Научная статья на тему 'Образование, молодежь и ислам в Таджикистане'

Образование, молодежь и ислам в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование, молодежь и ислам в Таджикистане»

ОБРАЗОВАНИЕ, МОЛОДЕЖЬ И ИСЛАМ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Ученый из Германии Штефан Манья в своей работе «Образование, молодежь и ислам: растущая популярность частных уроков религии в Душанбе, Таджикистан»1 объясняет постоянно растущую в Душанбе популярность частных уроков религии тем, что они «способствуют удовлетворению растущего интереса городского мусульманского населения к основам ислама, помогают родителям решать их задачи по воспитанию и позволяют молодым мусульманам участвовать в общественной жизни и выражать свою религиозную принадлежность». Кроме того, очевидно быстрое увеличение числа учебных классов при мечетях, являясь свидетельством усиления позиций ислама в Таджикистане, одновременно отражает слабость государственной системы просвещения.

Согласно таджикской традиции, «джавони» («юность») - это время, когда мусульманин готовит себя к обязанностям (в семье, в обществе, на работе), которые ему придется выполнять в будущем. На данном этапе жизненного цикла особая роль отводится образованию - «тарбия». Это понятие охватывает комплекс просветительских и воспитательных мер, которые осуществляют старшие члены общества, чтобы указать молодому человеку «рохи рост» («правильный путь»), научить его жить в соответствии с исторически сложившейся культурной традицией и системой отношений. Религиозному образованию в жизни таджиков всегда придавался особый смысл. Опросы жителей Душанбе показывают, что представители всех без исключения социальных групп и сейчас считают нормы ислама важнейшим регулятором общественной жизни. Как непреложные истины воспринимаются традиционные утверждения типа: «религия ("дин") - это образование ("тарбия")», или: «ислам учит нас морали, скромности и правилам поведения ("одоб")».

В постсоветский период религиозное обучение стало постепенно возвращаться в жизнь горожан, в том числе и в виде посещения молодежью уроков религии - «сабак». Занятия там проводятся на основе стандартных программ для прежних религиозных школ при квартальных мечетях («мактаб»). Как правило, это зна-

1 Stephan M. Education, Youth and Islam: the Growing Popularity of Private Religious Lessons in Dushanbe, Tajikistan // Central Asian survey. - Oxford, 2010. -Vol. 29, N 4. - S. 469-483.

комство с каноническими текстами «Чахор китоб»1, «Хафтйак»2, произведениями классиков персидской литературы Саади, Бедиля и Хафиза. Учеников также обучают правильному совершению основных ритуалов, к которым прежде всего относится молитва («намоз»). Им объясняют значение, смысл и правила поста и омовений. Изучение духовной литературы в обязательном порядке сопровождается моральными наставлениями. Последние должны приучить подростков к соблюдению дисциплины, показать, как на основе религиозных законов организуется жизнь в семье и обществе. Особое значение имеет знакомство с таким понятием, как «хурмат» («уважение», «почтение»). «Посредством "хурмат" определяются все вопросы, имеющие отношение к общественной, религиозной и политической жизни мусульман в данном регионе, укрепляется авторитет старшего поколения и его власть над более молодым, определяются отношения между верующими и высшей силой, равно как и отношения между полами».

Растущая заинтересованность родителей в том, чтобы их дети посещали уроки религии, имеет под собой много объяснений. В основном люди связывают с ними надежду на возрождение старых традиций, прерванных годами жизни в СССР. Большинство тех, кто отправляет своих детей на занятия, - это бедняки-переселенцы из сельских районов. Вынужденно покинув родные места и поселившись в современных микрорайонах, они оказались оторванными от привычного образа жизни, при котором дети росли в общинной среде, получали необходимые для взрослой жизни навыки и исподволь усваивали принципы человеческих взаимоотношений.

Кроме того, обучение (которое ведется раздельно) несет в себе специфически гендерные аспекты. Юным жительницам города, например, объясняют, как важно для настоящей мусульманки соблюдать моральные принципы («шарму хаё») и как пренебрежение такими особо ценимыми таджикским обществом нормами, как скромность и целомудрие, не только портит репутацию женщины,

1 «Сборник (в четырех частях) прозаических и поэтических произведений на персидском языке, принадлежащих разным авторам... является одним из стандартных пособий, на основе которого формировалась местная исламская традиция мусульманского населения Таджикистана. Сборник содержит в себе основные положения мусульманской религии и призван передавать из поколения в поколение правила, на которых строятся отношения в семье и в местной общине» (с. 480).

