УДК 101.8+167.7
Е. Ш. ТАШЛИНСКАЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются некоторые аспекты методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной деятельности инженерного сообщества, показаны место и роль системного подхода и диалектического мышления.
Ключевые слова: методологическая культура, инженерная деятельность, системный подход, личность инженера, диалектическое мышление.
Традиционно под методологией понимают раздел философии, предметом которого является разработка общих методов и принципов познавательной деятельности, а также понятийных структур, категориального аппарата. Она подразделяется на методологию научного познания и деятельности. В реализации своих функций методология деятельности выходит на решение технологических задач. В широком смысле технологию связывают со средствами, инструментами, путями, методами и правилами, руководствуясь которыми, специалист способен решать профессиональные задачи (т. е. «технэ» как искусство ведения ремесла, «путь, каким я иду к достижению цели»). В узком смысле под ней понимают науку, обобщающую знания о различных способах достижения целей в зависимости от специфики, структуры, содержания и направленности той или иной конкретной деятельности.
Структурно в рамках методологического подхода к рассмотрению инженерной деятельности отдельные авторы [9], относят следующие аспекты: особенности инженерной деятельности; квалификационные требования к инженерной подготовке; взаимосвязь инженерной деятельности и инженерного творчества; проектирование (обобщённая модель проектирования, проектные процедуры и операции, стадии и этапы проектирования, концептуальное проектирование, проектирование и маркетинг, автоматизированное проектирование); соотношение производства и оборудования (виды производства машин и оборудования, технологическая подготовка производства и её автоматизация, автоматизированные гибкие производственные системы; испытания (виды испытаний машин и оборудования, планирование испытаний, измерения, автоматизированная обработка результатов испытаний); эксплуатация машин и обору-
© Ташлинская Е. Ш., 2015
дования (управление технологическими процессами, техническая диагностика машин и оборудования, поиск дефектов и неисправностей, техническое обслуживание и ремонт машин и оборудования); вопросы сертификации машин, оборудования и технологий; управление деятельностью (понятие проектного менеджмента, субъекты проекта, организация управления проектами, планирование проекта, менеджмент персонала).
По названиям рубрик видно, что технологичность понимается в узком, вполне чётко определяемом смысле, задаваемом спецификой и направленностью труда. Но даже здесь обращает на себя внимание тот факт, что методология задаёт и сама в основах своих определяется системным подходом, понимание и разработка которого в философии начинается с Аристотеля.
Обращаясь к наследию диалектики как теории развития, осознаем её практическую ценность для научного познания и общественной практики, эвристичность её основных положений, гуманистический характер, что позволяет проблематизировать общественное бытие, уточнить постановку вопросов относительно кризисных противоречий техногенной цивилизации и дать целостный анализ критического состояния коэволюционной системы «человек-техника-социум-космос» в современном мире. Задача реализации философией своей миссии быть «эпохой, схваченной мыслью», предполагает актуализацию философско-методологического наследия и необходимость чЁткого формулирования стратегических, программных проективных задач и поиска подходов к их достижению.
Развитие методологической культуры как важнейшей составляющей профессиональной культуры современного инженера выступает как насущная задача, стоящая перед научным сообществом. Сегодня становится очевидным, что передовые страны - это те, чьи научно-технические и управленческие кадры, на практике реализующие системный подход, обогащаемый ценностно-гуманистическим «планированием»,
жизнеосуществлением, достигают наилучших результатов в настоящем и определяют точки роста, дальнейшую перспективу.
Так, Джеффри Лайкер в книге «Дао Toyota» [3], описывая этот путь, перечисляет такие качества, как воспитание ответственности, бережливости, принципа «точно вовремя» и автономиза-ции (канбан), уважения, самостоятельности, лидерства; непрерывное обучение, бездефектность, совершенствование, самоанализ, самодисциплинированность, совместная работа в команде, обсуждение проблем в консенсусе, выражение сомнения, стандартизация, подбор кадров, постановка трудных задач и т. д. В основе своей они исходят из единства с 14 принципами Дао и в итоге обеспечивают успех, качество, надёжность и долгосрочность проектов предприятия. Речь не просто об эффективном менеджменте, но о привитии основ философско-этической культуры, что позволяет достичь потрясающих результатов. Инновационный характер науки и техники тесным образом коррелирует с такими современными областями, по существу междисциплинарными сферами, как системное проектирование, моделирование, социопроектирова-ние, где использование данных принципов является необходимым условием и базисом.
Мировоззренческая культура и методологическая культура существуют в неразрывной взаимосвязи между собой. Если эти связи отсутствуют или неявно выражены - это ведёт не к синтезу, а к эклектицизму и поверхностно-описательному характеру, разрыву традиций и новаций, историческому забвению и трансформациям в сознании, постулированию релятивизма, нивелированию и вымыванию нормативно-ценностных основ. Профессиональная культура инженера выступает как единство культуры мышления и поведения, культуры чувств и речи. Личность инженера представляет собой органический сплав таких качественных характеристик, которые особенным способом конституируют и моделируют его образ мышления и поведения: интеллектуальные, психологические, нравственные, эстетические, коммуникативные качества. Развитые в высшей степени, они позволяют достичь творческих высот в профессии. Овладение методологией в этом ракурсе не только позволяет занять собственную «нишу» в среде (обрести социальный статус), но и понять место и роль инженера в системе общественных отношений.
