УДК 37.033
DOI 10.17506Мрк2018.30.1.4046
образование в структуре формирования экологической культуры общества
Благодатских Владимир Гурьянович,
Уральский государственный экономический университет, заведующий кафедрой истории и философии, доктор исторических наук, доцент, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Керимов Александр Алиевич,
Уральский федеральный университет, доцент кафедры политических наук, кандидат политических наук, доцент, Екатеринбург, Россия, E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается сущность экологической культуры как важного личностного качества современного человека и обосновывается роль образования в формировании экологической культуры общества. В статье раскрывается содержание экологического образования и выдвигается гипотеза о том, что через систему образования можно добиться формирования экологической культуры в обществе.
Ключевые понятия:
экология, экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание.
Глобализация создала определенные вызовы современному миру, среди которых немаловажное место занимают экологические проблемы. В условиях хозяйственной деятельности человека многие территории оказались загрязнен-
ными, что оказывает негативное воздействие на здоровье и на качество жизни населения. Реальное положение дел заставляет критически взглянуть на результаты антропогенной деятельности, которая поставила окружающую природу перед угрозой уничтожения и актуализирует проблемы защиты окружающей среды, поиска конструктивных методов их решения.
Теоретические основы изучения экологических проблем характеризуются «противоречием, обусловленным, с одной стороны, теоретической установкой на феноменологическую интерпретацию непосредственного опыта и субъективных переживаний человека, с другой стороны - стремлением к построению «объективной» теории человеческого поведения» [6, с. 35]. Другое противоречие, актуализирующее исследовательскую проблематику, выражается в том, что экологические проблемы и пути их решения могут стать причиной как противостояния, так и интеграции современных государств. Третье противоречие заключается в том, что интеграция народов и/или государств в вопросе решения экологических проблем возможна только при непосредственном участии в этом процессе национальных элит. Однако здесь могут возникнуть трудности. Представляется, что исходя из парадигмы национальных интересов, политические элиты не всегда будут готовы участвовать в решении этих проблем, поскольку иной раз возможность использования экологического фактора, выходящего за рамки защиты окружающей среды, будет подчинена общегосударственным интересам.
Защита окружающей среды как фактор социально-экономического развития территорий оказывает все большее влияние на современный мир, а государственные образования все чаще сталкиваются с центробежными процессами, что требует более акцентированного внимания на исследовании природы происхождения экологических проблем. Появляется необходимость обратиться к факторам формирования экологических проблем, поскольку они в комплексе создают ту социально-экономическую и политическую среду, в которой формируется потребность в защите окружающей среды, которая имеет разные формы и направленности.
Данные проблемы актуальны и для современной России. Они требуют пристального внимания и разработки безотлагательных мер по их предупреждению и предотвращению. Очевидно, создание условий для устойчивого развития общества в неменьшей степени зависит от осознания важности экологических проблем и реализации политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности, и рационального использования природных ресурсов. Решение экологических проблем крайне важно также для обеспечения здоровья нации и является неотъемлемым условием существования и развития самого государства.
Одним из важнейших факторов разрешения многих глобальных экологических проблем является развитие экологической культуры. Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как «органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека
I \01ЯС0ипВШ-Р Ж Л -р
итщсш Тропы метода
как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая - создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная - одухотворяет отношения личности к природе и т. д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа» [5, с. 132].
Процесс формирования экологической культуры ставит целью повышение общегражданской культуры и формирование нравственно-этической парадигмы, базовым постулатом которой является бережное отношение к окружающей среде. Экологическая культура предполагает повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания.
Развитие нравственно-этической парадигмы невозможно без формирования экологической культуры у населения посредством образования, которое «должно быть готово к вызовам современности, иметь интегральный характер и характеризоваться инновационностью методов» [4, с. 156]. Как отмечал академик Н.Н. Моисеев, «экологическое воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории; экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих или уже их имеющих...» [7, с. 100].
Вопросы экологического образования находятся и в центре внимания международных организаций. Так, Конференция ООН по окружающей среде в 1992 г. (Рио-де-Жанейро) в рамках проекта «Устойчивое развитие» в сфере экологического образования в качестве приоритетных задач отметила: просвещение по всем вопросам, касающимся экологии; включение концепций по защите окружающей среды в образовательные программы; включение органов управления в исследовательскую деятельность; разработка программ для выпускников; поощрение учебных заведений в любой деятельности по охране окружающей среды; работа со СМИ и др. [2]. Эта же проблематика отражена в документах Европейской стратегии ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005 г.) [12], где особо подчеркивается значение опережающей функции экологического образования по части формирования сознания человека XXI века, способного осознавать проблему, адекватно реагировать на нее и действовать в интересах сбалансированного развития общества и природы. Таким образом, данные документы свидетельствуют о внимании мирового сообщества к экологическим проблемам и путям их решения.
