они будут проданы в течение одного года при благоприятных условиях. Бухгалтерское обслуживание или вознаграждение юриста сопряжены с текущими затратами предприятия. Взамен произведенных затрат компания приобретает необходимые услуги.
В понятие «услуги» также включается заработная плата работников.
Это различие между текущими и капитальными затратами представляется достаточно явным, однако в отдельных случаях классификация затрат затруднена, возникает необходимость внести ясность относительно характера бизнеса, поскольку то, что является текущими затратами для одного предприятия, для другого может оказаться капитальными затратами. Смысл приведенных определений можно пояснить на следующих примерах.
...Закупка пишущих машинок является текущими затратами для компании, поставляющей конторское оборудование, в то время как для машиностроительного предприятия эти затраты будут носить характер капитальных затрат.
...Приобретение автомобиля является текущими затратами для автомобильного дилера, но капитальными для полиграфической фирмы.
Объяснение данной ситуации сводится к тому, что текущие затраты возникают, когда предмет приобретен для перепродажи в текущем периоде. Капитальные затраты возникают тогда, когда предмет приобретен на срок свыше одного года.
Особого внимания заслуживают затраты, связанные с необходимостью поддержания способности предприятия получать доход. К ним также относятся расходы на поддержание основных средств в работоспособном состоянии, которые следует относить к текущим затратам. Так, например, первоначальная стоимость покупки и косметического ремонта вновь приобретенной фабрики являются капитальными затратами. В то время как стоимость покрасочных работ спустя несколько лет будет рассматриваться уже как текущие затраты.
Понятия «капитал» и «капитальные затраты» обращают на себя внимание тем, что счет «Капитал» является счетом, на котором отражается инвестированная в производство сумма. Она не имеет прямого отношения к капитальным затратам, упомянутым выше. Единственная связь состоит только в том, что капитальные затраты являются долгосрочными расходами для получения прибыли, а счет «Капитал» отражает суммы, дающие возможность получать эту прибыль.
Далее рассмотрим различия в следующих показателях - доход от капитала и текущие доходы.
Доход от капитала означает получение денежных средств от продажи предметов, состав-
ляющих капитал предприятия, например продажа автомашины или станков и оборудования.
Текущими доходами являются поступления денежных средств, акцептованные долговые инструменты по товарам или услугам текущего характера, например, получаемая арендная плата, продажа товаров, получаемые комиссионные вознаграждения. Проиллюстрируем высказанные суждения примерами.
Пример 1. Распределить следующие расходы между капитальными и текущими затратами, используя вышеизложенные определения при выполнении задания.
1. Пишущая машинка куплена для офиса.
2. Оплата счета за электричество.
3. Закупка торгового автомата стоимостью 500 ф. ст. с запасом безалкогольных напитков.
4. Вознаграждение юристу в связи с оформлением закладной на недвижимость.
5. Выплата строительной компанией заработной платы своим собственным рабочим за возведение здания на месте расположения административных помещений строительной компании.
6. Замена двигателя фургона для доставки товаров.
Ответы на задание практического примера.
К капитальным затратам относятся:
- расходы на приобретение пишущей машинки (поскольку пишущая машинка является частью основных средств офиса, то затраты на ее приобретение относятся к капитальным затратам);
- выплата строительной компанией заработной платы своим собственным рабочим.
На первый взгляд, представляется, что выплаченная заработная плата относится к текущим затратам. Однако зарплата является частью затрат, направленных на увеличение стоимости основных средств, как, например, производственные помещения, и поэтому этот вид затрат представляет капитальные затраты.
К текущим затратам относятся:
- оплата счета за электричество;
- затраты на приобретение торгового автомата (несмотря на то, что он принадлежит к основным средствам и затраты на его покупку относятся к капитальным затратам, запас безалкогольных напитков включается в состав оборотных средств, то есть является текущим активом, и поэтому приобретение торгового автомата с запасом безалкогольных напитков
также относится к текущим затратам);
- расходы на замену двигателя фургона для доставки товаров являются частью затрат на обслуживание автомобиля для доставки товаров, по этой причине данный вид затрат относится к текущим затратам.
