органов управления и для образовательных учреждений. По нашему мнению, именно на таком подходе должны строиться теоретические основания формирования культуры выпускников образовательных учреждений всех уровней.
Вместе с тем, при формировании сфер культуры наиболее часто для выбранных в качестве примера трех сфер (исследовательской, проектной и управленческой) используются следующие принципы: антропологичности, герменевтичности, гуманизации, инструментальности, комплексности, перманентности, репрезентативности, таксономии, упорядоченности и др. Их использовании, определяется в первую очередь возможностями региона и образовательного учреждения. В заключение следует отметить, что:
1. В настоящее время Россия стоит на краю гуманитарного кризиса, проявляющегося в: снижении интеллектуального уровня населения; росте нетерпимости; девальвации национальных ценностей; разрыве социальных связей.
2. Моноцентричная модель формирования культуры, успешно действовавшая в СССР на протяжении более чем семидесяти лет, становится неэффективной в новых социально-экономических условиях.
3. Полицентричная модель воспитания учащихся направлена на их развитие только в определенных сферах культуры и не несет, таким образом, системного характера.
4. Показано, что теоретические основания формирования культуры выпускников образовательных учреждений всех уровней могут быть разработаны в процессе исследования пересечения совокупности принципов, обеспечивающих развитие культу-рыв различныхсферах.
5. Предложена система выделения принципов развития культуры учащихся на двух уровнях: 1) федеральном; 2) региональном и уровне образовательного учреждения.
Библиографическийсписок
1. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. Available at: http://government.ru
2. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. Available at: http://kremlin-moscow.com/006063
3. Анисимов В.В. Что такое безопасность образования, или почему российское образование опасно? Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: сборник научных материалов по Всероссийской конференции. Москва, 2005; 13 - 24.
4. Брежнев Л.И. Учиться, работать и бороться по Ленину! Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г. Техника - молодёжи. 1971; 12: 2 - 3.
5. XIII КПСС 29 марта - 8 апреля 1966 года. Стенографический отчёт. Т. 1. Москва: Госполитиздат, 1966.
6. Грохольская О.Г. Приоритеты воспитания личности в условиях изменяющейся России. Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию Л.С. Выготского. Москва, 2016; 297 - 301.
7. Мазкова И.Г. Личностно ориентированный подход - условие подготовки будущих учителей иностранного языка: учебное пособие. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2006: 106.
8. Орлов А.Н., Калачёв Г.А., Куликова Л.Г. Подготовка учителя на основе антропологического подхода: монография. Барнаул. 2009: 211.
References
1. Strategiya gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 fevralya 2016 g. № 326-r. Available at: http://government.ru
2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 g. № 808. Available at: http://kremlin-moscow.com/006063
3. Anisimov V.V. Chto takoe bezopasnost' obrazovaniya, ili pochemu rossijskoe obrazovanie opasno? Obrazovanie i bezopasnost': problemy, koncepcii, real'nost': sbornik nauchnyh materialov po Vserossijskoj konferencii. Moskva, 2005; 13 - 24.
4. Brezhnev L.I. Uchit'sya, rabotat' i borot'sya po Leninu! Rech' na Vsesoyuznom slete studentov 19 oktyabrya 1971 g. Tehnika - molodezhi. 1971;12:2- 3.
5. XIII KPSS 29 marta - 8 aprelya 1966 goda. Stenograficheskij otchet. T. 1. Moskva: Gospolitizdat, 1966.
6. Grohol'skaya O.G. Prioritety vospitaniya lichnosti v usloviyah izmenyayuschejsya Rossii. Teoriya i praktika vospitaniya: pedagogika i psihologiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 120-letiyu L.S. Vygotskogo. Moskva, 2016; 297 - 301.
7. Mazkova I.G. Lichnostno orientirovannyj podhod - uslovie podgotovki buduschih uchitelej inostrannogo yazyka: uchebnoe posobie. Cheboksary: ChGPU im. I.Ya. Yakovleva, 2006: 106.
8. Orlov A.N.,KalachevG.A.,Kulikova L.G. Podgotovka uchitelya naosnoveantropologicheskogo podhoda: monografiya. Barnaul. 2009: 211.
Статья поступила в редакцию 09.08.17
yflK:37.02
Mazanyuk E.F., senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University
(Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF DETERMINING THE MAIN PRINCIPLES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUTH. The article is dedicated to a problem of determining the main principles of environmental education of youth. The paper analyzes the selection of principles of environmental education with the requirements of the modern society, tendencies of its development, as well as provisions leading current pedagogical concepts. The article presents a list of the main principles of environmental education, which is appropriate when constructing a model of formation of ecological culture among the youth, the analysis of each of these principles.
Key words: ecological upbringing, ecological culture, ecological education.