Размышление над этими вопросами естественно для ведущих специалистов в конкретных отраслях. Их лейтмотив сводится к следующему положению: «инженер - специалист, обладающий системным мышлением». Овладевая в полной мере диалектическим мышлением, инженер в то же время формирует представление о стату-
се своей социально-профессиональной деятельности в обществе. Ориентацию на эти аспекты находим в лифлете для абитуриентов радиотехнического факультета УлГТУ (автор-сост. проф., д. т. н. А. Г. Ташлинский): «...на кафедре вас научат не только искусству проектирования любых радиоэлектронных и телекоммуникационных систем, но и системному мышлению. Знание принципов работы любой сложной системы даёт возможность выпускникам легко адаптироваться в любых областях жизнедеятельности».
Принцип системного мышления (как целостного и иерархичного, с использованием дедукции и индукции) у будущих инженеров развивают не только в рамках изучения конкретно-научных дисциплин, связанных с компьютерной техникой, программированием, физико-математическим моделированием, но и с помощью философских категорий. Безусловно, специфика инженерно-технической деятельности накладывает отпечаток на особенности мышления. Например, в радиотехнике инженер, овладевая своей деятельностью, должен иметь чёткое представление об общей структуре технической системы, о функциональных особенностях данной системы (построение схемы) и конкретном устройстве (механизма, узла, агрегата или цепи). В диалектике этим уровням соответствует триада категорий: единичное - особенное - общее.
Занимаясь проектированием, изобретательством, технический специалист остро нуждается в знании основ технического творчества, моделирования. Об актуальности изучения основ материализма и диалектики, обращения к трактовке философией категории «модель» пишут сами технические специалисты [10]. На сайте СГАУ, посвящённом радиотехническому факультету, также подчеркивают значимость этих аспектов: «Современные радиоэлектронные изделия характеризуются функциональной, конструктивной и технологической сложностью. К ним предъявляются повышенные эксплуатационные, конструктивно-технологические, экономические, эстетические и эргономические требования. В связи с этим заметно возросла творческая роль инженера конструктора-технолога радиоэлектронных средств. Технология - это наука, изучающая взаимосвязи физических, химических и биологических процессов с целью получения конкретной продукции. Изготовление же любого изделия связано с реализацией целого комплекса взаимно связанных технологических процессов. Из этого следует, что инженер-технолог должен мыслить системно, постоянно увязывая границы применимости этих процессов в рамках конкретной технологии» [11].
Системный подход используется при исследовании сложноорганизованных систем, в
проектировании, теории организации и управления производством, системотехнике: «системный подход и системный анализ выступают в качестве методологии исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем, моделирования этих систем и их анализа. Именно системный анализ позволяет выявить условия, приводящие к наилучшим результатам функционирования и оптимизации системы. При этом любой объект рассматривается не только как неразделимое, единое целое, но и как система взаимосвязанных составных элементов, их свойств и качеств» [12]. Кроме того, системный подход тесно связан со структурно-функциональным анализом, что также используют в своей практике инженеры. Возрастание в рефлексивной деятельности методологической компоненты привело к тому, что «под влиянием индустриализации научного труда меняются требования к виду научного результата: он должен не только удовлетворять общим логическим и семиотическим требованиям, но и получать „инженерную" форму, т. е. выступать в виде безличной конструкции, технического блока, который стандартными способами включается либо в систему эмпирического базиса науки (если речь идёт об экспериментах или первичных наблюдениях), либо в систему исходных данных, расчётов и т. п. (в прикладных исследованиях и разработках). Иными словами, к принципам, диктуемым общими законами социальной организации знания, в этом направлении развития науки добавляются принципы, вытекающие из многосторонней и непосредственной кооперации большого числа исследователей, занятых решением одной общей проблемы. Понятно, что в такой ситуации рефлексия направляется на „стыковку", „увязывание" массовой по своему характеру деятельности. Это находит выражение как в бурном развитии исследований по различным аспектам организации научной деятельности, так и в создании многообразных методов и методик для собирания, обработки и оценки различных эмпирических данных» [5; 9].
Исследователи отмечают, что «системный или комплексный подход к решению проблем позволяет раскрыть характер системных противоречий, выявить сложную взаимосвязь разных проблем и выработать стратегию решения поставленных задач» [6]. Полагаем, что методологически для специалистов важно различать такие понятия, как «системный подход», «теория систем», «системный анализ», «принцип системности» [13], систематизация, системность, систематичность, а также развести методичность, методологизм и методологичность, поскольку
они широко и неоднозначно употребляются в естественных, математических, технических и социально-гуманитарных науках.
