Научная статья на тему 'Формирование человеческого капитала в реформируемой системе высшего профессионального образования'

Формирование человеческого капитала в реформируемой системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / THE REFORMS OF THE SYSTEM OF HIGH EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Распертова Е. Е.

Статья посвящена раскрытию основных направлений реформирования системы высшего профессионального образования РФ с целью ускорения процесса формирования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL FORMATION IN REFORMING HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article shows the main directions of the reforms of the system of high education in Russia. The purpose is to speed up the process of human capital development.

Текст научной работы на тему «Формирование человеческого капитала в реформируемой системе высшего профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕФОРМИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Распертова Е.Е., аспирант, Московский Гуманитарный Университет

Статья посвящена раскрытию основных направлений реформирования системы высшего профессионального образования РФ с целью ускорения процесса формирования человеческого капитала.

HUMAN CAPITAL FORMATION IN REFORMING HIGHER EDUCATION SYSTEM

Raspertova E., Post graduate student, Moscow University for the Humanities

The article shows the main directions of the reforms of the system of high education in Russia. The purpose is to speed up the process of human capital development.

Ключевые слова: человеческий капитал; реформирование системы высшего профессионального образования.

Keywords: human capital; the reforms of the system of high education.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. Современный квалифицированный работник должен быть подготовлен к самостоятельной деятельности в непростых условиях современной рыночной экономики, способен к независимому принятию решений и умению действовать в конкурентной среде.

Образование с момента своего зарождения всегда причислялось к важной сфере человеческой жизнедеятельности и в той или иной мере способствовало социальному прогрессу. В настоящее время образование стало одной из самых значимых сфер трудовой и познавательной жизнедеятельности. Оно во многом предопределяет дальнейшее развитие производства, качество произведенных товаров и услуг.

Система образования - важный фактор формирования человеческого капитала. Система высшего образования, существующая сейчас в России, требует дельнейших серьезных изменений, демонстрируя снижение качества подготовки специалистов. Это, в свою очередь, проявляется и в снижении качества человеческого капитала страны. Невысокое качество подготовки специалистов с высшим образованием ведет к их невостребованнности на рынке труда, а значит к сокращению отдачи от потраченных средств и времени на получение образования.

Дальнейшее реформирование системы образования с целью ускорения формирования человеческого капитала представляет собой одну из первоочередных задач нашего государства. Ступени российской системы образования, включающие начальное, среднее и высшее образование, на современном этапе плохо связаны друг с другом, их развитие не сбалансировано. Причем серьезных изменений требует среднее образование. Поэтому в качестве приоритетной задачи многие экономисты видят реформирование системы среднего образования, с упором на среднее профессиональное. Экономике России требуются рабочие специалисты. Даже Дмитрий Медведев на заседании Госсовета выступил с тезисом: “России нужно больше специалистов со средним профобразованием и меньше - с высшим”1. С этим трудно не согласиться, но, вместе с тем, нельзя понимать это как призыв к приоритетному развитию среднего образования в ущерб реформированию высшего. Российская система высшего образования также требует дальнейшего реформирования, что также должно рассматриваться в качестве одной из приоритетных задач.

Поскольку перспективное развитие российской экономики связано с построением информационного общества, инновационной экономики, именно специалисты высокой квалификации, ученые и инженеры будут определять значимость страны на международной арене, конкурентоспособность на мировых рынках. Уже сейчас в развитых странах человеческий капитал обладает наибольшей ценностью и является важнейшим товаром. К сожалению, в нашей стране это пока не так. Переход к информационному обществу предполагает широкое применение труда специалистов высшей квалификации, создание новых рабочих мест, где бы требовались специа-

листы с высшим образованием, готовые применять свой человеческий капитал.

При реформировании российского высшего образования необходимо делать упор не на количественные характеристики - увеличение числа вузов и студентов, а на качественные - улучшение качества высшего образования. В действительности все происходит наоборот. Качественное высшее образование же сделает возможным подготовку специалистов высокой квалификации, обеспечит формирование человеческого капитала страны нового качественного уровня.

Согласно данным Росстата более 60% общей численности выпускников средней школы ежегодно поступают в высшие учебные заведения. В 2010 г. насчитывалось уже 1399,4 тыс. человек, принятых в высшие учебные заведения. Из них в государственных вузах училось 1195,4 тыс. человек, а в негосударственных - 204 тыс. человек2. Число высших учебных заведений увеличилось до 1115 в 2009-2010 года. За последние 20 лет число вузов увеличилось больше, чем в 2 раза3.

На первый взгляд, рост числа вузов и студентов носит положительный характер, но следует обратить внимание на то, что рост числа вузов сопровождается снижением качества образования.