Расходы на вознаграждение юристу рассматриваются как часть расходов, связанных с собственностью фирмы, и поэтому представляют собой расходы капитала.
Капитализация текущих затрат. С помощью данного показателя может быть дана оценка следующей ситуации: деньги израсходованы на объект, который позволяет классифицировать затраты как текущие, но в конечном итоге данный объект переходит в разряд основных средств, то есть становится частью капитала. Для примера сошлемся на использование рабочей силы, которая была использована строительной компанией для выполнения работ по реконструкции объекта. Стоимость этой работы увеличивает стоимость объекта. Если в данном случае расходы классифицировать как текущие затраты и отнести на счет прибылей и убытков, то их необходимо отнести на один отчетный период, что не всегда является выгодным предприятию. Неудобства можно избежать, превратив указанные затраты в капитал, перенеся их со счета расходов (номинальные расходы) на счет основных средств (реальные расходы). Данную ситуацию можно пояснить следующим примером.
Пример 2. Строительная фирма расширяет служебные помещения. В течение апреля шесть рабочих данной фирмы были заняты этой работой. Затраты на рабочую силу составила 2 450 ф. ст., а стоимость материалов, выданных со склада - 3 400 ф. ст., в результате проделанной работы стоимость помещения увеличилась на 6 500 ф. ст. Каким образом затраты по расширению помещений строительной фирмы должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета?
Вначале необходимо подробно изучить ситуацию и выяснить, что фактически произошло. Счет заработной платы будет дебетован на 2 450 ф. ст., а счет закупок в свое время был уже дебетован на 3 400 ф. ст., когда производились закупки товаров для выполнения работы. Для того чтобы капитализировать эти затраты, необходимо откорректировать счета. Корректировка производится через соответствующие записи:
Дебет счет «Помещение» - 6 500 ф. ст.
Кредит счет «Заработная плата» - 2 450 ф. ст.
Кредит счет «Закупки» - 3 400 ф. ст.
Кредит счет «Переоценка помещения» - 650 ф.сг.
Последняя запись по кредиту фактически создает резерв внутри предприятия, который может быть использован в последующем производственном цикле.
В практике бухгалтерского учета используются такие понятия, как капитал и капитальные затраты. Чтобы не произошло их смешения, следует помнить, что на счете «Капитал» отражается сумма, инвестированная в производство его владельцем. Поэтому она не имеет прямого отношения к капитальным затратам, о которых шла речь выше. Однако единственная их взаимосвязь состоит в том, что капитальные
Распределение затрат и
затраты являются долгосрочными расходами для получения прибыли, а счет «Капитал» отражает суммы, вложенные в дело, чтобы сделать возможным получение этой прибыли.
Пример 3. Необходимо составить таблицу с колонками, озаглавленными «Капитальные затраты», «Текущие затраты», «Текущие доходы», и распределить следующие виды затрат и доходов фирмы «Призор» в соответствии с названиями колонок:
- комиссионные к получению;
- аренда за офис;
- вознаграждения, взимаемые с клиентов;
- закупка фотокопировальной техники;
- комиссионные к оплате;
- стоимость установки рекламы в витрине.
доходов фирмы «Призор»
Таблица 1
Капитальные затраты Текущие затраты Текущие доходы
Покупка фотокопировальной техники Аренда за офис Комиссионные к получению
Стоимость установки рекламы в витрине Комиссионные к оплате Вознаграждения, взимаемые с клиентов
На условии следующего примера можно не только уяснить понятия «капитальные» и «текущие затраты», но и ознакомиться с классификацией каждой выполненной операции.
Пример 4. Компания «Круиз Лтд» владеет небольшим флотом из лодок и теплоходов, которые используются для круизных поездок как вдоль морского побережья, так и для туристических прогулок по рекам и озерам, расположенным в пределах Великобритании.
