УДК 504.37
П. Г. Смалева
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассмотрена сущность экологического образования и воспитания с позиций концепции устойчивого развития. Описаны важнейшие критерии соответствия убеждений и взглядов личности экологическому императиву, особенности формирования экофильного сознания и мировоззренческих установок. Автором актуализирована функция экологического образования и воспитания, выраженная в предотвращении негативного воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Проанализированы отдельные нормативно-правовые акты (международного, федерального, регионального характера), подтверждающие необходимость экологизации общественных отношений на современном этапе развития цивилизации. Особое внимание в статье уделено уровню экологического образования в Томской области как научном центре Сибири: дана объективная оценка качества экологического образования как направления реализации концепции устойчивого развития области, определен вклад государственных и общественных организаций в энвайронментальное становление личности; выявлены результаты работы в сфере экологического образования и воспитания за 2005-2008 гг.
Ключевые слова: устойчивое развитие, международное сотрудничество, охрана окружающей среды, непрерывное экологическое образование и воспитание, критерии, аспекты, принципы формирования, экологическая культура, экологизация общественного сознания, Томская область, оценка экологического образования.
Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, является повышение уровня информированности всех групп населения посредством экологического образования, способствующего усвоению ряда экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Экологическое образование заключается в становлении экологической культуры личности и общества как совокупности духовного опыта взаимодействия человека с природой; оно трактуется как непрерывный процесс самообразования и развития личности, направленный на формирование и получение специальных знаний по охране окружающей среды [1]. Важной составляющей экологического образования является экологическое воспитание - процесс, направленный на формирование гуманного, эмоционально-нравственного и бережного отношения к природе. В настоящее время экологическое воспитание нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего общественного развития. Именно по этой причине экологическому образованию и воспитанию придается общественное значение.
Сущность экологического образования можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы [2]. Данные категории взаимосвязаны и тесно взаимодействуют в процессе организации экологического образования.
В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо прежде всего выяснить, какие отноше-
ния человека и природы можно считать гармоничными, каким образом антропогенная деятельность влияет на окружающую среду, отметить значимость экологической культуры и экологического образования на современном этапе развития цивилизации. Целесообразно также определить, как уровень экологического образования соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого следует установить закономерность, что экологическая обстановка в мировом масштабе прямо пропорциональна уровню экологической культуры общества и находится в прямой зависимости от экологического образования. Таким образом, от состояния экологического образования и культуры зависит вопрос выживания человечества: сможет ли человек выработать механизмы «био-сферосовместимости» или его ожидает деградация как биологического вида и вымирание. Только посредством экологического образования и воспитания, пересмотра достижений цивилизации и законодательства общество будет способным к противодействию тотальной экологической катастрофе.
На Всемирной конференции по охране окружающей среды под эгидой Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро (1992) была принята концепция устойчивого развития, направленная на решение социально-экономических задач в условиях возрастающего воздействия глобального промышленного производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения. По мнению А. Гора, одного из ведущих ученых-экологов мира, вице-президента США, эта конференция «завершила этап экологизации общественного сознания людей Земли» [3]. В декабре 2002 г. на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи
ООН было провозглашено, что десятилетие, начинающееся с 2005 г., объявлено десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Ключевыми темами устойчивого развития являются охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, вовлечение отходов в хозяйственный оборот, биологическое и ландшафтное разнообразие, здравоохранение, культурное многообразие, изменение структуры производства и потребления. Согласно четвертому принципу Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию [4], «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Формирование стратегии экологизации образования предполагает переориентацию образовательных процессов в направлении устойчивого развития, повышение информированности общественности и поощрение профессиональной подготовки [5].
Экологическое образование в терминах устойчивого развития представляет собой процесс, продолжающийся на протяжении всего индивидуального становления личности начиная с раннего детства до получения высшего образования и просветительской работы с населением, что выходит за пределы формального образования. При этом особое значение приобретает образование для детей, так как образ жизни, жизненные и мировоззренческие установки в значительной степени формируются уже в раннем возрасте.
Академик Н. Н. Моисеев утверждал, что «экологическое (лучше сказать энвайронментальное) воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории; экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих или уже их имеющих...» [6, с. 100]. В определенном смысле можно полагать, что нравственно зрелая, духовно богатая творческая личность - фундамент устойчивого развития общества.
