Научная статья на тему 'Особенности адаптации педагогов в сельской школе'

Особенности адаптации педагогов в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VILLAGE SCHOOL / ADAPTATION / TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федина В. В.

В статье рассматривается проблема качества адаптации педагогов сельской школы в условиях модернизации социально экономических основ сельской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation features of village schoolteachers

The given article considers the problem of quality improvement of village school teachers’ adaptation to the conditions of social and economic modernization of rural culture.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации педагогов в сельской школе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37+593.1

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

© В. В. ФЕДИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]

Федина В. В. - Особенности адаптации педагогов в сельской школе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2012. № 28. С. 1091-1095. - В статье рассматривается проблема качества адаптации педагогов сельской школы в условиях модернизации социально-экономических основ сельской культуры.

Ключевые слова: сельская школа, адаптация, педагогическая деятельность.

Fedina V. V. - Adaptation features of village schoolteachers // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.

2012. № 28. P. 1091-1095. - The given article considers the problem of quality improvement of village school teachers’ adaptation to the conditions of social and economic modernization of rural culture.

Keywords: village school, adaptation, teaching activities.

Сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Сельская школа формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, любви к Родине. Школа на селе - это не просто заведение, где ученик получает определенные знания (хотя и это, несомненно, крайне важно). Сельская школа несет в себе еще гораздо более важную миссию - это место, где ребенок социализируется, то есть становится человеком общественным, постигает свою значимость в образе гражданина России. В городе, согласитесь, у школьника есть много иных возможностей, чтобы вписаться в общество: кружки, секции, детские дома творчества и т. п. А на селе всего этого недостаточно. Все это там может восполнить деятельность образовательного учреждения, в котором профессионально самореализуется компетентный педагог с внутренней мотивацией к работе в сельской школе.

Процесс профессиональной адаптации педагога в сельской школе в современной социально-экономической ситуации остается актуальным. Не случайно в стандартах нового поколения определяющим становится уровень педагогической подготовки учителя как личности, способной оказать влияние на создание условий для качественного образования в сельской школе XXI века.

Среди условий качественного образования в школе России, где две трети общеобразовательных

учреждений расположены в сельской местности, особое значение имеет модернизация сельской школы, которая призвана внести свой вклад в развитие страны и имеет определяющее значение в процессе адаптации сельского педагога.

Информатизация сельской школы как самостоятельный процесс, а также как часть процесса информатизации всей системы образования, связана с модернизацией образования в России. Стратегические образовательные цели информатизации сельской школы определены в Федеральной программе развития образования, а также в «Основных положениях концепции реформирования системы образования». Это гарантирует равенство возможностей получения качественного образования и его использования на всех этапах жизненного пути человека, независимо от социального положения и места жительства.

Процесс модернизации сельской школы может быть эффективен, если он предусматривает, прежде всего, повышение социального статуса сельского учителя как носителя духовно-нравственных ценностей нации, культуры, знаний. В Пензенской области для повышения качества образования и привлечения квалифицированных педагогов, в том числе и в сельские школы, разработана материально-правовая база. Об этом свидетельсвуют: Закон Пензенской области от 30.06.2010 г. № 1934-ЗПО «О мерах социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений Пензенской области и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и внесении

изменений в отдельные законы Пензенской области»; Приказ Министерства образования Пензенской области от 21.10.2011 № 583/01-07 «О реализации экспериментального проекта по дистанционному обучению в малокомплектных школах Пензенской области». Он, в частности, предусматривает: повышение уровня благосостояния учителей, реализацию новых образовательных стандартов, совершенствование учительского корпуса, осуществление дистанционного образования, развитие школьной инфраструктуры, энергосбережение в системе образования.

