ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
БРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Н. В. Мартинович
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматривается вопрос о том, какую роль образование играет в процессе социализации и инкультурации личности, с помощью каких универсальных механизмов (традиционный механизм, институциональный механизм, стилизованный механизм, межличностный механизм) это осуществляется. Делается вывод, что именно в образовательных учреждениях сегодня необходимо говорить не только о совершенствовании процесса социализации, способного формировать не только образованных, но и о создании полноценного процесса инкультурации, направленного на формирование культурных людей.
Ключевые слова: социализация, самореализация, социализированность, ресоциализация, инкульту-рация, корреляция, личность.
In given article is considered a question what is the role of education in the process of socialization and inculturation of a person, with the help of what universal mechanisms (the traditional mechanism, the institutional mechanism, the stylized mechanism, the interpersonal mechanism) it is carried out. Therefore, in educational establishments today it is necessary to speak not only about perfection of process of socialization, capable to form not only educated, but also about creation of high-grade process of inculturation, directed on formation of cultural people.
Key words: socialization, self-realization, re-socialization, inculturation, correlation, the person.
В педагогической и психологической литературе, посвященной анализу образования как института социализации, можно найти весьма впечатляющий перечень образовательных целей и задач: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных канонов типа «всесторонне и гармонически развитой личности» (2, с. 86—87). Социализация осуществляется с помощью универсальных механизмов. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и ближайшего окружения, в том числе и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта 136 1997-0803 ВЕСТНИК
социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья). Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией — внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье. Это означает, что человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.
Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 136-139
J
обществу. Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им нормативно-ценностной системы общества, что позволяет индивиду успешно функционировать и самореализовываться в качестве члена общества. Результат социализации — социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как сфор-мированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, но, с другой точки зрения, и как усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. ^циализированность имеет «мобильный характер», может превратиться из успешной в неудачную, и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие «ресоциализа-ция» — изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. Задача системы образования, учитывая тенденции социализации на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания. В результате социализации человек становится полноправным членом общества — личностью, свободно исполняющей предписанные социальные роли.
В отличие от социализации понятие «инкультурация» подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация — процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм
^ Образование в сфере культуры
и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Конечный результат инкультура-ции — личность, способная к воспроизводству культуры.
На наш взгляд, социализация и инкуль-турация — тесно связанные, но не тождественные социальные процессы: нормы предустановленного социального миропорядка и соответствующие знания, которые обеспечиваются социализацией личности, образуют всего лишь поверхностный слой культуры, в то время как инкультурация — это процесс глубинного, подлинного погружения человека в культуру, идеальный вариант социализации. В связи с этой спецификой в процессе образования приоритеты инкультурации не могут заменяться и, тем более, подменяться приоритетами социализации. Сегодня в понятии «социализация» рассматривается и процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Понятие «инкультурация» оттеняет личностное начало этого процесса, его субъектность, такая акцентировка — следствие обращенности современной научной мысли к человеку, его культуре, его духовной жизни. По сути, социализация и инкультурация есть отражение в гуманитарном знании граней целостного единого процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в социум и культуру. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Практически все исследователи сходятся в том, что социализация более универсальна, а инкультурация — культурно специфична.
М.С. Каган пишет: «Проблема формирования убеждений — нравственных, политических, религиозных, эстетических — принадлежит аксиологии, а не гносеологии, и находится в сфере компетенции воспитания личности, а не ее образования. Выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных устано-
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
вок, которые определяют направление практического применения знаний — то есть от характера складывающегося типа культуры» (3, с. 56).
Таким образом, в образовательных учреждениях сегодня необходимо говорить не только о совершенствовании процесса социализации, способного формировать образованных людей, но и о создании полноценного процесса инкультурации, направленного на формирование культурных людей.