За последние десятилетия в области образования наша страна значительно сдала свои позиции на мировой арене. Так, в 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире. К 2010 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место4. По данным рейтинга 200 лучших университетов мира - THES (The Times Higher Education Supplement), в 2006 году МГУ занимал 93-е место, Санкт-Петербургский университет - 164е. В рейтинге 2007 года уже нет ни одного российского вуза5. В рейтинге 2010 г. также отсутствуют российские вузы6.

Образование, реально доступное для всех - это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к экономики знаний. Если в индустриальной экономике достаточно использование способностей меньшинства для процветания узкого слоя элиты, то в XXI веке творческий потенциал и человеческие качества всех становятся главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и высокого качества жизни ее граждан.

Высшее образование, как любой ресурс экономики в любом случае оплачивается: либо государством, если образование бесплатное для всех, либо учащимися и их родителями в случае платного образования. Это предполагает формирование прозрачной системы финансирования учреждений высшего профессионального образования, фиксирующей параметры формирования человеческого капитала, как в отдельной организации, регионе, так и в рамках общества в целом. Финансирование должно осуществляться, на наш взгляд, из государственных источников и быть направлено на увеличение предоставления бюджетного высшего образования. При этом предполагается целевое и безвозвратное использование средств. Как известно, сейчас в России 90,9% населения балансирует на черте бедности, поэтому необходимо обеспечить равный доступ к получению высшего образования для всех слоев населе-

ния7. В связи с этим нам представляется важным увеличение количества бюджетных вузов до 80% всех вузов, и, соответственно, сокращение количества коммерческих вузов. Сейчас в России наблюдается обратная ситуация. Так, за рассматриваемый период 1990 -

2009 гг. темпы роста числа негосударственных вузов превышают темпы роста числа государственных. Доля первых с 1992 г. по 2000 г. (за 8 лет) возросла в 1,9 раза, а вторых - в 1,2 раза8. За последующие 9 лет (2000-2009 гг.) темпы роста числа негосударственных вузов превышают темпы роста числа государственных в 2,1 раз. В 2009/10 гг. количество негосударственных вузов увеличилось на 94 единиц, а государственных - на 55 единицы.

Образовательные институты должны получать конкретный заказ на подготовку специалистов, при этом должны четко представляться экономические и социальные параметры будущего специалиста. В этой связи важно четко ставить задачу перед вузом по формированию определенной интеллектуальной, образовательной, профессиональной, культурной модели выпускника. Данная модель должна определять виды и задачи деятельности преподавателей.

В то же время необходимо искать и рассматривать альтернативные варианты финансирования образования и распределения государственных, региональных, независимых финансовых потоков. Базовые государственные федеральные вузы должны целевым образом поддерживаться государством.

Необходимо реформировать существующую систему предоставления образовательных кредитов и формулировать новые условия, которые бы в равной степени были бы выгодны потребителю образовательных услуг, а также вузу и банку. Для этого нужно увеличить количество банков, предоставляющих образовательные кредиты (по состоянию на март 2010 г. их было всего 11), снизить процентную ставку по кредиту с 12% до 8%, увеличить льготный период. Банки должны работать со всеми негосударственными вузами, которые будут предлагать обучение в кредит, а не только со статусными вузами. Кредит должен покрывать всю стоимость и продолжительность обучения. При этом участие в системе выдачи образовательного кредита могут принять и компании - работодатели, выступая гарантами возврата кредита. В этом случае студент при оформлении образовательного кредита подписывает договор не только с банком, но и с компанией, обязуясь отработать в ней оговоренное число лет после окончания вуза. В экономические отношения «студент - банк» может активно включиться и государство, выступив посредником и взяв на себя основную долю риска, связанного с возвратом кредита банку.

Современный государственный вуз имеет проблемы с финансированием не только образовательного процесса, но и научной деятельности. Наука в университетах при отсутствии должного финансирования не может в полном объеме выполнять инновационные функции. Так, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2 % ВВП, причем более 50 % этой суммы приходится на бюджетные инвестиции. Инновационная деятельность вуза в новых условиях находится в кризисном положении. Для преодоления кризиса необходима разработка и реализация специальной программы по развитию инновационной деятельности преподавателей и студентов, созданию инновационного пояса научных сообществ, кружков и парков, консультативных инновационных фирм9.

Повышение качества образования предполагает усиление мо-

тивации достижения положительных конечных результатов деятельности учебного заведения, преподавателя и студента. Для увеличения заинтересованности студента в своей учебе нужно внедрять систему выплат ежемесячных стипендий в негосударственные вузы, где такой системы нет, и увеличивать размер стипендий в государственных вузах, который не дотягивает даже до прожиточного минимума. Размер стипендии в 2010 г. составлял 1-2 тыс. рублей в месяц. Нужно повысить стипендию студентам как минимум в пять раз, чтобы они могли учиться, а не совмещать работу с учебой. Это бы значительно улучшило финансовое положение многих семей, которые вынуждены до окончания вуза содержать своих уже довольно взрослых детей.

