Научная статья на тему 'Молодежь и ислам в Таджикистане'

Молодежь и ислам в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
584
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Олимова С.

«Страны и народы», М., 2006 г., вып. 32, с. 157-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь и ислам в Таджикистане»

С. Олимова,

политолог

МОЛОДЕЖЬ И ИСЛАМ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Радикальные исламские движения, потрясающие мир последние годы, в первую очередь имеют политический и социальный характер, что заставляет исследователей обращаться к изучению социальной, социально-политической роли ислама в регионах распространения этой религии, исследовать социальную базу различных исламских течений, в том числе экстремизма исламской ориентации. Изучение социальных корней тех или иных исламских движений имеет особое значение в странах, переживающих трансформационный период, таких как страны Центральной Азии, получившие независимость после распада СССР и начавшие строительство демократического общества с рыночной экономикой. Коренные изменения, которые идут в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни центральноазиатских обществ, непосредственно отражаются на религиозной ситуации.

Общим местом исследований по исламу в современной Центральной Азии стал тезис о возрождении ислама в регионе. Подъем исламского движения в постсоветской Центральной Азии включает в себя обширный спектр явлений: массовое строительство мечетей, распространение религиозного образования и просвещения, восстановление исламского права в некоторых сферах регулирования частной жизни, легальную деятельность политических религиозных организаций, в том числе партий, антиправительственные выступления оппозиционных исламских течений, деятельность вооруженных экстремистских групп. Однако при всем размахе новейших явлений в исламе Центральной Азии для них до сих пор не существует ни приемлемого обозначения, ни достаточно полного объяснения. Используемые термины «возрождение», «исламский ренессанс», «реисламизация», «вторичная исламизация», «распространение фундаментализма» вызывают ожесточенные споры среди исследователей. Оживленные дискуссии ведутся также вокруг вопроса, является ли возрождение ислама в Центральной Азии результатом самостоятельного духовного, социального и политического развития региона или же оно навязано извне. Противоположные позиции занимают исследователи и по вопросу, можно ли считать Центральную Азию советского периода частью исламского мира или же она развивалась автономно в атеистическом русле

102

коммунистического эксперимента. Наиболее жестко эти споры ведут американские исследователи А. Хетманек и М. .Эткин. Из французских специалистов наиболее последовательно отстаивает мнение, что исламское возрождение в Центральной Азии имеет собственные корни, С. Дюдуаньон. Однако слабая изученность проблемы, острый недостаток эмпирических данных препятствуют формированию достаточно аргументированных позиций по данному вопросу.

До сих пор распространено мнение, что из-за политики государственного атеизма, включавшей массовое уничтожение и эмиграцию мусульманского духовенства в первые годы советской власти, исламская мысль в регионе практически замерла. В результате ислам в центральноазиатских обществах стал функционировать преимущественно как традиция, образ жизни и основа культурной идентичности, но не как мировоззрение и идеология. Если основываться на этой точке зрения, то надо согласиться с мнением подавляющей части исследователей, которые считают, что возрождение ислама в 80-90-е годы прошлого века в Центральной Азии, включающее стремительное распространение политического исламского движения, есть результат влияния извне, своего рода случай прозелитизма. Предполагается, что деятельность международных исламских организаций была исключительно успешной в условиях духовного вакуума, образовавшегося в результате краха коммунистической идеологии. Однако это объяснение не может нас удовлетворить, так как оно не дает ключа к пониманию масштабов и разнообразия форм внутриисламского движения в Центральной Азии, в том числе и к объяснению причин массового распространения в регионе малоизвестных радикальных исламских течений, таких, например, как Хизб ут-Тахрир.

Думается, чтобы понять природу подъема исламского движения и появления религиозного экстремизма в Центральной Азии, в первую очередь необходимо обратиться к изучению социальных аспектов развития ислама в регионе. Социальные корни исламизма в Центральной Азии уже привлекали внимание исследователей. Однако религиозные позиции отдельных социальных и возрастных групп глубоко не рассматривались, хотя такие исследования могли бы существенно расширить знания о так называемом исламском ренессансе в Центральной Азии.

Может быть, наиболее интересной группой в свете изучаемой темы является молодежь. Трансформационные процессы, ко-

103

торые переживают сегодня центральноазиатские общества, наиболее остро и динамично идут в молодежной среде, которая значительно быстрее адаптируется к социальным изменениям, чем взрослые. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа совмещает в себе прошлое и будущее, возможное и действительное. Например, трудно переоценить роль молодежи в формировании будущего такой страны, как Таджикистан, если учесть, что она представляет собой самую большую группу населения страны. Согласно результатам Национальной переписи, проведенной в Республике Таджикистан (РТ) в 2000 г., средний возраст населения РТ равняется 22,8 годам, а люди до 29 лет составляют 70% населения страны. Кроме того, известно, что именно в молодежной среде развертывается деятельность экстремистских организаций различной окраски, в том числе и религиозной. Распространение влияния нелегальной исламской партии Хизб ут-Тахрир во всех странах Центральной Азии, возникновение новых подпольных групп Джамаат, Баят, появление невиданного для Центральной Азии феномена - террористических актов с участием камикадзе, заставляют обратиться к изучению отношения молодежи к религии в социальном контексте изменений, происходящих в регионе в последние годы.