С позиций устойчивого человеческого развития экологическое образование включает следующие аспекты:
- образование молодого поколения должно преследовать двойную цель: интеллектуальное и моральное развитие личности;
- нравственно-эстетические ценности должны доминировать над материально-гедонистическими;
- отношение между человеком и природой должно быть гармоничным;
- понятие «качество жизни» должно репрезентировать как уровень жизни, так и равновесие ма-
териальных и духовных ценностей;
- система высших ценностей должна стать внутренним миром каждой личности.
Экологическое образование является одной из важнейших социальных подструктур общества. Его содержание, развитие и функционирование отражают состояние общества, особенности его перехода от индустриального к информационному обществу XXI в. В этих условиях особую значимость приобретает укрепление связей образования и культуры посредством экологизации массового сознания. Сложившаяся в настоящее время система образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.
В контексте идеологии устойчивого развития можно актуализировать направления и принципы экологического образования:
- расширение представлений о современных открытиях в области экологии, специфике техногенного освоения природы, биологическом разнообразии окружающей среды и фундаментальных условиях динамической стабильности биосферы;
- обобщение современной научной системы взглядов на проблему единства живого вещества биосферы;
- формирование целесообразных приемов работы по экологическому образованию дошкольников, школьников и студентов, позволяющих эффективно решать комплексную проблему воспитания у этих возрастных групп экологического отношения, ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой;
- формирование научно обоснованных представлений о целостной природной среде, закономерностях ее развития и функционирования, механизмах глобального биогеохимического круговорота;
- содействие углубленному изучению инновационных подходов в методике преподавания экологии, в том числе и в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла.
В рамках учебно-воспитательного процесса можно предложить ряд рекомендаций по формированию экологического сознания:
- процесс экологического обучения должен быть личностно значимым;
- необходимо формировать экологически оправданные стереотипы поведения, умения оценивать окружающую среду с позиций не только собственного благополучия, но и гармонии взаимоотношений «природа - общество»;
- внедрять систему научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во все виды образовательной деятельности;
- расширять сотрудничество с экологическими организациями, заповедниками, национальными парками и т. д.
Концепция устойчивого развития ставит перед человечеством нравственную задачу, выходящую за пределы индивидуального эгоцентризма и общественного утилитаризма, а именно заботу о будущих поколениях людей и окружающей природной среде. Борьба за признание нравственных задач, утверждение высших бытийных ценностей является, по сути дела, процессом реализации идеи устойчивого развития. Главным условием устойчивого развития общества является наличие творческого потенциала людей, который будет тем мощнее, чем большее количество людей будет иметь возможность для развития своих способностей, для самосовершенствования и самореализации. Поэтому для устойчивого развития очень важно, чтобы люди получили равный доступ к благам, ресурсам и информации, чтобы в обществе утвердился нравственный принцип справедливости, т. е. правило честного соблюдения равенства возможностей. Ст. 42 Конституции Российской Федерации [7] и ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [8] подтверждают право получения населением достоверной и полной информации экологической направленности.
Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между природоохранными, социальными и экономическими проблемами с учетом общественного мнения, вовлечения неправительственных организаций в процесс принятия решений, касающихся вопросов охраны окружающей среды (Орхусская конвенция - [9]). Это является не только важным фактором реализации стратегии устойчивого развития, но и основой эффективной экологической политики.
Одним из направлений экологизации общественного сознания является развитие социальнообразовательных программ, направленных на формирование экологической культуры у подрастающего поколения и взрослого населения.
Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры. В субъектах Российской Федерации последовательно осуществляется работа по формированию системы непрерывного всеобщего экологического образования, просвещения и воспитания населения с целью обеспечения устойчивого развития природы и общества.
В Томской области как научно-образовательном центре Сибири, «центре знаний и инноваций», утверждена стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения на 2006-2010 гг. [10].
В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования населения на территории Томской области (0.7 % населения России) скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и общественных организаций, учреждений культуры, спорта, трудовых коллективов. Для формирования региональной политики в системе непрерывного экологического образования, планов и программ по ее реализации в области в 2005 г. был создан Координационный совет по вопросам непрерывного экологического образования. В состав совета вошли представители департаментов общего образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации области, ученые томских вузов, учителя школ, представители общественных организаций.