Для того, чтобы система высшего образования выполняла свои функции, в ней должны быть заняты люди, обладающие знаниями, представляющими ценность. Здесь сразу включаются механизмы экономики и бизнеса: раз высшее образование обладает ценностью, значит оно является товаром. По законам экономики нельзя в течение длительного периода времени покупать товар по цене ниже издержек изготовления и принятой нормы прибыли. Как только это правило нарушается, производители начинают уходить из этой сферы и товар становится все более и более редким. Высшее образование - рыночный товар, и процесс покупки товара обществом - применение полученного образования - должен оплачиваться по цене, покрывающей издержки его формирования и принятую в обществе норму прибыли. Если это правило нарушается, люди, имеющие высшее образование, представляющее ценность, начинают терять знания, полученное образование постепенно обесценивается, а темпы формирования человеческого капитала снижаются10.

Стоимость высшего профессионального образования в России уже сравнялась со стоимостью образования за рубежом. Для сравнения: стоимость обучения в год в Великобритании составляла в

2010 году по специальности бакалавр бизнеса 10204 дол., в США в государственном вузе - 10210 дол., а в России на экономическом факультете МГУ - 9558 дол. в год11. Это значит, что образование в РФ должно конкурировать по качеству с образованием в зарубежных странах. Для выполнения этой задачи нужно иметь сильный профессорско-преподавательский состав. Если стоимость высшего профессионального образования достигла ценового уровня зарубежных стран, то необходимо увеличить и материальное вознаграждение преподавателям, увеличив, тем самым, престиж преподавательского труда. Система оплаты труда преподавателей должна зависеть от уровня их квалификации и научных результатов их труда, а, следовательно, зарплата должна находиться в зависимости от их ученых степеней. Чем выше ученая степень, тем выше должна быть зарплата. К примеру, в 2009 г. вузовский преподаватель получал в среднем 20 тысяч рублей в субъектах федерации, а в столице - 27 тысяч. Повышение заработной платы привлечет научные кадры в вузы, тем самым решится проблема слабой связи науки и вуза.

Таким образом, чтобы ускорить процесс формирования человеческого капитала, необходимо реформировать систему высшего профессионального образования. Основными направлениями реформирования системы высшего образования в РФ, по нашему мнению, являются расширение финансирования высшего образования со стороны государства, государственный заказ на подготовку специалистов в вузах, увеличение количества государственных

1Текущий сайт международной информационной группы «Интерфакс» http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8094153a...a0-7beca01c7aee

2Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/ d12/3-5.htm.

3Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/ d12/3-5.htm.

4 Иноземцев В. Место России по уровню образования в мире// Текущий сайт информационного агентства «Дейта» - электронный ресурс http://deita.ru/analytics/v-rossii_07.09.2009_136634_po-urovnju-obrazovanija-rossija-opustilas-s-3-go-na-27-e-mesto-v-mire.html.

5 The Ratings// The New Times, 2008, №22. - P. 5-6

6 Текущий сайт Рейтингов лучших университетов мира http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/ top-200.html

7 Население России: статистика, факты, комментарии, прогнозы// Текущий сайт агентства РИФ http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru

8 Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов, 2010. - С. 146-148

9 Быченко Ю.Г. Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социально-экономической системы России. Саратов: ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ», 2009. С. 45-47

10 Тренев Н. Проблемы российского образования 02.11.2009 портал центра региональных практик http://kadry.viperson.ru/ wind.php?ID=604558

11 Анисимов П.Ф. Плата за обучение и вакантные бюджетные места в вузах//Вопросы статистики. 2010. №5. С. 6-7

вузов и сокращение негосударственных. Для привлечения и удержания профессорско-преподавательского состава в образовательной сфере в условии глобализации мировой экономики, требуется увеличение зарплаты вузовским преподавателям до уровня зарплаты их зарубежных коллег. На фоне роста инфляции и прожиточного минимума необходимо увеличить уровень стипендий студентов хотя бы до размеров прожиточного минимума. В существующей ситуации повышения стоимости высшего образования государству следует реформировать систему предоставления образовательных кредитов для студентов, сделав ее более доступной.

Сегодня становится все более очевидно, что образование является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек, что судьба отдельного человека, конкурентоспособность той или иной страны будут зависеть от образовательного уровня населения. Современное производство диктует высокий уровень образования, культуры, профессионального мастерства, умения обращаться с современной техникой. На ведущее место выдвигаются не навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности.

Литература:

1. Анисимов П.Ф. Плата за обучение и вакантные бюджетные места в вузах//Вопросы статистики, №5, 2010. - 35 с.