Соглашаясь с вышеприведенными позициями, следует отметить, что усвоение экологической культуры достигается посредством целенаправленного обучения и воспитания, которые в современной науке определены как «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Дефиниция «экологическое образование» впервые была введена на конференции, организованной
Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г., и означала «процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды» [1, с. 91]. Экологическое же воспитание предполагает целенаправленное воздействие на духовное развитие людей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой на основе эмоционального восприятия и выстраивания отношений с окружающей средой [1, с. 91].
С позиций устойчивого человеческого развития экологическое образование населения, по мнению П. Г. Смалевой, должно преследовать двойную цель: «интеллектуального и морального развития личности» [11, с. 97]. Эта цель достигается через гармонизацию отношений между человеком и природой, доминирование нравственно-эстетических ценностей над материально-гедонистическими, достижение равновесия материальных и духовных ценностей. Прививаемая человеку система высших ценностей посредством образования должна стать внутренним миром каждой личности. «Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром» [1, с. 92].
Экологическое образование можно рассматривать как процесс приобщения индивида к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, как средство социализации и инкультурации личности, формирования ее индивидуальной экологической культуры, результатом которого является становление и развитие субъекта экологически ориентированной деятельности, приумножающей экологическую культуру цивилизации [3]. Экологическое образование предусматривает воспитание человека, формирование его образа жизни в рамках системы ценностей, которые должны стать неотъемлемой частью его внутреннего мира. Бережное отношение к природе, природным ресурсам должно стать естественной потребностью человека, который должен осознавать свою ответственность в деле защиты и сохранения окружающей среды, от которой зависит безопасность и само существование рода человеческого на Земле. «Экологическое образование должно развенчивать идею о человеке как абсолютном центре мироздания. В человеческом сознании необходимо переместить центр обеспечения безопасности от человека к биосфере. В современном мире человечество осознало, что оно может оказаться столь же смертным, как и отдельный человек. Это один из результатов изменения представлений человека о целостности и взаимозависимости человеческого общества и природного окружения» [9, с. 71]. Но реализация экологического образования и его содержание зависят от многих факторов, таких как заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования, потребность общества в экологически грамотных гражданах, состояние и достижения экологической науки, психолого-возрастные и познавательные особенности обучающихся, общее состояние и тенденции развития системы образования в целом [8, с. 24].
Экологическое образование представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Его цель - дать экологические знания, заложить основы индивидуальной экологической культуры и экологической морали, воспитать любовь к природе. Содержанием экологического образования является приобретение знаний о биосфере, экологических и социальных процессах и их
I \01ЯС0ипВШ-Р Ж Л -р
ижщсш Тропы метода
взаимодействии. Смысл его заключается в развитии мировоззрения человека до уровня, который обуславливает его способности брать на себя ответственность за решение жизненно важных социально-природных систем и разделять ответственность за вред, причиненный окружающей среде обществом. Такая нравственная способность человека формируется прежде всего в локальных и региональных масштабах, где на примере малых дел явственно обнаруживаются последствия воздействий на окружающую среду. По справедливому замечанию Л. В. Сенницкой, «для решения глобальных экологических проблем и выработки чувства ответственности каждого человека за действия, имеющие отдаленные последствия для мировой среды обитания человечества и будущих поколений, важна прежде всего региональная экологическая политика и воспитание любви к местной природе» [9, с. 85].
Анализ интегративной сущности таких понятий, как экологическая культура, экологическая мораль, любовь к природе, ответственное отношение к окружающей среде показывает сложность, многоаспектность экологического образования, где каждый аспект требует особого внимания и поэтапного раскрытия. Экологическое образование должно быть ориентировано на просвещение и повышение эколого-правовой грамотности населения, вовлечение населения в процесс непосредственной деятельности по оздоровлению окружающей среды обитания, формирование традиций инновационной экологической культуры, прививание умений и навыков управления в области обеспечения экологической безопасности, формирование умений и навыков общественного контроля за состоянием окружающей среды в местах проживания, формирование профессиональных компетенций будущих лидеров, связанных с выявлением, исследованием, оценкой и анализом сложных социальных ситуаций, связанных с экологией, развитие навыков взаимодействия со СМИ по пропаганде знаний по защите окружающей среды, умение пропагандировать и внедрять опыт работы по экологическому просвещению населения с активным использованием возможностей современных информационных технологий и т. д.