Исследовательская
"Управленческая
Проектная
Рис. 2.Множествапринципов, используемыхпри формировании исследовательской, проектной и управленческой сфер культуры
Теоретический анализ наметившихся тенденций, обобщение практических результатов и накопленного опыта показали, что такое пересечение множеств принципов можно выделить при формировании любых сфер культур. Это множество принципов должно стать основой реализации требований к выпускнику вуза со стороны федеральных органов управления образованием. Принципы, не вошедшие в пересечение множеств, в большей степени актуализированы для региональных (муниципальных)
Е.Ф. Мазанюк, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена изучению проблемы определения основных принципов экологического воспитания молодёжи. В работе анализируются вопросы отбора принципов экологического воспитания с учетом требований современного общества, тенденций его развития, а также положений ведущих актуальных педагогических концепций. В статье приведен перечень основных принципов экологического воспитания, учет которых целесообразен при построении модели формирования экологической культуры современной молодёжи, проведен анализ каждого из указанных принципов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое образование.
В современных условиях развития мирового общества становятся весьма актуальными проблемы сосуществования человека и природы. Высокая актуальность данных проблем вызвана осознанием того, что естественный баланс указанного сосуществования в значительной степени нарушается нерациональной поведенческой деятельностью человечества, негативно влияющей на окружающую среду. В связи с этим в настоящее время в педагогической науке актуализируются вопросы экологического воспитания общества.
Формирование зрелого и целостного природоохранного мировоззрения является одной из ведущих целей всех общественных воспитательных институтов (семья, школа, учреждения профессионального образования, общественные организации и т. п.). В данном ключе высоким воспитательным потенциалом обладают, в частности, образовательные организации [1]. Так, проектирование и реализация совершенной модели экологического воспитания подрастающего поколения является ведущей задачей современного образования.
При разработке модели экологического воспитания молодёжи важным условием является подбор и учет принципов, способствующих оптимизации и повышению эффективности указанного воспитательного процесса.
По мнению ученых РС. Гарифуллиной и И.А. Юркиной, «одной их существенных причин низкого качества экологического воспитания является неадаптированность современного экологического знания к специфике воспитательных задач, неполная осведомленность педагогических субъектов о природных процессах, их скрытом и трансграничном характере» [2, с. 60]. В связи с этим при построении дидактической системы экологического воспитания молодёжи необходим, по нашему мнению, учет не только традиционных принципов воспитания, утвердившиеся в отечественной дидактике, (сознательность и активность, систематичность и последовательность, доступность и индивидуализация), но и тех принципов, которые все еще недостаточно реализуются в современной теории и практике образования, а именно:
- принцип гуманизации и демократизации воспитательно-образовательной и природоохранной работы;
- принцип дифференциации и индивидуализации;
- принцип природосообразности;
- культурологический подход;
- личностно ориентированный подход в воспитании,
- краеведческий,
- этнографический.
Данный перечень принципов является обобщенным. Выбор принципов зависит от учета индивидуальных особенностей и уровня сформированности экологической культуры обучающихся.
По мнению И.Д. Зверева, отбор принципов экологического воспитания молодёжи должен основываться на междисциплинарном подходе к формированию экологической культуры, учете единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся [3].
В последние два десятилетия в отечественной педагогике отмечается тенденция обращения к гуманистическому подходу в образовании, что отражается и на деятельности образовательных организаций. Сущность образования в контексте гуманистической парадигмы заключается в последовательности реализации гуманистического принципа, концепция которого заключается в обучении во имя развития личности обучающегося, в укреплении нравственных и гуманных отношений, в формиро-
вании бережного отношения к внутреннему миру воспитанника, его интересов и потребностей, в обобщении душевного, духовного и нравственного потенциала [4].
Р. В. Степанец подчеркивает, что «в аспекте формирования экологически культурной личности в условиях интеграционных процессов, характерных для современного образования, по-иному следует толковать проблему гуманизации образования. В настоящее время постановка вопроса о гуманизации образования свидетельствует о признании гуманизма в качестве базовой идеи развития образования» [5, с. 330].
На основе глубокого анализа современных теоретических источников, посвященных вопросам экологического образования и формирования экологической культуры молодёжи, нами были определены основные принципы экологического воспитания, а именно:
- принцип единства сознания и поведения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип гуманизации и демократизации содержания воспитательно-образовательной и природоохранной работы;
- принцип интегрированности воспитания;
- принцип природосообразности;
- принцип культуросообразности.
Обратимся к более подробному рассмотрению сущности указанных принципов экологического воспитания молодёжи.
Принцип единства сознания и поведения в воспитании предполагает сознательное отношение обучающихся к процессу обучения, формирование у них осмысленного понимания и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам. Учет данного принципа в системе экологического воспитания позволяет повысить уровень экологических знаний и экологической культуры, способствует формированию мотивационно-ценностного компонента указанного воспитательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в системе экологического воспитания молодёжи предполагает соблюдение рациональной последовательности в применении средств и методов организации педагогической деятельности, направленной на формирование экологической культуры. Сущность данного принципа заключается в регулярности и систематичности проведения воспитательных мероприятий по экологическому образованию. Систематичность и непрерывность экологического образования, последовательность изучения и осложнения учебного материала достигаются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности воспитанников. Данные требования должны распространяться также на формы и методы организации работы по экологическому воспитанию молодёжи.