Это можно осуществить, изучая общественное мнение. Зеркало общественного мнения отражает отношение к религии различных половых, возрастных, социальных страт, выявляет потребности, ценности, установки, жизненные стратегии, заставляющие социальные группы выбирать в исламе то или иное направление. Основываясь на материалах опросов общественного мнения, проведенных в Таджикистане, интервью с молодыми верующими и представителями мусульманского духовенства, автор попытался в данной статье рассмотреть следующие вопросы:

- религиозная активность и отношение к соблюдению религиозных предписаний среди молодежи;

- изменения восприятия религии в молодежной среде;

- ценностная значимость ислама для молодежи;

- «умеренные» и радикалы в молодежной среде;

- отношение молодежи к экстремистским религиозным течениям.

Центральная Азия многие столетия не только была частью исламского мира, но и являлась одним из центров исламской мысли, науки и культуры. Огромная духовная культура, созданная

104

таджиками и узбеками в рамках исламской цивилизации, стала неотъемлемой частью, фундаментом общественного сознания в Таджикистане. За годы существования в рамках СССР в результате миграций в Таджикистане появились представители различных народов и конфессий - православные, лютеране, католики, последователи других христианских вероучений, буддисты. Значительная часть некоренных жителей РТ считали себя атеистами, однако для коренного населения РТ ислам в его своеобразном региональном варианте продолжал оставаться основой мировосприятия, образа жизни и в советское время. После обретения независимости в Таджикистане начались кардинальные перемены во всех областях жизни, которые привели к заметным изменениям в массовом сознании. После распада СССР в РТ начался вооруженный конфликт, который продолжался с 1992 по 1997 г. Он унес 50 тыс. жизней и разрушил значительную часть унаследованной от СССР инфраструктуры.

Исключительно негативную роль для экономики Таджикистана сыграл разрыв экономических связей, сложившихся в СССР. Мощные промышленные предприятия, созданные в Таджикистане в процессе советской модернизации, оказались неконкурентоспособными в рыночных условиях. Следующие факты и цифры показывают глубину и масштабы экономического коллапса, поразившего Таджикистан в первое десятилетие независимости.

- с 1991 по 1998 г. ВВП на душу населения сократился с 550,1 до 177,2 долл. США и достиг в 2003 г. 236,6 долл. США;

- за период с 1990 по 2003 г. размер средней пенсии уменьшился в 18 раз и составил 4 долл. США, средней зарплаты - в 11 раз, составив в 2003 г. 12 долл. США.

Наиболее тяжелой проблемой остается безработица. Уровень ее в Таджикистане с учетом методологии МОТ составляет 11,3%. Большинство безработных - молодежь: 68,9% всех безработных в Таджикистане - молодые люди от 15 до 29 лет. Экономический кризис способствовал стремительному возрастанию масштабов бедности. Несмотря на начавшийся в 1997 г. экономический рост, РТ остается одной из самых бедных стран в мире.

Вопреки всем трудностям население постепенно адаптируется к новой ситуации, продолжается трансформация политической системы и экономики страны. Основные изменения происходят в следующих жизненно важных для развития общества моментах: экономический переход от централизованного планирования к сво-

105

бодному рынку, социальный переход от строгого государственного обеспечения и контроля к социальной гибкости и опоре на собственные силы, переход от антирелигиозной политики государства к свободе вероисповедания.

Все эти изменения оказали глубокое влияние на конфессиональную ситуацию. Уже в преддверии развала СССР начался процесс возрождения ислама. Большинство населения, которое в советское время вынуждено было скрывать свои религиозные взгляды, получило возможность открыто продемонстрировать свою приверженность исламу. Возникли политические исламские организации, которые приняли участие в вооруженной борьбе на одной из сторон межтаджикского конфликта, разразившегося сразу же после распада СССР. Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) вместе с Демократической партией и другими политическими организациями образовали Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО), которая в 1992 г. вступила в вооруженное противостояние с правительством Таджикистана. Пять лет вооруженного конфликта, длительный переговорный процесс закончились подписанием 27 июня 1997 г. в Москве Общего соглашения об установлении мира и национального согласия между Правительством Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозицией. Мирные соглашения 1997 г. стали началом активного процесса послевоенной реконструкции и реинтеграции, в котором исламское политическое движение приняло активное участие. Согласно Мирным соглашениям 30% высших должностей в стране должны были занять креатуры ОТО. Большинство этих лиц были членами или сторонниками ПИВТ.

Ключевую роль в мирном процессе сыграла Комиссия по национальному примирению, сформированная из представителей правительства и оппозиции. Вооруженное исламское движение и нерегулярные вооруженные формирования правительственной ориентации (Народный фронт) разоружились, распустив свои военные отряды. В 1999 г. был снят запрет с деятельности оппозиционных политических партий, входивших в ОТО, после чего начался трудный период трансформации ПИВТ из военно-политического формирования в легальную политическую партию парламентского типа. Исламисты приняли участие в первых постконфликтных выборах и получили два депутатских мандата. Свое место в политическом процессе ПИВТ подтвердила на парламентских выборах в феврале 2005 г., когда исламисты также получили два парламент -

106

ских места. В настоящее время Таджикистан - единственная страна в регионе, где религиозная исламская партия играет важную роль в политическом процессе и является одной из трех крупнейших политических партий.

В советский период ислам доминировал среди религий в Таджикистане, однако невозможно даже приблизительно оценить численность верующих из-за отсутствия достоверных данных. Тем не менее трудно сомневаться в том, что группа атеистов была достаточно многочисленной. Ситуация резко изменилась после распада СССР и обретения независимости. В 1996 г., по результатам национального опроса общественного мнения в Таджикистане, 97% респондентов сообщили, что являются верующими. При этом 90% всех опрошенных признали себя мусульманами, 4% - православными, 1 - последователями других религий, 2 - атеистами и 2% - затруднились ответить. В июне 2005 г. признали себя мусульманами 95,4% респондентов, христианами различных толков -3,5%, исповедующими другую религию - 0,2, атеистами - 0,5, не исповедующими никакой определенной веры - 0,2, затруднились ответить - 0,2%.