Разработка проблем технического творчества, критериев Нового в технике, изучение творческого становления личности, особенностей творческого мышления, неоднозначности и противоречивости результатов творчества, оценки (как технической, так и экологической, социальной) и социогуманитарной экспертизы тех или иных проектов, детерминации развития техники, социально-исторических этапов её становления, последствий научно-технологической революции и научно-технического прогресса, этических аспектов инженерной деятельности, осознание роли критической рефлексии в формировании новых проективных исследовательских программ - вот лишь небольшая часть вопросов, требующих ответственного подхода в инженерном образовании.
Отчасти эту задачу как раз и призваны решать курсы для магистров и аспирантов по философии науки и техники. Ещё больших усилий требуется для постановки и решения новых проблем в связи с назревающими и постоянно меняющимися условиями общественных форм бытия. Проблема заключается не просто в отрыве и «противостоянии» технической интеллигенции гуманитарной общественности. Парадокс состоит едва ли не в обратной ситуации: технари в большинстве своём испытывают потребность и открыты к диалогу, но готовность к решению этих вопросов в среде научно-педагогических работников, преподающих цикл социально-гуманитарных предметов, не всегда в явном виде присутствует.
Эволюция научно-технических достижений, противоречивость развертывания исторических этапов развития системы «человек-техника» свидетельствуют о повторяемости, закономерностях, объективности разворота событий и ситуаций в современном мире, что отражается в повороте как самой философии и технических специалистов, гуманитарно настроенных, готовых к межкультурному диалогу, так и системы образования к осмыслению этих поистине исторических аспектов в изменении статуса и образа социокультурных феноменов Науки и Техники. Преодоление теории и методологии сциентизма и техницизма возможно лишь на пути гуманизации научно-технического развития. К сожалению, история также демонстрирует, что метафизических «прозрений» никогда не наступает там, где нет детальной проработки понятий, категориальных структур, попытки понять взаимовлияние научной, технической и художественной культуры,
мировоззрения и практики, роли инженерного образования (о чём находим глубокие размышления у Н. А. Бердяева, П. К. Энгельмейера и др.).
В методологическом ракурсе философия науки и техники способствует выработке ценностных регулятивов, сопровождающих поиск в научно-техническом творчестве [7]; формированию профессиональной культуры [8]; решению проблем профессиональной этики [1]. Реализуя методологические принципы своей деятельности, инженерное сообщество (лучшие его представители) способно выполнять функции интеллектуальной элиты [2; 9], вырабатывать основные принципы профессиональной культуры и профессиональной этики [4], реализовать положения этического кодекса инженера, являть на практике ценностно-смысловые характеристики структуры личности инженера (наряду с профес-сионально-компетентностными).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозерцев В. И. Проблемы профессиональной этики // Вестник УлГТУ. - 1998. - №3.
2. Волков М. П. Генезис науки: проблема методологических оснований // Наука и научное познание в контексте развития культуры: сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - С. 9.
3. Лайкер Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М. : Аль-пина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
4. Научно-исследовательская и проективная культура в современном обществе: сборник научных трудов / под ред. Е. Ш. Ромазановой. -Ульяновск : УлГТУ, 2006. - 92 с.
5. Огурцов А. П., Юдин Б. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М. : Наука, 1978.
6. Прангишвили И. П. Системный подход, системное мышление и энтропизация фундаментальных знаний // Проблемы управления. - 2003.
- №1 // Шр://суЬег1ешпка.ги/а111с1е/п/8181етпуу-ро^о^8181етпое-ту8Ыеше->еп1гор12а181уа-fundamentapnyh-znaniy
7. Ромазанова Е. Ш. Идеалы и нормы научного творчества // Этика в науке : сборник научных трудов. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - С. 33.
8. Ташлинская Е. Ш. Профессиональная культура инженера // Техногенная эра в судьбе человека, общества, мира : сборник научных трудов.
- Ульяновск : УлГТУ, 2013. - С. 35-48.
9. Шейнбаум В. С. Методология инженерной деятельности. - М. : РГУ нефти и газа, 2007. -360 с.
10. Ярушкина Н. Г., Барабанова Е. Ю. Философские категории в изучении временных рядов // Интеграция науки и практики как условие экономического роста. VII Международня научно-практическая конференция : сборник трудов. -Ульяновск: УлГТУ, 2014.// venec.u1stu.ru/1ib/ diskZ2014Z76.pdf
11. Сайт СГАУ // http://rtf.ssau.ru/node/17 (дата обращения: 29.12.2014).
12. Системный подход // http://partnerstvo.ru/1ib /to/node/21 (дата обращения: 29.12.2014).
13. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ // http://victor-safronov.narod.ru/systems-ana1ysis/1ectures/surmin/01.htm1 (дата обращения: 29.12.2014).
Ташлинская Елена Шамильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» УлГТУ. Окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Имеет монографию, статьи в области социальной философии, философии науки и техники, философии образования.
Поступила 16.01.2015 г.