Хозяйственные операи
Компания приобрела бывшее в употреблении грузовое судно, реконструировала и приспособила его для круизных целей. Теперь судно используется для поездок по реке Темзе. Компания финансировала данный проект частично, используя часть собственной реинвестированной прибыли и кредит банка. Ниже приводится информация, касающаяся приобретения и реконструкции судна, а также других операций, которые имели место в течение пер-
компании «Круиз Лтд»
Таблица 2
Номер операции Содержание операции Сумма, ф. ст.
1 Стоимость покупки судна у компании «Международный фрахт « 400 000
2 Банковский кредит на приобретение и реконструкцию судна 200 000
3 Оплата годовой лицензии за право плавания по реке Темзе 2 500
4 Расходы на реконструкцию судна 150 000
5 Оплата годовой лицензии за право швартовки судна у причала на реке Темзе 2 000
6 Выручка от продажи билетов пассажирам за проезд на судне в течение первого месяца его эксплуатации 15 000
7 Страховка судна у Г. Ллойда (годовая) 2 000
8 Стоимость дизельного топлива, израсходованного в течение первого месяца эксплуатации судна 800
9 Заработная плата команде судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000
10 Доходы от продаж бара и ресторана судна в течение первого месяца его эксплуатации 5 000
11 Закупка продовольствия и спиртных напитков для продажи в баре и ресторане судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000
вого месяца эксплуатации судна после реконструкции.
Задание состоит в определении терминов «Капитальные затраты» и «Текущие затраты» в классификации операций, выполненных компанией «Круиз Лтд».
В первом задании необходимо дать определение понятиям «Капитальные затраты» и «Текущие затраты».
1. Капитальные затраты - это расходы на такие активы, срок использования которых превышает один год, и поэтому они оказывают продолжительное воздействие на возможность предприятия создавать условия для получения прибыли. Примерами капитальных затрат являются:
• стоимость основных средств, приобретенных для долговременного использования в бизнесе (более одного отчетного периода);
• затраты на модернизацию и реконструкцию, приводящие к увеличению срока полезного использования основных средств;
• поскольку основные средства способствуют привлечению дохода в течение нескольких отчетных периодов, следовательно, их стоимость должна быть распределена (амортизирована) в течение этих периодов.
2. Текущие затраты - это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства
и оказания услуг, и товары для перепродажи. Они используются менее одного года и поэтому оказывают временное воздействие на возможность предприятия создавать прибыль. Доход от таких расходов фирма получает в пределах одного отчетного периода. Примерами текущих затрат являются:
• приобретение товаров для перепродажи;
• затраты /расходы на производство и реализацию продукции;
• административные расходы;
• затраты на поддержание основных средств в сохранности и работоспособном состоянии (затраты на ремонт);
Во втором задании требуется составить таблицу и дать классификацию каждой из одиннадцати операций фирмы «Круиз Лтд» по критериям: доход от капитала; текущий доход; капитальные затраты; текущие затраты.
Таким образом, даны пояснения относительно таких понятий, как капитальные затраты и текущие затраты фирмы «Круиз Лтд», составлены таблицы и проведена классификация хозяйственных операций фирмы.
Далее приведем комплексный пример, правильное выполнение которого гарантирует готовность к выполнению функций бухгалтера на основе применения международных стандартов финансовой отчетности.