Именно система образования способна продолжить начатое в семье воспитание личности будущего специалиста и гражданина, затрагивая в процессе преподавания всех наук тончайшие струны человеческой души, разъясняя опасность для судеб человечества всего того, что разъединяет людей — национальная вражда, социально-классовые конфликты, конфессиональная отчужденность, противостояние поколений, убеждая в преимуществах диалогического способа разрешения противоречий в социальных отношениях и культуре (5). У человека можно сформировать умения, навыки, но лишь установки, ценностные ориентации людей будут определять их веру, вкус, интересы. Разумеется, достижение такой цели — непростая задача, она требует тщательной методической проработки и соответствующей подготовки преподавателей всех уровней.
Если в качестве критерия для выделения первичной и вторичной стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и старшие классы средней школы никак не могут быть отнесены к вторичной социализации. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению с начальной и неполной средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа обучения совместно с трудом, и поэтому этот период в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в начальной и неполной средней школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практиче-
ском плане: старшеклассники и студенчество — одна из самых важных социальных групп общества. Проблемы социализации этой группы крайне актуальны, особенно в аспекте их социальной адаптации к информационной сфере современного общества и интеграции в эту сферу.
Для социально-возрастного периода развития старшеклассников, студентов средних и высших учебных заведений характерно развитие мотивационной сферы личности, выражающейся в определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. В юношеском возрасте решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности, которая складывается из того, как молодой человек на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к ценностям и нормам жизнедеятельности в формирующемся информационном обществе. Вместе с тем в образовательном процессе происходит формирование познавательных и профессиональных интересов студента, его способности строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, которые, в свою очередь, влияют на становление внутренней позиции личности.
Социализация и инкультурация связаны со становлением нормативно-ценностной системы у молодежи посредством овладения достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и через знакомство с различными сферами культуры (наука, искусство, религия, право, мораль). Ее формирование — многогранный, диалектически развивающийся процесс, состоящий из трех взаимосвязанных этапов: на первом закладываются основы ценностных ориентаций молодого человека; на втором — приобретаются психологически отчетливо выражен-
Образование в сфере культуры
ные черты идеалов, убеждений, социально значимых качеств; на третьем этапе формируется их системная целостность (4, с. 217). И если первый этап протекает в рамках первичной социализации, то второй и третий — в рамках вторичной.
Безусловно, процессы инкультурации и социализации являются главным механизмом, связывающим поколения между собой. Эти механизмы претерпевают и содержательные, и формальные изменения в ходе развития общества. И сегодня непосредственные участники процесса социализации и инкультурации более не противопоставляются как владеющие эталонным знанием эксперты (позиция учителя) и не обладающие этим знанием неэксперты (позиция учащегося). Монологические формы обучения уступают место диалогическо-
му общению, принцип которого — «исключительная важность голоса личности» (1, с. 309). Смыслом образования, в рамках которого в большей мере реализуются эти процессы, становится основанный на идеях равенства, дополнительности, сотрудничества процесс понимания (а не только естественнонаучного объяснения) окружающей личность ученика реальности — материальной и духовной. Не беспристрастное, «отрешенное » познание, чуждое любым проявлениям человеческого чувства, а субъективное переживание, внутреннее преломление, постижение индивидуального значения — таков лейтмотив современной образовательной парадигмы. Таким образом, культурное воспроизводство в процессе образования коррелируется с типом культурной трансмиссии.
Примечания
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.
2. Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М., 2001.
3. Каган, М. С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб., 1996.
4. Кузнецова, И. Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: дис. ... канд. культурологии / И.Ю. Кузнецова; Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2001.
5. Мудрик, А. В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. — М.: Просвещение, 1987.
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
О. В. Дедюхина
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается понятие «непрерывное профессиональное образование». Системный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, технологический и культурологический подходы являются обеспечением непрерывного профессионального образования педагога-музыканта.
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, методологические подходы. This article discusses the concept of "continuing professional education". The system, student-centered, activity, competence, technological and cultural studies approaches are providing continuing professional education of the teacher-musician.
Key words: continuous professional education, methodological approaches.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 139-143 139