Основными задачами данного совета являются:
- определение стратегических направлений развития экологического образования;
- содействие разработке нормативно-правовых, программных и методических материалов по вопросам экологического образования;
- межведомственная интеграция финансовых, организационных, кадровых, информационно-методических ресурсов;
- координация деятельности государственных уполномоченных органов власти охраны окружающей среды, образования и просвещения с общественными экологическими организациями.
В 2005 г. в рамках координационного совета выполнены следующие мероприятия: утверждены региональные учебные курсы для 6-7-х классов - «Экология Томской области» и для 8-9-х классов - «География Томской области». Решением коллегии Департамента общего образования загрифованы учебные пособия по экологии для школ области; издан комплект учебных пособий, вопросов и задач по экологии (для начальной школы, 5-8-х, 10-11-х классов); изданы учебные пособия «География Томской области» для 8-го класса и «География Томской области. Экономика, экология, общество» для 9-го класса.
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) и ОГУ «Облкомприрода» два раза в год проводят курсы повышения квалификации учителей экологии. Лекции и практические занятия ведут преподаватели вузов, экологи-практики. Большой опыт организации экологического образования накоплен в вузах города. В высших учебных заведениях реализованы программы непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей, в университетах работают 17 экологических кафедр, ведется подготовка дипломированных специалистов экологической направленности. В апреле 2005 г. департаментом природных ресур-
сов и охраны окружающей среды совместно с ТГУ и Центром экологической политики России была проведена Всероссийская конференция с международным участием «Экологическая политика и университетское образование». В ней приняли участие представители 12 регионов России, а также ученые из университетов Республики Казахстан.
Накоплен положительный опыт проведения областных конкурсов, слетов, конференций, школьных проектов, выставок, праздников. Ежегодно проводится региональная конференция-конкурс исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи - российской науке и технике», городская научно-практическая экологическая конференция школьников «Юные дарования - Томску». Школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки принимают активное участие в областных этапах всероссийских конкурсов юных исследователей природы, слетах юных лесоводов, конкурсах водных проектов, конкурсах библиотек по экологическому просвещению населения.
Важными центрами экологической культуры в Томской области являются библиотеки. Большое внимание в работе библиотек уделяется формированию книжного фонда по экологическим проблемам, созданию в системе каталогов экологических рубрик, проведению тематических выставок, семинаров, лекций, познавательных игр для детей. За последние три года успешно были реализованы четыре областных исследовательских и практикоориентированных проекта старшеклассников, в том числе «Экологический марафон» по проблеме уменьшения бытовых отходов, энергосбережению, исследованию питьевых источников водоснабжения и очистке водоохранных зон, изучению и сохранению биоразнообразия.
В 2005 г. был запущен новый проект «Чистая вода - для всех». Для его реализации был разработан и издан учебно-методический комплект, предназначенный для учителей экологии, биологии, географии, химии, а также для других преподавателей, включая работающих в системе дополнительного образования. С каждым годом становится больше летних экологических лагерей и школьных экологических площадок. Воспитание детей в общении с природой - это воспитание доброты, разумного поведения как в природной среде, так и среди людей. В рамках работы лагерей проводится исследовательская работа, разрабатываются экологические тропы, в районах составляются экологические паспорта сел, проводятся трудовые десанты по уборке территорий. Подготовлена образовательная программа для проведения детской эколого-краеведчес-кой экспедиции «Истоки», программа «Войди в лес другом» по предотвращению лесных пожаров. В марте 2007 г. впервые на базе ТГУ прошла олим-
пиада «Экоэрудит» под эгидой Фонда В. И. Вернадского (г. Москва), в которой приняли участие более 70 старшеклассников Томской области.
Для информирования жителей области о политике в сфере охраны окружающей среды ОГУ «Облкомприрода» еженедельно рассылает пресс-релизы в 17 адресов редакций, они выставляются на сайте администрации области и ОГУ «Облком-природа»; раз в месяц выходят газета «Зеленый меридиан», передача на областном радио «Экология: проблемы и решения», тематическая страница в областной газете «Томские новости», «Экологический дневник» на областном телевидении. С целью развития экологической активности и поддержки инициатив жителей Томской области в решении местных экологических проблем, ОГУ «Облкомприрода» и американский некоммерческий Фонд Global Greengrants проводят конкурсы экологических проектов в Томской области.