на Федеральном уровне так же принимаются законы по социальной защищенности педагогов на селе, так в статье 55 закона РФ «Об образовании» определяется размер, условия и порядок возмещения расходов педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих посёлках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 была принята Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», основная цель которой заключается в повышении уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Создание условий для улучшения социально - демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Основными задачами Программы являются:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

- улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта;

- улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе;

- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения;

- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

- расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Сельскую школу надо рассматривать в процессе изменения, в движении, но тогда весьма непросто вычленить ее отличительные признаки, влияющие на качество адаптации педагога к профессиональной деятельности в сельском образовательном социуме. Сельская школа - составная часть сельского социума. и она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.

Существующее многообразие сельских школ актуализирует необходимость выявления их общих черт. При всех региональных, социально-экономических и других различиях имеют место повторяющиеся признаки, наиболее существенно влияющие на качество адаптации сельского педагога. Этот вывод и стал основанием для выделения качественных характеристик сельской школы.

Наиболее точное определение понятию «сельская школа» даёт российский исследователь М. П. Гурьянова, указывая на то, что сельская школа -это собирательное понятие. Согласно её точке зрения, сельская школа выступает «как совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников». Она также выполняет социокультурную и социально-педагогические функции. именно последние функции являются интегрирующим основанием современной сельской школы и требует подготовки педагога, способного выполнять данные функции.

Поэтому рассмотрим подробнее основные качественные характеристики сельской школы как социокультурного феномена.

Сельская школа обладает качественными характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость и уникальность, а с другой, - обусловливают ее внутреннюю противоречивость и объясняют трудность разрешимости проблем адаптации сельского педагога.

Среди наиболее существенных качественных характеристик сельской школы выделим следующие: типовое разнообразие, малочисленность, безальтер-нативность в образовательном пространстве, полифункциональность деятельности сельского педагога, стихийная интегративность, зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности, большая значимость трудового воспитания, тесная связь с народными традициями, постоянный социальный контроль.

Типовое разнообразие сельских школ. Сельская местность России отличается многообразием сельских населенных пунктов (традиционно сложившиеся формы расселения села: деревни, поселки, станицы и другие). Численность детского населения в них пред-

определяет наполняемость школы и, соответственно, ее тип. Отсюда школы начальные, полные, основные. Разбросанные на огромной территории сельские школы функционируют в разных социальных, пространственно-территориальных, хозяйственных условиях жизнеобеспечения.

Рассмотрим подробнее выделенные характеристики деятельности педагогических коллективов современной сельской школы.

Малочисленность школ. Особенности расселения, огромные пространственные контрасты, наличие обширных редконаселенных и бездорожных зон, малолюдье определили такую особенность сельской школы, как малочисленность учащихся, что порождает такое явление, как психологическая монотомия, и требует внедрения индивидуальных, групповых, игровых педагогических технологий в обучении и развитии.

Так в МОУ СОШ п. Калинина Каменского района Пензенской области, работают 16 учителей, 11 имеют первую категорию. Школа работает в режиме 6 дневной недели, в 11 классах обучаются 64 ученика. Школа имеет структурное подразделение начальную школу села Кувака.

Безальтернативность в образовательном пространстве. В сельской местности школа, как правило, является единственным образовательным учреждением по месту жительства учащихся. В отличие от города на селе ученик прикреплен к конкретной школе, у него нет возможности выбора. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений дающих возможность ученику расширить свои познания лишает ученика и педагога сельской школы возможностей дополнительного развития.

Полифункциональность деятельности сельского педагога. Недостаточная укомплектованность многих сельских школ кадрами, большая текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым звеном сельской школы, вносили нестабильность в ее работу: любое звено образовательного процесса может в одночасье разрушиться по причине отъезда учителя. Малочисленность учащихся порождает и такое явление сельской школы, как учитель - многопредметник. С одной стороны, это усложняет дело работы сельского учителя, но с другой - выявляет потребности сельской школы в интегративных образовательных программах.