В советское время наибольшей религиозностью отличались представители старшего поколения. Среди молодежи уровень религиозности был значительно ниже. Это положение изменилось коренным образом. В настоящее время, судя по опросам общественного мнения, атеистов среди молодежи практически нет. В советский период уровень религиозности зависел от образовательного уровня: чем выше уровень образования, тем меньше активно верующих. Это положение изменилось, причем существенно. Теперь эта закономерность действует только в возрастных группах старше 25 лет. В младших группах уровень религиозности не зависит от образования. Согласно данным опросов уровень религиозности у студентов выше, чем у пенсионеров. Закономерностью постсоветского времени стал более высокий уровень религиозной активности молодежи, чем у взрослых, что является изменением традиционных норм поведения. В таджикском обществе традицией закреплено свободное отношение молодежи к соблюдению основных требований ислама, в частности к посещению мечети, ежедневной молитве, соблюдению поста, участию в религиозных обрядах. Принято считать, что все эти нормы станут обязательными для исполнения после перехода молодых людей в возрастной класс взрослых, домохозяев, отцов и матерей семейств. Однако в послед-

107

ние годы молодые мусульмане Таджикистана относятся к соблюдению религиозных норм значительно более строго, чем их родители в молодости. Уровень их религиозной активности приближается к уровню религиозной активности 40-летних. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Одним из наиболее важных и обязательных для исполнения религиозных требований является молитва. Ежедневно совершают пятикратный намаз 12% молодых людей в возрасте 18-29 лет и 30% 40-49-летних, нерегулярно молятся 40% людей в возрасте 1829 лет и 41% 40-49-летних. «Я считаю, что каждый человек рано или поздно приходит к молитве. По-моему, лучше, если человек начнет молиться в раннем возрасте. Я слышал, что если начать читать 5-кратный намаз с юности, то это убережет от совершения аморальных поступков». Торговец на рынке, 21 год (Душанбе).

Столь же важным требованием ислама является соблюдение поста в месяц Рамадан. Полностью соблюдают пост 64% людей в возрасте от 18 до 29 лет, нерегулярно постятся 24% респондентов из этой группы. Для сравнения приведем данные по возрастной группе 40-49-летних: в ней пост полностью соблюдают 73%, нерегулярно - 18% опрошенных. В постсоветское время кардинально изменилось отношение молодежи к посещению мечети. Если перед распадом СССР в Таджикистане функционировало 17 пятничных мечетей, то в настоящее время в РТ 300 пятничных мечетей. Только в первом полугодии 2005 г. открылись шесть новых пятничных мечетей. Не менее важную роль, чем пятничные мечети, играют квартальные мечети, которые стали центрами духовной, религиозной и социальной жизни общин. В настоящее время в Таджикистане функционируют более 3000 зарегистрированных квартальных мечетей и множество незарегистрированных. Они особенно важны для молодых людей, которые в мечетях находят необходимые им общение, возможность обсуждать волнующие их темы, получать информацию.

«Сейчас мечети переполнены. Если в прошлом году в нашу квартальную мечеть ходило 70 человек, то сегодня - 150. Особенно много приходит молодежи». Журналист, 29 лет (Душанбе).

О важности общения в мечетях для молодежи говорит тот факт, что 60% молодых мужчин в возрасте 18-29 лет бывают в мечети ежедневно, тогда как только 33% мужчин старше 60 лет ходят в мечеть ежедневно.

108

Мечети также являются организаторами благотворительности. Материалы опросов и интервью, проведенных в Душанбе в 2004-2005 гг., показали, что большинство мужчин, имеющих высокий и средний доход, регулярно жертвуют какую-то долю доходов на благотворительность через мечети. Материалы проведенных исследований показали, что соблюдение религиозных предписаний молодежью в основном продиктовано чувством долга перед старшими членами семьи, давлением общества, которое требует их выполнения как свидетельства принадлежности к той или иной социальной, возрастной и половой группе, и личными убеждениями. Последний фактор становится все более значимым, особенно в младших возрастных группах. Об этом свидетельствуют материалы опросов: 70% опрошенных сказали, что считают себя мусульманами прежде всего потому, что родители были мусульманами. 15,4% считают, что ислам - это неотъемлемая часть национальной культуры. Они полагают, что этнические таджики должны быть мусульманами, так как ислам - традиция, материнская культура и образ жизни таджиков. 7,5%, среди которых есть новообращенные -русские и немцы - изучали ислам и сознательно приняли его как единственно верную религию. 6,4% вообще никогда не задумывались о том, почему они считают себя мусульманами.

Большинство мусульман Таджикистана, кроме новообращенных, познакомились с исламом в своих семьях и там же почерпнули начатки религиозных знаний, касающиеся чтения Корана, догматики, обрядности, фыкха, арабского языка. Дома получили религиозное образование почти половина опрошенных мусульман. При этом 23,3% учились у родителей, дедушек и бабушек, 13% - у родственников, знакомых, соседей, частных вероучителей, связанных с учениками родством и принадлежностью к одной общине. Только 3,4% опрошенных мусульман получили религиозные знания вне своей семьи и общины. Из них 2% учились в мечети, 0,3% закончили медресе, 1,1% опрошенных женщин получили религиозные знания у биби-халифа. 25,3% не имеют религиозных знаний вообще. Эти данные говорят о том, что, несмотря на атеистический прессинг в советское время, ислам и в то время оставался ключевым элементом культуры, мировоззрения, образа жизни в таджикском обществе. Только четверть респондентов росла в семьях, которые не могли или не считали необходимым давать религиозное образование своим детям.