Пример 5. Малое предприятие «Деловой стиль» занимается оформлением служебных
Классификация хозяйственных операций фирмы «Круиз Лтд»
Таблица 3
Номер операции Содержание операции Сумма, ф. ст. Категория дохода и расхода
1 Стоимость покупки судна у компании «Международный фрахт» 400 ООО Капитальные затраты
2 Банковский кредит на приобретение и реконструкцию судна 200 000 Доход от капитала
3 Оплата годовой лицензии за право плавания по реке Темзе 2 500 Текущие затраты
4 Расходы на реконструкцию судна 150 000 Капитальные затраты
5 Оплата годовой лицензии за право швартовки судна к причалу на реке Темзе 2 000 Текущие затраты
6 Выручка от продажи билетов пассажирам за проезд на судне в течение первого месяца его эксплуатации 15 000 Текущие доходы
7 Страховка судна у Г. Ллойда (годовая) 2 000 Текущие затраты
8 Стоимость дизельного топлива, израсходованного в течение первого месяца эксплуатации судна 800 Текущие затраты
9 Заработная плата команде судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000 Текущие затраты
10 Доходы от продаж бара и ресторана судна в течение первого месяца его эксплуатации 5 000 Текущие доходы
11 Закупка продовольствия и спиртных напитков для продажи в баре и ресторане судна в течение первого месяца его эксплуатации 3 000 Текущие затраты
помещений. Предприятие имеет свой фирменный магазин с офисом, торговыми площадями и складом.
В бухгалтерской книге фирмы указаны следующие записи за год, окончившийся 31 января 2003 года. В течение года:
- для фургона предприятия было закуплено бензина на 1 500 ф. ст.;
- на техобслуживание и ремонт фургона было израсходовано 600 ф. ст.;
- для оснащения магазина было закуплено 2 новых письменных стола на сумму 505, 25 ф. ст., включая НДС;
- для заказчика 20 января 2002 года было закуплено 5 новых стульев по цене 300 ф. ст. каждый, а 3 февраля 2002 года они были проданы заказчику, который полностью рассчитался с предприятием, в результате чего фирма за выполненный заказ получила 2 100 ф. ст.;
- для предприятия был куплен новый пылесос по цене 299 ф. ст.;
- для магазина за 900 ф. ст. был приобретен новый выставочный шкаф, за доставку которого из кассы предприятия было выплачено 20 ф. ст.;
- за установку системы освещения, предусмотренной в шкафу, электромонтер получил 50 ф. ст.;
- на отделку офиса заказчика в ноябре 2002 года фирма израсходовала 6 000 ф. ст., за что заказчик перечислил фирме «Деловой стиль» за выполненную работу 9 000 ф. ст.;
- на замену компьютера фирма потратила 4 465 ф. ст.;
- коммунальные платежи составили 12 000 ф. ст.;
- на покупку трех стульев для офиса фирмы было израсходовано 1 050 ф. ст.;
- на расчетном счете малого предприятия «Деловой стиль» 31 января 2003 года находилось 5 000 ф. ст.
Необходимо указать, какие из затрат можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость, или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.
Капитальными расходами признаются затраты, используемые на приобретение основных средств или на наращивание стоимости существующих средств организации.
Расходы, относимые на себестоимость, представляют собой денежные средства, расходуемые на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в процессе ежедневного управления предприятием.
Для выполнения задания осуществим классификацию затрат фирмы «Деловой стиль».
Таким образом, в ходе выполнения задания даны пояснения относительно таких понятий, как капитальные расходы, расходы, относимые на себестоимость. Стало ясно, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, следует отнести к капитальным расходам, на себестоимость или к другой категории затрат.
Классификация затрат фирмы «Деловой стиль»
Таблица 4
Категория затрат Наименование затрат
Капитальные расходы Пылесос
Выставочный шкаф, включая его доставку и установку
Компьютер
Три стула
Расходы, относимые на себестоимость Бензин
Ремонт и техобслуживание
Два новых стула
Пять новых стульев
Покупки
Коммунальные сборы
Настольные ежедневники
Затраты не относятся ни к капитальным расходам, ни к расходам, относимым на себестоимость Банковский счет
Ответы на задания, помещенные в журнале № 6 (54) 2002 года «Международный бухгалтерский учет»
1. В отчетных данных за второй год функционирования компании «Ред-старт» на Счете «Прибыли и убытки» будет отражена сумма 1 ООО ф. ст. (7 ООО ф. ст. - 6 ООО ф. ст.).
При составлении балансового отчете компании «Ред-старт» из общей суммы дебиторской задолженности будет вычтена сумма 7 ООО ф. ст.