В системе экологического воспитания подрастающего поколения, по нашему мнению, весомым является принцип доступности и индивидуализации, в котором доступность предполагает постоянное и постепенное преодоление трудностей выполняемых задач на основе рационального планирования содержания учебного материала. Учет возрастных и индивидуальных особенностей на каждом возрастном этапе развития позволяет рационально построить процесс обучения и воспитания и правильно дозировать учебные нагрузки. Принцип доступности и индивидуализации требует соблюдения ряда условий: при отборе средств, форм и методов воспитания, дифференциации учебных задач и нормировании нагрузок следует руководствоваться учебными программами, нормативными и гигиеническими требованиями.
Согласно ведущим концепциям современной отечественной педагогической науки, осуществлять полноценное экологическое воспитание молодёжи невозможно без учета принципа гуманизации и демократизации содержания воспитательно-образовательной и природоохранной работы. Данный принцип предполагает организацию образовательной и природоохранной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся, оказание помощи и педагогической поддержки в индивидуальном развитии воспитанников путем установления доверительных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, исключающих принуждение.
При организации процесса экологического воспитания молодёжи важным условием является учет принципа интегрирован-ности воспитания, который требует отбора содержания экологического образования, позволяющего обеспечить целостность развития общего мировоззрения, восприятия окружающего мира, осознание системы связей между его объектами и явлениями.
При проектировании модели экологического воспитания подрастающего поколения необходим учет требований принципа природосообразности, в основе концепции которого - отношение к человеку как к части природы. Сущность данного принципа заключается в осуществлении образовательной деятельности с учетом законов развития организма, особенностей физического развития. Учет данного принципа при разработке и реализации модели экологического воспитания молодёжи позволяет обеспечить преемственность этапов развития личности, в том числе -этапов формирования экологической культуры.
Одним из важнейших принципов экологического воспитания является принцип культуросообразности. Данный принцип определяет отношения между образованием и культурой как
Библиографический список
средой, способствует разностороннему развитию личности, а также регулирует воспитательное воздействие на обучающегося. Указанный принцип является культурной доминантой содержания воспитания, в основе которого общечеловеческие, общенациональные и этнические ценности. В рамках принципа культуросообразности отношение к воспитаннику определяется на основе восприятия его в качестве свободной целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, творческой самореализации и самоопределению. Данный принцип предусматривает обучение, воспитание и развитие экологических знаний, формирование экологической культуры и организации жизнедеятельности обучающихся в контексте культуры. Реализация педагогических требований принципа культуросообразности предполагает создание в образовательном процессе единого культурно-образовательного пространства, благоприятного для личностного развития воспитанников и приобретения ими опыта культуросообразного поведения.
Резюмируя вышесказанное, заключим, что при проектировании и реализации модели экологического воспитания молодёжи важным условием является учет дидактических принципов. Важной проблемой в данном ключе является подбор принципов, концепции которых будут лежать в основе воспитательной системы. Для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодёжи необходим учет как традиционных дидактических, так и инновационных принципов, целесообразность применения которых обоснована в авторитетных современных педагогических исследованиях. Реализация определенных в данном исследовании принципов экологического воспитания способствует развитию экологических знаний, воспитанию экологической культуры и сознания молодёжи.
1. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2000.
2. Гарифуллина Р.С., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014; 2: 58 - 62.
3. Зверев И. Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования. Педагогические принципы и условия экологического образования. Москва, 1983: 4 - 10.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. Москва, 1984.
5. Степанец Р.В. Интегративный подход к развитию экологического образования школьников. Вестник Брянского государственного университета. 2001; 1: 328 - 335.
References
1. Gajsin I.T. Preemstvennost'sistemy nepreryvnogo 'ekologicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2000.
2. Garifullina R.S., Yurkina I.A. Konceptual'nye osnovy 'ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2014; 2: 58 - 62.
3. Zverev I. D. Metodologicheskie osnovy principov i uslovij realizacii 'ekologicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskie principy i usloviya 'ekologicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1983: 4 - 10.
4. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funkciya ocenki ucheniya shkol'nikov. Moskva, 1984.
5. Stepanec R.V. Integrativnyj podhod k razvitiyu 'ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; 1: 328 - 335.
Статья поступила в редакцию 09.08.17
УДК 37.013.75
Poliakova E.A., Doctor of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: [email protected]
Kozhevnikova E.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: [email protected]
THEATRE AS AN EDUCATIONAL FORM OF CULTURE (WITH REFERENCE TO S.A. BOBROVSKY'S THEATRE). The
article is dedicated to description of a theatre as an educational form of culture. Theatre realizes an educational function regarding a society carrying out a transmission of socially significant information (values, standards and ideas) by means of specific communication. The director's theatre has the largest potential in realization of its social and cultural functions. It is capable to a greater degree to transform its activity with a purpose of accenting an attention on social, cultural and personal positions of a concrete society and forming of its outlook directions. The article analyzes the experience of broadcasting for the viewer values, norms, ideas within the framework of a unique, individual creative concept: the case study of the director's theater of Sergei Aleksandrovich Bobrovsky.
Key words: theater, educational form of culture, director's theater, values, cultural and educational space.
Е.А. Полякова, д-р ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.С. Кожевникова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]