109

Исключительна роль семьи и в становлении молодых религиозных лидеров. Материалы интервью с молодыми муллами (священнослужителями), молодыми членами ПИВТ, активистами религиозных общин свидетельствуют, что в социализации личности каждого респондента большую роль сыграли глубоко верующие родители или родственники. Особое воздействие оказали те родственники, которые обладали познаниями в области исламской учености. Выбор мировоззрения диктуется также семейными традициями и традиционно закрепленной принадлежностью к определенной сфере деятельности. Если в семье предки были муллами, факихами, кори-чтецами Корана, то эта традиция передается детям и в наше время.

«Переход» ислама в сферу частной жизни, семейную сферу способствовал сохранению роли ислама в социализации молодежи. Согласно результатам проведенных автором исследований основная масса мусульман Таджикистана социализируется как мусульмане в процессе взросления под воздействием семьи, микросоциума, в процессе образовательного пути, через вступление в брак и создание семьи. Адаптация молодежи и включение ее в социальную жизнь в современном Таджикистане означает и интеграцию в основные компоненты социальной структуры общества. Это означает также достижение определенного социального положения, что связано не только с выбором профессии, но и с выбором религиозного мировоззрения и религиозного поведения, так как ислам в Таджикистане - прежде всего образ жизни и социокультурный регулятор. С этой точки зрения становление молодого человека как «хорошего» мусульманина является важной частью в процессе социальной адаптации. По мнению, прозвучавшему во всех интервью, выполнение религиозных предписаний, участие в обрядах делает молодых людей взрослыми мусульманами. Молодые люди считают, что исполнение обрядов и норм знаменует их переход в старший возрастной класс. Они высказали мнение, что по мере взросления они должны все более строго соблюдать религиозные нормы, расширять свое участие в обрядах и религиозных праздниках. Это приобщает молодежь к жизни общины, социализирует их в качестве членов уммы, поддерживает стабильность социальной структуры общества, его культурной системы.

Важным признаком взросления с точки зрения участников интервью является знание предписаний, регламентирующих повседневную жизнь взрослого человека. Это - долг и обязанность

110

взрослых, выполнение которых делает человека полноправным членом общины, достойным уважения окружающих членом общества. «Чтобы тебя уважали, надо вспоминать об Аллахе не только по праздникам, но и посещать мечеть, присутствовать на собраниях взрослых мужчин. Необходимо знать, что надо делать завтра или послезавтра. Например, чтобы выполнить обязанности взрослого человека, в пятницу вечером нужно пойти к могилам умерших родных и прочитать там молитву». Ученик средней школы, 16 лет (Душанбе).

В постсоветский период участие женщин в религиозной деятельности стремительно расширяется. Во многом это связано с общим падением статуса женщин в таджикском обществе. Все более сокращаются сферы деятельности, в которых поощряется участие женщин. Они имеют все меньше возможностей реализовать свои способности в публичной сфере, в общественной жизни, на производстве, получить образование, делать карьеру. Поэтому для многих девушек деятельность в рамках ислама становится единственно возможной социально санкционированной сферой, в которой они могут добиться высокого статуса и реализовать свои способности. Материалы интервью с молодыми активистками ПИВТ показали, что они обладают лидерскими задатками, борцы по складу характера. Они стремятся повысить свой социальный статус и занять престижное место уважаемой в исламской умме женщины - знатока исламской учености. Таким образом, при резком сужении возможностей своей самореализации в Таджикистане женщины начинают искать пути самореализации в исламе, пренебрегая ограничениями, накладываемыми на них правилами религии (правила ношения чадры и т.д.).

Ценностная значимость ислама для молодежи очень высока. Ислам в таджикском обществе выступает как система ценностей, прежде всего моральных, убеждений, воззрений, делающих осмысленной жизнь индивидуума. Материалы исследований показывают, что среди населения Таджикистана распространена точка зрения, что жить надо, согласуясь с моральными ценностями, установками, нормами, зафиксированными в Коране, шариате и хадисах. Морально-нравственные ценности ислама представляются незыблемым моральным законом, а моральные законы связываются, прежде всего, с исламом. «Из религиозных предписаний я стараюсь соблюдать следующее: уважать старших, уважать отца и мать, защищать Родину, свои и чужие честь и достоинство. Всегда быть

111

честным, воспитывать дух и тело, и многое другое». Работник компьютерного центра, 21 год (Худжанд).

С точки зрения участников интервью, быть «хорошим мусульманином/мусульманкой» - это поддерживать чистоту помыслов и деяний, что предполагает, во-первых, соблюдение моральных норм и законов, во-вторых, предписаний, регламентирующих как социальную, так и частную жизнь. С точки зрения молодых людей включение во взрослую жизнь - это постепенное освоение полного комплекса знаний о «чистой» правильной жизни, наполненной религиозным смыслом, и овладение навыками жить «правильно», сообразуясь с религиозно-нравственными нормами. Социализация человека как нравственного существа в Таджикистане осуществляется, прежде всего, в рамках религии.

