Е. Ш. РОМАЗАНОВА
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Гуманизация образования проявляется через механизмы социокультурного производства и развития общества, в том числе с учетом региональных особенностей, интересов и потребностей (например, ориентация на единство традиций и новаций). Образование выполняет ряд социальных функций, важнейшими из которых в данном контексте являются адаптационная и развивающая.
Существующие многообразные философские подходы, методологические ориентации в понимании сущности, содержания, структуры и задач образования выявляют необходимость разработки стратегии философии инновационного образования. Объектом философии инновационного образования является процесс формирования творческой личности с системой параметров, обеспечивающих единство индивидуального и социального, личного и общественного; предметом - конкретные проблемы на пути становления и развития творческой личности как профессионала-гуманиста, способного решать насущные цивилизационные задачи.
Отличительной особенностью современного образования в региональном аспекте является единство общих тенденций, свойственных образованию в целом и отражающих процессы в общественной жизни, и проблем, обусловленных спецификой вуза и региона. Так, при заявленной ценности образования наблюдается формальное к нему отношение как со стороны студентов, так и со стороны некоторых преподавателей (равнодушие к овладению/передаче знаний, отсутствие желания учиться и учить, незаинтересованность в результатах своего труда, слабая мотивация).
Современное образование переориентировано с просветительских установок, воспитывающих потребительское отношение, стремление к простому воспроизводству, на совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, паритетности, толерантности, взаимопонимания, направленную на познавательное, творческое развитие индивидуальности в процессе этой деятельности. Но в реализации данных принципов можно увидеть разного рода «пе- _ рекосы», оказывающие эффект торможения на процесс обучения. Безусловно, что субъект образовательной деятельности (и педагог, и студент), испытывая противодействие со стороны различных сил, сталкиваясь с неоднозначными ситуациями в образовании, по-разному реагирует на них. Всевозможные преграды, коллизии на пути познавательного и личностного развития могут: 1) играть роль стимула творческого мышления, поиска оригинальных путей их решения; 2) выступать в качестве непреодолимого барьера.
© Ромазанова Е, Ш., 2004
В образовании, несмотря на свойственные ему противоречия, заложены огромные потенциальные возможности для становления и последующего развития творческой личности. Во-первых, самостоятельное овладение знаниями - это большой труд, а настоящий труд делает и человека Человеком. Например, научно-исследовательскую работу студентов можно рассматривать в качестве одного из условий становления и развития творческого потенциала личности. Во-вторых, любой учебный предмет содержит в себе (помимо когнитивного) аксиологические моменты. Важно что и как, в какой форме преподнести, т. е. содержание и форма выступают в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности. В-третьих, отношения в системе «студент - преподаватель» подразумевают неисчерпаемое многообразие ситуаций, форм, благодаря которым образование выполняет воспитательную функцию.
Традиционное образование в условиях техногенной цивилизации не было направлено на свободный выбор и демократизацию отношений, футурологиче-ское видение мира, анализ реальных проблем и методов их эффективного и гуманного разрешения. Преподавание в техническом вузе, в частности, философии имеет свои трудности в силу специфики университета, дисциплины, уровня подготовки студентов, научных интересов преподавателей, организации процесса обучения и некоторых других факторов. На наш взгляд, преподавание гуманитарных дисциплин способствует формированию творческого мышления будущих специалистов.
Насущная необходимость разработки стратегии философии инновационного образования обусловлена необходимостью: а) разрешения кризисных противоречий техногенной цивилизации и становления новой, антропогенной цивилизации; б) создания системы высшего образования, способной выявлять, развивать творческие способности, обеспечивать обретение будущим специалистом знаний, направленных на осуществление конкретной деятельности; в) воспитания личности творческого работника как профес-сионала-гуманиста.
Данная модель предполагает становление специалиста в качестве творца нового мира. Это человек, реализующий свой интеллектуальный, эмоциональный потенциал, имеющий чувство долга и ответственности за свои идеи и деяния, воплощающий принципы этизации, экологизации и гуманизации продуктов своей деятельности. Профессионал-гуманист способен осуществлять конструктивную критику, открыт для плюрализма мнений и оценок, свободных человеческих отношений, уверен в себе и своей профессиональной способности активно утверждать реальный гуманизм, отстаивать права и свободы человека как меры всех вещей и самого себя. Он владеет методо-
Вестник УлГТУ 1/2004
27
логией, обеспечивающей прогностичность, проективность, системность, многокритериальность, нелинейность подходов, решений и оценок.