2 «Книга, содержащая выдержки из Корана».

но и ложится пятном на всех ее родных. Девушек учат одеваться в соответствии с традицией и по правилам веры, прививают навыки ведения домашнего хозяйства. По словам одной «бибихалифа» (женщины-наставницы) из Душанбе, когда на уроках она показывает девочкам то, что пригодится им в семейной жизни, она тем самым указывает «рохи рост» («верный путь»). Учитывая, что перед большинством женщин Таджикистана выстраиваются весьма ограниченные карьерные перспективы, возможность приобрести навыки отличной хозяйки является для них жизненно важной. Поэтому многие родители в Душанбе положительно воспринимают религиозное обучение и отдают ему предпочтение перед светским образованием.

Своевременное усвоение базовых принципов исламской морали не менее важно и для будущего юноши, так как по традиции ему полагается стать со временем опорой для жены и детей, а также материально поддерживать престарелых родителей. Прежде юноши постепенно усваивали круг своих обязанностей, наблюдая жизнь собственной семьи и ближайшего окружения. Однако тяжелая экономическая ситуация, характерная для постсоветского Таджикистана, внесла в семейный уклад серьезные коррективы. Многие семьи были вынуждены покинуть родные места. Родители в силу обстоятельств оказываются неспособными выполнять воспитательные задачи, хотя бы потому, что отцы вынуждены надолго уезжать на заработки за границу, а перед матерями помимо домашних обязанностей часто встает необходимость искать заработок на месте. При таком порядке вещей немало подростков и юношей оказываются не просто вне влияния старших, но и вообще без какого-либо надзора. Именно поэтому «в Душанбе многие родители-мусульмане считают религиозное образование, предлагаемое местными духовными наставниками, подходящей мерой для контроля над поведением сыновей и управления ими». Посещение частных религиозных уроков становится для молодежи своеобразной формой досуга, до известной степени уберегает ее от негативных влияний и создает ощущение причастности к жизни местной общины, что особенно важно для детей мигрантов из сельских районов. Автор приводит пример: «Мулла по имени Инойат ежедневно в помещениях местной мечети проводит занятия с шестнадцатью подростками, которым от 12 до 16 лет. Уроки проходят во второй половине дня, что позволяет ученикам принимать участие в вечерней общей молитве вместе со взрослыми мужчинами, а также прислуживать в мечети (готовить чай, уби-

рать комнаты и т.п.). В этом смысле занятия являются альтернативой "улицы" - то есть общественного пространства, которое для старшего поколения мусульман Душанбе несет в себе отрицательную моральную коннотацию, как рассадник алкоголизма, наркомании, преступности, проституции и насилия».

Уроки религии упорядочивают повседневную жизнь беспризорных подростков, учат их брать на себя ответственность и дают им возможность участвовать в общественной и религиозной жизни своего района. Эти занятия - не просто приемлемая альтернатива «улице». «Посредством таких уроков молодые неприкаянные городские мигранты, которые живут на периферии и имеют мало социальных контактов в городе, или не имеют их вовсе, и которые вследствие нищеты редко участвуют в общественной жизни, получают свое место в четко очерченной структуре, а также систему социальной поддержки, дающей ощущение причастности, заменяющей отсутствующих родственников и позволяющей глубже интегрироваться в местную среду». Одновременно посещение классов при мечетях сообщает подросткам новое качество, позволяет выделиться из среды сверстников, повысить самооценку и статус. «Занимая маргинальное положение в обществе, они посещают "сабак" в надежде, что это позволит им добиться уважения в общине и повысит шансы социальной мобильности».

