ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Распертова Е.Е., аспирант, Московский Гуманитарный Университет
Статья посвящена раскрытию проблем, связанных с формированием человеческого капитала в современных условиях в процессе образования, выраженных в снижении качества высшего образования, увеличении его платности, устаревании материально-технической базы вузов, снижении сроков обучения и последующей неудовлетворенностью работодателей уровнем образования выпускников вузов.
Ключевые слова: человеческий капитал страны; качество высшего образования; подготовка квалифицированных специалистов.
EDUCATION AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS
Raspertova E., Post graduate student, Moscow University for the Humanities
The article covers the problems, connected with the development of human capital in the process of education in modern conditions, including the problem of high education quality reduction, its increased cost, obsolescence of universities’ facilities, reduction of the length of high education and all that resulting in dissatisfaction of the employers with the university graduates.
Keywords: human capital of the country; the quality of high education; high- qualified employees’ training.
Человеческий капитал - это имеющийся запас знаний, навыков, умений, мотиваций. Человеческий капитал формируется в процессе образования и воспитания. Если начальное и среднее образование закладывает основы для формирования человеческого капитала, то высшее образование формирует и наращивает его запас. В современном мире для каждого человека наличие определенного запаса человеческого капитала является его богатством, так как, чем больше запас человеческого капитала, тем шире сфера его применения. Высокий уровень человеческого капитала в масштабах государства означает высокий уровень конкурентоспособности страны в мире. Так как от образования зависит формирование человеческого капитала страны, то в интересах государства - поддерживать образовательную систему, в том числе высшее образование, на высоком уровне. В данной статье большее внимание уделяется именно проблемам высшего образования.
Изменения в системе высшего образования привели к тому, что сейчас в России действует много платных вузов и факультетов, цена за обучение в которых постоянно растет. Не каждая российская семья уже сейчас может оплачивать обучение в вузе своих детей из собственных средств на протяжении многих лет подряд, поэтому они вынуждены либо искать альтернативные источники оплаты образования, зачастую не самые надежные и благоприятные для семьи, либо отказываться от образования, что может заметно снизить общий уровень образования населения в стране1. Если все больше и больше семей будут не в состоянии оплатить образование своих детей, а, значит, дети получат меньше знаний, то уровень их квалификации будет низким. В итоге у них будет меньше возможностей применить свои знания и найти работу.
Таким образом, человеческий капитал в масштабах страны может снизиться. Ведь не будет всей той совокупности знаний, навыков и умений, которые человеку можно было бы применить в его полезной деятельности или передать будущим поколениям.
Платность образования является результатом недостаточного финансирования вузов государством. Анализ государственных расходов на образование за период с 2000 г. по 2008 г. показал, что государственные расходы на образование выросли незначительно
- от 0,5% ВВП в 2000 г. до 0,9% ВВП в 2008 г.. Расходы федерального бюджета на образование в 2010 году уже увеличились на 17,3% по сравнению с 2008 г. и составили 416,4 миллиарда рублей2.
Но, в то же время, растет и объем платных образовательных
услуг. Динамика объема платных услуг системы образования показывает их стабильный рост. К примеру, объем платных образовательных услуг населению за рассматриваемый период с января 2000 г. по январь 2010 г. увеличился на 284,5 млрд. руб. и в 2010 г. составил 326,0 млрд. рублей. Это на 0,3% больше, чем в 2009 году3. Если потребность государственных вузов в предоставлении платных услуг сохраняется, то можно предположить, что государственного финансирования недостаточно. Для сравнения, расходы консолидированного бюджета на образование в 2009 г. в России составили 4,6% от ВВП, а в Великобритании - 5,6% от ВВП4. Недостаток денежных средств в вузах вызывает необходимость компенсировать его за счет студентов, что и происходит.
Многие вузы в России по-прежнему имеют устаревшую материально-техническую базу, которую необходимо модернизировать. Это, прежде всего, касается наличия современных компьютеров в нужном количестве для всех студентов, обеспечения возможности доступа в Интернет на территории институтов, возможности пользоваться лабораториями, приборами и необходимыми материалами для проведения опытов и исследований, удобства и современности научных библиотек.
К примеру, в 2008/09 гг. на 100 студентов приходилось всего 9,7 персональных компьютеров, используемых в учебных целях5. Из них меньше 1/3 имело доступ в Интернет.
Чтобы обеспечить должный уровень развития человеческого капитала, надо обеспечить возможность работы в лабораториях не только для научных сотрудников, но и для обычных студентов. Инновационные идеи появляются не всегда в специально отведенных местах и в определенное время, а неожиданно, и не там, где ожидаются. Невозможно говорить о развитии человеческого капитала, если не созданы необходимые условия для работы студентам, преподавателям, научным сотрудникам.