Основываясь на отмеченных положениях, представляется возможным сделать вывод о том, что экологическое образование выступает важным составляющим процесса воспитания современного человека в духе духовно-нравственного идеала, предполагающего сознательное отношение к природе, которое является важным условием существования и развития мирового сообщества.
1. Давлетмирзаева Ф.А., Гакаева А.Х. Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 91-94.
2. Декларация конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://biofile.ru/ bio/22517.html.
3. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическое образование в культуре - культура экологического образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmetod.ru.
4. Керимов А.А. Влияние культурно-образовательной среды на процесс
формирования толерантного сознания молодежи // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 153-158.
5. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Гуманитар. изд. центр Вла-дос, 2010. 336 с.
6. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
280 с.
7. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 228 с.
8. Сатуева Л.Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества // Педагогика высшей школы. 2016. № 2. С. 23-25.
9. Сенницкая Л.В. Роль образования в формировании экологической культуры // Лесной вестник. 2015. № 4. С. 70-74.
10. Сенницкая Л.В. Экологическая региональная политика // Региональная культурная политика в многонациональном пространстве России: проблемы, практика: Монографический сборник. М.: МГУКИ, 2014. С. 79-87.
11. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Выпуск 6 (84). С. 97-101.
12. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (Вильнюс, 17-18 марта 2005 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/5_Pages_30-35.pdf.
References
1. Davletmirzaeva F. A., Gakaeva A. X. Principy formirovaniya e'kologicheskoj kul'tury uchashhixsya mladshej shkoly // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2015 g.). SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2015. S. 91-94.
2. Deklaraciya konferencii OON po okruzhayushhej srede v Rio-de-Zhanejro (1992). [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://biofile.ru/bio/22517. html.
3. Zaxlebnyj A.N., Dzyatkovskaya E.N. E'kologicheskoe obrazovanie v kul'ture - kul'tura e'kologicheskogo obrazovaniya. [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mosmetod.ru.
4. Kerimov A.A. Vliyanie kul'turno-obrazovatel'noj sredy na process formirovaniya tolerantnogo soznaniya molodezhi // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2017. T. 23, № 2 (162). S. 153-158.
5. Lixachev B.T. Filosofiya vospitaniya. M.: Gumanitar. izd. centr Vlados, 2010. 336 s.
6. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. M.: ITDGK «Gnozis», 2003. 280 s.
7. Moiseev N.N. Sud'ba civilizacii. Put' Razuma. M.: Yazyki russkoj kul'tury, 2000. 228 s.
8. Satueva L. L. Rol' i znachenie e'kologicheskogo obrazovaniya v formirovanii
I % DtaCOURBB-P -J-
UHCKypC*flW Tponw MeToga
e'kologicheskoj kul'tury obshhestva // Pedagogika vysshej shkoly. 2016. № 2. S. 2325.
9. Sennickaya L.V. Rol' obrazovaniya v formirovanii e'kologicheskoj kul'tury // Lesnoj vestnik. 2015. № 4. S. 70-74.
10. Sennickaya L.V. E'kologicheskaya regional'naya politika // Regional'naya kul'turnaya politika v mnogonacional'nom prostranstve Rossii: problemy, praktika: Monograficheskij sbornik. M.: MGUKI, 2014. S. 79-87.
11. Smaleva P.G. Rol' e'kologicheskogo obrazovaniya v realizacii koncepcii ustojchivogo razvitiya na global'nom i regional'nom urovnyax (na primere Tomskoj oblasti» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. Vypusk 6 (84). S. 97-101.
12. Strategiya EE'K OON dlya obrazovaniya v interesax ustojchivogo razvitiya (Vil'nyus, 17-18 marta 2005 goda). [E'lektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/5_Pages_30-35.pdf.
UDC 37.033
DOI 10!l7506/dipi.2018.30.1.4046
education in the structure of formation of ecological culture of the society
Blagodatskih Vladimir Guryanovich,
Ural State University of Economics,
Head of the Department of History and Philosophy,
Doctor of Historical Sciences, Associate Professor,
Eekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Kerimov Aleksandr Alievich,
Ural Federal University,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Ekaterinburg, Russia, E-mail: [email protected]
Annotation
In article the essence of ecological culture as an important personality of modern man and explains the role of education in formation of ecological culture of a society. The article reveals the content of environmental education and it is hypothesized that through education it is possible to achieve the formation of ecological culture in society.
Key concepts:
ecology, ecological culture, ecological education, environmental education.