2. Необходимо подготовить счет «Автотранспортные средства», счет «Резервы на амортизацию» и счет «Выбытие автотранспортных средств» за первый год функционирования компании «До-дж» и составить бухгалтерские записи для балансового отчета на конец первого года.
Компания «До-дж» Счет «Автотранспортные средства»
Ь1
Дебет Кредит
1 -й год Ф. ст. 1 -й год Ф. ст.
Январь, 1 Сальдо п/п 48 ООО Декабрь, 31 Счет «Выбытие основных средств» ЬЗ 9 600
Декабрь, 31 «Беттер Венз» СЫ 16 000 Декабрь, 31 Сальдо к/п 54 400
64 000 64 000
2-й год 2-й год
Январь, 1 Сальдо п/п 54 400
Компания «До-дж» Счет «Резервы на амортизацию» Ь2
Дебет Кредит
1 -й год Ф. ст. 2-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Выбытие основных средств» ЬЗ 5 760 Январь, 1 Сальдо п/п 24 000
Декабрь, 31 Сальдо к/п 29 120 Декабрь, 31 Счет «Амортизационные отчисления» (54 400 ф. ст. х 20%) Ь4 10 880
34 880 34 880
3-й год
Январь, 1 Сальдо п/п 29 120
Компания «До-дж» Счет «Выбытие автотранспортных средств» ЬЗ
Дебет Кредит
1 -й год Ф. ст. 1-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Автотранспортные средства» Ы 9 600 Декабрь, 31 Счет «Резервы на амортизацию» Ь2 5 760
Декабрь, 31 Счет «Прибыли и убытки» Ь5 160 Декабрь, 31 «Беттер Венз» СЬ1 4 000
9 760 9 760
Компания «До-дж» Балансовый отчет (фрагмент)
Первоначальная стоимость Минус амортизация на дату отчета Остаточная Стоимость
Ф. ст. Ф. ст. Ф. ст.
Автотранспортные средства 54 400 29 120 25 280
3. Необходимо подготовить счет «Безнадежная задолженность», счет «Резервы на безнадежную задолженность» и счет «Резерв торговых скидок предоставленных». В счетах должны быть показаны переносы сумм формируемых резервов на счет «Прибыли и убытки» фрагмент балансового отчета, который отражает бухгалтерские записи по дебиторам.
Компания «Прадо» Счет «Безнадежная задолженность»
и
Дебет Кредит
2-й год Ф. ст. 2-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Дебиторы» БЬ 600 Декабрь, 31 Счет «Прибыли и убытки» Ь4 600
Компания «Прадо» Счет «Резервы на безнадежную задолженность» Ь2
Дебет Кредит
2-й год Ф. ст. 2-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Прибыли и убытки» Ы 125 625 750 Декабрь, 31 Сальдо п/п 750
31 Сальдо к/п
750
3-й год
Январь, 1 Сальдо п/п 625
Компания «Прадо» Счет «Резерв торговых скидок предоставленных» ЬЗ
Дебет Кредит
2-й год Ф. ст. 2-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Сальдо к/п 475 Декабрь, 31 Счет «Прибыли и убытки»1А 475
3-й год
Январь, 1 Сальдо п/п 475
Компания «Прадо» Балансовый отчет (фрагмент)
Оборотные средства Ф. ст. Ф. ст.
Дебиторская задолженность 12 500
Минус Резервы на безнадежную задолженность 625
11 875
Минус Резерв торговых скидок предоставленных 475 И 400
4. Для компании «Дельта» необходимо составить таблицу для отражения состояния следующих показателей за последние три года:
- ежегодная амортизация;
- остаточная стоимость;
- уточненная чистая прибыль.
Рассчитать результат от продажи автомобиля в первый день 4-го года функционирования компании, используя поочередно каждый из методов: метод уменьшающегося остатка и метод равномерного списания, учитывая, что машина была продана за 14 ООО ф. ст., а также составить счет «Выбытие основных средств», используя метод уменьшающегося остатка и метод равномерного списания.