2. Быченко Ю.Г. Механизм инновационного развития человеческого потенциала в условиях модернизации социально-эконо-

мической системы России. Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2009. 331 с.

3. Иноземцев В. Место России по уровню образования в мире/ / Текущий сайт информационного агентства «Дейта» - электронный ресурс http://deita.ru/analytics/v-rossii_07.09.2009_136634_po-urovnju-obrazovanija-rossija-opustilas-s-3-go-na-27-e-mesto-v-mire.html - по состоянию на 07.09.2009

4. Население России: статистика, факты, комментарии, прогнозы// Текущий сайт агентства РИФ http://www.rf-agency.ru/acn/ stat_ru - по состоянию на 09.05.2010

5. Тренев Н. Проблемы российского образования// Текущий сайт Центра региональных практик http://kadry.viperson.ru/ wind.php?ID=604558 - по состоянию на 02.11.2009

6. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М.: 2010. - 408 с.

7. Текущий сайт Федеральной службы государственной статистики: Образование http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/

IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm. - по состоянию на 31.03.2010.

8. Текущий сайт Рейтингов лучших университетов мира http:/ /www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/top-200.html - по состоянию на 07.04.2010

9. Текущий сайт международной информационной группы «Интерфакс» http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8094153a...a0-7beca01c7aee - по состоянию на 31.08.2010

10. The Ratings// The New Times, 2008, №22. - P. 15.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Алимов В.В., к.воен.н., начальник учебного отдела УМЦ, доцент кафедры «Управление персоналом» Российской международной

академии туризма

В целях обоснования принимаемых инвестиционных решений при обеспечении оптимального использования экономических ресурсов представляется целесообразным всесторонне оценить объекты инвестиций. Для наиболее полной и качественной оценки и выбора объектов инвестирования в реальном секторе экономики предлагается использование ряда методов, о которых пойдет речь в предлагаемой статье. При оценке инвестиционной привлекательности предприятия и проекта предложенные методы позволяют рассмотреть многие вопросы, с которыми сталкиваются участники инвестиционного процесса. Это в свою очередь позволяет принять обоснованное инвестиционное решение.

Ключевые слова: инвестиции, методы, оценка, анализ, выбор, экономика, финансово-экономическая деятельность, финансовый анализ, инвестиционный проект, анализ, инвестор, предприятие, инвестиционная стратегия, обоснование инвестиционного решения, риски, критерии.

METHODS FOR EVALUATING AND SELECTING INVESTMENT OBJECTS OF INTEREST IN THE REAL ECONOMY

Alimov V., Ph.D., head of the Training Division of UMC, Associate Professor, Human Resources of the Russian International Academy of

Tourism

In order to inform decision-making investment, while ensuring optimal use of economic resources, it seems appropriate to assess fully the objects of investment. For the most complete and high quality evaluation and selection of investment projects in the real economy is proposed to use a variety of methods, which are discussed in this article. In assessing the investment attractiveness of the company and the project proposed methods allow us to consider many issues faced by members of the investment process. This in turn allows you to make an informed investment decision.

Keywords: investment, methods, evaluation, analysis, selection, economics, financial-economic activities, financial analysis, investment project analysis, investor, business, investment strategy, the rationale for investment decisions, risk criteria.

Выбор обоснованных инвестиционных решений проводят так, чтобы они обеспечивали оптимальное использование ограниченных ресурсов и средств для достижения социально-экономического роста предприятия. Скрининговые решения при оценке проектов основываются на определении инвестиционной привлекательности потенциальных партнеров проекта. Инвестиционные предложения/проекты оценивают в соответствии с тем, будут ли они иметь прибыль равную или большую, чем необходимо инвесторам. Всякая новая информация может дать повод для переоценки и изменить решения, ранее принятые в ходе подготовки проекта1 .

Для каждого раздела проектного анализа существует свой метод его проведения. Объем количественной и качественной информации претерпевает существенные изменения в зависимости от характера рассматриваемых затрат, выгод или иных факторов. Фи-

нансовые прогнозы, относящиеся к количественным аспектам анализа, содержат существенный качественный элемент, вытекающий из присущих прогнозированию факторов неопределенности. Согласно исследованию Харольда Байермана, о котором упоминает М.М.Бригхем, наиболее популярным методом оценки является метод внутренней нормы прибыли (рис. 1)2. Но В.В.Ковалев указывает, что исследования, которые проведены крупными специалистами в сфере финансового анализа, показывают, что наиболее предпочтительным является критерий - чистая текущая стоимость»3.

Таким образом, можно отметить, что в литературе и у специалистов в области проектного анализа нет единого мнения в отношении наиболее эффективного критерия оценки альтернативных инвестиционных проектов. Следовательно, для более конкретного сравнительного анализа необходимо определить дополнительные критерии оценки инвестиционных проектов. Для этого предлага-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.