Материалы исследований показали, что в молодежной среде Таджикистана ислам в первую очередь выполняет функцию целе-полагания, значения. Он предоставляет возможность осмыслить собственную жизнь и жизнь человеческого сообщества. Это очень важно в условиях, когда светские идеологии либо потеряли влияние на молодежь (например, коммунистическая идея), либо не имеют почвы для развития в данном обществе (либерализм). Мировоззренческие поиски являются одной из важнейших причин обращения молодежи к исламу. «Мы, таджики, - мусульманское общество. Ислам - это наша культура, история, наша идентичность. Множество нитей связывает нас с исламом. Человек почему-то решил, что он много знает. Человеческие глаза видят 5% спектра, человеческие уши слышат незначительную часть того, что слышит летучая мышь. Мы слепы, глухи и воображаем, что существует только то, что видимо, ощущаемо, познаваемо нашими несовершенными органами чувств и нашей зачаточной наукой. Религия дает познание мира иными, чем наука, способами. Она дает нам возможность понять смысл собственного существования. Я иду к Аллаху самой трудной дорогой, дорогой почти невозможной, пытаюсь найти Бога через рассудок, тогда как вера - нечто иное, ее нельзя постичь разумом, знанием. Самыми надежными являются два пути - вера по традиции, когда ты автоматически делаешь то, что делал твой отец и твой дед, и второй путь - путь истинной веры, когда ты уверовал душой, сердцем. Достижение веры путем разума - путь самый трудный и самый ненадежный». Журналист, 29 лет (Душанбе).

112

14 лет независимости, на период которых пришлось взросление молодежи Таджикистана, были временем тяжелых испытаний, войны, голода, разрухи. При этом все произошедшее не было оправданно в общественном сознании рациональными причинами. «Взрослые», включая общественные науки, СМИ, официальную пропаганду, не смогли представить сколько-нибудь убедительное объяснение развалу СССР, причинам гражданской войны в Таджикистане, разрушению экономики страны, высокой социальной цены экономических и политических реформ. В результате молодежь Таджикистана испытывает острую необходимость увидеть смысл своей жизни, соотнести человеческое поведение с общим пониманием смысла жизни в контексте мироздания и общего порядка. Вера помогает молодым создать осмысленный контекст собственного существования, получить объяснение собственному опыту.

«Я себя считаю верующим, потому что каждый человек должен во что-нибудь верить, если не в Бога, то в мать, в Родину, Будду. Моя вера не зависит от влияния старшего поколения. Я сам к этому пришел». Студент, 22 года (Душанбе).

Религия дает молодежи такое понимание мироустройства, в котором несправедливость, страдание и смерть выглядят как имеющие значение в «конечной перспективе». Религия дает веру в справедливость, в то, что следование моральным законам в конечном счете будет вознаграждено, а зло будет наказано, пусть и в загробном мире. Так ислам предоставляет поддержку, которая чрезвычайно важна в условиях, когда молодой человек имеет недостаточно возможностей влиять на ход событий, управлять собственной жизнью. Надежда, вера в конечную справедливость на этом или на том свете, в помощь Аллаха, которые предоставляет религия, являются противовесом отчаянию и безысходности. Ислам также выполняет функцию идентификации. Молодым людям жизненно необходимо чувство принадлежности, укорененности. Ислам выступает для них в качестве основы культурной парадигмы, остается одной из важнейших составных идентичности, опережая по степени важности гражданскую и этническую идентичности. Более того, ислам входит в национальную идентичность в качестве интегральной части. «Все таджики должны быть мусульманами. Если кто-то не хочет быть мусульманином, то надо его заставить быть им». - Ученик средней школы, 17 лет (Душанбе).

Материалы опросов и интервью демонстрируют известное расхождение во взглядах среди взрослых и молодежи. Среди

113

взрослых распространен так называемый «народный», или «традиционный», ислам, т.е. взгляды, обычаи, нормы, основанные на Коране, шариате и народных традициях, которые регулируют жизнь человека и общества в целом. Народный ислам унифицирует жизнь отдельного индивидуума, вводит ее в рамки, принятые в данном сообществе, подчиняет личность интересам общества. Народный ислам - всегда умеренный ислам, который стабилизирует и гармонизирует отношения общества и государства между собой, разделяя образ жизни, политику и идеологию на параллельные и не конфликтующие между собой потоки. В молодежной среде все более распространяется несколько иное видение ислама, которое, с одной стороны, является продолжением взглядов родителей, а с другой -результатом глубоких социокультурных изменений, охвативших общество Таджикистана. Молодые люди гораздо больше ориентированы на индивидуализм, на самостоятельные духовные поиски. Они считают, что в обществе могут и должны быть различные взгляды на религию, что при господствующей принадлежности к исламу люди имеют право принимать религиозную практику в том объеме, который они сами определили для себя. «Многие верят в Бога, но есть и такие, которые не верят совсем. У каждого свои правила. Я верю в Аллаха, но обычаев не соблюдаю. Чтобы быть мусульманкой, необязательно ходить в платках, определенной одежде. Человек должен быть чистым душой. Я знаю, есть люди, которые днем молятся, а ночью грешат. В этом случае, по-моему, вера бесполезна». Работница, 18 лет (Душанбе).

Молодые люди считают, что надо различать людей, которые, соблюдая все религиозные нормы, не являются глубоко верующими, и людей, которые пренебрегают обрядовой, внешней стороной религии ради напряженной духовной жизни. Участники интервью отметили, что есть люди, которые не пришли к Богу, грешат и совершают аморальные поступки, но при этом выполняют все религиозные предписания и считают себя нравственными людьми, настоящими мусульманами. Возрастной радикализм взглядов, юношеская бескомпромиссность не могут полностью объяснить критику молодежи по адресу лицемерия взрослых. В большинстве молодежных интервью было высказано мнение, что главное в религии -это внутренняя духовная жизнь, которая может выражаться или не выражаться в ритуально-обрядовой практике. Каждый конкретный человек должен вести индивидуальные духовные поиски, выбрав свой путь без насилия и принуждения.