Компания «Дельта»
Годовая амортизация, ф. ст. Остаточная стоимость, ф. ст. Уточненная чистая прибыль, ф. ст.
а) Метод уменьшающегося остатка
1-й год: 16 000 24 000 34 000
2-й год 9 600 14 400 40 400
3-й год 5 760 8 640 44 240 Метод равномерного списания
1-й год: 8 000 32 000 42 000
2-й год 8 000 24 000 42 000
3-й год: 8 000 16 000 42 000
б) Метод уменьшающегося остатка, ф. ст.
Первоначальная стоимость 40 000
Накопленная амортизация 31 360
Остаточная стоимость 8 640
Цена реализации 14 000
Прибыль от продажи 5 360 Метод равномерного списания, ф. ст.
Первоначальная стоимость 40 000
Накопленная амортизация 24 000
Остаточная стоимость 16 000
Цена реализации 14 000
Убыток от продажи 2 000
Компания «Дельта» Счет «Выбытие основных средств»
Метод уменьшающегося остатка
Дебет Кредит
4-й год Ф. ст. 4-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Основные средства» L1 40 000 Декабрь, 31 Счет «Резерв на амортизацию» L2 31 360
31 Счет «Прибыли и убытки» L4 5 360 31 Счет «Банк» СВ1 14 000
45 360 45 360
Компания «Дельта» Счет «Выбытие основных средств»
Метод равномерного списания
Дебет Кредит
4-й год Ф. ст. 4-й год Ф. ст.
Декабрь, 31 Счет «Основные средства» L1 40 000 Декабрь, 31 Счет «Резерв на амортизацию» Ь2 24 000
31 Счет «Банк» СВ 1 14 000
31 Счет «Прибыли и убытки» Ь4 2 000
40 000 40 000
5. Необходимо рассчитать:
а) суммы, которые будут списаны со счетов в конце первого и второго годов функционирования компании Гарри Кох;
б) сумму амортизационных отчислений за каждый из трех лет, используя метод уменьшающегося остатка при ставке 20%, для компании Фреда Маннинга;
а) 1-й год: ежегодная сумма амортизационных отчислений = (первоначальная стоимость активов - ликвидационная стоимость) : предполагаемый срок полезной службы основных средств
(45 000 ф. ст. - 4 500 ф. ст.): 15 = 40 500 ф. ст.: 15 = 2 700 ф. ст.
2-й год: машина № 1 - сумма амортизационных отчислений 2 700 ф. ст. машина № 2 - сумма амортизационных отчислений 433 ф. ст.
[(6 500 ф. ст. - 0) : 15]
Следовательно, сумма амортизационных отчислений за половину года равна
433 ф. ст.: 2 = 216 ф. ст. Отсюда общая сумма амортизационных отчислений равна
2 700 + 216 = 2 916 ф. ст.
б) 1-й год: грузовик № 1 20% от 22000 ф. ст. 2-й год: грузовик № 1 20% от 22 000 ф. ст.
= 20% от 17 600 ф. ст. грузовик № 2 20% от 25 000 ф. ст.
ф. ст. 4 400 4 400 3 520 2 500 6 020
3-й год: грузовик № 1 20% от (17 600 ф. ст. - 3 520 ф. ст.) =
= 20% от 14 080 ф. ст.
2 816
грузовик № 2 20% от (25 000 ф. ст. - 2 500 ф. ст.) = = 20% от 22 500 ф. ст.
4 500
грузовик № 3 20% от 25000 ф. ст. х 0,25
1 250 8 566
6. Необходимо определить полную сумму расходов за год на эксплуатацию автомобиля и средние затраты на одну милю.