Одна из актуальных проблем системы высшего образования, особенно в регионах, состоит в том, что заметное влияние на развитие человеческих, гуманных отношений, формирование нравственных качеств будущего специалиста может оказать лишь человек, сочетающий в своем облике черты Ученого, Учителя и Человека. Соблюдение и творческое отношение к нормам профессиональной этики - неотьемлемая часть профессиональной культуры. Интенсификация работы по формированию культуры студента невозможна без активного освоения профессиональной морали, компетентного, взвешенного, продуманного подхода к решению образовательных и воспитательных задач. От уровня культуры преподавателей, их нравственного облика, чувства социальной ответственности зависят культура мышления, поведения и общения студентов. Научно-педагогическая деятельность как творческая деятельность способствует становлению определенного типа личности и соответствующих профессионально-этических норм, производящих высшие этические ценности. Научно-
педагогическое творчество базируется на способности к творческому поиску, на обучении посредством использования способов и теорий творчества.
В условиях демократизации, глобализации, информатизации и гуманизации образовательного процесса в вузе особого внимания также заслуживают вопросы создания достойных социально-экономических, социально-бытовых, образовательных, духовных и прочих условий (объективных и субъективных факторов), оказывающих опосредованное воздействие на личностное развитие. Региональный аспект состоит в учете геополитической и экономической ситуации, национально-этнических особенностей менталитета и образа жизни, возможностей адаптации к изменяющимся условиям, стремлению к установлению партнерских отношений с ведущими вузами страны, в обеспечении гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.
Ромазанова Елена Шамильевна, старший преподаватель кафедры «Философия» УлГТУ. Имеет публикации в области философии науки и техники, философии образования.
А. М. ТАРАСЕВИЧ
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РОССИИ
В силу переживаемых коллизий времени - непреодоленного социального кризиса - следует обратить внимание на роль университетов в системе образования как его высшего эшелона. Ведь возрождение российского общества будет идти не только в соответствии с оптимальными политическими и хозяйственными решениями, а также с опорой на наличный потенциал культуры. Понятно, что без усиленного внимания к стратегии образования здесь не обойтись.
У российского университетского образования -богатое наследие. Университетская история - часть истории страны; с университетом связаны становление науки и высшего образования в России, «патронаж» над теми или иными отраслями промышленности. Университет сыграл громадную роль в экспансии образования и просвещения. Воплотив классические традиции в образовании, за свою почти двухвековую историю данный социальный институт выполнял функции центра образования, науки, культуры.
Отметим, что учреждение университета в России было одним из явлений культурной политики государства: в 1756 г. Елизавета издает указ об открытии русского театра в Санкт-Петербурге, в 1757 г. - об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств. Одним из значительных событий в истории российских университетов явилось принятие Устава 1804, одного из самых либеральных, разработанного
© Тарасевич А. М., 2004
на правительственном уровне В. Н. Карамзиным. Университетам представлялась достаточно широкая автономия, что прежде всего обусловлено руководством Александра I, гуманистическими и просветительскими идеями Запада.
Во вторую половину царствования Александра I, в 20-х гг. XIX в., в результате реакции на события в Европе правительство стремилось к изолированию российских университетов от немецкого влияния, что привело к усилению давления, контроля над деятельностью университетов через сильную и даже жесткую попечительскую власть. Либеральный Устав 1804 г. вскоре был ограничен. В 1835 г. в эпоху царствования Николая I введен реакционный Устав, резко ограничивающий и регламентирующий деятельность университетов. В результате реакционных действий университеты, начиная с 1848 г., заметно снизили уровень научной работы. Как пишет С. М. Соловьев, при Николае I «просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале» [1]. Время с 1848 по 1855 гг. сравнивают с периодом Римской империи, когда безумные цезари, опираясь на преторианцев и чернь, давили все лучшее, все духовно развитое в Риме.
Время великих реформ в стране наступило со вступлением на престол Александра II. Устав 1863 г. ознаменовал новую эпоху в развитии российского
28
Вестник УлГТУ 1/2004 :