За период 2000-2009 гг. доля профессорско-преподавательского состава в возрастной категории 25-30 лет увеличилась всего на 1%. В 2008/09 г. доля молодых преподавателей в общей численности преподавателей составила 14,4% против 13,4% в 2000/01 г.6. Преподаватели именно этой возрастной группы через 10-20 лет сформируют основной состав преподавателей. Если численность молодых преподавателей будет сокращаться, то существует вероятность нехватки преподавателей в будущем. Такую ситуацию можно изменить, только повысив престиж преподавательского труда и
1 Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Организация дополнительных платных образовательных услуг. Н. Новгород: Педагогические технологии. 2002. С.105
2 Текущий сайт Министерства финансов Российской Федерации: Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов http://www.minfin.ru/ru/.
3 Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/ ^2/3-5.Ьт.
4 Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Государственные расходы на образование и здравоохранение http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/16-17.htm.
5 Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. С.159
6 Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010. С.154
увеличив заработную плату7. Государству необходимо следить, чтобы на смену преподавателям пожилого возраста приходили молодые преподаватели, владеющие современными методами обучения и сохраняющие лучшие традиции прошлого. Если будет дефицит или нехватка преподавателей по некоторым специальностям, то студенты могут не получить необходимые знания и опыт, а, следовательно, человеческий капитал в масштабах страны будет снижаться.
Что касается распределения численности студентов вузов по регионам РФ, то из общего количества (5860) государственных вузов в 2007/08 гг. 1634 вуз находился в Центральном федеральном округе, и только в одной Москве - 837 вузов8. Из общего числа негосударственных вузов в 2007/08 гг. больше всего вузов находилось тоже в Центральном регионе - 557 вуз из 1024 вузов. То есть возникли серьезные диспропорции в масштабах подготовки кадров по регионам. Абитуриенты со всех регионов России стремятся поступить в вузы в больших городах, особенно таких как Москва и Санкт-Петербург.
По завершении вуза выпускники, в основном, остаются работать в этих городах. Неравномерность развития регионов - это объективная закономерность, которая может быть усилена рассматриваемыми процессами. При отсутствии механизмов перераспределения человеческого капитала по всей территории России запас человеческого капитала в регионах будет постепенно снижаться.
С целью улучшения качества образования в России был взят курс на его модернизацию. Модернизация системы образования в нашей стране, прежде всего, ассоциируется с присоединением России к Болонскому процессу. С нашей точки зрения, присоединение России к Болонскому процессу нельзя рассматривать как решение всех проблем в системе образования, а скорее даже наоборот. Болонская конвенция была нацелена на создание единого европейского пространства, где все дипломы были бы унифицированы, подведены под единый стандарт, а значит диплом, полученный в одной стране Европы, признавался бы в другой. В Болонской конвенции не прописано, каким образом повысить качество образования в каждой отдельной стране Европы. Механизм сокращения сроков образования не может положительно сказаться на качестве образования.
До подписания Болонского соглашения высшее образование в нашей стране значило получение диплома специалиста. Получение диплома специалиста предполагает 5-6 лет обучения, а диплома бакалавра - 3-4 года. После присоединения к Болонской конвенции для большей части студентов будет, скорее всего, достаточно получение лишь степени бакалавра, так как обладание этим дипломом уже позволит трудоустроиться. То есть фактически получается, что по уровню образования население в большинстве своем с уровня специалиста опустится до уровня бакалавра, а это может выразиться в снижении общего уровня образования населения. К другим недостаткам можно причислить следующий. В ситуации общего удорожания высшего образования в России многие талантливые студенты предпочтут получение образования за те же деньги за рубежом. Ведь получение высшего образования в таких европейских странах, как Швеция и Германия, бесплатно. Учеба молодых и перспективных студентов за рубежом может закончиться их эмиграцией, что, в общей ситуации снижения уровня человеческого капитала в стране, может оказаться невосполнимой утратой.
В современном мире, где развитие человеческого капитала означает важный вклад в рост экономики страны, снижение уровня человеческого капитала в России представляется крайне негативным явлением с отрицательными последствиями для будущего страны. Современная мировая экономика нуждается в формировании высокого уровня человеческого капитала.
В настоящее время во многих странах мира взят курс на непрерывное образование - образование на протяжении всей жизни человека. Для того, чтобы стать всесторонне развитой личностью в современном мире, недостаточно получить только начальное, среднее или даже высшее образование. Тенденция такова, что даже выс-
шее образование становится массовым. Именно поэтому человечество на современном этапе своего развития уже накопило огромный запас человеческого капитала. Но его надо постоянно поддерживать, обогащая новыми знаниями, открытиями и достижениями. В ситуации массовости высшего образования, в целях сохранения конкурентоспособности, развитые страны поддерживают человеческий капитал на высоком уровне, благодаря развитию науки. В XXI веке человечество в полной мере оценило роль высококвалифицированных специалистов, инженеров и ученых в развитии высокотехнологических и наукоемких производств.