Несмотря на свою достаточно узкую специальную направленность, уроки религии в условиях современного Таджикистана предоставляют части молодежи возможность развития. Многие подростки, даже проживая в Душанбе, не имеют доступа не только к качественному светскому образованию, но и к образованию вообще. Часто старшие дети из бедных многодетных семей вынуждены бросать школу, чтобы помогать по хозяйству и ухаживать за младшими братьями и сестрами (особенно это касается девушек). Посещение уроков религии становится для них единственной формой интеллектуальной деятельности. В процессе освоения духовной литературы они приобретают ряд полезных навыков. Например, необходимость запоминать священные тексты и затем декламировать их способствует тренировке памяти и выработке дикции, а почтительное отношение к богослужебным книгам переносится затем на книги вообще. Кроме того, для некоторых подростков посещение «сабак» - это единственная возможность отвлечься от рутины и побыть со сверстниками.

В таджикском обществе с его патриархальным укладом молодежь вынуждена существовать в тех рамках, которые определе-

ны для нее старшими поколениями. Такое положение вещей существенно ограничивает возможности для развития личности. В этом отношении изучение основ ислама (несмотря на то что и оно происходит с ведома и одобрения старших) вносит в жизнь молодых людей некоторое разнообразие, расширяет кругозор, дает пищу для размышлений, самостоятельных выводов, а также дискуссий, хотя бы и со своими товарищами. Еще свободнее чувствуют себя те, кто смог вырваться из жесткой структуры и пойти собственным путем. Примером такого «вольнодумства» может служить факт самостоятельного выбора духовного наставника. Так, некоторые молодые люди покидают того учителя («мулло»), который еще в советское время получил «классическое религиозное образование» («пешхондаги»), и выбирают себе наставника из тех, кто получил «новое образование» («новхондаги»). Как правило, такие учителя сами молоды. Они знают иностранные языки, пользуются современными средствами коммуникации, следят за новой литературой по исламу и даже одеваются иначе, чем духовенство старого склада. В глазах последнего они являются воплощением «чистого», «транснационального ислама», подрывающего местные вековые традиции.

Выбор в пользу носителей «новхондаги» делают не только юноши, но и девушки. Примечательно, что главным побудительным мотивом в данном случае является «альтернативная исламская одежда» молодых преподавательниц - умение украсить себя широким покрывалом и особым образом повязанным головным платком. С одной стороны, такая «впечатляющая манера одеваться и прочие модные детали (современные ткани, косметика, накрашенные ногти) свидетельствуют о появлении в таджикской столице "исламской современности", в которой мода и эстетизм сочетаются с моральными принципами, красотой и набожностью». С другой стороны, ношение платка может восприниматься как форма протеста, как стремление получить признание, как желание девушки самоутвердиться. Начиная носить покрывало и платок, молодая женщина становится «заметной». А это противоречит местным представлениям о женской морали («шарму хаё»), в соответствии с которой женщина никогда не должна привлекать к себе внимания.

В заключение автор пишет о том, что приобретающие все большую популярность уроки религии позволяют таджикской молодежи несколько расширить границы, установленные для нее старшим поколением и «традициями», не вступая при этом в пря-

мую конфронтацию с родителями. В то же время в условиях тотальной нищеты и при отсутствии реальных карьерных перспектив ислам предоставляет городской молодежи «благородный» путь повышения социального статуса. Он «служит опорой молодым в поисках идентичности, в их борьбе за признание обществом, за статус взрослых».

Реферат подготовила Н.Б. Шувалова.

«Реферативный журнал: Востоковедение и африканистика», М., 2011 г., № 11, с. 56-61.

Л. Васильев,

старший научный сотрудник (ИДВ РАН) ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Экстремизм и сепаратизм в Центрально-Азиатском регионе, а также сопутствующий им терроризм представляют собой сложные и многоаспектные явления, содержащие политический, экономический, социальный, криминальный и военный компоненты. Здесь оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Важно учитывать и тот факт, что их возникновение имеет внутренние причины, схожие для разных стран. В то же время их деятельность прочно связана с идейными течениями за пределами региона, а террористические организации Центральной Азии тесно сообщаются с международным криминальным сообществом, контролирующим торговлю оружием, наркотиками, людьми.

Следует учитывать, что сепаратизм представляет собой определенное политическое течение, в то время как экстремизм и терроризм - это способы достижения политических целей, которые достаточно широко используют как сепаратисты, так и представители некоторых других политических течений. Иными словами, если сепаратизм является содержанием определенных политических идей, то экстремизм и терроризм - это формы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.