114

Молодые люди рассказывали о своих разногласиях с родителями и старшими родственниками. Они считают, что взрослые навязывают свою систему ценностей, модели поведения, способы социального действия, которые с точки зрения молодежи устарели, не соответствуют современности. Серьезные конфликты между молодежью и взрослыми разворачиваются из-за одежды. Молодежь конфликтует с взрослыми и из-за модной одежды, противоречащей традициям, и из-за одежды, строго соответствующей исламским канонам, но воспринимаемой взрослыми как экстремистский вызов общественному мнению. Взрослые осуждают молодежь за следование «западным образцам», считая молодежную моду несовместимой с обликом добропорядочного таджика-мусульманина, но в то же время они недовольны, когда их дети отвергают традиционную одежду и надевают невиданные в Таджикистане черные покрывала.

Светское правительство, стремясь не допустить распространения экстремистских религиозных движений, негласно запрещает в государственных учреждениях, в учебных заведениях ношение хиджаба (покрывал), платков, мужской и женской одежды, привезенной из Саудовской Аравии и других арабских стран. Иногда это приводит к неожиданным последствиям: школьницы, которым учителя в пылу борьбы с исламским экстремизмом запрещают носить традиционные платки и шаровары, бросают школу. В результате образовательный уровень женщин все сильнее снижается. Молодые исламисты, которые придерживаются коранических норм в одежде, испытывают дискриминацию из-за одежды в учебных заведениях, на работе, во взаимоотношениях с правоохранительными органами, представителями власти. «Я работаю в исламском журнале для женщин "Найсон". В наш журнал идет поток писем с рассказами, как женщин не берут на работу из-за платков, шаровар или одежды, которую идентифицируют как исламскую, как студенток выгоняют из университетских аудиторий, школьниц исключают из школ по этой же причине. Тяжелее всего положение сельских девушек. В младших классах девочки ходят без платков, они еще маленькие. В 5-6-м классе многие родители считают, что девочки уже подросли, им положено постоянно носить платок. Если девочка будет ходить в школу с непокрытой головой, то это позор для всей семьи и ее потом никто замуж не возьмет. Но учителя в школах насмехаются над этими ученицами. Девочкам стыдно, они отказываются ходить в школу. А родители даже рады, так как они

115

используют труд девочек в домашнем хозяйстве, поручают присматривать за младшими детьми. Правительство говорит, что у нас демократическое правовое государство. Если у нас демократия, то надо соблюдать права человека, в том числе право на выбор одежды. Нас учат, что демократия - это учет мнения народа. Наш народ привык носить платки и шаровары и хочет и дальше это делать. Но нам говорят, что демократия - это короткие юбки, блузки без рукавов и стриженые волосы. Разве же это демократия?» Журналистка, 26 лет (Душанбе).

Говоря о конфликтах с родителями, со старшими из-за одежды, молодые люди отмечали, что внешний вид человека не всегда отражает суть его сознания, его душу. Можно коротко стричься, носить короткую юбку, модную одежду и тем не менее быть истинными мусульманкой или мусульманином. По мнению многих респондентов, главное - не переходить грань установившихся приличий, которые суть социальная норма. «Мне кажется, необязательно одеваться, как принято у наших родителей. Необязательно носить платки. Главное, чтобы душа была чиста и обращена к Богу». Работница почты, 19 лет (Душанбе).

Приведенные выше высказывания свидетельствуют о том, что религия претерпевает изменения в молодежной среде Таджикистана. Она все в большей степени становится индивидуальным мировоззрением, нежели образом жизни и средством социального контроля. В этом моменте наблюдается глубокое расхождение между взглядами молодых и взрослых. Молодые люди считают, что религия - это личное дело, это проблема индивидуального выбора, становления индивидуальных убеждений, мировоззрения, это право человека на собственное мировоззрение. Постоянно возникавшая в ходе интервью с молодыми людьми тема недовольства взрослыми говорит о серьезных противоречиях между старшим и младшим поколениями. Можно предполагать, что молодежь испытывает давление общества и хотела бы ослабить жесткий социальный контроль, уменьшить обязательность ритуально организованного поведения, навязываемую старшими членами общества.

«Приватизация» религии, индивидуализация ислама как тенденция, отмеченная среди молодежи, отражают глубинные социокультурные сдвиги внутри общества Таджикистана, неспособность народного ислама удовлетворить новые интеллектуальные, духовные, социальные, политические потребности и интересы. Противоречие между распространяющейся среди молодежи ориентацией на

116

индивидуализм и социальным контролем, поддерживаемым взрослыми, означает, что групповое сознание и солидарность вступают в противоречие с распространяющимся в ходе рыночных реформ индивидуализмом. Это способствует диверсификации исламских направлений, уменьшению роли народного ислама как средства социального контроля, что делает возможным активизацию радикальных исламистских движений. В то же время этот конфликт порождает религиозных лидеров нового типа - жестких людей, игнорирующих социальный контроль и общепринятые нормы, свободно манипулирующих сознанием и поведением своих последователей.

В обществе Таджикистана достаточно ясно просматривается преобладание ориентации на умеренный ислам. Доказательством служит широкая общественная поддержка позиции правительства Таджикистана по отношению к антитеррористической кампании. Республика Таджикистан активно участвует в борьбе с радикальной политической и террористической деятельностью. С ноября 2001 г. в Душанбе базируется контингент военнослужащих НАТО, обеспечивающих поддержку антитеррористической операции в Афганистане. РТ также подписала Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности в 2000 г. РТ поддерживает деятельность Антитеррористического центра Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействует со странами региона в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Тем не менее позиция РТ в отношении политического ислама отличается от соседей по региону. Опыт гражданской войны, в которой исламское политическое движение было одной из сторон конфликта, заставил правительство и исламистов в Таджикистане вести диалог с целью найти удовлетворяющий общество компромисс.