Большое внимание в Томской области уделяется издательской деятельности. При финансовой поддержке администрации области, зарубежных и местных спонсоров было издано 10 учебных пособий и методических разработок для учителей, 9 наименований буклетов для населения, такие издания, как «Индикаторы устойчивого развития Том -ской области», выпуск 2-й, и «Природно-ресурсный атлас Томской области» на 4 языках. Центр экологической политики и информации (г. Томск) имеет специализированный фонд экологической тематики (книги, периодические издания, аудиовизуальные средства, литературу по экологии Томской области, научно-техническую, нормативноправовую, методическую литературу и т. д.).
На 01.01.2008 г. в Томской области открыто 39 пилотных площадок, из них 22 на базе средних и основных общеобразовательных школ и 17 на базе детских дошкольных образовательных учреждений [11, с. 132]. Ежегодно в Томской области проводятся областные этапы семи всероссийских конкурсов («Зеленый наряд образовательного учреждения», «Юные исследователи окружающей среды», «Человек на Земле» и т. д.). Область активно участвует во всероссийских днях защиты от экологической опасности. Координирующую функцию выполняет оргкомитет (представители природоохранных организаций федерального, областного и городского уровней, администрация г. Томска и Томского района, Роспотребнадзор по Томской области, областная Федерация профсоюзных организаций, руководители общественных экологических организаций), в районах - представители районных администраций, экологи государственных природоохранных служб, редакторы районных газет, директора библиотек и т. д.
35 общественных организаций Томской области
принимают участие в Программе содействия устойчивому развитию регионов Сибирского федерального округа «Окружающая среда, социальное благополучие и здоровье населения на территории осуществления крупных инвестиционных проектов по добыче и переработке природных ресурсов».
Таким образом Томская область относится к числу регионов с эффективно функционирующей системой экологического образования и воспитания; здесь уделяется достаточно внимания для анализа социальных, экологических и нравственных аспектов концепции устойчивого развития.
Список литературы
1. Суслова Л. А. Формирование экологического сознания учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса // Наука, образование, общество. 2006. № 5.
2. Муртазалиева Б. Н. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение // Вести республики. 2007. № 113.
3. Gore A. Earth in the Balance. N.Y.: Plume, 1992.
4. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // Организация Объединенных Наций, г. Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.
5. Законодательное обеспечение экологического образования и формирование экологического сознания // Международная конф., решение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 23.03.2006.
6. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки рус. культуры, 2000. 224 с.
7. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12.12.1993 г., официальное издание, изд-во «Юридическая литература», Администрация Президента Российской Федерации, 1997. 64 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ: принят Гос. Думой 20.12.2001 г.
9. Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», г. Орхус, Дания, 25.06.1998 г.
10. Приказ от 09.01.2007 г. № 5 «Об утверждении Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.
11. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2007 году / гл. ред. А. М. Адам, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды ТО, ОГУ «Облкомприрода» администрации ТО. Томск: Графика, 2008. 148 с.
Смалева П. Г., аспирант.
Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, г. Томск, Томская область, Россия, 634050. E-mail: Romans@sibmail.com
Материал поступил в редакцию 02.12.2008.
P G. Smaleva
ROLE OF ECOLOGICAL EDUCATION IN REALIZATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AT GLOBAL AND REGIONAL LEVELS (ON THE EXAMPLE OF TOMSK AREA)
In the article the essence of ecological education and upbringing from the positions of the concept of a sustainable development is considered. The major criteria of conformity of positions and sights of the person to an ecological imperative, feature of formation of ecologically caused consciousness and world outlook installations are described. The author designates function of ecological education and upbringing, expressed in prevention of negative influence of human activity on environment. Separate regulatory legal acts (the international, federal, regional character), confirming necessity of ecologically defensible public relations at the present stage of development of a civilization are analyzed. The special attention in the article is given to the level of ecological formation in Tomsk area as a centre of science of Siberia: the objective estimation of quality of ecological formation as directions of realization of the concept of a sustainable development of area is given, the contribution state and public organizations in nature protection formation of the person is defined; the results of work in the sphere of ecological education and upbringing for 2005-2008 are revealed.
Key words: sustainable development, the international cooperation, preservation of the environment, continuous ecological education: criteria, aspects, formation principles, the ecological culture, ecologically focused public consciousness, Tomsk area: estimation of ecological education.
Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Tomsk Oblast, Russia, 634050.
E-mail: Romans@sibmail.com