Подготовку квалифицированных специалистов осуществляет система высшего образования. От качества высшего образования зависит уровень квалификации специалистов, а значит та польза, которую принесет их труд. Подготовкой научных кадров занимается послевузовская система образования - в России аспирантура и докторантура. От качества подготовки аспирантов и докторантов зависит будущее науки.
Анализ статистических данных за 2000-2008 гг. по России показал, что прием и выпуск из аспирантуры увеличился. Прием в аспирантуру в 2008 г. составлял 49638 человек по сравнению с 43100 человек в 2000 г. Выпуск из аспирантуры в 2008 г. - 33670 человек, а в 2000 г. - 24828 человек. Выпуск из аспирантуры в 2008 г. с защитой диссертации (8831 чел.) значительно меньше выпуска из аспирантуры без защиты диссертации, что является тревожным явлением. Более того, выпуск из аспирантуры за период 2004-2008 гг. с защитой диссертации даже сократился на 1425 человек. Общий удельный вес лиц, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, в общем выпуске из аспирантуры составил в 2008 г. 26,2% против 30,2% в 2000 г.9.
Гораздо более тяжелая ситуация наблюдается в докторантуре. Прием и выпуск из докторантуры, включая выпуск из докторантуры с защитой диссертации за исследуемый период 2000-2008 гг. уменьшился. В 2008 г. в докторантуру было принято 1517 человек (в 2000 г. - 1637 человек). Закончили докторантуру с защитой диссертации в 2008 г. 297 человек (486 человек в 2000 г.). В НИИ выпуск из докторантуры в 2008 г. был всего 23 человека на всю стра-ну10.
Показатели аспирантуры падают, значит получение глубоких и серьезных знаний не вызывает интереса у людей. Во всем мире степень доктора наук считается одной из самых престижных. Сокращение численности докторов наук непременно скажется на конкурентоспособности страны. Невостребованность научного труда может иметь негативные последствия в будущем для человеческого капитала страны.
Проблемы в системе образования сказываются и на рынке труда. Выпускники вузов, начиная поиск работы, сталкиваются с трудностями трудоустройства. Основная причина заключается в том, что работодатели недовольны качеством полученного в вузе образования. Они считают, что уровень квалификации современных выпускников низок и не соответствует предъявляемым требованиям. По данным исследования, проведенного ГУ-ВШЭ, 51,5% опрошенных работодателей считают уровень квалификации пришедших к ним выпускников недостаточным. 84% работодателей считают, что выпускникам необходимо дополнительное обучение11 . В результате, потребность работодателей в молодых выпускниках минимальна, так как им выгоднее взять сотрудника, имеющего опыт работы, а не молодого специалиста, который получил лишь теоретические знания в вузе, и на которого надо тратить средства, обучая его практическим навыкам. Тем более, что такой сотрудник, проработав несколько лет и получив опыт работы, может уволиться.
Но те работодатели, которые все же берут на работу молодых выпускников и готовы их обучать, платят им достаточно скромную зарплату. Это неудивительно, принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства. Но молодой сотрудник, в свою очередь, затратив свой труд и денежные средства в процессе получения образования в вузе, не рассчитывает получать маленькую зарплату. Он хочет, и это справедливо, окупить затраченный труд и де-
7 Назарова И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М.: МАКС Пресс. 2008. С.183
8 Текущий сайт статистики Российского образования http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_11a&ttype=2&Field=All.
9 Российский статистический ежегодник: 2009: стат. сб. - М.: Росстат, 2009. С.548
10 Российский статистический ежегодник: 2009: стат. сб. - М.: Росстат, 2009. С.553
11 Зеленова О.И., Садков Д.В. Исследование НЯ-барьеров развития российской экономики// Исследование кафедры информационных бизнес систем и Высшей школы экономики, 2010. С.6
нежные средства, работая. Если работник не получает желаемую оплату за свой труд, то он в итоге может поменять место работы. Неудовлетворенность работой, зарплатой, отсутствие признания труда работников - это факторы, вынуждающие человека сменить место работы. Как результат, на предприятии может наблюдаться сильная текучесть кадров.
Ситуация усугубляется тем, что не все молодые выпускники востребованы на рынке труда из-за увеличившегося количества выпускников по некоторым специальностям. В итоге, люди, потратившие годы на получение высшего образования и получение определенной специальности, отказываются от применения своих знаний на практике и пытаются переквалифицироваться.