Легальное существование политического исламского движения и его участие в политическом процессе Таджикистана резко снизили уровень радикализации в обществе, несмотря на крайне неблагоприятные социально-экономические условия, но в то же время поставили в повестку дня острейшие вопросы существования политического исламского движения в секулярном государстве. Попыткой решить их стала совместная работа исламских лидеров, правительственных лиц, ученых, представителей международных организаций в Группе по нахождению компромисса между исламистами и секуляристами, которая начала свою работу в

117

2001 г. Данные опросов показывают, что социальная база радикализма любого толка в РТ неширока. Только 5% респондентов, участвовавших в опросе в июне 2005 г., сообщили, что могли бы присоединиться к политической группе, выступающей за изменение политического строя в РТ, и 0,9% выразили готовность в этих целях прибегнуть к насильственным действиям.

Поддержка политического ислама в молодежной среде так же невелика, как и среди других групп населения. В июне 2005 г. за ПИВТ - единственную исламскую партию, действующую в РТ легально, проголосовали бы 3,2% молодых людей в возрасте 1829 лет (ср. с 3,4% 30-39-летних, 2,3% 40-49-летних, 9,3% 50-59-летних и 7% людей старше 60 лет). Однако несмотря на низкую популярность ПИВТ, более четверти опрошенных считают, что исламский проект мог бы стать основой для решения наиболее острых проблем, стоящих перед Таджикистаном. Согласно данным опроса 26% людей в возрасте 18-29 лет сообщили, что поддержали бы те партии, которые предлагают решать острые социальные, политические и экономические проблемы на основе законов ислама. Среди 30-39-летних таких людей 35,5%, среди 40-49-летних -25,7%. Материалы исследований показывают, что в обществе Таджикистана, несмотря на общее улучшение социального самочувствия, связанного с экономическим ростом и увеличением поддержки государства, существуют немногочисленные молодежные группы, которые положительно воспринимают и оценивают исламский радикализм. Они отождествляют установление «исламского» порядка с социальной справедливостью, равенство всех перед законом, восстановлением правопорядка на шариатской основе. Эти группы молодежи не видят перспективы при сохранении существующего общественно-политического порядка. Прежде всего, это безработная молодежь, которая потеряла перспективы, отчуждена от общества. Из-за безработицы молодые люди вынуждены длительное время находиться на иждивении родителей или родственников, что влечет за собой инфантильность, недостаток необходимых социальных навыков, отсутствие самостоятельности, страх перед будущим, отчаяние и безысходность. Характерное для молодежи ориентирование на группу сверстников ведет к тому, что образуются замкнутые молодежные группы безработных. Именно в этой среде разворачивается деятельность экстремистских обществ.

Маленькую, но заметную группу сторонников исламского радикализма составляют также рыночные торговцы, мелкие пред-

118

приниматели, работники в сфере малого и среднего бизнеса. Предпринимательство в Таджикистане поставлено в тяжелые условия существования. Недостаток законности и правопорядка, коррупция, тяжелый налоговый пресс не дают развиваться малому и среднему бизнесу, заставляют бизнесменов работать в полукриминальных условиях. Все это вызывает у предпринимателей острое недовольство существующим порядком в государстве. Поскольку светское управление не может или не желает улучшить положение в правовой сфере, обеспечить порядок и законность, молодые предприниматели и торговцы обращаются к исламу, пытаясь найти в нем регулятор социальной и деловой жизни. Кризисное состояние общества, которое не предоставляет молодым возможности реализовать свои способности, закрывает для части молодых людей варианты стать «взрослыми», управлять собственной жизнью, способствует тому, что отдельные группы молодежи видят единственный выход для себя в реализации радикального исламского проекта.

Согласно данным проведенных исследований население Таджикистана, в том числе молодежь, не считает деятельность религиозных экстремистских групп внутри страны серьезной угрозой для Таджикистана. Ни один из 1000 опрошенных в июне 2005 г. не назвал религиозный экстремизм в числе основных проблем, стоящих перед Таджикистаном. Гораздо больше беспокоят молодых граждан Таджикистана безработица (22,3% опрошенных), тяжелая экономическая ситуация (16%), низкий уровень зарплат и других выплат (14%). Их также волнуют отключения электроэнергии, развал в системе образования, коррупция, наркобизнес. При этом все участники интервью негативно оценили деятельность экстремистских религиозных течений. Несмотря на то что молодежь представляет собой группу риска, усталость от войны, разочарование в силовых методах решения политических проблем, охватившие общество Таджикистана после гражданской войны, а также улучшение социально-экономической ситуации, наблюдающееся в последние несколько лет, способствуют отказу от поддержки экстремистских идей. Люди отказались от вооруженной борьбы и не хотят признавать, что ислам дает возможность оправдать насилие. «Террористы называют себя мусульманами, но воюют. Как можно называть себя мусульманином и одновременно воевать?» Ученица средней школы, 15 лет (Исфара).

119

Молодые участники интервью предпочитают считать, что вооруженная борьба, которую вели исламисты в период гражданской войны, была вызвана незнанием, религиозной необразованностью либо преступным умыслом, направленным против ислама и мусульманского общества в целом. «У нас была гражданская война, говорили, что убивают во имя Аллаха. Люди, видимо, были религиозно необразованные. Они воспользовались нашей беззащитностью и незнанием. Сейчас государство следит за порядком, запрещает религиозным фанатикам воевать». Студентка, 19 лет (Душанбе).