Стихийная интегративность. Отличительной особенностью сельской школы, наиболее интересной и проблемной, является ее стихийная интегративность (возрастная, территориальная, предметная). В сельской школе вместе обучаются дети вполне здоровые, нормально развитые и дети с особыми потребностями. То есть происходит то, чего на протяжении десятилетий не удавалось достичь отечественной городской школе и к чему с большим упорством, издержками и достижениями идет в последние 25-30 лет мировая школа.

Зависимость от места расположения и социально-экономического потенциала местности. Возможности сельской школы в развитии личности уча-

щихся напрямую зависят от ее места расположения и социально-экономических условий жизни населения. Чем ближе школа к городу, тем большими возможностями она располагает для интеграции детей в социальную и культурную жизнь общества, свободнее доступ к новейшей информации, культурным объектам города. В отдаленном населенном пункте возможности школы и учителя сужаются, что отрицательно сказывается на общем развитии учащихся.

Полифункциональность. Особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы (слабо развитая социальная инфраструктура, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы учащихся и педагогов) обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций. Школа выступает инициатором социальной работы с детьми и их семьями, осознавая необходимость охраны и защиты прав детей, оказания своевременной социально-психологической помощи детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Школа становится базовым институтом допрофессионального сельскохозяйственного образования учащихся, рассматривая эту работу как важное звено их подготовки к самостоятельной жизни на селе.

Большая значимость трудового воспитания. Повышенное внимание сельской школы к вопросам трудового воспитания и обучения школьников обусловлено спецификой образа жизни сельского населения.

Примером служит МОУ СОШ п. Калинина Каменского района Пензенской области детей обучают основам предпринимательства: как начать своё дело.

Тесная связь с народными традициями. Функционирование школы в сельской среде, сохранившей многие элементы традиционной народной культуры, объясняет всегда существовавшую (в разные времена на разном качественном уровне) более тесную связь воспитания и обучения сельских школьников с народными традициями. В сельских районах школы являются, как правило, национальными. В них всегда присутствуют элементы народной культуры, что придает им самобытность, создает особую атмосферу, близкую к семейной. Так, например, в МОУ СОШ п. Калинина Каменского района Пензенской области ежегодно проводится день культуры. В этом празднике принимают активное участие, как школьники, так и жители села.

Постоянный социальный контроль. Работа сельской школы, сельского учителя осуществляется в условиях постоянного социального контроля. Совпадение места жительства и места работы сельского учителя лишает автономности его жизнедеятельность. Функционирование в режиме постоянной общественной оценки ставит сельского учителя в ситуацию выбора: либо это постоянный профессиональный рост, либо элементарное приспособление к среде, когда нормы поведения, общения, интересы, привычки сельского учителя мало чем отличаются от представителей других социальных групп сельского социума.

Поэтому проблема социальной и профессиональной адаптации, профессионально-ролевого самоопределения сельского учителя относится к числу важнейших задач, решение которых позволит сельской школе продолжить многовековые традиции по сохранению и развитию национального менталитета и архитипа сельского жителя.

Учитель современной сельской школы - один из важнейших субъектов подготовки подрастающего поколения. От его профессионализма, мотивации реально зависит уровень подготовленности молодежи к жизни, а соответственно и характер развития человеческих ресурсов, страны в целом. именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественноэстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Педагогическая деятельность в современном селе - одна из немногих сфер, в которой молодой специалист сразу должен начинать работать на уровне авторитетного профессионала. Особенно трудно реализовать данное положение учителю сельской школы. Выпускнику вуза необходимо социализироваться в сельской местности, по сравнению с городскими коллегами ему требуется выполнять целый ряд специфических функций.

известно, что окончание вуза, получение диплома не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - «вживания» в профессию. Между тем, молодой учитель в сельской школе сразу начинает работать с учащимися наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Не случайно к вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые, педагоги и психологи: Л. Г. Борисова, С. г. Вершловский, Т. А. Воробьева, Ф. Н. гоно-болин, П. А. Жильцов, Н. А. Ершова, Л. М. Митина, А. Г. Мороз, Г. И. Насырова, П. А. Просецкий, М. И. Ску-бий, В. А. Сластенин, А. И. Ходаков и др.

