УДК 371.32
П. С. Корючкина Екатеринбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнос, этническая идентичность, инкультурация, социализация. АННОТАЦИЯ. В статье на примере русских пословиц описаны механизмы социализации и инкультурации в процессе становления этнической идентичности.
P. S. Koruchkina
Yekaterinburg, Russia
THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND INCULTURATION
KEYWORDS: ethnos, ethnic identity, enculturation, socialization.
ABSTRACT. In article on the example of Russian Proverbs describes the mechanisms of socialization and inculturation in the process of formation of ethnic identity.
Процессы социализации и инкультурации играют важную роль в формировании этнической идентичности. Традиционно под идентичностью понимается представление человека о себе, «характеризующееся субъективным чувством своей самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой)» [7. С. 238]. Особое место в ряду идентичностей занимает этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [13].
В психологии принято считать, что период, когда ребенок не осознает свою этническую принадлежность, заканчивается младшим школьным возрастом. В 6-7 лет ребенок фрагментарно получает представление о своей этнической принадлежности от семьи и ближайшего социального окружения. Затем в возрасте 8-9 лет у ребенка появляется способность к поиску оснований для этнической идентификации
(национальность родителей, место проживания, язык) [12].
Формирование идентичности тесно связано с процессами социализации и ин-культурации. Под инкультурацией понимается включение индивида в конкретную национальную культуру в процессе усвоения ребенком культурных норм и ценностей. В широком смысле этот процесс не ограничивается периодом раннего детства, он включает в себя и приобщение к данной культуре взрослых [8. С. 106]. Инкультурация, согласно А. Я. Флиеру, - это введение личности в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок исторических и современных сообществ (место проживания играет большую роль), а также систему языков и методов социальной коммуникации.
Социализация - развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Социализация человека происходит во взаимодействии с различ-
47
ными людьми, группами, средами. Выделяют следующие факторы социализации: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы - условия социализации больших групп (регион, село, город); микрофакторы (семья, соседство, религиозные организации) [8. С. 266].
Социализация - сложный процесс, который начинается в детском возрасте и продолжается в течение жизни, по мере смены социальных ролей: «Процессы социализации и инкультурации предполагают усвоение индивидом системы культурных ценностей, правил, норм поведения того общества, к которому он принадлежит, определение собственного места среди близкого окружения с точки зрения экономической, религиозной, этнической и статусной принадлежности. Каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался, в повседневной жизни он сам этого не замечает» [10. С. 66].
Процессы социализации и инкуль-турации, формирующие этническую идентичность, осуществляются через связь между поколениями. От старшего поколения к младшему происходит передача социокультурного и исторического опыта, трансляция которого продолжается и в других социальных институтах: «Идентичность человека формируется в процессе его сложных взаимодействий с исторически сложившимися в данном обществе учреждениями и институтами, с господствующей идеологией.. .большую роль играет межпоколенная передача ценностей, имеющих особое значение для данного общества» [3. С.53].
Идентичность формируется на основании национальной идеологии, которая связана с определенными этническими характеристиками, заключенными в фольклоре [2. С. 14].
Согласно концепции немецкого психолога В. Вундта, отношение человека к окружающему миру, природе, обществу, способствует формированию этнической
идентичности, которая проявляется через язык, мифы, обычаи через эти три формы человек соотносит себя с определенным народом [1. С.34 ]. Способствовать формированию системы ценностей и характеру этнической идентичности могут фольклорные тексты - загадки, игры, пословицы и поговорки.
Тематически фольклорные тексты близки у разных народов, но содержательно они «этнические окрашены» - выражают определенные представления о мире и культуре, свойственные данному конкретному этносу.
Среди пословиц и поговорок русского народа мы выделили те, в которых, по нашему мнению, выразились сущностные черты национального характера: терпение («После ненастья ведро - после горя радость»; «Всему свое время»; «Всякое семя знает свое время»; «Лучше поздно, чем никогда»; «Даст Бог счастье - и слепому видение дарует»); Трудолюбие («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «С одного удара дуба не свалишь»; «Трудовая копейка до веку живет»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»); Осторожность («Береженого Бог бережет»; «Болен лечись, а здоров берегись»; «Цыплят по осени считают»; «Ушки на макушке, сами на опушке»); Хлебосольство («Гость в дом, а в доме Бог»; «Гостям стол, а коням столб», «Садись так гость будешь. Пришел - не стой: хозяина не томи»). И.А. Ильин среди черт национального характера выделял в русских такие глубокие черты, как религиозность и искренность. Общей чертой рассмотренных пословиц является их религиозный характер, обращение к религии в различных жизненных ситуациях[6.].
Категория «искренность» представлена в пословицах, дающих негативную оценку таким поступкам как «обман» и хвастовство» (Пустая бочка пуще гремит»; «В душу вьется, а в карман лезет»; «Рука руку моет, а плут плута покроет»).
В «Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания лич-
48
ности гражданина России» предложены формируют определенную картину мира,
базовые национальные ценности, которые представление об окружающей действи-
закладываются в основу мировоззрения тельности.
человека. Под базовыми национальными Идентичность - это представление
ценностями понимаются моральные цен- человека о самом себе, в процессе его ото-
ности, приоритетные нравственные уста- ждествления с определенными группами в
новки, существующие в культурных, се- результате социального взаимодействия.
мейных, социально-исторических, религи- Она имеет многоуровневую структуру,
озных традициях народа, передающиеся из складывается в ходе исторического разви-
поколения в поколение [5. С.7]. Из всех тия, зависит от преобладающих на данном
ценностей, предложенных в «Концепции», историческом этапе представлений о чело-
в процессе социализации и инкультурации веке и обществе. Этническая идентичность
в первую очередь формируются на быто- - это осознание себя представителем этно-
вом уровне отношение к семье и природе, са и обособленности от других этносов. закладывается основа социальной соли- Они могут складываться из игр, по-
дарности, и понимание «человечества», словиц, поговорок и загадок, так как эти
свойственные для определенной этниче- формы являются отражением реальности,
ской культурной среды. в которой живет человек. Через игровую
Роль пословиц в процессе социали- имитацию, обобщенные, устоявшиеся в
зации состоит в том, что они несут в себе народном сознании высказывания воссоз-
поучительный, воспитательный смысл. даются ценности народа, демонстрируется
Поговорка, в отличие от пословицы, не об- характерный для него быт. ладает нравоучительной функцией. Но они
ЛИТЕРАТУРА
1. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. 160 с.
2. Гаджиев, К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. -М.: Логос, 2013. - 408 с.
3. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 764 с.
4. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Астрель: АСТ, 2000. - 752 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение», 2009. - 23 с.
6. Ильин И.А. О русском национализме. URL: litbook.net/book/106177/o-russkom-nazionalizme/page-1 (дата обращения 05.04.2016)
7. Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / глав. ред. Бим-Бад Б.М. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - 2002, 527 с.
9. Пословицы и поговорки о воспитании. URL: http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-vospitanie.html (дата обращения 20.04.2015)
10. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш.шк., 2005. 310 с.
11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
12. Этапы становления этнической идентичности URL: http://bookap.info/sociopsy/stefanenko_etnopsihologiya/gl53.shtm (дата обращения 20.04.2015)
13. Этническая идентичность URL: http://www.sunhome.ru/psychology/14338 (дата обращения 20.04.2015)
49