Средние затраты на милю 4 676 ф. ст. : 20 500 =22,8 пенса за милю 7. Необходимо рассчитать:
- сумму амортизации, которую следует отнести на счет прибылей и убытков на 30 ноября 1998 года, на 30 ноября 1999 года, на 30 ноября 2000 года, при условии, что бухгалтер фирмы «Maria Rad» при начислении амортизации использует метод равномерного списания;
- сумму амортизационных отчислений, относимую на счет прибылей и убытков за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года, если при начислении амортизации используется метод уменьшающегося остатка (используя данные о норме амортизации).
1) Расчет суммы амортизации, относимой на счет прибылей и убытков, начисляемой методом равномерного списания фирмы «Maria Rad»
Лицензия Фонда дорог
Страхование
Амортизация
Ремонт и обслуживание
Бензин (20 500 : 38) х 2,05 ф. ст.
Всего расходов
Ф. ст. 110 254 2 750 456 1 106 4 676
Стеллаж Автомобиль
(6 100- 1 300)- 10 (20 630 - 5 400) + 4
480,00 3 807,00 3 083,00 750,00
за год
за год
Компьютер ' 1(0 750 - 1 500) 3
Гладильная машина (4 900 - 1 150) н- 5
за год
за год
а) Год, заканчивающийся 30 ноября 1998 года
Оборудование (только швейная машина)
Имущество (стеллаж)
Автомобиль
Компьютер еще не приобретен Итого годовая амортизация:
в) Год, заканчивающийся 30 ноября 1999 года
Оборудование
(швейная и гладильная машины) Имущество (стеллаж)
Автомобиль
Компьютер
Итого годовая амортизация:
с) Год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года
Оборудование (только гладильная машина)
Имущество (стеллаж)
Автомобиль
Компьютер
Итого годовая амортизация:
Ф. ст. 1 010,00 480,00 3 807,00 0
Ф. ст. 1 760,00
480,00 3 807,00 3 083,00
Ф. ст. 750,00 480,00 3 807,00 3 083,00
5 297,00
9 130,00
8 120,00
2) Расчет суммы амортизации, относимой на счет прибылей и убытков, начисляемой методом уменьшающегося остатка фирмы «Maria Rad»
Швейная машина Первоначальная стоимость 01.12.94. 21%
21%
21%
21% 21%
21%
Ф. ст. 7 550,00 1 585,00 5 965,00
1 252,70 4 712, 30 989,60
3 722,70 781,76
2 940,93 617,60
2 323,34
487,90
1 835,44
30.11.95.
30.11.96.
30.11.97.
30.11.98.
30.11.99.
30.11.00.
Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года:
487,90
Стеллаж
Первоначальная стоимость 01.12.96. 15%
6 100,00 915,00 5 185,00
30.11.97.
15% 15% 15%
Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года:
777,75
30.11.98.
Автомобиль
Первоначальная стоимость 01.12.97. 31%
31%
31%
Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года:
Компьютер Первоначальная стоимость 01.12.98.
43%
43%
Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года:
Гладильная машина Первоначальная стоимость 01.12.98. 41%
41%
4 407,25 661,09
30.11.99.
3 746,16
561,92 30.11.00.
3 184,24
Ф. ст. 20 630.00
56 395,30 30.11.98.
2891,00
1 185,31 30.11.00.
561,92
14 234,70
4 412,76 30.11.99.
9 821,94
3 044,80 30.11.00.
6 777,14
Ф. ст. 10 750,00
4 622,50 30.11.99. 6 127,50
1 344,82 30.11.00.
3 044,80
782,68
Ф. ст. 4 900,00
2 009,00 30.11.99.
1 344.82
1 705,69
Амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года: Итого амортизация за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года
185,31
6 624,75
Таким образом нами рассчитана сумма амортизации стоимости оборудования, относимая на счет «Прибыли и убытки» на каждую из дат: а) 30.11.98; в) 30.11.99; с) 30.11.2000.
Расчет верен при условии, что бухгалтер фирмы «Maria Rad» при начислении амортизации применяет метод равномерного списания, а сумма амортизации, отнесенная на счет прибылей и убытков за год, заканчивающийся 30 ноября 2000 года, рассчитана при начислении амортизации методом уменьшающегося остатка.