Вместе с тем, проблемы адаптации учителя к условиям сельской школы еще не достаточно исследованы. Отсутствие учета специфики труда молодых учителей в условиях сельской школы существенно затрудняет процесс их адаптации жизнь показывает, что молодым специалистам приходится преодолевать множество трудностей и начинающие педагоги сельской школы уходят в другие сферы деятельности.

Как мы определили выше, адаптация является процессом приспособления личности с определенным набором индивидуальных и личностных характеристик к динамично изменяющимся условиям жизнедеятельности.

Характеризуя адаптацию как процесс, многие исследователи выделяют следующие компоненты: «адаптивная среда», «адаптирующийся элемент»

(личность или группа лиц, коллектив) - адаптант, «адаптивная ситуация» и «адаптивная потребность».

Среда адаптации, будучи детерминирована всеми социально-экономическими условиями общества, в каждом конкретном случае подразделяются на предметную и личностную. Под предметной средой понимают виды деятельности, которые должна освоить личность. Личностной - состав членов коллектива, в котором будет проходить процесс адаптации, преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат. Для нашего исследования предметная среда представляет виды профессиональной деятельности педагога, среди которых важное место занимает коммуникативная деятельность.

Адаптант - личность, представляющая собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий (А. Н. Леонтьев), взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами. Как уже было отмечено выше, адаптирующимся элементом может быть группа лиц, коллектив.

Адаптивная ситуация возникает в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующегося элемента. Это взаимодействие возникает при изменении положения элемента или при перемещении элемента в новую среду. Адаптивная ситуация является началом процесса адаптации. Адаптивная среда и адаптивная ситуация, как элементы адаптации, тесно взаимосвязаны и опосредованы личностью.

Адаптивная потребность - это состояние личности, испытывающей нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая проявляется в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоении человеком определенной формы деятельности. динамика становления адаптивной потребности педагога сельской школы представляется следующим образом:

- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;

- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического стресса, напряжения и т. п.;

- осознание личностью этого рассогласования, его причин;

- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установок на адаптацию;

- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.

Несомненно, профессиональная адаптация педагога сельской школы связана и с психологической, так как личность, адаптирующаяся к производству (в нашем случае - к школе), усваивает общественные нормы и ценности данной профессии, формирует свой социально-профессиональный статус.

Изучая процесс профессиональной адаптации, мы подчёркиваем, прежде всего, её психологическую

и социальную направленность, и в данном контексте адаптация понимается как приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или изменившимся условиям жизни в целом. Соглашаясь с исследователями, что лидирующее место в адаптации молодого специалиста занимает его профессиональная социализация (усвоение и активная реализация профессионального опыта, овладение ценностями профессионального сообщества), считаем, что не менее важным является появление основных психологических новообразований. Это освоение новой социальной роли, формирование профессионально важных качеств, выбор оптимального поведенческого решения. Процесс адаптации молодого специалиста к профессионально-педагогической деятельности объективно включает в себя как принятие ролей и функций профессионального характера, так и вхождение в структуру межличностных отношений. Поэтому социально-психологическую и профессиональную адаптацию, особенно в условиях новой парадигмы образования, можно с полным правом рассматривать как две стороны целостного процесса.

Следовательно, рассматривая профессиональную адаптацию в том или ином контексте, мы имеем дело с рядом общих особенностей данного процесса:

• активный характер процесса адаптации;

• изменение характеристик адаптирующейся личности;

• необходимость данного процесса для успешного функционирования и развития человека в динамично меняющихся условиях окружающей среды.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мельникова Н. Н. Проблема социально-психологической адаптации. Некоторые подходы к изучению // Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика. Ярославль, 2000. Т. 2. С. 266-270.

2. Панкова Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев. М.: МАКС Пресс, 2009.

3. Кузнецов П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 2007. 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.