Выпускники технических вузов стоят перед трудным выбором, описанным выше - работать по специальности и получать немного, работать не по специальности (уходить в бизнес), или эмигрировать. Идея эмиграции особенно актуальна для специалистов высокой квалификации и работников научной сферы. Именно они обладают наибольшим запасом человеческого капитала и могут принести наибольшую пользу стране. В развитых странах это понимают и всегда готовы привлекать таких людей, обеспечивая им высокую зарплату, достойные условия работы и признание их труда.
Таким образом, в российской системе образования можно проследить тенденцию снижения качества. Снижение качества образования ведет к понижению общего уровня знаний и квалификации населения. А это, в свою очередь, влияет на уровень человеческого капитала. Но, не смотря на все трудности в формировании человеческого капитала страны, большинство российских абитуриентов по-прежнему стремится к получению высшего образования. Мотивация молодых людей получить образование выражается в принятии ими целей и задач образования как личностно значимых и необходимых. Для многих российских семей желание обеспечить своим детям получение высшего образования становится наиболее типичной стратегией в отношении образования детей.
Высокий престиж образования объясняется тем, что люди видят в нем важнейший ресурс, резко повышающий социальную мобильность гражданина и его конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
1. Вифлеемский А.Б., Чиркина О.В. Организация дополнительных платных образовательных услуг. Н. Новгород: Педагогические технологии. 2002. - 132 с.
2. Назарова И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. М.: МАКС Пресс. 2008. - 280 с.
3. Образование в Российской Федерации: 2010: стат. сб. -М.: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2010.
- 492 с.
4. Российский статистический ежегодник: 2009: стат. сб. -М.: Росстат, 2009. - 795 с.
5. Зеленова О.И., Садков Д.В. Исследование HR-барьеров развития российской экономики// Исследование кафедры информационных бизнес систем и Высшей школы экономики, 2010.
6. Текущий сайт Министерства финансов Российской Федерации: Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов http://www.minfin.ru/ru/. - по состоянию на 1.04.2010.
7. Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/
IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm. - по состоянию на 31.03.2010.
8. Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Государственные расходы на образование и здравоохра-
нение http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/16-17.htm. - по состоянию на 15.03.2010.
9. Текущий сайт статистики Российского образования http:/ /stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_11a&ttype=2&Field=All. - по состоянию на 06.03.2010.
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕМОНТНОЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ СЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТРЫ ТРАНСПОРТА
Винников М.В., МАДИ ГТУ
Предложены экономические методы повышения надежности обслуживания пассажиров и населения в транспортных узлах. Предложена математическая модель формирования ремонтно-эксплуатационной службы для сети терминалов самообслуживания.
Ключевые слова: ремонтно-эксплуатационная служба, сервисные пункты.
SELECTION OF OPTIMAL SOLUTIONS FOR REPAIR SERVICES FOR OPERATIONAL SERVICE INFRASTRUKTRY TRANSPORT
Vinnikov M., MADIGTU
Economic methods of increase of reliability of service of passengers in transport knots are offered. The mathematical model offormation of repair-operational service for a terminals of self-service is offered.
Keywords: repair-operational service, service points
Условием реконструкции крупных транспортных сооружений, в частности, автомагистралей является их оснащение современным оборудованием - надежной системой обслуживания пассажиров, эксплуатационного персонала и местного населения. Проблема организации сервиса на транспорте отличается непреходящей актуальностью, особенно в связи с жесткой конкуренцией разных видов перевозок и необходимостью соответствовать международным стандартам. Ее важность повышается в связи с новой программой создания общегосударственной платежной системы РФ.
В этом плане современная надежная инфраструктура на автомобильном транспорте соответствует концепции федеральной программы «Транспортная стратегия РФ до 2030г» - гармонизации развития всех сфер транспорта с учетом его интеграции в мировую транспортную систему.
Надежность функционирования мобильных сетей сервисного оборудования для оказания услуг по международным стандартам в
режиме транспортных узлов должна обеспечивать ремонтно-эксплуатационная служба (РЭС).
Постановка задачи. Расчет мощности и размещения РЭС для выполнения заявочной потребности в ремонтах на объектах установки терминалов должен обеспечить полный объем ремонтных работ с минимальными суммарными затратами на их производство и создание резервного фонда оборудования. Критерий эффективности задачи соответствует чистому дисконтированному доходу от функционирования мобильной сервисной системы, в которую входит ремонтно-эксплуатационная подсистема, поддерживающая заданный уровень надежности и готовности сервисного оборудовании (терминалов, банкоматов, автоматов по продаже товаров и услуг пассажирам и др.). Для его расчета необходимо произвести соизмерение: а) эксплуатационных затрат на создание, при необходимости усиление сервисных пунктов и обслуживание терминалов; б) положительных результатов - дополнительного дохода от уве-