В целом молодежь осуждает действия экстремистских группировок и считает, что религия - дело добровольное, и никто не должен навязывать другим свое мнение, образ мыслей и жизни. Глубоко верующий человек не имеет права держать оружие в руках. 91,4% молодых респондентов считают, что ислам - это религия миролюбия и понимания. Только 1,4% считают, что ислам -религия, которая допускает насилие. Остальные 7,2% затруднились ответить. Отношение молодых людей к подпольной исламской организации Хизб ут-Тахрир достаточно противоречиво. Оно складывается под воздействием правительственной пропаганды, информации о международном терроризме и борьбе с ним, собственного опыта и наблюдений. 51% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет считают, что Хизб ут-Тахрир представляет большую угрозу для Таджикистана, 18% - что это средняя угроза, 14 - небольшая угроза, 13% - что это экстремистское движение вообще не представляет угрозы, остальные затруднились ответить. Большинство считают, что причиной распространения экстремистских идей являются внешнее влияние, умелая агитация. «Сейчас появилось очень много исламских направлений. Студенты из Таджикистана учатся в религиозных учебных заведениях восьми стран, в том числе Турции, Египта, Ирана, Пакистана, Судана, Йемена, Саудовской Аравии. Возвращаясь на родину, они привозят с собой новые идеи, которые получают определенное распространение. Например, в Душанбе появилась группа мусульман-салафитов, которые проповедуют возврат к первоначальным ценностям ислама. Это молодые, очень образованные парни. Они учились в исламских университетах Саудовской Аравии, Египта. У них появились последователи, которые ничего не знают об исламе, но очарованы эрудицией, глубиной познаний своих новоявленных наставников. Сейчас их около 200 человек. Пока им разрешили молиться в Центральной мечети

120

Душанбе, но я слышал, что их сторонники появляются и в квартальных мечетях Душанбе и Согдийской области». - Журналист (Душанбе).

Самым распространенным среди молодежи взглядом на радикальный ислам и экстремистские группы исламской ориентации является мнение, что за экстремистами стоят определенные политические силы, которые используют подобные организации для решения собственных задач. Участники интервью считают, что экстремистские группы оплачивают услуги молодых людей, пользуясь их бедственным положением, вовлекают в свою деятельность. В результате исламские экстремисты предстают всего лишь в качестве орудия проведения политики отдельных западных или восточных стран, направленной на достижение конкретных целей. Кроме того, сами исламские экстремисты оказываются в общественном мнении обманутыми людьми, которые по наивности или по нужде попали в сферу влияния могущественных внешних сил. «Мой друг поступил в престижное медресе и уехал в Саудовскую Аравию. Там он должен учиться 10 лет. Проучился 3 года и приехал на каникулы домой. Когда он приехал, я его не узнал. Он стал религиозным фанатиком. На каждом шагу ссылается на хадисы. Говорит только о религии и больше ни о чем. Он, наверное, на родину не вернется. Станет там или террористом, или наемником. У

нас с такими идеями он не проживет». Студент, 21 год (Душанбе).

* * *

Итак, мы можем сделать вывод, что отношение молодежи к умеренному и радикальному исламу в современном Таджикистане характеризуется противоречивостью и неоднородностью. В целом влияние ислама на молодежь очень велико. Так же как и для взрослых, ислам для молодежи Таджикистана является системой моральных ценностей, основой культурной идентичности, образом жизни, социокультурным регулятором социальной и частной жизни. Однако в отличие от старшего поколения ислам все чаще становится для молодежи осмысленным выбором, индивидуальным мировоззрением. В Таджикистане распространяется начавшаяся значительно раньше в западном мире и отмеченная Р. Белла «приватизация религии», т.е. процесс, при котором религиозные верования и религиозная практика становятся в большой мере делом личного выбора, частным делом индивидуума.

121

Большая часть молодых людей ориентируется на умеренный ислам, который признает разделение светского и духовного и наделяет полномочиями управления исключительно светскую власть. В то же время реформы и связанные с ними социальная дифференциация и постсоветская инволюция экономики Таджикистана способствуют тому, что образуются группы населения, чьи интересы не могут быть удовлетворены в рамках существующего политического режима и экономической модели. В результате они начинают связывать удовлетворение своих общественных интересов с радикальными исламскими проектами.

«Страны и народы», М., 2006 г., вып. 32, с. 157-178.

Бек Ибралиев, Игорь Руднев,

журналисты

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ АКТИВИЗИРОВАЛАСЬ БОРЬБА ЗА ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

В Центральной Азии уже не первый год идут споры о том, как использовать и делить водные ресурсы региона. Примерно 40% всех запасов питьевой воды азиатской части Евразии находятся в Киргизии, где вот уже несколько недель ведутся бурные дебаты о том, когда и по какой цене продавать воду соседям. Для обеспечения своих потребностей республике с пятимиллионным населением и 6% земель, пригодных для сельского хозяйства, хватает десятой части всего годового стока влаги. Все остальное идет в Казахстан, Узбекистан и частично в Туркмению. В середине 1970-х в Киргизии велись крупные стройки всесоюзного масштаба: была заложена основа Токтогульского каскада гидроэлектростанций на реке Нарын (начало Сырдарьи), обеспечивающей сегодня энергией не только республику, но и ее соседей. Предполагалось возвести 26 плотин, при помощи которых Киргизия могла бы полностью блокировать пуск воды по течению и вырабатывать электричество круглый год. Сегодня ситуация складывается так: летом из плотин на полив полей соседей сбрасывается больше воды, а зимой недостаток энергии покрывается поставками угля и газа из Казахстана и Узбекистана. Но ввиду того что цены на энергоносители в последнее время поднялись, Киргизия уже несколько лет из-за недостатка средств вынуждена отапливаться своим электричеством.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.